Гражданский кодекс общественные объединения

Гражданский кодекс общественные объединения

Законодательные акты, которые могут
пригодиться при создании ТСЖ

Общественные и религиозные организации
(объединения)

1. Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.

Общественные и религиозные организации являются некоммерческими организациями. Они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

2. Участники (члены) общественных и религиозных организаций не сохраняют прав на переданное ими этим организациям в собственность имущество, в том числе на членские взносы. Они не отвечают по обязательствам общественных и религиозных организаций, в которых участвуют в качестве их членов, а указанные организации не отвечают по обязательствам своих членов.

3. Особенности правового положения общественных и религиозных организаций как участников отношений, регулируемых настоящим Кодексом, определяются законом.

1. Право граждан на объединение закреплено ст. 30 Конституции РФ, согласно которой каждый вправе создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей; право вступать в существующие объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также беспрепятственно выходить из объединений.

Общие вопросы создания и деятельности общественных объединений регулируются Законами об общественных объединениях и о некоммерческих организациях. Согласно первому из них общественное объединение — это не организационно-правовая форма, а родовое понятие, используемое законодательством для установления общих правил, распространяющихся на целый ряд организационно-правовых форм (ст. 7 Закона об общественных объединениях). Общими чертами всех общественных объединений является добровольность участия, некоммерческий характер целей создания и деятельности и самоуправляемость (ст. 5 Закона об общественных объединениях).

Наиболее распространенной формой общественного объединения является общественная организация. В этой организационно-правовая форме создаются и действуют, в частности, профессиональные союзы и политические партии. Действие Закона об общественных организациях не распространяется на религиозные организации, а также коммерческие организации и создаваемые ими некоммерческие союзы-ассоциации (ст. 2, 4 указ. Закона).

Основные положения, касающиеся религиозных организаций, закреплены в Законе о объединениях. На религиозные организации распространяется действие отдельных норм Закона о некоммерческих организациях (п. 4 ст. 1 указ. Закона).

2. Общественные объединения и религиозные организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

Общественные объединения и религиозные организации могут создавать хозяйственные товарищества, общества и иные хозяйственные организации, а также приобретать имущество, предназначенное для ведения предпринимательской деятельности. Доходы от предпринимательской деятельности общественных объединений не могут распределяться между членами или участниками этих объединений и должны использоваться только для достижения уставных целей. Допускается использование общественными объединениями своих средств на благотворительные цели, даже если это специально не указано в их уставах.

3. В создании и деятельности общественных и религиозных организаций участвуют в основном cовершеннолетние, т. е. полностью дееспособные граждане. Членами молодежных общественных объединений могут быть граждане, достигшие 14 лет, а детских — достигшие 8 лет, однако несовершеннолетние не могут выступать в качестве учредителей этих организаций.

В то же время участие некоторых категорий физических лиц в общественных объединениях, прежде всего политических, ограничено. Так, иностранные граждане и лица без гражданства не вправе быть членами политических партий (п. 2 ст. 23 Закона о политических партиях). Запрет на участие в объединениях, преследующих политические цели, установлены для работников прокуратуры (ст. 4 Закона о прокуратуре), судей (Закон о статусе судей), военнослужащих (ст. 9 Закона о статусе военнослужащих).

Юридические лица могут становиться участниками и членами общественных объединений лишь в случаях, прямо предусмотренных законом (это допускается, в частности, для лиц, которые сами образованы в форме общественной организации). Не могут быть учредителями, членами и участниками таких объединений публично-правовые образования, органы государственной власти и органы местного самоуправления.

4. В силу конституционного принципа свободы объединения создание общественных объединений не требует какого-либо разрешения государственных или местных органов или государственной регистрации (за исключением политических общественных объединений, политических партий — ст. 21 Закона об общественных объединениях; ст. 15 Закона о политических партиях). Общественное объединение считается созданным и осуществляет свою уставную деятельность с момента принятия съездом (конференцией) или общим собранием решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов. Однако правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения. Общественные объединения, не прошедшие государственную регистрацию, не имеют статуса юридического лица, и, таким образом, правила коммент. ст. на них не распространяются.

