Детское пособие до трех лет на второго ребенка

Продлят ли пособие по уходу за ребенком до 3 лет малоимущим

В 2015 году Премьер-министр РФ дал поручение Правительству рассмотреть возможность введения с 2016 года социальных выплат матерям, которые воспитывают детей в возрасте от 1.5 до 3 лет, на основе принципов адресности и нуждаемости.

Отвечая на вопросы участников форума, Премьер высказался о необходимости нововведений в сфере государственной поддержки матерей с детьми до 3-х лет. Медведев отметил необходимость следующих шагов:

  • выделение категорий семей, которые нуждаются в адресной помощи — малообеспеченные (малоимущие), неработающие и т.п.;
  • стимулирование работодателей на создание подходящих гибких условий занятости для таких женщин;
  • логическое завершение программы по созданию достаточного количества мест в детсадах и переход на строительство и развитие ясельных учреждений.

Также в рамках проведенного форума Дмитрий Медведев выделил ключевые направления партийной социальной политики. Среди них были отмечены развитие господдержки семей с детьми, защита интересов матерей и необходимость внедрения новых направлений соцпомощи.

Премьер призвал членов кабинета министров разработать предложения по изменению законодательства о детских пособиях в рамках проводимой антикризисной программы.

Проблемы содержания матери ребенка до 3 лет

В настоящее время России начала выравниваться демографическая ситуация (в последние годы даже наблюдается естественный прирост населения), решаются проблемы с соцподдержкой граждан, в том числе семей с детьми, и строятся детские дошкольные учреждения. Однако в социальном законодательстве и его практическом применении имеются ряд недостатков, которые не позволяют полноценно обеспечить интересы матерей с детьми возрастом 1.5-3 года.

В частности, на упомянутом выше форуме соцработников был озвучен ряд проблем, с которыми в текущих условиях сталкиваются матери, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет. Среди них:

  • чрезвычайно малый размер пособия (компенсации) по уходу за ребенком между 1.5 и 3 годами, которое составляет 50 рублей (меньше $1 по среднему курсу 2015 года) и выплачивается работодателем;
  • недостаточность региональных выплат матерям на содержание детей;
  • недостаток мест в социальных яслях, куда мама могла бы отдать ребенка младше 3-х лет при желании выйти на работу.

Даже при условии выделения средств из федерального бюджета на организацию новых ясельных учреждений и создание достаточного количества мест, маленькие дети не смогут беспроблемно посещать эти учреждения: ребенок в этом возрасте должен пройти период адаптации и переболеть всеми «коллективными» болезнями прежде, чем у него установится иммунитет. Вряд ли даже самым терпеливым работодателям захочется держать на работе сотрудницу, которая будет постоянно уходить на больничный.

Некоторые дети до 3 лет из-за особенностей здоровья вообще не смогут ходить в ясли, то есть часть женщин будут не способны выйти на работу. Осложняет ситуацию социальный статус матери-одиночки, неполучение от отца ребенка алиментов на его содержание или невозможность переложить часть забот по уходу на бабушек или дедушек для того, чтобы пойти работать.

Продлят ли пособие на ребенка с 1.5 до 3 лет нуждающимся?

В июне 2015 года состоялся круглый стол представителей «Единой России», посвященный реализации поручений вышеупомянутого форума социальных работников. Присутствующие вновь высказались за крайнюю необходимость продления срока выплаты пособия по уходу за ребенком с 1.5 до 3-х лет. В условиях демографического подъема даже устранение нехватки яслей не решит проблемы всех женщин с маленькими детьми. Инициативу, касающуюся поддержки матерей, одобрили и через Общественную палату РФ направили на рассмотрение в Госдуму и федеральное правительство.

Члены Общественного совета при Минтруде обсудили законопроект, разработанный по заданию Премьера и касающийся определения критериев нуждаемости. Полномочия выделить категории граждан, нуждающихся в соцподдержке, планируется возложить на регионы, поскольку в каждом субъекте федерации свои показатели уровня жизни, не позволяющие установить «усредненные» общероссийские стандарты.

Топилин также отметил важность применения принципа адресности при перераспределении финансов. Ведь далеко не все женщины, воспитывающие детей до 3-х лет, по мнению чиновников в Правительстве нуждаются в дополнительных мерах социальной поддержки.

