Система наук и место административного права в ней

Административное право в системе юридических наук (2)

Главная > Реферат >Государство и право

Содержание

Цель данной работы – рассмотреть административное право в системе юридических наук. 3

1 Место административного права в правовой системе Российской Федерации 4

2 Взаимодействие с конституционным правом 6

3 Взаимодействие с гражданским, финансовым, трудовым и земельным правом 8

4 Взаимодействие с уголовным правом уголовно-процессуальным и гражданско-процессуальным правом 11

Список литературы 13

Административное право, сохраняя свою «самобытность», выраженную в его предмете и методе, тесно взаимодействуют с другими отраслями российского права. Характеризуя это взаимодействие, необходимо иметь в виду, что административное право охватывает своим регулятивным воздействием широкие области государственной и общественной жизни, что предопределяется многообразием практического проявления действующего в Российской Федерации механизма исполнительной власти.

Во многих случаях административное право не только защищает иные общественные отношения, но и может выступать в роли их регулятора. Так, действующее российское законодательство использует нормы административного права для обеспечения должной урегулированности налоговых, земельных, трудовых и других отношений. Например, определяются: порядок взимания налогов и сборов, государственный контроль за соблюдением налогового законодательства; основные организационные начала предпринимательской деятельности; порядок возникновения и прекращения государственно-служебных отношений; многие стороны компетенции различных надзорных органов, действующих в рамках предмета иных отраслей права.

Цель данной работы – рассмотреть административное право в системе юридических наук.


1 Место административного права в правовой системе Российской Федерации

Административное право России является одной из отраслей права. Оно может быть определено как система юридических норм, регулирующих общественные отношения, в сфере государственного управления и отношения, управленческого характера, возникающие при осуществлении иных форм государственной деятельности (законотворчества, правосудия, а также отношения, которые возникают в сфере негосударственного управления в связи с осуществлением общественными объединениями некоторых функций органов государственного управления, исполнительной власти. Будучи неотъемлемой частью структуры российского права, административное право соотносится с ней как часть и целое.

По своей сущности административное право не отличается от любой другой отрасли права. Административно-правовые нормы, так же как и другие правовые нормы, устанавливаются государством (уполномоченными на то органами государственной власти) и имеют общеобязательную силу, их реализация обеспечивается экономической, организационной, социально-культурной деятельностью и гарантируется принудительной силой государства.

Однако административное право отличается от других отраслей права предметом регулирования. Оно регулирует управленческие отношения, то есть отношения, складывающиеся главным образом в сфере государственного управления, исполнительной деятельности государства. В сферу регулирования административного права включается широкий круг общественных отношений, складывающихся в социально-политической, социально-культурной, экономической жизни страны. Нормы административного права, будучи регулятором управленческих отношений:

— определяют правовое положение граждан в сфере управления;

— регламентируют порядок образования органов исполнительной власти, органов государственного управления, их компетенцию и взаимоотношения с другими государственными органами, общественными объединениями и иными негосударственными формированиями и гражданами;

— регулируют порядок прохождения государственной службы в органах управления и других государственных органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях государственными служащими, определяют их обязанности и права, а также правовое положение местных органов самоуправления, общественных объединений и их служащих в сфере государственного управления;

— устанавливают формы и методы государственного управления и процессуальный порядок его осуществления;

— определяют способы обеспечения законности в государственном управлении;

— регулируют управленческие отношения в социально-политической, социально-культурной и хозяйственной сферах, а также в межотраслевом управлении;

регламентируют административно-юрисдикционную деятельность уполномоченных органов и порядок ее осуществления.

2 Взаимодействие с конституционным правом

Являясь неотъемлемой частью структуры российского права, административное право тесно связано со всеми отраслями права. Одной из особенностей его является то, что административное право, во-первых, в значительном объеме защищает не только регулируемые им управленческие отношения, но и многие другие общественные отношения (например, финансовые, трудовые, природоохранные и т.п.). Во-вторых, в ряде случаев оно не только осуществляет правовую защиту иных общественных отношений, но и выступает в роли их регулятора. Российское законодательство широко использует нормы административного права в интересах урегулирования налоговых, земельных, трудовых и других отношений. Так, именно ими устанавливается порядок взимания налогов, определяются функции надзорных органов, действующих в рамках предмета иных правовых отраслей (например, энергетического надзора, природоохранных инспекций и т.п.). Объясняется это тем, что, как уже отмечалось, управленческие по своей сути отношения возникают в сферах, регулируемых не только административным правом. Естественно, что они не могут оставаться вне административно-правового регулирования.

