Как из филиала создать юридическое лицо

Как из филиала создать юридическое лицо

Вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории РФ, отнесено действующим законодательством к прямым инвестициям.

Как следует из п.3 ст.55 ГК РФ филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.

Согласно п.3 ст. 4 Закона «Об иностранных инвестициях…» филиал иностранного юридического лица, созданный на территории Российской Федерации, выполняет часть функций или все функции, включая функции представительства, от имени создавшего его иностранного юридического лица (головная организация) при условии, что цели создания и деятельность головной организации имеют коммерческий характер и головная организация несет непосредственную имущественную ответственность по принятым ею в связи с ведением указанной деятельности на территории Российской Федерации обязательствам.

Филиал иностранного юридического лица создается в целях осуществления на территории Российской Федерации той деятельности, которую осуществляет за пределами Российской Федерации головная организация (иностранное юридической лицо), и ликвидируется на основании решения иностранного юридического лица — головной организации.

Государственный контроль за созданием, деятельностью и ликвидацией филиала иностранного юридического лица осуществляется посредством его аккредитации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ч.3 ст.21 Закона «Об иностранных инвестициях…».

На практике, отдельные субъекты Российской Федерации разрабатывали акты, регулирующие порядок аккредитации представительств иностранных юридических лиц. Приведем пример из практики:

«Прокурор Сахалинской области обратился в суд с заявлением о признании недействительными постановления первого вице-губернатора Сахалинской области от 26 октября 1996 года N 480 «Об аккредитации представительств иностранных юридических лиц на территории Сахалинской области» и утвержденного этим постановлением «Положения об аккредитации представительств иностранных юридических лиц и их отделений, осуществляющих деятельность на территории Сахалинской области», ссылаясь на то, что, что указанные нормативные правовые акты противоречат пунктам «л» и «о» статьи 71 Конституции Российской Федерации, п. 3 статьи 14 Федерального закона от 24 июня 1999 года N 119-ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации», статьям 21 и 24 Федерального закона РФ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 24 июня 1999 года N 160-ФЗ, пункту 2 постановления Правительства РФ от 6 сентября 1994 года N 655 «О Государственной регистрационной палате при Министерстве экономики Российской Федерации»; пунктам 2 и 3 Постановления Правительства РФ от 21 декабря 1999 года N 1419 «О федеральном органе исполнительной власти, ответственным за координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по привлечению в экономику Российской Федерации прямых иностранных инвестиций и аккредитацию филиалов юридических лиц»; подпункту 4 пункта 3 и подпункта 67 пункта 7 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2000 года N 990 «Об утверждении положения о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации».

Решением Сахалинского областного суда от 20 марта 2002 года 18 февраля 2002 года заявление прокурора Сахалинской области было удовлетворено.

В кассационной жалобе Администрации Сахалинской области поставлен вопрос об отмене решения как вынесенного с нарушением норм материального права.

Проверив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации оснований для отмены решения суда не усматривает.

Из материалов дела усматривается, что постановлением первого вице-губернатора Сахалинской области от 16 октября 1996 г. N 480 обязанность по аккредитации представительств иностранных юридических лиц возложена на управление международных и внешнеэкономических связей администрации Сахалинской области.

Суд в решении правильно указал на то, что в соответствии со ст. 11 и 12 Федерального закона от 24 июня 1999 года N 119-ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» правовое регулирование по предметам ведения Российской Федерации осуществляется федеральными конституционными законами и федеральными законами, имеющими прямое действие на всей территории Российской Федерации.

По вопросам, отнесенным частью 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, издаются федеральные законы, определяющие основы (общие принципы) правового регулирования, включая принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также федеральные законы, направленные на реализацию полномочий федеральных органов государственной власти.

Указанный Федеральный закон допускает регулирование нормативным правовым актом органа государственной власти субъекта Российской Федерации правоотношений только по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, установленных частью 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации.

Оспариваемыми же в рамках данного дела нормативными правовыми актами регулируются отношения, отнесенные к исключительному ведению Российской Федерации.

В соответствии с п.п. «л» и «о» ст. 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся внешнеэкономические отношения, гражданское законодательство.

