Ответственный за исполнение муниципального контракта

Должен ли заказчик в случае нарушения срока выполнения работ по контракту, заключенному в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предъявить подрядчику к уплате как пени, так и штраф?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Если нарушение условий контракта заключается только в просрочке выполнения работ, с контрагента должны быть истребованы пени, но не штраф. Если наряду с невыполнением работ в установленный срок контрагент допустил иные нарушения обязательств по контракту (например, не выполнил работы на момент прекращения контракта, выполнил их не в полном объеме, нарушил требования к качеству работ и т.д.), ему должно быть предъявлено требование об уплате как пеней, так и штрафа.

Обоснование позиции:
Любое обязательство должно исполняться надлежащим образом в соответствии с его условиями (ст. 309 ГК РФ). Это относится и к исполнению обязательств, устанавливаемых контрактами, заключенными в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ). Указанный Закон основан в том числе на нормах Гражданского кодекса РФ (ч. 1 ст. 2 этого Закона). Поэтому ко всем заключаемым в соответствии с ним договорам (контрактам) применяются нормы ГК РФ с учетом особенностей, установленных указанным Законом N 44-ФЗ.
Согласно ч. 6 ст. 34 Закона N 44-ФЗ в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее также — контрагент) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет контрагенту требование об уплате неустоек (штрафов, пеней). Заметим, что, хотя в этой норме, как и в ст. 330 ГК РФ, упоминается о «неустойке (штрафе, пене)» без разграничения этих понятий, на практике существует устоявшееся понимание о штрафах и о пенях, как о видах неустойки. Такое разграничение прямо проведено в иных нормах Закона N 44-ФЗ, которые непосредственно определяют и различные основания взыскания, различные нарушения условий контракта, за которые взыскиваются эти виды неустойки.
Так, если пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения предусмотренного контрактом обязательства (ч. 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ), то штрафы устанавливаются контрактом в виде фиксированной суммы и начисляются за нарушения обязательств, не связанные с просрочкой исполнения (ч. 8 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, смотрите также Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденные постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042, далее — Правила). Конкретный перечень нарушений, за которые контрактом может предусматриваться ответственность в виде штрафа, нормативными актами не предусмотрен, поэтому вопрос о наличии оснований для предъявления к контрагенту требований об уплате штрафа должен решаться исходя из условий контракта и существа допущенного нарушения. Как видно из приведенных норм, такими основаниями могут быть любые нарушения, кроме просрочки исполнения (например некачественное выполнение работ и т.п.).
Из этих критериев в спорных ситуациях исходят и суды. Так, АС Поволжского округа в постановлении от 12.10.2017 N Ф06-24639/17 указал, что законодательство о контрактной системе разделяет просрочку исполнения обязательства и иные нарушения поставщиком обязательств, устанавливая специальную ответственность за просрочку исполнения поставщиком обязательства. Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 17.11.2015 N 13АП-22758/15 применительно к рассмотренной им ситуации пришел к выводу, что возложение двойной ответственности за просрочку исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, а именно: пеней за каждый день просрочки обязательства и штрафа в виде фиксированной суммы за тоже нарушение, противоречит положениям ч. 8 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, исключающей просрочку исполнения обязательств из числа нарушений, за которые предусмотрена ответственность в виде штрафа. В постановлении АС Северо-Кавказского округа от 08.12.2016 N Ф08-9187/16 отмечается, что, поскольку подрядчик фактически совершил одно нарушение — нарушил срок выполнения работ по контракту, с него должны быть взысканы пени, но не штраф.
Таким образом, взимание штрафа за нарушение срока выполнения работ по контракту противоречит правилам Закона N 44-ФЗ, которые предусматривают ответственность за это нарушение только в виде пеней (смотрите также постановления АС Волго-Вятского округа от 05.12.2016 N Ф01-5271/16, Седьмого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2017 N 07АП-2812/17, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2017 N 15АП-7180/17).
Однако нарушения, допущенные подрядчиком при исполнении обязательств по контракту, могут не ограничиваться просрочкой выполнения работ. Так, например, работы могут быть или выполнены не в полном объеме, или не выполнены вовсе, или выполнены, но с ненадлежащим качеством. При таких обстоятельствах взимание с контрагента как пеней, так и штрафа, является обоснованным, поскольку эти меры ответственности применяются за различные правонарушения. Именно такого подхода придерживаются и суды.
В частности, в судебной практике сформирован подход, в соответствии с которым пеня за просрочку исполнения обязательств по контракту подлежит начислению до момента прекращения договора в результате одностороннего отказа заказчика от его исполнения. Одновременно за факт неисполнения обязательства, явившийся основанием для одностороннего отказа от исполнения контракта, может быть взыскан штраф в виде фиксированной суммы (п. 36 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, смотрите также постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2017 N 19АП-3329/16).
К аналогичному выводу суды приходят в ситуациях, когда контракт исполнен частично или с нарушением требований к качеству работ (постановления АС Московского округа от 17.10.2016 N Ф05-14602/16, АС Западно-Сибирского округа от 17.06.2016 N Ф04-2062/16, Второго арбитражного апелляционного суда от 19.07.2017 N 02АП-4666/17, Пятого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2017 N 05АП-3944/17, Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2016 N 09АП-57682/16).
Следовательно, если в рассматриваемой ситуации нарушение контракта со стороны подрядчика заключается только в том, что результат работ не сдан заказчику в установленный контрактом срок, иные нарушения обязательств по контракту допущены не были (работы выполнены в полном объеме и надлежащего качества, хотя и с просрочкой), с подрядчика должны быть истребованы только пени, но не штраф. Если же наряду с просрочкой в сдаче результата работ подрядчик допустил иные нарушения условий контракта, наряду с пенями он обязан уплатить заказчику штраф в размере, определяемом в соответствии с Правилами.
Отметим также, что в спорной ситуации вопрос о правомерности одновременного применения к подрядчику двух видов санкций за допущенное нарушение (пеней и штрафа) может быть решен судом исходя из фактических обстоятельств и анализа условий контракта (ст. 431 ГК РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

