Коап 202 ч 5

Коап 202 ч 5

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Постановление по делу об административном правонарушении по ст.ст. 20.18, 20.2 КоАП РФ

Образцы жалоб на постановление об административном правонарушении см. в статье: Обжалование постановления об административном правонарушении

В статье » Протокол об административном правонарушении » см. следующие образцы протоколов, определений:

— Образцы протоколов об административном правонарушении;

— Образцы протоколов применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении;

— Образцы определений о возвращении протокола об административном правонарушении (см. также статью » Возвращение протокола об административном правонарушении и сроки давности привлечения»)

Письмо ФССП России от 25.06.2013 N 12/01-17171-АП «О разъяснении положений законодательства и макете исполнительного производства» (вместе с «Разъяснением порядка исполнения судебными приставами-исполнителями постановлений судей о назначении административного наказания в виде обязательных работ»)

Приложение
к Разъяснению порядка исполнения
судебными приставами-исполнителями
постановлений судей о назначении
административного наказания
в виде обязательных работ

Дело N 5-17/13 ст. 20.18, ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

«11» апреля 2013 г. г. Чебоксары

Судья Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики Хромин
Павел Викторович, рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела о
совершении административных правонарушений, предусмотренных ст. 20.18 , ч. 5
ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
в отношении Васютина Ивана Дмитриевича, 27 августа 1980 года рождения,
уроженца г. Чебоксары Чувашской Республики, гражданина Российской
Федерации, работающего в Закрытом акционерном обществе «ТРУД» в должности
специалиста по связям с общественностью, проживающего по адресу: Чувашская
Республика, г. Чебоксары, ул. Чапаева, д. 20, кв. 420, ранее не
привлекавшегося к административной ответственности,

29 января 2013 года в 13 часов 45 минут Васютин Иван Дмитриевич,
находясь возле д. 26 по проспекту Мира г. Чебоксары, являясь участником
публичного мероприятия, нарушил установленный порядок проведения собрания,
митинга, демонстрации, шествия, пикетирования, чем совершил
административное правонарушение, предусмотренное ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ .

Он же 29 января 2013 года в 13 часов 45 минут, находясь на дороге возле
д. 26 по проспекту Мира г. Чебоксары, в ходе проведения публичного
мероприятия, участвовал в блокировании транспортных коммуникаций, создавая
помехи для движения транспортных средств, чем совершил административное
правонарушение, предусмотренное ст. 20.18 КоАП РФ .

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об
административном правонарушении, — Васютин И.Д. вину признал полностью.

Суду пояснил, что 29 января 2013 года в 13 часов 45 минут находился возле
д. 26 по проспекту Мира г. Чебоксары, принимая участие в публичном
мероприятии. Ввиду значительного количества человек, находящихся на данном
мероприятии, было принято решение занять часть проезжей части.

Выслушав объяснения Васютина И.Д., представителя Управления
Министерства внутренних дел по г. Чебоксары Петрова И.И., допросив
свидетелей Сизову М.А., Киселева З.Н., Мордовина Р.О., судья приходит к
следующему выводу.

Статьей 31 Конституции Российской Федерации предусмотрено право граждан
Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания,
митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Порядок реализации установленного Конституцией Российской Федерации
права граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и
демонстрации, шествия и пикетирование регламентируется Федеральным законом
от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях,
шествиях и пикетированиях».

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 19 июня 2004 года N
54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»
публичное мероприятие — это открытая, мирная, доступная каждому, проводимая
в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в
различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан
Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений
и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных
средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и
формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам
политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и
вопросам внешней политики.

Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган
исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного
самоуправления регламентируется Федеральным законом от 19 июня 2004 года N
54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»,
Законом Чувашской Республики от 17 декабря 2008 года N 61 «О порядке
подачи уведомления о проведении публичного мероприятия на территории
Чувашской Республики».

Уведомление о проведении публичного мероприятия подается его
организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта
Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и
не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении
пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия
может подаваться в срок не позднее трех дней до его проведения, а если
указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем —
не позднее четырех дней до дня его проведения (ч. 4 ст. 7 Федерального
закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ «О собраниях, митингах,
демонстрациях, шествиях и пикетированиях»).

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном
правонарушении наряду с другими обстоятельствами подлежит выяснению
виновность лица в совершении административного правонарушения.

