Составление акта правонарушения

Существуют ли сроки составления акта проверки и протокола?

Здравствуйте! Протокол об административном правонарушении составлен 1 августа 2017 года, акт проверки составлен 15 июля 2017 года (сама проверка 15 июля производилась). является ли это правонарушением? и вообще существуют ли какие-то сроки?

Ответы юристов (2)

Сроки составления протокола об административном правонарушении предусматриваются статьей 25.8 соответствующего кодекса РФ. Здесь указано следующее:

Протокол обязаны составить незамедлительно после выявления события с нарушением.
Документ оформляется в течение нескольких суток с момента обнаружения нарушения, если для этого требуется выяснение дополнительных обстоятельств или данных конкретных лиц, в отношении которых возбуждается данное дело.
Протокол может быть составлен после административного расследования, сроки которого оговорены в ст. 27.7.

Соответственно последней части статьи 28.5, срок давности составления протокола об административном правонарушении ограничивается временем проведения расследования, что составляет 1 месяц.
Незамедлительное составление протокола

Учитывая сведения ст.28.5 КоАП РФ с комментариями, незамедлительно акт об административном правонарушении составляется, если:

a) Имеются все необходимые сведения для разрешения дела.

b) Уполномоченное лицо владеет всеми сведениями и материалами, приобщаемыми к делу.

коап срок составления протокола об административном правонарушении
Когда требуется время

Учитывая ст.28.5 КоАП РФ с последними изменениями, к сведениям, выясняемым в течение 2 суток относят:

Информацию о некоторых обстоятельствах, которые смягчают или отягощают ответственность правонарушителя, либо доказывают малую значимость нарушения.
Информацию о лице, совершившем правонарушение. Сюда относятся стандартные реквизиты, место, где работает нарушитель, его должность, адрес по прописке и фактическое место жительства, семейный статус, наличие иждивенцев, наличие судимости, размер дохода и т.д.
Если правонарушитель юрлицо, то основными сведениями будут: ИНН, ОКПО, наименование организации, фактический и юридический адрес, расчетные счета.

срок давности составления протокола об административном правонарушении

Сроки составления протокола об административном правонарушении могут доходить до 2 суток, потому как уполномоченному лицу необходимо будет сделать запросы в налоговые органы, ОВД, по месту работы и в другие учреждения, данные из которых могут быть приобщены к делу. При этом в некоторых случаях возможно административное задержание лица до выяснения обстоятельств.

Сроки составления протокола об административном правонарушении предусматриваются статьей 25.8 соответствующего кодекса РФ. Здесь указано следующее:

Протокол обязаны составить незамедлительно после выявления события с нарушением.
Документ оформляется в течение нескольких суток с момента обнаружения нарушения, если для этого требуется выяснение дополнительных обстоятельств или данных конкретных лиц, в отношении которых возбуждается данное дело.
Протокол может быть составлен после административного расследования, сроки которого оговорены в ст. 27.7.

Соответственно последней части статьи 28.5, срок давности составления протокола об административном правонарушении ограничивается временем проведения расследования, что составляет 1 месяц.
Незамедлительное составление протокола

Учитывая сведения ст.28.5 КоАП РФ с комментариями, незамедлительно акт об административном правонарушении составляется, если:

a) Имеются все необходимые сведения для разрешения дела.

b) Уполномоченное лицо владеет всеми сведениями и материалами, приобщаемыми к делу.

коап срок составления протокола об административном правонарушении
Когда требуется время

Учитывая ст.28.5 КоАП РФ с последними изменениями, к сведениям, выясняемым в течение 2 суток относят:

Информацию о некоторых обстоятельствах, которые смягчают или отягощают ответственность правонарушителя, либо доказывают малую значимость нарушения.
Информацию о лице, совершившем правонарушение. Сюда относятся стандартные реквизиты, место, где работает нарушитель, его должность, адрес по прописке и фактическое место жительства, семейный статус, наличие иждивенцев, наличие судимости, размер дохода и т.д.
Если правонарушитель юрлицо, то основными сведениями будут: ИНН, ОКПО, наименование организации, фактический и юридический адрес, расчетные счета.

