Федеральный закон о земельном кадастре 2001

Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» (с изменениями и дополнениями) (утратил силу)

Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 28-ФЗ
«О государственном земельном кадастре»

С изменениями и дополнениями от:

22 августа 2004 г., 30 июня, 4 декабря 2006 г.

Федеральным законом от 13 мая 2008 г. N 66-ФЗ настоящий Федеральный закон признан утратившим силу

См. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»

Принят Государственной Думой 24 ноября 1999 года

Одобрен Советом Федерации 23 декабря 1999 года

Исполняющий обязанности Президента

2 января 2000 г.

В соответствии с настоящим Законом государственным земельным кадастром является систематизированный свод документированных сведений о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов. Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по ведению государственного земельного кадастра и при использовании его сведений.

Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре»

Настоящий Федеральный закон вводится в действие через шесть месяцев после его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 10 января 2000 г. N 5, в «Парламентской газете» от 11 января 2000 г., N 4-5, в Собрании законодательства Российской Федерации от 10 января 2000 г., N 2, ст. 149

Федеральным законом от 13 мая 2008 г. N 66-ФЗ настоящий Федеральный закон признан утратившим силу

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.

Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 93-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2006 г.

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

12. Государственный земельный кадастр

В международной практике земельный кадастр понимается в широком и узком смысле. В узком смысле земельный кадастр представляет собой систематически поддерживаемый публичный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в Российской Федерации, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества. В государственный земельный кадастр включается информация о субъектах прав на земельные участки. В настоящее время в зарубежной практике сформировалось и более широкое определение земельного кадастра, утверждённое ООН совместно с Международной федерацией геодизистов в Богорской (1996 г.), а затем и в Бафертской (1999 г.) декларациях.

Согласно данному определению, земельный кадастр – это основанная обычно на земельных участках современная земельная информационная система, содержащая записи о правах на недвижимость (например, о правах, ограничениях и обязательствах). Он включает геометрическое описание земельного участка, связанное с другими записями, описывающими сущность прав, собственность или управление в отношении данных прав, часто стоимость земельного участка и его улучшений. Кадастр может быть предназначен для фискальных целей (налогообложения), правовых целей (регистрации прав на недвижимость), помощи в управлении и использовании земли и создаёт возможность для устойчивого развития и охраны окружающей среды.

Таким образом, современное понятие земельного кадастра во многих странах мира постепенно сближается с понятием земельной информационной системы, включающей в себя: земельный кадастр (в узком смысле), систему регистрации прав, систему управления землепользованием. Под ведение земельного кадастра в зарубежной практике, понимается последовательные действия по сбору, накоплению, обработке, учёту и хранению сведений о земельных участках, а также предоставление сведений о земельных участках пользователям земельного кадастра[28].

Государственный земельный кадастр ведется по единой для Российской Федерации системе. Объектами государственного кадастрового учета являются земельные участки и прочно связанные с ними иные объекты недвижимого имущества.

Порядок ведения государственного земельного кадастра устанавливается федеральным законом о государственном земельном кадастре.

Ведение государственного земельного и других видов кадастра тесно связано с осуществлением мониторинга земель, иных природных ресурсов и землеустройства (см., например, Постановление Правительства РФ от 23.08.2000 № 622 «Об утверждении Положения о государственной службе наблюдения за состоянием окружающей природной среды»[29]).

Многие нормативные правовые акты регулируют одновременно земельные отношения, связанные с государственным мониторингом земель, землеустройством и государственным земельным кадастром.

Порядок, цели и принципы ведения государственного земельного кадастра устанавливаются в ФЗ о государственном земельном кадастре. В соответствии с ним целями создания и ведения государственного земельного кадастра выступает информационное обеспечение:

1) государственного и муниципального управления земельными ресурсами;

2) государственного контроля за использованием и охраной земель;

3) мероприятий, направленных на сохранение и повышение плодородия земель;

4) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

6) экономической оценки земель и учета стоимости земли в составе природных ресурсов;

7) установления обоснованной платы за землю;

8) иной связанной с владением, пользованием и распоряжением земельными участками деятельности.

Принципами ведения государственного земельного кадастра выступают: единство системы и технологии его ведения на всей территории России; непрерывность внесения в кадастр изменяющихся характеристик земельных участков; сопоставимость и совместимость его сведений со сведениями, содержащимися в других кадастрах, реестрах, информационных ресурсах; учет земельных участков независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и разрешенного использования земельных участков[30].

В ст. 13 ФЗ о государственном земельном кадастре документы подразделяются на основные, вспомогательные и производные. К основным относятся Единый государственный реестр земель, кадастровые дела и дежурные кадастровые карты (планы).

Вспомогательные документы — это книги учета документов, книги учета выданных сведений и каталоги координат пунктов опорной межевой сети. Производные документы государственного земельного кадастра включают доклады о состоянии и использовании земельных ресурсов, статистические отчеты, аналитические обзоры, иные справочные документы.

