Местный бюджет за 2014

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2015

ХАРАКТЕРИСТИКА МЕСТНОГО БЮДЖЕТА( НА ПРИМЕРЕ БЮДЖЕТА НОВОАЛЕКСАНДРОВСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ)

Современная модель местного самоуправления, основанная на положениях Федерального закона №131-ФЗ, закрепила необходимые гарантии развития одного из наиболее востребованных институтов народовластия.[1] На протяжении последних лет принимаются активные меры по повышению эффективности проводимой государственной политики в отношении местного самоуправления.

Одной из основных задач муниципальной реформы заключается в приближении местной публичной власти к населению. Эта задача в целом решена за счет повсеместного создания на территории Российской Федерации сельских поселений.

Проанализируем бюджет муниципального уровня по материалам Новоалександровского сельского поселения.

Статус и границы муниципального образования «Новоалександровское сельское поселение определены Областным законом от 27.12.2004 года № 239-ЗС «Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования «Азовский район» и муниципальных образований в его составе». [2]

Новоалександровское сельское поселение является сельским поселением в составе муниципального образования «Азовский район» (далее – Азовский район), расположенного на территории Ростовской области.

В состав Новоалександровского сельского поселения входят следующие населенные пункты:

1)хутор Новоалександровка – административный центр;

2) село Высочино;

3) хутор Мило-Яковлевка;

4) хутор Павловка;

5) хутор Петровка;

Общая площадь поселения- 135,1 квадратных километра.

Численность населения – 4124 человек.

Новоалександровское сельское поселение находится в северо–западной части Азовского района Ростовской области. Граничит с четырьмя сельскими поселениями района: Кулешовским, Пешковским, Задонским, Самарским и городом Азовом.

В статье 2 Устава Муниципального образования раскрываются вопросы местного значения Новоалександровского сельского поселения — вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления. Самым первым вопросом местного значения является формирование, утверждение, исполнение бюджета сельского поселения и контроль за исполнением данного бюджета.

Таблица 1 – Состав и структура доходов бюджета Новоалександровского сельского поселения

1.Налоговые и неналоговые доходы:

1.1 Налоги на прибыль, доходы

1.2 Налоги на товары(работы, услуги), реализуемые на территории РФ

1.3 Налоги на совокупный доход

1.4 Налоги на имущество

1.5 Государственная пошлина

1.6 Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам

1.7 Доходы от использования имущества

1.8 Доходы от продаж материальных и нематериальных активов

1.9 Штрафы, санкции, возмещение ущерба

1.10 Прочие неналоговые доходы

Итого

Анализируя структуру доходов сельского поселения видно, что рассматриваемый период наибольший удельный вес занимают налоговые доходы., однако доля неналоговых доходов в общем объеме доходов поселения возрастает и за 2012 год составляет 8,27%, за 2013 год – 12,01%, а за 2014 – 15,36%. В 2012 году всего лишь 3,31% от общего объема доходов сельского поселения составляют безвозмездные поступления из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в 2013 – 3,53%, в 2014 – 2,30%. В структуре расходов бюджета поселения (см. таблицу 2) наибольший удельный вес занимают: расходы(субсидии) на содержание учреждений культуры, расходы на содержание органов местного самоуправления, расходы на благоустройство, коммунальное хозяйство и дорожное хозяйство, расходы на функционирование высшего должностного лица муниципального образования.

Таблица 2 – Состав и структура расходов бюджета Новоалександровского сельского поселения

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

Культура, кинематография и средства массовой информации

Физическая культура и спорт

Незначительными по удельному весу в общем объеме расходов поселения являются расходы на физическую культуру ,пенсионное обеспечение лиц, замещающих должности муниципальной службы и муниципальные должности, достигшие пенсионного возраста, другие общегосударственные вопросы. Сопоставив выше приведенные данные, можно сделать вывод, что бюджет Новоалександровского сельского поселения Азовского района несбалансирован. Дефицит бюджета составляет: в 2012 году – 298,44 тыс. рублей, в 2013 году – 1044,95 тыс. рублей, в 2014 – 142,1 тыс. рублей. Источником финансирования дефицита бюджета сельского поселения являются остатки средств бюджета за предшествующий период.

Рассмотрим основные проблемы социально-экономического развития Новоалександровского сельского поселения. Необходимо отметить, что за последние годы в результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения в отрасли социальная сфера на селе находится в нелегком положении: наблюдается отставание сельского населения от городского по уровню и условиям жизни. Из-за сокращения сельскохозяйственного производства были ликвидированы рабочие места, увеличился отток сельского населения. Продолжается тенденция сокращения трудовых кадров сельского хозяйства. Сократилась подготовка специалистов в профессиональных училищах для аграрного сектора. Большинство объектов водоснабжения не имеет необходимых сооружений и оборудования, 80% локальных водопроводов нуждаются в реконструкции. 20 % локальных водопроводов — безхозные (подлежат регистрации и оценке силами и средствами бюджета поселения). В результате жители сельского поселения пользуются водой, не соответствующей санитарным нормам. Существующая сельская дорожно-транспортная сеть находится в неудовлетворительном состоянии и требует колоссальных вложений. Значительная удаленность населенных пунктов поселения друг от друга тормозит развитие торгово-бытового обслуживания населения и других видов сервиса. Ситуация в местном самоуправлении остается сложной и противоречивой.

