Как создать волонтёрскую организацию

Как зарегистрировать волонтерскую организацию?

В декабре 2013 года после бурного обсуждения в обществе был разработан законопроект «О волонтерстве» (до сих пор не принят Госдумой). Правовое регулирование волонтерства вызывает интерес как у волонтеров (в том числе потенциальных) так и у получателей их помощи.

В настоящее время правовой статус волонтера определен в Федеральном законе от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (далее — Федеральный закон «О благотворительной деятельности»), использующем термин «доброволец».

Безвозмездный труд волонтеров используется в различных областях — ликвидация последствий стихийных бедствий, проведение спортивных мероприятий, поиск людей, помощь социально незащищенным слоям населения и в других сферах, где государство не имеет возможности в полной мере удовлетворить потребности граждан. Поэтому в волонтерской деятельности заинтересовано и государство, и общество в целом, что выражается в принятии соответствующих мер поддержки волонтерства.

Какие компенсации получают волонтеры сегодня и на какие преимущества могут рассчитывать? Социально полезная добровольческая деятельность стимулируется различными способами, среди которых:

1. Компенсации, которые перечислены в Федеральном законе «О благотворительной деятельности» и могут предоставляться по согласованию сторон.

23 декабря 2010 года внесены поправки в Федеральный закон «О благотворительности», дополнившие его положения ст. 7.1 «Правовые условия осуществления добровольцами благотворительной деятельности»(Федеральный закон от 23 декабря 2010 г. № 383-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» и статью 7 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»). Например, добровольцам разрешили заключать гражданско-правовые договоры как непосредственно с благополучателем, так и с благотворительной организацией с целью участия в ее деятельности. Однако на практике чаще всего с волонтерами заключается только соглашение о соблюдении конфиденциальности полученной в ходе осуществления волонтерской деятельности.

В законодательстве содержится косвенное упоминание о праве использовать безвозмездный труд граждан некоммерческими организациями (ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»). Для коммерческих структур подобная возможность не предусмотрена ни прямо, ни косвенно, однако и не запрещена. По нашему мнению, коммерческая организация вправе использовать труд добровольцев при реализации ею, к примеру, какого-либо социального проекта, однако следует обратить внимание на один нюанс. Согласно ст. 67 ТК РФ, при фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе. Может возникнуть такая ситуация, при которой недобросовестный работник, допущенный к работе в качестве волонтера на основании устного договора, обратится в суд с требование заключить с ним трудовой договора на основании указанной статьи. Поэтому мы рекомендуем коммерческим организациям заключать с волонтерами договор безвозмездного выполнения работ (оказания услуг) в письменной форме.

Вместе с тем, если следовать букве закона, не всякий безвозмездный труд, даже в некоммерческой организации, может быть признан добровольческим. Дело в том, что добровольцы осуществляют именно благотворительную деятельность, закрытый перечень видов которой назван в Федеральном законе «О благотворительной деятельности» (ст. 2, ст. 5).

Перечень видов деятельности, осуществление которых дает право на получение статуса добровольца

социальная поддержка и защита граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;
подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
содействие укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;
содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе;
содействие защите материнства, детства и отцовства;
содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;
содействие деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;
содействие деятельности в сфере физической культуры и массового спорта;
охрана окружающей среды и защиты животных;
охрана и должное содержание зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения;
подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, пропаганды знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
социальная реабилитация детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
оказание бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения;
содействие добровольческой деятельности;
участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
содействие развитию научно-технического, художественного творчества детей и молодежи;
содействие патриотическому, духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи;
поддержка общественно значимых молодежных инициатив, проектов, детского и молодежного движения, детских и молодежных организаций;
содействие деятельности по производству и (или) распространению социальной рекламы;
содействие профилактике социально опасных форм поведения граждан (ст. 2 Федерального закона «О благотворительной деятельности»).

К примеру, одной из таких целей является оказание бесплатной юридической помощи и правовое просвещение населения. Если же волонтер будет безвозмездно проводить занятия по финансовой грамотности и правилам управления семейным бюджетом, то, по смыслу указанной нормы, он не будет признаваться добровольцем.

Это приобретает значение в свете того, что действующее законодательство позволяет предусмотреть в гражданско-правовом договоре с добровольцем компенсацию его расходов на проезд, проживание, питание, покупку средств индивидуальной защиты и уплату страховых взносов на ДМС. Впоследствии эти суммы будут освобождаться от обложения налогами и взносами во внебюджетные фонды. Таким образом, если доброволец осуществляет безвозмездную деятельность, которая не признается законодательством благотворительной, он обязан будет уплатить с этой суммы НДФЛ и страховые взносы во внебюджетные фонды, т. е. отдать почти половину суммы компенсации его расходов государству.

По смыслу положений ГК РФ, несмотря на безвозмездность и добровольность труда волонтера, в случае заключения с ним гражданско-правового договора и закрепления в этом договоре обязанности волонтера выполнить ту или иную работу, волонтер тем не менее не может отказаться от его исполнения в одностороннем порядке (ст. 310, ст. 407, ч. 3 ст. 420, ст. 423).

