Ч 4 ст 196 трудового кодекса

Статья 196 ТК РФ. Права и обязанности работодателя по подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников, по направлению работников на прохождение независимой оценки квалификации

Новая редакция Ст. 196 ТК РФ

Необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования, а также направления работников на прохождение независимой оценки квалификации для собственных нужд определяет работодатель.

Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников, направление работников (с их письменного согласия) на прохождение независимой оценки квалификации осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников, перечень необходимых профессий и специальностей, в том числе для направления работников на прохождение независимой оценки квалификации, определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов.

В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

При направлении работодателем работника на прохождение независимой оценки квалификации работодатель должен предоставлять ему гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Комментарий к Статье 196 ТК РФ

Работодатель может направить работников (по своей инициативе) на курсы повышения квалификации, а может провести переподготовку своими силами. Порядок осуществления профессиональной подготовки и переподготовки должен быть установлен в коллективных договорах, соглашениях и трудовых договорах (абзац 2 ст. 196 Трудового кодекса РФ).

В некоторых случаях работодатель обязан проводить повышение квалификации отдельных категорий работников, если это является условием выполнения их работы (абзац 4 ст. 196 Трудового кодекса РФ). В качестве примера можно привести медицинских работников, учителей, строителей.

Другой комментарий к Ст. 197 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации ТК РФ относит к числу основных трудовых прав работника. Комментируемая статья воспроизводит норму, содержащуюся в ст. 21 ТК, в части предоставления работнику этого права, а также определяет порядок его реализации.

2. По смыслу ч. 2 комментируемой статьи право работника на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации реализуется исключительно путем заключения с работодателем договора, дополняющего трудовой договор.

Если обучение работника будет осуществляться непосредственно у работодателя, отношения сторон по профессиональному переобучению оформляются ученическим договором. Нормы об ученическом договоре сконцентрированы в гл. 32 ТК РФ (см. ст. ст. 198 — 208 ТК РФ и комментарий к ним).

В случае направления работника на обучение в образовательное учреждение начального, среднего, высшего профессионального или дополнительного образования работник и работодатель также заключают договор, содержание которого действующим законодательством не регламентировано. Исключение касается лишь специалистов, направляемых на подготовку в соответствии с Государственным планом подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации. Контракты, заключаемые между ними и организацией, направляющей их на обучение, оформляются в соответствии с Типовым контрактом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 44.

Согласно п. 3 Положения о порядке обеспечения работой специалистов, подготовленных в соответствии с Государственным планом подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации, утвержденного тем же Постановлением, контракт должен быть заключен не позднее 10 дней до начала подготовки.

В соответствии с Типовым контрактом в период подготовки специалиста в образовательном учреждении организация обязуется оплатить стоимость его подготовки (полностью или частично), командировочные расходы, включая проживание и проезд к месту прохождения подготовки (стажировки) специалиста и обратно; сохранить среднюю заработную плату специалиста по основному месту работы. По завершении подготовки специалиста организация обязуется предоставить ему управленческую должность в соответствии с полученной квалификацией, заключив с ним трудовой договор.

Специалист в свою очередь обязуется освоить программу подготовки в соответствии с Государственным планом и прибыть в организацию для заключения трудового договора не позднее согласованного сторонами срока. Кроме того, в соответствии с данным Типовым контрактом на специалиста возлагается обязанность возместить организации затраты, связанные с его подготовкой в соответствии с Государственным планом, при условии расторжения этого контракта по его инициативе без уважительных причин, отчислении из образовательного учреждения, отказе приступить к работе в установленный срок.

Специалист освобождается от заключения трудового договора с организацией, направившей его на обучение, в следующих случаях:

— при наличии медицинских противопоказаний в отношении работы в конкретных организациях (должностях) или на территориях;

— при наличии одного из родителей или супруга (супруги) инвалида первой или второй группы, находящихся на попечении специалиста, если работа предоставляется не по месту постоянного жительства родителей или супруга (супруги);

— при беременности или наличии ребенка в возрасте до полутора лет на момент завершения обучения, если работа предоставляется вне места жительства семьи мужа (жены);

— если предлагаемая работа (должность) не соответствует уровню полученной им в ходе подготовки квалификации.

Указанный Типовой контракт может быть взят за основу и при определении содержания договоров о направлении на обучение в образовательное учреждение за счет средств работодателя любых других работников.

Статья 196. Права и обязанности работодателя по подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников, по направлению работников на прохождение независимой оценки квалификации

СТ 196 ТК РФ.

Необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования, а также направления работников на прохождение независимой оценки квалификации для собственных нужд определяет работодатель.

Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников, направление работников (с их письменного согласия) на прохождение независимой оценки квалификации осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников, перечень необходимых профессий и специальностей, в том числе для направления работников на прохождение независимой оценки квалификации, определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов.

В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

При направлении работодателем работника на прохождение независимой оценки квалификации работодатель должен предоставлять ему гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Комментарий к Ст. 196 Трудового кодекса РФ

1. В комментируемой статье упоминаются две формы подготовки работников: 1) профессиональное образование, 2) профессиональное обучение.

Профессиональное образование представляет собой вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности (п. 12 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Профессиональное обучение — это вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий) (п. 13 ст. 2 указанного Федерального закона).

Профессиональное обучение предполагает приобретение профессиональной компетенции для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение обучающимися квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования. При этом различается профессиональное обучение по программам: а) профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих (для лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего); б) переподготовки рабочих и служащих (для лиц, уже имеющих профессию рабочего или должность служащего, в целях получения новой профессии рабочего или новой должности служащего с учетом потребностей производства, вида профессиональной деятельности); в) повышения квалификации рабочих и служащих (для лиц, уже имеющих профессию рабочего или должность служащего, в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии рабочего или должности служащего без повышения образовательного уровня) (ч. ч. 1 — 4 ст. 73 указанного Федерального закона).