Главная проблема муниципального образования — финансовая необеспеченность. Доходная база сельского поселения не соответствует объему расходных обязательств, так как расходные обязательства подгоняются под планируемые доходы. Такой подход не позволяет предусмотреть в бюджете поселения средства на развитие муниципального образования. Запроса расчета реальной потребности бюджетных средств муниципального образования на решение вопросов местного значения не осуществлялось Минфином Ростовской области. В бюджете сельского поселения основная доля расходов состоит из расходов на оплату труда работникам и оплату коммунальных услуг бюджетных учреждений. В этих условиях органы местного самоуправления вынуждены финансировать многие другие расходные обязательства по остаточному принципу. Не созданы социально-экономические стимулы развития муниципального образования и расширения собственной налоговой базы, поскольку почти все связанные с этим налоги поступают в бюджеты других уровней. Принципиально важно, чтобы в местные бюджеты поступали налоги, уплачиваемые предприятиями малого и среднего бизнеса. Это позволит заинтересовать органы местного самоуправления в развитии малого и среднего бизнеса, так и производства вообще на соответствующей территории. Таким образом, следует разработать комплекс мер по совершенствованию бюджетного и налогового законодательства РФ в целях стимулирования муниципальных образований к наращиванию собственного экономического потенциала.

1.Федеральный закон 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

2. Областной закон от 27.12.2004 года №239-ЗС «Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования «Азовский район» и муниципальных образований в его составе.» 3.Официальный сайт Администрации Новоалександровского сельского поселения – URL: http://novoaleks.ru

Студенческий научный форум — 2015
VII Международная студенческая научная конференция

В рамках реализации «Государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» и направления «Вовлечение молодежи в инновационную деятельность и научно-техническое творчество» коллективами преподавателей различных вузов России в 2009 году было предложено совместное проведение электронной научной конференции «Международный студенческий научный форум».

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2014

ХАРАКТЕРИСТИКА МЕСТНОГО БЮДЖЕТА НА ПРИМЕРЕ БЮДЖЕТА СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ

Одной из основных задач муниципальной реформы заключается в приближении местной публичной власти к населению. Эта задача в целом решена за счет повсеместного создания на территории Российской Федерации сельских поселений.

Проанализируем бюджет муниципального уровня по материалам Маргаритовского сельского поселения.

Статус и границы Муниципального образования «Маргаритовское сельское поселение» определены Областным законом от 27.12.2004г. №239-ЗС «Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования «Азовский район» и муниципальных образований в его составе».

Маргаритовское сельское поселение является сельским поселением в составе Азовского района, распложенного на территории Ростовской области.

Сельское поселение- один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

В состав Маргаритовского сельского поселения входят следующие населенные пункты:

1. село Маргаритово-административный центр;

2. село Порт-Катон;

Общая площадь поселения- 272 квадратных километра.

Численность населения – 3900 человек.

Маргаритовское поселение располагается в западной части Азовского района. С северной стороны территория омывается водами Таганрогского залива.

Наше поселение является крупным культурным центром( 4 Дома Культуры, сельский клуб и Поселенческая библиотека с филиалами, филиал районной музыкальной школы). В селе Порт-Катон открыт самый большой в Азовском районе спортивный комплекс.

На территории Маргаритовского сельского поселения осуществляют свою деятельность 2 средние школы, 1 общеобразовательная школа и школы-филиалы начального образования, медицинские учреждения и фельдшерско-акушерские пункты. Открыты и оказывают услуги населению учреждения связи и сберегательного банка, торговли.

В статье 2 Устава Муниципального образования раскрываются вопросы местного значения Маргаритовского сельского поселения — вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления.

Самым первым вопросом местного значения является формирование, утверждение, исполнение бюджета сельского поселения и контроль за исполнением данного бюджета.

Бюджет Маргаритовского сельского поселения Азовского района на 2013 год и плановый пероид 2014 и 2015 годов был принят Решением Собрания депутатов Маргаритовского сельского поселения №10 от 30 ноября 2012 года.

Общий объем доходов бюджета Маргаритовского сельского поселения Азовского района на 2013 год утвержден в сумме 8939 тысяч рублей, на 2014 – на 364,5 тыс. руб. больше (см. табл. 1).

Таблица 1 – Состав и структура доходов бюджета Маргаритовского сельского поселения

1.Налоговые и неналоговые доходы:

Налог на прибыль

Налоги на совокупный доход

Налоги на имущество

Доходы от использования имущества

Доходы от продаж материальных и нематериальных активов

2.Безвозмездные поступления

Итого

Анализируя структуру доходов сельского поселения видно, что наибольший удельный вес занимают налоговые доходы (68,6%), доля неналоговых доходов в общем объеме доходов поселения составляет 16,4%.

