Дтп 2 погибших статья

Дтп 2 погибших статья

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Статьи и комментарии ПЦ «Логос»
  • Дорожно-транспортное происшествие (ДТП). Понятие и виды

ДТП. Определение понятия

Дорожно-транспортное происшествие — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб (статья 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»)

Тождественное определение понятия «дорожно-транспортное происшествие» содержится в п. 1.2 Правил дорожного движения РФ, утвержденных Постановлением Совета Министров — Правительством Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090.

Понятие ДТП раскрывается и в правилах учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации», утвержденных руководителем Федеральной дорожной службы России 29.05.1998 года.

В приложении 3 к указанному документу дается аналогичное определение понятия ДТП:

«дорожно-транспортным происшествием (ДТП) называется событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или были ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения».

В п. 3 приложения 3 к упомянутым правилам учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, также раскрываются виды ДТП.

Столкновение — происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог.

К этому виду относятся также столкновения с внезапно остановившимся транспортным средством (перед светофором, при заторе движения или из-за технической неисправности) и столкновения подвижного состава железных дорог с остановившимся (оставленным) на путях транспортным средством.

Опрокидывание — происшествие, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось (например, суд пришел к выводу о том, что опрокидывание автокрана на территории ОАО не может быть расценено как дорожно-транспортное происшествие, поскольку произошло не в процессе движения транспортного средства по дороге, как это предусматривает пункт 1.1 Правил дорожного движения; постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 28.10.2008 N Ф04-6437/2008(14507-А70-11) по делу N А70-470/11-2008).

Наезд на стоящее транспортное средство — происшествие, при котором движущееся транспортное средств наехало на стоящее транспортное средство, а также прицеп или полуприцеп.

Наезд на препятствие — происшествие, при котором транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, ограждение и т.д.).

Наезд на пешехода — происшествие, при котором транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.

К этому виду относятся также происшествия, при которых пешеходы пострадали от перевозимого транспортным средством груза или предмета (доски, контейнеры, трос и т.п.).

Наезд на велосипедиста — происшествие, при котором транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.

Наезд на гужевой транспорт — происшествие, при котором транспортное средство наехало на упряжных животных, а также на повозки, транспортируемые этими животными, либо упряжные животные, или повозки, транспортируемые этими животными, ударились о движущееся транспортное средство. К этому виду также относится наезд на животное.

Падение пассажира — происшествие, при котором произошло падение пассажира с движущегося транспортного средства или в салоне (кузове) движущегося транспортного средства в результате резкого изменения скорости или траектории движения и др., если оно не может быть отнесено к другому виду ДТП.

Падение пассажира из недвижущегося транспортного средства при посадке (высадке) на остановке не является происшествием.

Иной вид ДТП — происшествия, не относящиеся к указанным выше видам. Сюда относятся падение перевозимого груза или отброшенного колесом предмета на человека, животное или другое транспортное средство, наезд на лиц, не являющихся участниками дорожного движения, наезд на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отделившееся колесо и пр.) и др.

Последний абзац п.3 приложения 3 к указанным правилам учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах…, как видно, включает также «иной вид ДТП». Речь, в частности идет о так называемых бесконтактных ДТП.

При бесконтактном ДТП по вине водителя транспортного средства (нарушившего правила дорожного движения) причиняется вред третьим лицам, при этом, физического контакта между транспортным средством причинителя вреда и транспортным средством потерпевшего лица (а также любым иным объектом, которому причинен вред) не происходит. Более подробно по теме бесконтактного ДТП см. статью «Бесконтактное ДТП. Судебная практика»

Падение предметов на автомобиль, снега с крыш – ДТП?

Для отнесения события к ДТП имеет значение, двигался ли «пострадавший» автомобиль в момент причинения ущерба или был припаркован, ведь из определения понятия ДТП следует, что дорожно-транспортное происшествие – это событие, возникшее, прежде всего в процессе движения по дороге транспортного средства.

Например, суд указал, что «из искового заявления истца усматривается, что в момент причинения ущерба автомобиль был припаркован к зданию, основанием исковых требований явилось причинение ущерба автомобилю в результате падения снега, а не дорожно-транспортное происшествие» (постановление ФАС Центрального округа от 04.02.2014 по делу N А09-1079/2013)

Остановка транспортного средства – процесс движения – ДТП?

От ответа на данный вопрос зависит, относится ли случившееся происшествие при остановке автомобиля к ДТП или нет. Соответственно, будет ли относится событие к страховому случаю или нет.

Согласно пункту 1.2 Правил дорожного движения, «дорожно-транспортное происшествие» — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

При этом дорожным движением является совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог. Преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства, является остановкой.

