Оплата электроэнергия гк рф

Статья 544. Оплата энергии

1. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

2. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Комментарий к статье 544 Гражданского Кодекса РФ

1. Своевременная оплата поставляемых энергетических ресурсов является одной из социально значимых правовых проблем. В рыночных условиях, когда собственником поставляемых ресурсов выступает конкретное юридическое лицо, чьи имущественные интересы напрямую зависят от поступления платы за поставленный товар, обязанность потребителя оплачивать в согласованные сроки потребленную энергию является необходимым условием оборота электроэнергии как товара.

2. В пакете законодательных актов по реформированию электроэнергетики России, включая Закон об электроэнергетике, содержится новый подход к правовому регулированию оборота электрической энергии: сужение административных методов в пользу расширения частноправовых.

Переходный период реформирования электроэнергетики характеризуется параллельным действием старых и новых правовых норм, регулирующих оборот электрической энергии, что обусловлено функционированием в рассматриваемый период двух секторов рынка — регулируемого и свободного (конкурентного).

В силу Закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ:
устанавливается предельный объем электрической энергии, продажа которого разрешается по свободным (нерегулируемым) ценам каждому субъекту оптового рынка — поставщику электрической энергии;
определяется перечень зон оптового рынка (ценовые зоны оптового рынка), совпадающих с территорией одного или нескольких субъектов РФ, в границах которых всем субъектам электроэнергетики предоставляется право купли-продажи электрической энергии по свободным (нерегулируемым) ценам.

В отношении остального объема электрической энергии до даты окончания реформирования электроэнергетики сохраняется государственное регулирование цен.

С даты окончания переходного периода реформирования электроэнергетики любые организации (за исключением гарантирующих поставщиков электрической энергии и организаций, в отношении которых Законом об электроэнергетике предусмотрен запрет на участие в отношениях, связанных с обращением электрической энергии), осуществляющие деятельность в качестве энергоснабжающих организаций, продают электрическую энергию по свободным ценам, имея лицензию на осуществление указанного вида деятельности.

———————————
Из внесенных Федеральным законом от 28.12.2004 N 178-ФЗ изменений следует, что указанный переходный период завершается 01.04.2006.

Под государственным регулированием цен на электрическую и тепловую энергию понимается установление компетентным государственным органом экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней.

———————————
Постановлениями Правительства РФ от 30.06.2004 N 332 (СЗ РФ, 2004, N 29, ст. 3049) и от 04.03.2004 N 136 (СЗ РФ, 2004, N 10, ст. 875) утверждены Положение о Федеральной службе по тарифам и Типовое положение об органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.

Государственное регулирование тарифов осуществляется с целью: защиты экономических интересов потребителей от монопольного повышения тарифов; создания механизма согласования интересов производителей и потребителей электрической и тепловой энергии.

3. В рыночных условиях произошло изменение формы оплаты энергоресурсов. Установленная ранее действовавшими нормативными актами и применявшаяся в течение многих десятилетий безакцептная форма списания стоимости поставленной электрической и тепловой энергии (см., например, Указ Президента РФ от 18.09.92 N 1091 (СА РФ, 1992, N 13, ст. 1006)) теперь действующими нормами права не предусмотрена.

Оплата осуществляется за фактически принятое абонентом количество энергии, если иное не предусмотрено федеральным законом, иными нормативными актами или соглашением сторон. При этом оплату за электрическую энергию потребители производят до 15-го числа текущего месяца, если иное не установлено соглашением сторон (Федеральный закон от 26.03.2003 N 38-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» (СЗ РФ, 2003, N 13, ст. 1180)).

Из этого следует, что норма права, определяющая форму и сроки оплаты за поставляемую энергию, является диспозитивной и действует, если соглашением сторон не определено иное. В договоре энергоснабжения стороны вправе определить иную приемлемую для них форму и сроки оплаты потребляемой энергии .

———————————
См.: Постановление Правительства РФ от 04.04.2000 N 294 «Об утверждении Порядка расчетов за электрическую, тепловую энергию и природный газ» // СЗ РФ. 2000. N 15. Ст. 1594.