Государственная регистрация общественных объединений, имеющих статус юридического лица, в том числе политических партий, профсоюзов, национально-культурных автономий и религиозных организаций, осуществляется Министерством юстиции РФ в соответствии с утвержденными правилами (см. приказ Минюста РФ от 25 марта 2003 г. N 68 «Об утверждении правил рассмотрения заявлений и принятия решения о государственной регистрации» // РГ. 2003. N 65, а также приказ Минюста РФ от 12 июля 2002 г. N 199 «Об утверждении форм документов, применяемых при государственной регистрации торгово-промышленной палаты, общественного объединения и религиозной организации в качестве юридического лица» // РГ. 2002. N 140).

В состав учредителей общественного организации, как правило, должно входить не менее трех граждан (ст. 18, 19 Закона об общественных объединениях). Наряду с гражданами в создании объединения могут участвовать юридические лица — общественные объединения. Иные требования к составу учредителей для создания отдельных видов общественных объединений могут устанавливаться специальными законами о соответствующих видах общественных объединений (напр., политических партий и религиозных организаций).

Общественные объединения обязаны представлять в регистрирующий орган обновленные сведения о продолжении своей деятельности с указанием названия, действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа и данных о руководителях объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр (ст. 29 Закона об общественных объединениях) и могут быть ликвидированы при нарушении этой обязанности (заочное решение ВС от 16 апреля 1999 г. N ГКПИ 99-227 // Бюллетень ВС. 1999. N 11).

5. Официальное название общественного объединения должно содержать указание на его организационно-правовую форму и территориальную сферу его деятельности. Наименование религиозной организации должно содержать сведения о ее вероисповедании. Религиозная организация обязана указывать свое полное наименование при осуществлении деятельности.

6. Учредительным документом общественных объединений является устав, который должен предусматривать:

1) название, цели общественного объединения, его организационно-правовую форму;

2) структуру общественного объединения, руководящие и контрольно-ревизионный органы общественного объединения, территорию, в пределах которой данное объединение осуществляет свою деятельность;

3) условия и порядок приобретения и утраты членства в общественном объединении, права и обязанности членов данного объединения (только для объединения, предусматривающего членство);

4) компетенцию и порядок формирования руководящих органов общественного объединения, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа;

5) порядок внесения изменений и дополнений в устав общественного объединения;

6) источники формирования денежных средств и иного имущества общественного объединения, права общественного объединения и его структурных подразделений по управлению имуществом;

7) порядок реорганизации и (или) ликвидации общественного объединения.

Устав общественного объединения может содержать описание символики данного объединения.

7. Термины «член» и «участник» общественного объединения не равнозначны. Участниками общественных объединений являются лица, принадлежащие к нему (поддерживающие его цели или принимающие участие в его деятельности) без обязательного оформления условий своего участия. Членство предполагает более тесную связь: их участие в деятельности объединения фиксируется документально, члены не только имеют права, но и несут обязанности, предусмотренные уставом. Соответственно, законодательство различает два вида общественных объединений — основанные на членстве (в первую очередь общественные организации), и основанные на участии.

Порядок принятия в общественные объединения новых членов определяются их учредительными документами. В случаях, предусмотренных законодательством и уставом объединения, кандидату может быть отказано в приеме. В то же время любые действия или решения, положения законодательства, направленные на принуждение к вступлению в объединение, противоправны (см. постановление КС от 3 апреля 1998 г. «По делу о проверке конституционности пунктов 1, 3 и 4 статьи 32 и пунктов 2 и 3 статьи 49 ФЗ от 15 июня 1996 года «О товариществах собственников жилья» в связи с запросом Советского районного суда города Омска» // ВКС. 1998. N 4. С. 3-7).

Конституционное право граждан на объединение включает в себя право беспрепятственно выходить из общественных объединений (ст. 30 Конституции РФ). Положения законодательства, учредительных и иных документов общественных объединений, ограничивающие право их участников на выход из указанных объединений по своему усмотрению, равно как и действия (решения), направленные на принуждение к выходу, являются недействительными. Однако в случае нарушения норм устава общественного объединения его члены могут быть исключены из его состава.