Согласно пункту 1.1 Правил дорожного движения, настоящие Правила дорожного движения устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации.

Следовательно, пункты 1.1 и 1.2 Правил дорожного движения, в их взаимосвязи относят остановку транспортного средства к процессу дорожного движения.

Согласно статье 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» под термином «дорога» понимается обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии. Аналогичное понятие дороги содержится в пункте 1.2 Правил дорожного движения.

Например, руководствуясь приведенными нормами права, Третий арбитражный апелляционный суд в своем постановлении от 09.12.2013 по делу N А33-11923/2013 указал, что «поскольку спорное событие произошло на разгрузочной площадке общества…, специально предназначенной для проезда по ней автомобилей для их разгрузки, то есть являющейся дорогой, а остановка транспортного средства для его разгрузки является частью дорожного движения, то опрокидывание принадлежащего истцу транспортного средства произошло в результате дорожно-транспортного происшествия — страхового случая, предусмотренного договором добровольного страхования».

Кто считается погибшим, раненым в ДТП? Определение понятия «ограниченная видимость» и «дорожные условия, сопутствующие ДТП»

П.п. 4-7 приложения 3 к правилам учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, утв. ФДС РФ 29.05.1998:

«4. Погибшим считается лицо, погибшее на месте дорожно-транспортного происшествия либо умершее от его последствий в течение семи последующих суток.

5. Раненым считается лицо, получившее в дорожно-транспортном происшествии телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок не менее одних суток либо необходимость амбулаторного лечения. В этом случае оказание амбулаторного лечения подтверждается документами (справками) медицинского учреждения.

6. Ограниченная видимость — расстояние видимости для данных условий движения не соответствует нормативным требованиям из-за геометрических характеристик дороги или по метеоусловиям.

7. Дорожные условия, сопутствующие ДТП, — фактические дорожные условия в месте ДТП на момент его совершения. Факт того, что неудовлетворительное дорожное условие (условия) явилось причиной ДТП, определяется решением суда (на основе результатов расследования)».

Александр Отрохов, Правовой центр «Логос» (г. Омск), 15.04.2015г.

За безопасность на дорогах России

Президент экспертного центра «Движение без опасности»

20 ноября – Всемирный день памяти жертв дорожно-транспортных происшествий

Ежегодно, в третье воскресенье ноября, во всем мире отмечают День памяти жертв дорожных аварий. В этот день мы вспоминаем тех, кого уже нет с нами, кого мы потеряли в дорожно-транспортных происшествиях.

Дорожно-транспортный травматизм – одна из основных причин смертности молодых людей и детей в мире. Каждый день в результате ДТП погибают около 3,5 тысяч человек. В год потери составляют более 1,2 миллиона человек погибшими и около 50 миллионов — ранеными.

И это не просто абстрактные цифры. За каждой стоят искалеченные судьбы, горе для семьи и близких, потеря матери, отца, ребенка.

Жертвы дорожно-транспортных аварий – это не только погибшие. Раненые, получившие серьезные травмы, ставшие инвалидами – их жизнь навсегда делится на «до» и «после» катастрофы. Сколько раз они повторяют себе: «Если бы я…»

…не ехал так быстро;

…не выезжал на встречку;

…не торопился и не проскочил на красный;

…не выпил всего одну рюмку;

…не забыл пристегнуться;

…не забыл пристегнуть ребенка в автокресле.

Жизнь невозможно повернуть вспять. Для того, чтобы вас и ваших близких не вспоминали ежегодно – в третье воскресенье ноября, достаточно просто соблюдать правила дорожного движения. Они придуманы не для дорожных полицейских, а для вас. Для вашей безопасности на дороге. Для спасения жизней – вашей и ваших близких.

Ценность человеческой жизни в России невелика. Традиционный российский фатализм приводит к тому, что поведение водителей на отечественных дорогах – игра на выживание. В День памяти жертв ДТП «Движение без опасности» призывает всех к культурному, а значит безопасному поведению на дорогах. Это позволит сохранить тысячи жизней.

Давайте почтим минутой молчания жизни тех, кого мы уже потеряли на дорогах России – в дорожных авариях.

По данным Госавтоинспекции, за 10 месяцев 2011 года на дорогах России погибло 22636 человек и было ранено – 206738. Среди них 801 погибший и 18161 раненный ребенок.

