Моральные нормы воспитателя

Кодекс учителя

На «Педагогической ассамблее», которая проходила в январе в Санкт-Петербурге и открывала Год учителя, был представлен проект «Профессионального кодекса учителя». Мы публикуем проект Кодекса и ждем откликов учителей, директоров, а также.

На «Педагогической ассамблее», которая проходила в январе в Санкт-Петербурге и открывала Год учителя, был представлен проект «Профессионального кодекса учителя».

Мы публикуем проект Кодекса и ждем откликов учителей, директоров, а также родителей и детей.

Профессиональный кодекс учителя

Преамбула

Нормами Профессионального кодекса учителя руководствуются в своей деятельности все учителя, работающие со школьниками. Цель кодекса – опре-делить основные нормы профессиональной этики в отношениях учителя с уче-никами и их родителями, с педагогическим сообществом и государством.

Общие положения

Раздел 1

Источники этики учителя

Нормы этики учителя устанавливаются на основании Конституции РФ, Закона РФ «Об образовании» и принятых в соответствии с ним иных законода-тельных и локальных актов, норм международного права, а также общечелове-ческих моральных норм и традиций российской школы.

1.2. Принципы этики учителя

При осуществлении своей деятельности учитель руководствуется следующими принципами:

Раздел 2

Личность учителя

2.1. Учитель должен стремиться стать положительным примером для своих учеников.

2.2. Учитель не должен заниматься противокультурной, аморальной, неправомерной деятельностью. Учитель дорожит своей репутацией.

2.3. Учитель должен быть требователен к себе, стремиться к самосовершенствованию.

2.4. Учитель не должен терять чувства меры и самообладания.

2.5. Учитель соблюдает правила русского языка, культуру своей речи, не допускает использование ругательств, грубых и оскорбительных фраз.

2.6. Учитель является честным человеком, соблюдающим законодательство. С профессиональной этикой учителя не сочетаются ни полу-чение взятки, ни ее дача.

2.7. Учитель должен бережно и обоснованно расходовать материальные и другие ресурсы. Он не должен использовать имущество школы или другого воспитательного учреждения (помещения, мебель, телефон, телефакс, компьютер, копировальную технику, другое оборудование, почтовые услуги, транспортные средства, инструменты и материалы), а также свое рабочее время для личных нужд.

Раздел 3

Взаимоотношения учителя с учениками

3.1. Учитель выбирает подходящий стиль общения с учениками, основанный на взаимном уважении.

3.2. Учитель в своей работе не должен унижать честь и достоинство учеников ни по каким основаниям, в том числе по признакам возраста, пола, национальности, религиозных убеждений и иных особенностей.

3.3. Учитель является беспристрастным, одинаково доброжелательным и благосклонным ко всем своим ученикам.

3.4. Требовательность учителя по отношению к ученикам должна быть позитивной и обоснованной.

3.5. Учитель выбирает методы работы с учениками, развивающие в них такие положительные черты и качества как самостоятельность, самоконтроль, самовоспитание, желание сотрудничать и помогать другим.

3.6. Учитель следует стремиться к повышению мотивации обучения у учеников, к укреплению веры в их силы и способности.

3.7. Приняв необоснованно принижающие ученика оценочные решения, учителю следует немедленно исправить свою ошибку.

3.8. Учитель справедливо и объективно оценивает работу учеников, не допуская завышенного или заниженного оценочного суждения.

3.9. Учитель обязан в тайне хранить информацию, доверенную ему учениками, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

3.10. Учитель не должен злоупотреблять своим служебным положением, используя своих учеников для каких-либо услуг или одолжений в личных целях.

3.11. Учитель не имеет права требовать от учеников дополнительного вознаграждения за свою работу, за исключением случаев, предусмотренных в законодательстве.

Взаимоотношения учителя с педагогическим сообществом

3.12. Учителя стремятся к взаимодействию друг с другом, оказывают взаимопомощь, уважают интересы друг друга и администрации образовательного учреждения (далее – ОУ).

3.13. Учителей объединяют взаимовыручка, поддержка, открытость и доверие.

3.14. Учитель имеет право открыто выражать свое мнение по поводу работы своих коллег, не распространяя сплетни. Любая критика, высказанная в адрес другого учителя, должна быть объективной и обоснованной.

3.15. Администрация не может требовать или собирать информацию о личной жизни учителя, не связанной с выполнением им своих трудовых обязанностей.

3.16. Учитель имеет право на поощрение от администрации ОУ. Личные заслуги учителя не должны оставаться в стороне.

3.17. Учитель имеет право получать от администрации информацию, имеющую значение для работы ОУ. Администрация не имеет права скрывать информацию, которая может повлиять на работу учителя и качество его труда.

3.18. Инициатива приветствуется.

3.19. Важные для педагогического сообщества решения принимаются в учреждении на основе принципов открытости и общего участия.

3.20. Учитель в процессе учебно-воспитательной деятельности должен активно сотрудничать с психологами, врачами, родителями для развития личности и сохранения психического, психологического и физического здоровья учеников.

Взаимоотношения учителя с родителями учеников

3.21. Учителя должны уважительно и доброжелательно общаться с родителями учеников.

3.22. Учитель консультирует родителей по вопросам образования учеников.

3.23. Учитель не разглашает высказанное детьми мнение о своих родителях или мнение родителей — о детях.

3.24. Отношения учителей с родителями не должны оказывать влияния на оценку личности и достижений детей.

3.25. На отношения учителей с учениками и на их оценку не должна влиять поддержка, оказываемая их родителями образовательному учреждению.

Взаимоотношения учителя с обществом и государством

3.26. Учитель не только обучает детей, но и является общественным просветителем, хранителем культурных ценностей, порядочным образованным человеком.

3.27. Учитель старается внести свой вклад в развитие гражданского общества.

3.28. Учитель понимает и исполняет свой гражданский долг и социальную роль.

Заключительные положения

4.1. При приеме на работу в ОУ руководитель ОУ должен оговорить, что учитель должен действовать в пределах своей профессиональной компетенции на основе кодекса учителя и ознакомить учителя с содержанием указанного кодекса.

4.2. Нарушение положений кодекса учителя рассматривается педагогическим коллективом и администрацией ОУ, а при необходимости – более высокой профессиональной организацией.

Статья на тему:
Статья для воспитателей «Специфика профессиональной нравственности и профессиональной этики педагога»

Нравственная жизнь личности и общества отличается значительным многообразием, имеет множество оттенков и проявлений. Из повседневной жизни не так легко воплотить даже простые нормы нравственности, не говоря уже о высших нравственных ценностях. Но существуют еще такие виды деятельности, в которых реализация нравственных принципов отличается повышенной напряженностью, сложностью. Обычно в этих видах деятельности непосредственным объектом воздействия является сам человек. Поэтому можно сказать, что профессиональная нравственность (мораль) есть конкретизация общечеловеческих принципов морали применительно к условиям деятельности данной профессии. Можно говорить о специфической нравственности врача, священнослужителя, юриста, учителя, руководителя и т.д. Конкретные проявления профессиональной нравственности изучает — профессиональная этика.