Существует тесное взаимодействие административного права с конституционным правом, которое содержит принципы всех других отраслей права, в том числе административного права. Конституционное право, основным источником которого является Конституция, конституции республик в составе России, Конституционные законы, непосредственно регулируют общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного устройства, взаимоотношения личности и государства, вопросы организации государственной власти, ее осуществления на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Эти отношения и являются предметом регулирования конституционного права.

Нормы конституционного права закрепляют основы организации и деятельности субъектов исполнительной власти, их взаимоотношений с субъектами других ветвей государственной власти, и т.п., т.е. конституционные начала функционирования исполнительной власти (ст. 10, 11, 71, 72, 77, 83-88, 102, 103, 110-117, 123, 125 Конституции РФ). Например, взаимоотношения Правительства РФ с Федеральным собранием — с представительным и законодательным органом РФ являются государственно-правовыми, регулируемые конституционными нормами, хотя в них участвует субъект исполнительной власти.

3 Взаимодействие с гражданским, финансовым, трудовым и земельным правом

Гражданское и административное право нередко регулируют сходные общественные отношения, имеющие имущественный характер. Однако методы регулирования этих отношений неодинаковы. Административное право регулирует имущественные отношения в распорядительном порядке методом власти-подчинения. Например, по распоряжению органа управления одна хозяйственная организация передает другой оборудование или имущество. В этом случае орган управления государственно-властным методом регулирует имущественные отношения. Нередко во исполнение актов управления хозяйственные и иные организации заключают договоры, руководствуясь нормами гражданского права. Акт управления может служить основанием заключения договора между организацией (юридическим лицом) и гражданином (физическим лицом). Например, договор жилищного найма гражданина с жилищной организацией заключается при наличии у гражданина ордера на жилую площадь. Гражданско-правовой метод регулирования в отличие от административно-правового характеризуется равенством сторон. По мере расширения рыночных отношений, свободы экономической деятельности, наличия частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности роль гражданского права в регулировании имущественных отношений возрастает. Однако это не исключает их сферы имущественных отношений, основанных на административном подчинении, административно-правового регулирования.

Гражданский кодекс РФ содержит достаточно четкое указание: имущественные отношения могут основываться на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, то есть быть административным. Имущественные отношения не договорного, а административного характера обнаруживаются, например в деятельности органов Министерства государственного имущества РФ (безвозмездная передача объектов федеральной и муниципальной собственности), а также органов Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (распоряжения о принудительном расторжении или изменении хозяйственных договоров).

Взаимодействие с финансовым, трудовым, земельным правом.

Довольно сложно провести разграничение между административным и финансовым, трудовым, земельным правом. В механизме их соотношения наблюдается следующее: значительная часть относящихся к их предмету общественных отношений фактически регулируется нормами административного права и свойственными ему правовыми средствами. Показательно в этом смысле то, что защита таких отношений осуществляется преимущественно в административно-правовом порядке.

Финансовое право регулирует общественные отношения в сфере финансовой деятельности государства, общественные отношения, возникающие в процессе аккумуляции и распределения денежных средств, составляющих национальный доход России. Административное право определяет компетенцию финансовых, налоговых органов и регламентирует порядок их организации и деятельности, то есть регулирует управленческие отношения в сфере финансов.

Нормы земельного права регулируют отношения между государством и землепользователями. Вместе с тем государство в лице органов управления предоставляет пользователям земельные участки, сдает их в аренду, производит их изъятие, следит за соблюдением землепользователями возложенных на них обязанностей по рациональному и бережному использованию земель. Эти отношения регулируются нормами административного и земельного права. Административное право России.