Порядок ведения и хранения этих документов устанавливается письмами Росземкадастра от 02.08.2001 № ВК/433 «О разъяснении порядка оформления документов государственного земельного кадастра»[31] и № ВК/435 «О порядке оформления документов государственного земельного кадастра»[32].

Большое внимание уделяется государственному земельному кадастру в Федеральной целевой программе «Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999 — 2002 годы», согласно которой кадастр ведется (наряду с указанными выше целями) для планирования рационального использования земельных ресурсов, установления всех видов платежей за землю и налогообложения земли и недвижимости, для поддержки гражданского оборота земли и недвижимости[33].

На первом этапе реализации этой Программы предполагалось:

1) проведение кадастрового зонирования территории России в целях присвоения объектам недвижимости уникальных кадастровых номеров;

2) обеспечение единого порядка ведения кадастра во всех субъектах РФ и муниципальных образованиях; формирование информационной базы о федеральных землях, землях субъектов РФ и муниципальных образований;

3) обеспечение доступа граждан и юридических лиц к кадастровой информации, установление принципов оплаты за ее получение;

4) организация взаимодействия государственного земельного кадастра с отраслевыми кадастрами (градостроительным, лесным, водным и др.) на основе единых принципов, форм и процедур.

Государственный кадастровый учет земельных участков представляет собой последовательные действия по сбору, документированию, накоплению, обработке, учету и хранению сведений о земельных участках. Кадастр ведется органами исполнительной власти и осуществляется в процессе инвентаризации и мониторинга земель, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, инспекционного контроля, землеустройства.

Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 918[34] утверждены Правила предоставления сведений государственного земельного кадастра. В едином кадастровом документе земельного участка отражаются:

1) кадастровый номер участка; местоположение (адрес) и площадь участка;

2) категория земель и разрешенное использование участка; описание границ участка и его частей;

3) зарегистрированные в установленном порядке вещные права и ограничения (обременения); экономические характеристики, в том числе размеры платы за землю; качественные характеристики, в том числе показатели состояния плодородия земель для отдельных категорий земель; наличие объектов недвижимого имущества, прочно связанных с земельными участками.

Для государственной регистрации права на земельный участок заявителю выдается кадастровый план земельного участка[35].

Постановлением Правительства РФ от 06.09.2000 № 660[36] утверждены Правила кадастрового деления территории Российской Федерации и Правила присвоения кадастровых номеров земельным участкам. Росземкадастр издал 14.05.2001 соответствующий Приказ № П/89[37].

Требования к оформлению заявок на государственный кадастровый учет земельных участков установлены Приказом Росземкадастра от 13.06.2001 № П/115[38]. Правообладатели участков подают в организации Росземкадастра заявки, правоустанавливающие документы на участки, документы об их межевании.

Получение заявок о проведении государственного кадастрового учета земельных участков подтверждается соответствующими записями в книге учета документов и выдачей заявителям расписок о получении соответствующих документов (Росземкадастром установлены 10.04.2001 Требования к оформлению расписок о получении документов, представленных для постановки на государственный кадастровый учет земельных участков[39]).

Проведение государственного кадастрового учета включает в себя проверку представленных заявителями документов, составление описаний земельных участков в Едином государственном реестре земель, присвоение кадастровых номеров земельным участкам, изготовление кадастровых карт (планов) земельных участков и формирование кадастровых дел. Учет должен проводиться в течение 1 месяца со дня подачи заявки.

В случае если в представленных в органы Росземкадастра документах отсутствуют необходимые сведения или если такие сведения противоречивы, проведение государственного кадастрового учета земельных участков приостанавливается не более чем на один месяц и заявители немедленно извещаются в письменной форме с обоснованием этого решения (см. Требования к оформлению извещений о приостановлении проведения государственного кадастрового учета земельных участков и решений об отказе в проведении такого учета, утвержденные Приказом Росземкадастра 10.04.2001).

В проведении государственного кадастрового учета может быть отказано, если:

1) с заявкой обратилось ненадлежащее лицо;

2) представленные документы по форме или по содержанию не соответствуют требованиям законодательства РФ;

3) при межевании земельных участков нарушены права смежных землепользователей;

4) площадь земельного участка меньше минимального размера, установленного нормативными актами субъекта РФ и органа местного самоуправления для земель различного целевого назначения и разрешенного использования.

В ст. 170 УК РФ предусматривается уголовная ответственность должностных лиц за регистрацию заведомо незаконных сделок с землей, а равно умышленное занижение размеров платежей за землю, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности с использованием служебного положения, искажение учетных данных государственного земельного кадастра.

В настоящее время в соответствии с административной реформой функции ведения земельного кадастра возложены на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости.

[28] Сидоренко В.Н. Земельный кадастр: зарубежный опыт ведения // Экологическое право. 2003. № 4. С. 41.

[29] СЗ РФ. 2000. № 35. Ст. 3590.

[30] См.: Земельный участок. Вопросы и ответы / Под ред. С.А. Боголюбова. М.: Юстицинформ, 2004.

Законы и указы связанные с ведением государственного земельного кадастра

Правовое регулирование отношений, связанных с ведением государственного земельного кадастра и использованием его сведений, осуществляется законами и иными нормативными правовыми актами.

