Меры юридической ответственности за экологические правонарушения

Юридическая ответственность за экологические правонарушения

Юридическая ответственность за экологические правонарушения

Юридическая ответственность за экологические правонарушения обеспечивает реализацию экологических интересов в принудительном порядке.

Экологические правонарушения — нарушения законодательства связанные с причинением вреда окружающей природной среде (например, загрязнение окружающей среды, незаконная рубка леса и др.). Экологические правонарушения делят на экологические проступки и экологические преступления. Экологическими проступками называют те экологические правонарушения, которые не являющиеся общественно опасными. Если же экологические правонарушения представляют общественную опасность, причиняют ощутимый вред окружающей природной среде и здоровью человека, то их относят к экологическим преступлениям.

За экологические правонарушения предусмотрены – дисциплинарная, административная, уголовная и материальная виды ответственности.

Дисциплинарную ответственность могут нести должностные лица, рабочие и служащие, не выполняющие свои производственные обязанности, связанные с охраной окружающей природной среды. Дисциплинарные наказания — это предупреждение, выговор, строгий выговор, понижение в должности и в окладе, увольнение с работы. Они накладываются руководителем предприятия, организации, учреждения. Дисциплинарная ответственность может наступить лишь за нарушение экологических правил, исполнение которых входило в круг должностных обязанностей нарушителя.

Административная ответственность. К данному виду ответственности могут быть привлечены организации, предприятия, должностные лица, отдельные граждане. Административная ответственность устанавливается за противоправное действие или бездействие, нарушающее законодательство об охране окружающей природной среды. К административным правонарушениям относятся порча, повреждение, уничтожение природных объектов, несоблюдение экологических требований при захоронении вредных веществ и т.д. Виды административного взыскания — чаще всего это денежный штраф, а также предупреждения, общественное порицание, конфискация незаконно добытой продукции и т.д. Мера административной ответственности определяется специально уполномоченными на то органами Минприроды РФ и др.

Уголовная ответственность предусмотрена за экологические правонарушения, отличающиеся наивысшей степенью общественной опасности и тяжелыми последствиями. Например, умышленное уничтожение или повреждение лесных массивов путем поджога, загрязнение водоемов и атмосферного воздуха, незаконная порубка леса, браконьерство и др. Меры уголовной ответственности прописаны в Уголовном кодексе. К ним относятся лишение свободы, конфискация имущества, крупный денежный штраф и т.п. Степень уголовной ответственности устанавливает суд.

Материальная ответственность направлена на компенсацию причиненных убытков за счет правонарушителя. Все предприятия и граждане, причинившие вред окружающей природной среде, здоровью и имуществу других граждан или хозяйству, обязаны возместить его в полном объеме. Должностные лица, по вине которых предприятие понесло расходы по возмещению вреда, несут материальную ответственность. Они обязаны возместить предприятию причиненный ему прямой вред. При этом неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат.

Меры юридической ответственности за экологические правонарушения

10. Юридическая ответственность за экологические правонарушения

10.1. Понятие и виды экологических правонарушений
10.2. Дисциплинарная и материальная ответственность за экологические правонарушения
10.3. Гражданско-правовая ответственность за экологические правонарушения
10.4. Административно-правовая ответственность за экологические правонарушения
10.5. Уголовная ответственность за экологические правонарушения