Многие трудовые отношения рабочих и служащих регулируются административным и трудовым правом. Например, отношения, возникающие в процессе труда служащих государственных органов, социальное обеспечение служащих в старости, в случае болезни, инвалидности, а также вопросы, связанные с охраной труда служащих, регулируются трудовым правом. Нормами административного права регулируются служебные обязанности и права должностных лиц, прохождение государственной службы в ряде отраслей управления (оборона, внутренние дела). Осуществляя свои служебные обязанности и права, государственные служащие вступают в государственно-служебные отношения, регулируемые административным правом. Вместе с тем в качестве носителей личных прав они являются участниками трудовых отношений, которые регулируются трудовым правом.

4 Взаимодействие с уголовным правом уголовно-процессуальным и гражданско-процессуальным правом

Нормы административного права определяют, какие деяния являются административными правонарушениями (проступками) и меры взыскания, применяемые к лицам, совершившими их. Уголовное право устанавливает, какие деяния являются преступлениями и виды наказания за их совершение. Границы между административным и уголовным правом подвижны, так как при определенных условиях отдельные деяния, относящиеся к проступкам, могут перерастать в преступления и наоборот.

С уголовно-процессуальным и гражданско-процессуальным правом, а также с законодательством о судоустройстве, регулирующими порядок образования судов и организационные основы судебной деятельности. Отличие административного права от норм перечисленных отраслей права обусловлено различиями между исполнительной деятельностью и осуществлением правосудия. Вместе с тем следует указать, что суды при рассмотрении дел административно-правового характера (например, жалоб на действия органов управления и их должностных лиц) руководствуются административно-процессуальными нормами.

Административное право взаимодействует с комплексными отраслями права: морским, воздушным, горным, лесным, и другими отраслями. Эта связь, в частности, состоит в том, что в них наряду с нормами других отраслей права содержатся и нормы административного права.

Заключение

В «чистом» виде практически не существует ни одна отрасль права. В каждой из них правовую базу составляют, как правило, нормы различного отраслевого профиля с преобладанием удельного веса «собственных» норм, то есть полностью соответствующих предмету данной отрасли.

Наиболее самостоятельны такие правовые отрасли, как гражданское, уголовное, международное, конституционное право. В иных случаях всегда легко обнаружить взаимодействие норм различных отраслей права и законодательства. Например, в земельном или финансовом праве ярко проявляется тесное взаимодействие гражданско-правовых, административно-правовых и уголовно-правовых норм.

Следствием данной особенности действующей правовой системы является «проникновение» административного права в сферу регулятивного функционирования иных правовых отраслей. В основе подобного явления — фактическое наличие управленческих по своей природе отношений в сферах, относящихся в соответствии с предметом той или иной отрасли права к ее регулятивному воздействию. Поэтому даже в гражданском законодательстве имеется пусть небольшое, но определенное число административно-правовых по своей сути норм.

Административное право с учетом специфических особенностей государственно-управленческой деятельности как правовой формы реализации исполнительной власти охватывает своим регулятивным воздействием чрезвычайно широкий круг общественных отношений управленческого типа.

Место административного права в системе права определяется характером и важностью регулируемых им общественных отношений, его специфика и отличие от других отраслей права состоят в том, что оно регулирует управленческие отношения. Административное право характеризуется мобильностью, которая обусловливается особенностями общественных отношений, складывающихся в сфере управления, исполнительной деятельности государства.

Список литературы

Конституция Российской Федерации.

Административное право России. Часть 1. Государственное управление и административное право. Учебник. Изд. 4-е / Под ред. док. юрид. наук, проф. А.П. Коренева. — М.: Московская академия МВД России, центр юридической литературы «Щит», 2008 — 300 с.

Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. Учебник. — М.: Издательство ЗЕРЦАЛО, 2007. — 680 с.

Бахрах Д.Н. Административное право. М., 2004.

Козлов Ю.М. Административное право: Учебник. – М.: Юристъ, 2006. — 320с.