24 ноября 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Исполнение контракта: отвечаем на злободневные вопросы наших читателей. Часть 16

Александр Бурков,
ведущий эксперт Института управления закупками и продажами имени А.Б. Соловьева НИУ-ВШЭ

В ходе исполнения контрактов у заказчиков и поставщиков возникает масса вопросов. Ведущий эксперт Института управления закупками и продажами имени А. Б. Соловьева НИУ-ВШЭ Александр Бурков ответил на самые злободневные вопросы наших читателей.

Бюджетное учреждение объявило электронный аукцион на проведение капитального ремонта здания. Начальная максимальная цена была определена сметой, являющейся приложением к аукционной документации. Итоговая сумма в смете включает в себя размер НДС по ставке 18%. Заявку на участие в аукционе подала только одна организация, которая работает по УСН, то есть не является плательщиком НДС (п. 2 ст. 346.11 НК РФ). Каким образом учреждение должно определить сумму контракта: с учетом НДС или без него?

Пользователь без подписи

Закон № 44-ФЗ: отвечаем на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд:

Закон № 44-ФЗ: отвечаем на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд:

В данной ситуации Вы должны заключить контракт с учетом НДС. Государственный или муниципальный контракт заключается по цене, предложенной победителем аукциона, вне зависимости от применяемой им системы налогообложения (письмо Минэкономразвития России от 29 апреля 2009 г. № Д05-2144; письмо Минэкономразвития России от 21 июня 2011 г. № Д28-80; письмо Минэкономразвития России от 25 января 2011 г. № Д22-88).

Изменить цену после заключения контракта нельзя – цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта (ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; далее – Закон № 44-ФЗ). Даже если исполнитель контракта использует УСН, контракт все равно заключается по цене, предложенной победителем (то есть с НДС). При оплате товаров, поставляемых в рамках госконтракта, заключенного с победителем электронного аукциона, уменьшение цены контракта на сумму НДС не производится и поставленные товары оплачиваются по цене, указанной в контракте (письмо Минфина России от 5 сентября 2014 г. № 03-11-11/44793).