Специфику профессиональной нравственности не трудно обнаружить уже в самых первых ее вариантах. Вот, например, требования, которые предъявлялись к учителю. Уже в Древней Греции имелось довольно ясное представление о поведении учителя, его нравственных качествах. От него требовалось, прежде всего, знание своего предмета, любви к детям, умение ясно излагать материал, строго контролировать свое поведение, не раздавать легко ни наград, ни наказаний. Как это ни покажется странным, уже тогда была проблема пьянства и от учителя требовалась трезвость. Нетрудно представить, сколь усложнилась деятельность учителя в настоящее время и сколь трудно ныне реализовывать нравственные ценности в самых разнообразных ситуациях, в отношениях с современными вундеркиндами и их родителями. От учителя требуется наличие особого такта, творчества, выдержанности и общей культуры. Учитель обязан осознавать свою особую роль в обществе.

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 27 « Искорка» города Белово

Статья для педагогов

Специфика профессиональной нравственности и профессиональной этики педагога

Важным основанием профессиональной культуры педагога является педагогическая этика, определяющая нормативные нравственные позиции, которыми необходимо руководствоваться педагогу в процессе общения с учащимися, их родителями, коллегами. Элементы педагогической этики появились вместе с возникновением педагогической деятельности как особой общественной функции. Учителю же в этом процессе отводится особая роль. Закладывая основы материалистического мировоззрения, он призван давать учащимся и основы этических знаний. Для этого учителю необходимо самому вполне усвоить идеи и ценности высокой морали и по мере сил стремиться воплощать их в жизнь. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что учитель становится воспитателем, лишь овладев тончайшим инструментом воспитания – наукой о нравственности, этикой. Без знания теории морали сегодня не может быть полноценной профессиональная подготовка учителя.

Поэтому он строг и демократичен одновременно. Разумеется, даже самый лучший учитель – живой человек, и у него могут быть ошибки, промашки, досадные срывы, однако из любой ситуации он находит поистине человеческий выход, поступает бескорыстно, справедливо и благожелательно, никогда не проявляя утилитарного расчёта, высокомерия и мстительности. Настоящий воспитатель, как ни затёрто это звучит, учит добру, причём делает это как словесно, так и личным примером [1].

Педагогическая этика — это составная часть этики, отражающая специфику функционирования морали в условиях целостного педагогического процесса, наука о разных нравственных аспектах деятельности учителя.

Специфика педагогической этики обусловлена, прежде всего, тем, что педагог имеет дело с весьма хрупким, динамичным «объектом воздействия» — ребенком. Отсюда повышенная деликатность, тактичность, ответственность.

Элементы педагогической этики появились вместе с возникновением педагогической деятельности как особой общественной функции.

Педагогическая этика является самостоятельным разделом этической науки и изучает особенности педагогической морали, выясняет специфику реализации общих принципов нравственности в сфере педагогического труда, раскрывает её функции, специфику содержания принципов и этических категорий.

Перед педагогической этикой стоит целый ряд насущных задач. В числе которых:

  1. исследование методологических проблем, сущности, категорий и специфики педагогической морали,
  2. разработка нравственных аспектов педагогического труда как особого вида педагогической деятельности,
  3. выявление требований, предъявляемых к нравственному облику учителя,
  4. изучение сущности и особенностей индивидуального нравственного сознания педагога,
  5. исследование характера нравственных отношений учителя с учениками,
  6. разработка вопросов нравственного воспитания и самовоспитания педагога.

Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий педагогической морали и моральных ценностей. Моральными ценностями можно назвать систему представлений о добре и зле, справедливости и чести, которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков людей и т.п. К педагогической деятельности применимы все основные моральные понятия, однако отдельные понятия отражают такие черты педагогических воззрений, деятельности и отношений, которые выделяют педагогическую этику в относительно самостоятельный раздел этики. Среди этих категорий – профессиональный педагогический долг, педагогическая справедливость, педагогическая честь и педагогический авторитет [2].

Справедливость вообще характеризует соответствие между достоинствами людей и их общественным признанием, правами и обязанностями; педагогическая справедливость имеет специфические черты, представляя собой своеобразное мерило объективности учителя, уровня его нравственной воспитанности (доброты, принципиальности, человечности), проявляющейся в его оценках поступках учащихся, их отношения к учёбе, общественно полезной деятельности и т.д. Справедливость это нравственное качество учителя и оценка мер его воздействия на учащихся, соответствующая их реальным заслугам перед коллективом. Специфика педагогической справедливости заключается в том, что оценка действия и ответная реакция на неё находятся у педагога и учащихся на разных уровнях нравственной зрелости; в том, что определение меры объективности зависит от педагога в большей степени; в том, что общей моральной оценке подвергается взаимодействие сторон с неравной самозащитой; наконец, в том, что педагогически необходимое, запрограммированное педагогом, может не осознаваться учениками [3].

Профессиональный педагогический долг – одна из важнейших категорий педагогической этики. В этом понятии концентрируются представления о совокупности требований и моральных предписаний, предъявляемых обществом к личности учителя. К выполнению профессиональных обязанностей: осуществлять определённые трудовые функции, преимущественно интеллектуальные, правильно строить взаимоотношения с учащимися, их родителями, коллегами по работе, глубоко осознавать свое отношение к выбранной профессии, ученическому и педагогическому коллективу и обществу в целом. Основой профессионального педагогического долга являются объективные и актуальные потребности общества в обучении и воспитании подрастающих поколений. В профессиональном долге педагога запрограммирована необходимость творческого отношения к своему труду, особая требовательность к себе, стремление к пополнению профессиональных знаний и повышению педагогического мастерства, необходимость уважительного и требовательного отношения к учащимся и их родителям, умение разрешать сложные конфликты школьной жизни.

Профессиональная честь в педагогике – это понятие, выражающее не только осознание учителем своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его моральных заслуг и качеств. Высокоразвитое осознание индивидуальной чести и личного достоинства в профессии педагога выделяется отчётливо. Если учителем в своём поведении и межличностных отношениях нарушаются требования, предъявляемые обществом к идеалу педагога, то соответственно им демонстрируется пренебрежение к профессиональной чести и достоинству. Честь учителя – общественная оценка его реальных профессиональных достоинств, проявляющихся в процессе выполнения им профессионального долга [1]. Наконец, педагогический авторитет учителя – это его моральный статус в коллективе учащихся и коллег, это своеобразная форма дисциплины, при помощи которой авторитетный и уважаемый учитель регулирует поведение воспитуемых, влияет на их убеждения. Педагогический авторитет зависит от предшествующей морально-этической и психолого-педагогической подготовки учителя. Уровень его определяется глубиной знаний, эрудицией, мастерством, отношением к работе и т.д.

Педагогическая мораль представляет собой систему общих и частных норм, правил и обычаев, находящихся между собой в сложных взаимоотношениях. Для того чтобы эффективно регулировать поведение учителя, система требований педагогической морали должна обладать внутренней согласованностью, то есть общие и частные нормы, правила и обычаи должны составлять единое целое [4].

Педагогическая мораль – это система нравственных требований, предъявляемых к учителю в его отношении к самому себе, своей профессии, к обществу, к детям и остальным участникам учебно-воспитательного процесса. Она выступает одним из регуляторов поведения учителя в педагогическом труде. Система требований педагогической морали является выражением профессионального долга учителя, его нравственных обязанностей перед обществом, педагогическим коллективом и перед своим призванием.