Постановлением Правительства РФ от 29.05.2002 N 364 утверждены особые условия поставки газа, подачи электрической и тепловой энергии и ее оплаты (СЗ РФ, 2002, N 23, ст. 2171), которые в обязательном порядке включаются в договоры, заключаемые газо- и энергоснабжающими организациями независимо от их организационно-правовой формы с финансируемыми за счет средств федерального бюджета организациями — потребителями топливно-энергетических ресурсов, обеспечивающими безопасность государства.

К числу организаций, обеспечивающих безопасность государства, отнесены: воинские части, учреждения, предприятия и организации федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, а также предприятия, учреждения и организации уголовно-исполнительной системы и государственной противопожарной службы. Приведенный перечень потребителей энергии является исчерпывающим.

В соответствии с указанными особыми условиями энергоснабжающая организация обязуется не производить ограничения подачи электрической и тепловой энергии потребителю в пределах установленных ему главным распорядителем средств федерального бюджета лимитов в случае несвоевременного поступления платежей на ее счета.

Формирование разных уровней цен на энергоресурсы в зависимости от их потребления в пределах согласованной величины (или в пределах социальной нормы потребления) либо с превышением этих величин становится тенденцией, обусловленной дефицитностью рассматриваемых энергетических ресурсов и необходимостью обеспечения баланса между их производством и спросом. Законодательно закреплено, что государственное регулирование тарифов может проводиться отдельно в отношении электрической энергии, поставляемой населению в пределах социальной нормы потребления и сверх социальной нормы потребления (Федеральный закон от 26.03.2003 N 38-ФЗ).

В соответствии с Федеральным законом от 07.07.2003 N 125-ФЗ (СЗ РФ, 2003, N 28, ст. 2894) споры, связанные с осуществлением государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, подлежат рассмотрению в арбитражном суде.

Статья 544. Оплата энергии

1. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

2. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Комментарий к Ст. 544 ГК РФ

1. В п. 1 комментируемой статьи установлен основополагающий для расчетов за подаваемую энергию принцип оплаты за фактически принятое абонентом количество энергии, определяемое в соответствии с данными учета энергии. Оплата не за фактически принятое количество, а за количество энергии, определяемое иными, как правило, расчетными способами, допускается в случаях, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Допустимость оплаты энергии в количестве, определяемом указанными способами, как правило, связана с невозможностью определения фактически принятого количества энергии, которая в свою очередь возникает исключительно в случаях отсутствия либо неисправности соответствующих приборов учета.

Так, в соответствии с Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 г. N 167, количество отпущенной питьевой воды и принятых сточных вод в отсутствие или при неисправности средств измерения определяется по пропускной способности устройств и сооружений для присоединения к системам водоснабжения и канализации при их круглосуточном действии полным сечением и скорости движения воды 1,2 м/сек. При этом объем водоотведения принимается равным объему водопотребления.

2. Ввиду недостаточно высокого уровня оснащенности приборами учета многоквартирных жилых домов наибольшее практическое значение положения п. 1 комментируемой статьи имеют в отношении определения подлежащего оплате количества энергии абонентами — гражданами, использующими энергию для бытового потребления.

Особенностью правового регулирования подачи бытовым потребителям различных видов энергии (электрической энергии, тепловой энергии, холодной воды и др.) является квалификация этих отношений по энергоснабжению в качестве отношений по предоставлению гражданам коммунальных услуг соответственно по электроснабжению, отоплению, горячему и холодному водоснабжению. Поэтому плата за различные виды энергии в сфере бытового потребления осуществляется в форме платы за коммунальные услуги. Размер этой платы в свою очередь определяется количеством потребленной энергии.

Жилищный кодекс РФ (ст. 157), так же как и п. 1 комментируемой статьи, в качестве общего правила устанавливает, что размер оплаты энергии рассчитывается исходя из объема ее потребления, определяемого по показаниям приборов учета. В случае отсутствия приборов учета объем подлежащей оплате энергии определяется исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ. Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг утверждены Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 306. Таким образом, в отличие от п. 1 комментируемой статьи не допускает возможности определения по соглашению сторон количества энергии, подлежащего оплате абонентами — гражданами, использующими ее для бытового потребления.