Заказчиком был объявлен открытый конкурс на выполнение работ по ремонту здания. В извещении, конкурсной документации и проекте контракта было закреплено требование к подрядчику о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства (ч. 5 ст. 30 Закона № 44-ФЗ). Была подана и одобрена одна заявка, конкурс признан несостоявшимся, и заказчик был вынужден заключить контракт с единственным поставщиком. Однако на этапе заключения договора подрядчик не согласился с требованием о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, аргументируя это тем, что он сам является субъектом малого предпринимательства. Можно ли привлечь подрядчика к ответственности?

Администрация Яранского муниципального района Кировской области)

Да, подрядчика, не согласившегося с требованием о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, можно привлечь к гражданско-правовой ответственности. Такая ответственность определяется условиями госконтракта – причем положение об ответственности является существенным условием контракта и должно обязательно в нем присутствовать (ч. 6 ст. 30 Закона № 44-ФЗ).

Наше учреждение провело электронный аукцион, по результатам которого заключило контракт на поставку бензина и дизельного топлива сроком до 31 декабря 2014 года. Если мы не исполним контракт на установленную сумму до конца 2014 года, сможем ли мы работать по данному контракту и в 2015 году, вплоть до его полного исполнения?

Нет, Вы не сможете работать по данному контракту в 2015 году. Срок действия контракта относится к существенным условиям. Изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, кроме случаев, прямо установленных в Законе № 44-ФЗ:

  • возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом (кроме случая осуществления закупки у единственного поставщика);
  • цена заключенного для обеспечения государственных и муниципальных нужд на срок не менее чем три года контракта равна либо превышает размер цены, установленный Правительством РФ, и исполнение указанного контракта по не зависящим от сторон обстоятельствам без изменения его условий невозможно;

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Узнать, может ли подрядчик продлить контракт на выполнение проектных работ, если он не укладывается в срок, а также получить разъяснения по другим интересующим вопросам можно из ответов экспертов службы Правового консалтинга ГАРАНТ.

Поскольку Ваш случай не относится к вышеперечисленным, изменить существенные условия заключенного контракта невозможно.

Наша организация является поставщиком по госконтракту. Контракт был заключен 4 декабря 2013 года, окончательное его исполнение должно было состояться в феврале 2014 года, но на сегодняшний день оплата так и не произведена. Как нам рассчитать неустойку за просрочку исполнения обязательств?

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Подробнее о расчете пеней и штрафов по Закону № 44-ФЗ – в нашем материале.

Несмотря на то, что контракт был заключен в 2013 году, во время действия старого закона о госзакупках (Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»; далее – Закон № 94-ФЗ), неустойка за просрочку исполнения обязательств рассчитывается по действующему в настоящее время Закону № 44-ФЗ (ч. 1 ст. 112 Закона № 44-ФЗ). Если речь идет о нарушении заказчиком срока оплаты товара (работы, услуги), поставщик вправе потребовать уплаты неустойки (штрафа, пени) (ч. 5 ст. 34 Закона № 44-ФЗ). Пеня устанавливается за каждый день просрочки в размере 1/300 действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Банка России (на сегодняшний день ее размер составляет 8,25%) от неуплаченной в срок суммы.

Заказчиком заключен контракт на проведение капитального ремонта здания, в цену которого включена стоимость строительных материалов. В ходе исполнения контракта у заказчика появилась возможность использовать собственные строительные материалы. Может ли заказчик по соглашению с подрядчиком уменьшить цену контракта на величину, равную стоимости строительных материалов?

Нет, Вы не можете уменьшить цену контракта. Цена контракта является его существенным условием. Изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, кроме случаев, прямо установленных в Законе № 44-ФЗ:

  • возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом (кроме случая осуществления закупки у единственного поставщика);
  • цена заключенного для обеспечения государственных и муниципальных нужд на срок не менее чем три года контракта равна либо превышает размер цены, установленный Правительством РФ, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон обстоятельствам без изменения его условий невозможно;
  • произошло изменение в соответствии с законодательством РФ регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги;
  • при уменьшении ранее доведенных до заказчика-казенного учреждения лимитов бюджетных обязательств (п. 6 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ);
  • при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг в случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина России за пределами территории страны (ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

Изменение условий уже заключенного контракта по указанному Вами основанию не предусмотрено. Если заказчик все же уменьшит цену контракта, он может быть привлечен к административной ответственности за изменение условий контракта в виде штрафа в размере 20 тыс. руб. для должностных лиц и 200 тыс. руб. для организаций (ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ).