Административное право как наука

Наука об управлении

Наука об управлении — это систематизированное учение об организации и деятельности публичного управления. Самостоятельной частью управленческой науки является система научных взглядов и представлений о правовом аспекте публичного управления. Пересечение с правовой наукой, особенно административно-правовой, допускается, когда речь идет о правовых нормах, которые придают общему предмету науки об управлении юридическую оболочку и устанавливают ее правовое содержание. Теоретические положения науки об управлении служат основой административно-правовой науки. Вместе с тем и наука административного права, выделившаяся с течением времени из структуры науки управления, заметно воздействует на последнюю. Наука об управлении, имея собственный арсенал составляющих ее предмет средств познания, учитывает также методы познания других научных дисциплин, например науки об организации производства и техники, социологии, политологии, психологии.

В предмет науки управления входят:

  • вопросы исторического развития управления;
  • значение, положение и роль управления в современном государстве;
  • формы и методы управления;
  • установление новых целей и задач управления;
  • организация управления в материальном и личностном (анализ проблем публичной службы) аспектах;
  • сущность управленческих отношений;
  • реформа и модернизация управления.

Наука управления включает и управленческую политику, цель которой — развитие системы управления и моделирование реформы управления, базирующиеся на критической оценке современной управленческой ситуации и выводах научных исследований.

За последние годы актуализировались следующие вопросы науки управления: реформа публичной службы (качества, необходимые занятым в публичном управлении людям, подготовка и переподготовка административного персонала, формирование руководителей), административная статистика (подготовка, принятие, практическая реализация и правовое оформление управленческих решений), методы управления (особенно координация и повышение роли политики согласования в системе управления, при принятии решений). Обсуждение этих и многих других вопросов является движущим фактором дальнейшего развития науки управления.

Административное право как наука

Административное право как наука — это составная часть юридической науки, определяемая как система государственно-управленческих, административных взглядов, идей, представлений о законах, регламентирующих отношения в сфере государственного управления (исполнительной власти), о его социальной обусловленности и эффективности, закономерностях, реформировании и тенденциях развития административного законодательства, принципах административного права, истории и перспективах развития, зарубежном административном праве.

Позитивно (или догматически) административно-правовая наука может быть представлена на основе конституций, обычного права, формальных законов, правовых положений, а также деятельности управленческих органов и судебной практики, в рамках которой интерпретируется позитивно действующее административное право. Российская административно-правовая наука состоит из двух основных частей: обшей и особенной. Данное разделение основывается на системе ныне действующего административного права. В западноевропейских странах административно-правовая наука в современном понимании подразделяется на общую (правовые источники, сущность, значение и положение управления внутри государственной деятельности, субъекты административного права, административно-правовые основы и обязанности, организация управления, управленческие действия, административно-правовая защита) и особенную (публичная служба, полицейское, коммунальное, строительное, дорожно-транспортное, промысловое, социальное, школьное, административно-хозяйственное, финансовое и налоговое право, право защиты окружающей природной среды) части.

Предметом административно-правовой науки является исследование правоотношений в сфере государственного управления, применения норм административного права, действия административно-правовых законодательных актов, правотворчество самих органов государственного управления.

Задачами административно-правовой науки является выявление проблем административного права, сложностей в применении его норм, толкование административно-правовых норм, разработка новых понятий и принципов, направленных на совершенствование государственной управленческой деятельности.

Итоги научных изысканий (выводы, рекомендации, предложения, проекты законов, справки по улучшению управленческой деятельности и др.) способствуют повышению эффективности правоприменительной административно-правовой деятельности и укрепляют механизм административно-правового регулирования.

Теоретической основой науки административного права служат другие науки (философия, наука социального и государственного управления, общая теория государства и права, политология и социология), научные труды отечественных и зарубежных ученых. Важное значение для науки административного права имеет анализ законодательства (федерального и субъектов РФ) и административного правотворчества органов исполнительной власти (например, постановления о системе органов исполнительной власти и их структуре). Используя методы научного анализа (исторический, логический, формально-юридический, социологический, сравнительно-правовой), наука административного нрава способна раскрыть проблемы современного правового регулирования управленческой деятельности. Развитие этой науки немыслимо без постоянного изучения практической деятельности государственных и муниципальных органов (административной практики), без проведения социологических исследований в сфере организации и функционирования исполнительной власти, государственного управления и государственных служащих.