Пособие до 3 лет принципу адресности и нуждаемости

Члены Общественного совета при Министерстве труда и социальной защиты отреагировали на представленный проект закона понимающе, но с целым рядом озвученных опасений. Несмотря на заявление Топилина о перераспределении денежных ресурсов в пользу граждан, у представителей Совета свое мнение на этот счет:

  • в создавшейся экономической ситуации отдавать регионам право определять порог нуждаемости неоправданно;
  • «оптимизация» средств в дефолтных и преддефолтных регионах может не только не обеспечить интересы нуждающихся семей, но и наоборот — ухудшить их уровень жизни.

Озвученные Топилиным 50 миллиардов рублей ежегодно — сумма немалая. Станет ли она подъемной для бюджета в 2016 году и к чему в конечном итоге приведут предложенные министерством инициативы на фоне социальной политики «Единой России»?

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до трех лет

В 2018 году гражданам России, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, предоставляется ежемесячное пособие в размере 40% среднего заработка, но только в течение первых полутора лет. Далее вот уже на протяжении почти двух десятилетий по уходу за ребенком до 3 лет семьям с детьми предоставляется только «смешная» ежемесячная компенсация от работодателя в размере 50 рублей, никак не соответствующая современному уровню цен, что составляет большую проблему для родителей с учетом острой нехватки ясельных групп (а отдать ребенка в детский сад в большинстве регионов можно только после 3 лет).

Меню для навигации по странице

Ежемесячные компенсационные выплаты отдельным категориям граждан в размере 50 рублей производятся на основании Указа Президента РФ от 30.05.1994 г. № 1110 (последняя редакция документа от 01 июля 2014 года). В 2018 году размер этой компенсации по-прежнему составляет 50 рублей (хотя до конца года Правительство все-таки планирует пересмотреть это пособие с учетом современных реалий). Столь «щедрые» денежные средства полагаются матерям или другим родственникам, осуществляющим уход за ребенком, при условии пребывания в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет:

  • состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовых форм;
  • женщинам-военнослужащим.

Примечательно, что в исходной редакции указа, подписанного первым Президентом РФ Борисом Ельциным в 1994 году, речь шла о компенсационных выплатах «в размере 50 процентов минимального размера оплаты труда». Однако в 2001 году в соответствии с указом Владимира Путина № 136 от 08.02.2001 г. величина компенсации была установлена в фиксированном размере — 50 рублей (что на тот момент как раз составляло 50% МРОТ, поскольку базовая сумма для исчисления пособий, компенсаций и иных социальных выплат согласно ст. 4 федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с 1 января 2001 года была установлена в размере 100 руб.). После этого размер выплаты ни разу не индексировался (вот уже 17 лет).

Необходимо отметить, что в каждом отдельно взятом регионе до достижения ребенком 3 лет могут устанавливаться иные, дополнительные региональные детские выплаты, обращаться за которыми можно в органы социальной защиты населения (Собес) по месту жительства.

Особо востребованы среди родителей детей в возрасте от 1.5 до 3 лет компенсации за непредоставление места в детском саду, сопоставимые с суммой ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Однако подобные выплаты до сих пор устанавливаются исключительно по инициативе региональных властей с учетом возможностей местного бюджета. Федеральным законом подобное обязательство до сих пор не предусмотрено, хотя соответствующие законопроекты неоднократно вносились в Госдуму на рассмотрение.

Более того — с 2016 года ранее повсеместная компенсация родительской платы за посещение детского сада устанавливается во многих регионах страны исключительно на основании принципа адресности и критерия нуждаемости, что приведет к существенному сокращению числа ее получателей.

С 2015 года на высшем уровне также начал обсуждаться вариант продления срока выплаты обычного ежемесячного пособия по уходу за ребенком с 1.5 до 3 лет на основании критерия нуждаемости малообеспеченным семьям. Для введения нового пособия, по оценкам Минтруда и соцзащиты, может потребоваться более 50 млрд. рублей из федерального бюджета, что сложно в условиях жесткой экономии.