Идея ежегодного проведения Дня памяти жертв дорожных аварий принадлежит «Road Peace» — британскому благотворительному фонду помощи жертвам ДТП, который отмечает этот день с 1993 года. В 2005 году в своей Резолюции Генеральная Ассамблея ООН призвала все мировое сообщество признать Всемирный день памяти жертв дорожных аварий и отмечать его в третье воскресенье ноября.

ДТП со смертельным исходом

По количеству ДТП со смертельным исходом Россия занимает первое место в Европе. Ежегодно от аварий на дорогах погибает от 25 до 30 тысяч человек. Это происходит по разным причинам, в том числе, и потому что не все водители понимают, что автомобиль относится к средствам передвижения повышенной опасности. Пешеходы не всегда осознают, что дорога относится к тому месту, где при неосторожности могут произойти непредсказуемые последствия.

Действия в процессе ДТП со смертельным исходом

В первую очередь, если произошло дорожно-транспортное происшествие и имеются потерпевшие, следует вызвать скорую помощь, включить аварийную сигнализацию. Если водитель транспортного средства жив и может передвигаться, то он должен помочь другим пострадавшим. Сразу после этого нужно вызвать сотрудников ГИБДД и записать данные свидетелей. Ни в коем случае нельзя перемещать предметы, имеющие отношения к аварии.

Если не соблюсти эти нормы, установленные на законодательном уровне (Правилами дорожного движения), то квалификация деяния водителя будет совершенно иной.

Это уже будет не ДТП со смертельным исходом, а преступное бездействие участника происшествия. Именно по этой причине категорически запрещено покидать место аварии, даже если пострадавшие отсутствуют. При оставлении места происшествия водитель автомобиля может быть привлечён к административной ответственности в виде штрафа, ареста или лишения прав. Если же водитель покинул место ДТП, в котором есть пострадавшие и погибшие, то после этого его будут уже разыскивать, как нарушившего закон преступника. Уголовное дело будет рассматривать в суде, а наказание виновнику ДТП со смертельным исходом грозит уже более строгое.

Ответственность за совершение ДТП со смертельным исходом

Установление причинно-следственной связи

Уголовная ответственность при дорожно-транспортном происшествии, повлекшем смертельный исход, возможна в том случае, если пострадавший получил тяжкие или средней тяжести травмы, после чего сразу или через определённый промежуток времени лишился жизни.

Сразу же на месте ДТП невозможно правильно установить наличие тяжести травм или причину смерти. У некоторых пострадавших при первоначальном обследовании может быть выявлено нормальное состояние здоровья, но через несколько дней им становится хуже, после чего наступает смерть.

В некоторых случаях может произойти обратное. Человек погибает во время ДТП, но в процессе проведения экспертизы выясняется, что смерть произошла не от травм, а от инфаркта, который зафиксирован несколькими минутами ранее. В этом случае эксперты устанавливают причинно-следственную связь между случившимся ДТП и смертью человека. В результате действие виновника ДТП могут быть переквалифицированы на менее тяжкие, так как вина в смерти человека будет не доказана.

Варианты наказания при совершении ДТП с летальным исходом

Статья 264 УК РФ с 2016 года устанавливает конкретные виды санкций за совершение аварии, повлекшей смертельный исход. Для этого суд должен установить наличие причинно-следственной связи между произошедшим ДТП и смертью потерпевшего.

При принятии решения во внимание принимаются все существующие отягощающие и смягчающие обстоятельства.

При смерти одного человека, виновный в этом водитель транспортного средства может получить принудительные работы сроком до 4 лет или лишение свободы сроком до 5 лет. В качестве дополнительной меры наказания будет лишение водительских прав на трёхлетний срок. В случае нахождения в этом случае водителя в нетрезвом состоянии срок лишения свободы увеличивается до семи лет, а права отбираются на этот же срок.

При гибели двоих и более человек суд вправе применять такой вид наказания, как принудительные работы сроком до 5 лет или лишение свободы. Прав в этом случае лишают также на трёхлетний срок. Если при таких же обстоятельствах водитель был в нетрезвом состоянии, то срок принудительных работ остаётся на том же уровне, а срок лишения свободы увеличивается на два года (до 9 лет). Права в этом случае также изымаются на три года.

Санкция этой статьи предусматривает максимальные сроки наказания, превысить которые суд при вынесении решения не имеет права. Нижнего предела наказания статья не устанавливает, что даёт возможность опытному адвокату, который будет представлять интересы виновной стороны, максимально использовать смягчающие обстоятельства, указанные в статье 264 УК РФ. Наличие у виновного малолетних детей, совершение преступления впервые, беременность, оказание первой помощи погибшему позволит юристу разработать такую стратегию защиты, которая позволит получить ему минимальное наказание.

В каком случае можно полностью избежать наказания?