10.1. Понятие и виды экологических правонарушений

Впервые легитимное определение понятия экологического правонарушения содержалось в ныне утратившем силу Законе РФ от 19.12.1991 г. «Об охране окружающей природной среды», согласно ст. 81 которого экологическое правонарушение представляет собой виновное, противоправное деяние, нарушающее природоохранительное законодательство и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека. К сожалению, в ныне действующем Федеральном законе «Об охране окружающей среды» такое понятие отсутствует.
В литературе по экологическому праву употребляются несколько определений данного термина.
По мнению М.М. Бринчука, экологическое правонарушение можно определить как противоправное, как правило, виновное деяние (действие или бездействие), совершаемое праводееспособным субъектом, причиняющее или несущее реальную угрозу причинения экологического вреда либо нарушающее права и законные интересы субъектов экологического права.
А.П. Анисимов предлагает следующее определение экологического правонарушения — это запрещенное эколого-правовыми нормами РФ и субъектов РФ под угрозой применения мер юридической ответственности виновное деяние, посягающее на конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду, в том числе причиняющее вред природной среде (отдельным ее элементам), либо содержащее реальную угрозу его причинения.
Экологическому правонарушению присущи следующие признаки: — вина (при причинении вреда источником повышенной опасности вина не учитывается — ст. 1079 Гражданского кодекса РФ);
— противоправность (нарушение Закона «Об охране окружающей среды» и иных законодательных актов России и субъектов Федерации);
— наказуемость (наличие санкций за нарушение нормативных правовых актов, налагаемых уполномоченными органами (лицами));
— общественная опасность (вредоносность) — причинение либо создание реальной угрозы причинения вреда окружающей среде и здоровью, имуществу человека;
— деяние (действие либо бездействие);
— деликтоспособность правонарушителя. Экологическое правонарушение (его состав), как и любое другое правонарушение, включает в себя четыре элемента: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.
Объектом экологического правонарушения являются общественные отношения в сфере природопользования и охраны окружающей среды, установленные в законах, иных нормативных правовых актах, отношения, устанавливающие порядок и правила использования и охраны окружающей среды и отдельных природных ресурсов. Предмет экологического правонарушения — это окружающая среда в целом и ее отдельные компоненты (земля, воды, недра и др.). Необходимо отметить, что объекты экологического правонарушения должны соответствовать критериям, установленным применительно к объектам экологического права, т.е. иметь естественное происхождение, находиться в тесной взаимосвязи с остальной окружающей средой, выполнять экологические функции. Так, нельзя рассматривать в качестве экологического правонарушения загрязнение воздуха производственных помещений, так как в данном случае отсутствует природный объект.
Для объективной стороны экологического правонарушения характерно наличие трех элементов:
1) противоправность поведения — деяние, совершенное путем действия (например, незаконная порубка и повреждение деревьев и кустарников) или бездействия (невыполнение правил охраны недр);
2) причинение экологического вреда (или реальная угроза его причинения) окружающей среде (отдельным ее элементам), жизни, здоровью, имуществу граждан либо нарушение иных законных прав и интересов субъекта экологического права;
3) причинная связь между противоправным поведением и нанесенным экологическим вредом (реальной угрозой его причинения) либо нарушением иных законных прав и интересов субъектов экологического права. Субъектами экологического правонарушения могут быть юридические, должностные и физические лица, в том числе иностранные юридические лица и граждане, совершившие правонарушения, связанные с природопользованием или охраной окружающей среды на территории России или территории, находящейся под ее юрисдикцией.
Субъектный состав находится в зависимости от вида экологического правонарушения. Так, субъектами дисциплинарной ответственности являются должностные лица и работники предприятий и организаций, уголовной — должностные лица и граждане, административной — юридические лица, должностные лица и граждане.
В соответствии с законодательством РФ, административная и уголовная ответственность физических лиц за экологические правонарушения наступает с 16-летнего возраста, полная гражданско-правовая ответственность — с 18 лет, ограниченная гражданско- правовая ответственность — с 14 до 18 лет.
Субъективная сторона выражается в форме вины: неосторожности и прямого или косвенного умысла, когда лицо осознает нарушение им соответствующих правил, предвидит возможность наступления негативных последствий и сознательно допускает их наступление либо относится к этому безразлично. Например, незаконная охота (ст. 258 Уголовного кодекса РФ) может быть совершена только с прямым умыслом; уничтожение лесных массивов в результате неосторожного обращения с огнем — только по неосторожности (ст. 261 Уголовного кодекса РФ). Под виной понимается психическое отношение правонарушителя к своему противоправному поведению, которое может проявляться в действии или бездействии. В то же время, в природоохранительной практике может иметь место безвиновная (абсолютная) ответственность — за вред, причиненный источником повышенной опасности, возмещение которого регламентируется ст. 1079 Гражданского кодекса РФ.С учетом степени общественной опасности экологические правонарушения подразделяются на проступки и преступления.
Первые — это менее общественно опасные деяния по сравнению со вторыми и являются дисциплинарными, материальными, административными и гражданскими правонарушениями.
За совершение экологических правонарушений предусмотрены различные меры юридической ответственности.
Под юридической ответственностью в теории права понимают применение к правонарушителю предусмотренных санкцией юридической нормы мер государственного принуждения, выражающихся в форме лишений личного, организационного либо имущественного характера.
Ответственность за экологические правонарушения служит одним из основных средств обеспечения выполнения требований законодательства по охране окружающей среды и использованию природных ресурсов. Эффективность действия данного средства во многом зависит, прежде всего, от государственных органов, уполномоченных применять меры юридической ответственности к нарушителям экологического законодательства.
Юридическая ответственность за экологические правонарушения предусматривает возложение на нарушителя обязанности претерпевать неблагоприятные последствия, вызванные совершением им экологического правонарушения. Она представляет собой комплексный институт экологического права, выполняющий четыре основные функции:
1) стимулирующую к соблюдению норм права, выполнению эколого-правовых предписаний, к созданию мало- и безотходных технологий;
2) компенсационную (восстанавливающую), направленную на возмещение ущерба окружающей среде и возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;
3) превентивную, обеспечивающую предупреждение новых правонарушений;
4) карательную, заключающуюся в применении наказания к нарушителю, совершившему экологическое правонарушение. В соответствии с видами экологических правонарушений, наступает дисциплинарная, материальная, административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность.
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (ст. 75) устанавливает 4 вида ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды: имущественную, дисциплинарную, административную и уголовную.