Общая норма педагогической морали является широким и содержательным требованием, охватывает наиболее типичные ситуации и представляет наиболее широкое требование в отношении учителя к педагогическому труду, учащимся и их родителям, коллегам, что даёт общее направление его поведению. Частная нравственно-педагогическая норма обобщает более узкий круг отношений и фактов поведения учителя и раскрывает часть содержания и объёма требования, заключённого в той или иной общей форме. Нравственное сознание педагога — это осознание норм своего поведения, характера взаимоотношений в обществе и ценности качеств человеческой личности, что закрепляется во взглядах, представлениях, чувствах и привычках. Общественное сознание даёт обобщённое теоретическое и идеологическое обоснование морали как общественного явления; в индивидуальном нравственном сознании отражается ещё и специфика той среды, с которой человек постоянно взаимодействует.
Нравственные взгляды учителя характеризуются полнотой и устойчивостью. Одним из элементов нравственного сознания учителя является осознание им нравственных ценностей и осмысление того, как осуществляется восприятие этих ценностей его воспитанниками. Основой формирования нравственных взглядов учителя является знание принципов, требований и норм морали и их специфического отражения в педагогической деятельности [3]. Педагогическая этика рассматривает нравственные убеждения как моральные знания, ставшие нормой поведения учителя, его собственной позицией в системе отношений к обществу, своей профессии, труду, коллегам, учащимся и их родителям. Учитель не может ограничиваться знанием нравственных норм и принципов, хотя они и являются условием правильной ориентации в действительности – он должен иметь твёрдые идейно-нравственные убеждения, являющиеся предпосылкой для активной сознательной деятельности по целенаправленному формированию личности воспитанника.

Этические знания и нравственные взгляды становятся убеждениями личности в процессе социальной практики и под воздействием объективных условий трудовой деятельности. Требованиям профессиональной педагогической этики отвечает убеждённость, органически сочетающаяся с подлинной сознательностью, принципиальностью и требовательностью к себе.

В профессиональной педагогической этике нравственные чувства учителя рассматриваются как эмоциональная сторона его духовной деятельности, характеризующая наряду с убеждениями субъективную моральную позицию по отношению к профессиональной деятельности и участникам воспитательного процесса. Нравственные чувства выступают как средство формирования личности и как одна из задач нравственного воспитания. Нравственные чувства учителя можно условно разделить на несколько групп в соответствии с отражаемым объектом. В группе чувств, регулирующих отношение педагога к своей профессии, выделяются чувства профессионального долга, ответственности; самокритичность, гордость, честь и др. определяют отношение учителя к себе как представителю педагогической профессии; наконец, особую группу составляют чувства, отражающие отношение к участникам педагогического процесса.

В основе нравственных отношений педагога лежат зависимости между предписаниями долженствования и субъективным восприятием этих предписания личностью, между личностными и общественными интересами. Нравственные отношения регулируются моральными принципами, нормами, обычаями, традициями, получившими общественное или групповое признание и усвоенные личностью в процессе её коллективной деятельности.

Особенность нравственных отношений в том, что они имеют ценностно-регулятивный и непосредственно-оценочный характер, то есть в них всё основано на моральной оценке, выполняющей функции регулирования и контроля.

В педагогической среде выделяются сферы, в которых нравственные отношения имеют определённые особенности – сферу учебного труда, различного рода общественной деятельности педагогов и учащихся, сферу внешкольных контактов, общего досуга, сферу педагогических контактов учителей и др. Субъектом нравственных отношений в педагогической среде является учитель. Будучи основным звеном в учебно-воспитательном процессе, он осуществляет самое широкое взаимодействие с учащимися, их родителями, коллегами и т.д.

Педагогическая мораль признаёт такие нормы взаимоотношений между воспитателями и воспитуемыми, которые способствуют развитию творческой личности, формированию человека, обладающего чувством собственного достоинства. Важнейшее условие положительного воздействия педагога на воспитуемого – сочетание разумной требовательности и доверия к нему. В системе нравственных отношений в педагогической среде очень важную роль играет взаимодействие учителя с ученическим коллективом, которые должны строиться на основе взаимопонимания и взаимоуважения, уважения учителем положительных традиций коллектива и чувства собственного достоинства каждого воспитанника. Конечно, успех воспитания зависит и от влияния той ближайшей микросреды, в которой живут и воспитываются дети.

Нравственная деятельность педагога, как и любая духовная деятельность, обладает относительной самостоятельностью, тесно связана с другими видами деятельности и может реализовываться в различных предметных формах: нравственное просвещение, организация нравственного опыта, нравственное самовоспитание [5].

В процессе нравственного просвещения школьников педагог проводит их ознакомление с основными проблемами морали, критериями моральной оценки, раскрывает возможности свободы выбора нравственного поступка и меру ответственности личности за своё поведение и т.д.
Процесс нравственного самовоспитания представляет собой не только формирование недостающих привычек, но и ломку ранее сформированных негативных установок.

Педагогические основы нравственного самовоспитания педагога

Самообразование, самовоспитание носят ярко выраженный личностный, субъектный характер, в отличии от обучения и воспитания, у них больше возможностей для индивидуализации. А.Я.Арет, Е.А.Климов, А.И.Кочетов, Л.И.Рувинский, Е.А.Панько и др. выделяют его функции: ускорение, интенсификация психического и физического развития, оптимальная самореализация собственных дарований и способностей и др. Деятельность воспитателя, «конструирующего» личность ребенка, достаточно сложна. Чтобы она была более успешной, ему необходимо владеть специфическими умениями и навыками, совершенствование которых требует определенных предпосылок. Кроме того, успех педагогической деятельности в значительной степени зависит от личностных качеств педагога. Поэтому воспитанию профессионально важных качеств личности будущего педагога необходимо уделять особое внимание. Немалая роль в этом вопросе отводится нравственному самовоспитанию педагога. Под нравственным самовоспитанием понимается процесс целеустремленной, сознательной и планомерной работы над собой, направленный на формирование нравственной культуры личности.

Функции нравственного воспитания в самовоспитании заключается в мотивации работы над собой; методами самовоспитания; в коррекции и стимулировании нравственного самовоспитания.

Эффективность этого процесса зависит от выполнения ряда требований:

— должен осуществляться всей системой воспитания;

— нравственные знания, опыт должны постоянно обогащаться, углубляться;

— побуждения к осознанному углублению личного морального опыта происходит в процессе жизнедеятельности, образовательного процесса;

— создание конкретных ситуаций для формирования активной позиции и проявления ее в моральном поведении [1].

  1. Лаврентьева, Н.Б., Нечаева, А.В. Педагогическая этика / Н.Б. Лаврентьева, А.В. Нечаева. – Барнаул: изд-во АлтГТУ, 2013. – 237 с.
  2. Бачинин, В. А. «Этика. Энциклопедический словарь» / М.: И здательство: «Издательство Михайлова В. А.», 2014. – 288 с.
  3. Панько, Е.А. Психология личности и деятельности педагога дошкольного образования: монография/ Е.А. Панько. – Минск: БГПУ, 2012. – 231 с.
  4. Психология и этика делового общения: Уч-к для вузов / В. Ю. Дорошенко, Л. И. Зотова и др.; Под ред. проф. В. Н. Лавриненко. — 2-е. изд. — М.:ЮНИТИ, 2010. — 279 с.
  5. Профессиональная культура учителя / Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательство: ТЦ Сфера, 2011. – 203 с.