На уровне Российской Федерации к законам, так или иначе затрагивающим вопросы ведения государственного земельного кадастра и использования его сведений, относятся:

Федеральный закон «О государственном земельном кадастре»;

Федеральный закон от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю»;

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;

Федеральный закон от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ «О землеустройстве».

На уровне субъектов Российской Федерации действует земельное законодательство субъектов РФ (в соответствии с Конституцией РФ земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации).

К подзаконным нормативным правовым актам относятся указы Президента и постановления Правительства РФ, которые имеют важное значение в регулировании земельных отношений (они восполняют пробелы земельного законодательства):

Постановление Правительства РФ от 18 июля 2000 г. N 537 «Вопросы Федеральной службы земельного кадастра России»;

Постановление Правительства РФ от 22 апреля 2002 г. N 261 «О методике определения сопоставимой по кадастровой стоимости площади сельскохозяйственных угодий»;

Постановление Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. N 918 «Об утверждении Правил предоставления сведений государственного земельного кадастра»;

Постановление Правительства РФ от 6 сентября 2000 г. N 660 «Об утверждении Правил кадастрового деления территории Российской Федерации и Правил присвоения кадастровых номеров земельным участкам»;

Постановление Правительства РФ от 12 июля 1993 г. N 659 «О проведении инвентаризации земель для определения возможности их предоставления гражданам»;

Приказ Росземкадастра от 15 июня 2001 г. N П/119 «Об утверждении документов государственного земельного кадастра» (вместе с Порядком ведения государственного реестра земель кадастрового района, разд. «Земельные участки») (зарег. в Минюсте России 20 июня 2001 г. N 2753);

Приказ Росземкадастра от 15 июня 2001 г. N П/117 «Об утверждении документов государственного земельного кадастра» (вместе с Требованиями к кадастровому делению) (зарег. в Минюсте России 2 июля 2001 г. N 2776);

Приказ Росзем кадастра от 13 июня 2001 г. N П/115 «Об утверждении документов государственного земельного кадастра» (вместе с Требованиями к оформлению заявок о постановке земельных участков на государственный кадастровый учет. ГЗК-1-Т-0-06-02-01) (зарег. в Минюсте России 20 июня 2001 г. N 2757);

Приказ Росзем кадастра от 3 июля 2001 г. N П/129 «Об упорядочении нормативных правовых актов Росземкадастра по вопросу ведения Государственного земельного кадастра»;

Приказ Росземкадастра от 23 октября 2000 г. N 38-1 «Об отмене инструкции о порядке формирования и учета кадастровых номеров земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости»;

Приказ Росземкадастра от 14 сентября 2000 г. N 20 «Об упорядочении работ по установлению (восстановлению) границ земельных участков, занимаемых предприятиями и учреждениями федерального железнодорожного транспорта») (зарег. в Минюсте России 24 октября 2000 г. N 2426);

Приказ Росземкадастра от 17 августа 2000 г. N 10 «О территориальных органах и подведомственных организациях Федеральной службы земельного кадастра России».

Государственный земельный кадастр.

Современное понимание государственного земельного кадастра отражено
в специальном законе, принятом Госдумой 24 ноября 1999 года, это — «систематизированный свод документированных
сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового
учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом
положении земель Российской Федерации и сведений о территориальных зонах
и наличии расположенных на земельных
участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов». Кадастровый учет, в свою очередь, определяется
как описание земельных участков с целью получения индивидуальных характеристик каждого, позволяющих однозначно выделить его (участок) из других
и осуществить качественную и экономическую оценку. Такие описания заносятся в Единый государственный реестр земель с присвоением каждому участку
кадастрового номера.

Разумеется, всесторонний государственный подход к оценке земель и землеописанию существовал не всегда.
На основании сохранившихся немногочисленных письменных свидетельств периода Древней Руси можно лишь судить,
что уже тогда княжеская власть осознавала необходимость учета земельных
угодий. Судя по новгородским писцовым книгам конца XV века, содержащим
указания на принадлежность земельных
участков конкретным владельцам, сведения об их площади и расположении относительно естественных ориентиров
(рек, озер и т. п.), о плодородии земли, традиция землеописаний восходит
к XI—XIII векам. На это же указывают
отдельные сохранившиеся фрагменты
берестяных грамот.

В период Средневековья, при господстве феодальной системы хозяйства,
когда земельная рента выражала существо экономических отношений, а раздача
государевых земель была надежным
средством укрепления центральной власти, последняя не могла оставаться безучастной к состоянию земельного фонда.
От него не в последнюю очередь зависела
величина доходной части казны.

Приблизительно в 1551 году была закончена разработка так называемого «писцового наказа», в котором сформулированы принципы и порядок описания земель,
принята унифицированная единица земельного обложения. Им стала «соха». Базовый размер сохи составлял 800 четвертей
земли. Однако он мог изменяться в зависимости от плодородия почвы и социального положения землевладельца.