Вопрос об отмене компенсационной выплаты находящимся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет

Выше было сказано, что ежемесячное детское пособие, выплачиваемое в виде компенсации в размере 50 руб., назначается в России с 1994 года, причем за прошедшие два десятилетия указанная сумма ни разу не индексировалась. В настоящее время предоставляемой компенсации на период отпуска по уходу за ребенком с учетом ежегодной инфляции во многих регионах не хватает даже для оплаты проезда за оформлением пособия на общественном транспорте. С учетом требуемого для ее назначения пакета документов предоставляемая работодателем компенсация (600 руб. за год) часто становится и вовсе невостребованной.

Вопрос о продлении до 3 лет выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет

В последние годы на фоне оживленного общественного обсуждения неоднократно поднимался вопрос о продлении на законодательном уровне срока выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком с полутора до трех лет. Среди них — правовые инициативы действующих депутатов Государственной Думы.

Следует также отметить, что дополнительную остроту и актуальность вопрос о продлении срока ежемесячной выплаты в виде пособия по уходу за ребенком до 3 лет в России приобрел в 2014 году после присоединения Крыма и Севастополя, поскольку на территории Украины аналогичное пособие предоставляется до достижения ребенком не полутора, а именно трех лет.

Однако в конечном итоге было принято решение не изменять правила выплаты федерального ежемесячного пособия, а вместо этого с 1 января 2015 года компенсировать крымчанам и севастопольцам утрачиваемые детские начисления широким набором региональных пособий.

Законопроект № 1174985-6 от 15 сентября 2016 года

Накануне очередных выборов в Госдуму 18.09.2016 г. депутаты от ЛДПР внесли проект федерального закона № 1174985-6, предусматривающий:

  • продление срока выплаты пособия по уходу за ребенком с 1.5 до 3 лет;
  • увеличение его минимального размера кратно величине минимального размера оплаты труда (МРОТ):
    • в размере одного МРОТ (9489 руб. с 1 января 2018 г.) — на первого ребенка;
    • двух МРОТ (15000 руб.) — на второго ребенка и последующих.

По мнению законодателей, только в этом случае будет обеспечен «минимально необходимый уровень ухода за ребенком» будут выполнены требования международной Конвенции от 20.11.1989 г. о правах ребенка.

Дата рассмотрения законопроекта в первом чтении пока не установлена, однако в связи с тем, что документом предполагается значительное увеличение расходов федерального бюджета, в соответствии с п. 3 ст. 104 Конституции для его внесения в Госдуму требуется одобрение Правительства РФ, которое авторами документа, вероятнее всего, получено не было. На этом основании уже было отклонено немало хороших предложений, внесенных в предыдущие годы.

Таким образом, это может рассматриваться как нарушение регламента работы Государственной Думы, и более того — такой закон не может сейчас вообще быть одобрен Правительством ввиду сложной экономической ситуации (вспомним знаменитое «денег нет» в исполнении премьер-министра Дмитрия Медведева). Поэтому пока рассматривать этот документ иначе как предвыборное обещание, к сожалению, не приходится.

10 октября этот закон был возвращен депутатам на доработку, а 8 ноября 2016 года он был повторно внесен в Госдуму и зарегистрирован под номером 22852-7. В этот раз авторы законопроекта постарались выполнить все формальности и получили заключение Правительства — к сожалению, отрицательное. Правительство не поддержало этот законопроект, поскольку в его финансово-экономическом обосновании не указывается источник на дополнительное финансирование выплаты пособия из федерального бюджета.

Законопроект № 648289-6 от 11 ноября 2014 года

Депутатами Государственной Думы от фракций КПРФ и Справедливая Россия 11 ноября 2014 года внесен очередной законопроект с инициативой продления срока выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком с полутора до трех лет. Кроме того, документом, зарегистрированным под номером № 648289-6, также предусматривается установление минимального гарантированного размера данного вида государственной социальной помощи кратно величине прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленного в целом по Российской Федерации:

  • на первого ребенка — в размере одного прожиточного минимума;
  • на второго ребенка и последующих детей — в размере двух прожиточных минимумов.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 № 1291 величина прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по России за III квартал 2016 года установлена в размере 10678 руб., что в 3.5 раза превышает действующий в 2018 году минимальный размер выплат на первого ребенка в виде ежемесячной суммы 3065,69 руб.