Моральные нормы воспитателя

Из всех видов человеческой деятельности, одной из наиболее важных по праву считается педагогическая, т.е. деятельность, обеспечивающая передачу от поколения к поколению накопленного духовно-практического опыта. Меняются эпохи, общественные формации, мировоззрения, разрушаются старые и формируются новые системы ценностей, умирают и рождаются профессии, но ровно столько, сколько будет существовать человечество, будет востребован и труд учителя.

Работа педагога предполагает не только наличие определенного запаса знаний, профессионального опыта и мотивации. Не меньшее влияние на качество и результативность педагогической деятельности оказывает ее нравственная, этическая составляющая.

Необходимость этической регламентации педагогической деятельности особенно важна на современном этапе развития образования. Решение стоящих перед Россией задач обеспечения инновационного характера базового образования; модернизации институтов системы образования как инструментов социального развития; создания современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров; формирования механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг [8] невозможно без переосмысления роли учителя в образовательном процессе и тех требований, которые общество предъявляет к его личности.

Педагогическая этика — одно из самых развитых направлений профессиональной этики. По мнению некоторых специалистов, ее элементы «появились вместе с возникновением педагогической деятельности как особой общественной функции» [7, c. 34]. За время существования цивилизации педагогическая мораль значительно эволюционировала, и сегодня она трактуется как «совокупность норм и правил поведения педагога, обеспечивающая нравственный характер педагогической деятельности и обусловленных ею взаимоотношений; наука, изучающая происхождение и природу, структуру, функции и особенности проявления морали в педагогической деятельности; профессиональная нравственность педагога» [1, c. 12]. Иначе говоря, если раньше этика педагога рассматривалась как желательная модель его поведения в отношениях с учениками, то сегодня основным трендом становится не только понимание педагогом моральных основ профессии, но и его способность соответствовать тем требованиям, которые предъявляются к личности учителя, преподавателя, наставника современным обществом.

Впервые этот вопрос был озвучен в Рекомендации Юнеско «О положении учителей», принятой 05.10.1966 г. Специальной межправительственной конференцией по вопросу о статусе учителей. В Рекомендациях подчеркивалось, что: «. современный учитель — это человек, осуществляющий служение обществу, которое требует от него глубоких знаний и специальных навыков, приобретенных и поддерживаемых упорной учебой и исследовательской деятельностью на протяжении всей жизни; оно требует также чувства личной ответственности преподавателя и учреждения за образование и благополучие учащихся и общества в целом и соответствия высоким профессиональным требованиям» [9].

В соответствии с этим же документом любая преподавательская деятельность должна проводиться в полном соответствии с этическими и профессиональными нормами и быть нацелена по возможности на решение современных проблем, стоящих перед обществом, а также обеспечивать сохранение исторического и культурного наследия мира. Некоторые предложенные стандарты этического характера ЮНЕСКО рекомендовала рассмотреть «в качестве основы для разработки этического кодекса преподавательской профессии» [9].

На Третьем международном конгрессе Всемирной организации учителей и преподавателей (Education International), состоявшемся 25-29 июля 2001 г. в Йомтиене, Таиланд, была принята «Декларация профессиональной этики Всемирной организации учителей и преподавателей», охватившая широкий круг вопросов, включая обязательства учителей и преподавателей перед профессией (оправдание общественного доверия и уважения общества, повышение престижа профессии, поддержание высокого уровня профессиональных знаний и навыков); перед учениками (уважение прав детей, признание их личной уникальности, учет потребностей каждого учащегося, защита их интересов, забота и конфиденциальность и др.); перед коллегами и руководством (поддержание благожелательной атмосферы в том педагогическом коллективе, где они работают, взаимная помощь, уважение и др.); перед родителями учеников (признание прав родителей на получение консультаций и полной информации об успехах и проблемах своих детей, уважение родителей, поощрение их участия в образовании ребенка). Тем самым этический кодекс педагога сформулировал рамочные подходы к пониманию профессиональной этики преподавателя с учетом всего многообразия педагогической деятельности.

Анализ международных документов позволяет сделать вывод о том, что тенденция к стандартизации этических норм декларируется сегодня на самом высоком уровне, и причина здесь вовсе не в желании превратить любого учителя в «робота», выполняющего определенный комплекс требований. Усложнение архитектуры образовательного пространства, системы взаимоотношений всех его субъектов ставит перед педагогом принципиально новые задачи. Именно на помощь в их решении направлена работа по выработке этических педагогических стандартов, часто определяемых как «этическая компетентность».

Активно ведется подобная работа и в России. Так, в соответствии с Письмом Министерства образования и науки РФ от 29 ноября 2010 г. № 03-339 «О методике оценки уровня квалификации педагогических работников» модель профессионального стандарта педагогической деятельности включает совокупность компетенций (компетентность), обеспечивающих решение основных функциональных задач педагогической деятельности. При этом под компетентностью понимается системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности. В соответствии с данным профессиональным стандартом квалификация педагога может быть описана как совокупность шести основных компетентностей:

  • компетентность в области личностных качеств;
  • компетентность в постановке целей и задач педагогической деятельности;
  • компетентность в мотивировании обучающихся (воспитанников) на осуществление учебной (воспитательной) деятельности;
  • компетентность в разработке программы деятельности и принятии педагогических решений;
  • компетентность в обеспечении информационной основы педагогической деятельности;
  • компетентность в организации педагогической деятельности [6].

И, хотя этическая компетентность не выделена в отдельный блок профессиональных компетенций, очевидно, что многие включенные в стандарт характеристики, такие как соответствие поведения и внешнего вида учителя этическим нормам; обладание педагогическим тактом; деликатность в общении, культура речи; доброжелательность; коммуникативная компетентность как в общении с учениками, так и с другими участниками педагогического процесса (коллегами, руководителями и подчиненными, родителями); умение устанавливать субъект-субъектные отношения; умение устанавливать отношения сотрудничества с обучающимися, вести с ними диалог; умение разрешать конфликты оптимальным способом; соответствие поведения и внешнего вида учителя этическим нормам и иные, соответствуют именно этическим нормам.

На протяжении последнего десятилетия многие известные отечественные специалисты предлагали выделить «этическую компетентность» педагога в особый блок профессиональных стандартов. С подобными предложениями выступала, например, И.А. Зимняя, утверждавшая, что учитель должен быть образцом для подражания, располагать к себе воспитанностью, образованностью, компетентностью, культурой поведения и педагогического общения, иначе говоря, как субъект педагогической деятельности учитель должен обладать определенной совокупностью профессиональных, психологических и нравственных качеств [4].

Л. М. Шарова рассматривала структуру профессиональной компетентности педагога как профессионально-этическую модель, включающую: блок профессионально-предметных и этических знаний; блок профессионально-педагогических умений; блок психологических знаний о профессиональных позициях учителя; психолого-этический блок знаний о нравственно-психологических качествах учителя и его профессиональной этике [10].