Система науки административного права обусловлена системой административного права, его структурой, совокупностью правовых институтов, подотраслей административного права, норм и логической взаимосвязью между ними. Вместе с тем система отрасли административного права характеризуется меньшим объемом по сравнению с наукой административного права, так как последняя исследует не только правовую сторону управления, но и многие другие проблемы и отношения.

Система наук и место административного права в ней

Тема 3. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО КАК НАУКА

3.1. Система наук и место в ней административного права

Науки разделяют на общественные (гуманитарные): философия, история, социология, культурология, политология, экономическая теория, юриспруденция и др.; естественные: астрономия, физика, химия, биология, математика и др.; технические: механика, гидравлика, технология металлов и др.

Юридические науки, в свою очередь, делятся:

• на историко-теоретические: история права и государства, история политических и правовых учений, теория права и государства;

отраслевые: конституционное право, административное право, уголовное право, гражданское право, трудовое право, семейное право, земельное право и др.;

прикладные: криминалистика, криминология, судебная бухгалтерия, судебная медицина, юридическая психология и др.;

международные: международное публичное право, международное частное право;

изучающие зарубежное государство и право: римское право, конституционное право зарубежных стран, история государства и права зарубежных стран.

3.2. Административное право: понятие и предмет

Наука «административное право» (административно-правовая доктрина) – составная часть российской правовой науки, система научных взглядов и представлений, знаний и теоретических положений об отрасли административного права и о предмете его регулирования.

Предмет науки «административное право» – наиболее общие закономерности развития и функционирования государственного управления, состояние и перспективы развития административно-правового законодательства.

Элементы предмета науки «административное право»:

1) административное право как отрасль права (административно-правовое законодательство);

2) закономерности возникновения, развития и функционирования государственного управления;

3) система административно-правовых категорий и понятий (категориальный аппарат);

4) история развития административного права;

5) правоприменительная практика субъектов административного права;

6) зарубежное административное право (сравнительное правоведение);

7) прогнозы и рекомендации по совершенствованию и развитию административного права.

3.3. Метод науки «административное право»: понятие и виды

Метод науки «административное право» совокупность средств, приемов и способов, посредством которых изучаются административно-правовое законодательство и предмет его регулирования.

Методы науки «административное право» делятся на общенаучные (используемые во всех науках) и частнонаучные (используемые в конкретной науке).

• диалектика – метод познания явлений действительности в их взаимосвязи и развитии;

• анализ – расчленение (идеальное или реальное) объекта на составляющие его элементы;

• синтез – метод, обратный анализу, соединение элементов в единое целое;

• аналогия – правдоподобное вероятное заключение о сходстве двух предметов в каком-либо признаке на основании установленного их сходства в других признаках;

• дедукция – метод познания, который ведет от общего к частному; от общего положения к особенному;

• индукция – метод познания от отдельного, особенного к всеобщему, закономерному и др.

• системный – рассмотрение объекта как системы, выявление его связей как внутри, так и во вне системы;

• сравнительного правоведения – изучение системы административного права путем его соотношения с аналогичными системами зарубежных стран; соотношение административно-правовых институтов с правовыми институтами других отраслей российской системы права;

• формально-юридический – метод исследования, при котором административное право изучается в «чистом» виде, в изоляции от других социально-правовых явлений (экономики, политики, экологии и т. д.);

• юридического эксперимента – апробация административно-правовых новелл в сфере государственного управления в ограниченном масштабе с целью определения их эффективности и дальнейшего использования в более широких масштабах;

• правовое прогнозирование – изучение перспектив развития конкретных государственно-управленческих явлений в будущем.

Методика – совокупность приемов, средств, способов исследования определенного объекта государственного управления. Достижение поставленных познавательных целей во многом предопределяется методикой. Ошибка в выборе средств ведет к искажению полученных при этом результатов.