В соответствии с п. «о» ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

Вопросы аккредитации представительств иностранных юридических лиц, как правильно отмечено в решении суда, относятся к внешнеэкономическим отношениям, поскольку связаны с открытием представительств иностранных фирм, компаний и организаций и с наделением их соответствующими полномочиями субъекта гражданских правоотношений в области торговли, экономики, финансов, науки и техники, транспорта, туризма и т.п.

Соответствующее правовое регулирование на уровне Российской Федерации подтверждает правильность выводов суда о том, что оспариваемые нормативные правовые акты Сахалинской области приняты с превышением полномочий субъекта Российской Федерации.

Вопросы аккредитации иностранных юридических лиц, их представительств и филиалов регулируются Постановлением Правительства РФ от 6 июня 1994 года N 655 «О Государственной регистрационной палате при Министерстве экономики Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ от 5 сентября 1998 года N 1034 «О передаче Государственной регистрационной палаты при Министерстве экономики Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации», Приказом Министерства юстиции РФ от 29 декабря 1998 года N 192 «Об утверждении Устава Государственной регистрационной палаты при Министерстве юстиции Российской Федерации».

Довод кассационной жалобы администрации Сахалинской области о том, что аккредитация представительств иностранных юридических лиц отнесена к совместному ведению Российской Федерации и Сахалинской области на основании Договора от 29 мая 1996 года «О разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Сахалинской области» и заключенного в соответствии с ним Соглашения от 29 мая 1996 года между Правительством Российской Федерации и администрацией Сахалинской области о разграничении полномочий в области международных и экономических связей, является необоснованным потому, что отнесенные Конституцией Российской Федерации к исключительному ведению Российской Федерации вопросы не могут быть урегулированы на уровне договорных отношений между Российской Федерацией и ее субъектами.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 4 января 1999 года N 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» субъектам Российской Федерации предоставлено право на осуществление международных и внешнеэкономических связей с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также участие в деятельности международных организаций в рамках органов, созданных специально для этих целей. В области внешнеэкономических связей субъекты Российской Федерации наделены только правом по координации этих связей.

Довод о том, что вопросы аккредитации представительств иностранных юридических лиц не урегулированы на федеральном уровне, что федеральным законодательством урегулирован только вопрос об аккредитации филиалов иностранных юридических лиц, но не их представительств, а потому Сахалинская область вправе осуществлять собственное регулирование этих вопросов, был предметом судебного разбирательства и правильно признан необоснованным.

Решение суда является законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы Сахалинской областной Думы не имеется» [1] .

Таким образом, вопросы аккредитации представительств иностранных юридических лиц относятся к внешнеэкономическим отношениям и находятся в ведении федеральных органов исполнительной власти, поэтому регулирование этих вопросов субъектом РФ является незаконным.

Приказом Минюста РФ от 25 ноября 1999 г. №341 исполнение функций по аккредитации представительств иностранных юридических фирм возложено на Государственную регистрационную палату при Минюсте РФ.

О порядке аккредитации филиалов иностранных юридических лиц, создаваемых на территории Российской Федерации, в настоящее время действует Временное положение , утвержденное Минюстом РФ 31 декабря 1999 г [2] (далее по тексту – Временное положение). Тарифы на работы и услуги, оказываемые Палатой, утверждены приказом Государственной регистрационной палаты РФ от 31 декабря 1999 г. №33/об [3] .

Государственная регистрационная палата ведет реестр филиалов иностранных юридических лиц, аккредитованных на территории Российской Федерации — систематизированный свод достоверных сведений о филиалах иностранных юридических лиц, аккредитованных на территории Российской Федерации.

Акцентируем внимание на том обстоятельстве, что факт осуществления иностранной организацией на территории Российской Федерации деятельности подготовительного и вспомогательного характера не приводит к образованию постоянного представительства. Филиал иностранного юридического лица считается аккредитованным на территории Российской Федерации только с момента внесения информации в государственный реестр филиалов иностранных лиц, аккредитованных на территории Российской Федерации, и выдачи Свидетельства установленного образца (п.9 Временного положения).

Рассмотрим порядок создания филиала иностранного юридического лица.