Экология природных ресурсов

Юридическая ответственность за экологические правонарушения является одной из форм государственного принуждения; ее задача – обеспечить реализацию экологических интересов в принудительном порядке. Наиболее успешно эта задача решается в тех субъектах Российской Федерации, которые имеют в своем составе межрайонные природоохранные прокуратуры.

Наибольшее число экономических правонарушений связано с охраной и использованием животного мира (охота и рыболовство) и с охраной атмосферного воздуха.

Общий критерий всех экологических нарушений – причинение вреда окружающей природной среде. В тех случаях, когда вред наносят не природной среде, а среде обитания человека, например, сверх нормативов загрязняют воздух в производственных помещениях, говорят о санитарных правонарушениях.

Экологические правонарушения, не относящиеся к категории общественно опасных, именуют экологическим проступком. Если же они представляют общественную опасность, посягают на экологическую безопасность общества, причиняют ощутимый вред окружающей природной среде и здоровью человека, их относят к категории экологических преступлений.

Согласно Закону РФ «Об охране окружающей среды» (2002) различают следующие виды ответственности за экологические правонарушения: дисциплинарную, административную, уголовную, материальную.

Дисциплинарная ответственность

Дисциплинарные наказания (предупреждение, выговор, строгий выговор, понижение в должности и в окладе, увольнение с работы) налагаются на должностные лица, рабочих и служащих руководителем предприятия, организации, учреждения за невыполнение ими своих производственных обязанностей, связанных с правовой охраной окружающей природной среды.

При этом следует учитывать два важных момента: 1) дисциплинарная ответственность может наступить лишь за нарушение экологических правил, исполнение которых входило в круг должностных обязанностей нарушителя. Так, например, нельзя привлекать к ответственности водителя за выпуск в эксплуатацию автомобиля, у которого содержание загрязняющих веществ превышало установленные нормы, поскольку исполнительный контроль за этот выпуск не входит в число водительских обязанностей; 2) недопустимо наказывать в дисциплинарном порядке лиц, которые нарушают экологические правила во внерабочее время.

Административная ответственность

К административной ответственности могут быть привлечены организации, предприятия, должностные лица, отдельные граждане. Административная ответственность устанавливается за противоправное действие или бездействие, нарушающее законодательство об охране окружающей природной среды. К их числу относятся порча, повреждение, уничтожение природных объектов, несоблюдение экологических требований при захоронении вредных веществ и т.д.