срок давности составления протокола об административном правонарушении

Сроки составления протокола об административном правонарушении могут доходить до 2 суток, потому как уполномоченному лицу необходимо будет сделать запросы в налоговые органы, ОВД, по месту работы и в другие учреждения, данные из которых могут быть приобщены к делу. При этом в некоторых случаях возможно административное задержание лица до выяснения обстоятельств.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

что понимать под днем (моментом) выявления налогового правонарушения в тексте ст. 101.4 НК РФ

Ст. 101.4 НК РФ предусматривает составление акта должностным лицом налогового органа в течение 10 дней со дня выявления налогового правонарушения. Нигде не могу найти ответ на вопрос: ЧТО СЧИТАТЬ ДНЕМ или МОМЕНТОМ выявления налогового правонарушения в ходе иных мероприятий налогового контроля? Может быть, кто-нибудь подскажет?

Вы можете оставить комментарий к данной теме после регистрации. Зарегистрированным пользователям доступно больше возможностей. Перейти к регистрации.

В ходе документальной (выездной) проверки таким днем будет оформление акта. Во всех остальных случаях — по ситуации. В НК не расписано, но часто встречается в решениях судов.
Приведу неплохой комментарий знакомого юриста:
«Учитывая, что НК РФ не предусматривает составления налоговым органом акта по результатам использования в отношении налогоплательщика (налогового агента) иных, помимо выездной налоговой проверки, форм налогового контроля, установленный п. 1 ст. 115 НК РФ срок в этих случаях должен исчисляться со дня обнаружения соответствующего правонарушения, который определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления (п. 37 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5).

Таким образом, можно предположить, что для налоговых правонарушений, по ст. 122 и ст. 123 НК РФ, которые, как правило, и выявляются по результатам выездных налоговых проверок, моментом, с которого начнет течение срок давности взыскания налоговой санкции, будет являться дата составления акта выездной налоговой проверки.

Что же касается иных налоговых правонарушений, то дата их обнаружения должна определяться исходя из конкретных обстоятельств дела. Причем даже если, например, налогоплательщик не представит в процессе выездной налоговой проверки какие-либо документы, т.е. совершит налоговое правонарушение по п. 1 ст. 126 НК РФ, срок давности взыскания санкции должен начать исчисляться не с момента составления акта по результатам этой выездной проверки, а по истечению срока, в течение которого эти документы должны быть предоставлены (постановление ФАС СЗО от 25.09.2001 N А26-2532/01-02-04/95; постановление ФАС УО от 05.03.2003 N Ф09-419/03-АК; постановление ФАС ВСО от 20.05.2003 N А-33-14621/02-С3с-Ф02-1370/03-С1).

При проведении иных, помимо выездной налоговой проверки, мероприятий налогового контроля днем обнаружения правонарушения можно назвать день, когда полномочное должностное лицо налогового органа выявило деяние лица, содержащее состав данного налогового правонарушения. При этом не имеет значение, оформляется ли факт обнаружения налогового правонарушения каким — либо актом или в составлении такого акта не было надобности, т.е. важен сам факт обнаружения налогового правонарушения. В литературе по этому поводу правильно указывается, «если налоговые органы и составляют акты при камеральных налоговых проверках и иных мероприятиях налогового контроля, установленный п. 1 ст. 115 НК РФ срок подлежит исчислению со дня обнаружения налоговой инспекцией факта налогового правонарушения безотносительно даты составления акта. Этот день в каждом конкретном случае устанавливается по-разному»

Вы можете оставить комментарий к данной теме после регистрации. Зарегистрированным пользователям доступно больше возможностей. Перейти к регистрации.