Дополнительное профессиональное образование является самостоятельным подвидом дополнительного образования, который направлен на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды, не сопровождается повышением уровня образования и осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ — повышения квалификации и профессиональной переподготовки (п. 14 ст. 2, ч. 6 ст. 10, ч. ч. 1, 2 ст. 76 указанного Федерального закона).

Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации (ч. ч. 4 и 5 ст. 76 указанного Закона).

Подготовка по программам профессионального образования осуществляется только образовательными организациями. Работодатели — юридические лица, которые не являются образовательными организациями, вправе осуществлять подготовку своих работников только по программам профессионального обучения и дополнительным профессиональным образовательным программам, а работодатели — индивидуальные предприниматели — только по программам профессионального обучения (ч. 1 ст. 21, ч. 5 ст. 31, ч. 3 ст. 32 указанного Закона).

2. Работодатель самостоятельно определяет потребность в подготовке кадров для собственных нужд, руководствуясь при этом потребностями производства и учитывая свои финансовые возможности. Следовательно, определение профессиональной структуры кадрового состава, а также способов обеспечения кадрами той или иной профессии является исключительной прерогативой работодателя.

К ведению работодателя относится и решение вопроса о необходимости дополнительного профессионального образования работников.

В отношении определенных категорий работников требование о систематическом получении дополнительного профессионального образования установлено федеральными законами и иными нормативными актами РФ.

3. Условия и порядок осуществления работодателем профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников определяются в социально-партнерских актах — коллективном договоре и соглашениях либо в трудовом договоре.

В соответствии с п. 3.4 Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2014 — 2016 годы его стороны признают необходимым осуществлять меры, направленные на улучшение качества рабочей силы и развитие ее профессиональной мобильности на основе обновления системы профессионального образования всех уровней, развития систем непрерывного профессионального обучения, профессиональной подготовки и переподготовки кадров с учетом приоритетов развития экономики, в том числе меры по стимулированию развития системы внутрипроизводственного обучения, а также по стимулированию работодателей, развивающих собственную учебно-материальную базу, участвующих в модернизации материальной базы и образовательных программ образовательных организаций профильного профессионального образования, создающих условия получения работниками необходимых навыков и умений.

В иных соглашениях, а также коллективных и индивидуальных трудовых договорах рекомендуется определять, где осуществляется профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование работников — непосредственно у работодателя (в том числе в специально созданном им структурном образовательном подразделении) либо в образовательных организациях, конкретные формы сочетания работы с обучением (с отрывом от работы, без отрыва от работы), устанавливать дополнительные гарантии работникам на период прохождения ими профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования и др.

4. Работодатель вправе определять формы подготовки работников только по реализуемым им программам профессионального обучения и по дополнительным образовательным программам. При принятии соответствующих локальных актов работодателю следует учитывать действующие нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере образования, и распространяющиеся на него соглашения, а также свои финансовые и организационные возможности.

Подготовка по указанным программам может осуществляться работодателем в создаваемых им в качестве структурных подразделений учебных центрах профессиональной квалификации или непосредственно на производстве, в очной, очно-заочной либо заочной форме, а дополнительные профессиональные образовательные программы могут реализовываться также полностью или частично в форме стажировки.

Обучение по дополнительным профессиональным программам может осуществляться как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики и др. (ч. 2 ст. 17, ч. 6 ст. 73, ч. ч. 11, 12 ст. 76 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

При формировании перечня необходимых профессий и специальностей для осуществления профессионального обучения работодатель должен руководствоваться Перечнем профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 2 июля 2013 г. N 513. Данный Перечень содержит наименования профессий рабочих как общих для всех отраслей экономики, так и характерных для отдельных отраслей производства, а также должностей служащих с указанием квалификации, присваиваемой по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих.

Принятие работодателем локальных актов, определяющих формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников, а также перечни необходимых профессий и специальностей, осуществляется с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ. Однако, несмотря на то что ст. 372 ТК РФ предусматривает учет мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, представляющей интересы всех или большинства работников, данная процедура должна быть соблюдена и в случае, когда интересы работников представляет иной избранный ими орган.

Формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников, а также перечни необходимых профессий и специальностей могут быть предусмотрены и в коллективном договоре.

5. Для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование является обязательным условием выполнения работы. В таких случаях работодатель обязан обеспечить прохождение работниками соответствующего обучения или получение дополнительного профессионального образования в порядке и на условиях, которые предусмотрены соответствующим федеральным законом или иным нормативным правовым актом РФ.

Обязательность дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) предусмотрена, например, для следующих работников:

федеральных государственных гражданских служащих — не реже чем один раз в три года (ч. 5 ст. 62 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»);

прокурорских работников — не реже чем один раз в три года (п. 1 ст. 43.4 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»);

аудиторов — ежегодно начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата (ч. 9 ст. 11 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»);

должностных лиц, занятых в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

6. Часть 5 комментируемой статьи, будучи направленной на защиту интересов работников, совмещающих работу с получением образования, упоминает только работников, проходящих подготовку. Между тем, как представляется, работодатель обязан создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением и тем работникам, которые осваивают дополнительные профессиональные образовательные программы.

Под созданием работникам необходимых условий для совмещения работы с получением образования необходимо понимать в первую очередь предоставление им условий труда, обеспечивающих непрерывность и полноценность учебного процесса, успешное сочетание трудовой деятельности и обучения. Сказанное означает, что работникам, которые обучаются без отрыва от производства, должны быть предоставлены: а) возможность посещать занятия и б) время для самостоятельной подготовки. Режим их труда и отдыха подлежит корректировке в соответствии с потребностями учебного процесса.

Вместе с тем предоставление работникам, совмещающим работу с получением образования, гарантий и компенсаций, по сути, также направлено на обеспечение сочетания трудовой деятельности и обучения. В частности, ТК РФ предусматривает ряд гарантий и компенсаций работникам, которые без отрыва от работы получают высшее или среднее профессиональное образование по соответствующим образовательным программам, имеющим государственную аккредитацию (см. ст. ст. 173 — 174, 177 ТК РФ и комментарии к ним).