Все сказанное справедливо для договора, заключенного в письменной форме. Вместе с тем, закон позволяет урегулировать отношения волонтера и лица, использующего или получающего его помощь, и устным договором. В этом случае доброволец уже не имеет права на возмещение своих расходов (ч. 3 ст. 7.1 Федерального закона «О благотворительной деятельности»).

Трудовой договор с волонтером не может быть заключен, поскольку трудовое законодательство не предусматривает возможности привлечения работника по трудовому договору к безвозмездному труду — напротив, одним из признаков трудовых отношений признается выполнение работником трудовой функции за плату (ст. 15 ТК РФ).

2. Освобождение сумм указанных компенсаций от налогообложения и обложения страховыми взносами. С 1 января 2012 года не облагаются НДФЛ суммы, полученные добровольцами в качестве компенсаций проезда, проживания, питания, покупки средств индивидуальной защиты и уплаты страховых взносов на ДМС (Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 235-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности»).

Вместе с тем, следует различать компенсацию уже затраченных добровольцем средств на участие в том или ином проекте и фактическую оплату расходов получателями помощи волонтеров или иными организациями (к примеру, покупка билетов или оплата гостиничного номера) — это имеет значение для налогообложения. В первом случае сумма компенсации расходов волонтера не будет облагаться НДФЛ, а во второй ситуации стоимость билета или проживания будет считаться доходом, полученным волонтером в натуральной форме, и, следовательно, облагаемым НДФЛ. То же правило касается, к примеру, предоставления в собственность волонтера форменной одежды и вещевого имущества (письмо ФНС России от 7 мая 2013 г. № НД-17-3/55 «О налоге на доходы физических лиц»). Однако Федеральным законом от 2 июля 2013 г. № 152-ФЗ «О внесении изменений в главы 23 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» доходы добровольцев и волонтеров в натуральной форме в виде форменной одежды и вещевого имущества освобождаются от налогообложения НДФЛ. При этом действие данного правила имеет обратную силу и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 года.

По общему правилу, выплаты добровольцам не облагаются и страховыми взносами во внебюджетные фонды (ч. 5 ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»).

Исключением из сумм, освобождаемых от обложения НДФЛ и страховыми взносами, являются суммы компенсаций на питание, превышающие установленный п.3 ст. 217 НК РФ размер суточных — 700 руб. за каждый день внутри страны и 2500 руб. за каждый день нахождения за пределами России. Иными словами, если волонтеру будет компенсированы расходы на питание в размерах свыше суточных, на сумму такого превышения будут начисляться страховые взносы.

Дополнительные преимущества законодатель предоставил тем волонтерам, которые участвуют в подготовке и проведении крупных спортивных мероприятий — Олимпийских и Паралимпийских игр в Сочи 2014 года и Всемирной летней универсиады в Казани 2013 года. Так, прямо закреплено, что доходы таких добровольцев в натуральной форме не включаются в налоговую базу по НДФЛ (п. 51 ст. 217 НК РФ).

Для таких волонтеров установлены дополнительные изъятия из облагаемого страховыми взносами дохода — в суммах компенсаций на оформление виз и приглашений, обучения, услуги связи и транспорта, лингвистическое сопровождение, покупку сувениров, а также страховые взносы по договорам страхования в пользу добровольцев (п. 6, 7 ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»).
Кроме того, для иностранных граждан, принимающих участие в проведении Олимпийских и Паралимпийских игр в 2014 году, закреплен льготный миграционный режим — они не подлежат учету по месту пребывания и освобождаются от получения разрешений на работу (ст. 12.2, 13 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 310-ФЗ «Об организации и о проведении ХХII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

3. Неофициальные льготы и преимущества. К ним могут относиться, к примеру, право бесплатно посещать мероприятия некоммерческих организаций, в которых трудится волонтер, скидки на их продукцию и услуги, бесплатный доступ к полезным информационным ресурсам и т. д.

Кроме того, несмотря на то, что работа волонтеров не оплачивается, она нередко дает полезные знания и навыки и помогает установить личные контакты. Все это впоследствии может оказать содействие в успешном трудоустройстве человека с опытом волонтерства.

Законопроект «О добровольчестве (волонтерстве)»: что нового? Разработка законопроекта была направлена на систематизацию и устранение пробелов действующего законодательства о волонтерстве, а также упорядочение добровольческой деятельности.

«Знаем как!» создать волонтерскую команду

Лиза Олескина, директор благотворительного фонда «Старость в радость», делится опытом формирования волонтерской команды

I В каких случаях нужна эта инструкция
1. Если вы хотите начать какое-то общее дело и вам нужны люди
2. Если вы столкнулись с проблемой, которую не в силах решить самостоятельно
3. Если вам нужна помощь

II Как действовать?