В силу ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном
правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых
судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело,
устанавливают наличие или отсутствие события административного
правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной
ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для
правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об
административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП
РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об
административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей,
заключениями эксперта, иными документами.

Из протоколов об административных правонарушениях, рапортов сотрудника
УМВД по г. Чебоксары Петрова И.И. от 29 января 2013 года, письменных
объяснений свидетелей Сизовой М.А., Киселева З.Н., Мордовина Р.О. от 29
января 2013 года, показаний сотрудника УМВД по г. Чебоксары Петрова И.И.,
данных в суде, следует, что 29 января 2013 года в 13 часов 45 минут Васютин
Иван Дмитриевич являлся участником массового публичного мероприятия,
проводимого на автодороге возле д. 26 по проспекту Мира г. Чебоксары.

Из ответа администрации г. Чебоксары от 5 февраля 2013 года следует,
что разрешение на проведение 29 января 2013 года публичного мероприятия
возле д. 26 по проспекту Мира г. Чебоксары не выдавалось.

При проведении публичного мероприятия Васютин И.Д. в числе других
перекрыл движение транспортных средств по автодороге возле д. 26 по
проспекту Мира г. Чебоксары, что привело к блокированию движения
транспортных средств, нарушению прав участников дорожного движения на
свободное передвижение. Данный факт подтверждается также письмом МУП
«Трамвайное управление» от 7 февраля 2013 года.

Показания свидетелей Сизовой М.А., Киселева З.Н., Мордовина Р.О.,
данные в суде, подтверждают нарушения, допущенные 29 января 2013 года при
проведении массового мероприятия, а также факт блокирования дорожного
движения возле д. 26 по проспекту Мира г. Чебоксары.

Допустимость и достоверность доказательств у суда сомнений не вызывает.

Действия Васютина И.Д. подлежат квалификации по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ
как нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка
проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, и
ст. 20.18 КоАП РФ как организация блокирования, а равно активное участие в
блокировании транспортных коммуникаций.

Согласно ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более
административных правонарушений административное наказание назначается за
каждое совершенное административное правонарушение.

При назначении Васютину И.Д. административного наказания суд
руководствуется ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ, согласно которой при совершении лицом
одного действия (бездействия), содержащего составы административных
правонарушений , ответственность за которые предусмотрена двумя и более
статьями (частями статей) КоАП РФ и рассмотрение дел о которых
подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу,
административное наказание назначается в пределах санкции,
предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие
(бездействие), более строгого административного наказания.

При назначении наказания учитываются характер совершенного
административного правонарушения, личность виновного, его имущественное
положение.

Наказание в виде обязательных работ, предусмотренное санкцией ст.
20.18 КоАП РФ, соответствует тяжести совершенного правонарушения и отвечает
целям наказания.

Руководствуясь ст. 29.9 — 29.11 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях, судья

Признать виновным Васютина Ивана Дмитриевича в совершении
административных правонарушений, предусмотренных ст. 20.18, ч. 5 ст. 20.2
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и
назначить ему наказание в пределах санкции ст. 20.18 Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях в виде обязательных работ
сроком на 30 часов.

Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской
Республики через Новочебоксарский городской суд в течение десяти дней со
дня вручения или получения копии постановления.

25.04.2013
Постановление вступило в законную силу: —————

25.04.2013
Постановление выдано: —————

Статья 202. Порядок рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности

СТ 202 АПК РФ

1. Дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.

2. Производство по делам о привлечении к административной ответственности возбуждается на основании заявлений органов и должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом составлять протоколы об административных правонарушениях (далее в параграфе 1 главы 25 настоящего Кодекса — административные органы) и обратившихся с требованием о привлечении к административной ответственности указанных в части 1 настоящей статьи лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.

Комментарий к Ст. 202 Арбитражного процессуального кодекса РФ

1. Согласно ч. 1 ст. 202 Кодекса порядок рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности определяется исходя из общих правил искового производства с особенностями, установленными в гл. 25 Кодекса и в Федеральном законе об административных правонарушениях.

Федеральным законом, устанавливающим такие особенности, является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП), который следует рассматривать в качестве специального закона по отношению к АПК РФ, в том числе к положениям гл. 22 и 25 АПК РФ.

Однако при этом необходимо иметь в виду, что КоАП не устанавливает специальных правил административного судопроизводства, тогда как согласно ст. 29 АПК РФ дела об административных правонарушениях, отнесенные к подведомственности арбитражных судов, должны рассматриваться в порядке административного судопроизводства.