Кроме того, ТК РФ предоставляет определенные гарантии работникам, направляемым работодателем на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы (см. ст. 187 ТК РФ и комментарий к ней).

Дополнительные гарантии работникам, совмещающим работу с получением образования, могут быть предусмотрены коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Статья 196 ТК РФ. Права и обязанности работодателя по подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников

Необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования, а также направления работников на прохождение независимой оценки квалификации для собственных нужд определяет работодатель.

Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников, направление работников (с их письменного согласия) на прохождение независимой оценки квалификации осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников, перечень необходимых профессий и специальностей, в том числе для направления работников на прохождение независимой оценки квалификации, определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов.

В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

При направлении работодателем работника на прохождение независимой оценки квалификации работодатель должен предоставлять ему гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Комментарии к ст. 196 ТК РФ

1. Согласно ст. 21 ТК работник имеет право на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение своей квалификации.

Стороной, которая должна обеспечить это право, является работодатель.

2. Постановлением Минтруда России от 12 января 2001 г. N 4 утв. Методические рекомендации по разработке региональных программ содействия организациям в профессиональном развитии персонала. Эти Методические рекомендации помогают работодателю организовать профессиональное развитие персонала.

Региональная программа содействия организациям в профессиональном развитии персонала — это целенаправленное и систематическое воздействие на работника в течение всей его трудовой деятельности в организации в целях максимального использования его трудового потенциала как в интересах самого работника, так и в интересах организации. Она представляет собой комплекс социально-экономических, организационно-хозяйственных, нормативно-правовых и других мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям, срокам реализации и направленных на формирование благоприятных условий для профессионального развития персонала в организациях, повышение инвестиционной привлекательности организаций, а также на социальную поддержку высвобождаемых работников.

Разработка и реализация программы как комплексного документа предполагают консолидацию усилий работодателей, объединений профсоюзов, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Программы могут быть долгосрочными и краткосрочными. В условиях нестабильности экономики целесообразно ориентироваться на разработку краткосрочных программ (2 — 3 года) с ежегодной их корректировкой и учетом итогов реализации программных мероприятий за прошедший год.

При разработке программы следует придерживаться ряда важнейших принципов:

комплексного подхода к решению проблем профессионального развития персонала и регулирования рынка труда, который предусматривает учет всех факторов (экономических, социальных, демографических и др.), способствующих обеспечению продуктивной занятости населения и смягчению напряженности на рынке труда в регионе, где расположены организации, а также привлечению всех заинтересованных органов к ее разработке и реализации;

приоритета активных действий в управлении персоналом и его профессиональном развитии, а также политике на рынке труда (создание и сохранение рабочих мест, прием на работу незанятого населения и безработных граждан, улучшение условий и оплаты труда работников, совершенствование кадрового потенциала организаций, содействие занятости высвобождаемых работников и др.);

четкого разграничения сфер ответственности органов исполнительной власти субъектов РФ, объединений работодателей, объединений профсоюзов и территориальных органов Минтруда России по вопросам занятости населения за разработку и реализацию программы;

эффективного использования всех средств, в том числе финансовых, направляемых на разработку и реализацию программы, и минимизации всех затрат.

Приоритеты программы определяются исходя из прогноза социально-экономического развития отраслей экономики, а также государственной политики в области подготовки кадров для рыночной экономики.

Рекомендуемая структура региональной программы содействия организациям в профессиональном развитии персонала: 1) анализ ситуации в профессионально-квалификационном аспекте; 2) прогноз потребности в квалифицированной рабочей силе; 3) ключевые проблемы в сфере профессионального обучения и развития персонала; 4) определение целей и задач программы; 5) разработка основных направлений программных действий; 6) разработка основных мероприятий программы; 7) ресурсное обеспечение программы; 8) оценка ожидаемой эффективности реализации программы.

3. В ст. 25 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» предусмотрено содействие работодателей в обеспечении занятости населения на основе:

соблюдения условий договоров, регулирующих трудовые отношения в соответствии с законодательством РФ;

реализации мер, предусмотренных трудовым законодательством, коллективными договорами и соглашениями по защите работников в случае приостановки производства или увольнения работников;

оказания помощи в трудоустройстве, профессиональной подготовке и предоставления сверх установленной законодательством дополнительной материальной помощи увольняемым работникам за счет средств организаций и других работодателей;

создания условий для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работающих. При исчислении налогооблагаемой прибыли сумма балансовой прибыли организаций уменьшается на сумму средств, затраченных работодателями на эти цели;

разработки и реализации мероприятий, предусматривающих сохранение и рациональное использование профессионального потенциала работников, их социальную защиту, улучшение условий труда и иные льготы;

соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов;

трудоустройства определяемого органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления числа граждан, особо нуждающихся в социальной защите, или резервирования отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства таких граждан.

Работодатели путем перечисления средств в фонд занятости полностью возмещают затраты органов службы занятости на создание специальных рабочих мест и профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку в связи с трудоустройством работников, получивших профессиональное заболевание или инвалидность в данной организации.

В случае отказа в приеме на работу без уважительных причин ранее заявленных выпускников учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования организации производят целевые финансовые отчисления в фонд занятости в размере среднего заработка работника данной категории за год.

4. Постановлением Правительства РФ от 28 июля 2000 г. N 576 утв. Положение о дипломировании персонала судов рыбопромыслового флота Российской Федерации. Согласно Положению работодатель обязан проводить профессиональную переподготовку командного состава судов рыбопромыслового флота в случаях смены диплома, окончания срока действия подтверждения.

Профессиональная переподготовка проводится в региональных аттестационных центрах дополнительного профессионального образования при образовательных учреждениях, осуществляющих подготовку специалистов соответствующего профиля, имеющих лицензию в соответствии с законодательством РФ и программы, утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.