Минимальные ежемесячные пособия, эквивалентные на начало 2018 года суммам 10678 руб. (при осуществлении присмотра и ухода за первым ребенком) и 21356 руб. (за вторым и последующими) в соответствии с действующим законом предлагается устанавливать:

  • гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (в том числе безработным и студентам), а также матерям, уволенным во время беременности в связи с ликвидацией организации;
  • работающим гражданам во время пребывания в декретном отпуске по уходу за ребенком до 3 лет при условии низкой продолжительности страхового стажа или низкой официальной заработной платы.

Кроме того, законопроектом предусматривается максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком в размере четырех прожиточных минимумов трудоспособного населения (42712 руб. в суммах, эквивалентных на начало 2018 года) для отдельных категорий граждан:

  • лицам, проходящим военную службу по контракту или иную приравненную к ней службу;
  • лицам, уволенным в период отпуска по уходу за ребенком, а также матерям, уволенным в период отпуска по беременности и родам в связи с ликвидацией организации.

При этом в соответствии с действующим законом максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком для данных категорий граждан в 2018 году составляет 12262,76 руб. (что в те же 3.5 раза меньше предлагаемого депутатами от КПРФ и Справедливой России).

Дата рассмотрения законопроекта № 648289-6 в первом чтении на настоящий момент не установлена. Справедливости ради необходимо отметить, что предлагаемые к выплате суммы слишком велики в сравнении с другими выплатами семьям с детьми, чтобы быть правдой.

Законопроект № 558761-5 от 28 июня 2011 года

Еще в июне 2011 года депутатами Госдумы от фракции Справедливая Россия Е.Б. Мизулиной, А.В. Кузьминой, О.Л. Михеевым (Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей) был внесен законопроект № 558761-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части продления срока выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком».

С целью постепенного увеличения финансовой нагрузки на Фонд социального страхования и федеральный бюджет предлагалось поэтапное введение в действие положений законопроекта на территории Российской Федерации:

  • первый этап (21 субъект федерации с 2012 года) — в Республике Алтай, Республике Бурятия, Республике Тыва, Камчатском крае, Красноярском крае, Архангельской области, Астраханской области, Волгоградской области, Еврейской автономной области, Иркутской области, Калининградской области, Курганской области, Московской области, Омской области, Сахалинской области, Томской области, Ульяновской области, Ярославской области, Ненецком автономном округе, Ханты-мансийском автономном округе — Югра, Ямало-Ненецком автономном округе;
  • второй этап (24 субъекта федерации с 2013 года) — в Республике Адыгея, Республике Калмыкия, Республике Карачаево-Черкесская, Республике Карелия, Республике Марий Эл, Республике Саха (Якутия), Республике Удмуртия, Алтайском крае, Забайкальском крае, Краснодарском крае, Приморском крае, Ставропольском крае, Воронежской области, Ивановской области, Кемеровской области, Костромской области, Курской области, Нижегородской области, Новосибирской области, Псковской области, Самарской области, Свердловской области, Смоленской области, Тверской области;
  • третий этап (38 субъектов федерации с 2014 года) — в Республике Башкортостан, Республике Дагестан, Республике Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республике, Республике Коми, Республике Мордовия, Республике Северная Осетия — Алания, Республике Татарстан (Татарстан), Чеченской Республике, Чувашской Республике — Чувашия, Пермском крае, Хабаровском крае, Амурской области, Белгородской области, Брянской области, Владимирской области, Вологодской области, Калужской области, Кировской области, Ленинградской области, Липецкой области, Магаданской области, Мурманской области, Новгородской области, Оренбургской области, Орловской области, Пензенской области, Ростовской области, Рязанской области, Саратовской области, Тамбовской области, Тульской области, Тюменской области, Челябинской области, Москве, Санкт-Петербурге — городах федерального значения, Чукотском автономном округе.

В заключении на законопроект, представленном Правительством РФ, указывается, что его финансово-экономическое обоснование не содержит полной оценки финансовых последствий реализации предлагаемых решений. Кроме того, в проекте закона не учитываются повышение расходов федерального бюджета на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также лицам, проходящим военную службу и службу в федеральных министерствах (МВД, противопожарная служба, таможенные органы и т.п.). В этой связи Правительством РФ указанная инициатива поддержана не была.