Указанный порядок определения подлежащего оплате объема потребленной гражданами энергии применяется и в тех случаях, когда граждане заключают договоры энергоснабжения не напрямую с энергоснабжающими организациями, а через товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, иные специализированные потребительские кооперативы либо управляющие организации. Такие организации выступают абонентами в договорах энергоснабжения и при наличии общедомовых приборов учета оплачивают фактически принятую энергию в соответствии с их показаниями. При отсутствии приборов учета количество подлежащей оплате энергии определяется нормативом потребления соответствующего коммунального ресурса.

Таким образом, с учетом приоритета норм жилищного законодательства перед нормами других законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих жилищные отношения (ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», далее — Вводный закон к ЖК РФ), следует сделать вывод о том, что количество энергии, подлежащей оплате гражданами, абонентами, использующими ее для бытового потребления, должно определяться не диспозитивной нормой п. 1 комментируемой статьи, а императивным правилом ст. 157 ЖК РФ.

Судебная практика неоднократно подтверждала обоснованность расчетов между энергоснабжающими организациями, подающими тепловую энергию, горячую и холодную воду в многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении ТСЖ, жилищных, иных специализированных потребительских кооперативов либо управляющих организаций, и этими организациями исходя из фактического потребления на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии — исходя из нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг (см. Постановления Президиума ВАС РФ от 9 июня 2009 г. N 525/09 по делу N А31-333/2008-8; от 22 сентября 2009 г. N 5290/09 по делу N А45-4763/2008-4/92; от 15 июля 2010 г. N 2380/10 по делу N А47-4153/2008-9032/2008; от 23 ноября 2010 г. N 6530/10 по делу N А12-2657/2009). При этом условия договоров, предусматривающих иные, помимо двух названных, способы определения подлежащего оплате количества энергии, конечными потребителями которой являются граждане, признаются судами ничтожными как противоречащие требованиям жилищного законодательства. Ссылки энергоснабжающих организаций на п. 1 комментируемой статьи обоснованно отклоняются с учетом требований ст. 4 Вводного закона к ЖК РФ.

3. Комментируемая статья не упоминает о ценах, по которым происходит оплата количества энергии, определенного в соответствии с п. 1 комментируемой статьи.

В настоящее время в соответствии с п. 1 ст. 424 ГК РФ в сферах электроэнергетики и теплоснабжения Федеральными законами от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ «О теплоснабжении» установлено государственное регулирование цен (тарифов). Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 109 утверждены Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации.

Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» предусматривает государственное регулирование тарифов организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения и водоотведения. Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса утверждены Постановлением Правительства РФ от 14 июля 2008 г. N 520.

4. Пунктом 2 комментируемой статьи определен круг нормативных актов, регулирующих порядок расчетов за энергию.

Граждане-потребители, использующие энергию для бытовых нужд, вносят плату за соответствующие коммунальные услуги ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за истекшим, за который производится оплата, если иное не установлено договором управления многоквартирным домом (п. 1 ст. 155 ЖК). Аналогичное правило содержится в п. 35 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307.

Порядок оплаты электрической энергии по-разному определяется Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 г. N 530, в зависимости от субъектного состава абонентов-плательщиков. Граждане-потребители и организации, приобретающие электрическую энергию для целей оказания коммунальных услуг, вносят плату за электрическую энергию не позднее 10-го числа месяца, следующего за расчетным периодом (п. 73 Правил). Данное правило является императивным и не может быть изменено по соглашению сторон. Иные покупатели оплачивают половину договорного объема потребления электрической энергии в срок до 15-го числа месяца, в котором осуществляется потребление электрической энергии, если иное не установлено договором энергоснабжения (п. 70 Правил). Данное правило является диспозитивным, и стороны вправе не только согласовать иные объемы и сроки авансовых платежей, но и договориться об отказе от авансовой формы расчета. Правила относят на усмотрение сторон также установление сроков окончательного расчета на основании фактического потребления.