В период с июня 2014 года по сегодняшний день мы заключили 20 госконтрактов в качестве заказчика. При этом по 19 из них осуществлена поставка товара и услуг, что подтверждено всеми необходимыми документами. Однако отчеты об исполнении контракта контрактным управляющим размещены на Едином портале госзакупок не были. Какая ответственность может быть возложена на контрактного управляющего за неразмещение отчетов?

На контрактного управляющего может быть возложена административная и дисциплинарная ответственность.

Необходимость формирования отчета об исполнении контракта или его отдельного этапа обусловлена требованиями ч. 9 ст. 94 Закона № 44-ФЗ. Там же содержится требование о размещении такого отчета в единой информационной системе в сфере закупок (а до ее создания – на Едином портале госзакупок). Исключения предусмотрены лишь для закупок у единственного поставщика на сумму до 100 тыс. руб. и закупок организаций образования и культуры на сумму до 400 тыс. руб. Кроме того, требования о подготовке заказчиком отчета не применяются к закупкам, извещения об осуществлении которых размещены на Едином портале госзакупок или приглашения принять участие в которых направлены до 1 января 2014 года.

БЛАНКИ

Извещение об осуществлении закупки

Форма отчета об исполнении контракта или его отдельного этапа

Приказ о назначении должностного лица, ответственного за осуществление закупок (контрактного управляющего)

Если отчет об исполнении или неисполнении контракта не размещен, ответственное должностное лицо подлежит административной ответственности (ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ). Поскольку контрактные управляющие несут административную ответственность как должностные лица (ст. 2.4 КоАП РФ), эта норма распространяется и на них. Штраф за непредоставление документов или инофрмации, подлежащих включению в реестр контрактов, составляет 20 тыс. руб.

Кроме того, контрактный управляющий может быть привлечен к дисциплинарной ответственности. Ответственность контрактного управляющего зависит от осуществляемых им полномочий (ч. 5 ст. 38 Закона № 44-ФЗ). Как правило, в должностной инструкции контрактного управляющего закреплены его должностные обязанности и ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение.

Наше учреждение заключило контракт на выполнение работ по Закону № 44-ФЗ. К настоящему моменту работы не выполнены, в связи с чем мы решили взыскать пени за время просрочки исполнения контракта, руководствуясь п. 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. № 1063. С одной стороны, указанный пункт устанавливает: «Пеня начисляется за каждый день просрочки и определяется по формуле: «. С другой стороны, сама формула исчисления пени, закрепленная указанными Правилами, содержит в себе количество дней просрочки. В связи с этим возникает вопрос: должна ли сумма пени, исчисленная по этой формуле, умножаться на количество дней просрочки, или она охватывает весь период нарушения подрядчиком своих обязательств?

Нет, сумма пени не должна умножаться на количество дней. Как Вы верно отметили, в указанной формуле уже заложено количество дней просрочки, и этот факт является определяющим.

Осуществление закупок у единственного поставщика на сумму, не превышающую 100 тыс. руб., возможно при условии, что совокупный годовой объем закупок не будет превышать 2 млн руб. или 5% совокупного годового объема закупок заказчика и не будет составлять более чем 50 млн руб. (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ). Заказчик оплатил в 2014 году договоры, заключенные с единственными поставщиками в 2013 году по Закону № 94-ФЗ. Сумма совокупного годового объема закупок по этим договорам составляет 5 млн руб. Таким образом, заказчиком превышен годовой объем закупок у единственного поставщика по Закону № 44-ФЗ. Будет ли заказчик привлечен к ответственности за превышение этого лимита с учетом того, что контракт был заключен по ранее действовавшему закону?

Нет, не будет. Контракт был заключен с единственным поставщиком в 2013 году по нормам Закона № 94-ФЗ. К отношениям, возникшим до 1 января 2014 года, нормы Закона № 44-ФЗ применяются только в части прав и обязанностей (ч. 1 ст. 112 Закона № 44-ФЗ). Таким образом, об ответственности речи не идет.

