Кто надзорный орган фас

Аналитика и комментарии

ФАС: достижения и планы на будущее

И. АРТЕМЬЕВ: «Каждый из наших шагов направлен на защиту предпринимательства, развитие конкуренции и расширение международного сотрудничества для пресечения трансграничных нарушений»

В чем главное отличие Федеральной антимонопольной службы от ее предшественника – Министерства по антимонопольной политике (МАП)? Какую роль играет Служба в поддержании равных условий конкуренции, в борьбе с картельными сговорами и другими явлениями, ущемляющими интересы субъектов экономической деятельности? Как ФАС удалось стать первым федеральным органом исполнительной власти России, сертифицированным на соответствие требованиям международного стандарта систем менеджмента качества ИСО 9001-2008? На эти и другие вопросы ответил в интервью NBJ руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь АРТЕМЬЕВ.

NBJ: Игорь Юрьевич, 9 марта 2004 года Указом Президента РФ была создана Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Расскажите, пожалуйста, в связи с чем было принято решение об упразднении МАП и создании ФАС? Насколько расширились функции и полномочия новой Службы по сравнению с МАП?

И. АРТЕМЬЕВ: Тогда, в 2004 году, проводилась очередная административная реформа. Она была направлена на реорганизацию структуры государственных органов власти и отказ от избыточных функций, находящихся в их полномочиях. Одним из результатов данной реформы стало появление федеральных агентств и служб, которые отличались от министерств своим функционалом. Было четко прописано, что министерство должно заниматься разработкой государственной политики в определенной сфере или отрасли, проводить нормотворческую работу и координировать деятельность других органов в этой сфере. Выполнять контрольно-надзорную функцию министерство не может!

Конечно, сразу стало понятно, что Министерство по антимонопольной политике не соответствует прописанным функциям, поэтому оно было упразднено, а его контрольно-надзорные функции были разделены между Федеральной антимонопольной службой, Федеральной службой по тарифам (ФСТ) и Роспотребнадзором. За ФАС остался контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях, рекламе и электроэнергетике.

NBJ: Каковы основные направления деятельности Службы? Как они менялись за эти годы?

И. АРТЕМЬЕВ: Помимо стандартного набора (антимонопольное регулирование, контроль за слияниями и поглощениями) ФАС России осуществляет контроль закупок госкомпаний, некоторых иностранных инвестиций, деятельности естественных монополий. Также у нас надзор за размещением государственного заказа, соблюдением законодательства о рекламе, торговле и электроэнергетике.

В последнее время приоритетом Службы стала борьба с картелями, так как они являются самым опасным экономическим преступлением. Достаточно много картелей было выявлено на рынках различной продукции химической промышленности (хлора, жидкой каустической соды, ПВХ и кабельных пластикатов), а также на рынке водных биологических ресурсов (минтаевый, крабовый картель, картель норвежской семги и лосося, пангасиуса и др.).

Если говорить о деятельности ФАС в целом, то, по мнению международных экспертов в сфере антимонопольного регулирования – я имею в виду Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), – российское антимонопольное законодательство и правоприменение соответствуют высоким мировым стандартам.

Мы не планируем останавливаться на достигнутом. Нам есть куда стремиться. Мы хотим войти как минимум в десятку лучших конкурентных ведомств мира. В 2014 году мы были на 17 месте более чем из 100 антимонопольных ведомств мира.

NBJ: Каков штат Службы на сегодняшний день, сколько региональных отделений она имеет?

И. АРТЕМЬЕВ: В центральном аппарате ФАС работают 614 сотрудников. Помимо этого, у Службы есть 83 территориальных управления со штатом 2 500 человек. И если вы разделите 2 500 на 83, то получите среднюю численность сотрудников одного нашего территориального органа.

NBJ: Как ФАС взаимодействует с аналогичными структурами в странах мира, насколько активно Служба использует опыт других государств в сфере совершенствования и применения антимонопольного законодательства?