3.4. Функции науки «административное право»

Наука «административное право» выполняет следующие функции:

1) познавательную (эвристическую) – состоит в познании и констатации административно-правовых явлений;

2) интерпретационную (объяснительную) – состоит в разъяснении сущности административно-правовых явлений;

3) методологическую – состоит в поиске конкретного инструментария, при помощи которого исследуется административно-правовая действительность;

4) организационно-управленческую – заключается в выработке механизма преобразования административно-правовых институтов и норм, укреплении законности;

5) идеологическую – состоит в разработке обобщенных взглядов на административное право, государственное управление, исполнительную власть и в конечном итоге на повышение правового сознания граждан и общества;

6) прогностическую – состоит в предвидении того, в каком направлении и насколько изменятся управленческие отношения.

Административное право как наука

3.1. Система наук и место в ней административного права

Науки разделяют на общественные (гуманитарные): философия, история, социология, культурология, политология, экономическая теория, юриспруденция и др.; естественные: астрономия, физика, химия, биология, математика и др.; технические: механика, гидравлика, технология металлов и др.

Юридические науки, в свою очередь, делятся:

  • на историко-теоретические: история права и государства, история политических и правовых учений, теория права и государства;
  • отраслевые:конституционное право, административное право, уголовное право, гражданское право, трудовое право, семейное право, земельное право и др.;
  • прикладные:криминалистика, криминология, судебная бухгалтерия, судебная медицина, юридическая психология и др.;
  • международные: международное публичное право, международное частное право;
  • изучающие зарубежное государство и право:римское право, конституционное право зарубежных стран, история государства и права зарубежных стран.

3.2. Административное право: понятие и предмет

Наука «административное право» (административно-правовая доктрина) – составная часть российской правовой науки, система научных взглядов и представлений, знаний и теоретических положений об отрасли административного права и о предмете его регулирования.

Предмет науки «административное право» – наиболее общие закономерности развития и функционирования государственного управления, состояние и перспективы развития административно-правового законодательства.

Элементы предмета науки «административное право»:

  1. административное право как отрасль права (административно-правовое законодательство);
  2. закономерности возникновения, развития и функционирования государственного управления;
  3. система административно-правовых категорий и понятий (категориальный аппарат);
  4. история развития административного права;
  5. правоприменительная практика субъектов административного права;
  6. зарубежное административное право (сравнительное правоведение);
  7. прогнозы и рекомендации по совершенствованию и развитию административного права.

3.3. Метод науки «административное право»: понятие и виды

Метод науки «административное право» совокупность средств, приемов и способов, посредством которых изучаются административно-правовое законодательство и предмет его регулирования.

Методы науки «административное право» делятся на общенаучные (используемые во всех науках) и частнонаучные (используемые в конкретной науке).

Общенаучные методы:

  • диалектика – метод познания явлений действительности в их взаимосвязи и развитии;
  • анализ – расчленение (идеальное или реальное) объекта на составляющие его элементы;
  • синтез – метод, обратный анализу, соединение элементов в единое целое;
  • аналогия – правдоподобное вероятное заключение о сходстве двух предметов в каком-либо признаке на основании установленного их сходства в других признаках;
  • дедукция – метод познания, который ведет от общего к частному; от общего положения к особенному;
  • индукция – метод познания от отдельного, особенного к всеобщему, закономерному и др.

Частнонаучные методы:

  • системный – рассмотрение объекта как системы, выявление его связей как внутри, так и во вне системы;
  • сравнительного правоведения – изучение системы административного права путем его соотношения с аналогичными системами зарубежных стран; соотношение административно-правовых институтов с правовыми институтами других отраслей российской системы права;
  • формально-юридический – метод исследования, при котором административное право изучается в «чистом» виде, в изоляции от других социально-правовых явлений (экономики, политики, экологии и т. д.);
  • юридического эксперимента – апробация административно-правовых новелл в сфере государственного управления в ограниченном масштабе с целью определения их эффективности и дальнейшего использования в более широких масштабах;
  • правовое прогнозирование – изучение перспектив развития конкретных государственно-управленческих явлений в будущем.

Методика — совокупность приемов, средств, способов исследования определенного объекта государственного управления. Достижение поставленных познавательных целей во многом предопределяется методикой. Ошибка в выборе средств ведет к искажению полученных при этом результатов.