Таким образом, по смыслу закона правоотношения членства тесно связаны с личностью участника организации, переход прав членства, их уступка (продажа, дарение), а также наследование не допускается. Дискуссионным является вопрос о судьбе прав члена — юридического лица в случае его реорганизации. Оптимальным в этом случае представляется оформление прекращения членства реорганизуемого юридического лица и одновременное принятие в члены его правопреемника с соблюдением процедуры, предусмотренной уставом общественного объединения.

Таким образом, в ходе деятельности общественного объединения состав его членов может изменяться. Законодательство не содержит прямых указаний относительно минимального состава участников объединения после его учреждения, но по смыслу закона их должно оставаться не менее двух.

Все члены (участники) общественного объединения имеют равные права и несут равные обязанности, в частности право избирать и быть избранными в руководящие и контрольно-ревизионный органы данного объединения, а также контролировать деятельность руководящих органов общественного объединения в соответствии с его уставом.

Как правило, органы управления общественных объединений состоят из коллегиального высшего органа управления (например, общее собрание, съезд) и(или) постоянно действующего исполнительного органа. Закон об общественных объединениях содержит соответствующие требования применительно к разным формам общественных объединений. Так, руководящий орган общественной организации и общественного движения должен быть коллегиальным и постоянно действующим (ст. 8, 9 Закона).

8. Имущество общественных объединений формируется за счет вступительных и членских взносов, добровольных взносов и пожертвований, доходов от предпринимательской деятельности и других не запрещенных законом поступлений. Объединения (за исключением общественного учреждения) являются собственниками переданного им имущества, кроме случаев, когда взносом участника является не имущество как таковое, а права на него (например, права владения и (или) пользования). Участники общественных объединений не имеют прав на получение доходов от деятельности объединения, возврат взносов при выходе из объединений, а также получение части имущества объединения при его ликвидации.

Участники (члены) общественных и религиозных объединений не отвечают по обязательствам последних, что, однако, не освобождает их от обязанности уплачивать вступительные и членские взносы.

9. Особенности правового положение отдельных организационно-правовых форм общественных объединений: общественных фондов, общественных учреждений, союзов и ассоциаций общественных объединений определяются не только коммент. ст., но и другими ст. ГК (см. ст. 118-123), а также специальными законами, в первую очередь законами о некоммерческих организациях и об общественных объединениях.

Особенности правового положения религиозных организаций определяются Законом о религиозных объединениях; профессиональных союзов — Законом о профессиональных союзах; политических партий — Законом о политических партиях. Отдельные нормы, посвященные общественным объединениям, содержатся также в ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 28 июня 1995 г. (СЗ РФ. 1995. N 27. Ст. 2503), а также законах о благотворительной деятельности и о некоммерческих организациях, ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. (СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4563); ФЗ «О национально-культурной автономии» от 17 июня 1996 г. (СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2965.)

10. Решение о добровольной ликвидации общественного объединения принимает съезд (конференция, общее собрание) объединения. Специальные основания и порядок принудительной ликвидации общественных объединений предусмотрены ст. 44 Закона об общественных объединениях и по сути дублируют положения абз. 3 п. 2 ст. 61 ГК: нарушение общественным объединением прав и свобод человека и гражданина; неоднократное или грубое нарушение общественным объединением Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов; систематическое осуществление деятельности, противоречащей уставным целям общественного объединения. В этих случаях ликвидация общественного объединения осуществляется по решению суда на основании заявления прокурора.

Порядок ликвидации религиозных организаций установлен ст. 14 Закона о религиозных организациях. В добровольном порядке религиозная организация может быть ликвидирована по решению их учредителей или органа, уполномоченного на то уставом религиозной организации. Принудительная ликвидация религиозной организации осуществляется только в судебном порядке, однако перечень оснований для такой ликвидации и круг лиц, которые имеют право обращаться в суд по данному вопросу, значительно шире.

Особенности ликвидации политической партии, ее обособленных подразделений установлены ст. 38-42 Закона о политических партиях.