Учитывая это, а также исходя из положений п. 2 ст. 2 ФКЗ «Об арбитражных судах. » о том, что порядок судопроизводства в арбитражных судах определяется Конституцией РФ, ФКЗ «Об арбитражных судах. «, АПК РФ и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами, следует признать, что при рассмотрении арбитражными судами дел о привлечении к административной ответственности должны применяться правила судопроизводства, установленные АПК РФ.

Вместе с тем положения КоАП, касающиеся назначения административного наказания (гл. 4), в том числе давности привлечения к административной ответственности (ст. 4.5), исполнения решений по делам об административных правонарушениях (раздел V) и другие положения, которые не определяют порядка судопроизводства, должны применяться арбитражными судами, рассматривающими подведомственные им дела об административных правонарушениях.

2. В ч. 2 ст. 202 АПК РФ устанавливается порядок возбуждения в арбитражном суде производства по делам о привлечении к административной ответственности.

Согласно указанной норме основанием для возбуждения производства по делу является в данном случае заявление органа или должностного лица, уполномоченных в соответствии с КоАП составлять протоколы об административных правонарушениях. Круг таких лиц определен в ст. 28.3 КоАП.

Для целей § 1 гл. 25 АПК РФ органы и лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях, именуются административными органами.

Таким образом, не сам протокол об административном правонарушении, составленный в соответствии со ст. 28.2 КоАП лицами, указанными в ст. 28.3. КоАП, а заявление этих лиц, поданное в арбитражный суд, с требованием о привлечении к административной ответственности является основанием для возбуждения производства по делу о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.

При этом надо иметь в виду, что с таким заявлением административные органы могут обратиться в арбитражный суд лишь в случаях, если речь идет о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, совершивших административные правонарушения, предусмотренные ст. 6.14, 7.24, 14.1, 14.10 — 14.14, ч. 1 и 2 ст. 14.16, ч. 1, 3 и 4 ст. 14.17, ст. 14.18, 14.21 — 14.23, 15.10, ч. 1 и 2 ст. 19.19 КоАП. Это те составы административных правонарушений, рассмотрение дел о которых отнесено ст. 23.1 КоАП к подведомственности арбитражных судов.

Статья 202 УК РФ. Злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами (действующая редакция)

1. Использование частным нотариусом или частным аудитором своих полномочий вопреки задачам своей деятельности и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние причинило существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

2. То же деяние, совершенное в отношении заведомо несовершеннолетнего или недееспособного лица, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 202 УК РФ

1. Объективная сторона преступления включает:

1) совершение действий (бездействия) вопреки задачам нотариальной или аудиторской деятельности;

2) причинение существенного вреда субъектам права;

3) причинную связь между действиями и вредными последствиями — существенным вредом.

2. Задачей нотариальной деятельности является защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариальных действий (ст. 1 Основ законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1). Законодательством РФ установлен порядок совершения этих действий.

3. Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций или граждан-предпринимателей и соответствия совершаемых ими финансовых и хозяйственных операций законодательству РФ (ст. 1 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»).

4. Злоупотребление полномочиями предполагает выполнение любых незаконных действий, в том числе нотариальных, при отсутствии установленных в нормативных актах оснований (условий).

5. Круг основных правомочий, которые вправе совершать частные нотариусы, очерчен в ст. 35 Основ законодательства РФ о нотариате.

Полномочия аудитора — это полномочия по осуществлению независимых обязательных или инициативных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и т.д. (составление декларации о доходах и бухгалтерской отчетности, оказание помощи в проведении приватизации).

6. Существенность причиненного вреда не имеет установленных законом критериев и каждый раз должна мотивироваться в процессуальных документах. Применительно к деятельности нотариуса вред может выражаться в утрате имущественных или жилищных прав, заключении незаконных сделок, утрате доказательств, подрыве деловой репутации и т.п., а применительно к деятельности аудитора — в крупных убытках субъекта предпринимательской деятельности, сокрытии значительных нарушений порядка ведения бухгалтерской отчетности, незаконном привлечении к ответственности и т.п.

7. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом и специальной целью — извлечение выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесение вреда другим лицам (например, путем необоснованного улучшения положения на рынке того или иного хозяйствующего субъекта, воспрепятствования осуществлению следственной и судебной деятельности).

