Эколого правовые нормы это

Экология СПРАВОЧНИК

Информация

Эколого-правовые нормы

Правовые нормы по охране природы и рациональному природопользованию содержатся также и в других актах природоресурсного законодательства России. К ним относятся Основы лесного законодательства, Водный кодекс РСФСР, Закон РСФСР об охране и использовании животного мира и др. В них содержатся и административные, и эколого-правовые нормы. Некоторые из них устарели и требуют доработки с учетом рыночных отношений, так как были приняты правительством России в условиях социалистических отношений.[ . ]

Эколого-правовые нормы регулируют все стадии хозяйственного процесса объектов топливно-энергетического комплекса (ТЭК): доэксплуатационную, эксплуатационную и поел еэксплуатационну ю.[ . ]

Нормы права, служащие средством реализации экологического законодательства, называются эколого-правовыми. Как правило, базовыми эколого-правовыми нормами принято считать нормы природоохранного, ресурсосберегающего законодательства.[ . ]

Эколого-правовая норма — норма права, содержащая экологический императив, запреты, обязанности, разрешения в области взаимодействия общества и природы.[ . ]

Эколого-правовой ответственности присущи некоторые особенности: во-первых, она вытекает из природоохранных правоотношений по факту нарушения конкретной эколого-правовой нормы; во-вторых, она представляет собой конкретную санкцию, предусмотренную законом заданное эколого-правовое нарушение.[ . ]

Нормативные правовые акты материального характера — акты, содержащие материальные нормы права. Материальные эколого-правовые нормы устанавливают права и обязанности, а также ответственность участников соответствующих отношений (федеральные законы «Об экологической экспертизе», «Об особо охраняемых природных территориях» и др.).[ . ]

Экологическое право — совокупность эколого-правовых норм (правил поведения), регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью охраны окружающей природной среды, предупреждения вредных экологических последствий, оздоровления и улучшения качества окружающей человека природной среды. Соблюдение правил (норм), в том числе экологических, обеспечивается государством в принудительном порядке.[ . ]

Предмет экологического права — это складывающиеся в сфере действия эколого-правовых норм исторически обусловленные производственные экологические отношения, которые возникают между гражданами и организациями при обязательном участии государства, по поводу сохранения, улучшения, восстановления, рационального и эффективного использования природных объектов и ресурсов в целях сохранения и улучшения окружающей среды в интересах настоящего и будущих поколений.[ . ]

Первокирпичиком» отрасли является эколого-пра-вовая норма, представляющая собой общее правило, установленное для неопределенного круга лиц и рассчитанное на неоднократное применение. Эколого-правовые нормы в зависимости от круга регулируемых общественных отношений объединены в институты, которые в свою очередь объединены в отрасль — экологическое право, разделяемое на Общую, Особенную и Специальную части.[ . ]

Как отмечалось, наличие развитой системы источников права окружающей среды — существенное условие для выделения совокупности эколого-правовых норм в отдельную отрасль в системе российского права.[ . ]

Закон РСФСР об охране и использовании животного мира был принят еще в 1982 г. на базе союзного закона с аналогичным названием. В нем содержатся и административные и эколого-правовые нормы, некоторые из которых устарели и требуют определенной редакции с учетом рыночных отношений. Эти и другие проблемы предполагается решить на базе нового закона об охране животных, а также в законах об охоте и рыболовстве. Они разрабатываются в Государственной Думе.[ . ]

Дисциплинарная ответственность применяется за нарушение экологического законодательства к работникам предприятий и организаций, в трудовые обязанности которых входит соблюдение эколого-правовых норм.[ . ]

В литературе предлагается различать экологическое законодательство в узком и широком смысле (А. К. Голиченков). В узком смысле оно представляет собой совокупность законодательных и иных нормативно-правовых актов, содержащих правовые нормы, регулирующие только охрану окружающей среды. В широком — добавляется регламентация и использования природных ресурсов, и обеспечения экологической безопасности населения и территорий, и экологического правопорядка. При этом подчеркивается, что эколого-правовая норма в отличие от иных норм права является согласованным и упорядоченным единством социальных и экологических закономерностей (А. С. Шестерюк).[ . ]

Подводя итоги рассмотрения данной темы, следует отметить, что развитие нашего общества, научно-технический прогресс создают новые экологические проблемы, связанные с охраной окружающей природной среды и рациональным использованием ее ресурсов. Меняется техника, технология, условия жизни человека, требующие новых законов по охране природы. Поэтому развитие эколого-правовых норм — процесс непрерывный и неизбежный.[ . ]

Экологическое право

Нормы экологического права и экологические правоотношения.