Наиболее распространенная мера административного взыскания – денежный штраф. Согласно «Кодексу РФ об административных правонарушениях» (2001) в административном порядке за экологические правонарушения налагаются штрафы -на граждан – 1-25-кратный минимальный размер оплаты труда (МРОТ), установленной в РФ;

  • на должностных лиц 3-200-кратный размер МРОТ;
  • на юридических лиц 30-3000-кратный размер МРОТ.

Кроме того, применяются предупреждения, общественное порицание, изъятие орудий и средств совершения правонарушения, конфискация незаконно добытой продукции и т.д.

Уголовная ответственность

За экологические правонарушения, которые отличаются наивысшей степенью общественной опасности и тяжелыми последствиями, предусмотрена уголовная ответственность (лишение свободы, конфискация имущества, крупный денежный штраф и т.п.). Применение мер этого вида ответственности за экологические преступления определяется Уголовным кодексом. Единственным основанием назначения уголовного наказания является приговор суда.

К тяжелым экологическим преступлениям относится, например, умышленное уничтожение или повреждение лесных массивов путем поджога. Менее тяжкими преступлениями считаются загрязнение водоемов и атмосферного воздуха, незаконная порубка леса, незаконная охота и некоторые другие.

Имущественная ответственность

Все предприятия и граждане, причинившие вред окружающей природной среде, здоровью и имуществу других граждан и народному хозяйству, обязаны возместить его в полном объеме. Должностные лица, по вине которых предприятие понесло расходы по возмещению вреда, несут имущественную ответственность.

Тема 8. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Юридическая ответственность представляет собой обязанность правонарушителя претерпеть неблагоприятные последствия личностного, имущественного или организационного порядка, которые наступают для него в ответ на совершенное им виновное противоправное поведение — правонарушение. [13]

Под юридической ответственностью за экологические правонарушения понимается отношение между государством в лице специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды, правоохранительных органов, иными уполномоченными субъектами и совершившим экологическое правонарушение лицом (физическим, должностным или юридическим) по применению к нарушителю соответствующего взыскания. Сущность юридической ответственности заключается в неблагоприятных последствиях, наступающих для нарушителя экологических требований. [14]

В.В.Петров считает сформировавшейся и нетрадиционной эколого-правовой ответственности. [15]

Эколого-правовая ответственность является составной частью юридической ответственности в целом и обладает всеми чертами, которые ей присущи. В то же время она имеет и свои особенности, определяемые спецификой эколого-правового отношения.

Во-первых, вред, причиненный экологическими правонарушениями, в отличие от вреда, причиненного другими правонарушениями, рассматривается (с известной мерой условности) в двух аспектах:

экономическом (материальном) и экологическом (не материальном). Но в ряде случаев в связи с тем, что в сфере охраны природы возместить вред в натуре и восстановить нарушенное положение довольно сложно, а в некоторых случаях невозможно, возмещается он в денежной форме. Поэтому имущественная ответственность в данной области отношений проявляется в материальной ответственности.

Во-вторых, есть свои особенности в порядке определения размера причиненного ущерба.

В-третьих, среди мер принуждения, применяемых к нарушителям экологического законодательства, есть такие (лишение, ограничение или приостановление права пользования), которые не вписываются в рамки традиционных видов ответственности.

В-четвертых, в случае незаконного завладения природными объектами ответственность наступает не за хищение, как в случаях незаконного присвоения других объектов, например, за незаконную охоту, незаконную порубку деревьев, самовольное занятие земель, по специальным статьям 1 .

Каждая отрасль права имеет свои специфические меры ответственности. Отраслевая ответственность соотносится с юридической ответственностью как отдельное с общим.

Эколого-правовая ответственность рассматривается в трех взаимосвязанных аспектах:

как государственное принуждение к исполнению требований, предписанных законом;

как правоотношения между государством (в лице его органов) и правонарушителями (которые подвергаются санкциям);

как правовой институт, то есть совокупность юридических норм различных отраслей права (земельного, горного, водного, лесного, природоохранительного и др.). 2

Ответственность за экологические правонарушения служит одним из основных средств обеспечения выполнения требований законодательства по охране окружающей среды и использованию природных ресурсов. Эффективность действия данного средства во многом зависит от государственных органов, уполномоченных применять меры юридической ответственности к нарушителям экологического законодательства.