Пособие по уходу за ребенком до 3 лет на принципах нуждаемости

27 марта 2015 года председатель Правительства Дмитрий Медведев в ходе рабочей поездки в Ярославль принял участие во Всероссийском форуме социальных работников, на котором в очередной раз был поднят вопрос об увеличении размера пособия (компенсации) по уходу за ребенком до 3 лет.

Премьер-министр отметил свою позицию по существующей ситуации следующими словами:
«Мы не должны размазывать все это тонким слоем по всем категориям людей. Что такое 50 рублей? Ничего. Один доллар. Кому нужно это пособие? Никому».

С учетом этого было предложено направление для возможного повышения суммы ежемесячной выплаты с учетом комплексного адресного подхода. Для этого было предложено:

  • выработать критерии «нуждаемости» семей с детьми в дополнительной материальной поддержке (по мнению премьер-министра Медведева, не все мамы нуждаются в выплате пособия до 3 лет, и уже при достижении ребенком 1.5 лет многие из них находят возможность для возобновления трудовой деятельности по месту работы);
  • выделить с учетом выработанных критериев категории нуждающихся в ежемесячной выплате на ребенка до 3 лет (например, мать-одиночка в регионе с нехваткой ясельных групп в детских садах или малообеспеченная семья с детьми);
  • разработать механизм финансирования выявленных семей на «совершенно других началах», в том числе с привлечением возможностей работодателей.

В дополнение к этому Дмитрий Медведев отметил, что в рассматриваемом контексте целесообразно пересмотреть нормы действующего трудового законодательства для стимулирования выхода мамы на работу при достижении ребенком полутора лет и создания благоприятных рабочих условий для обеспечения возможности получения заработка и содержания семьи и ребенка, в частности:

  • предоставление родителям с детьми до 3 лет права на неполный рабочий день;
  • законодательное урегулирование права таких семей на гибкий рабочий график.

Кроме того, премьер анонсировал интенсивное строительство в стране дошкольных учреждений, содержащих ясельные группы, в рамках существующей программы по строительству новых детских садов «ударными темпами», каких здесь не наблюдалось ни в советский период, ни в постсоветский.

Порядок оформления

Одно из самых важных дел для любой мамы — это оформление различных пособий и государственных субсидий по случаю беременности, рождению детей, осуществлению ухода за ребенком и его воспитания. Важно отметить, что позаботиться об этом необходимо еще в период беременности: после рождения крохи у молодой матери не будет времени на сбор различных документов для оформления социальных выплат.

Следует помнить, что любое детское пособие возможно получить только при сборе полного пакета документов, что занимает немало времени. Компенсация до 3 лет положена матерям, но может быть назначена и другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком.

Для того, чтобы получить детское пособие (компенсационную выплату) до трех лет, вам надо запланировать и пройти несколько этапов.

  1. Первый этап. Сбор документов
    Работодатель предоставляет компенсацию родителям (маме или папе), находящимся в декретном отпуске, имеющим ребенка в возрасте до 3 лет, а также другим родственниками или опекунам. Поэтому вам необходимо написать заявление установленного образца в бухгалтерию вашего предприятия на предоставление отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и выплатой ежемесячной компенсации 50 рублей.
  2. Второй этап. Подача документов
    Вы должны принести документы по месту работы или в Соцзащиту и удостовериться, что пакет документов полностью собран.
  3. Третий этап. Ожидание выплаты
    В течение десяти дней со дня подачи заявления оно должно быть рассмотрено, после чего в случае принятия положительного решения будет произведено начисление компенсации в день получения заработной платы.

Детское пособие до трех лет на второго ребенка

Размер пособия для матерей, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте от полутора до трех лет, необходимо пересмотреть. Об этом заявил премьер-министр Дмитрий Медведев, сообщает ТАСС.

«Это пособие было установлено в 1994 году, его нужно пересмотреть», — сказал глава правительства. В настоящее время ежемесячная выплата равна 50 руб.

Он также подчеркнул, что все предложенные президентом России Владимиром Путиным демографические инициативы будут реализованы.

В ноябре Путин заявил о «перезагрузке» демографической политики. Среди его инициатив — введение адресной ежемесячной выплаты семьям после рождения первенца и продление срока действия программы маткапитала.