Дополнительные основания для ликвидации общественных и религиозных объединений предусмотрены Законом о противодействии экстремистской деятельности и включают, в частности, осуществление такой организацией деятельности, которая «создает реальную угрозу причинения вреда личности, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, обществу и государству». Согласно ст. 9 указанного Закона право обратиться в суд с заявлением о ликвидации имеет не только прокурор, но и орган юстиции.

Остающееся после удовлетворения требований кредиторов имущество общественной или религиозной организации между участниками не распределяется, а направляется на цели, предусмотренные уставом. Если соответствующие указания в уставе общественного объединения отсутствуют, способ распоряжения определяется съездом (конференцией) или общим собранием общественного объединения, а в спорных случаях — судом.

Однако если решение о ликвидации принято судом по основаниям, предусмотренным Законом о противодействии экстремистской деятельности, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество общественного или религиозного объединения подлежит обращению в собственность РФ. Такие же последствия наступают в случае, если использование имущества ликвидируемой общественной или религиозной организации в соответствии с ее учредительными документами не представляется возможным.

Статья 123.4. Основные положения об общественных организациях

1. Общественными организациями признаются добровольные объединения граждан, объединившихся в установленном законом порядке на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей, для представления и защиты общих интересов и достижения иных не противоречащих закону целей.

2. Общественная организация является собственником своего имущества. Ее участники (члены) не сохраняют имущественные права на переданное ими в собственность организации имущество, в том числе на членские взносы.

Участники (члены) общественной организации не отвечают по обязательствам организации, в которой участвуют в качестве членов, а организация не отвечает по обязательствам своих членов.

3. Общественные организации могут объединяться в ассоциации (союзы) в порядке, установленном настоящим Кодексом.

4. Общественная организация по решению ее участников (членов) может быть преобразована в ассоциацию (союз), автономную некоммерческую организацию или фонд.

Комментарий к статье 123.4 Гражданского Кодекса РФ

Общественные и религиозные организации (объединения) являются видами некоммерческих организаций. В общем виде их статус определяется комментируемой статьей и статьей 6 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Детализированное регулирование содержится в нормах специальных федеральных законов.

Базовым нормативным источником в данной сфере отношений является Федеральный закон от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ «Об общественных объединениях». Статья 5 этого Закона определяет общественное объединение как добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:
— общественная организация;
— общественное движение;
— общественный фонд;
— общественное учреждение;
— орган общественной самодеятельности;
— политическая партия.

Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица — общественные объединения, если иное не установлено законодательством.

Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.

Общественный фонд представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах.

Общественное учреждение — это не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения.

Орган общественной самодеятельности — это не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона «Об общественных объединениях» в Российской Федерации создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения.

Под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов РФ и имеет там свои структурные подразделения — организации, отделения или филиалы и представительства.

Под межрегиональным общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях менее половины субъектов РФ и имеет там свои структурные подразделения — организации, отделения или филиалы и представительства.

Региональное общественное объединение — это объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта РФ.

Местное общественное объединение — это объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории органа местного самоуправления.

Общероссийские общественные объединения могут использовать в своих названиях наименования «Россия», «Российская Федерация» и образованные на их основе слова и словосочетания без специального разрешения правомочного государственного органа.

Статус политических партий определяется Федеральным законом от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ «О политических партиях». Данный Закон является специальным по отношению к Федеральному закону «Об общественных объединениях». Соответственно, коллизии между ними разрешаются по правилу конкуренции общей и специальной нормы, в силу которого за специальной нормой признается приоритет.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О политических партиях» последние определяются в качестве общественного объединения, созданного в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Политическая партия должна отвечать следующим требованиям:
— наличие региональных отделений более чем в половине субъектов РФ, при этом в субъекте РФ может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии;
— в партии должно состоять не менее пятидесяти тысяч членов, при этом более чем в половине субъектов РФ партия должна иметь региональные отделения численностью не менее пятисот членов. В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее двухсот пятидесяти членов политической партии;
— руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории РФ.