В соответствии с п.14 Временного положения, иностранное юридическое лицо (головная организация), принявшее решение об аккредитации своего филиала на территории Российской Федерации, представляет в Палату следующие документы:

— письменное заявление на фирменном бланке, подписанное руководителем иностранного юридического лица, с указанием:

наименования, организационно-правовой формы, даты регистрации, места нахождения, вида деятельности и информации о деловых связях с российскими партнерами, перспектив развития сотрудничества иностранного юридического лица, цели открытия филиала иностранного юридического лица и места нахождения на территории Российской Федерации. Заявление составляется на русском языке.

— устав иностранного юридического лица;

— свидетельство о регистрации иностранного юридического лица или выписку из торгового реестра;

— решение иностранного юридического лица об открытии филиала в Российской Федерации;

— положение о филиале, где должны быть указаны наименование филиала и его головной организации, организационно-правовая форма головной организации, местонахождение филиала на территории Российской Федерации и юридический адрес его головной организации, цели создания и виды деятельности филиала, состав, объем и сроки вложения капитала в основные фонды филиала (оценка вложения капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица производится головной организацией на основе внутренних цен или мировых цен, осуществляется в валюте Российской Федерации), порядок управления филиалом и другие сведения, отражающие особенности деятельности филиала. В положение о филиале иностранного юридического лица могут быть включены другие сведения, отражающие особенности деятельности филиала иностранного юридического лица на территории Российской Федерации и не противоречащие законодательству Российской Федерации (п.2 ст.22 Закона);

— рекомендательное письмо банка, обслуживающего иностранное юридическое лицо и подтверждающее его платежеспособность.

При этом документы, исполненные на иностранном языке, подлежат переводу на русский язык, нотариальному заверению и легализации консульскими учреждениями Российской Федерации или апостилем (для стран-участниц Гаагской конвенции 1961 г.).

Аккредитация филиала иностранного юридического лица проводится Палатой в срок, не превышающий тридцати дней со дня представления вышеобозначенных документов, после чего выдается Свидетельство об аккредитации и внесении в государственный реестр филиалов иностранных юридических лиц, аккредитованных на территории Российской Федерации.

В Свидетельстве об аккредитации и внесении в государственный реестр филиалов иностранных юридических лиц, аккредитованных на территории Российской Федерации, указываются (п.12 Временного положения):

— полное и сокращенное (если необходимо) наименование иностранного юридического лица на русском языке;

— страна регистрации иностранного юридического лица;

— название населенного пункта, где расположен филиал иностранного юридического лица на территории Российской Федерации;

— срок, на который филиал иностранного юридического лица аккредитуется на территории Российской Федерации;

— дата выдачи Свидетельства.

Государственная регистрационная палата может отказать в аккредитации (или приостановить аккредитацию) филиала иностранного юридического лица если:

— не представлены документы все необходимые документы;

— сообщена неточная или неверная информация об иностранном юридическом лице;

— деятельность иностранного юридического лица противоречит действующему российскому законодательству.

Кроме того, филиалу иностранного юридического лица может быть отказано в аккредитации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (абз.2 ч.4 ст.22 Закона).

За аккредитацию филиалов иностранных организаций, создаваемых на территории Российской Федерации уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. В соответствии с подп.4 п.1 ст.333.33 Налогового кодекса РФ з а аккредитацию филиалов иностранных организаций, создаваемых на территории Российской Федерации уплачивается государственная пошлина в размере — 60 000 рублей за каждый филиал.

Срок, на который аккредитуется филиал иностранного юридического лица, определен законодателем как «до 5-ти лет с возможностью последующего продления аккредитации в случае обращения иностранного юридического лица в Палату» (выдается на срок от 1 до 5 лет). Аккредитация продлевается по письменному заявлению руководства иностранного юридического лица с приложением ежегодного отчета о деятельности филиала. Для продления аккредитации руководство филиала иностранного юридического лица не позднее, чем за тридцать дней до истечения срока аккредитации филиала иностранного юридического лица, аккредитованного на территории Российской Федерации, имеет право обратиться в Палату с просьбой о продлении срока аккредитации (п.16 Временного положения).