Юридическая ответственность за экологические правонарушения предусматривает возложение на нарушителя обязанности претерпевать неблагоприятные последствия, вызванные совершением им экологического правонарушения. Она представляет собой комплексный институт экологического права, (поскольку включает нормы различных отраслей права — земельного, горного, водного, лесного природоохранного и др. отраслей права) выполняющий четыре основные функции:

1. стимулирующую к соблюдению норм права, выполнению эколого-правовых предписаний;

2. компенсационную, направленную на возмещение потерь в окружающей среде и восстановление здоровья человека;

3. превентивную, обеспечивающую предупреждение новых правонарушений.

4. карательную, заключающуюся в применении наказания к лицу, совершившему экологическое правонарушение

Объектом экологического правонарушения выступают общественные отношения в сфере рационального природопользования и охраны окружающей среды.

М.М. Бринчук считает, что объектом экологического правонарушения являются общественные отношения по поводу окружающей среды в целом и ее отдельных компонентов, регулируемые и охраняемые нормами права.

Экологическое правонарушение в зависимости от состава может быть административным или дисциплинарным проступком, либо преступлением, за совершение которых наступает соответственно административная, дисциплинарная и уголовная ответственность.

Виды юридической ответственности за экологические правонарушения

Дисциплинарная ответственность — это санкция, которая применяется к работнику в виде дисциплинарного взыскания за дисциплинарный проступок.

К нарушителям в соответствии с КЗОТ могут быть применены следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор расторжение индивидуального трудового договора.

Административная ответственность — это вид юридической ответственности граждан, должностных лиц, юридических лиц за совершение административного правонарушения.

Административным экологическим правонарушением (проступком) признается противоправное, виновное действие или бездействие, посягающее на установленный в государстве экологический правопорядок, здоровье и экологическую безопасность населения, причиняющее вред окружающей среде или содержащее реальную угрозу такого причинения, за которую предусмотрена административная ответственность.

Административная ответственность за экологические правонарушения выражается в применении компетентным органом государства мер административного взыскания за совершение административного экологического правонарушения.

Виды экологических правонарушений, порядок и основания привлечения к административной ответственности за правонарушения регулируются главой 19 Кодексом РК Об административных правонарушения

В статье 554 (КоАП РК) определены полномочия уполномоченного органа в области охраны окружающей среды и природных ресурсов

Уполномоченный орган в области охраны окружающей среды и природных ресурсов рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 122, 123, 240-249, 259-275, 291, 295-297, 301, 302 (частями первой, второй), 303 (частью первой), 304 (частью первой), 305 (частью первой), 306 (частью первой).

В соответствии со ст. 557 Органы, осуществляющие государственный санитарный надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 323 (когда эти нарушения являются нарушением санитарногигиенических правил и норм по охране атмосферного воздуха,

В соответствии со ст. 559 Должностные лица уполномоченного органа в области ветеринарного надзора рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 310 настоящего Кодекса.

Уполномоченный орган по карантину растений и его органы на местах рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 294, 307, 309 настоящего Кодекса.

Уполномоченные органы по водным ресурсам рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 121, 127, 276, 277, 278 (частью второй), 279-281, 314 настоящего Кодекса.

Уполномоченные органы в области лесного, рыбного и охотничьего хозяйства рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 121, 125, 126, 282290, 292, 294-297, 298 (частью первой), 299 настоящего Кодекса.

Уполномоченные органы по управлению земельными ресурсами рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 120, 121, 250-258 настоящего Кодекса.

Одним из важнейших видов ответственности на современном этапе развития общества является гражданскоправовая ответственность.

Для гражданско-правовой ответственности характерно не всякое государственное принуждение, а только принуждение к несению отрицательных имущественных последствий, возникающих в связи с неисполнением, ненадлежащим исполнением обязанности из договора, из причинения внедоговорного вреда.