В 2013 году всего лишь 15% от общего объема доходов сельского поселения составляют безвозмездные поступления из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Общий объем расходов бюджета Маргаритовского сельского поселения Азовского района на 2013 год утвержден в сумме 9548,0 тысяч рублей, на 2014 – на 1422 тыс. руб. больше (см. табл. 2)

Таблица 2 – Состав и структура расходов бюджета Маргаритовского сельского поселения

Национальная безопасность и

Культура, кинематография и средства массовой информации

Физическая культура и спорт

Объем расходов бюджета Маргаритовского сельского поселения утвержден в сумме 9548,0 тысяч рублей.

В структуре расходов бюджета поселения наибольший удельный вес занимают расходы(субсидии) на содержание учреждений культуры -34,3%.

Расходы на содержание органов местного самоуправления составляют 29% от общей суммы расходов бюджета.

Расходы на Благоустройство, коммунальное хозяйство и дорожное хозяйство составляют 23,6% от общих расходов поселения.

Расходы на функционирование высшего должностного лица муниципального образования составляют 7,9% от общих расходов поселения.

Незначительными по удельному весу в общем объеме расходов поселения являются расходы на физическую культуру (0,2%), пенсионное обеспечение лиц, замещающих должности муниципальной2 службы и муниципальные должности, достигшие пенсионного возраста(0,2%), другие общегосударственные вопросы(0,8%).

Сопоставив выше приведенные данные можно сделать вывод, что бюджет Маргаритовского сельского поселения Азовского района несбалансирован. Дефицит бюджета составляет 609,0 тысяч рублей.

Рис. Основные параметры бюджета Маргаритовского сельского поселения за 2013-2015 гг., тыс. руб.

Источником финансирования дефицита бюджета сельского поселения являются остатки средств бюджета за предшествующий период.

Рассмотрим далее, какие основные проблемы имеются в Маргаритовском сельском поселении, обозначив при этом методы решения проблем реализацией функций стратегического планирования в муниципальном образовании.

Анализируя основные проблемы Маргаритовского сельского поселения, необходимо отметить, что за последние годы в результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения в отрасли социальная сфера на селе находится в нелегком положении : наблюдается отставание сельского населения от городского по уровню и условиям жизни.

Из-за сокращения сельскохозяйственного производства были ликвидированы рабочие места, увеличился отток сельского населения. Продолжается тенденция сокращения трудовых кадров сельского хозяйства. Сократилась подготовка специалистов в профессиональных училищах для аграрного сектора.

Большинство объектов водоснабжения не имеет необходимых сооружений и оборудования, 80% локальных водопроводов нуждаются в реконструкции.

20 % локальных водопроводов — безхозные (подлежат регистрации и оценке силами и средствами бюджета поселения). В результате жители сельского поселения пользуются водой, не соответствующей санитарным нормам.

Существующая сельская дорожно-транспортная сеть находится в неудовлетворительном состоянии и требует колоссальных вложений.

Значительная удаленность населенных пунктов поселения друг от друга тормозит развитие торгово-бытового обслуживания населения и других видов сервиса.

Ситуация в местном самоуправлении остается сложной и противоречивой.

Прежде всего, не удается создать стабильную законодательную базу местного самоуправления. Об этом свидетельствуют многочисленные изменения в базовый Федеральный закон №131-ФЗ, а также в Налоговый, Бюджетный, Градостроительный, Земельный, Жилищный кодексы и другие федеральные и региональные законодательные акты.

Количество поправок Федерального закона №131-ФЗ перевалило за сотню, это показывает не столько несовершенство самого закона, сколько несовершенство законодательного механизма и его нестыковку с практикой в целом. Ведь страшны не пробелы в законе, а отсутствие стабильности. Невозможно ничего спланировать, так как не знаешь, что будет завтра. Мы в России занимаемся постоянным сотрясением механизма управления. Любой закон хорош, если его последовательно исполнять, оставлять между принятием поправок и вступлением их в силу достаточно времени на подготовку к реализации.

Федеральным законом № 131-ФЗ первоначально были закреплены более тридцати вопросов местного значения и права органов местного самоуправления на решение семи вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения.

В течени последних лет в результате принятия целого ряда федеральных законов более чем на треть увеличились по сравнению с первоначально установленными перечни вопросов местного значения. При этом перераспределения налоговых и неналоговых и иных доходных источников не производилось. В целом ряде федеральных законов установлены полномочия органов местного самоуправления, выходящие за пределы вопросов местного значения, определенных статьями 14,15,16 Федерального закона №131-ФЗ, и не переданы в установленном порядке в качестве делегированных федеральных полномочий, например:

-регистрационный учет граждан по месту пребывания и жительства при отсутствии органов миграционного учета (статья 4Закона РФ 25.06.1993г.№5242-1);

— участие в обеспечении проведения выборов в органы государственной власти РФ и субъектов РФ (статья 16,17,19,6 Федерального закона от 12.06.2002г.№67-ФЗ). Ситуация усугубляется тем, что во многих отраслевых законах субъектам РФ разрешается передавать на местный уровень переданные им федеральные полномочия(О Всероссийской переписи, О ветеранах, О социальной защите инвалидов в РФ и т.д.).

В этой связи необходимо разработать и принять федеральный закон, определяющий критерии и пределы делегирования федеральных и региональных полномочий на местный бюджет.