1. Прийти к четкому пониманию, зачем вам нужна команда
2. Описать проблему, для решения которой вы хотите привлечь людей
3. Использовать социальные сети: ЖЖ, ВКонтакте, Facebook: создавать группы, встречи, вести блоги и страницы
4. Привлекать людей под конкретное событие (волонтерский выезд, акцию и т.д.)
5. Переадресовывать людей на созданный вами специальный ресурс (сайт или группу в социальных сетях), посвященный вашей проблеме
6. Провести первое общее мероприятие — знакомство, затем акт непосредственной помощи благополучателю
7. Попытаться найти постоянную основу для деятельности, чтобы командные мероприятия стали регулярными, а не разовыми акциями

III Возможные риски
1. Недостаточная острота проблемы
2. Слишком расплывчатое описание проблемы
3. Наличие уже существующих профильных сообществ, дублирующих ваше
4. Невозможность упорядочить командную деятельность

IV Успешные примеры из практики проекта «Старость в радость»

1. Создание «спонтанной» команды для организации празднования 9 Мая в Доме ветеранов в 2008 году (время создания – 1 неделя).
2. Создание постоянно действующей команды помощи домам престарелых с постепенно увеличивающейся аудиторией: www.starikam.ru. Наша команда начиналась с трех человек (2007 год). Сейчас в ней более ста активно ездящих волонтеров и более трех тысяч волонтеров по переписке.
3. Образование на базе волонтерского движения «Старость в радость» профильного благотворительного фонда, посвященного проблемам пожилых людей

V Полезные ссылки
1. www.otkazniki.ru – Благотворительный фонд «Волонтеры – в помощь детям-сиротам»
2. www.starikam.ru – Благотворительный фонд «Старость в радость»
3. www.club-volonterov.ru – Клуб волонтеров
4. www.volontery.ru – Союз волонтерских организаций и движений

Автор инструкции: Лиза Олескина, идейный вдохновитель волонтерского движения «Старость в радость» и директор одноименного благотворительного фонда

Электронный журнал о благотворительности

Primary Navigation

Как создать волонтерскую группу с нуля: опыт «Даниловцев»

Чтобы разговор о методологии социальных волонтерских проектов в НКО не был абстрактным, предлагаю взять для примера проект по созданию «с нуля» волонтерской группы, регулярно и долгосрочно действующей в детском доме-интернате для умственно отсталых детей. Именно такая волонтерская группа была создана при Добровольческом движении «Даниловцы» в 2013 году.

Исходные данные

Целевых аудиторий проекта две. Во-первых, это дети из детского дома-интерната. Во-вторых, московская молодежь, желающая участвовать в социальном волонтерстве.

Дети — большей частью, со слабой и средней степенью умственной отсталости. Они до совершеннолетия находятся в стенах детского дома, после чего их переводят в психоневрологические интернаты для взрослых. Количество детей около 100. У них — небольшой и вполне определенный круг общения с людьми, способными стать для них «значимыми взрослыми»: собеседниками, друзьями, учителями, примером в жизни. Это персонал детского дома. К тому же, пространство жизни очень ограниченно.

Все это и в немалой степени скудная постсоветская система работы в таких учреждениях приводит к тому, что дети не всегда могут развиваться даже в свою меру. Им не хватает знакомства с окружающим миром и миром искусства, не хватает навыков общения, впечатлений, творчества, выражения своих эмоций. Им не хватает многих прикладных и бытовых навыков, в том числе рукоделия. То, что обычные здоровые семейные дети приобретают естественно, просто, автоматически, эти особые дети могут обрести только в специально созданном социальном пространстве общения и развития при участии специалистов и волонтеров.

Молодежь — юноши и девушки от 25 до 35 лет. Это не просто «рабочая сила», это та аудитория, которой очень важен опыт милосердия, доброделания, опыт общения с детьми, опыт взаимодействия со сверстниками и опыт командной ответственной работы. Через встречи и общение с подопечными в больницах и детских домах молодые люди сами очень много приобретают, личностно растут, приобщаются к тому, что можно назвать гражданской ответственностью.

Цель проекта, таким образом, — организовать пространство регулярных и долгосрочных встреч молодых москвичей и умственно отсталых детей в детском доме-интернате ради, во-первых, повышения качества жизни детей, ради их дополнительного творческого, эмоционального, эстетического развития и обучения. И, во-вторых, ради приобщения молодежи к опыту милосердия, общения с детьми и ради развития их гражданской ответственности.

Для нас важно, что молодежь — не средство для достижения цели. Молодые люди, как и дети, — равноправные участники проекта.

Цель достигается через создание команды волонтеров, способной самостоятельно (при помощи и поддержке специалистов) гарантировано долгосрочно (год и более) работать в учреждении с учетом практического запроса от руководства. Наиболее распространенный график — 2 раза в неделю по 3 часа. Актив волонтерской команды на стадии завершения проекта — 8–10 подготовленных, опытных волонтеров, соответствующих специфике учреждения. Всего за период создания группы через нее может пройти до 40 человек.

Время для реализации проекта — 1 год. Необходимые ресурсы — команда специалистов, деньги, реклама, помещения.

При том, что предложенный проект вполне понятен как идея, его сложно реализовать именно в НКО. Чтобы разобраться, предлагаю подробно обсудить две темы. Во-первых, остановиться на особенностях благотворительных НКО, неблагоприятно сказывающихся на проектной деятельности, и во-вторых — на тех принципах работы, что могут компенсировать эти особенности.

Особенности благотворительных НКО

Мой опыт говорит о следующих особенностях работы НКО в социальной сфере.