Общественные организации

Понятие и основные положения об общественной организации

Закон от 05.05.2014 № 99-ФЗ вводит в § 6 «Некоммерческие корпоративные организации» Гражданского кодекса РФ целый раздел 3 «Общественные организации» (статьи 123 8 — 123 11 ):

Статья 123 4 . Основные положения об общественных организациях

(по состоянию на 01.07.2018)

Общественными организациями признаются добровольные объединения граждан, объединившихся в установленном законом порядке на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей, для представления и защиты общих интересов и достижения иных не противоречащих закону целей

Общественная организация является собственником своего имущества. Ее участники (члены) не сохраняют имущественные права на переданное ими в собственность организации имущество, в том числе на членские взносы.

Участники (члены) общественной организации не отвечают по обязательствам организации, в которой участвуют в качестве членов, а организация не отвечает по обязательствам своих членов.

Общественные организации могут объединяться в ассоциации (союзы) в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Общественная организация по решению ее участников (членов) может быть преобразована в ассоциацию (союз), автономную некоммерческую организацию или фонд.

Комментарий к статье 123 4 ГК

Ранее данное в Законе «Об общественных объединениях» понятие общественной организации не претерпело существенных изменений.

Общественная организация – это формирование, которое характеризуется следующими признаками:

создано по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов;

создано для реализации общих целей участников, которые одновременно являются уставными целями (другими словами, имеет целевую направленность деятельности).

Добровольность означает возможность для граждан без каких-либо препятствий и без учета внешних причин, без понуждений, проявив свободное волеизъявление, вступить в общественную организацию (стать его участником). Статья 30 Конституции РФ устанавливает: «каждый имеет право на объединение» и «никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем».

Самоуправляемость означает автономное, независимое функционирование организации и определение ее уставных целей по свободному выбору ее учредителей.

Некоммерческий характер предполагает, что извлечение прибыли не является основной целью деятельности общественной организации и что полученная прибыль не распределяется между ее участниками. Однако извлечение прибыли в принципе является допустимым. При этом предпринимательская деятельность может быть основным источником финансирования их деятельности, однако если целью таких организаций не является извлечение прибыли, то они все равно будут некоммерческими. Запрет на распределение прибыли по существу означает ограничение правомочия распоряжения этой прибылью.

Создание организации по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов, означает создание по волеизъявлению граждан числом не менее трех, которое прямо и однозначно выражено. Инициатива проявляется в виде действий по созданию организации, в определенном порядке.

Еще одним существенным признаком является то, что любая организация создается для реализации общих целей объединяющихся граждан. Цели закрепляются в уставе общественного объединения. Общественные организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Учредителями общественной организации теперь могут быть только физические лица.

Учредители и устав общественной организации

Закон от 05.05.2014 № 99-ФЗ вводит статью о требованиях к учредителям и содержанию устава общественных организаций:

Статья 123 5 . Учредители и устав общественной организации

(по состоянию на 01.07.2018)

Количество учредителей общественной организации не может быть менее трех.

Устав общественной организации должен содержать сведения о ее наименовании и месте нахождения, предмете и целях ее деятельности, а также условия о порядке вступления (принятия) в общественную организацию и выхода из нее, составе и компетенции ее органов и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, об имущественных правах и обязанностях участника (члена) организации и о порядке распределения имущества, оставшегося после ликвидации организации.

Комментарий к статье 123 5 ГК

ГК устанавливает новое минимальное количество учредителей общественной организации – 3 человек (что соответствует положениям Закона «Об общественных объединениях»).

Учредителями общественной организации могут быть любые физические лица, а не только граждане РФ. Ограничения могут быть специально предусмотрены в законе. Например, в соответствии со статьей 2 Закона № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» правом на объединение в профсоюз обладают физические лица, достигшие возраста 14 лет и осуществляющие трудовую (профессиональную) деятельность. Граждане РФ, проживающие вне ее территории, могут состоять в российских профсоюзах. Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории РФ, могут состоять в российских профсоюзах, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ.

Снимаются все ограничения по кругу лиц, которые могут быть учредителями, установленные ранее в Законе «Об общественных объединениях».

Статья устанавливает общие требования к содержанию единственного учредительного документа общественной организации — устава.

Юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.

Наименования общественной организации должно содержать указание на характер их деятельности.