Главная проблема муниципального образования — финансовая необеспеченность. Доходная база сельского поселения не соответствует объему расходных обязательств так как Расходные обязательства подгоняются под планируемые доходы. Такой подход не позволяет предусмотреть в бюджете поселения средства на развитие муниципального образования. Запроса расчета реальной потребности бюджетных средств муниципального образования на решение вопросов местного значения не осуществлялось Минфином Ростовской области. В бюджете сельского поселения основная доля расходов состоит из расходов на оплату труда работникам и оплату коммунальных услуг бюджетных учреждений. В этих условиях органы местного самоуправления вынуждены финансировать многие другие расходные обязательства по остаточному принципу.

Не созданы социально-экономические стимулы развития муниципального образования и расширения собственной налоговой базы, поскольку почти все связанные с этим налоги поступают в бюджеты других уровней.

Принципиально важно, чтобы в местные бюджеты поступали налоги, уплачиваемые предприятиями малого и среднего бизнеса. Это позволит заинтересовать органы местного самоуправления в развитии малого и среднего бизнеса, так и производства вообще на соответствующей территории.

Таким образом, следует разработать комплекс мер по совершенствованию бюджетного и налогового законодательства РФ в целях стимулирования муниципальных образований к наращиванию собственного экономического потенциала.

Сковывают местную инициативу чрезмерный государственный контроль за деятельностью органов местного самоуправления, огромное количество надзорных инстанций, проверок и отчетности.

Местное самоуправление утрачивает свою автономию и все более встраивается в вертикаль государственной власти.

Проблема местного самоуправления не сводится только к нехватке финансовых средств (хотя это одна из основных проблем).

Следующая проблема — нехватка квалифицированных кадров.

Для большинства муниципальных руководителей характерно отсутствие опыта, знаний для системной работы, направленной на развитие сельского поселения.

Современное законодательство, наделяя органы местного самоуправления вопросами местного значения не учитывает тот факт, что вследствие немногочисленности штата сельских поселений или отсутствия квалифицированных кадров не способны на их решение. В штате сельского поселения отсутствуют:

3.Программист и т.д.

Одновременно законодательство ужесточает требования к вопросам внедрения электронного документооборота, проведения электронных аукционов, конкурсов, осуществления муниципального жилищного контроля, энергетической эффективности. Объем и сложность работы муниципальных служащих сельских поселений не соответствует уровню их оплаты труда. Из-за малочисленных штатов муниципальным служащим помимо прямых должностных обязанностей приходится выполнять разнообразные дополнительные обязанности, однако оплата труда за выполнение дополнительных работ не производится. Из-за низкой заработной платы происходит отток квалифицированных работников в иные сферы деятельности. В органы местного самоуправления приходит работать молодежь, но набравшись немного опыта, молодые люди увольняются.

Одним из наиболее эффективных способов обеспечения сельских поселений квалифицированными кадрами, является принятие на уровне субъекта Российской Федерации целевой программы, обеспечивающей финансирование или софинансирование обучения муниципальных кадров, потому что на местном уровне при формировании бюджета сельского поселения в условиях недостаточности бюджетных средств в числе первых «урезанию» подлежат затраты на подготовку, переподготовку и повышение квалификации муниципальных кадров.

Еще одним направлением в решении данного вопроса является повышение социального статуса муниципальных служащих ( повышение заработной платы и доведение ее до средней по стране, приравнивание ее размера к уровню оплаты труда государственных служащих и установить на федеральном уровне ряд гарантий и социальных льгот, которые бы частично компенсировали установленные законодательством о муниципальной службе ограничения и запреты).

Необходимо также активизировать работу по подготовке и использованию кадрового резерва муниципального образования. Следует создать систему своевременного замещения вакантных должностей муниципальной службы квалифицированными специалистами, состоящими в кадровом резерве, организовать работу с резервом кадров, применив определенную систему мотивации (карьерный рост, обеспечение жильем и т.д.).

Остро стоит проблема ремонта и обновления коммунальной инфраструктуры, слабо развита материально- техническая база.

Нормы Гражданского кодекса РФ содержат правовую неопределенность относительно компетенции органов местного самоуправления по осуществлению полномочий по принятию мер по постановке на учет бесхозного недвижимого имущества, его содержанию в период нахождения на таком учете, оформлению прав муниципальной собственности на указанное имущество. Необходимо четко регламентировать указанные вопросы в законодательстве РФ с учетом компетенции органов местного самоуправления, установленной нормами Федерального закона №131-ФЗ.

Важнейшей на сегодня становится задача повышения качества управления и эффективности принимаемых органами местного самоуправления решений в целях повышения уровня жизни граждан.

Для решения задачи повышения эффективности бюджетных расходов продолжается работа по внедрению программно-целевого принципа деятельности органов местного самоуправления и подготовки к переходу, начиная с 2014 года к «программному бюджету».

Распоряжением Правительства РФ от 18 марта 2013 года №376-р утверждена государственная программа Российской Федерации «Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, повышения устойчивости бюджетов субъектов РФ», которая рассчитана до 2020 года.

Целью программы является обеспечение равных условий для устойчивого исполнения расходных обязательств субъектов Российской федерации и повышения качества управления государственными финансами субъектов Российской Федерации и муниципальными финансами.