  1. У благотворительных организаций сильно ограниченны финансовые и материальные ресурсы. В нашей стране тема благотворительности, как самостоятельной, но требущей поддержки отрасли непопулярна. Пока еще общество доверяет преимущественно адресной помощи — покупке лекарств, например. Реже доверяют единицам наиболее известных фондов. Деньги большей частью идут непосредственно благополучателю. О том, чтобы общество всерьез делегировало благотворительным НКО решение определенных социальных проблем, речи пока не идет.
  2. Надо понимать, что нехватка денег — это всегда ограниченность по кадрам и размытость по полномочиям в управленческом звене, в том числе в управлении проектами. Все не успевают всё. Отсюда автоматическая необходимость в широком делегировании ответственности от руководства вниз к подчиненным, в том числе к волонтерам.
  3. НКО-сектор имеет очень ограниченный выход на молодежные аудитории. Как правило, при низких ресурсах у НКО есть только один вид общественной PR-активности — это работа в интернете. Но в случае с волонтерской работой с детьми для привлечения молодежной аудитории необходима серьёзная целенаправленная работа, которая не только по деньгам, но и по своей специфичности не под силу многим начинающим НКО. В результате мы имеем вполне ограниченный приток волонтеров в НКО. Во всяком случае, он несоизмерим с теми массовыми явлениями, что проходят от имени государства. Как следствие — необходимость дорожить теми волонтерами, что пришли и уменьшать «текучку».
  4. В благотворительной сфере и тем более в сфере социального волонтерства не так много возможностей влиять на мотивацию людей. Материальных стимулов нет, манипуляция или насилие противоречит нашим ценностям. К тому же набор добровольцев обязательно требует глубокой ответственности за дела каждого «замотивированного» волонтера. А это означает для НКО дополнительные траты усилий, ресурсов, специалистов. Не так трудно уговорить или заманить человека, трудно найти силы, время и специалистов, чтобы сопровождать и контролировать его. У НКО нет и не может быть таких ресурсов.
  5. Благотворительные НКО работают в наиболее социально напряженных сферах, где сильно ограничено участие государства. Включенность в решение этих проблем, а вернее личный и эмоциональный отклик на них и является тем «источником энергии» на котором работают большинство НКО. Яркость и актуальность темы очень сильно связаны с мотивами людей. Однако, с другой стороны, социальная напряженность представлена в виде трагедий, боли, страданий. Работа в такой области, в свою очередь, очень эмоционально затратна и требует серьезного внутреннего труда.
  6. Работа в социальной сфере максимально персонифицирована. Сотрудники трудятся в относительно небольших неформальных коллективах, плюс благотворительные НКО изначально работают лицом к лицу с подопечными. И первое, и второе создает глубокие связи (в том числе эмоциональные), автоматически влияющие на качество работы и результат.
  7. Волонтер в НКО характеризуется следующим: свободная воля, воля к доброму делу, личное уникальное отношение к той проблеме на которую человек хочет откликнуться, собственные силы, собственные умения, личное свободное (!) время, бескорыстность, конкретное доброе дело.

Волонтер обладает только своими знаниями и умениями, из которых следует его компетенция и ответственность. Он, как правило, в своей деятельности непрофессионален, однозадачен и ни за что формально и юридически не отвечает.

  • Работа в НКО — реализация глубоких человеческих ценностей и смыслов. И при этом, мотивы и смыслы работы в НКО трудно соотносимы с практическими целями проекта. Почти всегда они носят экзистенциальный, очень глубокий характер, что позволяет сотрудникам и волонтерам работать вопреки многим неудобствам. Но и создает определенные трудности в проектной деятельности.
  • Для примера приведу слайд, где представлены базовые элементы миссии и смысл служения нашей волонтерской организации «Даниловцы» на шестом году работы. Координаторам волонтерских групп и сотрудникам (всего 20 чел.) во время специально организованной «стратегической сессии» задали вопросы: «что я делаю?», «зачем я это делаю?», «что для меня это значит?», «что дает это подопечным?», «что для подопечных это значит?» Все ответы в ходе обсуждения были сгруппированы и обобщены. Вот результат совместного решения с которым согласились все.

    А вот еще результаты аналогичной сессии волонтеров и координаторов 3-х летней давности (30 участников).

    • Живое пространство диалога, где нет неудобных вопросов о жизни, о Боге, о себе;
    • Чувство важности своего мнения, опыта и своей реальной жизни;
    • Встреча с ребенком по-настоящему;
    • Создание и участие в творческом пространстве, где каждый ребенок и взрослый может возрастать и развиваться в дружеском принятии;
    • Умение (вместе с детьми) видеть возможности выбора в важных ситуациях жизни;
    • Возможность делать то хорошее, что хотим…

    Методология

    В моем понимании, методология организации волонтерских проектов теснейшим образом опирается на определенные ценности и философию, благодаря которым можно сформулировать принципы работы НКО, компенсирующие указанные выше особенности и, как вывод, общее понимание и алгоритм организации волонтерского проекта.

    Для понимания философии приведу несколько высказываний известных и авторитетных для меня людей. Эти высказывания, по-моему, не требуют комментария. Они вполне самодостаточны.

    Протоиерей Василий Зеньковский (психолог и педагог, наиболее известный деятель русского зарубежья середины и второй половины XIX века) в свое время говорил о парадоксе воспитания и свободы: «Глубина свободы в человеке, если угодно, мешает воспитанию, но что бы ни говорили, нельзя воспитать к добру как-то помимо свободы и вне ее. Добро должно стать собственной, внутренней дорогой, свободно возлюбленной темой жизни для ребенка, добро нельзя «вложить», никакие привычки, заученные правила, устрашения не могут превратить добро в подлинную цель жизни».