По данным Росстата, в 2017 году уровень рождаемости в России снизился на 10,7%. По данному показателю год оказался худшим за последние десять лет. В стране в 2017 году появилось 1,69 млн детей, что более чем на 203 тыс. меньше, чем в 2016 году.

Выплаты в размере 50 руб., ежемесячно получаемые матерями из федерального бюджета, были установлены президентским указом от 1994 года. С тех пор сумма не индексировалась и не увеличивалась.

Матери детей до полутора лет получают пособие, которое зависит от величины их дохода до ухода в декретный отпуск. Также россиянки однократно получают пособие по беременности и родам. Кроме того, в некоторых регионах предусмотрены дополнительные выплаты. С 2007 года в России действует программа материнского капитала для семей, в которых не менее двух детей.

Германия

Детские пособия выплачиваются ежемесячно до достижения 18 лет, однако предельный возраст может быть и выше: до 21 года, если подростку не удается найти работу через официальные службы занятости европейских стран; или даже до 25 лет в случае нетрудоспособности. Размер такого пособия — 192 евро в месяц на первого и второго ребенка, 198 — на третьего и 223 — на четвертого и каждого последующего.

Франция

При рождении каждого ребенка родителям единовременно выплачивают 927 евро или 1855 евро в случае усыновления. Затем в течение трех лет родителям платят ежемесячное пособие в размере от 92 до 185 евро в зависимости от их дохода. В случае, если ребенок первый в семье, по истечении этого срока выплаты прекращаются, однако за двух детей платят по 130 евро ежемесячно, за трех — 297, за четырех — 464 евро до достижения ими 21 года.

США

В Соединенных Штатах специальные выплаты за рождение детей не предусмотрены, однако для родителей установлены существенные налоговые льготы, составляющие максимум $1000 на каждого ребенка. Этой осенью президент страны Дональд Трамп и представители Республиканской партии предложили увеличить максимальный размер налоговых льгот до $1600 на ребенка.

Великобритания

Детские пособия выплачиваются до достижения ребенком возраста 16 лет, в случае, если ребенок проходит обучение, выплаты продлеваются до 20 лет. За старшего или единственного ребенка родителям платят по 20,7 фунта в неделю, за каждого последующего — 13,7 фунта.

Китай

По демографическим причинам в стране нет детских пособий. Долгое время здесь действовала государственная политика «одна семья — один ребенок». За несоблюдение этого правила были установлены серьезные штрафы — в размере до восьми средних годовых доходов жителей региона, где проживают родители-нарушители. В 2012 году одну из китайских семей оштрафовали за рождение второго ребенка на $205 тыс. С 2016 года жителям страны разрешили иметь двух детей. Однако за рождение третьего ребенка по-прежнему установлены огромные штрафы.

Пособие на ребенка до 3 лет увеличат в 2018 году

Минтруд России солидарен с премьер-министром Дмитрием Медведевым в том, что с детским пособием до 3 лет «нужно определяться». Пока чиновники определились, что повысить выплату необходимо уже в этом году, но вот на сколько, пока никак не могут решить. Обсуждение продолжается, как и выплаты по 50 рублей в месяц на каждого малыша.

Что случилось?

Минтруд пообещал общественности и журналистам, что пособие на ребенка в возрасте до 3 лет существенно увеличится уже в этом году. О сумме чиновники еще договориваются, но дело в том, что компенсационную выплату по уходу за ребенком до 3 лет платят из своих средств работодатели, и никто им ее не возмещает. Однако у министерства есть поручение главы правительства, и оно намерено его исполнить. Об этом, в частности, рассказал вновь назначенный глава Минтруда Максим Топилин:

У нас есть поручение разобраться с пособием в размере 50 рублей. Вы помните, когда Дмитрий Анатольевич Медведев, выступая в Госдуме, сказал, что нужно определиться с этим пособием. Я думаю, что до конца этого года мы должны это поручение реализовать.

50 или 10 000 рублей?

На сегодняшний день сумма пособия составляет всего 50 рублей и позволяет купить разве что литр молока или полтора батона. Размер выплаты не изменялся с 1997 года. При этом получают ее матери детей, которые продолжают находиться в отпуске по уходу за ребенком и после достижения им возраста 1,5 лет. То есть фактически матери тех детей, которые не попали в садик.