Для ее достижения требуется решение трех основных задач:

1.Совершенствование системы распределения и перераспределения финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации;

2.Сокращение дифференциации субъектов Российской Федерации в уровне их бюджетной обеспеченности, сбалансированности региональных и местных бюджетов;

3.Повышение эффективности управления государственными финансами субъектов Российской Федерации и муниципальными финансами.

Органам местного самоуправления следует принимать меры по увеличению доходной базы местных бюджетов(в частности, обеспечить постановку на налоговый учет незарегистрированного имущества, расположенного на территории муниципального образования), активно использовать механизм межмуниципального сотрудничества в решении вопросов оптимизации расходных обязательств, изучать положительный опыт совершенствования управления бюджетными расходами.

В то же время не стоит забывать о политическом аспекте местного самоуправления. Без укрепления демократии, без сближения власти с народом ни экономические, ни кадровые улучшения не дадут должного эффекта, ведь если местная власть будет далека от граждан, полученные ресурсы не будут использоваться в интересах жителей. Важная роль в этом отношении принадлежит государству и органам местного самоуправления, которые должны создать условия для участия граждан в общественно-политических процессах, в принятии решений в вопросах, напрямую затрагивающих их повседневную жизнь.

Вместе с тем нужно расширить круг полномочий представительной власти:

1)-функция контроля за исполнительной властью;

2)-планирование развития территории поселения;

3)-функция защиты интересов жителей поселения;

4)-функция общественного контроля — территориальное общественное самоуправление.

Органы местного самоуправления должны иметь больше возможностей влиять на формирование инвестиционного климата и решение социально-экономического развития на своей территории, но для этого им требуются необходимые и достаточные публичные полномочия в соответствующих сферах общественных отношений, а также стабильная и достаточная финансовая база для их реализации.

Студенческий научный форум — 2014
VI Международная студенческая научная конференция

В рамках реализации «Государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» и направления «Вовлечение молодежи в инновационную деятельность и научно-техническое творчество» коллективами преподавателей различных вузов России в 2009 году было предложено совместное проведение электронной научной конференции «Международный студенческий научный форум».

Пути повышения доходной части местного бюджета (на примере Нижнекамского муниципального образования Республики Татарстан)

Цитирование:

Комментарии(<< comments.length >>)

Ссылка на экспорт

  • 428005, г. Чебоксары,
    ул. Гражданская,
    Дом 75
  • Телефон: 8-800-775-0902
  • +7 (8352) 222-490
  • [email protected]
  • interactive-plus

Присоединяйтесь

Содержимое данной страницы доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» 4.0 International

Форма подписки

Подпишитесь на нашу рассылку и станьте одним из первых, кто будет в курсе всех новостей!

На вашу почту выслана инструкция для подтверждения учетной записи.

Благодарим за интерес, проявленный к нашей компании!

Основные источники доходов местного бюджета

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 17.12.2016 2016-12-17

Статья просмотрена: 2177 раз

Библиографическое описание:

Быкова Н. Н. Основные источники доходов местного бюджета // Молодой ученый. — 2016. — №28. — С. 362-366. — URL https://moluch.ru/archive/132/36952/ (дата обращения: 22.11.2018).

При развитии рыночных принципов хозяйствования, функции местных органов власти приобретают расширенный и всё более сложный характер, а проводимые реформы приходятся на нижний уровень бюджетной системы. Именно бюджетам муниципальных образований необходимо уделять особое внимание, ведь они представляют собой гарант финансового обеспечения развития регионов.

Ключевые слова: местный бюджет, межбюджетные отношения, бюджетная политика, дефицит бюджета, профицит бюджета

Доходы муниципального бюджета, как и всех других бюджетов, представляют собой экономические отношения, возникающие у муниципального образования с государством, юридическими и физическими лицами в процессе формирования фондов денежных средств.

Согласно Бюджетному кодексу РФ доходы местного бюджета включают в себя налоговые, неналоговые и безвозмездные поступления.

Собственные доходы муниципальных образований представляют собой средства, получаемые в результате принятия самостоятельных решений. Органы местного самоуправления могут распоряжаться ими по своему усмотрению. Средства, не являющиеся их собственными доходами, муниципальные бюджеты получают по решениям государственных органов, при этом повлиять на такие решения органы местного самоуправления зачастую не могут.

К налоговым доходам Бюджетный кодекс РФ относит поступления от федеральных, региональных и местных налогов, включая пени и штрафы по ним.

Большую роль в доходах муниципальных образований играют регулирующие налоги. Они включают в себя федеральные и региональные налоги, по которым ежегодно устанавливаются процентные нормативы отчислений в местные бюджеты. На федеральном уровне утверждаются единые нормативы отчислений по каждому виду регулирующих налогов для всех субъектов РФ. Для местных бюджетов могут устанавливаться как единые, так и дифференцированные нормативы [1, с. 85].

Весомую часть доходов муниципальных бюджетов составляют местные налоги и сборы.

Налоговый кодекс РФ предусматривает следующие местные налоги:

– налог на имущество физических лиц.

Органы местного самоуправления имеют право устанавливать по ним налоговые ставки, налоговые льготы, а также самостоятельно распоряжаться полученными от этих налогов доходами.