    Виктор Франкл, психолог, философ, ученый с мировым именем подчеркивал: «Человеческое бытие всегда ориентировано вовне на нечто, что не является им самим, на что-то или на кого-то: на смысл, который необходимо осуществить, или на другого человека, к которому мы тянемся с любовью».

    Франкл так же настаивал, что «смысл – это нечто, что нужно скорее найти, чем дать, скорее обнаружить, чем придумать. Смыслы не могут даваться произвольно, а должны находиться ответственно. Смысл — это то, что имеется в виду человеком, который задает вопрос, или ситуацией, которая тоже подразумевает вопрос, требующий ответа» .

    Виктор Франкл часто сравнивал смысл жизни, смысл какой-то ситуации, смысл каких-то отношений с облачным столбом, идущим впереди израильтян при исходе из Египта. Если облако сзади, неясно куда идти; если облако посреди, то все в тумане. Облако может только увлекать за собой.

    Принципы работы, компенсирующие особенности НКО.

    Для себя я сформулировал следующие основные принципы, учитывая которые, благотворительные НКО могут всерьез развивать волонтерские проекты.

    1. Работа НКО — это социальное пространство, притягивающее человека внутрь этого пространства, а не толкающее к исполнению каких-то внешних по отношению к пространству дел.
    2. Внутренняя энергия, что питает работу сотрудников и волонтеров в НКО, раскрывается только через доверие и в пространстве с большой степенью свободы и творчества.
    3. Ответственность делегируется вниз либо с ресурсами и полномочиями, либо с соответствующей ей мерой свободы (а значит творчества и самореализации) и теми же полномочиями. Поскольку НКО малоресурсны, то наиболее распространен второй вариант.
    4. При реализации проекта возможно работать только с теми людьми, что сами свободно захотели участвовать в нем и разделяют ценности и миссию благотворительной организации.
    5. Необходимо ориентироваться на существующую мотивацию и компетенцию волонтеров и в соответствии с ней предлагать дело каждому индивидуально. Важно найти пересечение запроса на волонтерскую деятельность с областью умений и желаний самого волонтера.
    6. Наиболее эффективно предлагать волонтеру спектр возможностей и вакансий, чтобы его выбор более точно совпадал с его желанием. В идеале — это разные направления и формы работы: с сиротами, в больницах, со стариками.
    7. Поскольку волонтер ни за что формально не отвечает и может прекратить оказывать помощь в любой момент, то организаторы проекта должны быть наделены правом расстаться с любым из волонтеров без объяснения причин.
    8. Работа волонтеров должна быть групповой, чтобы распределить ответственность и компенсировать текучку. Только так можно достичь регулярности и стабильности в работе.
    9. Каждая волонтерская группа – это живой организм с большой степенью свободы, существующий в общем фарватере миссии конкретной НКО.
    10. Группа сама определяет свою жизнь коллегиально.
    11. Поскольку приток волонтеров в НКО ограничен, то необходимо прикладывать усилия для уменьшения «текучки» волонтеров. Этому способствует указанный выше принцип групповой работы.
    12. Труд волонтера должен быть организован. Волонтер имеет право на обучение, поддержку (профессиональную, психологическую и т.п.), обеспечение ресурсами. Волонтерская организация обязана в свою меру эти права удовлетворить. Это так же способствует уменьшению «текучки» и повышению профессионализма волонтеров.
    13. Волонтеры и сотрудники проекта важны для руководства проекта так же, как и подопечные.

    Методология

    Методология реализации проекта (создания указанного выше «пространства» или, что для нас тоже самое — создание волонтерской группы) представляет собой собрание «мозаичного полотна» с общим смыслом, определенным миссией благотворительной организации. На этом «полотне» каждый «камешек» (сотрудник НКО и волонтер) уникален и имеет свой мотив и свои умения и свое время. Иными словами наша задача — запустить работу так, чтобы все «камешки» составили цельную картину — то самое пространство встречи и работы с детьми.

    Таким образом, волонтеры в этом проекте осуществляют служение, а не решают задачи. Они притягиваются ценностями и смыслами, а не толкаются «на амбразуру».

    Алгоритм

    Только после всего вышесказанного возможно представить алгоритм реализации проекта и быть уверенным, что он будет правильно понят.