Важно подчеркнуть, что руководство филиала иностранного юридического лица обязано ежегодно предоставлять в Палату отчет о деятельности филиала иностранного юридического лица, а также своевременно информировать Палату об изменениях в штате иностранных сотрудников филиала, изменении места нахождения и почтового адреса.

[1] Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14 мая 2002 г. N 64-Г02-10

[2] Временное положение «О порядке аккредитации филиалов иностранных юридических лиц, создаваемых на территории Российской Федерации» (утв. Минюстом РФ 31 декабря 1999 г.)

[3] Приказ Государственной регистрационной палаты при Минюсте РФ от 31 декабря 1999 г. N 33/об «О тарифах на работы и услуги, оказываемые Палатой»

Регистрация филиала ООО: пошаговая инструкция

Актуально на: 24 апреля 2018 г.

Если в вашей организации было принято решение о создании филиала (общим собранием, советом директоров или единственным участником), то следующий ваш шаг – это регистрация филиала ООО. Поскольку сведения обо всех филиалах и представительствах юридических лиц должны быть указаны в ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 55 ГК РФ, пп. «н» п. 1 ст. 5 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ , далее – Закона N 129-ФЗ).

В налоговый орган по месту нахождения ООО в течение 3 рабочих дней с даты принятия решения о создании филиала нужно будет подать заявление об изменениях в сведениях о юридическом лице (п. 5 ст. 5, ст. 17 Закона N 129-ФЗ ).

Заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ

Ранее сведения о филиалах и представительствах необходимо было указывать в учредительных документах организации (TEXT действ. до 01.09.2014; п. 5 ст. 5 Закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ , действ. до 29.12.2015). Но после внесения поправок законодательство РФ больше такие требования не содержит. То есть в устав ООО информация о филиале может быть внесена, но это не обязательно (п. 2 ст. 12 Закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ ).

Вместе с тем приказом ФНС утверждены разные формы заявлений, на основании которых вносятся изменения в ЕГРЮЛ (Приказ ФНС от 25.01.2012 N ММВ-7-6/[email protected] , далее – Приказ ФНС):

  • заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, по форме N Р13001 (Приложение N 4 к Приказу ФНС);
  • заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, по форме N Р14001 (Приложение N 6 к Приказу ФНС).

Следовательно, если сведения о создании филиала вы в уставе отразили, то в ИФНС вы должны будете подать заявление по форме Р13001, приложив к нему (пп. «а»-«г» п. 1 ст. 17 Закона N 129-ФЗ ):

  • решение о внесении изменений в учредительные документы;
  • устав в новой редакции (в 2 экземплярах при подаче документов на бумажном носителе лично или по почте);
  • квитанцию об уплате госпошлины, которая составляет 800 руб. (пп. 3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

А если сведения о создании филиала в устав ООО не вносятся, то в инспекцию можно подать только заявление по форме N Р14001 (п. 2 ст. 17 Закона N 129-ФЗ , Письмо ФНС от 06.03.2015 N СА-4-14/[email protected] ). Однако данная форма еще не приведена в соответствие с действующим законодательством: на листе О, где должны быть отражены сведения о создании филиала, можно указать информацию только о филиалах, поименованных в учредительных документах (п. 7.19 Требований к Приказу ФНС).

Действия налоговой после получения заявления

В течение 5 рабочих дней с даты представления документов налоговики должны будут внести изменения в ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 18, п. 1 ст. 8 Закона N 129-ФЗ ). И на основании этих обновленных сведений организация будет поставлена на налоговый учет по месту нахождения филиала (п. 3 ст. 83 НК РФ). В связи с этим организации будет выдано уведомление по форме N 1-3-Учет (Приложение N 2 к Приказу ФНС от 11.08.2011 N ЯК-7-6/[email protected] ) с указанием в нем КПП филиала.

Как зарегистрировать филиал ООО в другом городе

Регистрация филиала ООО в другом регионе или населенном пункте осуществляется в соответствии с приведенной выше пошаговой инструкцией. В этом случае постановка на учет компании по месту нахождения филиала также произойдет без участия представителей компании: все сведения налоговики сами передадут в ИФНС по месту нахождения филиала в рамках внутреннего обмена документами.

ОТКРЫТИЕ ФИЛИАЛА И ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ КОМПАНИИ

При достижении определенного успеха в бизнесе перед руководством встают задачи дальнейшего развития деятельности предприятия и охвата новых территорий.