И. АРТЕМЬЕВ: Без сотрудничества в наше время нельзя. Уже ни для кого не является секретом, что глобализация мировой экономики привела к интернационализации рынков. Это обеспечило возможность проведения транснациональных слияний, появления международных картелей и присутствия иностранных компаний в капитале российских предприятий на различных типах рынков. Справиться с такой трансграничной антиконкурентной практикой можно только на наднациональном уровне – в рамках Таможенного союза, СНГ и всего мирового сообщества в целом.
Для этого ФАС России уже подписала несколько соглашений нового уровня с конкурентными ведомствами Австрии, Венгрии, Испании, Мексики, Евразийской комиссии, СНГ, Сербии и Италии. Такие соглашения предусматривают консультации по конкретным делам, запрос информации, учет взаимных интересов при расследованиях и совместное участие в пресечении транснациональных антиконкурентных действий.

Кроме того, по инициативе ФАС были созданы международные рабочие группы по вопросам развития конкуренции на социально значимых рынках – нефти и нефтепродуктов, лекарственных средств и услуг связи.

Из лучших мировых практик ФАС внедрила институты предупреждения и предостережения. Они позволяют гражданам быстрее защитить свои права, бизнесу избежать оборотных штрафов, а ведомству и судам снизить нагрузку и сосредоточиться на действительно важных антимонопольных делах.

Немного статистики. За 2012 год – первое полугодие 2013 года ФАС вынесла хозяйствующим субъектам 1 423 предупреждения. Три четверти из них были полностью исполнены, а негативные последствия для конкуренции устранены. Применение такого института привело, в свою очередь, к сокращению количества возбужденных дел до 10 000, что на 11% меньше по сравнению с 2011 годом. Планируется снизить этот показатель до трех тысяч в год.

Как можно убедиться, институт предупреждения подтвердил эффективность своего применения, поэтому ФАС подготовила поправки в антимонопольное законодательство, распространяющие его действие на антиконкурентные акты, деятельность публично-правовых образований и недобросовестную конкуренцию. Сейчас этот институт применяется только в отношении хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение при навязывании контрагенту невыгодных условий либо при необоснованном отказе от заключения договора.

NBJ: ФАС России сертифицирована на соответствие требованиям международного стандарта ИСО 9001-2008. Поясните, пожалуйста, что это означает на практике, какие требования выдвигает данный стандарт к организациям, претендующим на получение этого сертификата?

И. АРТЕМЬЕВ: Да, в январе 2012 года ФАС стала первым федеральным органом исполнительной власти России, сертифицированным на соответствие требованиям международного стандарта ИСО 9001-2008. Для нас это очень значимо. Это подтверждение того, что Служба работает в интересах граждан и открыта для независимого контроля.

В России сертификат соответствия требованиям ИСО 9001 получают в основном коммерческие организации. Многие компании требуют от своих партнеров наличия такого сертификата как некоего подтверждения того, что система менеджмента партнера может гарантировать стабильность качества предоставляемых услуг и поставляемой продукции.

За рубежом стандарт широко применяется и в госорганах, так как это позволяет повышать эффективность работы власти, формировать современную систему государственного управления, способную конкурировать с ведущими странами мира.

Главный принцип стандарта менеджмента ИСО 9001-2008 – удовлетворение запросов потребителя. В нашем случае – граждан Российской Федерации, хозяйствующих субъектов. Для этого все действия и процессы «сшиваются» в единую систему – формируется единый системный организм, а затем вводится ряд механизмов, обеспечивающих развитие системы, прозрачность и мотивацию персонала.

Кроме того, ежегодно проходят надзорные аудиты, подтверждающие актуальность системы, ее развитие. А раз в три года большой сертификационный аудит, который основательно рассматривает результаты работы организации, ее соответствие требованиям международного стандарта ИСО 9001. В ФАС такой аудит проходил в 2011 году, он показал, что значительную часть требований стандарта ИСО 9001 мы и так выполняли. Необходима была только ревизия и достройка недостающих элементов. В этом году мы должны пройти ресертификацию. Надеюсь, что рано или поздно все государственные и муниципальные органы пойдут по пути ФАС и будут сертифицированы по международному стандарту управления.

NBJ: Насколько сложным, по Вашему опыту, является решение задачи по созданию благоприятной конкурентной среды в России? Ведь не секрет, что многие экономисты отмечают: экономика нашей страны является сверхконцентрированной и монополизированной.