Кроме вышеперечисленного, в бюджет муниципального образования поступают неналоговые доходы:

– от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности; от сдачи имущества в аренду;

– платных услуг, которые оказывают органы местного самоуправления (например, государственная пошлина).

Определенную часть неналоговых поступлений в местный бюджет составляют штрафы (за загрязнение окружающей среды, нарушение правил торговли и уличного движения и др.).

Большое значение для обеспечения финансовой самостоятельности местного самоуправления имеет признание ст. 8 Конституции РФ муниципальной собственности.

В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с законодательством, вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование, отчуждать, совершать иные сделки [2]. Это означает, что органы местного самоуправления обладают всеми необходимыми правами для получения доходов от использования муниципальной собственности.

Однако следует отметить, что управление муниципальной собственностью может быть как источником дохода для местного бюджета, так и статьей расхода, принося убытки. Это зависит от эффективности управления муниципальной собственностью органов местного самоуправления, их способностью, избегая излишних расходов, извлекать из нее прибыль. Большую роль при этом играет профессионализм и компетенция муниципальных служащих.

Источником доходов большинства муниципальных бюджетов является финансовая помощь, получаемая муниципалитетами от государственной власти вышестоящего уровня. Такая финансовая помощь оказывается за счет средств, аккумулированных в специальном фонде поддержки муниципальных образований. Фонд создается посредством накопления отчислений от федеральных налогов и налогов, поступающих в бюджеты субъектов Федерации. Распределение средств фонда осуществляется между муниципальными образованиями с учетом численности их населения, размеров территории, доли в населении детей различного возраста, пенсионеров, уровня жизни людей (дохода на душу населения) и других параметров. Финансовая помощь оказывается в виде дотаций, субвенций и субсидий [1, с. 87].

Бюджетный кодекс РФ определяет дотации как межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования [3]. То есть дотации не имеют целевого назначения и могут расходоваться органами местного самоуправления по их усмотрению.

С дотациями связан такой важный для местного самоуправления институт, как выравнивание бюджетной обеспеченности.

Финансовая помощь в виде субсидий имеет целевой характер. Субсидии предоставляются в виде долевого финансирования мероприятий муниципальных программ, направленных на развитие муниципальных образований. Размер субсидий зависит от качества представленного на конкурс инвестиционного проекта, от величины показателей социально-экономического развития и пр.

На сегодняшний день можно отметить стабильность в соотношении доходности федерального бюджета, региональных бюджетов и бюджетов муниципальных образований. Сложившуюся ситуацию хорошо иллюстрирует рисунок 1.

Рис. 1. Структура доходов консолидированного бюджета РФ за 2011-2014 годы [4-11]

Очевидно, что в течение четырех лет с 2011 по 2014 гг. сохраняется постоянное соотношение между доходами бюджетов разных уровней. Большая часть финансовых ресурсов (около 56 %) сосредоточена в федеральном бюджете. В региональные бюджеты поступает в среднем 30 % доходов консолидированного бюджета. На долю доходов местных бюджетов приходится всего 14 %.

При этом следует отметить, что на органы местного самоуправления возложено большое количество обязанностей по решению различных вопросов местного значения, предоставлению безвозмездных муниципальных услуг населению и т.п. Это требует значительных финансовых ресурсов.

Рис. 2. Структура расходов консолидированного бюджета РФ за 2011-2014 годы [4-11]

Диаграммы на рисунках 1 и 2 показывают, что разрыв между долями доходов и расходов местных бюджетов незначительный — в пределах 1 %, поскольку недостаточный для выполнения всех возложенных на муниципалитеты полномочий объем финансирования восполняется за счет дотаций, субсидий и прочих межбюджетных трансфертов. На рисунке 3 показан уровень безвозмездных поступлений в местные бюджеты.

Здесь отражена ситуация 2011-2014 гг., которая говорит о сохранении стабильно высокого (свыше 60 %) уровня дотационности местных бюджетов. Причинами сложившейся тенденции являются изменения бюджетного и налогового законодательства, и как следствие, отсутствие заинтересованности местного самоуправления в развитии экономики территории, а также искусственное недопущение органами местного самоуправления роста собственных доходов местного бюджета в надежде на увеличение финансовой помощи со стороны бюджетов более высокого уровня. Следствием всего вышеперечисленного становится существенная потеря самостоятельности муниципалитетов в решении вопросов, исходя из интересов населения.

Рис. 3. Соотношение между безвозмездными поступлениями и налоговыми и неналоговыми доходами бюджетов муниципальных образований за 2011-2014 годы [8-11]

Для исправления данной ситуации необходимо следующее:

– увеличение доли налоговых доходов местных бюджетов;

– эффективное управление муниципальной собственностью, приносящее доход в местный бюджет.

В заключении можно отметить, что местным бюджетам в бюджетной системе России отводится довольно значительная роль, несмотря на их низшее положение в её иерархии. Они являются неотъемлемым звеном в государственном устройстве страны, её бюджетном устройстве.