В Гражданском Кодексе предусмотрена возможность создания обособленных подразделений юридических лиц, но только в двух видах: в виде филиала или представительства.

При регистрации филиала или представительства необходимо учитывать некоторые отличия в функциях и полномочиях филиала и представительства.

Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Функции филиалов более широки, чем у представительств. Они могут вести производственно-хозяйственную деятельность, представительство — нет.

Также следует отметить, что гражданское законодательство не предусматривает обязанности указывать в учредительных документах организации обособленные подразделения, не являющиеся филиалами или представительствами.

Такие обособленные подразделения будут являться структурными подразделениями организации и не наделяются правами филиала или представительства (в частности, не имеют права защищать в установленном порядке интересы создавшего их юридического лица и представлять его интересы без доверенности), поскольку правами филиала или представительства может быть наделено только то обособленное подразделение, которое создано в установленном для филиала или представительства порядке и указано в учредительных документах создавшего его юридического лица. Подробнее.

СОЗДАНИЕ ОБОСОБЛЕННОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ, НЕ ЯВЛЯЮЩЕГОСЯ ФИЛИАЛОМ ИЛИ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВОМ

Создание обособленного подразделения, не являющегося филиалом или представительством, несколько проще, нежели открытие представительства или филиала головной организации. Открытие обособленного подразделения оформляется приказом руководителя организации (за исключением случаев, когда руководитель организации лишен права издавать приказы о создании обособленных подразделений в соответствии с учредительными документами организации).

В учредительных документах общества сведения об обособленном подразделении не содержатся, следовательно, при открытии или закрытии обособленного подразделения в учредительные документы вносить ничего не нужно.

Необходимо учесть, обособленное подразделение не следует регистрировать в налоговой инспекции, если оно находится на территории того же муниципального образования, что и сама организация. Подробнее.

В Налоговом законодательстве РФ приводится определение обособленного подразделения, несколько отличающееся от гражданского законодательства.

Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца. (Ст. 11 НК РФ)

Регистрация филиала в налоговой. Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения, если эта организация не состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения этого обособленного подразделения по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом. (п.1 ст. 83 НК РФ) Подробнее.

Порядок регистрации филиала, создания представительства фирмы, регистрация филиала в налоговой требует проведения таких организационных процедур, как общее собрание участников (применительно к ООО) или общее собрание акционеров (применительно к акционерному обществу). Для регистрации филиала ООО (как впрочем, и акционерного общества) требуется проведение общего собрания участников общества, которое принимает решение о создании филиала и внесении изменений в устав Общества большинством (не менее 2/3) голосов от общего числа голосов участников (акционеров), если иное не предусмотрено уставом.

ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ ФИЛИАЛА, ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ

Порядок регистрации филиала включает в себя поэтапное выполнение следующих действий:
1. Принятие решения об открытии представительства или филиала.
2. Внесение изменений в Устав в связи с созданием обособленного подразделения. (Внесение сведений о филиале в ЕГРЮЛ).
3. Разработка приказа об открытии филиала (представительства).
4. Разработка положений о филиале.
5. Подача заявления о постановке на учет такой организации, а также предоставление в одном экземпляре копии заверенных в установленном порядке свидетельства о постановке на учет (ИНН) в налоговом органе организации по месту ее нахождения и документов, подтверждающих создание обособленного подразделения. Срок подачи — в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения. Подробнее.
6. Постановка на учет и выдача уведомления о постановке на учет головной организации в налоговом органе по месту нахождения филиала или представительства. Срок — в течение пяти дней со дня предоставления ими всех необходимых документов.
7. Изготовление печати филиала.

Таким образом, пройдя регистрацию филиала (представительства), головная организация получает уведомление о постановке на учет филиала (представительства).

Отказ в государственной регистрации юридических лиц, а также изменений в их учредительные документы допускается только в строго определенных законом случаях.

Как открыть филиал ООО

Филиал – это обособленное структурное подразделение. Это не юридическое лицо, поэтому филиал не может выполнять сделки от своего лица, но он может иметь собственную печать, расчетный счет в банке, бухгалтерский баланс. Директор филиала осуществляет свою деятельность по генеральной доверенности.