В соответствии с разработанными
при Иване IV принципами в 1581 году
началась общегосударственная поземельная перепись, законченная в
1592 году в царствование его сына Федора. Эту перепись можно лишь условно
рассматривать в качестве прообраза кадастрового обследования, поскольку наряду с землеописанием она преследовала и
другую, едва ли не главную цель — документальную поименную фиксацию крестьян, находившихся в тот момент на землях конкретных владельцев, для
обоснования их прикрепления к этим землям в будущем.

В дальнейшем правительство не раз
прибегало к «дозорам» (местным переписям), продолжая отслеживать состояние
земель. Особенно острая потребность
в таких мерах ощущалась после Смутного времени, в условиях глубокого хозяйственного кризиса и разорения земель.

В 1626 году была проведена их общая
перепись.

По своим масштабам с ней сопоставима перепись, предпринятая в 1766 году
при Екатерине II и растянувшаяся до
конца XVIII столетия. Она получила название «Генеральное межевание». Межевание охватило территорию 22 губерний.
Имея своей основной целью определение четких границ частных земельных
владений,оно вместе с тем решало
и множество других задач, касавшихся
изучения хозяйственного положения
страны. Помимо подробных поземельных карт, планов губерний и уездов Генеральное межевание оставило после себя
многотомные ценнейшие «экономические примечания». Правда, в них отсутствуют систематические и подробные
сведения о качестве обследуемых земель,
плодородии почв.

Вплоть до отмены в 1861 году крепостного права массовых кадастровых работ на территории Российской империи
не проводилось. Деятельность Вольного
экономического общества по внедрению
передового землеустроительного опыта
Запада и описанию земель не простиралась дальше отдельных опытов, имевших
к тому же преимущественно агротехническую направленность.

Ликвидация крепостничества в значительной мере ускорила процесс капитализации земель. Земли сельскохозяйственного назначения и занятые
промышленными объектами стали все
активнее вовлекаться в рыночный оборот. Поэтому возникла острая потребность в новых масштабных кадастровых
изысканиях.

Они развернулись в конце XIX века
на базе новоучрежденных земских землеустроительных комиссий и экспедиций.
В работе экспедиций принимали участие
лучшие ученые того времени, проводившие детальное исследование почвенного
покрова, урожайности культур, продуктивности кормовых угодий, месторасположения земельных участков относительно хозяйственных центров и рынков
сбыта, — словом, всех природных и экономических факторов, влияющих на развитие сельского хозяйства. Тщательно
фиксировались и такие показатели, как
наличие рабочей и тягловой силы, размер
капитальных вложений, формы земельной собственности и землепользования.
Обследования проводились с применением передовых зарубежных методик
оценки земли и на основе собственных
оригинальных разработок, существенно
обогативших мировую практику. Их данные публиковались в губернских земских
сборниках, ставших ценнейшей базой государственного фискального учета, частных сделок купли-продажи земли, банковского ипотечного кредитования.

Грандиозную кадастровую и землеустроительную работу, проводившуюся
земствами, похоронил 1917 год. Государству, осуществившему национализацию
земли, кадастровый учет казался ненужной затеей. Превратившись в общенародную собственность, земля утратила
прежнюю реальную цену, а вместе с ней и
саму ценность. Следствием этого стали
значительные потери продуктивных земель, их необоснованное изъятие из
сельскохозяйственного оборота и перевод под промышленные объекты и объекты силовых ведомств, затопление обширных территорий для создания
искусственных водохранилищ. Последняя мера является весьма сомнительной
с экономической — и тем более с экологической — точки зрения (так, в настоящее время власти Ярославской области
серьезно обсуждают вопрос об осушении
Рыбинского водохранилища).

Составной частью аграрной реформы, развернувшейся в Российской Федерации с начала 1990-х годов, стало возвращение к учету и оценке земель путем
создания единого национального государственного кадастра. На Государственный комитет РФ по землепользованию и
землеустройству (Роскомзем), учрежденный в 1992 году, была возложена задача
по разработке методов ведения земельного кадастра. Лишь после завершения Роскомземом необходимых подготовительных мероприятий Правительство РФ
постановлением от 25 августа 1999 года
«О государственной кадастровой оценке
земель» положило начало практической
работе по составлению кадастра.

В ноябре 1999 года Госдумой был
принят Федеральный закон РФ «О государственном земельном кадастре».
Основными сферами применения кадастрового учета явились: информационное обеспечение государственного и муниципального управления земельными
ресурсами, государственный контроль за
использованием и охраной земель, мероприятия по сохранению и повышению
плодородия земель, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним, землеустройства, экономическая оценка земель и учет
стоимости земли в составе природных
ресурсов, установление обоснованной
платы за землю.

Закон установил обязательность кадастрового учета всех земельных участков на территории РФ независимо от
форм собственности на землю, целевого
назначения и разрешенного использования участков. Все учетные сведения вносятся в постоянно пополняемый и обновляемый единый государственный
реестр земель. В него включаются следующие сведения о земельных участках: кадастровые номера; местоположение
(адрес); площадь; категория земель и разрешенное использование земельных
участков; описание границ земельных
участков и их отдельных частей; зарегистрированные в установленном порядке
вещные права и ограничения (обременения); экономические характеристики,
в том числе размеры платы за землю; качественные характеристики, в том числе
показатели состояния плодородия отдельных категорий земель; наличие объектов недвижимого имущества, прочно
связанных с земельными участками.