Порядком расчетов за тепловую энергию и природный газ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2000 г. N 294, установлены следующие правила оплаты потребителями тепловой энергии: 35% плановой общей стоимости тепловой энергии, потребляемой в месяце, за который осуществляется оплата, вносится в срок до 18-го числа этого месяца; 50% плановой общей стоимости тепловой энергии, потребляемой в месяце, за который осуществляется оплата, вносится в срок до последнего числа этого месяца; оплата за фактически потребленную в истекшем месяце тепловую энергию с учетом средств, ранее внесенных потребителем в качестве оплаты за тепловую энергию в расчетном периоде, осуществляется в срок до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата. В случае если объем фактического потребления тепловой энергии за истекший месяц будет меньше планового объема, определенного соглашением сторон, излишне уплаченная сумма засчитывается в счет платежа за следующий месяц. Указанные правила не применяются в отношении бюджетных учреждений, деятельность которых финансируется из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов, казенных предприятий, товариществ собственников жилья, жилищно-строительных, жилищных и иных специализированных потребительских кооперативов, управляющих организаций или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, если предварительная оплата коммунальных услуг не установлена в договоре управления многоквартирными домами, а также в отношении организаций, осуществляющих поставку тепловой энергии указанным потребителям, если доля поставки тепловой энергии в общем объеме поставляемых указанными организациями товаров и услуг составляет более 75%.

Оплата электроэнергия гк рф

В последнее время принадлежащие частным компаниям и государству энергетические компании изобрели новый метод подавления прав человека в России: отключение электричества. Отключают от электроэнергии предприятия, больницы, детские дома, военные части, целые города и регионы страны. Мотив? Неоплата потребителями счетов за электричество. Циничность такой постановки вопроса поражает воображение. В начале ограбили страну с помощью ваучеров, затем месяцами не платят зарплату трудящимся, причем уровень этой зарплаты во многих случаях ниже низшего предела (о пенсиях и пособиях матерям мы уже не говорим). И вот когда довели людей до полной нищеты, говорят: «А мы вам еще и электричество отключим. Ведь вы же не платите». Многим юридически неосведомленным людям такой аргумент кажется неоправданным. И в самом деле: электричество — это товар. Если покупатель не платит деньги, продавец не отдает товар. Абсурдность этой ситуации еще и в том, что финансовые конфликты возникают между энергетиками, с одной стороны, промышленными предприятиями и местными властями, с другой. Электричество же отключают всем — т.е. гражданам, детдомам, больницам, независимо от того, платят они за свет или нет. Однако обратимся к юридической стороне дела.

В статье 7 Конституции указано, что государство должно обеспечить достойную жизнь и свободное развитие человека. «В Российской Федерации, — говорится в этой статье, — охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развития системы социальных служб…» Может ли государство обеспечить выполнение этой статьи Конституции, если оно допускает произвол энергетических компаний? Совершенно ясно, что оно обязано обеспечить электроэнергию для предоставления гражданам важнейших социальных благ.

Статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах обязывает государства, подписавшие его, включая и Россию, принять меры для обеспечения прав человека и его семьи на достаточный жизненный уровень, «включая достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни».

Жилище без тепла и света, в условиях зимы, холодной весны и прохладного лета! Так глава РАО «ЕЭС России» г-н Чубайс понимает смысл прав человека?

Обратимся теперь к Гражданскому кодексу РФ. С точки зрения этого закона подача электроэнергии регулируется не статьями о договоре купли-продажи, а нормами об особом договоре электроснабжения (ст.ст. 539-548 части II ГК РФ). Это означает, что электричество — не обычный товар и общие принципы торговли здесь неприемлемы.

Указанные статьи Гражданского кодекса не предоставляют права электроснабжающей организации прекращать подачу энергии абоненту в случае ее неоплаты.