Процедуру открытия филиала нельзя назвать простой, но ее вполне можно провести самостоятельно, если изучить соответствующую информацию.

Положение о создании филиала ООО

Филиал ООО создается по решению учредителей. Для этого в первую очередь нужно внести изменения в учредительные документы, то есть в устав и в договор. В уставе компании должно быть указано место, где будет расположен филиал, и он должен быть занесен в Единый государственный реестр юридических лиц.

Решение о создании филиала общества с ограниченной ответственностью принимается на Общем собрании учредителей и утверждается в Положении, которое содержит следующую информацию:

  • название филиала и его адрес;
  • цели создания филиала и его функции;
  • территориальная граница, в переделах которой структурная единица может осуществлять деятельность;
  • виды деятельности, которые планирует осуществлять филиал ООО;
  • состав руководителей и их полномочия;
  • описание имущества;
  • порядок предоставления отчета о деятельности головной организации;
  • другие сведения на усмотрение учредителей ООО.

Постановка на учет в налоговой инспекции

После принятия решения о создании филиала и разработки соответствующего Положения на собрании учредителей ООО, необходимо известить об этом налоговую инспекцию. Для этого нужно собрать пакет документов и предоставить их в ИФНС.

Документы для регистрации филиала ООО:

  • заявление установленной формы о постановке на учет филиала в налоговом органе (форма № 1-2-учет);
  • Положение о создании филиала ООО;
  • приказ о назначении руководителя и бухгалтера и наделении их соответствующими полномочиями;
  • уведомление о внесении изменений в учредительные документы;
  • решение о внесении изменений в учредительные документы;
  • копии учредительных документов с внесенными изменениями;
  • свидетельство о регистрации ООО (копия);
  • свидетельство о постановке на учет и присвоении ИНН головной организации (копия);
  • выписка из Единого государственного реестра юридических лиц;
  • копия паспорта и ИНН генерального директора;

После принятия документов налоговый орган в течение пяти рабочих дней должен внести запись в Единый государственный реестр юридических лиц.

Постановка на учет в ПФР и ФСС

В случае, если в Положении о создании филиала ООО прописано, что у подразделения будет свой баланс, расчетный счет, будет производиться привлечение наемной рабочей силы, то его необходимо поставить на учет в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования по месту нахождения. Если такие условия не прописаны, все обязательные взносы и отчисления производятся в ПФР и ФСС по месту нахождения и функционирования головной организации.

Для постановки на учет в ПФР и ФОМС (фонд обязательного медицинского страхования) потребуется собрать следующий пакет документов:

  • Заявление установленного образца на регистрацию в соответствующем отделении ПФР;
  • Свидетельство о постановке филиала ООО на учет в налоговой инспекции;
  • Уведомление о регистрации главной организации в ПФР по месту его нахождения;
  • Документы, подтверждающие открытие филиала ООО (копии).

Пенсионный фонд после получения данных документов и их рассмотрения, должен выдать уведомление о регистрации в территориальном отделении ПФР в двух экземплярах, один из которых нужно предоставить в Пенсионный фонд по месту нахождения головной компании.

Для того, чтобы встать на учет в ФСС по месту открытия филиала, необходимо собрать и предоставить следующий пакет документов:

  • Заявление установленного образца на постановку на учет в качестве страхователя;
  • Свидетельство о регистрации ООО;
  • Свидетельство о постановке ООО на учет в налоговой инспекции;
  • Уведомление о постановке на учет филиала ООО;
  • Документы, подтверждающие создание обособленного подразделения;
  • Извещение от регионального отделения ФСС о регистрации в качестве страхователя;
  • Документы, подтверждающие наличие отдельного баланса, расчетного счета в банке, привлечение наемной рабочей силы и обязательных отчислений в их пользу;
  • Коды статистики из Росстата.

После приема заявления и получения всех документов, Фонд социального страхования в течение пяти рабочих дней регистрирует филиал ООО в качестве страхователя.