5. В Определении Конституционного Суда РФ от 24 января 2008 г. N 11-О-О приводится правовая позиция Суда по поводу конституционности ст. 196 ТК.

Заявитель оспорил конституционность положений ч. ч. 1 и 2 ст. 196 ТК.

Согласно ст. ст. 96 и 97 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» гражданин вправе обратиться в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение своих конституционных прав и свобод законом, и такая жалоба признается допустимой, если оспариваемым законом затрагиваются конституционные права и свободы и закон применен или подлежит применению в конкретном деле заявителя, что должно быть подтверждено копией официального документа.

Оспариваемые заявителем нормы ст. 196 ТК закрепляют права и обязанности работодателя по подготовке и переподготовке кадров и сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие права заявителя.

6. Постановлением Госкомтруда СССР, Гособразования СССР и Секретариата ВЦСПС от 15 июня 1988 г. N 369/92-14-147/20/18-22 утв. Типовое положение о непрерывном профессиональном и экономическом обучении кадров народного хозяйства. Оно действует в части, не противоречащей ТК.

Основной целью системы повышения квалификации и переподготовки кадров является постоянное приведение уровня квалификации работников в соответствие с изменяющимися производственными и социальными условиями, формирование у них высокого профессионализма, современного экономического мышления, умения работать в рыночных условиях.

Профессиональное и экономическое обучение работников в системе повышения квалификации и переподготовки кадров носит непрерывный характер и проводится в течение всей трудовой деятельности в целях последовательного расширения и углубления знаний, совершенствования мастерства рабочих, специалистов и руководителей в соответствии с требованиями научно-технического прогресса, совершенствования хозяйственного механизма, духовных потребностей общества.

Обучение осуществляется в учебных заведениях (подразделениях) повышения квалификации и переподготовки кадров, а также непосредственно в организациях. Его непрерывность обеспечивается путем рационального сочетания систематического самообразования, массовой производственно-экономической учебы, краткосрочного и периодического длительного обучения на соответствующих курсах или в учебных заведениях (подразделениях).

Постоянное повышение квалификации является прямой обязанностью каждого работника.

Должностные перемещения руководителей и специалистов, установление им соответствующего размера заработной платы, а также присвоение рабочим квалификационных разрядов и классности должны быть увязаны с результатами обучения и практического использования полученных знаний, умений и навыков.

В целях обеспечения работникам условий для непрерывного обучения в каждой отрасли, а также на предприятиях создается гибкая и мобильная учебно-производственная сеть с необходимой материальной базой, научно-методическим и кадровым обеспечением.

Персональная ответственность за организацию непрерывного обучения работников, поддержание их высокого профессионального уровня, своевременную подготовку к новым трудовым функциям возлагается на руководителей министерств, ведомств, организаций.

Руководители организаций обеспечивают:

соответствие уровня профессиональной и экономической подготовки кадров требованиям ускорения научно-технического прогресса, повышения эффективности производства и качества продукции, социального развития коллективов;

определение потребности в подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров, разработку и реализацию планов непрерывного обучения, заключение соответствующих договоров с учебными заведениями (подразделениями) и организацию обучения непосредственно на производстве;

создание учебно-материальной базы, изготовление и приобретение технических средств обучения, наглядных пособий, организацию разработки методических материалов, работу с преподавательскими кадрами.

Для осуществления непрерывного обучения кадров рекомендуется создавать на предприятиях единые подразделения — отделы (бюро, секторы) подготовки кадров или выделять работников, отвечающих за организацию этой работы. В состав указанных отделов (бюро, секторов) включаются специалисты по профессиональной и экономической подготовке кадров.

В производственных единицах, цехах и других подразделениях предприятия, где штатными расписаниями не предусмотрены освобожденные работники по обучению кадров, проведение этой работы может возлагаться на других специалистов с высшим или средним специальным образованием (цеховых организаторов) с их согласия. Администрацией предприятия совместно с общественными организациями предусматриваются в установленном порядке дополнительные меры морального и материального стимулирования указанных специалистов за успешное выполнение работы по профессиональному и экономическому обучению.

Для координации всей организационной и учебно-методической работы на предприятии может создаваться на общественных началах совет по профессиональному и экономическому обучению кадров.

Непрерывное обучение руководящих работников и специалистов включает следующие направления: систематическое самостоятельное обучение работника (самообразование); обучение в производственно-экономических семинарах и университетах технико-экономических знаний; краткосрочное обучение; длительное периодическое обучение; стажировка на передовых предприятиях, в ведущих научных организациях и высших учебных заведениях; обучение в целевой аспирантуре, докторантуре; переподготовка — получение новой специальности; особенности организации обучения руководящих работников в учебных заведениях.

Непрерывное обучение руководящих работников и специалистов включает повышение их квалификации и переподготовку.

К повышению квалификации относится любое обучение, направленное на совершенствование и развитие знаний, умений и навыков какого-либо конкретного типа деятельности. Потребность в повышении квалификации определяется постоянным изменением стоящих перед работниками задач и условий труда, связанных как с совершенствованием средств производства, так и с должностным ростом.

Под переподготовкой понимается получение нового специального образования в целях оперативного обеспечения кадрами новейших направлений научно-технического и социального прогресса, а также перемещение кадров из устаревших сфер деятельности в современные.

Систематическое самостоятельное обучение работника (самообразование) осуществляется по индивидуальному плану, утверждаемому его непосредственным руководителем.

В индивидуальных планах исходя из характера труда работника должно предусматриваться изучение передового отечественного и зарубежного опыта, новейших достижений науки и техники, проблем управления, экономики, права, социологии и др.