Данный законодательный акт установил единицы кадастрового деления
территории РФ на кадастровые округа,
районы и кварталы, в которых кадастровый учет проводится по единой методике. В сентябре 2000 года Правительство
РФ приняло Постановление «Об утверждении правил кадастрового деления
территории РФ и правил присвоения кадастровых номеров земельным участкам». В соответствии с ним кадастровый
округ включает в себя, как правило, территорию субъекта РФ (а также акваторию внутренних вод и территориального
моря, прилегающего к этой территории),
кадастровый район — территорию административно-территориальной единицы
субъекта РФ, кадастровый квартал — небольшие населенные пункты, кварталы
городской или поселковой застройки
и иные ограниченные природными и искусственными объектами территории.

В апреле 2000 года Правительство РФ
утвердило Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
В них сформулирован общий принцип
проведения кадастровой оценки земель — оценочное зонирование территории. Под оценочной зоной понимается
часть земель, однородных по целевому
назначению, виду функционального использования и близких по кадастровой
стоимости.

Правила отражают три основных
подхода, сложившиеся в современной
теории оценочной деятельности: затратный, сравнительный и доходный.
Первый предусматривает определение
затрат, необходимых для восстановления
или так называемого «замещения» объекта оценки с учетом его износа. Сравнительный подход выявляет стоимость объекта оценки исходя из сопоставления цен
на аналогичные объекты, в отношении
которых уже имеется информация о рыночных ценах на них по результатам сделок. Доходный — базируется на определении величины ожидаемых доходных
поступлений от объекта оценки, в чем,
собственно, и заключается метод «капитализации расчетного рентного дохода».
Два последних подхода реализованы
в Правилах с наибольшей полнотой.

Кадастровая оценка земель городских
и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений прежде
всего опирается на статистический анализ рыночных цен аналогичных объектов
недвижимости. Напротив, при оценке
сельскохозяйственных угодий вне черты
городских и сельских поселений и земель
лесного фонда используется метод капитализации расчетного рентного дохода,
иногда наряду с учетом затрат, необходимых для воспроизводства (сохранения)
и поддержания ценности их природного
потенциала.

Применяемый при кадастровой
оценке земель сельскохозяйственного назначения метод капитализации ренты
учитывает множество факторов: состояние почвенного покрова, климатические
условия, местоположение относительно
рынков сбыта сельскохозяйственной
и лесной продукции, расстояние до центра хозяйства и мест складирования и переработки, наличие и качество дорожной
сети. В отношении сельскохозяйственных земель учитываются также категории их использования (пашня, сенокосы,
пастбища, приусадебные участки, залежи, неудоби).

Необходимо заметить, однако, что
объективные показатели, подлежащие
учету при применении данного метода
(многолетние данные об урожайности,
результаты почвенных обследований, величину затрат на производство единицы
продукции, рыночные цены на сельскохозяйственную продукцию), принадлежат реальности сегодняшнего дня. Она
же пока не дает поводов для оптимизма,
свидетельствуя в целом о весьма низкой
эффективности сельхозпроизводства.
Следовательно, едва ли в данном случае
можно говорить о корректном учете подлинного потенциала земельных угодий
(тем более в условиях повсеместного
стремления руководителей хозяйств к занижению показателей доходности).
И все же между кадастровой и рыночной
стоимостью земли существует огромное
несоответствие. Последняя, по результатам отдельных аукционов, оказалась
во много раз дешевле.

В декабре 2000 года Постановлением
Правительства РФ утверждены правила
предоставления сведений государственного земельного кадастра. Эти сведения
квалифицированы постановлением как
общедоступные, носящие открытый характер, за исключением отнесенных
к категории ограниченного доступа (их
перечень в постановлении отсутствует).
Поэтому любой гражданин имеет право
на получение нужных ему сведений единого кадастра, не будучи обязан при этом
обосновывать свой запрос.

Кадастровый учет земель сельскохозяйственного назначения завершился
в 2001 году. Самыми дорогими были
признаны кубанские черноземы. Стоимость одного гектара земли в Краснодарском крае составила 43 650 рублей.
Далее следуют Московская (33 030 рублей), Ленинградская (23 000 рублей),
Воронежская (21 650 рублей) и Калининградская (17 720 рублей) области.
Вслед за ними расположились Чувашская республика (14 950 рублей), Алтайский край (10 990 рублей), Республика
Башкортостан (10 100 рублей), Приморский край (10 000 рублей), Новгородская область (7 620 рублей), Красноярский край (7 190 рублей) и Астраханская
область (2 440 рублей). Самыми малоценными признаны сельхозугодья
Магаданской области, Ханты-Мансийского и Коми-Пермяцкого автономного
округов — всего 400 рублей.