Нормы права относятся к разряду социальных норм. Норма права — это мысль, высказывание о должном или дозволенном поведении. Нормы фиксируют то, что должно быть. Согласно теории государства и права норма права — это волевое, общеобязательное, формально определенное правило поведения, регулирующее общественные отношения путем предоставления прав и возложения обязанностей, соблюдение которого обеспечено возможностью государственного принуждения.

Нормами экологического права следует считать правила поведения, регулирующие отношения людей по поводу охраны и использования окружающей природной среды.

Нормы экологического права делятся на три группы:

1) отраслевые (охрана и использование отдельных природных объектов — земли, недр, вод, лесов и т.д.);

2) комплексные (охрана и использование природных комплексов, природной среды в целом);

3) экологизированные (нормы других отраслей права — административного, уголовного и др.).

Классификация норм права в целом может быть осуществлена по разным признакам, основаниям:

1) по предмету правового регулирования, т.е. в зависимости от регулируемых отношений нормы права подразделяются на отрасли;

2) по специфически юридическим функциям или по их роли в правовом регулировании:

регулятивные (управомочивающие, обязывающие и запрещающие);

охранительные — предусматривающие меры реагирования на нарушения субъективных прав и обязанностей, устанавливают меры принуждения, юридической ответственности за правонарушения, меры защиты нарушенных прав);

специализированные (нормы специального действия), т.е. нормы о нормах (дефинитивные — содержащие легальные определения терминов, коллизионные — рассчитанные на случаи, когда две или более нормы несовпадающего содержания претендуют на то, чтобы быть примененными к одному и тому же случаю, и оперативные — которые отменяют действие других норм, продлевают их действие или распространяют действие на более широкий круг субъектов или отношений).

По характеру обязательности нормы подразделяются на:

§ императивные — носящие категорический характер, требование которых не может быть изменено;

§ диспозитивные — предоставляющие участникам отношений право самим путем соглашения определять круг и объем прав и обязанностей.

С точки зрения содержания выделяются технико-юридические нормы, нормы технического содержания. По форме это юридические нормы, по содержанию — технические правила (СанПиНы, СНиПы и т.п.).

В экологическом праве выделяются также по содержанию юридического предписания следующие виды норм:

1) нормы-принципы — закрепляют основополагающие начала охраны окружающей среды;

2) нормы-приоритеты — устанавливают правовые преимущества в охране и использовании одних объектов перед другими в интересах обеспечения качества природной среды;

3) нормы-правила — содержат экологические требования-императивы применительно к конкретной сфере экологических отношений.

Экологические императивы по своему содержанию подразделяются на следующие виды: предупредительные, запретительные; восстановительные (компенсационные); карательные; поощрительные; управомочивающие; разрешительные; обязывающие.

Правоотношение — это возникающее в соответствии с требованиями норм права общественное отношение, участники которого имеют субъективные права и юридические обязанности, гарантируемые государством.

Экологические правоотношения — общественные отношения, возникающие в сфере взаимодействия общества и природы и урегулированные нормами экологического права. Основаниями возникновения правоотношений являются юридические факты.

Юридические факты — это конкретные жизненные факты, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правовых отношений. По волевому признаку все юридические факты делятся на события и действия.

События — такие юридические факты, наступление которых не зависит от воли субъектов правоотношения (например, стихийные бедствия). События подразделяются на абсолютные (не зависят от воли кого-либо) и относительные (связаны с действиями человека).

Действия — это факты, которые зависят от сознания и воли людей. Причем бездействие — это пассивное действие с точки зрения юриспруденции. Действия подразделяются на правомерные (или позитивные) и неправомерные (или негативные), что есть правонарушения. Надо отметить, что действие — это наиболее распространенное основание возникновения экологических правоотношений.

Содержание правоотношений составляют субъективные юридические права и обязанности.

Субъективное право — это мера дозволенного поведения, обеспечиваемая государством.

Юридическая обязанность — это мера должного поведения, обеспеченная государством.