Самообразование осуществляется путем самостоятельного изучения специальной научно-технической, экономической и другой литературы, ознакомления с передовым опытом при организованной консультационной и методической помощи со стороны вузов и учебных заведений (подразделений) повышения квалификации и переподготовки кадров. Самообразованием является также руководство и педагогическая деятельность в формах массового производственно-экономического обучения. В помощь самостоятельно обучающимся проводятся лекции, консультации. В каждой организации работодателю целесообразно создать профессиональную библиотеку, включающую литературу по всем специальностям работников. Производственно-экономические семинары и университеты технико-экономических знаний являются основными формами массовой производственно-экономической учебы руководителей и специалистов. Производственно-экономические семинары создаются предприятиями для комплексного изучения вопросов экономики, управления трудовыми коллективами, прогрессивной техники и технологии, хозяйственного и трудового законодательства, передового опыта и других вопросов, направленных на решение конкретных производственных и экономических задач, совершенствование деятельности подразделений, в которых работают слушатели. В объединениях и на крупных предприятиях при необходимости для этой цели организуются университеты технико-экономических знаний. Университеты могут также создаваться и по территориальному принципу.

Обучение в семинарах и университетах проводится по учебным планам и программам, разрабатываемым предприятиями на основе государственных образовательных стандартов.

Численность слушателей в учебной группе рекомендуется устанавливать от 10 до 30 чел. Занятия проводятся с отрывом или без отрыва от работы. Общая продолжительность обучения и режим проведения занятий определяются администрацией предприятия совместно с профсоюзной организацией и советом трудового коллектива в зависимости от конкретных условий производства.

Обучение в производственно-экономических семинарах и университетах технико-экономических знаний заканчивается сдачей зачетов, подготовкой и защитой слушателями рефератов, разработкой рационализаторских предложений и т.п.

Краткосрочное обучение руководителей и специалистов проводится по мере необходимости, но не реже 1 раза в год по месту работы или в учебных заведениях (подразделениях) системы повышения квалификации и переподготовки кадров в целях решения внедренческих научно-технических, экономических и других задач, возникающих на уровне народного хозяйства, отрасли, предприятия.

Учебные планы и программы разрабатываются предприятиями, учебными заведениями (подразделениями), организующими обучение.

Сроки обучения устанавливаются до 3 недель. Обучение проводится с отрывом от работы, численность группы рекомендуется устанавливать от 10 до 30 чел. (в учебных заведениях — 25 — 30 чел.). Комплектование учебных групп может осуществляться из работников одинаковых или различных должностных категорий в зависимости от целей обучения.

Краткосрочное обучение заканчивается сдачей зачета, экзаменом или подготовкой и защитой реферата.

Длительное периодическое обучение руководителей и специалистов проводится не реже 1 раза в 5 лет в учебных заведениях (подразделениях) системы повышения квалификации и переподготовки кадров для углубленного изучения и практического освоения новейших достижений науки, техники, технологии, современных методов управления производством и организации труда и других проблем по профилю их трудовой деятельности.

Сроки обучения устанавливаются для руководителей и работников аппарата управления до 2 мес. с отрывом от работы и до 6 мес. без отрыва от работы, для специалистов с высшим и средним специальным образованием — до 3 мес. с отрывом от работы и до 6 мес. без отрыва от работы.

Обучение руководителей и специалистов может проводиться с частичным отрывом от работы продолжительностью до 6 мес. при общем сроке отрыва от работы до 2 мес.

Рекомендуется проводить стажировку руководителей и специалистов в целях углубленного изучения передового производственного опыта в соответствующих подразделениях министерств, ведомств, предприятий продолжительностью до 2 мес. сверх предусмотренных сроков обучения.

Стажировка руководителей и специалистов на передовых предприятиях, в ведущих научных организациях и высших учебных заведениях, в том числе за рубежом, проводится в целях освоения лучшего опыта, приобретения практических и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой должности или на должности более высокого уровня (для резерва на выдвижение).

Прохождение стажировки осуществляется по индивидуальным планам, разрабатываемым специалистами совместно с руководителем стажировки.

Продолжительность стажировки устанавливается предприятием, направляющим работника на обучение, исходя из ее целей, по согласованию с руководителем предприятия, организации или учебного заведения, где она проводится.

По итогам стажировки работник представляет отчет своему непосредственному руководителю по месту основной работы.

Обучение в целевой аспирантуре, докторантуре по темам, интересующим организацию или предприятие, предназначено для решения научных проблем и повышения уровня научно-педагогической квалификации. Оно осуществляется в порядке, предусмотренном действующим законодательством при подготовке научных кадров.

Переподготовка руководителей и специалистов в целях получения новой специальности осуществляется в академиях, институтах повышения квалификации, на специальных факультетах вузов и отделениях средних специальных учебных заведений в порядке, устанавливаемом решениями Правительства.

Сроки обучения при переподготовке устанавливаются для руководителей и работников аппарата управления — до 5 мес. с отрывом от работы; для специалистов с высшим образованием — до 1 года с отрывом от работы и до 2 лет без отрыва от работы; для специалистов со средним специальным образованием — до 7 мес. с отрывом от работы и до 9 мес. без отрыва от работы.

Обучение руководящих работников проводится при любых должностных перемещениях: переподготовка — при перемещении или зачислении в резерв более высокой группы должностей, повышение квалификации — при перемещении внутри данной группы должностей. При отсутствии должностных перемещений повышение квалификации осуществляется с установленной периодичностью. Обучение организуется с учетом рекомендаций по примерному распределению различных категорий работников (их резерва) и специалистов по типам учебных заведений системы повышения квалификации и переподготовки кадров.

Организуются следующие виды обучения рабочих на производстве, обеспечивающие его непрерывность: подготовка новых рабочих; переподготовка (переобучение) рабочих; обучение рабочих вторым (смежным) профессиям; повышение квалификации рабочих.

Подготовка новых рабочих на производстве — это первоначальное профессиональное и экономическое обучение лиц, принятых на предприятие и ранее не имевших профессии.

Направление на учебу должно осуществляться, как правило, на основе профессионального отбора с учетом склонности и психофизиологических свойств личности, направляемой на обучение. Обучение женщин, а также несовершеннолетних проводится только по профессиям и для тех производств и работ, на которых разрешается в установленном порядке применение их труда.