Остались вопросы? Ждем ваших писем на E-mail: [email protected]

Приглашаем обсудить вопросы применения Закона № 44-ФЗ на нашем форуме.

Об ответственности заказчиков за несвоевременное размещение отчетов об исполнении контрактов

ФАС России считает, что несвоевременное размещение сведений об исполнении контракта или о результатах отдельного этапа его исполнения в ЕИС квалифицируется административным правонарушением (п. 1 письма ФАС от 28.12.2015 № АЦ/75921/15).

За размещение должностным лицом заказчика в ЕИС с нарушением требований установлен штраф (п. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ):

  • для должностных лиц — в размере 15 тысяч рублей;
  • для юридических лиц — 50 тысяч рублей.

Сведения об исполнении контракта (за исключением контракта, заключенного на сумму, не превышающую ста тысяч рублей, и государственным или муниципальным учреждением на сумму не более 400 тысяч рублей) отражаются заказчиком в отчете, размещаемом в единой информационной системе. Отчет должен содержать следующую информацию (п. 9 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, далее — Закон № 44-ФЗ):

  1. об исполнении контракта (результаты отдельного этапа исполнения контракта, осуществленная поставка товара, выполненная работа или оказанная услуга, в том числе их соответствие плану-графику), о соблюдении промежуточных и окончательных сроков исполнения контракта;
  2. о ненадлежащем исполнении контракта (с указанием допущенных нарушений) или о неисполнении контракта и о санкциях, которые применены в связи с нарушением условий контракта или его неисполнением;
  3. об изменении или о расторжении контракта в ходе его исполнения.

Заказчики обязаны разместить информацию об исполнении государственного (муниципального) контракта или о результатах отдельного этапа его исполнения в ЕИС не позднее 7 рабочих дней (постановление Правительства РФ от 28.11.2013 № 1093).

Лица, виновные в нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность (п. 1 ст. 107 Закона № 44-ФЗ).

За размещение должностным лицом заказчика в ЕИС с нарушением требований пунктом 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ установлена административная ответственность в виде штрафа.

Ответственность за нарушение условий государственного (муниципального) контракта (пеня и штраф). Часть 1.

В рамках лекции будут затронуты следующие вопросы:

1. Понятие неустойки, отличие пени и штрафа в рамках контрактной системы. Краткий обзор нормативных правовых актов, которые регулируют санкции за нарушение условий государственного или муниципального контракта.

2. Обзор актуальных решений Верховного суда Российской Федерации по наиболее интересным и сложным случаям исчисления и применения штрафных мер, которые возникали в ходе реализации государственных и муниципальных контрактов.

Итак, нормативная база, регулирующая вопросы начисления штрафов, пеней и неустоек за нарушения законодательства о государственных и муниципальных закупках представлена следующими документами:

1. Гражданский кодекс РФ, ч. 330-333;2. Федеральный закон №44-ФЗ «О контрактной системе» (ст. 34, ч. 5,7 и 8);3. Постановление Правительства РФ № 1063 от 25.11.2013 г. (в ред. от 15.05.2017 г.);4. Дополнительно рекомендуем использовать к п.1-3–83-ФЗ «О внесении изменений в статьи 30 и 34 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 01.05.2017, а также письмо Минфина России 02-02-04/23193 от 23.04.2015 «О порядке расчета пеней за просрочку исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного государственным (муниципальным) контрактом».

Начнем с того, что определения понятий «пени», «штрафа» и «неустойки», которые представлены в Гражданском Кодексе (ст.330-333), синонимичны.