Построение и функционирование бюджетов всех уровней, несомненно, основывается на определенных принципах, которые закреплены в Бюджетном кодексе РФ. В нем же определены их полномочия и самостоятельность. Но как совокупность местных бюджетов, так и каждый из них находится во взаимосвязи с бюджетами вышестоящих уровней, что в свою очередь предопределяет возникновение такого понятия как межбюджетные отношения. Их значимость в бюджетном процессе также нельзя отрицать, несмотря на все трудности в их формировании и реформировании.

Местный бюджет за 2014

Исполнение местного бюджета по доходам

Доходы местного бюджета на 2016 год утверждены в сумме 4070,2 млн. рублей. За январь-декабрь 2016 года в местный бюджет поступило 4018,4 млн. рублей. По сравнению с аналогичным периодом 2015 года поступления снизились на 248,4 млн. рублей или на 5,8%.

Структура доходов местного бюджета характеризуется следующими показателями:

Темп роста (снижения), %

Удельный вес (2016 год), %

Всего налоговых и неналоговых доходов

Основными источниками формирования собственных доходов местного бюджета в 2016 году явились: налог на доходы физических лиц – 56,8% от суммы собственных доходов, налоги на имущество – 2,9%, налоги на совокупный доход – 11,6%, доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности – 19,7%, доходы от продажи материальных и нематериальных активов – 4,5%. В отчетном периоде собственные доходы составили 1217472,1 тыс. рублей и увеличились на 1,5% по отношению к 2015 году.

За январь-декабрь 2016 года в бюджет города поступило 891769,6 тыс. рублей налоговых доходов. В общей сумме доходов консолидированного бюджета городского округа налоговые доходы составляют 22,2%. По сравнению с аналогичным периодом 2015 года налоговые доходы увеличились на 3,4%, или на 29241,8 тыс. рублей.

Основную долю налоговых поступлений бюджета городского округа город Мегион составляет налог на доходы физических лиц – 77,6%. По сравнению с аналогичным периодом 2015 года налог на доходы физических лиц увеличился на 4,1% и составил 691887,7 тыс. рублей.

В отчетном периоде на 0,1% снизились налоги на совокупный доход. Единый налог на вмененный доход составил 47212,0 тыс. рублей и снизился на 14,4%. Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения за январь-декабрь 2016 года составил 85918,6 тыс. рублей, темп роста по отношению к аналогичному периоду 2015 года составил 104%. Поступление доходов от выдачи патентов в местный бюджет за 2016 год составило 8240,0 тыс. рублей, что в 2,2 раза больше чем 2015 году.

Исполнение местного бюджета по неналоговым доходам за 2016 год составило 325702,5 тыс. рублей и по сравнению с аналогичным периодом 2015 года неналоговые доходы снизились на 3,3%. Удельный вес неналоговых доходов в собственных доходах местного бюджета составляет 26,8%.

Наибольшую долю – 73,8% в неналоговых доходах местного бюджета составляют доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, которые за январь-декабрь 2016 года составили 240284,7 тыс. рублей. По сравнению с аналогичным периодом 2015 года данные поступления снизились на 6,5%.

Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства увеличились по сравнению с аналогичным периодом 2015 года на 62,2% и составили 2034,5 тыс. рублей.

Основную часть доходов бюджета городского округа город Мегион составляют безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы, что свидетельствует о высокой дотационности городского округа. Доля безвозмездных поступлений за отчетный период снизилась по сравнению с 2015 годом на 2,2 процентных пункта (с 71,9% за 2015 год до 69,7% за 2015 год). Общая сумма безвозмездных поступлений за отчетный период составила 2800904,1 тыс. рублей, или 91,3% к аналогичному периоду 2015 года.

В расчете на одного жителя доходы бюджета городского округа город Мегион за 2016 год составили 72315 рублей.

Исполнение местного бюджета по расходам

Основной целью бюджетной политики в области расходов в отчетном периоде являлось обеспечение расходных обязательств городского округа с соблюдением качества и условий предоставления муниципальных услуг, обеспечение достойной жизни жителей города, содействие социальному и экономическому развитию города при безусловном учете эффективности и результативности бюджетных расходов.

сумма, тыс. рублей

сумма, тыс. рублей

Обслуживание государственного и муниципального долга

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

Средства массовой информации

Физическая культура и спорт

Расходная часть бюджета городского округа город Мегион на 2016 год утверждена в сумме 4272,3 млн. рублей. Исполнение консолидированного бюджета городского округа город Мегион за январь-декабрь 2016 года составило 4098,0 млн. рублей. По сравнению с аналогичным периодом 2015 года расходы снизились на 1,8%.

Бюджет городского округа остается социально направленным. В структуре расходов бюджета доминируют отрасли социального блока: образование, культура, физкультура и спорт, социальная политика, которые занимают от общего объема уточненных бюджетных ассигнований 62,1%, что позволило обеспечить доступность и качество услуг, непосредственно влияющих на уровень жизни населения.

Кроме социальной сферы, расходы бюджета городского округа город Мегион были направлены на финансирование по таким сферам как:

— общегосударственные вопросы – 369910,4 тыс. рублей;

-национальная безопасность и правоохранительная деятельность – 46143,6 тыс. рублей;

— национальная экономика – 511808,1 тыс. рублей;

— жилищно-коммунальное хозяйство – 540948,5 тыс. рублей.