Цель гражданско-правовой ответственности состоит в восстановлении нарушенного имущественного состояния лица за счет имущества правонарушителя или лица, ответственного за правонарушение другого. [16]

Гражданско-правовая ответственность — это система мер имущественного характера, принудительно применяемых к нарушителям гражданских прав и обязанностей с целью восстановить положение, существовавшее до правонарушения. Система мер гражданско-правовой ответственности включает два вида возмещение убытков (компенсация морального вреда) и санкции. По признаку основания применения тех или иных мер гражданскоправовую ответственность подразделяют на договорную (за причинение вреда) и деликатную (неосновательное обогащение). [17]

Под таксой понимается заранее установленная расценка товаров или норма оплаты чего-нибудь. В области экологии часто таксовый метод — единственно возможный вариант исчисления убытков.

Здесь такса определяет в твердой сумме размер возмещения за каждый экземпляр незаконно добытой продукции того или иного вида. В эту сумму включается стоимость всех отрицательных последствий, возникающих в связи с незаконной добычей или уничтожением природного объекта:

— неполученной продукции (древесины, пушнины, мяса и т.д.);

— неиспользованных затрат, вложенных для улучшения природного объекта;

— расходов на восстановление прежнего состояния объекта и т.п.

Постановлением Правительства РК от 04.09.2001г. утверждены Размеры возмещения вреда, причиненного нарушением законодательства об охране, воспроизводстве и использовании животного мира, исчисляемой по таксе за каждый особь (за один килограмм) в месячных расчетных показателях. Таксы определены на наземных млекопитающих, птиц, примыкающих земноводные, насекомые, паукообразные, рыбы, морские млекопитающие и водные беспозвоночные.

Например, за уничтожение снежного барса размер возмещения вреда определен 2000 расчетных показателей, сокола балабана 700 расчетных показателей, осетр, севрюга, гибриды осетровых, икровые (за один килограмм) 5 расчетных показателя и.т.д. Таксовая ответственность установлена и за нарушение лесного законодательства.

Пленум Верховного суда РК в постановлении от 22 декабря 2000г., «О практике применения судами законодательства об охране окружающей среды» указал, что при рассмотрении гражданских дел, связанных с нарушением законодательства об охране окружающей среды, судам следует в обязательном порядке выяснять обстоятельства, свидетельствующие о наступлении вредных последствий, а также принимать меры к установлению причинителя вреда, наличия вины и причинной связи.

При невозможности установления причинителя вреда суды должны возлагать ответственность на собственника природного ресурса или иного титульного владельца, на которого в соответствии с действующим законодательством возложена обязанность по его охране (пункт 1 ст. 917 ГК), пункт 1. По общему правилу, вина является необходимым основанием привлечения к имущественной ответственности за причинение вреда окружающей среде, при этом в силу пункта 2 статьи 917 ГК истец освобождается от обязанности доказывания вины причинителя вреда.

Вместе с тем, судам следует иметь в виду, что в отдельных случаях допускается возложение ответственности за вред, причиненный окружающей среде, независимо от наличия или отсутствия вины причинителя.

В силу пункта 1 статьи 931 ГК, юридические и физические лица, деятельность которых связана с повышенной опасностью для охраны окружающей среды, возмещают причиненный ими вред независимо от наличия их вины.

Вопрос о том, представляет ли деятельность физического или юридического лица повышенную опасность для охраны окружающей среды, решается судом в каждом конкретном случае самостоятельно,

Обратить внимание судов, что в отдельных случаях законодательными актами прямо указано на повышенную опасность той или иной деятельности для окружающей среды.

52. Понятие и виды юридической ответственности за экологические правонарушения.

Под юридической ответственностью за экологические правонарушения понимается отношение между государством в лице специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды, правоохранительных органов, иными уполномоченными субъектами и совершившим экологическое правонарушение лицом (физическим, должностным или юридическим) по применению к нарушителю соответствующего взыскания. Сущность юридической ответственности заключается в неблагоприятных последствиях, наступающих для нарушителя экологических требований.

Статья 75. Виды ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды

За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.

Уголовная ответственность установлена за наиболее социально опасные деяния в сфере природопользования и охраны окружающей среды, предус­мотренные Уголовным кодексом РФ, — экологические преступления.