Виновник ДТП может полностью избежать наказания в нескольких случаях:

  • если сам виновник аварии умер после ДТП;
  • если удастся договориться с семьёй погибшего в аварии человека о компенсации ущерба и достигнут примирения сторон.

Для того чтобы добиться положительного результата, следует обратиться за помощью к профессиональному юристу сервиса Правовед.RU, имеющего опыт разрешения таких споров. Получить консультацию можно по телефону либо задав вопросы в электронной форме, размещённой на сайте Правовед.RU.

Родители погибших и пострадавших в ДТП в Югре детей направили кассацию на приговор суда

Родители погибших и пострадавших в ДТП под Ханты-Мансийском детей подали кассационную жалобу в президиум окружного суда ХМАО. Как передает корреспондент Znak.com, в ней они просят отменить вынесенный ранее приговор и вернуть дело прокурору для дополнительного расследования по вновь открывшимся обстоятельствам.

В кассационной жалобе защитники потерпевших указывают на ряд ключевых моментов, которые свидетельствуют о необходимости нового расследования дела. Помимо того, что адвокаты по-прежнему настаивают на том, что при вынесении приговора суды допустили существенные нарушения норм УК и УПК, повлиявшие на исход дела, а также на несоответствие выводов суда, изложенных в приговоре, фактическим обстоятельствам дела, они указывают и на новые обстоятельства.

В первую очередь, речь идет о новых возбужденных уголовных делах. Одно из них — в отношении Вадима Саитханова — водителя второго грузовика, врезавшегося в автобус. Дело возбуждено по части 5 статьи 264 УК РФ УК РФ («Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств»). Как рассказали адвокаты, СКР располагает новой расширенной автотехнической экспертизой, из которой станет ясно, от ударов каких грузовиков погибали конкретные дети. Напомним, что на проведении такой полной экспертизы родители настаивали еще во время судебного процесса, но судья им отказала. Такую же позицию тогда заняло и гособвинение.

Кроме того, в жалобе родители указывают на наличие оснований для возбуждения нового уголовного дела и в отношении Раиля Саитханова, который, по их мнению, занимался незаконной предпринимательской деятельностью. Также они настаивают на возбуждении в отношении него уголовного дела по статье 125 УК РФ («Оставление в опасности»).

Сегодня в ХМАО приедет следователь по делам Улюкаева и братьев Навальных

Кроме того, пострадавшие продолжают настаивать, что действия других обвиняемых также неправильно квалифицированы. По их мнению, директора спортшколы Ирину Тарасову нужно судить не по статье «Халатность», а по более тяжкой статье — «Злоупотребление должностными полномочиями» (часть 3 статьи 285 УК РФ). Аналогично и в отношении водителя автобуса Марата Зайнуллина, который был осужден по пункту «а» части 2 статьи 238 УК РФ («Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, если они совершены группой лиц по предварительном сговору»). По мнению защитников потерпевшей стороны, его нужно судить по части 5 статьи 264 УК РФ («Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств»). В своей кассации потерпевшие указывают, что именно по этой статье изначально возбуждалось уголовное дело в отношении Зайнуллина и постановление до сих пор не отменено.

Адвокаты уверены, что перечисленные в кассационной жалобе обстоятельства свидетельствуют о нарушенных правах потерпевших на объективное, полное расследование уголовного дела со стороны органов предварительного следствия, а в дальнейшем — судом первой и апелляционной инстанций.

При этом защитники указывают на тот факт, что до сих пор свое кассационное представление в суд не направила прокуратура. «Возможно, это связано с тем, что проходят кадровые перестановки: заместитель генпрокурора в УрФО Юрий Пономарев, который курировал это дело, недавно был переведен в центральный аппарат, а на его место назначен Владимир Малиновский, которому нужно освоиться. Но прошло уже четыре месяца после апелляции. За это время можно было хоть раз на нас выйти и объяснить свою позицию. Учитывая, что именно прокуратура настояла на закрытии уголовного дела в отношении единственного привлеченного к делу чиновника (речь идет о делах в отношении экс-чиновника администрации Нефтеюганска Александра Комарницкого), мы не удивимся, если прокуратуру и вовсе все устраивает и ничего она опротестовывать не собирается», — делится мнением один из родителей.

ДТП с летальным исходом — тюрьма или нет?

Самые страшные последствия автомобильной аварии – это гибель людей. Соответственно, и наказание виновнику такого ДТП установлено жесткое, а регулируется оно Уголовным кодексом РФ. Конечно, все аварии различаются, к водителю могут быть применены обстоятельства, смягчающие вину или отягощающие ее, поэтому в каждом конкретном случае меру пресечения выбирает суд, после того как ознакомится со всеми материалами дела и выслушает всех его участников.