В п.2 ст. 546 ГК РФ сказано: «Перерыв в подаче, прекращение или ограничение энергии допускается по согласованию сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок создает угрозу жизни и безопасности граждан». В этой же статье энергетическая организация обязывается предупреждать абонента об отключении в этих чрезвычайных обстоятельствах и лишь неотложные меры по предотвращению аварии могут быть основанием для отключения энергии без согласия абонента и без его предупреждения (п. 3 ст. 546).

Следует отметить правила об энергоснабжении применяются и для снабжению тепловой энергией, газом, нефтью, если иное не установлено законом или иными актами (ст.ст. 548 ГК РФ).

Таким образом, прекращение подачи электроэнергии по мотивам ее неоплаты ПРОТИВОЗАКОННО.

В этих случаях энергетическая компания для защиты своих прав должна предъявить к потребителям иск в суд о взыскании задолженности, но она не в праве в одностороннем порядке отключать электричество. Государство же (Президент, Правительство, Губернатор) обязано принять все меры для обеспечения граждан электроэнергией.

Каким же образом граждане могут защитить свои права в борьбе с энергетическими компаниями и властями?

Во-первых, граждане и организации имеют право потребовать от энергетической организации и местных властей (Губернатора), виновных в отключении электричества, возместить им имущественные убытки, причиненные этими действиями. Если они добровольно не выполняют эти требования, то к ним можно предъявить иск в суде (ст. 11 ГК РФ, ст. 17 Закон РФ «О защите прав потребителей»). Иск можно предъявить по месту жительства истца или по месту нахождения ответчика, причем по таким делам истец освобождается от уплаты госпошлины. Если ответчик отказывается от добровольного возмещения имущественного вреда, то суд взыскивает дополнительно с него штраф в федеральный бюджет (50% его взыскивается в пользу Союза потребителей, если он участвует в деле). Разумеется, иск можно предъявить сразу и без предварительного требования об оплате имущественного ущерба.

Во-вторых, кроме претензии о возмещении имущественного ущерба в иск можно включить требование о компенсации морального ущерба (ст.ст. 12, 1099-1101 ГК РФ, ст. 15 Закона «О защите прав потребителей»).

В-третьих, граждане и организации также в праве обратиться с заявлением в прокуратуру о привлечении к уголовной ответственности должностных лиц, виновных в умышленном отключении электроэнергии, за злоупотребление полномочиями (ст. 201 КК РФ). Она предусматривает ответственность от штрафа в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда до 5 лет лишения свободы.

В-четвертых, по Закону «О защите прав потребителей» потребители могут обращаться с жалобами по поводу нарушения их потребительских прав в местный или Федеральный антимонопольный государственный орган, и эта служба в праве налагать штрафы на виновных лиц (ст. 43 этого Закона). Граждане имеют право обращаться в органы местного самоуправления, а также на добровольной основе объединяться в объединения потребителей и защищать свои права на электроэнергию и коллективно (ст. 44, 45 того же Закона).

В пятых, на основании ст. 33 Конституции РФ граждане в праве направлять индивидуальные и коллективные обращения к Президенту, Правительству и к местным властям с требованиями защитить их права и интересы, связанные с пользованием электроэнергией. Наконец, в соответствии со ст. 31 Конституции РФ они могут поводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования, в ходе которых выразить совой протест против преступной политики энергетических компаний и властей, посягающих на элементарные права человека.

В целях усиления ответственности за указанные преступления предлагаю внести в Уголовный Кодекс дополнительную статью об ответственности за противозаконное отключение подачи электроэнергии. Предлагается следующий текст статьи: «умышленное противозаконное отключение подачи электроэнергии, совершенное должностными лицами энергетических компаний, государственных или муниципальных органов и повлекшее нарушения жилищных прав граждан, остановку деятельности предприятий и учреждений, — наказывается лишением свободы на срок до двух лет.

Те же действия, повлекшие причинение вреда деятельности детским, лечебным учреждениям, а также воинским частям, объектам атомной энергетики и другим предмиятиям, обеспечивающим безопасность государства, — наказывается лишением свободы до трех лет.