И. АРТЕМЬЕВ: Развитие конкуренции в стране – это очень важный и объемный вопрос. Им должна заниматься не только ФАС, которая, напомню, является контрольно-надзорным органом, но и все министерства, ведомства, региональные и муниципальные власти. Ведь именно в их силах создавать условия в отраслях или регионах для развития конкуренции. Такая работа, в частности, проводится в рамках реализации дорожной карты проекта «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики». В ней принимают участие 15 федеральных органов исполнительной власти, а также автономная некоммерческая организация «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов». Головным координатором действий ответственных исполнителей и со-
исполнителей мероприятия является ФАС. Всего дорожная карта включает в себя 80 мероприятий, направленных на снижение доли государственного сектора в экономике, развитие конкуренции в инфраструктурных отраслях, включая сферы естественных монополий и на рынке медицинских услуг, лекарственных препаратов, авиаперевозок, нефтепродуктов, услуг связи и дошкольного образования.

Работа ведется. Исполнено уже больше двух третей запланированных мероприятий. Надеюсь, их положительный эффект не заставит себя долго ждать.

NBJ: В каких отраслях экономики, по Вашим наблюдениям, наиболее часты прецеденты нарушения антимонопольного законодательства и условий конкуренции?

И. АРТЕМЬЕВ: Как показывает статистика, из года в год больше всего нарушений совершается на рынке электроэнергетики, в сфере ЖКХ, на химическом рынке. Замечу, что треть от общего количества нарушений приходится на естественные монополии.

NBJ: ФАС часто проводит проверки, инициированные жалобами граждан или различных субъектов экономики. На какие действия чаще всего поступают жалобы?

И. АРТЕМЬЕВ: В территориальных органах ФАС что ни день возбуждаются дела по заявлениям дачников, магазинов, предприятий малого бизнеса, которые не могут подключить к электросетям свои здания, помещения. Именно на отказ в присоединении к электросетям поступает больше всего жалоб.Мы стараемся отходить от дел дачников, предлагая в новых антимонопольных поправках пресекать доминирующее положение только в том случае, если это оказало негативное влияние на конкуренцию, ущемило интересы предпринимателей или неопределенного круга потребителей. Нужно сосредоточиться на действительно крупных делах, влияющих на состояние конкуренции в целом на рынке.

Жалуются также на действия или бездействия органов власти и местного самоуправления. Одним хозяйствующим субъектам они создают преимущества, преференции в деятельности, а другим строят необоснованные препятствия или устанавливают ограничение на перемещение товаров по территории Российской Федерации.

NBJ: Насколько активно ФАС участвует в совершенствовании российского законодательства? Расскажите, пожалуйста, о законах, которые были приняты в результате активного участия Службы в их разработке.

И. АРТЕМЬЕВ: За последние несколько лет мы активно развивали и совершенствовали антимонопольное законодательство, законодательство о размещении заказов, об иностранных инвестициях в стратегические отрасли экономики, рекламное законодательство.

В 2014 году мы полностью отказались от уведомительного контроля в рамках экономической концентрации, что позволило существенно снизить административную нагрузку на бизнес.Согласованы новые поправки в антимонопольное законодательство с установлением контроля за созданием государственных предприятий, исключением антимонопольных требований к торгам частных компаний, существенным расширением институтов предупреждения и предостережения.

NBJ: Какие случаи из практики ФАС оказались, с Вашей точки зрения, наиболее запоминающимися и лучше всего подтверждающими эффективность деятельности Службы?

И. АРТЕМЬЕВ: Первое, пожалуй, что приходит в голову, это три волны антимонопольных дел (2007–2012 годы) в отношении ВИНК – вертикально-интегрированных нефтяных компаний: «Роснефть», «Газпром нефть», «ЛУКОЙЛ», «ТНК-ВР Холдинг» и АНК «Башнефть». Компании-нарушители за установление монопольно высоких цен и дискриминационных условий в итоге заплатили гигантские штрафы, общая сумма которых составила около 20,7 млрд рублей. Согласно предписаниям ФАС в 2011 году компании суммарно продали на бирже примерно 12% от объема поставок нефтепродуктов на внутренний рынок. А мы начали внимательно мониторить ситуацию на сопряженных и внешних рынках. Сейчас у ФАС есть возможность отслеживать индексы (внебиржевые цены, биржевые цены и цены netback) в ежесуточном режиме.