Аналогичный метод капитализации
рентного дохода используется при кадастровой оценке земель лесного фонда.
Основными исходными показателями
для расчетов являются: базовая продуктивность лесных земель в натуральном
и стоимостном выражении, оценочные
затраты на добычу, переработку и транспортировку древесины, цены реализации
готовой продукции. Пока еще не учитывается экологическое значение лесных
угодий, защитная функция лесных насаждений от эрозии почв, роль леса как поставщика ценных лекарственных растений, дикорастущих ягод и грибов.

При определении кадастровой стоимости земель промышленности вне населенных пунктов наряду с методом капитализации рентного дохода применяется
и затратный метод, поскольку существует
множество трудностей в получении достоверной исходной информации. Поэтому в ряде случаев признается целесообразным прежде всего учитывать затраты
на инженерно-транспортное обустройство территории промышленных районов.
Такая оценка не выходит за границы
лишь минимального уровня налоговой
базы, ниже которого не обеспечивается возврат общественных инвестиций
на воспроизводство оборудованных территорий.

К наиболее сложным видам кадастровых работ относится определение стоимости земельных участков, занятых
промышленными объектами и объектами другого специального назначения (космодромы; стартовые комплексы
и пусковые установки, используемые для
космической деятельности; участки под
аэродромами и другими объектами воздушного транспорта; земельные участки
для размещения гидроэлектростанций,
атомных станций и других электростанций; участки под объектами дорожного
сервиса, размещенные на полосах отвода
автомобильных дорог). Сюда же входят и
особо охраняемые территории. Таковыми считаются территории лечебно-оздоровительных местностей и курортов,
а также домов отдыха, пансионатов, объектов физической культуры и спорта
и т. п. Учитывая необходимость завершения всех кадастровых работ к концу 2003 года, Федеральная служба земельного кадастра РФ в феврале этого
года объявила конкурс по оценке участков отмеченных категорий частными
оценщиками. Перед ними были определены жесткие сроки окончания оценочных работ к 1 сентября 2003 года.

Хотя подводить итоги составления
единого государственного земельного
кадастра сейчас было бы преждевременно, сделано в этом направлении много.
Еще в 2001 году завершена реализация
Федеральной целевой программы «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра», утвержденной Постановлением
Правительства РФ от 3 августа 1996 года
и продленной до конца 2001 года
другим правительственным постановлением от 30 декабря 2000 года. Во всех
субъектах РФ развернуто более 900 современных программно-технических
комплексов различной конфигурации,
еще 137 модернизировано.

Разработана Федеральная целевая
программа «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного
учета объектов недвижимости», рассчитанная на 2002—2007 годы. Она утверждена Правительством РФ 25 октября 2001 года. На ее финансирование предполагается
истратить из бюджетных средств страны
около 47 миллиардов рублей.

Сформирована и введена в действие
на всей территории РФ единая система
органов государственного кадастрового
учета — Федеральных государственных
учреждений «Земельные кадастровые палаты» (ФГУ ЗКП), входящих в структуру
Росземкадастра.

Важным итогом стал переход к централизованному хранению данных земельной статистики, что обеспечивает
возможность комплексной оценки современного состояния и использования
земельных ресурсов.

Статья 70. Государственный земельный кадастр

1. Государственный земельный кадастр представляет собой систематизированный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в Российской Федерации, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества.

2. Государственный земельный кадастр ведется по единой для Российской Федерации системе. Объектами государственного кадастрового учета являются земельные участки и прочно связанные с ними иные объекты недвижимого имущества.

3. Порядок ведения государственного земельного кадастра устанавливается федеральным законом о государственном земельном кадастре.

Комментарий к статье 70

1. Земельный кодекс РФ закрепляет лишь основные положения о государственном земельном кадастре. Порядок ведения государственного земельного кадастра установлен в Федеральном законе от 2 января 2000 г. N 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» .

СЗ РФ. 2000. N 2. Ст. 149.

Государственный земельный кадастр представляет собой систематизированный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в Российской Федерации, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества. В государственный земельный кадастр включается информация о субъектах прав на земельные участки.

2. Государственный земельный кадастр ведется в целях информационного обеспечения:

государственного и муниципального управления земельными ресурсами;

государственного контроля за использованием и охраной земель;

мероприятий, направленных на сохранение и повышение плодородия земель;

государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

экономической оценки земель и учета стоимости земли в составе природных ресурсов;

установления обоснованной платы за землю;

иной связанной с владением, пользованием и распоряжением земельными участками деятельности.

3. Деятельность по ведению государственного земельного кадастра осуществляется в соответствии с принципами:

единства системы и технологии ведения государственного земельного кадастра на всей территории Российской Федерации;

непрерывности внесения в государственный земельный кадастр изменяющихся характеристик земельных участков;

открытости сведений государственного земельного кадастра;

сопоставимости и совместимости сведений государственного земельного кадастра со сведениями, содержащимися в других государственных и иных кадастрах, реестрах, информационных ресурсах.

В Федеральном законе «О государственном земельном кадастре» установлен также принцип обязательности государственного кадастрового учета земельных участков (статья 7).