Те же действия, повлекшие смерть человека и другие тяжелые последствия, — наказывается лишением свободы на срок до пяти лет».

Статья 544 ГК РФ. Оплата энергии (действующая редакция)

1. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

2. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 544 ГК РФ

1. Для расчета размера оплаты за количество энергии применяются два основных показателя:

— показатель, характеризующий фактически принятое абонентом количество энергии, который может рассчитываться самостоятельно энергоснабжающей организацией;

— показатель принятой энергии, содержащийся в приборах учета энергии.

Рассчитывается размер платы за энергию в соответствии с федеральным законодательством. Так, согласно Основным положениям функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, расчеты за электрическую энергию (мощность) по договору энергоснабжения осуществляются с учетом того, что:

— стоимость электрической энергии (мощности) по договору энергоснабжения включает стоимость объема покупки электрической энергии (мощности), стоимость услуг по передаче электрической энергии, сбытовую надбавку, а также стоимость иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям;

— стоимость электрической энергии (мощности) по договору купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) включает стоимость объема покупки электрической энергии (мощности), сбытовую надбавку, стоимость иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, и не включает стоимость услуг по передаче электрической энергии.

В свою очередь, согласно Правилам организации теплоснабжения в Российской Федерации, утв. Постановление Правительства РФ от 08.08.2012 N 808, потребители оплачивают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель теплоснабжающей организации по определенному тарифу за потребленный объем тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в следующем порядке, если иное не установлено договором теплоснабжения:

— 35% плановой общей стоимости тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, потребляемых в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 18-го числа текущего месяца и 50% плановой общей стоимости тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, потребляемой в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до истечения последнего числа текущего месяца;

— оплата за фактически потребленную в истекшем месяце тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель с учетом средств, ранее внесенных потребителем в качестве оплаты за тепловую энергию в расчетном периоде, осуществляется до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата. В случае если объем фактического потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя за истекший месяц меньше договорного объема, определенного договором теплоснабжения, излишне уплаченная сумма засчитывается в счет предстоящего платежа за следующий месяц.

2. Применимое законодательство:

— Указ Президента РФ от 28.12.1996 N 1782;

— Постановление Правительства РФ от 08.08.2012 N 808;

— Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 N 442;

— Постановление Правительства РФ от 04.04.2000 N 294;

— Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.

3. Судебная практика:

— Определение ВАС РФ от 11.01.2010 N ВАС-17072/08;

— Постановление Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 N 16;

— Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17.10.2014 N Ф04-9315/14 по делу N А70-10164/2013;

— Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 17.10.2014 N Ф09-5457/14 по делу N А60-47354/2013;

— Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 17.10.2014 N Ф09-6514/14 по делу N А50-23567/2013;

— Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 17.10.2014 N Ф10-3638/14 по делу N А35-7556/2011;

— Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.10.2014 N Ф07-7758/14 по делу N А66-1446/2014;

— Постановление Арбитражного суда Московского округа от 17.10.2014 N Ф05-11909/14 по делу N А40-124097/2013;

— Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2009 N 18АП-572/2009;

— Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 30.07.2003 N Ф04/3517-648/А70-2003;

— Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 14.01.2002 N А33-10214/99-С1-Ф02-3344/01-С2.

Порядок оплаты электроэнергии: законно ли требование аванса?

Электроснабжающая организация требует произвести авансовый платёж за электроэнергию. Но, согласно Гражданскому кодексу РФ, потребитель обязан оплачивать объём электроэнергии, который принял фактически. Вправе ли ресурсоснабжающая организация настаивать на авансе?

В сегодняшней статье мы разберёмся, какие документы регламентируют порядок оплаты электроэнергии и можно ли этот порядок изменить.

Нормативные порядок и сроки оплаты

По общему правилу, установленному ст. 544 Гражданского кодекса РФ, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учёта энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчётов за потребленную энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Иными словами, абонент платит по факту потребления энергии в соответствии с порядком, который предусмотрен нормативным актом или договором между энергоснабжающей организацией и абонентом.