И, конечно же, борьба с картелями, о которых я уже говорил выше. Особенно в сфере добычи водно-биологических ресурсов. Можно привести много примеров громких дел, которые мы вели в отношении «Газпрома», металлургических, химических компаний, РЖД и других крупных компаний.

NBJ: Каковы планы Службы по дальнейшему совершенствованию своей деятельности?

И. АРТЕМЬЕВ: Свои основные планы мы изложили в Стратегии развития антимонопольного регулирования. Причем это планы не на один год, а до 2024 года. Например, мы нацелены закрепить в законодательстве нашей страны международный принцип исчерпания прав на интеллектуальную собственность – так называемый параллельный импорт. Локализовал производство – надежно защищен от параллельного импорта. Нет? Тогда в открытом конкурентном море придется бороться с нашими предпринимателями. И это хорошо. На мой взгляд, параллельный импорт при правильном применении – мощный стимул прогресса инвестиций в Россию.

Другой важный шаг – ликвидация ГУП и МУП во всех конкурентных секторах экономики, за исключением предприятий, действующих в сфере обороны и безопасности страны. Неравные условия для государственных и частных компаний являются корнем зла, мешающим развитию малого предпринимательства.

В планы мы также записали утверждение правил недискриминационного доступа к услугам естественных монополий: портов, транспортных терминалов, почты и электросвязи. Напомню, что именно в их адрес приходит больше всего жалоб от граждан.

Еще один важный пункт в Стратегии – повышение эффективности правоприменительной деятельности Федеральной антимонопольной службы за счет введения процедуры пересмотра решений ее территориальных органов в центральном аппарате. И главное, до судебных разбирательств. Кроме того, на регулярной основе планируется ввести дистанционное рассмотрение дел в режиме онлайн.
У нас много планов. Обо всем и не расскажешь. Но каждый пункт направлен на защиту предпринимательства, развитие конкуренции и расширение международного сотрудничества для пресечения трансграничных нарушений. За плечами 10 лет, но впереди предстоит большая работа!

Задачи и функции территориальных органов ФАС

Территориальные органы Федеральной антимонопольной службы (далее — территориальные органы) осуществляют функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, а также по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд (за исключением полномочий на осуществление функций по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну, а также согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в сфере государственного оборонного заказа).

Территориальные органы в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, Положением о Федеральной антимонопольной службе, настоящим Положением, правовыми актами Федеральной антимонопольной службы.

Территориальные органы осуществляют свою деятельность на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации (далее — территория региона) во взаимодействии с территориальными органам и федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями, в том числе с многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг.

Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции

Одной из сфер деятельности Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) является осуществление функций контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере рекламы, а также принятие подзаконных нормативных правовых актов в данной сфере. Функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом «О рекламе» , принятым в 2006 году. К основным направлениям государственного контроля в сфере производства, размещения и распространения рекламы относятся:

    • предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан. – защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы,
    • привлечение субъектов рекламной деятельности к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе;
    • взаимодействие с органами саморегулирования рекламы.

Также ФАС России в соответствии с антимонопольным законодательством реализует задачи по недопущению, пресечению недобросовестной конкуренции (ст.14 Федерального закона «О защите конкуренции»).

Государственные услуги и контрольно-надзорные функции

Граждане, имеющие доступ к сети интернет, могут воспользоваться всеми преимуществами быстрого и бесконтактного документооборота и получить необходимые услуги без потери времени и качества. Зарегистрировавшись один раз на сайте www.gosuslugi.ru, Вы получите доступ ко всем услугам портала, в том числе и тем, которые оказываются ФАС России.

Портал государственных и муниципальных услуг — это государственная информационная система, обеспечивающая предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, а также доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, предназначенным для распространения с использованием сети Интернет и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение реестров государственных и муниципальных услуг.