Этот принцип по содержанию вносит некоторые дополнения к п. 4 статьи 18 и п. 2 статьи 20 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», которые допускают государственную регистрацию прав на земельный участок, даже если отсутствуют или не закончены работы по кадастровому учету земельного участка. Императивная норма Федерального закона «О государственном земельном кадастре» об обязательности государственного кадастрового учета земельных участков приводит к бездействию указанных правовых норм Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

4. Сведения о существующих и прекративших существование земельных участках заносятся в Единый государственный реестр земель. Единый государственный реестр земель включает следующие сведения о земельных участках:

категория земель и разрешенное использование земельных участков;

описание границ земельных участков, их отдельных частей;

зарегистрированные в установленном порядке вещные права и ограничения (обременения);

экономические характеристики, в том числе размеры платы за землю;

качественные характеристики, в том числе показатели состояния плодородия земель для отдельных категорий земель;

наличие объектов недвижимого имущества, прочно связанных с земельными участками.

5. Моментом возникновения или моментом прекращения существования земельного участка как объекта государственного кадастрового учета в соответствующих границах является дата внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр земель.

Таким образом, по общему правилу при проведении государственного кадастрового учета земельный участок становится объектом правоотношений, объектом недвижимости. После государственной регистрации права в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» земельный участок становится объектом определенного вещного права соответствующего субъекта, а также может быть объектом обязательственного правоотношения.

6. Кадастровое деление территории Российской Федерации и присвоение кадастровых номеров земельным участкам осуществляются в соответствии с Правилами кадастрового деления территории Российской Федерации и Правилами присвоения кадастровых номеров земельным участкам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2000 г. N 660 .

СЗ РФ. 2000. N 37. Ст. 3726.

6.1. Вся территория Российской Федерации, включая территории субъектов Российской Федерации, внутренние воды и территориальное море, делится на кадастровые округа. В пределах кадастрового округа ведется государственный реестр земель кадастрового округа, являющегося составной частью Единого государственного реестра земель. Требования к кадастровому делению утверждены Приказом Росземкадастра от 15 июня 2001 г. N П/117 .

БНА ФОИВ. 2001. N 30.

Приказом Росземкадастра от 14 мая 2001 г. N П/89 «О кадастровом делении территории Российской Федерации» на территории Российской Федерации создано 89 кадастровых округов, утверждена схема расположения кадастровых округов и перечень наименований и номеров кадастровых округов. Ведение государственных реестров земель кадастровых округов возложено на соответствующие территориальные органы Росземкадастра.

Российская газета. 2001. 11 июля. N 130.

Кадастровый округ включает в себя, как правило, территорию субъекта Российской Федерации, а также акваторию внутренних вод и территориального моря, прилегающую к этой территории. Установление границ кадастровых округов и присвоение им кадастровых номеров осуществляет Федеральная служба земельного кадастра России.

6.2. Территория кадастрового округа делится на кадастровые районы, в пределах которых осуществляется государственный кадастровый учет земельных участков и ведение государственного реестра земель кадастрового района. Кадастровый район включает в себя, как правило, территорию административно-территориальной единицы субъекта Российской Федерации. Акватория внутренних вод и территориального моря может образовывать самостоятельные кадастровые районы.

6.3. Территория кадастрового района делится на кадастровые кварталы, на которые открывается самостоятельный раздел государственного реестра земель кадастрового района и ведется дежурная кадастровая карта (план). Кадастровый квартал включает в себя, как правило, небольшие населенные пункты, кварталы городской или поселковой застройки и иные ограниченные природными и искусственными объектами территории. Кадастровый номер кадастрового квартала состоит из номера кадастрового округа, номера кадастрового района в кадастровом округе и номера кадастрового квартала в кадастровом районе.

6.4. Кадастровый номер земельного участка состоит из кадастрового номера кадастрового квартала и номера земельного участка в этом квартале. Номером земельного участка в кадастровом квартале является порядковый номер подраздела, открываемого для записи сведений о данном земельном участке в соответствующем разделе государственного реестра земель кадастрового района. Порядок ведения раздела «Земельные участки» государственного реестра земель кадастрового района утвержден Приказом Росземкадастра от 15 июня 2001 г. N П/119 .

БНА ФОИВ. 2001. N 27.

Кадастровый номер присваивается каждому земельному участку, формируемому и учитываемому в качестве объекта недвижимости, права на который подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Несколько обособленных земельных участков, представляющих собой единое землепользование, по заявлению правообладателя могут быть учтены в качестве одного объекта недвижимого имущества с присвоением им одного кадастрового номера.

Отдельным сформированным частям земельных участков (входящим в территориальные зоны, имеющим ограничения (обременения), занятым иными объектами недвижимого имущества и т.п.) в процессе государственного кадастрового учета присваиваются учетные кадастровые номера. Учетным кадастровым номером части земельного участка является порядковый номер записи, содержащей сведения о данной части земельного участка, в соответствующем подразделе государственного реестра земель кадастрового района.