8. Субъект преступления специальный — частный нотариус или частный аудитор. Частный нотариус — это лицо, наделенное в установленном порядке (ст. ст. 2, 12, 20 Основ законодательства РФ о нотариате) полномочиями нотариуса, не работающего в государственной нотариальной конторе.

Аудитор (индивидуальный аудитор) — это физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов. Физическое лицо признается аудитором с даты внесения сведений о нем в реестр аудиторов и аудиторских организаций (ст. 4 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»).

Статья 202 АПК РФ. Порядок рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности (действующая редакция)

1. Дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.

2. Производство по делам о привлечении к административной ответственности возбуждается на основании заявлений органов и должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом составлять протоколы об административных правонарушениях (далее в параграфе 1 главы 25 настоящего Кодекса — административные органы) и обратившихся с требованием о привлечении к административной ответственности указанных в части 1 настоящей статьи лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 202 АПК РФ

1. В случаях, когда в главе 25 АПК РФ содержатся конкретные правила, именно они подлежат применению при рассмотрении арбитражным судом дел о привлечении к административной ответственности (в частности, по результатам рассмотрения дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение, а не постановление, как это предусмотрено в статье 29.9 КоАП РФ).

2. Согласно ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ к подведомственности арбитражных судов отнесены дела: о нарушении порядка распоряжения объектом нежилого фонда, находящимся в федеральной собственности, и использования указанного объекта (ст. 7.24 КоАП РФ); о нарушении обязательных требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий) (ч. ч. 2 и 3 ст. 9.4 КоАП РФ); о нарушении установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию (ст. 9.5 КоАП РФ); о выполнении инженерных изысканий, подготовке проектной документации, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства без свидетельства о допуске к соответствующим видам работ или с нарушением минимально необходимых требований к выдаче свидетельств о допуске к соответствующим видам работ (ст. 9.5.1 КоАП РФ); об осуществлении предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии) (ст. 14.1 КоАП РФ); о незаконном использовании товарного знака (ст. 14.10 КоАП РФ); о незаконном получении кредита (ст. 14.11 КоАП РФ); о фиктивном или преднамеренном банкротстве (ст. 14.12 КоАП РФ); о неправомерных действиях при банкротстве (ст. 14.13 КоАП РФ); о воспрепятствовании должностными лицами кредитной или иной финансовой организации осуществлению функций временной администрации (ст. 14.14 КоАП РФ); о розничной продаже этилового спирта, в том числе этилового питьевого спирта (за исключением продажи в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях), спиртосодержащей продукции по фармакопейным статьям (за исключением продукции, реализуемой через аптечную сеть) или спиртосодержащих вкусоароматических биологически активных вкусовых добавок или виноматериалов, о поставке или розничной продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию) (ч. ч. 1 и 2 ст. 14.16 КоАП РФ); о промышленном производстве этилового спирта в объемах, превышающих квоты, о закупке этилового спирта из сырья всех видов организацией, не имеющей квот на закупку этилового спирта, или в объемах, превышающих квоты, о промышленном производстве или обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, а равно с нарушением условий, предусмотренных лицензией (ч. ч. 1, 3 и 4 ст. 14.17 КоАП РФ); об использовании этилового спирта, произведенного из непищевого сырья, и спиртосодержащей непищевой продукции для приготовления алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции (ст. 14.18 КоАП РФ); об осуществлении дисквалифицированным лицом деятельности по управлению юридическим лицом (ст. 14.23 КоАП РФ); о нарушении законодательства о лотереях (ст. 14.27 КоАП РФ); о непредставлении или несвоевременном представлении документов о споре, связанном с созданием юридического лица, управлением им или участием в нем (ст. 14.36 КоАП РФ); о нарушении требований к установке рекламной конструкции (ст. 14.37 КоАП РФ); о нарушении изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов (ст. 14.43 КоАП РФ); о недостоверном декларировании соответствия продукции (ст. 14.44 КоАП РФ); о нарушении порядка реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия (ст. 14.45 КоАП РФ); о нарушении порядка маркировки продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия (ст. 14.46 КоАП РФ); о нарушении правил выполнения работ по сертификации (ст. 14.47 КоАП РФ); о представлении недостоверных результатов исследований (испытаний) (ст. 14.48 КоАП РФ); о нарушении обязательных требований в отношении оборонной продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг) (ст. 14.49 КоАП РФ); о неисполнении обязанностей и требований при осуществлении внешнеторговых бартерных сделок (ст. 14.50 КоАП РФ); о неисполнении банком или иной кредитной организацией поручения органа государственного внебюджетного фонда о зачислении во вклады граждан сумм государственных пенсий и (или) других выплат (ч. 1 ст. 15.10 КоАП РФ); о неисполнении банком или иной кредитной организацией содержащегося в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств с должника, о неисполнении содержащихся в исполнительном документе требований о списании с лицевого счета или счета депо должника и зачислении на лицевой счет или счет депо взыскателя эмиссионных ценных бумаг при наличии ценных бумаг на соответствующем счете должника эмитентом, самостоятельно осуществляющим деятельность по ведению реестра владельцев эмиссионных ценных бумаг, профессиональным участником рынка ценных бумаг, осуществляющим учет прав на эмиссионные ценные бумаги, принадлежащие должнику (ч. ч. 2 и 2.1 ст. 17.14 КоАП РФ); о невыполнении в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, о невыполнении изготовителем (исполнителем, продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), органом по сертификации или испытательной лабораторией (центром) в установленный срок законного решения, предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов к продукции, в том числе к зданиям и сооружениям, либо к продукции (впервые выпускаемой в обращение продукции) и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации или утилизации (ч. ч. 6 и 15 ст. 19.5 КоАП РФ); о невыполнении требований о представлении образцов продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования (ст. 19.33 КоАП РФ), совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями.