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» также ввел ряд норм, касающихся профессиональной этики, в частности обязал педагогических работников следовать требованиям профессиональной этики (п. 2 ч. 1 ст. 48); определил ответственность за несоблюдение этических норм (ч. 4 ст. 48). Таким образом, нормы профессиональной этики педагогических работников на сегодняшний день рассматриваются уже как морально-правовая категория. Более того, с обновлением нормативно-правовой базы образования профессиональная этика стала предметом контроля органов управления образовательной организации в соответствии с ее уставом (п. 4 ч. 2 ст. 25 указанного ФЗ), а каждая образовательная организация обязана принять локальные акты, закрепляющие нормы профессиональной этики педагогических работников (ч. 1 ст. 30 указанного ФЗ).

В соответствии с нормами Закона «Об образовании в Российской Федерации» каждое образовательное учреждение должно сегодня разрабатывать такие локальные нормативные акты, как Положение о нормах профессиональной этики педагогических работников, а также внести соответствующие изменения в Устав учреждения, в частности предусмотреть право педагогических работников на «объективное расследование нарушения Положения о нормах профессиональной этики педагогических работников» и обязанность «следовать требованиям Положения о нормах профессиональной этики педагогических работников».

Достаточно обоснованной представляется и рекомендация внести комплекс прав и обязанностей учителя, затрагивающих этическую составляющую профессиональной деятельности в трудовые договоры с педагогическими работниками (ч. 4 ст. 57 Трудового кодекса РФ). Кроме того, в связи с передачей образовательным организациям полномочий по проведению аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности в локальный нормативный акт образовательной организации, регламентирующий этот процесс, должна быть включена процедура учета выполнения педагогическим работником норм профессиональной этики [5].

Действующий порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010 г. № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений». 18 февраля 2013 г. Министерство образования и науки Российской Федерации опубликовало проект Концепции и содержания профессионального стандарта учителя. В этих документах значительное внимание уделено этической составляющей педагогической работы. В частности, предлагается оценивать такие параметры педагогической деятельности, как эмпатийность, социорефлексия, самоорганизованность, личностная компетентность, общая культура педагога и др.

В этой связи представляется исключительно важным оказать поддержку в области внедрения профессиональных стандартов и разработки этических кодексов педагогической деятельности на региональном и муниципальном уровнях, разрабатывая модельные этические кодексы для различных групп образовательных учреждений (дошкольное, общее, дополнительное образование), а также оказывая методическую помощь работникам образовательных учреждений разных уровней. Подобная практика позволила бы обобщить накопленный опыт и внедрить наиболее успешные разработки в практику всех учреждений образования.

Рецензенты:

Микерова Г.Г., д.п.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» Заведующая кафедрой педагогики и методики начального образования, г .Краснодар;

Рудакова И.А., д.п.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» Профессор кафедры педагогики и психологии, г. Краснодар.

1 Общие основы педагогической этики

11 Нравственная культура и духовное творчество педагога

Человек как духовное существо всегда стремится к совершенству, что придает ей силы духа, возможности творить культуру. Постоянно совершенствовать себя и собственные педагогические качества имеет и учитель, обусловлено не только. БАЖ желанию самотворчости, но и обязанностью, который на него возлагает общество как на носителя высокой нравственной культуры украинского педагог. Василий. Сухомлинский (1918 — 1970) связывает нравственную культуру учителя не только со способностью, умением возбуждать, формировать духовное начало в детской душе, приучать его к чувству индивидуальной и коллективной ответственности, но и с собственным счастьем. В современной научной ли литературу ее многогранность, полиаспектнисть и внутреннюю противоречивость свидетельствуют различные определения ученых:»закреплены в общественном сознании моральные ценности, используемые на практике большие. Число людей»(А. Гусейнов),»степень усвоения прогрессивных моральных ценностей и овладение навыками их реализации»(В. Библер),»ВСї» (В.. Біблер); «все

морально положительное, ценное в жизнедеятельности индивида или социальной общества»(В. Иванов)

Нравственная культура педагога предстает прежде всего как интегральная единство двух общественных явлений: культуры и морали. Функционируя как»культура»в морали, она одновременно освещает моральный аспект (ценность) шаров ьтуры. Поэтому анализ нравственной культуры предполагает раскрытие глубинных взаимосвязей между культурой и моралью, возможно лишь на основе системного анализа человеческой культуры, сущности и структуры морали, их социальных функций, роли в общественной жизнедеятельности людиьності людей.

. Нравственная культура педагога-духовная ценность, система знаний и убеждений, чувств и навыков, норм и отношений, интересов и потребностей,. Единство культурно-нравственного опыта, непосредственной деятельности и эт поведения, направленной на самореализацию, обучения и воспитания личности. УЧН.

Русский философ и культуролог. Владимир. Библер (1918-2000) отмечал, что лишь в конце XX — начале XXI вв стало возможным понять феномен культуры в измерении всеобщности, то есть постичь и его в подлинном смысле человеческого бытия. По его мнению, культура — этое:

— форма одновременного бытия и общения прошлых, современных и будущих культур, их взаемовиникнення и диалога;

— форма детерминации индивида в горизонте личности, самодетерминации человеческой жизни, сознания, мышления; есть форма свободного решения и переосмысления своей судьбы в сознании ее исторической и с общей ответственности

всеобщность диалога культур предполагает общение, основанное на взаимопонимании, равноправия, толерантности, справедливости. Для реализации этой цели необходимо преодолеть устаревшие национальные ант тагонизмы, культурно-расовые привязанности, проявление полной национальной беспристрастности. Как на уровне общества, нации, так и на уровне личности необходима психологическая изменение в восприятии друг друга, уме ния почувствовать себя прежде частью космоса, затем членом общества и только после этого — членом нации, а не наоборотки.

В развитии и внедрении идеи диалога культур педагог играет важную роль. Он ежедневно общается с детьми, формирует их мировоззрение на основе достижений национальной и мировой культур. Контекстуальный п принцип такого диалога рассматривает современный украинский филолог. Марк. Гольберг, анализируя творчество. Николая. Зерова, в частности его циклы сонетов»Мотивы. Одиссеи»,»Образы и века»Он утверждает, что ук ка культура в диалоге с культурами других народов и эпох обнаруживает свою глубокую самобытность и отношение к тому, что выражено ими. Достояние одной культуры становится импульсом для создания ценностей иноготворення цінностей іншої.

Роль и обязанность педагога заключается в том, чтобы последовательно, деликатно и беспристрастно показывать воспитанникам, что нового вносит определенная культура в общечеловеческую сокровищницу, насколько она способна воспринимать ты достижения других культур, вслушаться в»чужое»слово (М. Бахтин), как она умеет его сделать своиобити своїм.

На сознание, волю, чувства человека влияют разнообразные факторы внешней и внутренней детерминации (лат determinare — определять) — философской концепции, которая признает объективную закономерность и причинную обусловленность всех явлений природы и общества. Это факторы экономического, социального, политического государственного давления, влияния среды, экологического кризиса, системы образования,»массовой культурыльтури».

конце XX — начале XXI вв факторы внешней и внутренней детерминации стали катастрофическими. Особенно они повлияли на молодежь, которая наиболее восприимчива к различным явлениям антикультуры. Учитель по окликаний уменьшить эту восприимчивость учащихся и студентов. Именно на него возлагается высокая моральная ответственность и надежда за сохранение человечества, цивилизации. Педагог учит ученика, студента самодетерм инации, нелинейности»самодии», которые присущи настоящий культуре время чем выше уровень самодетерминации, культуры человека, тем она нравственнее, способен правильно определять свою жизнь, поступки, созна мость, долю в разнообразных и отдаленных последствиях. Человек высокой духовности может сопротивляться всем аморальном, антикультурном, антикультурному.