    1. Необходима добрая идея. Всё начинается с неё. В нашем случае — предложенная выше цель проекта. Однако сама по себе идея ничего не стоит, от кого бы она ни исходила.
    2. Нам, как благотворительной волонтерской организации, нужен носитель идеи, готовый взять ответственность за ее воплощение. Такого человека мы называем координатором. Именно его личное и свободное желание реализовать проект и является гарантом его реализации. В этой ситуации невозможно никого назначить. Нужен не исполнитель, а двигатель! Как только координатор найден, он по мере сил начинает реализовывать проект сам и параллельно получать недостающие знания и навыки. Кооодинатор не может быть сторонним человеком, он тот, кто ответственен за проект, он включен в процесс, и он же лидер будущей волонтерской группы. Координатор начинает регулярно в один и тот же день недели посещать учреждение с детьми, обретает опыт, знакомится с учреждением и персоналом. Главные помощники координатора — специалисты по работе с детьми и по работе с волонтерской группой.
    3. Реклама и привлечение волонтеров. Необходимые условия для привлечения волонтеров в проект — конкретное дело, ответственное лицо, лидер. Людей привлекает конкретика, вплоть до календаря. Привлеченные через рекламу волонтеры входят в уже подготовленное пространство и встраиваются в график посещения учреждения. Их первичная подготовка, встраивание в команду, организация их труда и обеспечение необходимыми ресурсами — дело координатора и указанных выше специалистов.
    4. Следующий шаг — создание команды. Некоторое время работы дает опыт и координатору, и волонтерам. Примерно через два месяца после запуска проекта выделяются активисты, способные стать ядром волонтерской группы. Каждый координатор уникален и, безусловно, строит группу под себя. Чтобы не было перекосов и чтобы достичь хорошего результата, координатору необходимо помочь и провести «групповую работу» для более глубокого знакомства, распределения ролей в группе, выработки механизмов принятия решений и распределения ответственности, для понимание, каким образом новички входят в группу и обретают свое место.
    5. Только после всех предыдущих этапов можно говорить о воплощении идеи. То есть мы можем быть уверены в регулярности и стабильности работы волонтерской группы. Дело в том, что примерно через 6 месяцев волонтерская группа будет иметь устойчивое ядро активистов (3–5 человек) и достаточное количество волонтеров, чообы работать 2 раза в неделю строго по определенным дням. При этом, группа еще требует очень глубокого включения координатора в ее жизнь и фактически ни одно посещение интерната не обходится без него. В случае болезни волонтеров или иных обстоятельств группа может временно переходить на один день посещения детей.
    6. Поддержка и обучение волонтеров. Чтобы через 12 месяцев проект был закончен и группа полноценно работала, необходимы дополнительные усилия со стороны специалистов, направленные на обучение и поддержку координатора и волонтеров, на поддержку группы. Их постоянная и регулярная работа нужна уже с первых дней работы координатора. Психологи, педагоги, специалисты по работе с волонтерами очень глубоко интегрированы в проект. Их работа так же регулярна и выстроена по расписанию, как и работа волонтерской группы. Именно эти специалисты являются опорой для координатора и его помощниками.
    7. Примерно через год мы можем говорить о достижении результата. Вокруг координатора уже будет сформировано ядро из 8–10 активных волонтеров, ответственно работающих еженедельно. Будет и человек 10 простых волонтеров. Такая группа будет иметь достаточный опыт и по работе с детьми и по внутригрупповым процессам (принятие решений, творчество, распределение ролей). Встречи с детьми будут проходить постоянно два раза в неделю вне зависимости от разного рода обстоятельств. Таким образом, волотерская группа, возглавляемая координатором, выйдет на операционную деятельность, то есть будет долгосрочно поддерживать и развивать пространство работы с детьми в детском доме-интернате.

    Создание волонтерской группы в медицинских и социальных учреждениях

    О создании волонтерской группы в медицинских и социальных учреждениях – Светлана Блинова, психолог по образованию и профессии, автор и ведущая учебного курса «Православная семья в современном мире», создатель и руководитель направления «Даниловцев» по работе с сиротами «Дорога к дому», в рамках которого была организована работа в 6-ти социальных учреждениях. Создатель и координатор волонтерской группы в Детском доме интернате для умственно-отсталых детей №24 г. Москвы. По субботам Светлана ведет встречи психологической поддержки для волонтеров.

    О создании волонтерской группы в медицинских и социальных учреждениях

    В 2008 году в мае появилось добровольческое движение «Даниловцы». Была создана первая волонтерская группа в НИИ нейрохирургии им. Бурденко, и я стала волонтером этого направления. У меня была особая мотивация и желание общаться с детьми, потому что по профессии я психолог, долгое время работала преподавателем. Мне захотелось посещать детей, находящихся на лечении, чтобы привнести в их жизнь радость, игру, творчество, общение, чтобы их жизнь состояла не только из лечебных процедур и приемов лекарств, чтобы их детство продолжалось.

    Начало группы – координатор и его понимание работы

    Надо отметить, что в волонтерских группах всегда есть человек-инициатор, с которого начинается деятельность группы, лидер. Он может стать координатором, то есть руководителем группы. Часто координатором становится кто-то из волонтеров. Но бывает и так, что человек – профессионал в какой-то помогающей области, например, в работе с детьми или в организации работы с людьми. Среди наших координаторов есть врачи, педагоги и представители разных профессий. Ключевой момент для создания волонтерской группы – когда у координатора появляются единомышленники – волонтеры его группы.

    Наше принципиальное условие для запуска волонтерской группы состоит в том, чтобы от учреждения был запрос на волонтерскую деятельность. Без этого очень трудно наладить даже первичный контакт. Мы ожидаем от больниц или социальных учреждений заинтересованности и открытости в отношении волонтеров.