Сроки обучения при подготовке новых рабочих устанавливаются, как правило, до 6 мес., а по отдельным сложным профессиям — до 12 мес. и указываются в Перечне профессий, профессиональной подготовки, утв. Приказом Минобразования России от 29 октября 2001 г. N 3477.

Подготовка новых рабочих на производстве проводится по курсовой и индивидуальной формам обучения.

При курсовой подготовке теоретическое обучение рабочих осуществляется в учебной группе. Численность групп рекомендуется устанавливать от 10 до 30 чел. (в учебных центрах, учебно-курсовых комбинатах (пунктах), технических школах и на организуемых министерствами, ведомствами постоянно действующих курсах — численностью 25 — 30 чел.). Теоретическое обучение может проводиться также в профессионально-технических училищах по договорам с предприятиями за счет их средств. Производственное обучение рабочих проводится, как правило, в 2 этапа: на первом — в учебной группе (численность учебной группы не менее 10 чел.) под руководством мастера (инструктора) производственного обучения на специально созданной для этого учебно-материальной базе предприятия, учебного центра, учебно-курсового комбината (пункта) или технической школы; на втором этапе — на рабочих местах предприятия в учебной группе под руководством мастера (инструктора) производственного обучения или индивидуально под руководством не освобожденного от основной работы квалифицированного рабочего — инструктора производственного обучения. При отсутствии необходимой учебно-материальной базы допускается, в порядке исключения, проведение производственного обучения в течение всего периода на рабочих местах предприятия.

При индивидуальной подготовке обучаемый изучает теоретический курс самостоятельно и путем консультаций у преподавателей, а производственное обучение проходит индивидуально под руководством не освобожденного от основной работы квалифицированного рабочего — инструктора производственного обучения на рабочем месте. При возможности рекомендуется объединять рабочих в учебные группы численностью от 10 до 30 чел. для изучения общей части теоретического курса, которая содержится в учебных планах и программах по соответствующим профессиям.

Профессиональные умения и навыки обучающиеся должны, как правило, приобретать и совершенствовать в процессе изготовления продукции или выполнения работ с соблюдением соответствующих требований к их качеству. В этих целях каждому обучаемому с начала производственного обучения в цехах предприятия выделяется рабочее место, оснащенное необходимым оборудованием, инструментами и материалами.

При подготовке рабочих по профессиям, связанным с освоением сложной современной техники, должно предусматриваться также прохождение ими производственного обучения на учебных полигонах при передовых предприятиях отрасли, на заводах — изготовителях новой техники, аналогичных производствах других предприятий.

Подготовка новых рабочих заканчивается сдачей ими квалификационных экзаменов.

Теоретические занятия и производственное обучение при подготовке новых рабочих на производстве проводятся в пределах рабочего времени, установленного законодательством о труде для работников соответствующих возрастов, профессий и производств.

Подготовка новых рабочих, связанных с обслуживанием объектов котлонадзора и подъемных сооружений (машинисты котлов, машинисты (кочегары) котельной, машинисты кранов (крановщики), электромеханики по лифтам, стропальщики, лифтеры и т.п.), проводится в профессионально-технических училищах по договорам с предприятиями, в учебных центрах, учебно-курсовых комбинатах (пунктах), технических школах. Обучение рабочих по указанным профессиям может осуществляться также непосредственно на предприятиях по курсовой форме подготовки. Индивидуальная подготовка новых рабочих по этим профессиям не допускается (эти требования распространяются на переподготовку (переобучение) рабочих и обучение рабочих вторым (смежным) профессиям).

Подготовка новых рабочих по профессии «водитель автомобиля» осуществляется в соответствии с положением, утвержденным в установленном порядке.

Переподготовка (переобучение) рабочих организуется в целях освоения новых профессий высвобождаемыми рабочими, которые не могут быть использованы по имеющимся у них профессиям, а также лицами, изъявившими желание сменить профессию с учетом потребности производства.

Форма переподготовки (переобучения) рабочих аналогична применяемым при подготовке новых рабочих. Переподготовка (переобучение) может осуществляться с отрывом от работы и без отрыва от работы.

Разработку и утверждение учебных планов и программ для переподготовки (переобучения), а также определение сроков переподготовки (переобучения) осуществляют предприятия применительно к учебным планам и программам для подготовки новых рабочих по соответствующим профессиям. При этом допускается сокращение программ за счет исключения ранее изученного материала с учетом фактического уровня профессиональных и экономических знаний, умений и навыков обучаемых.

Переподготовка (переобучение) рабочих заканчивается сдачей квалификационных экзаменов.

Обучение рабочих вторым (смежным) профессиям — это обучение лиц, уже имеющих профессию, в целях получения новой профессии с начальным либо более высоким уровнем квалификации.

Обучение рабочих вторым (смежным) профессиям организуется для расширения их профессионального профиля, подготовки к работе в условиях применения прогрессивных форм организации и оплаты труда, а также по совмещаемым профессиям. Перечень вторых (смежных) профессий, по которым проводится обучение рабочих, определяется предприятиями исходя из конкретных условий производства.

Формы обучения рабочих вторым (смежным) профессиям, порядок разработки и утверждения учебных планов и программ, завершение обучения аналогичны применяемым при переподготовке (переобучении) рабочих.

Повышение квалификации рабочих — это обучение, направленное на последовательное совершенствование их профессиональных и экономических знаний, умений и навыков, рост мастерства по имеющимся профессиям.

Обучение рабочих по повышению квалификации может осуществляться: на производственно-экономических курсах; в школах хозяйствования; на курсах целевого назначения; в школах передовых приемов и методов труда; на курсах бригадиров.

Производственно-экономические курсы создаются в целях углубления и расширения профессиональных и экономических знаний, умений и навыков рабочих для получения более высоких тарифных разрядов (классов, категорий) в соответствии с требованиями производства. На этих курсах проходят также обучение рабочие, у которых фактический уровень квалификации не в полной мере соответствует имеющемуся у них тарифному разряду (классу, категории).