Нормативный порядок оплаты электроэнергии гарантирующему поставщику электрической энергии установлен Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442.

В соответствии с п.п. 40, 44, 65 (1), 79 Основных положений N 442 поставка электроэнергии разбивается на расчётные периоды, равные одному месяцу. Определение объёма взаимных обязательств поставщика и потребителя электроэнергии, в том числе объёма поставленной энергии и её стоимости, осуществляется по итогам каждого расчётного периода.

Сроки оплаты зависят от того, кто приобретает электроэнергию по договору электроснабжения:

  • Исполнители коммунальной услуги (УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК) обязаны вносить оплату стоимости поставленной за расчётный период электроэнергии до 15-го числа месяца, следующего за расчётным периодом. Аналогичное правило закреплено в п. 25 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами N 124.
  • Для иных лиц предусмотрено два промежуточных авансовых платежа за электроэнергию: до 10-го и до 25-го числа расчётного месяца, то есть месяца, в котором осуществлялась поставка энергии (п. 82 Основных положений N 442). Заметим, что речь идёт именно об авансе, а не о предоплате 100% стоимости.

До 10-го числа вносится 30% стоимости договорного объёма потребления электроэнергии в месяце, за который осуществляется оплата.

До 25-го числа вносится 40% стоимости договорного объёма потребления.

До 18-го числа месяца, следующего за расчётным, вносится окончательный платёж за полученную энергию. Фактически поставленный объём оплачивается третьим платежом.

Чтобы рассчитать размер авансовой оплаты, оплачиваемый объём электроэнергии принимается равным объёму потребления электроэнергии за предшествующий расчётный период, то есть за прошлый месяц. Тарифы ЖКХ выросли с 1 июля 2017 года

Позиция суда относительно изменения порядка оплаты

Уралводоканал просил суд утвердить редакцию договора энергоснабжения со сроком оплаты электроэнергии до 15-го числа месяца, следующего за расчётным периодом. Организация ссылалась на то, что является слабой стороной в отношениях по поставке электроэнергии и нуждается в особой охране и защите, поскольку она единственный поставщик по отпуску питьевой воды и принятию сточных вод на территории г. Добрянка Пермского края.

Суд отказал в удовлетворении требования и установил авансовую систему оплаты, указав на то несколько причин:

  • такая система предусмотрена нормативным актом,
  • норма является диспозитивной, то есть предписание применяется, если соглашением сторон не предусмотрено иное, а соглашение о неприменении соответствующей нормы сторонами не достигнуто,
  • потребитель не является исполнителем коммунальных услуг (Постановление ФАС Уральского округа от 13.03.2014 по делу № А50-13241/2013).

Договорный порядок оплаты

Гражданский кодекс РФ закрепляет принцип свободы договора и устанавливает, что условия договора определяются по усмотрению сторон кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом и иными правовыми актами. Такими правовыми актами являются императивные нормы, то есть правила, не подлежащие изменению по усмотрению сторон и действующие в момент заключения договора (п. 4 ст. 421 и ст. 422 ГК РФ).

Порядок оплаты электроэнергии установлен диспозитивными нормами постановлений Правительства РФ N 442 и N 124. Законодатель разрешил изменять сроки оплаты на более поздние даты по договорённости между сторонами (абз. 2 п. 81 Основных положений N 442, п. 25 Правил N 124). Относительно изменения сроков оплаты на более ранние даты законодатель ничего не сказал. В данном случае следует исходить из императивности правил об оплате электроэнергии, выбирая исключительно между двумя моделями:

  • нормативные сроки оплаты, установленные постановлениями Правительства РФ N 442 и N 124;
  • или договорные сроки с указанием более поздних дат оплаты, нежели установлены постановлениями Правительства РФ N 442 и N 124.