С учетом специальной правоспособности некоммерческих организаций (статья 49 ГК) и согласно статье 52 ГК в уставе общественной организации должны определяться также и место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также предмет деятельности юридического лица.

Права и обязанности участника (члена) общественной организации

Закон от 05.05.2014 № 99-ФЗ вводит статью о правах и обязанностях участника (члена) общественной организации:

Статья 123 6 . Права и обязанности участника (члена) общественной организации

(по состоянию на 01.07.2018)

Участник (член) общественной организации осуществляет корпоративные права, предусмотренные пунктом 1 статьи 65 2 настоящего Кодекса, в порядке, установленном уставом организации. Он также вправе на равных началах с другими участниками (членами) организации безвозмездно пользоваться оказываемыми ею услугами.

Участник (член) общественной организации наряду с обязанностями, предусмотренными для участников корпорации пунктом 4 статьи 65 2 настоящего Кодекса, также несет обязанность уплачивать предусмотренные ее уставом членские и иные имущественные взносы.

Участник (член) общественной организации по своему усмотрению в любое время вправе выйти из организации, в которой он участвует.

Членство в общественной организации неотчуждаемо. Осуществление прав участника (члена) общественной организации не может быть передано другому лицу.

Комментарий к статье 123 6 ГК

Общественные организации создаются по инициативе их учредителей. Учредители «автоматически», т.е. одновременно с момента создания организации, становятся их членами (участниками), приобретая соответствующий статус.

Основные права и обязанности участников общественной организации указаны в статье.

Управление в общественной организации

Закон от 05.05.2014 № 99-ФЗ вводит статью о регулировании вопросов управления в общественных организациях:

Статья 123 7 . Особенности управления в общественной организации

(по состоянию на 01.07.2018)

К исключительной компетенции высшего органа общественной организации наряду с вопросами, указанными в пункте 2 статьи 65 3 настоящего Кодекса, относится также принятие решений о размере и порядке уплаты ее участниками (членами) членских и иных имущественных взносов.

В общественной организации образуется единоличный исполнительный орган (председатель, президент и т.п.) и могут образовываться постоянно действующие коллегиальные исполнительные органы (совет, правление, президиум и т.п.).

По решению общего собрания членов общественной организации полномочия ее органа могут быть досрочно прекращены в случаях грубого нарушения этим органом своих обязанностей, обнаружившейся неспособности к надлежащему ведению дел или при наличии иных серьезных оснований.

Статья написана и размещена 19 июня 2012 года. Дополнена — 05.01.2013, 11.05.2014

Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора.

Автор: юрист и налоговый консультант Александр Шмелев © 2001 — 2018

Полезные ссылки по теме «Изменения в Гражданский кодекс — проект ГК РФ 2013 — 2014: Общественные организации в редакции Закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ»

Изменения в статьи 1 — 10 ГК РФ (Закон № 302-ФЗ от 30.12.2013):

Изменения в Гражданский кодекс РФ, внесенные Законом № 100-ФЗ от 07.05.2013 и Законом № 142-ФЗ от 02.07.2013:

Статья 123.4 ГК РФ. Основные положения об общественных организациях (действующая редакция)

1. Общественными организациями признаются добровольные объединения граждан, объединившихся в установленном законом порядке на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей, для представления и защиты общих интересов и достижения иных не противоречащих закону целей.

2. Общественная организация является собственником своего имущества. Ее участники (члены) не сохраняют имущественные права на переданное ими в собственность организации имущество, в том числе на членские взносы.

Участники (члены) общественной организации не отвечают по обязательствам организации, в которой участвуют в качестве членов, а организация не отвечает по обязательствам своих членов.

3. Общественные организации могут объединяться в ассоциации (союзы) в порядке, установленном настоящим Кодексом.

4. Общественная организация по решению ее участников (членов) может быть преобразована в ассоциацию (союз), автономную некоммерческую организацию или фонд.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 123.4 ГК РФ

1. До 01.09.2014 ГК РФ не разграничивал понятия «общественная организация» и «общественное объединение», характеризуя их как синонимичные наряду с религиозными организациями. Так, в ст. 117 ГК РФ содержалось следующее определение: общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.