Содержание прав и обязанностей в конечном итоге зависит от состава участников правоотношения и объекта этого отношения.

Субъектами экологических правоотношений являются:

§ государство — в лице компетентного органа;

§ физические лица, воздействующие на природную среду с целью ее потребления, использования, воспроизводства либо охраны;

§ хозяйствующие субъекты — предприятия, учреждения, организации, воздействующие на природную среду, в том числе граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, а также граждане, осуществляющие общее или специальное природопользование.

По содержанию прав и обязанностей все субъекты экологического правоотношения подразделяются на четыре категории:

1) природопользователи — носители прав и обязанностей по рациональному использованию природных ресурсов и охране природной среды;

2) органы представительной и исполнительной власти, специально уполномоченные органы государства, имеющие право на регулирование использования природных ресурсов и на контроль за охраной природной среды;

3) общественные объединения экологического профиля;

4) органы судебно-прокурорского надзора, осуществляющие надзор за законностью экологических правоотношений.

Объектами экологических правоотношений являются природные объекты и комплексы.

1.2. Понятие экологического права

Экологические отношения составляют предмет регулирования особой отрасли российского права — экологического. Экологическое право – это система эколого–правовых норм, которыми регламентируются экологические отношения.

Эколого– правовые нормы подразделяются на:

· государственно–правовые, принятые федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ в пределах их компетенции;

· муниципально–правовые, принятые органами местного самоуправления;

· корпоративно – правовые, принятые общественными объединениями хозяйственными обществами и товариществами;

· локально–правовые нормы, принятые субъектами экологической и иной деятельности (предприятиями и иными организациями);

· договорно-правовые нормы, содержащиеся в договорах о распределении полномочий и предметов ведения между РФ и субъектами РФ и муниципальными образованьями, межтерриториальных договорах, гражданско–правовых договорах.

Эколого–правовые нормы обладают всеми признаками правовых норм: обязательностью, действием в отношении неопределенного круга лиц, неоднократностью применения, государственной защитой содержащихся в них предписаний.

Предмет правовой регламентации норм экологического права составляют экологические отношения, а именно: предмет, цели, методы регулирования экологических отношений, форму их закрепления (источники экологического права), статус субъектов экологических отношений, режим (правовое положение) объектов экологических отношений, отношения природопользования, природоохранительные, мелиоративные отношения.

Отношения, объектами которых являются экологические отношения, регламентируются нормами конституционного, административного, гражданского, уголовного права. Связь между экологическим правом и указанными отраслями заключается в том, что в экологическом праве регулируются отношения в качестве объектов административных гражданско–правовых отношений, отношений ответственности. Например, в главе 3 ЗК РФ содержатся правовые нормы, закрепляющие формы собственности на землю. Регулирование же отношений собственности и иных вещных прав на землю осуществляется нормами гражданского права, закрепленными в разделе 2 ч. I Г К РФ

В пользу выделения экологического права в самостоятельную отрасль свидетельствует и такой формальный признак – наличие в нормативно–правовой системе (законодательстве РФ в общем смысле) РФ особой подсистемы – экологической нормативно–правовой (экологического законодательства). Поскольку предметом правового регулирования являются по существу экосоциальные отношения, точнее было бы соответствующую отрасль российского права назвать экосоциальным правом.

Конечным элементом экологического права являются эколого-правовые нормы.

Правовые нормы воздействуют на поведение субъектов путем предписания определенного поведения.

По этому признаку выделяются уполномачивающие, обязывающие и запрещающие нормы. Уполномачивающие нормы устанавливают права субъектов экологических отношений, порядок их реализации.

Так, уполномачивающей нормой является закрепленное в ст. 11 федерального закона «Об охране окружающей среды» право граждан на благополучную окружающую среду.

Обязывающие нормы устанавливают обязанности по совершению определенных действий. Например, обязывающие нормы содержатся в ст. 39 ВК РФ[51], в которой закреплены обязанности водопользователей при осуществлении ими водопользования.

Запрещающие нормы в отличие от уполномачивающих представляют собой запреты на совершение, каких – либо действий, предписывают воздержание от их совершения. Такая норма закреплена в ст.56 ВК РФ, запрещающая сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления.

По форме предписания правовые нормы подразделяются на императивные, диспозитивные и рекомендательные.