Комплектование учебной группы осуществляется, как правило, из рабочих одной или родственных профессий близкой квалификации и примерно равного общеобразовательного уровня на основании заявлений рабочих и рекомендаций руководителей цеха, участка и совета бригады. Численность обучающихся в одной группе непосредственно на предприятии рекомендуется устанавливать от 10 до 30 чел. (при отсутствии возможности создания групп с указанной численностью может проводиться индивидуальное обучение рабочих по соответствующему учебному плану и программе), в учебных центрах и других учебных заведениях — 25 — 30 чел.

Продолжительность обучения устанавливается до 6 мес. без отрыва и до 3 мес. с отрывом от работы. На теоретический курс отводится от 70 до 210 учебных часов, при этом на экономическое обучение должно отводиться от 20 до 30% учебного времени.

По профессиям, связанным с обслуживанием современной сложной техники и технологии, сверх указанных сроков обучения предусматривается стажировка продолжительностью до 3 мес.

Стажировка проводится на рабочих местах предприятия. В процессе прохождения стажировки рабочие под руководством бригадира, мастера или высококвалифицированного рабочего должны выполнять работы, отвечающие по сложности требованиям тарифных разрядов (классов, категорий), на которые они обучаются.

Обучение на производственно-экономических курсах заканчивается сдачей квалификационных экзаменов. По профессиям, по которым предусмотрена стажировка, квалификационные экзамены проводятся после ее завершения.

Школы хозяйствования являются основной формой массовой производственно-экономической учебы рабочих, организуемой администрацией предприятия.

Школы создаются в целях повышения уровня экономических и профессиональных знаний работников массовых профессий по вопросам хозяйственного расчета, прогрессивных форм организации и оплаты труда, самофинансирования и самоуправления трудовых коллективов, повышения качества продукции, экономии ресурсов, изучения новой техники, прогрессивной технологии, передового производственного опыта, правовых и других вопросов.

Комплектование школ осуществляется, как правило, по производственному принципу, на базе коллективов бригад, цехов, ферм или работников одной профессии. Вместе с рабочими и колхозниками в школах могут заниматься бригадиры, мастера, специалисты, входящие в состав первичных хозрасчетных трудовых коллективов или обеспечивающие их работу. Численность обучающихся в одной школе рекомендуется устанавливать от 10 до 30 чел.

Занятия в школах проводятся с отрывом или без отрыва от работы. Продолжительность обучения и режим проведения занятий определяются администрацией предприятия в зависимости от конкретных условий производства. Рекомендуется третью часть всего учебного времени отводить на теоретическое обучение, из которого 65 — 70% использовать на изучение экономических вопросов.

Обучение рабочих в школах заканчивается собеседованиями, на которых оценивается уровень знаний слушателей и обсуждаются предложения, направленные на повышение эффективности производства, улучшение организации труда, внедрение экономических методов хозяйствования.

Курсы целевого назначения создаются непосредственно на предприятиях, в учебных центрах или других учебных заведениях для изучения новой техники, оборудования, материалов, технологических процессов, новых методов хозяйствования, прогрессивных форм организации труда, трудового законодательства, правил технической эксплуатации оборудования, техники безопасности, вопросов, связанных с повышением качества продукции (работ), и др.

На курсах целевого назначения осуществляется также краткосрочное обучение вновь принятых на предприятие квалифицированных рабочих для изучения ими в течение первого месяца работы на данном предприятии особенностей технологических и трудовых процессов, обслуживаемого оборудования, вопросов организации и оплаты труда, ознакомления с требованиями, предъявляемыми к качеству выпускаемой продукции и выполняемых работ, и проч.

Обучение на курсах целевого назначения проводится по учебным программам, разрабатываемым предприятиями. Занятия на курсах рекомендуется проводить в группах численностью от 10 до 30 чел. (в учебных центрах или других учебных заведениях — 25 — 30 чел.). Комплектование учебной группы осуществляется в соответствии с тематической направленностью курсов.

Продолжительность обучения на курсах целевого назначения устанавливается предприятиями исходя из цели обучения, но в объеме не менее 20 ч с отрывом или без отрыва от работы. Обучение заканчивается сдачей зачетов.

Школы передовых приемов и методов труда создаются в целях массового освоения рабочими приемов и методов труда передовиков и новаторов производства, а также коллективов, добившихся высоких технико-экономических показателей.

Обучаются в этих школах, как правило, рабочие одной или смежных профессий. Занятия в школах рекомендуется проводить в группах численностью от 5 до 30 чел. (при отсутствии возможности комплектования школы с указанной численностью может проводиться индивидуальное обучение рабочих по соответствующей учебной программе).

Создаются цеховые, заводские, отраслевые и межотраслевые школы. Цеховые школы комплектуются рабочими одного цеха, заводские — рабочими нескольких цехов данного предприятия, отраслевые — рабочими нескольких предприятий одной отрасли, межотраслевые — рабочими ряда предприятий нескольких отраслей.

Цеховые и заводские школы организуются предприятиями, отраслевые и межотраслевые — соответствующими органами управления совместно с профсоюзом. В других отраслях народного хозяйства указанные школы организуются в порядке, установленном для промышленности.

Обучение в школах включает практические занятия на рабочем месте, проводимые передовиками и новаторами производства — руководителями школ, а также теоретические занятия (консультации), проводимые специалистами. При этом особое внимание уделяется экономическому обоснованию и эффективности изучаемых методов труда.

Продолжительность обучения устанавливается предприятиями в зависимости от цели школ, но в объеме не менее 20 ч. Учебные программы для школ передовых приемов и методов труда разрабатываются и утверждаются предприятиями или органами управления. Обучение в отраслевых и межотраслевых школах проводится с отрывом от работы в сроки, устанавливаемые соответствующими хозяйственными органами по согласованию с комитетами профсоюзов.