Созидание культуры генетически и социально-исторически происходит на основе самопрагнення и целенаправленной человеческой деятельности. Человек работает не только»на себя», но и на общество, других людей. Так осу йснюеться феномен человеческой самодетерминации, возникает основание культуры как общее определение всех форм человеческого труда, общения, сознания и мышления (способности изменять свое общение и свид омисть свідомість).

Особое место в этом процессе занимает художественная литература, которая дает возможность автору и читателям будто впервые»рожать»мир, бытие предметов, людей, собственное бытие из плоскости полотна, хаоса, цветов, ритме ей поэзии, философских начал, момент нравственного очищения время в произведениях культуры этот раз создаваемый мир воспринимается в независимой от нас самобытности. Педагог открывает. Его не только для себя, а и для воспитанников, требует значительного ответственности. Такое понимание»мира впервые»е основой для общения на грани культур и возможности самодетерминациивості самодетермінації.

Смысловую основу нравственной культуры составляет мораль

Мораль — в философской и этической литературе — сфера (способ) нормативной регуляции деятельности человека в обществе, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений

Основными ее характеристиками являются регулятивная и императивная способность. Моральная регуляция — это непрерывный процесс приведения в соответствие с моральных норм реального поведения личностей, групп и коллективов, действующих в обществе. Она осуществляется с помощью общих для коллектива фундаментальных представлений о добре и зле, достойное и недостойное, справедливое и несправедливое, т.е. системы нравственных ценностей, которые формировались и обобщил течение. СТОЛИТь.

Моральная регуляция предусматривает наличие идеала, который содержит портрет»лучшего. Я», систему норм, выполнение которых — средство достижения морального цели, идеала, оценку поведения; специфические формы социального в контроля, которые гарантируют выполнения норм. Она является сложным взаимодействием нормативных и ненормативных форм и средств, поскольку моральные нормы и оценки на практике взаимодействуют с другими духовными феноменами, которые также способствуют активному воздействию на поведение людидінку людей.

Специфику морали как социального регулятора, ее отличие от других социальных регуляторов (права, политики, науки и т.д.) целесообразно исследовать по происхождению, сферой, объектом, предметом и способом р регуляций.

По происхождению мораль исторически является одной из первых форм социальной регуляции, появление которой обусловило возникновение первобытных отношений в системах»человек — человек»,»человек — род»,»человек — племя»,»человек — коллектив»тощ что первая форма общественного сознания мораль контролировала основные сферы человеческой жизнедеятельности: трудовую и воспитательную деятельность, распределение материальных благ и т.п.. Уже в первобытных коллективах мораль регу лювала целеполагательный, ценностно ориентированную человеческую активность. Обращение к авторитету предков, ссылки на устоявшиеся поведенческие образцы («так должно быть потому, что так завещали предки»,»так всегд и было»и др.) было достаточно для регуляции поведения, не отклонялась от стереотипов, сформировавшихся. Поэтому господствовал обычай, основанный на табу (запрету). Нормы запреты имели большую силу, пос олько опирались на жесткие санкции (даже лишение жизни человека, нарушившего моральное табукції (навіть позбавлення життя людини, яка порушила моральне табу).

Сферой моральной регуляции е совокупность отношений личности и общества. Впрочем мораль существует преимущественно в этих отношениях и реализуется через них. Побудительный (императивный) характер ее оказывается в том, что жизнь личности неотделимо от моральных требований общества, как и перспектива развития общества неразрывно связана с активностью людей. Поэтому моральная регуляция отношений личности и с успильства является их внутренним двигателем развития, импульсом человеческой деятельностисті.

Объект моральной регуляции — поведение личности. Любые представления об обязательности, идеалы, нормативные установки требуют эффективных механизмов воздействия на человека и реализации им этих представлений на практикеі.

Поведение человека выступает как совокупность поступков личности за относительно длительный период в различных условиях. Эти поступки морально оцениваются, поскольку является эффективным показателем морального состояния, мора альных качеств, мотивов поведения человека. Регулятивная роль морали, как и культуры, оказывается в направлении человека на совершение таких поступков, основу которых составляют не конъюнктурная заинтересованность и поиск пользы, а созидание. Добра,. Истины,. Красси.

Моральная регуляция охватывает широкий круг человеческих отношений, но основным ее задачей является гармонизация интересов личности и общества. Эти взаимообусловлены, противоречивые интересы образуют специфический»»срез»общественного бытия, который и является предметом морального отражения и регулирования. Потребность упорядочения личных и общественных интересов имплицитно присутствует на всех уровнях и во всех формах морального регуляции, проявляются в специфических для морали оценочных и императивно-нормативных формахвних формах. . Императивная (лат иmperativus — властный) регуляция предусматривает безусловный моральный приказ, присущий ума, вечно, неизменным и положенным в основу морали. Гармоничная единство общественных и личностных интересам есив — один из центральных принципов мораллі.

Гуманистическая концепция к решению проблемы»общество — коллектив — личность»отрицает идею абсолютизации подчиненности личности коллективу, обществу, которая была доминантной в системе нравственного воспитания прошлого. Согласно этой концепции не является продуктивной и мысль о неограниченном, безусловный приоритет личности по отношению к коллективу. В таком аспекте рассматривают вопросы нравственного в иховання представители некоторых современных педагогических направлений, в частности личностно ориентированного. Во взаимодействии»индивид — общество»следует учитывать требования категории»мера», которая исключает односторонность ь, абсолютизацию явлений и в этике играет роль нормы ее применения способствовать решению проблемы соотношения долга личности перед коллективом и коллектива перед личностью, позволит визн ачате взаимный»моральный порог»требований, оценок, цинностеральний поріг» вимог, оцінок, цінностей.

гуманистических позиций во взаимодействии»индивид — общество»придерживался в своей педагогической теории и практике украинской педагог. Антон. Макаренко (1888-1939). Он обогатил педагогическую логику; теории пр ро школьный коллектив и его организацию, педагогику прямой и параллельного действия, индивидуальный подход к воспитанникам, индивидуальную работу и общение с ними, трудовое воспитание, воспитание в игре, орган изация внеучебной и внешкольной деятельности, физическую культуру и спорт; эстетическое воспитание и культуру поведения; сознательную дисциплину воспитанников и др.. Особое значение. А. Макаренко предоставил вопросам нравственного воспитания, гуманизации и регуляции межличностных относисних відносин.

Мораль осуществляет регулятивную функцию на основе осознанного и добровольного принятия и соблюдения людьми соответствующих принципов и норм, а также принудительного характера силы общественного мнения. Выполнение каждой личностью моральных требований контролируется всеми людьми. Причем авторитет той или человека в вопросах морали не связан с ее должности, реальной властью или положением в обществе,. Оскол ки он духовной ценностью. Духовный авторитет зависит от того, насколько правильно человек понимает смысл моральных требований и выполняет их. Контроль за соблюдением моральных требований, предъявляемых к людям осуществляется средствами духовного воздействия — через чувство долга, чести, ответственности, совести и т.п., каждый человек независимо от должности должен осознать и сделать мотивами своего поведения, постой но оценивая свои поступкиинки.