Императивные нормы предписывают субъектам совершать определенные действия или воздерживаться от них (уполномочивающие, обязывающие и запретительные), либо определяют рамки, пределы поведения, содержащие иные обязательные предписания. В качестве примера можно привести правовые нормы, содержащиеся в ст. 12 Закона РФ “ О недрах», которой закрепляется содержание лицензии на пользование недрами (47)

Диспозитивные правовые нормы представляют собой право субъектов самостоятельно регулировать отношения между собой, а при отсутствии такового — выполнение содержащегося в норме предписания. Довольно часто диспозитивная норма не содержит предписания. Так, содержащаяся в ст. 18 закона РФ «О недрах» норма, предоставляющая право субъектам РФ регламентировать порядок предоставления недр для разработки общераспространенных ископаемых, относится к диспозитивной [47].

Рекомендательные правовые нормы содержат предписания, которые могут реализовываться по усмотрению субъектов правоотношений. Особенность реализации рекомендательных норм заключается в том, что лица, которым они адресованы, обязаны рассмотреть содержащиеся в них рекомендации. Только в том случае, если субъект отношений последует рекомендации (согласится с рекомендацией), она приобретает юридическую силу.

Практическое значение имеет выделение дефинитивных норм, закрепляющих термины, определения, понятия. Такие нормы содержатся в ст. 1 ВК РФ «Основные понятия».ст.1 Федерального « об охране окружающей среды» [5].

Можно выделить статусные нормы, закрепляющие статус субъектов экологических отношений. Так, статусные нормы закреплены в главе 4 ЛК РФ [55] 7 ВК РФ, [51] ст. 53 ЗК РФ [42].

Следует выделить в качестве особого вида нормы, определяющие правовой режим объектов экологических отношений. Это, например, нормы, содержащиеся в статьях 5,6 ВК РФ [51] .

Выделяются: общие нормы (не имеющие ограничений в действии); специальные (регулирующие определенный вид отношений); региональные (действующие на определенной территории); исключительные; чрезвычайные; особые (для определенной категории субъектов); временные; корпоративные; локальные (внутриорганизационные).

Понятие, структура и классификация эколого-правовых норм.

Нормы ЭП – установленные и охраняемые гос-ом правила поведения, регулирующие отношения, складывающие в области охраны окружающей среды и природопользования, обеспечиваемые гос-ым принуждением, а также общеобязательное для всех тех.

Структура: гипотеза, диспозиция, санкция.

Классификация: 1. По содержанию: а) материальные – устанавливают права и обязанности субъектов экологических правоотношений. Б) процессуальные — устанавливают порядок реализации прав и обязанностей субъектов экологических правоотношений, устан-ых материально-правовыми нормами. 2) по предмету действия: а)по действию во времени и пространстве (срочные и бессрочные). Б) по кругу лиц (кому адресована норма) субъектов экологических правоотношений. РФ, субъекты РФ, МО, локальные нормы. 3) по функциям: а)нормы- принципы, закреплённые в законодательстве, основополагающие начала правового регулирования общ-ых отношений экологического хар-ра. Б)дефиниции – закреплённые в законодательстве основные понятия и определения. в) регулятивные нормы, предназначенные для регулирования общественных отношений в области взаимодействия общества и природы путём установления взаимных прав и обязанностей субъектов этих отношений. Г) охранительные – нормы, предназначенные для защиты установленного регулятивными нормами правового порядка в общ-ых отношениях экологического хар-ра, путём определения видов и мер юрид. ответственности за нарушение в эколог. законодательстве. 4) по способу воздействия на сознание, поведение и деятельность участников общ-ых отношений: обязывающие – форма реализации – исполнять, запрещающие – несовершение противоправных действий, правонаделительные – использование, правоприменение.

Дата добавления: 2015-09-04 ; просмотров: 759 . Нарушение авторских прав

Право, теория и понятие права

Нормы экологического права — это правила, регулирующие дея­тельность человека в области охраны и использования окру­жающей природной среды. Различают нормы:
отраслевые охрана и использование таких природных объек­тов, как земля, недра, вода, леса и т. д.;
комплексные — охрана и использование природных комплексов, природной среды в целом;
экологизированные у предусмотренные другими отраслями права (административным, уголовным, хозяйственным и т. д.) и тре­бующие соблюдения правил охраны окружающей природной среды.