3.4. Функции науки «административное право»

Наука «административное право» выполняет следующие функции:

  1. познавательную (эвристическую) – состоит в познании и констатации административно-правовых явлений;
  2. интерпретационную (объяснительную) – состоит в разъяснении сущности административно-правовых явлений;
  3. методологическую – состоит в поиске конкретного инструментария, при помощи которого исследуется административно-правовая действительность;
  4. организационно-управленческую – заключается в выработке механизма преобразования административно-правовых институтов и норм, укреплении законности;
  5. идеологическую – состоит в разработке обобщенных взглядов на административное право, государственное управление, исполнительную власть и в конечном итоге на повышение правового сознания граждан и общества;
  6. прогностическую – состоит в предвидении того, в каком направлении и насколько изменятся управленческие отношения.

§1. Предмет и система науки административного права

Наука административного права является юридической наукой. Она представляет собой систему научных взглядов и представлений, знаний и теоретических положений об отрасли административного права и предмете его регулирования.

Предметом данной науки являются исследование государственного управления (исполнительной, исполнительно-распорядительной , административной деятельности), складывающихся в его сфере общественных отношений и административно-правовых норм, регулирующих эти отношения, анализ практики реализации этих норм, выявление и изучение общих и характерных закономерностей административно-правового регулирования общественных отношений. Наука административного права исследует:

— правовое положение граждан (физических лиц) в сфере государственного управления;

— правовой статус органов государственного управления;

— правовое положение негосударственных объединений в сфере управления, предприятий, учреждений, организаций, юридических лиц;

— административно-правовой статус государственных и общественных служащих;

— правовые формы и методы управления;

— способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении;

— административный процесс и его виды;

— системы общего, отраслевого и межтерриториального управления и регулирование управления в указанных системах нормами административного права;

— административно-юрисдикционную деятельность государства.

Результатом научных исследований является разработка рекомендаций и предложений, направленных на повышение эффективности административно-правового регулирования и совершенствование практики применения норм административного права во всех сферах и отраслях управления. Наука административного права призвана разрабатывать научные понятия и категории, которыми она пользуется. Во всем этом проявляется активное влияние науки административного права на дальнейшее развитие и совершенствование исполнительной деятельности, механизма го-

сударственного управления и административно-правового регулирования. Тем самым наука административного права вносит свой вклад в решение задач, стоящих перед обществом и государством.

Теоретической основой науки административного права являются философские и общесоциологические науки, положения теории социального управления, общей теории и социологии права.

Большое значение для научных исследований проблем административного права имеет законодательство: Конституция, конституции республик в составе России, конституционные законы, законы, указы, акты органов исполнительной власти, в которых содержатся административно-правовые нормы и решение тех или иных вопросов управления.

Теоретической базой административно-правовых исследований служат также труды отечественных и зарубежных юристов.

Для решения теоретических проблем административного права особую важность имеет изучение практического опыта организации и деятельности органов государственного управления, мер по совершенствованию систем и структур управления, форм и методов работы, административной правоприменитель-ной практики и др.

Методологической основой науки административного права являются исторический, сравнительно-правовой, логический, формально-юридический и социологические методы исследования. Наука административного права призвана служить интересам личности, общества и государства.

Административно-правовая наука связана с иными отраслями науки. Наиболее тесно она связана с наукой управления. Последняя исследует организационные и иные отношения в области социального управления, разрабатывает наиболее эффективные управленческие формы и методы. Наука управления носит комплексный характер. В ней преломляются положения общественных наук, кибернетики, социальной психологии, юридической и некоторых других наук. Теоретические положения науки управления служат методологической основой (одной из

лирования, административно-правовому статусу физических, юридических и должностных лиц и другие, в целом составляют первую (общую) часть курса.

Вопросы, относящиеся к административно-правовому регулированию общественных отношений в сферах и отраслях управления, составляют вторую (особенную) часть курса. В состав третьей части входят вопросы, относящиеся к административно-юрисдикционной деятельности.

Каждая из перечисленных частей имеет свою структуру, а

Комментарии запрещены.