7. Правила предоставления сведений государственного земельного кадастра утверждены Постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. N 918 . Сведения государственного земельного кадастра предоставляются Федеральной службой земельного кадастра России и ее территориальными органами.

СЗ РФ. 2000. N 50. Ст. 4899.

За предоставление сведений государственного земельного кадастра об определенном земельном участке установлена максимальная плата с 1 января 2001 г. — 100 рублей. Конкретные размеры платы за предоставление сведений государственного земельного кадастра об определенном земельном участке, а также за их копирование (документирование) определяются территориальными органами Федеральной службы земельного кадастра России. Лица, имеющие право на бесплатное получение сведений государственного земельного кадастра, оплачивают стоимость копирования и доставки документов почтовым отправлением.

Лицо, заинтересованное в получении сведений государственного земельного кадастра, подает в соответствующий орган письменное заявление с указанием своих реквизитов, объемов и характера запрашиваемых сведений, формы предоставления и способа доставки. К заявлению прикладывается квитанция об оплате услуг за предоставление сведений.

Для получения сведений об определенном земельном участке в заявлении указывается кадастровый номер этого участка, а при его отсутствии приводится описание местоположения (адресный ориентир) земельного участка. Для получения сведений обо всех земельных участках, расположенных в границах определенной территории, в заявлении даются ориентиры ее границ. Заявитель не обязан обосновывать необходимость получения запрашиваемых им сведений.

Сведения государственного земельного кадастра предоставляются в виде выписок из государственного земельного кадастра, а в предусмотренных законом случаях — в виде копий хранящихся в кадастровом деле документов.

Выписки, содержащие сведения об определенном земельном участке, изготавливаются в форме кадастрового плана этого земельного участка. Выписки, содержащие сведения о нескольких земельных участках, изготавливаются в форме кадастрового плана определенной территории.

Кадастровый план земельного участка должен быть оформлен в соответствии с установленными требованиями. Правила оформления кадастрового плана земельного участка (ГЗК-1-Т.О-04-01-01) утверждены Первым заместителем руководителя Росземкадастра от 10 апреля 2001 г. .

Российская газета. 2001. 11 июля. N 130.

8. Государственный кадастровый учет земельных участков проводится по месту их нахождения. Для проведения государственного кадастрового учета земельных участков заинтересованные органы государственной власти, органы местного самоуправления, граждане и юридические лица — правообладатели земельных участков подают в орган государственного кадастрового учета заявление, к которому прилагаются правоустанавливающий документ на земельный участок и документ о межевании земельного участка.

Требования к оформлению заявок о постановке земельных участков на государственный кадастровый учет (ГЗК-1-Т.О-06-02-01) утверждены Приказом Росземкадастра от 13 июня 2001 г. N П/115 .

БНА ФОИВ. 2001. N 27.

Федеральная служба земельного кадастра России в письме от 2 августа 2001 г. N ВК/435 «О порядке оформления документов ГЗК» проинформировала, что в качестве документов о межевании земельных участков, необходимых для постановки вновь образованных земельных участков на государственный кадастровый учет или уточнения сведений о ранее учтенных земельных участках, используются дополнительно изготовленные:

— чертеж границ земельного участка (участков) в соответствии с приложением 3.6 к Инструкции по межеванию ;

См.: п. 5 комментария к статье 69 главы XI Земельного кодекса РФ.

— списки координат межевых знаков.

Получение заявок о проведении государственного кадастрового учета земельных участков подтверждается записями в книге учета документов и выдачей заявителям расписок о получении соответствующих документов. Требования к оформлению расписок о получении документов, представленных для постановки на государственный кадастровый учет земельных участков (ГЗК-1-Т.О-09-01-01), утверждены Первым заместителем руководителя Росземкадастра от 10 апреля 2001 г. .

Российская газета. 2001. 11 июля. N 130.

Государственный кадастровый учет земельных участков проводится в течение месяца со дня подачи заявки о проведении государственного кадастрового учета определенного земельного участка. В результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков заявителям выдаются удостоверенные в установленном порядке кадастровые карты (планы) земельных участков. Плата за проведение государственного кадастрового учета земельных участков с заявителей не взимается.

Если в представленных документах отсутствуют сведения, необходимые для проведения государственного кадастрового учета земельных участков, или если такие сведения противоречивы, проведение государственного кадастрового учета земельных участков приостанавливается и заявители извещаются об этом в письменной форме на срок не более чем один месяц. Требования к оформлению извещений о приостановлении проведения государственного кадастрового учета земельных участков и решений об отказе в проведении такого учета (ГЗК-1-Т.О-07-01-01) утверждены Первым заместителем руководителя Росземкадастра от 10 апреля 2001 г. .

Российская газета. 2001. 11 июля. N 130.

В течение установленного срока причины приостановления проведения государственного кадастрового учета земельного участка должны быть устранены. В противном случае заявителю в письменной форме направляется отказ в проведении государственного кадастрового учета земельного участка.

Отказ в проведении государственного кадастрового учета земельных участков может быть обжалован заинтересованными лицами в суд или арбитражный суд.

Обсуждение закрыто.