Эксперты рассказали журналистам, что для того, чтобы такое пособие могло хотя бы минимально удовлетворить жизненные потребности самого ребенка, его размер должен составлять не менее 10 000 рублей в месяц. Но если выплата, как и сейчас, будет осуществляться за счет средств работодателей без компенсации со стороны Фонда социального страхования (ФСС), то сколько организаций смогут себе это позволить? И как воспримут такую новую серьезную (для многих предпринимателей) нагрузку бизнесмены? Скорее всего, отрицательно. Ведь даже минимальное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет, которое фактически платит ФСС России, по состоянию на 1 мая 2018 года составляет:

  • за первого ребенка — 3 142 рубля 33 коп.;
  • за второго и последующих детей — 6 284 рубля 65 коп.

Что гораздо меньше заявленной экспертами суммы 10 000 рублей. Правда, назначить такой размер чиновники, вероятнее всего, не решатся — не только из заботы о работодателях, но и принимая во внимание необходимость выплачивать аналогичные суммы неработающим женщинам за счет средст все того же ФСС. Это несколько смущает представителей Минфина, ведь денег, как мы все помним, нет. Поэтому чиновники, а вместе с ними и общественники попросту предлагают уравнять два детских пособия и установить для них общий размер в 40% заработка матери. Но для малоимущих семей общественники все же предлагают назначить пособие размером в 10 000 рублей, ведь это почти установленный законодательством МРОТ (11 163 рубля), а присматривать за ребенком — это непростая работа.

Кстати, официальной статистики о том, сколько в России детей в возрасте до 3 лет, у Росстата нет, служба приводит данные только по детям в возрасте до 4 лет. В 2017 году в России проживало 9,5 млн таких малышей. И тем из них, кому уже исполнилось 1,5 года, каждый месяц платят по 50 рублей. Но только в том случае, если для них не нашлось места в детском садике, а их мамы не вышли на работу. Возможно, что до конца года эта сумма все же возрастет, и пособия будет хватать на игрушки, фрукты и прочие необходимые маленьким детям вещи.

Размер и правила оформления детского пособия на ребенка до 3 лет

На территории Российской Федерации Правительством предусмотрена возможность получения детского пособия до 3 лет.

Но мало кто из родителей либо опекунов знает о том, как его необходимо оформить? Каким законодательством регулируется и так далее.

Рассмотрим эти вопросы подробней.

Законодательная база

Условия, процесс оформления и размер детского пособия регламентируются такими законодательными актами:

  1. Федеральный закон №255, которым определяются условия и порядок оформления выплат;
  2. Федеральный закон №81, который четко определяет порядок расчета пособия;
  3. Указ Президента РФ №1110, которым предусматривается возможность оформления пособия;
  4. Постановление Правительства РФ №1206 “О детских выплатах”.

Кому положена помощь

На детское пособие имеют право:

  • лица, которые имеют российское гражданство, постоянно проживают на территории РФ и имеют ребенка до 3 лет;
  • граждане РФ, которые проживают за рубежом, но состоят на учете в консульстве;
  • та категория граждан, которые получили статус беженца.

При возникновении ситуации, когда родители лишены своих прав, либо ребенок находится на полном государственном обеспечении, они не имеют права претендовать на получение подобных выплат.

Деньги на ребенка, которому еще не выполнилось 3 года, имеют право получить та категория граждан, которые заключили соглашения со своим работодателем и при этом оформили отпуск по уходу за ребенком.

На детское пособие имеют право претендовать:

  • мать либо отец ребенка;
  • усыновитель (если родители лишены своих прав);
  • опекун (если таковой имеется);
  • бабушка либо дедушка;
  • любой близкий родственник, который является совершеннолетним.

Таким образом, это касается матерей, которые являются:

  • инвалидами 1 либо 2 группы;
  • военнослужащими по контракту;
  • военнослужащими за рубежом;
  • безработной по причине ликвидации предприятия;
  • безработной, которая проходит курсы переподготовки;
  • находятся в отпуске по уходу за ребенком.

В том случае, если мать является студенткой очного отделения, она имеет полное право на получение детского пособия.