Социальная регуляция морали распространяется на членов общества любых социального положения, профессии, характера, убеждений, уровня знаний и т.п.. Существование и влияние морали объективны: она существует для членов с общества с рождения как условие социальной жизни. Моральные регуляция, санкция как факт действуют независимо от того, придерживается ли индивид моральных установок, делает это сознательно или стихийноно.

В каждой сфере бытия, каждому социальном институте моральная регуляция оказывается специфически. Для педагога проблема моральной регуляции должен прежде практическое значение, поскольку как руководитель ученическо ого, студенческого коллектива он должен не только быть образцом нравственного поведения, но и воспитывать высокие моральные качества у учащихся, студентов, умело управлять их моральное состоянием.

Моральная регуляция в условиях педагогической деятельности позволяет раскрыть ее»инструментарий»К нему причисляют нравственные идеалы, моральные нормы, моральные принципы, общественное мнение, моральный авторитета ет учителя и иителя та ін.

. Нравственные идеалы не помещают непосредственно выраженной императивной силы, поэтому не относятся к нормативного аспекта и нравственного сознания. С нормами морали они связаны только идеей долга, т.е. возможностью доведения нор. РМИ, что существует, к совершенству. Нравственные идеалы — это желаемое будущее, они отражают динамический аспект действительности, потребности в моральном прогрессе. В них представлена ??не частичная модель поведения, как в моральных нормах, а целостный образ личности, ее сущность. В. Сухомлинский отмечал:»Я вижу одно из важнейших воспитательных задач школы в том, чтобы утвердить в каждом человеке доброту и сердечность ь, чувствительность ко всему живому, в чем воплощены красота и величие жизни не могут быть доступными высокие идеалы бессердечный человек, не способной к тонким переживаниямх переживань».

Основным элементом в реализации регулятивной функции морали есть моральные нормы, в которых выражены нравственные требования общества, государства, коллектива. Они охватывают сферу моральной необходимости, имеют императ тивный характер (как и другие социальные нормы) и определяют основные моральные обязанности педагога по воспитанникив.

Моральная регуляция педагогической деятельности осуществляется благодаря специфической дифференциации моральных норм на нормы-запреты, нормы-рамки и нормы-образцы:

1. Нормы-запреты. Они ограничивают некоторые моральные проявления и не позволяют педагогу унижать достоинство воспитанника, относиться к нему только как к объекту воспитания и т.д.. Однако иногда педагог не осознает является моральных запретов и не переходят в его внутренние убеждения. Тогда он становится неудержимым в своих действиях и способным на безнравственные поступки. А. Макаренко отмечал, что человек без»тормоза»- испорченная маши на, она больше подвержена воздействию различных пороков: недобросовестно выполняет свой профессиональный долг, нарушает дисциплину, пассивная в общественной жизни тощьному житті тощо.

2. Нормы-рамки. Они определяют пределы допустимой свободного действия педагога и содержат возбуждающее силу активной деятельности. Если нормы-запреты выполняют принудительную функцию, то нормы-рамки, как правило, — побуждений кальном функцию обязанности. Нормы-рамки (будь честен, справедлив, почитай достоинство учеников, не делай зла и т.д.) преимущественно воплощены в нравственных заповедях, кодексах, уставах учебных заведений и т.п.. Они возник ають как проявление социальной потребности в упорядоченности поведения людей в различных сферах общественной и личной жизни. Развитие и изменение общественных отношений непременно приводят к сущностным изменениям в мораль ном опыте людей, который подвергается критическому переосмыслению, вызывая»излом»старых норм-рамок и замену их новыми, причем не всегда гуманными и прогрессивными. Современное общественное, позн ачене коммерциализацией образования, культуры, обусловило прагматизм педагогической деятельности учителяіяльності вчителя.

3. Нормы-образцы. Они не выполняют принудительной функции, а их возбуждающие сила опирается на авторитет общественного мнения и самосознание, моральный положительный выбор субъекта нравственных отношений. Они являются сво оеридною модели будущего поведения, являясь сначала в форме идеалов, а затем приобретая практического характера. Воплощение нормы-образца в практическую норму поведения становится конечной целью моральной ре этияції.

Моральные нормы не единственный элемент реализации регулятивной функции. С ними связаны моральные принципы, общественное мнение, авторитет, традиции, обычаи и др.. В совокупности они составляют своеобразную программ мувальну, мотивировочную и санкционувальну»конструкцию»в механизме морального регуляцийої регуляції.

Педагогическая деятельность прежде всего предусматривает соблюдение моральных принципов, что является формой морального сознания и самосознания, в которой моральные требования оказываются наиболее обобщенно. Если в норме ука азан, какие конкретные поступки должен осуществлять человек, то принципы в общей форме раскрывают содержание определенной нравственности, отражают приобретенные в моральном сознании требования относительно моральной этики человек и, ее назначение, смысла жизни и характер отношений между людьми. Они направляют деятельность педагога и является основой для норм поведения в определенной ситуацииії.

Деятельность учителя проявляется не только в соблюдении моральных норм и принципов, ее должен оценить общественное мнение которая является состоянием массового сознания, отражает чувства, настроения и взгляды больших социальных групп и общества в целом, выражает их отношение к событиям и явлениям, которые значимы с точки зрения общественных потребностей и интересе.

Общественное мнение в демократическом обществе требует постоянного изучения, тщательного учета и своевременного корректирования институтами, принимающих политические и управленческие решения. Необходимость й их усиливают общественные трансформации, осуществление образовательных реформ, модернизационных проектов, изменения роли и места педагога в системе учебно-воспитательного процесса. Сейчас общественное мнение требует возвращения д. Овиры к учителю, повышения его социального и морального статуса, авторитетту.

. Моральный авторитет учителя является его моральным статусом в коллективе учащихся и сотрудников, своеобразной формой дисциплины, с помощью которой учитель регулирует поведение воспитанников, положительно влияет на их мировоззрение

Моральные нормы, принципы, общественное мнение, авторитет учителя отражаются в культуре. Мораль в культуре, как и в общественной жизни, является»срезом»общественного существования человечества. И в культуре, и в морали и общества, личности важную роль играет общение. Высокая культура гуманизирует общения людей, открывает возможности его совершенствования. Понятие»культура»усиливает содержательный аспект понятия» мораль», то есть акцентирует своеобразия нравственных ценностей. Культура не только освещает их роль для общества, но и поднимает ценности до уровня»формы», способа их проявления и реализации. Моральные ценности реально функционируют в общении, межличностных и других общественных отношениях время, будучи неотъемлемой составляющей культуры, мораль активно способствует духовному росту личности, ее культурот ворчать деятельности, является не только важным фактором развития культуры, но и способом овладения людьми гуманным отношением друг к другу. На это обращал внимание немецко-французский философ-гуманист Альберт. Швейцер (1875-1965) в работе»Культура и этика»(1923):»Истинно моральной человек есть только тогда, когда она подчиняется внутреннему возбуждению помогать любому жизни, которому может помочь, и удерживает ться от того, чтобы нанести живому какой-либо вред»Мораль позволяет проникнуть во внутренний смысл формирования и функционирования культуры личностии у внутрішній зміст формування і функціонування культури особистості.