Если стороны не могут договориться о сроках оплаты электроэнергии, их спор должен быть передан на рассмотрение суда. При рассмотрении подобного спора суды основываются на балансе интересов сторон. Как показывает практика, суды изменяют сроки оплаты в том случае, если это необходимо для устранения неравенства и разногласий между сторонами относительно объёмов поставленной электроэнергии. Как решаются споры, связанные с платой за ЖКХ: обзор судебной практики

Позиция суда относительно изменения сроков оплаты

В суде рассматривался спор между ТСЖ и АО «Мариэнергосбыт» о согласовании условия договора энергоснабжения по срокам оплаты электроэнергии, поступающей в МКД. Несмотря на наличие нормативного правила о сроке оплаты электроэнергии до 15-го числа месяца, следующего за расчётным периодом, суд установил срок оплаты ТСЖ электроэнергии – до 25-го числа месяца, следующего за расчётным периодом. Основанием принятия подобного решения послужило следующее обстоятельство: поставка электроэнергии собственникам жилых и нежилых помещений на индивидуальное потребление осуществлялась по прямым договорам, с ТСЖ спорный договор был заключён лишь на объём электроэнергии, поступающий на общедомовые нужды. Как отметил суд, обязательство собственников помещений по оплате электроэнергии совпадает с датой оплаты Товариществом электроэнергии АО «Мариэнергосбыт». Для соблюдения баланса интересов сторон требуется согласовать срок оплаты – до 25 числа (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14.04.2015 по делу N А38-535/2014).

При заключении договора между УО и энергоснабжающей организацией возникли разногласия по вопросу об определении сроков исполнения обязательства по оплате электроэнергии. Суд учёл возможность изменения срока оплаты электроэнергии на более поздний – до 22-го числа месяца, следующего за расчётным периодом, основываясь на п. 5 Постановления Правительства РФ от 28.03.2012 N 253, а также учитывая сроки оплаты гражданами коммунальных услуг и сроки перечисления банком УО полученных от них денежных средств (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 26.02.2014 по делу N А28-5906/2013).

В целях соблюдения интересов и баланса сторон, учитывая сроки оплаты коммунальных услуг гражданами и сроки перечисления банком денежных средств граждан УО, принимая во внимание количество находящихся в управлении УО жилых домов, суды посчитали возможным установить срок оплаты электроэнергии до 18-го числа месяца, следующего за расчётным (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 28.06.2016 по делу N А12-43813/2015).

Учитывая большой объём ежемесячно проверяемой информации, связанной с обслуживанием УО значительного количества МКД (185) и принимая во внимание необходимость осуществления УО деятельности по взысканию задолженности с потребителей в судебном порядке, а также учитывая иные обстоятельства, суды посчитали возможным утвердить редакцию условия договора о сроках оплаты, предложенную УО: «до 25-го числа месяца, следующего за расчётным» (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 16.06.2016 по делу N А12-38064/2015).

1) Авансовые платежи за электроэнергию, предусмотренные в п. 82 Основных положений N 442, не могут применяться к исполнителям коммунальной услуги, поскольку для них предусмотрены иные сроки оплаты – до 15-го числа месяца, следующего за расчётным периодом, или более поздний срок, согласованный договором или определённый судом.

2) Иные абоненты (например, собственники нежилых помещений, РСО), для которых предусмотрена авансовая схема платежей за электроэнергию в виде двух промежуточных платежей до 10-го и до 25-го числа расчётного месяца, могут её изменить в договорном порядке на более поздние сроки. Исходя из практики, подобное представляется маловероятным.

3) Электроснабжающая организация не вправе требовать предоплаты, то есть 100 % оплаты за фактически непредоставленную в пользу абонента энергию.

Ответственность за просрочку оплаты электроэнергии

В случае, когда абонент своевременно не оплачивает фактически принятую электроэнергию, переданную через присоединенную электрическую сеть, к абоненту в соответствии с п. 3 ст. 486, абз. 1 п. 4 ст. 488 ГК РФ применяются меры ответственности. На сумму, уплата которой просрочена, абонент обязан уплатить неустойку, размер которой определён п. 2 ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике».

Управляющие организации, теплоснабжающие организации (единые теплоснабжающие организации), организации, осуществляющие ГВС, ХВС и (или) водоотведение

Обсуждение закрыто.