3. Исходя из содержания ч. 2 ст. 28.3 и ст. 28.4 КоАП РФ, с требованием о привлечении юридического лица или индивидуального предпринимателя к административной ответственности в арбитражный суд вправе обратиться:

1) должностные лица органов внутренних дел (полиции) в связи с совершением административного правонарушения, предусмотренного ст. ст. 14.1, 14.10, 14.14, ч. ч. 1 и 2 ст. 14.16, 14.18, ст. ст. 14.23, 14.37, 14.43 (в части транспортных средств, находящихся в эксплуатации на территории Российской Федерации), ч. ч. 6 и 15 ст. 19.5, ст. 19.33 КоАП РФ;

2) должностные лица органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, — административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ;

3) должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю (надзору) за деятельностью арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, — административного правонарушения, предусмотренного ст. ст. 14.12, 14.13 КоАП РФ, в случае если данные правонарушения совершены арбитражными управляющими, а также об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.23 КоАП РФ;

4) должностные лица таможенных органов — административного правонарушения, предусмотренного ст. ст. 14.10, 14.50 КоАП РФ;

5) должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, — об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 14.43, 14.44, 14.46, ч. 15 ст. 19.5, ст. 19.33 КоАП РФ;

6) должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, — об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 14.43 — 14.46, ч. 15 ст. 19.5, ст. 19.33 КоАП РФ;

7) должностные лица органов, осуществляющих государственный ветеринарный надзор, — об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 14.43 — 14.46, ч. 15 ст. 19.5, ст. 19.33 КоАП РФ;

8) должностные лица органов, осуществляющих государственный карантинный фитосанитарный контроль, государственный надзор и контроль за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами, за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки и государственный контроль за использованием и охраной земель сельскохозяйственного назначения, — об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 14.43 — 14.46, ч. 15 ст. 19.5, ст. 19.33 КоАП РФ;

9) должностные лица органов, осуществляющих федеральный государственный надзор за использованием и охраной водных объектов, — об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 14.43, 14.44, ч. 15 ст. 19.5, ст. 19.33 КоАП РФ;

10) должностные лица органов, осуществляющих государственный экологический контроль, — об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.43, ч. 15 ст. 19.5, ст. 19.33 КоАП РФ;

11) должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений, — административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.5, ч. ч. 2, 3 и 4 ст. 14.1, ст. ст. 14.43, 14.44, ч. 15 ст. 19.5, ст. 19.33 КоАП РФ;

12) должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере безопасности при использовании атомной энергии, — об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 14.43 и 14.49 (в части объектов, для которых устанавливаются требования, связанные с обеспечением ядерной и радиационной безопасности в области использования атомной энергии), ч. 15 ст. 19.5, ст. 19.33 КоАП РФ;

13) должностные лица органов, осуществляющих государственный пожарный надзор, — административного правонарушения, предусмотренного ст. ст. 14.44, 14.46, ч. 15 ст. 19.5, ст. 19.33 КоАП РФ;

14) должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники, — об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 14.43, 14.44, ч. 15 ст. 19.5, ст. 19.33 КоАП РФ;

15) должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере транспорта, — административного правонарушения, предусмотренного ст. ст. 14.43, 14.44, ч. 15 ст. 19.5, ст. 19.33 КоАП РФ;

16) должностные лица органов, уполномоченных в области финансовых рынков, — административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.36 КоАП РФ;

17) должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка, — административного правонарушения, предусмотренного ст. ст. 14.1, 14.10, 14.43 — 14.46 (в части нарушений при производстве и обороте (кроме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции), ч. 15 ст. 19.5, ст. 19.33 КоАП РФ;

18) должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, — административного правонарушения, предусмотренного ч. ч. 1 и 2 ст. 14.16, ч. ч. 1, 3 и 4 ст. 14.17, ст. ст. 14.18, 14.43 — 14.46 (в части нарушений при производстве и обороте (кроме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции), ч. 15 ст. 19.5, ст. 19.33 КоАП РФ;

19) должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований к продукции и государственный метрологический надзор, — административного правонарушения, предусмотренного ст. ст. 14.43 — 14.46, ч. 15 ст. 19.5, ст. 19.33 КоАП РФ;

20) должностные лица, уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора, федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации — административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.44, ч. ч. 6 и 15 ст. 19.5, ст. 19.33 КоАП РФ;

21) должностные лица органов, уполномоченных на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, — административного правонарушения, предусмотренного ч. ч. 2 и 2.1 ст. 17.14 КоАП РФ;

22) должностные лица органов, регулирующих отношения в области организации и проведения лотерей, — административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.27 КоАП РФ;

23) должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора, — административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.5.1 КоАП РФ;

24) должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа — административного правонарушения, предусмотренного ч. ч. 2, 3 и 4 ст. 14.1 КоАП РФ;

25) должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере государственного оборонного заказа, — об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 14.43, 14.44, 14.49, ч. 15 ст. 19.5, ст. 19.33 КоАП РФ;

26) должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции национального органа Российской Федерации по аккредитации, — об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 14.47 и 14.48 КоАП РФ;

27) прокурор — административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.24, ч. 1 ст. 15.10 КоАП РФ.

4. Прокурор не составляет протокола об административном правонарушении. По общему правилу он возбуждает дело об административном правонарушении путем вынесения соответствующего постановления. Данное решение принимается в случае обнаружения им (получения сообщения и т.п.) признаков объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.24 либо ч. 1 ст. 15.10 КоАП РФ. При осуществлении надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении. После возбуждения в отношении юридического лица и индивидуального предпринимателя дела об административном правонарушении (в связи с осуществлением им предпринимательской и иной экономической деятельности) прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о привлечении правонарушителя к административной ответственности.

5. Установив при принятии заявления о привлечении к административной ответственности факт составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильное составление протокола и оформление других материалов дела либо неполноту представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, суд, руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, выносит определение о возвращении заявления вместе с протоколом об административном правонарушении и прилагаемыми к нему документами административному органу. При выявлении указанных обстоятельств в судебном заседании суд, руководствуясь ч. 6 ст. 205 и ч. 2 ст. 206 АПК РФ, принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.

6. Учитывая особенности рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности, установленные главой 25 АПК РФ, в том числе сокращенные сроки их рассмотрения, предварительное судебное заседание по таким делам может не проводиться.

7. См. также содержание и комментарий к ст. ст. 4, 52, 203, 206 АПК РФ.

Об одновременном применении статей 19.3 и 20.2 КоАП

Александр Передрук, юрист Московской Хельсинкской Группы:

Верховный Суд Российской Федерации в постановлении от 15 февраля 2018 г. № 41-АД18-2 признал, что само по себе участие в публичном мероприятии, проведение которого не было согласовано с органом исполнительной власти, не является основанием для привлечения гражданин к административной ответственности, предусмотренной ч.5 ст.20.2 КоАП РФ РФ (нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования).

Суд абсолютно справедливо заметил, что привлечение к ответственности возможно исключительно после того, как сотрудники полиции или должностные лица органов местного самоуправления потребовали от организатора и участников прекращения публичного мероприятия.