С 01.09.2014 ГК РФ не только исключил из своей терминологии упоминание об общественном объединении как понятии, тождественном понятию общественная организация (кроме положений п. 4 ст. 213 ГК РФ), но и провел четкую грань между общественными и религиозными организациями. Отныне общественные организации признаются некоммерческими корпоративными юридическими лицами, а религиозные — некоммерческими унитарными юридическими лицами. Обратим внимание, что внесение указанных изменений в ГК РФ не исключает наличия общественного объединения как обобщающей юридической конструкции всех организационно-правовых форм общественных объединений, предусмотренных специальным федеральным законом. Таким законом выступает ФЗ от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях», предусматривающий, что содержание права граждан на объединение, основные государственные гарантии этого права, статус общественных объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и (или) ликвидации регулируются данным Законом, ГК РФ и другими законами об отдельных видах общественных объединений.

Однако нельзя не учесть тот факт, что по стоянию на 01.09.2014 ст. 6 ФЗ от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» не претерпела никаких изменений и по-прежнему регламентирует правовое положение общественных и религиозных организаций (объединений). Полагаем, что подобный недочет должен быть в скором времени устранен.

Пункт 1 комментируемой статьи содержит общее понятие общественной организации, делая при этом акцент на добровольность объединения граждан для представления и защиты общих интересов и достижения иных не противоречащих закону целей.

Основные цели создания общественной организации согласно комментируемой статье — удовлетворение духовных или иных нематериальных потребностей, представление и защита общих интересов и достижение иных не противоречащих закону целей. Понятие «духовные потребности» охватывает широкий круг явлений, полный перечень которых дать невозможно. Довольно часто термином «духовные потребности» обозначают религиозные потребности граждан, хотя это является неоправданным сужением его содержания. В широком смысле «духовное» противопоставляется «телесному». Духовные потребности — это потребности из мира идей, знаний, представлений, художественных ценностей. Насколько разнообразны духовные потребности, настолько разнообразны и общественные организации, создаваемые для их удовлетворения. При этом следует учесть, что довольно часто удовлетворение духовных потребностей в той или иной степени сочетается с удовлетворением потребностей материальных, например, в деятельности таких общественных организаций, как Союз писателей или Союз композиторов.

2. Пункт 2 комментируемой статьи акцентирует внимание на имущественной основе общественной организации и взаимоотношениях ее участников (членов) по этому поводу. Указанными нормами ГК РФ четко определено, что участники (члены) общественной организации не сохраняют прав на переданное организации в собственность имущество, в том числе на членские взносы. Участники (члены) общественной организаций не отвечают по обязательствам организации, а организация не отвечает по обязательствам своих членов.

3. Пункт 3 комментируемой статьи закрепляет возможность объединения общественных организаций в ассоциации (союзы) в порядке, установленном ГК РФ. Представляется весьма дискуссионным вопрос о соотношении указанных положений ГК РФ с нормами ст. 13 ФЗ от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях», определяющими, что все общественные объединения независимо от их организационно-правовой формы вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений на основе учредительных договоров и (или) уставов, принятых союзами (ассоциациями), образуя новые общественные объединения. Правоспособность союзов (ассоциаций) общественных объединений как юридических лиц возникает с момента их государственной регистрации. Вполне возможно, что указанные коллизии будут в последующем устранены законодателем путем внесения изменений в один из вышеназванных актов.

4. Пункт 4 комментируемой статьи определяет исчерпывающий перечень организационно-правовых форм юридических лиц, в которые может преобразовываться общественная организация по решению ее участников (членов).

5. Применимое законодательство:

— ФЗ от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

— ФЗ от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях»;

— ФЗ от 06.05.2011 N 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране»;

— ФЗ от 17.06.1996 N 74-ФЗ «О национально-культурной автономии»;

— ФЗ от 12.01.1996 N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»;

— ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

— ФЗ от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

6. Судебная практика:

— Определение ВС РФ от 28.11.2012 N 58-АПГ12-9;

— Определение ВС РФ от 16.05.2012 N 92-АПГ12-5;

— Определение ВС РФ от 02.08.2011 N 45-Г11-39.

Обсуждение закрыто.