Преимущества пользования Порталом государственных услуг (www.gosuslugi.ru):

-сокращаются сроки предоставления услуг;

-уменьшаются финансовые издержки граждан и юридических лиц;

-ликвидируются бюрократические проволочки вследствие внедрения электронного документооборота;

-снижаются коррупционные риски;

-снижаются административные барьеры и повышается доступность получения государственных и муниципальных услуг.

Пользование порталом позволяет гражданам сэкономить свое время, спланировать рабочий день, исключить излишнее нахождение в помещениях органов, оказывающих государственные услуги.

Функции, осуществляемые ФАС России:

Приказ Федеральной антимонопольной службы от 16 октября 2017 г. N 1363/17 «Об утверждении перечней и значений показателей результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности ФАС России и определении механизмов контроля за достижением показателей результативности и эффективности»

В соответствии с Паспортом приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности», утвержденной протоколом президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 21 декабря 2016 г. N 12, Сводным планом приоритетного проекта «Внедрение системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности» Минэкономразвития России, утвержденным протоколом заседания проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации «Реформа контрольной и надзорной деятельности» от 21 февраля 2017 г. N 13(2), Основными направлениями разработки и внедрения системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2016 г. N 934-р «Основные направления разработки и внедрения системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности», а также в целях обеспечения взаимосвязи ключевых показателей эффективности и системы проведения контрольно-надзорных мероприятий, в том числе риск-ориентированного подхода, системы планирования мероприятий по контролю, системы профилактики, системы обязательных требований, системы ответственности подконтрольных субъектов и содержания мероприятий по контролю

1. Утвердить для оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности ФАС России:

1.1. Перечень ключевых показателей, включающий наименование показателей, единицы измерения, периодичность сбора, а также методику их расчета (разрез наблюдения, формула расчета или источник данных, метод сбора информации) группы «А» с целевыми значениями на 2018 г. и индикативных показателей группы «Б» и группы «В» по федеральному государственному контролю (надзору) за соблюдением антимонопольного законодательства (приложение N 1).

1.2. Перечень индикативных показателей, включающий наименование показателей, единицы измерения, периодичность сбора, а также методику их расчета (разрез наблюдения, формула расчета или источник данных, метод сбора информации) группы «В» по федеральному государственному надзору в области рекламы (приложение N 2).

1.3. Перечень индикативных показателей, включающий наименование показателей, единицы измерения, периодичность сбора, а также методику их расчета (разрез наблюдения, формула расчета или источник данных, метод сбора информации) группы «В» по федеральному государственному контролю (надзору) в области регулируемых государством цен (тарифов) (приложение N 3).

1.4. Перечень индикативных показателей, включающий наименование показателей, единицы измерения, периодичность сбора, а также методику их расчета (разрез наблюдения, формула расчета или источник данных, метод сбора информации) группы «В» по федеральному государственному контролю (надзору) за соблюдением законодательства в сфере государственного оборонного заказа (приложение N 4).

1.5. Перечень индикативных показателей, включающий наименование показателей, единицы измерения, периодичность сбора, а также методику их расчета (разрез наблюдения, формула расчета или источник данных, метод сбора информации) группы «В» по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (приложение N 5).

1.6. Перечень механизмов контроля за достижением показателей результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности ФАС России (приложение N 6).

2. Управлению общественных связей (Кашунина И.В.) в срок не позднее 25 октября 2017 года опубликовать утвержденные перечни показателей в разделе «Реформа контроля и надзора» на официальном сайте ФАС России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

3. ФБУ «ИТЦ ФАС России» в срок не позднее 29 декабря 2017 года в целях исполнения п. 20.3 сводного плана приоритетного проекта «Автоматазиция контрольно-надзорной деятельности», утвержденного протоколом заседания проектного комитета от 21 февраля 2017 г. N 13(2) обеспечить готовность к предоставлению в электронном виде с использованием СМЭВ в ГАСУ отчетности по показателям результативности и эффективности деятельности КНО, с учетом требований к целостности и достоверности передаваемых данных.

4. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФАС России А.В. Доценко.

Обсуждение закрыто.