Размер выплат

На сегодня действующим законодательством предусмотрена ежемесячная выплата в размере 50 рублей.

Несмотря на многочисленные попытки Правительства РФ увеличить пособие, они не обвенчались успехом.

Последний раз вопрос о повышении пособия рассматривался в 2014 году, но был перенесен на неопределенный срок.

Стоит отметить, что недавно была попытка принять законопроект, благодаря которому пособие смогло бы увеличиться с 50 рублей до 5000, однако в Госдуме он не нашел должной поддержки.

Поэтапный порядок оформления

Сбор документов

Если говорить о документах, то заявителю необходимо подготовить:

  • заявление о необходимости отпуска;
  • копию приказа предприятия о разрешении на предоставления отпуска;
  • заявление на получение детского пособия;
  • справку, которая подтверждает факт отсутствия детского пособия у второго родителя;
  • копию приказа о назначении выплаты детского пособия по уходу за ребенком до 3 лет;
  • оригинал и копию свидетельства о рождении ребенка (необходим для чистой формальности, но все же);
  • оригинал и копию паспорта заявителя.

Если говорить о той категории граждан, которые не являются официально трудоустроенными, то им необходимо наличие такой документации:

  • выписку из трудовой книжки, которая должна быть обязательно нотариально заверенной;
  • копию приказа о непосредственном увольнении с последнего места работы;
  • справку о средней заработной плате с последних мест работы (официальных).

При этом необходимо также для неработающих родителей принести паспорт и свидетельство о рождении.

Куда обращаться

Вся необходимая документация может быть предоставлена в процессе оформления пособия несколькими способами:

  • лично самим заявителем;
  • через доверенное лицо (при этом необходимо иметь в наличии доверенность);
  • почтовой пересылкой;
  • с помощью интернета через портал Государственных услуг.

Вся документация должна быть подана по месту официального трудоустройства в отдел кадров либо в бухгалтерию (все зависит от того, кто этим вопросом занимается на производстве).

В том случае, если заявитель не работает официально, ему предстоит обратить в отдел социальной защиты населения по месту проживания и написать соответствующее заявление. Его образец можно взять по месту и сразу же его заполнить. Это займет не больше 2 минут.

Стоит отметить, что решение по этому вопросу принимается не больше чем в течение 10 дней с того момента, как сданы все документы и написано заявление. Это касается как работодателей, так и органы социальной защиты.

Если говорить о выплатах работодателем, то они осуществляются на карту, которая является заработной, при получении выплат от ФСС в заявлении следует указывать расчетный счет банка, куда они будут делать зачисления.

Ожидание решения

Самого уведомления как такового нет, заявитель сам проверяет свою карту, но можно сходить и узнать в отдел соцзащиты, когда именно будет перечислена помощь.

Однако, в том случае, если решения будет отрицательным, ФСС связывается по контактным данным с заявителем и говорит, какие именно недочеты следует срочно устранить, дабы выплаты не приостанавливать.

Стоит также подчеркнуть, что выплата пособия за уходом ребенка до 3 лет может осуществляться только после того, как завершится отпуск по родам.

В том случае, если работодатель все же отказывается выплачивать данное пособие, законодательством ему предусмотрено 5 дней для уведомления. Каким образом он это сделает, законодательством не оговорено.

Это может быть:

  • устное уведомление;
  • письменное уведомление с указанием причины.

При этом необходимо обращать внимание на такие нюансы:

  • для того, чтобы гарантировать себе получение детского пособия до 3 лет, всю документацию следует подавать не позднее 6 месяцев после рождения. Исключением является болезнь заявителя;
  • заявление и документы для получения пособия должны находится у работодателя либо в ФСС до того момента, как ребенку исполнится 1 год. При этом неважно, болеет заявитель либо нет.

Важно помнить, что не нужно пытаться обманным путем оформить несколько одинаковых детских пособий (имеется в виду на каждого из родителей), поскольку это чревато серьезными последствиями, вплоть до уголовного производства. Такая попытка легко узнается и тогда можно вообще забыть обо всех социальных гарантиях.

Ну а пока остается довольствоваться тем, что есть, и надеяться, что Правительство все-таки сможет увеличить размер детского пособия до 3 лет.

О детских пособиях смотрите в следующем видеосюжете:

Обсуждение закрыто.