По итогам 2016 года консолидированный бюджет городского округа город Мегион исполнен с дефицитом 79649,0 тыс. рублей.

Большинство задач в сфере доходов, поставленных в предыдущие годы, сохраняют свою актуальность. Политика в данной сфере направлена на сохранение, развитие и наращивание доходной базы. Поэтому повышение уровня собираемости и увеличения доходной части бюджета города стала одной из приоритетных задач на территории муниципального образования.

Осуществляется сотрудничество и обмен информацией с крупнейшими налогоплательщиками, осуществляющими свою деятельность на территории города и Правительством Тюменской области. Согласно заключенным Соглашениям о благотворительных пожертвованиях в городской бюджет в течение 2016 года поступило 18363,8 тыс.рублей на решение социально значимых задач.

В целях осуществления мер, направленных на ликвидацию задолженности организаций и физических лиц продолжила работу комиссия по мобилизации доходов в бюджет города. В течение отчетного периода проведено пять заседаний комиссии, на котором рассмотрены следующие вопросы:

-неуплата страховых взносов организациями в пенсионный фонд;

-анализ сокращения или увеличения недоимки, принимаемые меры по повышению собираемости налоговых платежей на территории городского округа город Мегион;

-анализ сокращения или увеличения недоимки, принимаемые меры по повышению собираемости неналоговых платежей на территории городского округа;

-неуплата доходов, получаемых в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые разграничена;

-отчет о проделанной работе с исполнительными листами, направленными в адрес отдела Федеральной службы судебных приставов по городу Мегиону;

-неуплата налога на доходы физических лиц организациями – налоговыми агентами.

С 37 индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами проведена разъяснительная работа о необходимости своевременной уплаты платежей в бюджет.

Проводилась работа со списками должников, работников администрации города, органов администрации города, бюджетных, казенных и автономных учреждений города на предмет задолженности по уплате налогов и сборов во все уровни бюджетов.

В средствах массовой информации, а также на официальном сайте администрации города Мегиона размещается информация для населения о необходимости погашения задолженности, проведены семинары с налогоплательщиками.

В связи с принятием Федерального закона от 02.04.2014 №52-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации с 1 января 2015 года организации, применяющие упрощенную систему налогооблажения и единый налог на вмененный доход уплачивают налог на имущество организаций, по отдельным объектам недвижимого имущества, исходя из кадастровой стоимости такого имущества. Проводилась адресная информационная кампания по доведению всех сведений до потенциальных налогоплательщиков налога на имущество.

В рамках проведенных мероприятий по взысканию задолженности по оплате за муниципальное имущество, включая земельные участки, в бюджет города поступило 24543,3 тыс. рублей.

В целях реализации решения Думы города Мегиона от 27.11.2015 №47 «О бюджете городского округа город Мегион на 2016 год» разработан план мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и сокращению муниципального долга городского округа. Планируемый бюджетный эффект от мероприятий по росту доходов в 2016 году составит 44202,6 тыс. рублей. Фактический бюджетный эффект от проведения мероприятий по росту доходов за 2016 год составил 46250,9.

Продолжается работа по сокращению невыясненных платежей. За 2016 год составлено и направлено в Управление Федерального казначейства по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре 1241 уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа, которые впоследствии были уточнены и зачислены на соответствующие коды доходов бюджетной классификации.

В рамках проведения анализа обоснованности и эффективности применения налоговых льгот, было принято постановление администрации города от 26.07.2011 №1687 «О бюджетной, социальной и экономической эффективности предоставляемых налоговых льгот», которым утвержден Порядок оценки бюджетной, социальной и экономической эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот». В соответствии с нормативно правовым актом осуществляется мониторинг налоговых льгот по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц. Льготы, которые предоставлены на основании нормативных актов представительного органа местного самоуправления, обоснованы и эффективны, т.к. предоставляются социально-незащищенным категориям населения, учреждениям, которые финансируются только из бюджета городского округа.

В целях осуществления финансового контроля за задолженностью по налогам и сборам, во избежание возникновения задолженности, регулярно проводится мониторинг задолженности по налогам и сборам с использованием интернет-сайта Управления Федеральной налоговой службы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

С целью выявления и погашения задолженности по налогам, пеням, штрафам проведена совместная работа с Управлением Федеральной налоговой службой по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре. Муниципальным учреждениям направлены письма о незамедлительном погашении имеющейся задолженности.

Проводится работа по восстановлению дебиторской задолженности, числящейся на балансе бюджетных учреждений. По состоянию на 01.01.2017 года в части средств местного бюджета восстановлено 1700,4 тыс. рублей, в части средств ХМАО – 334,1 тыс. рублей.

Проводятся мероприятия по недопущению нецелевого использования субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, полученных из бюджета автономного округа и имеющих целевое назначение.

По состоянию на 01 число каждого месяца отсутствует просроченная кредиторская задолженность по выплате заработной платы работников бюджетной сферы и начислениям на выплаты по оплате труда, по оплате коммунальных услуг.

Погашение кредиторской задолженности осуществляется по мере поступления доходов в бюджет городского округа.

Комментарии запрещены.