В новом Уголовном кодексе РФ экологические преступления выделены в самостоятельную группу, которой посвящена специальная глава 26, содер­жащая 17 составов экологических преступлений (ст. 246-262). В нее вошли обновленные составы, действовавшие в УК РСФСР до 1997 г., а также но­вые составы преступлений.

Админ. ответс-ть – предусмотрена за совершение экологправонарушения (проступка) при отсутствии состава преступления и применяется к юрид. и физ. лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность.

КоАП предусмотрена ответственность за несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов; экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами; за нарушение правил обращения с пестицидами и агро-химикатами; законодательства об экологической экспертизе, за сокрытие или искажение экологической информации. Она выражается в наложении штрафа, изъятии продукции и технических средств совершения экологического правонарушения, лишении лицензии с одновременным возмещением вреда, причиненного природной среде.

Админ ответ-ть установлена нескол. фз — Законом «Об охране окруж природной среды», Кодексом РФ об административных правонарушениях, ЗК, Законом «Об особо охраняемых прир террит-ях». Реальное привлечение, к административной ответственности за эколог правонарушения затруднено в силу некоторых противоречий современной законодательной базы. В КоАПе РФ существуют реальные пробелы в этом направлении. Поэтому применение данного кодекса затруднительно и позволяет уйти от ответственности нарушителям природоохранного законодательство.

Закон РФ N 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей природной среды» определяет объекты распространения юрисдикции, субъекты административной ответственности за экологические правонарушения, размеры материального наказания (штрафов).

Гражданско-правовая ответственность за экологические правонаруше­ния предусматривается Гражданским кодексом РФ и другими нормативны­ми актами.

Она применяется судом общей юрисдикции или арбитражным судом и наступает независимо от привлечения к другим видам ответственности (уго­ловной, административной, дисциплинарной) по фактам причинения вреда окружающей природной среде или совершения незаконных сделок с при­родными ресурсами.

Субъектами гражданско-правовой ответственности являются граждане и юридические лица.

Гражданско-правовая ответственность заключается в обязанности виновного возместить потерпевшей стороне вред в полном объеме. Следует отличать случаи, когда вред природной среде причинен в результате правомерной антропогенной деятельности, т.е. без нарушения действующего законодательства, а когда вследствие экологического правонарушения. Формы возмещения правомерного и неправомерного вреда различны. В первом случае компенсация причиненного вреда осуществляется путем внесения платежей за загрязнение окружающей природной среды, предусмотренных ст.16 Закона «Об охране окружающей среды», во втором – путем привлечения виновного к гражданско-правовой ответственности. Возмещение вреда, причиненного природной среде, регулируется ГК РФ (гл. 59) и Законом «Об оос» (ст. 77- 79).

Гражданско-правовая ответственность за нарушение природоохранного законодательства заключается в возложении на правонарушителя обязанности возместить потерпевшей стороне имущественный вред в натуре (реальное возмещение) или в денежной форме (убытки). Для исчисления убытков обычно используется таксовый метод (т.е. оплата «по таксе»), главной функцией которого является компенсация вреда. Имущественная (таксовая) ответственность возникает в случаях уничтожения или порчи объектов природы и носит как договорный, так и внедоговорный характер. Другими словами, она наступает за нарушение обязательств, связанных с использованием природных ресурсов, либо за невыполнение обязанностей, вытекающих из иных установленных законом оснований. Суммы возмещения вреда должны, как правило, взыскиваться за счет причинителя вреда (как правило — юридического лица), а в конечном итоге за счет виновного лица. (С физического лица обычно удается взыскать лишь незначительную часть нанесенного ущерба, поскольку сумма возмещения вреда обычно много больше доходов конкретного работника — виновника экологического правонарушения.) Взысканные суммы должны расходоваться на ликвидацию вредных последствий экологических правонарушений, на удовлетворение интересов не только потерпевшего природопользователя, но и собственника природного объекта — государства, общества в целом, в отдельных случаях — юридического или физического лица.

Комментарии запрещены.