Исходя из содержания юридического предписания, эколого-пра­вовые нормы подразделяются на нормы-принципы, нормы ­приоритеты, нормы-правила.
Нормыпринципы закрепляют основополагающие начала охра­ны окружающей природной среды (ст. 3 Закона «Об охране окружающей среды»).
Нормыприоритеты устанавливают правовые преимущества в охране и использовании одних объектов перед другими в инте­ресах обеспечения качества природной среды.

Экологические приоритеты означают, что любые мероприятия хо­зяйственного или иного содержания запрещаются, если они угро­жают здоровью и экологической безопасности человека.
Выделяют нормы-приоритеты трех уровней: отраслевого, межот­раслевого и общего экологического уровня:
отраслевые приоритеты устанавливаются в положениях при­родно-ресурсных отраслей законодательства;
межотраслевые приоритеты Предусматриваются нормами от­раслевого законодательства, при этом они устанавливают пре­имущества в охране определенных природных объектов;
общие экологические приоритеты преследуют высшие пели ­обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека, рациональное использование при­родных ресурсов с учетом законов природы. Перечень общих экологических приоритетов предусмотрен ст. 3 Закона «Об ох­ране окружающей среды». Их действие не ограничивается ка­кой-либо областью, территорией или сферой хозяйствования.
Нормыправила предусматривают экологические требования­императивы применительно к конкретной сфере экологиче­ских отношений. По содержанию экологические императивы подраздел я ются:
на предупредительные;
запретительные;
обязывающие;
разрешительные;
восстановительные (компенсационные);
карательные;
управомочивающие;
поощрительные. Предупредительные направлены на то, чтобы помешать осуществ­лению неправомерного действия, которое может повлечь за собой

вредные последствия. Предупредительные и запретительные импе­ративы — это основной комплекс эколого-правовых норм. Цель запретительных императивов — не допустить совершения
действий, могущих причинить вред окружающей природной среде. Так, например, запрещается ввод в эксплуатацию объектов, не ос­нащенных средствами очистки и утилизации отходов, не разреша­ется использование просроченных препаратов, применение полу­ченных в ходе научно-исследовательских работ химикатов, приро­да которых не выявлена.
Разрешительные и обязывающие нормы определяют порядок дея­тельности природопользователей. В первом случае по решению специально управомоченного органа хозяйствующий субъект по­лучает право выполнять определенные действия, посредством ко­торых осуществляется воздействие на природную среду. Во втором случае — природопользователь как участник экологического право­отношения вынужден выполнять соответствующие требования.
Восстановительные, tun компенсационные, нормы права предусмат­ривают адресованное правонарушителю требование о восстановле­нии нарушенного состояния природной среды и компенсации не только расходов на возмещение ущерба, но и затрат на проведение природоохранных мероприятий.
Карательные императивы имеют место в случаях привлечения к административной, гражданско-правовой, дисциплинарной, иму­щественной или уголовной ответственности за экологическое пра­вонарушение или преступление. Основаниями для наложения взы­скания являются, соответственно, Кодекс об административных правонарушениях, гражданско-правовое, трудовое законодательст­во или Уголовный кодекс. За совершенные экологические право­нарушения предприятия, организации и учреждения несут адми­нистративную и фажданско-правовую ответственность.
Поощрительные эколого-правовые нормы касаются преимущест­венно экономического стимулирования охраны окружающей при­родной среды. Широкий спектр таких норм предусмотрен Зако­ном РФ «Об охране окружающей среды». Закон устанавливает, на­пример, возможность применения налоговых и иных льгот при внедрении предприятием безотходной технологии, обеспечиваю­щей природоохранительный эффект, поощрительных цен и надба­вок на экологически чистую продукцию, льготного кредитования предприятий, эффективно реализующих мероприятия по охране окружающей природной среды. В числе таких мероприятий можно назвать вывод за пределы населенных пунктов экологически не­безопасных производственных комплексов.
Управомочивающие нормы устанавливают компетенцию представи­тельных, исполнительных и специальных органов государства (Правительства РФ, республик в составе РФ, краев, областей, ав­тономных образований, местных органов самоуправления, специ­ально уполномоченных органов) в области охраны окружающей природной среды.

Комментарии запрещены.