Налогообложение филиалов ООО

В соответствии с п.1 ст. 83 НК РФ филиал ООО должен быть поставлен на учет в налоговый орган по месту нахождения. В ст. 19 НК РФ указывается, что обособленное подразделение не является налогоплательщиком, но должно исполнять обязанности по уплате налогов и сборов создавшего его юридического лица. Также важно отметить, что филиалы не платят НДС, однако согласно п. 2 ст. 288 НК РФ ООО, имеющий обособленное подразделение, платит налог на прибыль и по месту регистрации юридического лица, и по месту нахождения филиала.

По закону, налоговый орган по месту нахождения нового открытого филиала ООО должен выдать Уведомление о постановке на учет в течение 5 рабочих дней.

В течение 1 месяца об открытии обособленного подразделения нужно известить налоговую инспекцию по месту регистрации основной организации. Для этого необходимо заполнить бланк формы № С-09-3.

За нарушение сроков подачи заявления на постановку на учет в ИФНС положен штраф в размере 5000 рублей. Если срок нарушения превышает 90 дней – штраф увеличивается до 10 000 рублей.

Намеренное уклонение от постановки на учет обособленного подразделения в соответствии со ст. 117 К РФ карается штрафом в размере 10% от прибыли, которая была получена в период уклонения (но не менее 20 000 рублей). Если же организация вела незаконную деятельность без постановки на учет в налоговом органе более 90 дней, то налагается штраф в размере 20% от полученной прибыли, но не менее 40 000 рублей.

Таким образом, открыть филиал ООО – задача несложная. Эту процедуру можно пройти самостоятельно, или поручить ее исполнение специализированным фирмам, предоставляющим соответствующую услугу. Но в любом случае полезно ознакомиться с законодательством и иметь элементарное представление о последовательности открытия филиала, о порядке и сроках постановки его на учет в ИФНС, ПФР и ФСС, а также об ответственности за нарушение этих сроков.

Открытие филиала ООО — пошаговая инструкция

Когда перед ООО встает вопрос об открытии филиала, каждый участник ООО хочет перед собой видеть четкий план действий, которые необходимо выполнить, чтобы понять с чего начать и чтобы ничего не упустить. Обычно решение об открытии филиала принимается общим собранием участников ООО (ОСУ) или единственным участником ООО. Однако законодательство допускает возможность принятия такого решения иным постоянно-действующим коллегиальным органом, созданным в ООО – советом директоров (наблюдательным советом). Правило об этом должно быть зафиксировано в уставе ООО. Все же более распространенным вариантом принятия решения об открытии филиала является принятие решения ОСУ или единственным участником.

Действие №1. Итак, первое, с чем сталкивается ООО при открытии своего филиала – это принятие решения о созыве ОСУ очередного либо внеочередного (если присутствует срочность в открытии филиала). В созыве ОСУ обычно никаких сложностей и вопросов у компании не возникает, так как заседания ОСУ в ООО проводятся как минимум один раз в год на протяжении всей деятельности компании.

Действие №2. Важное действие, так как от него зависит, насколько удачно пройдет заседание ОСУ по вопросу открытия филиала компании. Второе, что предстоит осуществить компании, это подготовить проект положения о филиале. Неудачно подготовленный проект положения сулит неутверждение данного положения на ОСУ, а соответственно и заседание ОСУ по вопросу открытия филиала придется проводить повторно с повторным рассмотрением проекта положения о филиале и его дальнейшего утверждения.