Так, «неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков» (Статья 330 ГК РФ, «Понятие неустойки»).Однако в рамках практики правоприменения сформировались некоторые отличия: пеня и штраф понимаются как формы неустойки, но применяются в разных случаях:· Штраф – при ненадлежащем исполнении (неисполнении) условий договора, при этом это фиксированная сумма, размер которой не меняется как в случае с пеней;· Пеня – при просрочке исполнения условий договора, рассчитывается за каждый день просрочки исполнения обязательств, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства.Обратите внимание, что основанием для расчета штрафов (и пеней) является не начальная максимальная цена, как иногда представлено на разных сайтах и форумах, в разъяснениях, а цена контракта, которая сформировалась в результате отбора поставщика и заключения контракта. Этот аспект будет важен при дальнейшем рассмотрении вопросов. В рамках законодательства о контрактной системе вопросы применения штрафов и пеней регулируются отдельно для заказчиков и отдельно для поставщиков. Пеня является более мягкой мерой воздействия на нарушителей – заказчиков или поставщиков, чем штраф. В свою очередь, в отношении государственного заказчика пеня рассчитывается проще, чем в отношении поставщика (см. таблицу 1). Обратите внимание также и на то, что вопрос расчета пени заказчика прописан в 44-ФЗ, Часть 5 ст. 34, а ответственность поставщика и пеня за его нарушения регулируется ч.7 ст. 34 и п. 6 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063.

Алгоритм расчета пени за нарушение сроков исполнения обязательств поставщиком включает три этапа: определение коэффициента просрочки К, на основании него – установление ставки для расчета пени С, и, на третьем этапе – расчет объема пени в рублях.

Рассмотрим расчетный пример:

Стоимость контракта 1 000 000 р., срок исполнения 30 дней, фактически полностью исполнен с задержкой 14 дней (15 июня 2017 вместо 01 июня 2017).

Расчет пени:

1. Коэффициент просрочки: К=14/30*100% = 47%, попадает в интервал 0-50% —применяется поправка/коэффициент 0,01 к ставке рефинансирования ЦБ РФ;

2. Расчет ставки С = (0,01*0,925*)*14 = 0,1295 или 12,95%, где 0,925 – ставка рефинансирования ЦБ на 15 июня 2017;

3. Расчет пени: П=(1 000 000-0 (т.к. контракт не был исполнен вообще на дату окончания))*0,1295 = 129500 рублей.

Может возникнуть несколько тонких моментов, например, если просрочка составляет половину срока исполнения контракта. В качестве кейса возьмём пример, что исполнение просрочено на 15 дней при сроке исполнения 30 дней. Тогда коэффициент К составляет 15/30=0,5, и попадает как в первый (0-50), так и во второй (50-100) интервалы (см. таблицу 3), то есть может применяться как поправка к ставке рефинансирования ЦБ РФ 0,01, так и 0,02.

В таком пограничном случае следует руководствоваться Письмом Минфина России от 23.04.2015 №02-02-04/23193, в котором уточнены интервалы коэффициента К:

К = 0-49, ставка = 0,01 от ставки рефинансирования ЦБ РФ;

К = 50-99, ставка = 0,02 от ставки рефинансирования ЦБ РФ;

К=100 и более – ставка равна 0,03 от ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Обращаем Ваше внимание, что на данный момент существует проект поправок к Постановлению Правительства РФ №1063, представленный на сайте Минфина России.

В нем предусмотрен другой порядок определения ставок для расчета пеней: планируется дифференцировать размеры пеней уже по двум основаниям — стоимости контракта и принадлежности поставщика (предусмотрены льготы для СМП). Материалы можно найти в открытом доступе по ссылке http://regulation.gov.ru/projects#npa=60742 и отслеживать состояние документа до его официального принятия.

Кроме того, расчет пеней для поставщиков и заказчиков сопряжён еще с такими сложностями, как:

· применение специального законодательства, в т.ч. законодательства в области тепло, газо- и электроэнергетики;

· трактовка понятия «ставка рефинансирования на дату уплаты пени», и, конечно, риски смены ставки рефинансирования, что происходило очень часто в 2016 и 2017 годах.

Об этих сложных вопросах и судебных спорах по ним поговорим чуть позже, пока же вернемся ко второй форме неустойки – штрафу.

Поскольку штрафы – это фиксированные суммы, которе взимаются за нарушение законодательства о контрактной системе, то список их немал. Кроме того, штрафы регулируются сразу несколькими нормативными документами: Законом о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ № 1063 от 25.11.2013 г.

В законе о контрактной системе 44-ФЗ и Постановлении Правительства РФ № 1063 от 25.11.2013 г. предусмотрен пропорциональный расчет сумм штрафов к цене контракта .