Обучение в школах заканчивается итоговыми занятиями.

Курсы бригадиров создаются в целях:

повышения уровня знаний бригадиров (звеньевых) в области внутрипроизводственного хозрасчета и подряда, прогрессивных форм организации и стимулирования труда, повышения эффективности производства и качества продукции, анализа результатов работы бригады, законодательства о труде, управления коллективом в условиях демократизации, а также по другим вопросам;

подготовки резерва бригадиров (звеньевых) производственных бригад из числа передовых, наиболее квалифицированных рабочих, обладающих организаторскими способностями и пользующихся авторитетом у членов трудового коллектива.

Направление рабочих на эти курсы в целях подготовки резерва бригадиров производится по рекомендации руководителей соответствующих подразделений предприятий и общественных организаций с учетом мнения совета бригады.

Периодичность повышения квалификации бригадиров на курсах устанавливается министерствами и ведомствами, но не реже 1 раза в 5 лет. Бригадиры могут быть направлены на курсы по результатам их аттестации.

Учебные группы комплектуются из бригадиров (звеньевых), рабочих, занятых в одинаковых по содержанию и типу производственных процессах. Численность группы рекомендуется устанавливать от 10 до 30 чел.

Курсы бригадиров могут создаваться непосредственно на предприятиях, а также в учебных заведениях.

Продолжительность обучения на курсах предусматривается: при повышении квалификации бригадиров — не менее 36 ч, а при подготовке резерва бригадиров (звеньевых) — не менее 72 ч, в том числе на экономические вопросы отводится не менее 30% всего учебного времени.

Обучение на курсах бригадиров проводится с отрывом или без отрыва от работы и включает в себя проведение теоретических и практических занятий, оно должно быть тесно увязано с конкретными вопросами, которые решают бригадиры (звеньевые) в своей работе. Обучение на курсах бригадиров заканчивается сдачей зачетов или защитой рефератов.

Для повышения профессионального и экономического уровня рабочих на предприятиях должны также широко использоваться кружки и группы качества, лектории, выставки, систематическое самостоятельное обучение (самообразование) и другие формы работы. Эта работа проводится администрацией предприятий совместно с общественными организациями.

Периодичность и последовательность прохождения рабочими различных видов и форм обучения устанавливаются предприятием с учетом личных интересов работника и производственной необходимости. При этом должно быть обеспечено обязательное ежегодное обучение каждого рабочего в тех или иных видах и формах профессиональной и экономической учебы.

В учебных заведениях (подразделениях) повышения квалификации руководящих работников и специалистов учебный процесс осуществляется преимущественно силами ведущих ученых, крупных специалистов, хозяйственных руководителей, разработчиков новейших технических решений, технологических процессов, новаторов производства, привлекаемых на условиях штатного совместительства и почасовой оплаты, а также штатным профессорско-преподавательским составом, избираемым в установленном порядке.

В учебных заведениях по профессиональному обучению рабочих теоретические занятия проводятся преподавателями, а производственное обучение — мастерами (инструкторами) производственного обучения из числа лиц, отвечающих квалификационным требованиям.

Непосредственно на предприятиях для проведения занятий с руководителями и специалистами должны привлекаться ведущие ученые, высококвалифицированные работники, специалисты предприятий, научно-исследовательских, технологических и конструкторских организаций, центрального аппарата министерств и ведомств, территориальных органов управления, преподаватели учебных заведений, профсоюзные и иные работники.

Профессиональное и экономическое обучение рабочих осуществляют преподаватели и инструкторы производственного обучения. Преподаватели назначаются из числа руководящих, инженерно-технических работников, экономистов и других специалистов, имеющих высшее или среднее специальное образование по профилю учебы. Инструкторы производственного обучения назначаются из числа квалифицированных рабочих и специалистов, имеющих стаж работы по профессии не менее 3 лет, высокие производственные показатели, общее среднее или среднее специальное образование.

Для работников, привлекаемых к проведению занятий, должны быть организованы циклы лекций или консультаций, семинары в целях изучения ими актуальных вопросов экономической и научно-технической политики, передового опыта, дидактических основ обучения.

Состав преподавателей и инструкторов производственного обучения с учетом их общественной аттестации ежегодно рассматривается советом по профессиональному и экономическому обучению кадров, утверждается администрацией предприятия по согласованию с профсоюзным комитетом.

К учебным заведениям (подразделениям) повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов относятся республиканские межотраслевые институты повышения квалификации, высшие школы управления народно-хозяйственных комплексов, межотраслевые и отраслевые институты повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов и их филиалы, факультеты повышения квалификации при вузах, факультеты по подготовке организаторов промышленного производства, строительства и планирования при вузах, специальные факультеты по переподготовке кадров при вузах, учебные центры, специальные отделения по переподготовке кадров при средних специальных учебных заведениях, курсы повышения квалификации и др.

К учебным заведениям по профессиональному и экономическому обучению рабочих относятся отраслевые и межотраслевые региональные учебные центры, учебно-курсовые комбинаты (пункты), технические школы, межотраслевые (отраслевые) постоянно действующие курсы при предприятиях или профессионально-технических учебных заведениях.

Учебные заведения (подразделения) действуют на основе типовых положений, утверждаемых в установленном порядке.

Финансирование расходов на обучение кадров осуществляется из централизованных фондов министерств, ведомств, а также за счет средств фондов развития производства, науки и техники, других фондов аналогичного назначения предприятий или целевых ассигнований на подготовку кадров и за счет средств, в том числе профсоюзных, предусмотренных на проведение культурно-массовой работы.

Условия оплаты труда руководителей, специалистов, рабочих и учеников, а также работников, осуществляющих обучение кадров, устанавливаются в соответствии с действующим законодательством.

На основе Типового положения о непрерывном профессиональном и экономическом обучении кадров народного хозяйства министерства и ведомства могут разрабатывать и по согласованию с соответствующими профсоюзами утверждать отраслевые положения.

Обсуждение закрыто.