Каким именно будет наказание за ДТП со смертельным исходом, зависит от поведения всех участников процесса на трех основных этапах: на месте аварии, во время уголовного расследования и на судебном процессе.

Действия на месте аварии, которые влияют на наказание

Авария, в результате которой есть пострадавшие, обязательно сопровождается вызовом скорой помощи. Обязанность каждого водителя сначала позаботиться об оказании помощи, а уже потом сообщать об аварии в полицию и в страховую компанию. Игнорирование этой законодательной нормы впоследствии может привести к переквалификации деяния, и речь уже пойдет не о нарушении ПДД, а о преступном бездействии.

Но в любом случае нельзя просто уехать с места столкновения. Даже если никто и не пострадал, то за оставление места ДТП предусмотрена админответственность в виде лишения прав или ареста. А когда речь идет о погибших, то разыскивать сбежавшего водителя будут как преступника, для суда же это будет поводом ужесточить наказание.

Когда нарушение ПДД квалифицируется как преступление

Уголовная ответственность наступает только тогда, когда в результате аварии ее участники получили средние или тяжелые повреждения, а также в случае если кто-то не выжил. Но не всегда сразу на месте ДТП можно говорить о наличии жертв с тяжелыми повреждениями, которые оказываются несовместимы с жизнью. Медиками фиксируются случаи, когда во время первичного осмотра у участника ДТП не было обнаружено серьезных повреждений, а на следующий день человек умирал. В таких случаях важно установить взаимосвязь между ДТП и смертью.

И наоборот, не всегда погибшие, найденные на месте аварии, умерли от столкновения. Человек со слабым сердцем вполне может умереть от инфаркта, испугавшись удара от подрезавшего его автомобиля.

По общему правилу водитель, виновный в нарушении ПДД, впоследствии приведшего к аварии со смертельным исходом, привлекается именно к уголовной ответственности, вопрос об административном проступке даже не ставится. А смерть должна быть вызвана именно столкновением. Но при этом у водителя не должно быть умысла другого участника движения. При выявлении таких обстоятельств, преступление будет квалифицироваться как убийство, а автомобиль будет выступать в качестве орудия.

Возможные варианты наказания

Последствия ДТП с летальным исходом расписаны в ст. 264 УК РФ. Когда суд установил, что водитель все же виновен в нарушении ПДД, что смерть потерпевшего имеет прямую связь со столкновением, он принимает во внимание все наличествующие смягчающие и отягощающие обстоятельства, чтобы принять решение. Вышеуказанная статья устанавливает следующие виды наказания, действующие в 2018 году:

  • Если умер один человек, тогда виновнику ДТП грозят принудительные работы (до 4 лет) или лишение свободы (до 5 лет). Вместе с этим он будет лишен водительских прав на срок до 3 лет.
  • Если водитель был пьян, тогда срок лишения свободы увеличен до 7 лет. О принудительных работах речь уже не идет, а прав лишают также на срок до 3 лет.
  • Если погибло два и более человека, тогда суд может назначить принудительные работы (до 5 лет), или лишение свободы (до 7 лет). Водителя лишают прав опять же на срок до трех лет.
  • Если погибло два и более человека, а водитель был пьян, тогда максимальный срок принудительных работ остается 5 лет, а вот срок лишения свободы увеличивается уже до 9 лет. Лишение прав при этом не может превышать 3 лет.

Стоит отметить, что в статье указаны только максимальные сроки наказания, которые суд не может превысить, зато имеет полное право уменьшить. Адвокат, представляющий интересы виновника ДТП, разрабатывая стратегию защиты своего подопечного, старается максимально задействовать смягчающие обстоятельства, перечисленные в уголовном законодательстве, а именно: наличие малолетних детей или беременность, незначительность нарушения ПДД и совершение его в первый раз, оказание помощи потерпевшему.

Ни о какой ответственности и речи быть не может, если сам виновник ДТП разбился насмерть. Но в российском законодательстве существует еще один способ избежать ответственности – это примирение с потерпевшими. Если договориться с родственниками погибшего, и компенсировать им ущерб, то можно стать освобожденным не просто от наказания, но и от уголовной ответственности.

Виновному в ДТП с летальным исходом, если он не сумеет договориться с родственниками погибшего, в первую очередь грозит наличие судимости. Меру наказания определяет суд, и зависеть она будет от множества деталей, но в основном от активности защитника, который должен добиваться смягчения наказания на всех этапах уголовного разбирательства.

Обсуждение закрыто.