Однако стоит заметить, что вопрос законности прекращения публичного мероприятия должен также исследоваться применительно к конкретным фактам. То обстоятельство, что публичное мероприятие не было согласовано, само по себе не является основанием для его прекращения, в особенности в случае, если с момента его начала прошло незначительное количество времени, то есть граждане не успели реализовать свои права, охраняемые положениями статьи 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (каждый имеет право на свободу мирных собраний и на свободу объединения с другими, включая право создавать профессиональные союзы и вступать в таковые для защиты своих интересов).

Верховный Суд Российской Федерации в постановлении от 29 июня 2018 г. по делу № 78-АД18-5 признал, что участник несогласованного публичного мероприятия не может нести ответственность за невыполнение законного распоряжения сотрудника полиции по статье 19.3 КоАП РФ (неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов федеральной службы безопасности, сотрудника органов государственной охраны, сотрудника органов, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации).

Суд установил, что ответственность за это правонарушение охватывается диспозицией части 5 статьи 20.2 КоАП, которой установлена административная ответственность за нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (lex specialis derogat generali — специальный закон отменяет вытесняет общий закон).

Это означает, что несколько сотен арестов мирных демонстрантов за последние полтора года были незаконны. Примечательно, что суды общей юрисдикции не слышали нас, несмотря на то, что аргументация, построенная на принципе non bis in idem (не дважды за то же), звучала, наверное, в каждом процессе.

Кроме того, это должно означать, что в будущем участников публичных мероприятий не могут арестовывать, если они впервые приняли участие в несогласованной акции, т.к. часть 5 статьи 20.2 КоАП не предусматривает административный арест как вид наказания.

Стоит также заметить, что суды в Санкт-Петербурге по-прежнему арестовывают граждан за неповиновение требованиям полиции во время публичных акций, а российские власти в Европейском Суде по правам человека настаивают, что привлечение дважды за одно и тоже деяние не представляло собой нарушений положений статьи 4 § 1 Протокола № 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (например, в деле Korneyeva v. Russia).

В связи с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 г. № 28 появилось большое количество вопросов о правовых последствиях и возможных действиях лиц, которые ранее были привлечены к административной ответственности за оказание неповиновения сотрудникам полиции во время несогласованных публичных мероприятий.

Логично разбить рекомендации по возможным действиям в зависимости о того, к какой из нижеописанных ситуаций относится ваше дело.

1. Если постановление по вашему делу об административном правонарушении по ч.1 ст.19.3 КоАП (неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей) не вступило в законную силу, то не будет лишним упомянуть в жалобе аргументы, основанные на позиции ВС РФ.

2. В случае, если вы уже обратились в Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ), то я не рекомендовал бы предпринимать каких-либо действий. Во-первых, если вы уже отбыли наказание в виде административного ареста, то эти дни не вернуть. Во-вторых, отмена постановления о привлечении вас к ответственности национальным судом может привести к тому, что ЕСПЧ прекратит производство по вашей жалобе (strike out) полностью или частично.

Для того, чтобы все же в будущем получить положительное решение ЕСПЧ, вам потребуется уже самостоятельно обращаться в суд общей юрисдикции за компенсацией, инициируя разбирательство против МВД России.

Высока вероятность, что сумма компенсации вреда, которую взыщет в вашу пользу суд, будет чисто символической. Далее же вы будете вынуждены тратить ресурсы для того, чтобы исчерпать средства правовой защиты вплоть до Верховного Суда России и еще раз обращаться в Страсбург с новой жалобой.

3. Однако если вы по каким-то причинам ранее не обратились в ЕСПЧ и пропустили срок – это ваш шанс. Именно тот факт, что вы получите мизерную компенсацию (по меркам ЕСПЧ), позволит вам таким образом «восстановить» срок обращения в Европейский Суд.

В такой ситуации вам следует обжаловать постановление суда по делу об административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.19.3 КоАП, так как действующее законодательство не устанавливает пресекательный срок для подачи жалобы на вступившее в силу постановление, и далее пытаться взыскать моральный вред и материальный ущерб, связанный с незаконным привлечением к ответственности в виде ареста или штрафа.

И последняя, самая важная рекомендация, — обращайтесь исключительно к профессиональным юристам, которые понимают что такое статус «жертвы» по смыслу Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Каждый, кто стал жертвой ареста или заключения под стражу, имеет право на компенсацию). и как правильно исчерпать внутригосударственные средства правовой защиты. Иначе упустите и второй шанс.

Обсуждение закрыто.