    Важно понимать для себя цель волонтерского присутствия в том или ином учреждении. Наши волонтерские группы стараются расширить горизонты жизни ребенка. В большей степени это касается сиротских учреждений, но и к больницам тоже относится. Во-первых, студенческая и работающая молодежь, которая детей навещает, становится для детей и подростков ориентиром. Ребенок видит, что можно не только грузчиком работать или не работать, как зачастую в неблагополучных семьях бывает, а что можно быть увлеченным человеком: и работать, и учиться, и заниматься спортом, и находить время для служения ближним, для дружбы и общения. То есть это такой вдохновляющий пример.

    Нередко бывало, что дети говорили нашим волонтерам: «Когда мы вырастем, будем волонтерами». Лучшей обратной связи для нас нет. Мы понимаем, что у детей копится положительный опыт, который рождает желание быть щедрыми, делиться своим временем, своим творчеством, душевными силами. Это очень вдохновляет.

    Перед координатором стоит задача формировать у волонтеров правильные представления о подопечных. У каждого из нас свой опыт, у кого-то могут быть свои дети, племянники, крестники, кто-то мог работать в детском социальном или образовательном учреждении как специалист. Несмотря на это, нам важно понимать, какие конкретно дети в конкретном учреждении, какого возраста, с какими особенностями и запросами станут нашими подопечными. Что волонтеры могут им дать? Чего ждет учреждение? Что в отношении этих детей недопустимо?

    Деятельность в качестве волонтера и координатора способствует развитию личности человека: ответственности, творчеству, умению общаться и уважительно относиться к себе, волонтерам, подопечным, сотрудникам учреждений – всем участникам процесса. И взрослые, и дети – их отношения меняются, радостно это видеть. Красота этого процесса общения, становления очень вдохновляет и создает в жизни такой приятный фон, который хочется дальше поддерживать.

    Как привлечь волонтеров?

    Поверьте, это не сложно. Очень важна личная заинтересованность координатора и общение, которого многим не хватает. О создании группы, о ее целях можно рассказывать в соцсетях, на сайте волонтерской организации, знакомым, родным, коллегам, приятелям. Как показывает опыт, когда мы искренне заинтересованы чем-то, единомышленники находятся. Это люди, которым интересно проявить свою активную жизненную позицию и найти друзей. Группа начинает собираться в регулярных встречах с подопечными, поддерживающих мероприятиях для волонтеров.

    Например, наша первая группа «Дорога к дому» начиналась в сентябре 2008 года с трех-четырех человек, а в мае 2012 году нас было уже 50 человек – людей, которые регулярно посещали детей в приюте. На каждую встречу приходило человек восемь-девять.

    Все началось с творческих занятий. Затем мы стали осваивать с детьми такие жизненные навыки как приготовление пищи: готовить шарлотки, запеканки, салатики. Все это доступные и интересные для детей дела. Если сотрудничество с учреждением налажено, то персонал обычно идет навстречу. Внутри группы волонтеров может появиться специализация: одни привозят что-то на машине, другие отвечают за мастер-классы, третьи помогают с организацией и проведением музыкальных концертов. Все эти возможности группы появляются постепенно благодаря поддержке и развитию инициативы волонтеров координатором, его вниманию, умению просить и выражать благодарность, организовывать процесс.

    Я уже два года координирую группу в детском доме-интернате для детей с умственной отсталостью (детский дом № 24). И в этом учреждении у нас все начиналось с двух волонтеров. А сейчас их около 25, и при этом за одно посещение приходит от двух до семи человек. Даже летом удивительно много людей ходит, несмотря на то, что обычно в это время бывает спад. И во время отпуска координатора находятся активисты ответственные, продолжающие посещать детей. И такие периоды открывают лидерский потенциал в группе волонтеров и бывают очень плодотворными для подопечных и формирования группы волонтеров.

    Задача координатора и в том, чтобы проводить общие мероприятия, которые не только поддерживают, но и развивают волонтеров. Задача такой работы в создании единой атмосферы, где крепнет единомыслие. Бывает, что и семьи среди волонтеров создаются.

    Работа в учреждении

    Еще раз скажу, что от учреждения мы ожидаем заинтересованности и открытости, из этого вырастает плодотворное сотрудничество, наиболее полезное для подопечных, воспитанников социальных учреждений.

    Правда, у нас есть примеры, когда отношения складывались и вопреки закрытости и предвзятому отношению со стороны персонала учреждений. Нам приходилось слышать от администрации слова о том, что нас навязали и они вынуждены с нами общаться. В такой ситуации я бы посоветовала координатору проявить терпение, понимая, что нашей общей конечной целью является помощь детям.

    Поверьте, если с нашей стороны будет ответственная работа, сопротивление со стороны администрации постепенно уйдет. У нас такой опыт.

    В каждом учреждении есть свои ограничения и правила: часы и дни посещений, ограничения по тому, что можно с собой приносить детям, свои особые традиции. Все это необходимо узнать, рассказать волонтерам, просить считаться и строго соблюдать.

    Что касается частоты посещений, опробовано, что лучше начать с меньшего и постепенно по мере количественного и качественного развития группы волонтеров расширять свою деятельность, свое присутствие в том или ином учреждении, чем сразу перегружать координатора и всю волонтерскую группу непосильными обязательствами. Детей в нашем первом подопечном приюте мы начали посещать раз в две недели по несколько часов. За три года группа выросла в 15 раз и качественно развилась, и мы уже посещали детей два раза в неделю, предлагая им больше разнообразных видов деятельности и интересных для них занятий.