Снова обращаем Ваше внимание, что основанием для расчета размера штрафа является не НМЦК, а цена контракта.

Так же эти материалы представлены в виде обучающего видео на канале ЕЭТП на youtube:


Немного позже будет размещена вторая часть лекции — следите за обновлением канала.

Ответственность за неразмещение отчета об исполнении контракта в ЕИС

Вопрос-ответ по теме

В соответствии с Законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ на заказчиков, которые ведут свою закупочную деятельность распространяется Административная ответственность за нарушения Закона о контрактной системе, в частности: за размещение в ЕИС с нарушением требований законодательства о контрактной системе– публикации отчета об исполнении контракта (отдельных этапов исполнения контракта) штраф в размере 15 000 руб. Кто должен представить в контрактную службу копии (либо сканы) платежного поручения и товарной накладной (акта) с отметкой проведения экспертизы исполнения контракта? Ответственность контрактной службы возникает на каком этапе? На этапе опубликования представленных бухгалтерией документов или на этапе личного посещения бухгалтерии для того, чтобы получить от них копии либо сканы? Как все это должно происходить и в каком документе все это закрепить?

Как работать с электронными торговыми площадками

Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Уполномоченного за подготовку и размещение отчета об исполнении контракта работника контрактной службы Заказчика могут привлечь к административной ответственности за неразмещение данного отчета в ЕИС или за размещение отчета об исполнении контракта в ЕИС с нарушением требований законодательства о контрактной системе.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Порядок действий контрактной службы для осуществления своих полномочий, а также порядок взаимодействия контрактной службы с другими подразделениями Заказчика, комиссией по осуществлению закупок определяется положением (регламентом), утвержденным Заказчиком в соответствии с типовым Положением, утвержденным Приказом Минэкономразвития России № 631 (п. 12 Приказа № 631).

Контрактная служба осуществляет в т.ч. следующие функции и полномочия:

— размещает в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг отчет, содержащий информацию об исполнении контракта (абзац ж) пп. 3 п. 13 Приказа № 631 «Об утверждении Типового положения (регламента) о контрактной службе)».

Неразмещение отчета об исполнении контракта может повлечь наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — пятисот тысяч рублей (ч. 3 ст. 7.30 КоАП РФ).

Читайте также:

Подготовка отчета осуществляется уполномоченными работниками контрактной службы или контрактным управляющим заказчика по форме согласно приложению (далее — форма отчета) (п. 4 Положения, утвержденного постановлением Правительства № 1093О порядке подготовки и размещения в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения).

Соответственно для осуществления данных полномочий бухгалтерия должна своевременно представлять достоверную информацию о первичных бухгалтерских документах, чтобы работника КС после своевременного размещения отчета не привлекли к административной ответственности по ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.

Порядок действий контрактной службы для осуществления своих полномочий, а также порядок взаимодействия контрактной службы с другими подразделениями Заказчика, комиссией по осуществлению закупок определяется положением (регламентом), утвержденным Заказчиком в соответствии с типовым Положением, утвержденным Приказом Минэкономразвития России № 631 (п. 12 Приказа № 631).

Как вариант, в Положении о контрактной службе Заказчика могут быть установлены сроки предоставления отчетных документов из бухгалтерии, ответственные лица от бухгалтерии и определена их ответственность, например, дисциплинарная.

Получите квалифицированную экспертную помощь в Системе «Госзаказ» Спросить эксперта

Можно ли закупку, которая будет объявлена в январе 2019 года, включить в план-график 2018 года?

Отвечает Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

Нет, нельзя. Если закупку объявите в 2019 году, то включите такую закупку в план-график 2019 года. В план-график включают закупки, по которым извещения либо приглашения принять участие в закупке будут размещены или направлены в течение года, на который утвержден план-график. В план-график также включают закупки у единственного поставщика, контракты с которым будут заключены в течение года, на который утвержден план-график.
Вывод следует из части 11 статьи 21 Закона № 44-ФЗ, пункта 6 Правил из постановления № 553, пункта 8 Требований из постановления № 554.

Обсуждение закрыто.