Взаимовлияние морали и культуры не простой, он имеет противоречия, несогласованности, негативные последствия. Например, в условиях, когда происходит переход от»закрытой»культуры к»открытой», выделяются ся культурные запросы, сталкиваются технико-рационалистическая культура и общая культура личности. Тогда культура коммерциализируется и усиливается условно престижное ее потребления, массовая культура способность ной направлять моральные качества в корпоративно-бюрократические способы их использования»нигилистической»моральную подсистему активно формируют другие специализированные сегменты культуры, прежде элитарная культ ура. Сторонникисім елітарна культура.. Прибічники элитарной культуры (теоретиками ее были. Испанский философ Ортега-и-Гассет. Хосе (1883-1955), итальянский социолог и политэконом. Парето. Вильфредо (1848-1923)) отрицали прогрессивное развитие культуры без ее избранных но осиив; критиковали идею национальной культуры (гении культуры принадлежат человечеству) отмечали, что культурная неравенство как личностей, так и народов являются основой социальной жизни, определенной закономерностью. По содержанию она приближается к массової.

. Массовая культура представляет определенный тип мышления, общественного сознания, который является ведущим для некоторых людей. Теоретики массовой культуры (современные американский философ и культуролог. Алвин. Тоффлер, французский философ и ист торик. Мишель-Поль. Фуко) утверждают тождественность материальных и духовных ценностей в жизни человека. Ученые считают, что условиями возникновения массовой культуры является развитие средств массовой коммуникации, индустрия льно-коммерческий тип производства и распределения стандартизированных духовных благ. Взаимодействие элитарной и массовой культур приводит к формированию суррогата общения, теряет свой гуманистический смысл и ценность, поскольку псевдокультура всегда уничтожала нравственные идеалы, чувства, переживания личности. Все это усложняет работу педагога в воспитании нравственных качеств учащихся и процесс открытия ребенку»мира впервые»на основе человеческой культурської культури.

Педагогу следует также иметь в виду, что формирование мировоззрения, нравственных привычек, чувств, мотивов поведения может основываться и на культурно-региональных традициях. Итак, воспитывая подрастающих поколений ния, преподаватель должен учитывать нравственное сознание населения региона, его обычаи»ценности, быт тощт тощо.

Как показывает практика и научные исследования, важным проявлением нравственной культуры педагога является его способность к духовному творчеству

. Духовная творчество педагога активная и самостоятельная деятельность, в процессе которой формируется другой человек

Она является метатворчистю, ведь именно благодаря ей на основе свободы происходят реальные изменения в бытии, становлении ребенка

Русский философ. Николай. Бердяев (1874-1948) утверждал, что для свободной деятельности необходимо создавать все условия, ведь творчество рождается из свободы

Условия проявления и процесс духовного творчества педагога не лишены противоречий, среди которых:

1. Противоречие между объективной необходимостью высокого уровня духовного творчества педагога и отсутствием социально-экономических условий для ее обеспечения. Роль духовного творчества учителя в общественной жизни и значительно возрастает в переломные периоды истории. Сейчас она нужна украинскому обществу как важный фактор социально-экономического и культурного развития время ее производительность возможна только при усло в материальной и моральной поддержки государства, меценатов, церкви, общества в целом. Недостаток такого обеспечения негативно сказывается на ее ровнойрівні.

2. Противоречие между свободой духовного творчества педагога и его политизацией. Источником духовного творчества е внутренний мир человека, а не внешняя политическая необходимость. Сейчас некоторые партии спекулируют носителя ямы творчества, используют творческий научно-педагогический потенциал в узких прагматических целях. Пытаясь рационализировать свободу творчества учителя как положительную творческую силу, субстанциальный притом манную человеку, таким образом становятся преградой на пути развития духовной личности. Это приводит к тому, что ученые, преподаватели не применяют новейших педагогических технологий, основанных на личностно в ориентированном подходе, методе диалога т.д.. Творчество заменяют традиционность, стереотипность, шаблонность в обучении и воспитанииованні.

8. Противоречие между содержанием духовных ценностей личности и формами их обеспечения. Переход общества к новым экономическим отношениям вызвал снижение жизненного уровня большинства населения, в частности м молодежи. В молодежной среде существует своеобразный духовно-идейный вакуум, связанный с кризисом прошлой системы социальных ценностей и недостаточным освоением духовного достояния украинского народа и человечества а всего. Отсутствие обоснованного социального идеала не только порождает духовную апатию, обесценивает роль знаний, но и ослабляет общую социальную активность молодежи в государстве, тормозит проявление ее творчества. Мо лодь не участвует в общественных мероприятиях, традиционная сеть культур * но-образовательных и досуговых учреждений формировала определенный уровень его культуры, не отвечает потребностямебам нового поколения, поэтому молодежь не пользуется ее услугами

Снижение интереса молодежи к книге, искусства, досуга, культуры в целом активизирует потребительский настрой, ориентированный прежде всего на быстрое обогащение и сферу развлечений. Это нивелирует такие ценности те, как честь, совесть, гуманизм, зато распространяются меркантилизм и эгоцентризмам.

Инфраструктура, которую создавали в Украине в течение десятилетий, ныне разрушается. Уровень посещения молодежью учреждений культуры, спорта, отдыха за последние годы значительно снизился из-за отс ность условий для духовного развития настоящее время наблюдается дегуманизация искусства, рост засилье массовой культуры низкого качества, которая разрушает гуманистические ценности, эстетизацию и способствует пош иренню агрессии. Это ослабляет влияние педагога на процесс воспитания. Поэтому Украина нуждается духовного возрождения и утверждения независимого государства именно через духовную творчество молодлоді.

4. Противоречие между декларируемыми и гарантированными возможностями проявления духовного творчества педагога. Проблема духовного творчества в условиях независимой Украины отражена в документах общегосударственного знач ния, в частности в. Конституции Украины,. Национальной доктрине развития образования,. Законе Украины»О высшем образовании»и др.. Однако в основном реализация этих документов на практике отсутствует, что приводит супер чнисть между возможностями творческого развития личности педагога и слабым использованием их в развитии демократического общества (налоги государства на издание научной и учебной литературыї літератури).

5. Противоречие между насущными потребностями развития духовного творчества личности педагога и недостаточным научно-методологическим и методическим их обеспечением. Это противоречие является следствием концептуальных положений и подходов идеологии тоталитарного государства по первостепенности общественного сравнению с личностных ним, подчинения человека научно-техническому и социальному прогрессу, примата средств над целью, си мволу над действительностью, техники над человеком и его духовностью. Эти технократические признаки больше начали проявляться в 80-е годы XX века, когда наращивание темпов производства не связывали с реальными потребность мы людей, личность становилась лишь средством для достижения стратегических хозяйственных целей,»человеческим фактором»экономикuot; економіки.

Следовательно, важным фактором развития личности и общества является нравственная культура и духовное творчество личности педагога. Нравственная культура учителя побуждает к созиданию, распределения и потребления духовных ценностей прежде всего в образовательной сфере, а также во всем социальном пространстве. Формируется и реализуется нравственная культура личности в условиях ее свободы, свободной и творческой жизнедеятельноститі.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Обсуждение закрыто.