    Для волонтеров общение с подопечными детьми оказалось настолько важным, что после расформирования приюта мы стали посещать этих детей в других учреждениях и открылись другие волонтерские группы. Некоторые волонтеры даже дозрели до усыновления, стали приемными родителями. Конечно, таких единицы, но это очень для нас радостно. Лично я все сильнее мечтаю о том, чтобы всех детей из детских социальных учреждений забрали в свои семьи ответственные, способные делиться семейным теплом люди.

    Начало деятельности, первые встречи с детьми очень важны. Идет адаптация, накопление опыта. На этом этапе важно поддерживать связь с руководством учреждения, задавать вопросы, получать отклики на нашу работу, учитывать их. Надо общаться не только с руководством, но и с персоналом (а это разные люди), интересоваться жизнью учреждения, спрашивать про детей. Также важно делиться возникающими сложностями. Например, нам негде было хранить краски, пластилин, альбомы и т.п. Когда нам в одной из больниц выделили для этих нужд шкафчик, это стало значимым событием. Это целая веха, которая показала нам, что сотрудничество налаживается, есть некое признание нашей деятельности.

    Могут возникнуть различные рабочие ситуации, недоразумения с персоналом учреждения, но их важно не обострять, а отмечать и обсуждать, решать с администрацией не в формате жалоб, а максимально уважительно и дружелюбно. Следует согласовывать и утверждать программу встречи с детьми у персонала. Потому что может оказаться, что детям не полезны те или иные виды деятельности или материалы, потому что они, например, едят гуашь или глотают пластилин. Педагоги могут нас сориентировать и оградить от ненужных сложностей. Иными словами, мы предлагаем что-то, придумываем, а сотрудники учреждения как-то на это реагируют. И тут может возникнуть ситуация конкуренции за детей. У волонтеров есть час-два, чтобы развивать детей, принести им радость. А персонал всегда с детьми и организует контекст их жизни. Важно стремиться к педагогическому единству в отношении детей через согласование действий, отказаться от конкуренции, конфронтации.

    Выбор общего дела

    Очень важно, планируя встречи с детьми, выбирать то, что доступно им. Общее дело должно отвечать их возрастным особенностям. Если мы придем к подросткам с конструктором, это, возможно, будет для них неинтересно. Не стоит приходить со сложным рукоделием к детям 3-5 лет. Это им просто не по силам.

    Можно поинтересоваться, какие сейчас есть современные технологии, которые могут детей развивать: роспись на футболках, чашках, изготовление бижутерии, скрапбукинг, декупаж, плетение браслетов из разных материалов, конструирование из коробок. Это может быть что-то такое, что детей радует, нечто эффектное или простое, позволяющее снять эмоциональное напряжение – рисование, лепка, прогулка. Опыт показывает, что дети очень радуются расписанной чашке или новому браслетику, сделанному своими руками, а больше всего радуются ориентированному на них доброжелательному вниманию, совместному творчеству, неформальному общению.

    При выборе общего дела многое зависит от состава волонтерской группы, следует узнавать интересы и навыки ее участников, это может стать неисчерпаемым источником новых творческих идей.

    Помните, безопасность для детей – важное условие при выборе деятельности.

    Развитие волонтерской группы

    Со временем возможно развитие волонтерской группы, дифференциация, появление волонтеров-специалистов или волонтеров, ответственных за отдельные дни. У нас по многим направлениям так и произошло. Это возможно благодаря поддержке и развитию инициатив волонтеров.

    Опытные волонтеры могут помочь группе при смене координатора или учреждения, при любых трудностях. Есть у нас и консультанты по творческой работе с детьми, по организации работы группы. Раз в месяц обязательно проходят встречи группы психологической поддержки по профилактике эмоционального выгорания, консультирование волонтеров психологом-специалистом в индивидуальном порядке по их запросу.

    Важно проводить объединяющие мероприятия для волонтеров. Такие мероприятия не только поддерживают и развивают волонтеров, ключевая их роль в создании доброй атмосферы, где это единство поддерживается и развивается.

    Волонтерам мы предлагаем тренинги, просветительские занятия, мастер-классы, встречи психологической поддержки, семинары. В «Даниловцах» есть и общие мероприятия: встречи, посвященные открытию и закрытию волонтерского сезона, дни рождения групп, годовщины деятельности и обязательно рождественский праздник для волонтеров.

    Общие мероприятия питают жизнь группы. Для меня как координатора важно ориентироваться на свободу волонтера. Я всегда говорю: «Приходите от избытка». И это хорошая профилактика эмоционального выгорания, чтобы волонтер приходил, когда он готов и хочет этого. Человек не должен чувствовать себя виноватым, потому что он не смог прийти. Он просто ставит координатора в известность. Это вполне рабочая ситуация. Есть понимание, что если волонтер не приходит, за этим стоит его положительное намерение: сдать экзамен, побыть с родными или просто восстановить силы. Эта свобода участия позволяет группе радостно продолжать свою деятельность для подопечных.

    Текст подготовлен Юлией Шишковой и Юрием Белановским

    Обсуждение закрыто.