Действие №3. Данное действие заключается в определении компанией необходимости внесения в устав изменений в связи с открытием филиала либо с отсутствием такой необходимости. Дело в том, что с 29 декабря 2015 года компаниям разрешено не отражать свои филиалы в уставе. Закон только лишь обязывает отразить информацию об открытых филиалах ООО в ЕГРЮЛ. Конечно, для ООО проще всего отразить информацию о филиале только в ЕГРЮЛ, ведь за данное регдействие нет необходимости оплачивать госпошлину и регистрировать изменения в устав. Однако, есть ситуации, при которых компании так или иначе придется вносить изменения в устав в связи с открытием филиала. Первая ситуация, когда в уставе уже отражены открытые филиалы ООО. В данном случае есть необходимость либо внести в устав информацию о новом открывшемся филиале наравне с остальными филиалами либо вовсе исключить из устава пункт с информацией о филиалах. Несоответствие информации имеющейся в уставе и в реальности может привести к различным негативным последствиям для ООО.
Вторая ситуация, в которой есть необходимость внесения изменений в устав при открытии филиала, это наличие у компании оснований полагать, что регорган откажется вносить сведения о филиале в ЕГРЮЛ без внесения изменений об этом в устав. В данном случае проблема затаилась в следующем: законодательно разрешено отражение информации о филиале ООО только в ЕГРЮЛ и это можно сделать, представив в регорган форму Р14001. Однако данная форма не содержит причины внесения изменений в ЕГРЮЛ ввиду открытия филиала. Такую причину содержит только форма Р13001, но данная форма предусмотрена для внесения изменений в устав ООО, а не только ЕГРЮЛ. Именно по этой причине в различных регионах России налоговые инспекции по разному относятся к внесению изменений по открытию филиала. ФНС России в своих разъяснениях отметила, что изменения об открытии филиала могут вноситься как по форме Р14001, так и по форме Р13001, но уточнений по заполнению формы Р14001 в данном случае так и не дала. Таким образом, некоторые налоговые инспекции проводят регистрацию открытия филиала по форме Р14001. А некоторые указывают на то, что данные изменения вносятся по форме Р13001. Таким образом, целесообразным является, перед внесением изменений по открывающемуся филиалу прежде уточнить в своей регистрирующей налоговой инспекции по какой форме инспекция проводит такого рода изменения.

Действие №4. Если компания определила, что ей следует отразить в уставе информацию об открывающемся филиале, то есть необходимость в подготовке проекта устава с информацией в нем о филиале либо можно оформить наличие филиала у ООО в виде изменений к уставу. Оба способа верны. Однако удобнее компании будет пользоваться все же полной редакцией устава со всеми необходимыми положениями, нежели иметь дополнительно к уставу документ изменений. Подготовленный проект устава подлежит утверждению на ОСУ и регистрации в регоргане.

Действие №5. Наконец, после всех вышеописанных манипуляций пришло время проведения ОСУ, на котором принимаются решения о создании в ООО филиала, об утверждении положения об этом филиале, об утверждении устава (если есть необходимость внесения изменений в устав ввиду открытия нового филиала). Результаты проведенного ОСУ закрепляются в Протоколе, который впоследствии представляется в регорган для госрегистрации изменений.

Действие №6. Не позднее завершения третьего рабочего дня после проведения ОСУ, необходимо в регорган представить документы для регистрации открытия филиала. Форма заявления, представляемая в регорган, непосредственно зависит от того, вносятся изменения только в ЕГРЮЛ или же и в устав ООО. В первом случае представляется заявление Р14001, во втором – Р13001. И одна и вторая форма заявления должна быть подписана директором ООО в присутствии нотариуса и им же удостоверена. Результат регистрации создания филиала ООО получит через 5 рабочих дней со дня поступления документов в инспекцию.
Далее предстоит постановка открытого филиала на налоговый учет. Однако от ООО не требуется совершать никаких действий для такой постановки, так как регистрирующая налоговая инспекция самостоятельно осуществляет передачу сведений об открытом филиале для постановки его на налоговый учет по месту его нахождения.

Действие №7. Далее следует назначение руководителя филиала и выдача ему нотариальной доверенности. Назначение руководителя (директора) филиала может происходить двумя способами: назначить может директор ООО либо ОСУ ООО. Информация о том, кому принадлежат полномочия назначения директора филиала, должна быть указана в уставе ООО. А вот трудовой договор с директором филиала подписывает директор ООО. Доверенность директору филиала на ведение дел в филиале выдает директор ООО. В доверенности стоит достаточно подробно описать все полномочия, которыми наделяется директор филиала, дабы впоследствии не возникло никаких конфликтных ситуаций в ООО с контрагентами.

Действие №8. Последнее действие, которое необходимо выполнить при открытии филиала ООО – это поставить филиал на учет во внебюджетные фонды по месту нахождения филиала. Но постановка на учет осуществляется только в случае наличия у филиала отдельного баланса от ООО, отдельного расчетного счета от ООО и в случае осуществления филиалом самостоятельного начисления заработной платы сотрудникам филиала.

Комментарии запрещены.