Спасибо большое за развернутый ответ. Моя ситуация такова: налоговая прислала требование о представлении пояснений в ходе камеральной проверки декларации по НДС за 4 квартал 2017 г. С просрочкой на 3 календарных дня была в налоговую была представлена корректирующая декларация по НДС. Дата подачи декларации — 11.12.17. 13.06.18. . т.е. спустя полгода налоговая составила акт об обнаруженных ею фактах, свидетельствующих о налоговом правонарушении В акте — штраф по ст. 129.1 п. 1 — 5000 руб. Является ли в этом случае дата 11.12.17. (есть квитанция ФНС о приеме декларации) — днем выявления налогового правонарушения? и, соответственно, есть ли факт нарушения налоговой процедуры производства по делу о налоговых правонарушениях? Есть письмо ФНС от 09.08.16. № ГД-4-11/14515, в котором ФНС устанавливает момент налогового правонарушения, в случае непредставления в установленный срок расчета по форме 6-НДФЛ — это день (дата) фактического представления такого расчета. У нас случай идентичный, но представляли НДС, а не 6-НДФЛ, Можно ли в возражении на акт налоговой опереться на этот документ?

Вы можете оставить комментарий к данной теме после регистрации. Зарегистрированным пользователям доступно больше возможностей. Перейти к регистрации.

Не очень поняла, что с датами и что было раньше, что позже. Как вы ухитрились сдать декларацию за 4 квартал 2017 в декабре 2017? Или вы что-то путаете?

Вы можете оставить комментарий к данной теме после регистрации. Зарегистрированным пользователям доступно больше возможностей. Перейти к регистрации.

Автор уточните даты. Когда была представлена первичная декларация, когда была была подана уточненная декларация? И потом вы то про требование налоговой пишите, то про акт.
Если у вас камералка НДС, то в случае выявления нарушений в ходе ее проведения должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки, срок которой 3 месяца со дня подачи декларации.

Вы можете оставить комментарий к данной теме после регистрации. Зарегистрированным пользователям доступно больше возможностей. Перейти к регистрации.

Извините, опечаталась, декларация по НДС за 2 квартал 2017 г. В ходе камеральной налоговой проверки декларации по НДС за 2 квартал 2017 г. налоговая инспекция выставила требование о представлении пояснений. Срок ответа на требование (5 дней) истек 08.12.17. Вместо представления пояснений, организация подала уточненную декларацию по НДС за 2 квартал 2017 г. 11.12.17., т.е. с пропуском срока представления пояснений по требованию на 3 дня. Сумма НДС к уплате в декларации не изменилась. 13.06.2018. налоговая прислала Акт об обнаружении фактов. налогового правонарушения (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном ст. 101 НК РФ.) Акт ставлен на основании п. 1 ст. 101. 4 НК РФ. и к камеральной налоговой проверки декларации по НДС он отношения не имеет. Основание составления Акта — иные мероприятия налогового контроля. Повторюсь: п.1 ст. 101.4 НК РФ предусматривает составление акта в течение 10 дней СО ДНЯ ВЫЯВЛЕНИЯ НАЛОГОВОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ. Вопрос: можно ли считать днем ВЫЯВЛЕНИЯ НАЛОГОВОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ должностным лицом налогового органа — дату подачи корректирующей декларации по НДС за 2 квартал 2017 г., а именно — 11.12.17. а, следовательно, составление Акта за пределами срока, установленного в п.1 ст. 101.4 НК РФ? Уважаемые эксперты, выскажите, пжл, свое компетентное мнение по этому вопросу. Спасибо.

Вы можете оставить комментарий к данной теме после регистрации. Зарегистрированным пользователям доступно больше возможностей. Перейти к регистрации.

При обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, ответственность за которые установлена НК РФ, должностным лицом налогового органа должен быть составлен в установленной форме акт.
Срок составления акта — в течение 10 дней со дня выявления нарушения законодательства о налогах и сборах, ответственность за которые установлена НК РФ. Указанный срок исчисляется с соблюдением правил, установленных ст. 6.1 НК РФ:
— срок определяется в рабочих днях;
— течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало. То есть, со дня, следующего за днем выявления правонарушения.
Моментом выявления нарушения является момент истечения срока, предусмотренного для исполнения обязанности, установленной законодательством о налогах и сборах (постановления Шестого ААС от 29.01.2014 № 06АП-6946/13 и от 10.04.2013 № 06АП-1281/13, Семнадцатого ААС от 19.10.2012 № 17АП-11009/12).
В то же время из п. 1 ст. 101.4 НК РФ не следует, что десятидневный срок составления акта является пресекательным и что за пределами этого срока налоговый орган не вправе составлять акты о выявленном правонарушении.
В силу п. 12 ст. 101.4 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных НК РФ, может являться основанием для признания решения налогового органа недействительным.
Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов мероприятий налогового контроля является основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого был составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности этого лица представить объяснения.
Основаниями для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию неправильного решения.
При этом арбитражные суды исходят из того, что нарушение сроков составления акта не является существенным нарушением процедуры проведения проверки (постановления АС Восточно-Сибирского округа от 23.03.2016 № Ф02-1247/16, ФАС Северо-Западного округа от 24.05.2013 № Ф07-2011/13, Шестого ААС от 29.01.2014 № 06АП-6946/13).
Вместе с тем, несвоевременное составление акта может привести к пропуску налоговым органом совокупного срока взыскания налоговой санкции в судебном порядке (постановления Шестнадцатого ААС от 24.06.2014 № 16АП-1930/14, Шестого ААС от 15.12.2014 № 06АП-6721/14)

Акт о налоговом правонарушении

Налоговый кодекс предусматривает два порядка оформления итогов налогового контроля, которые свидетельствуют о налоговых правонарушениях. Первый из них регламентирует документирование результатов непосредственно камеральной и выездной проверок (ст. 100 НК), второй — предусмотрен для случаев обнаружения нарушений в ходе иных контрольных мероприятий (ст. 101.4 НК). Им корреспондируют и два порядка рассмотрения дел о нарушении налогового законодательства (ст. 101, 101.4 НК).

По итогам проверки

Исходя из прямого указания в главном налоговом законе (п. 2 ст. 100.1 НК), к налоговым правонарушениям, производство по которым может происходить только в порядке статьи 101 Налогового кодекса, следует отнести:

  • грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения;
  • неуплату или неполную уплату налога;
  • невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию или перечислению налогов (ст. 120, 122, 123 НК).

Кроме того, данный перечень вполне можно дополнить и таким проступком, как непредставление налоговой декларации (ст. 119 НК). Дело в том, что фактически подобное правонарушение можно выявить лишь при проведении проверки: камеральной — при сдаче отчетности с нарушением срока; и выездной, если декларация при наличии такой обязанности не подана. Кроме того, штраф по статье 119 Налогового кодекса рассчитывается исходя из суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании непредставленной декларации. Иными словами, конкретный размер налоговой санкции в данном случае можно определить только в ходе проверки.

Вне «проверочных» рамок

К нарушениям налогового законодательства, выявление которых не связано с проведением налоговых проверок, прежде всего, конечно, следует отнести несоблюдение обязанностей, возложенных Налоговым кодексом на банки. Речь в данном случае, безусловно, идет только о специальных правонарушениях, прописанных в главе 18 Кодекса. Кроме того, в данную категорию подпадает непредставление по запросу налоговиков сведений о налогоплательщике в рамках так называемой ранее «встречной» проверки (п. 2 ст. 126 НК). Уклонение от своих налоговых обязанностей свидетеля, эксперта или переводчика, привлеченных к налоговому контролю, также может рассматриваться ревизорами только в порядке, предусмотренном статьей 101.4 Налогового кодекса (ст. 128, 129 НК).

Между тем рассмотрение довольно большого числа налоговых правонарушений может проводиться налоговиками и тем и иным способом, в зависимости непосредственно от обстоятельств, при которых обнаружен «проступок». В данную категорию можно включить:

  • нарушение срока постановки на налоговый учет или уклонение от такового (ст. 116, 117 НК);
  • несвоевременное представление сведений об открытии и закрытии счета в банке (ст. 118 НК);
  • несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест (ст. 125 НК);
  • непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в инспекцию документов и (или) иных сведений, предусмотренных Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах (п. 1 ст. 126 НК);
  • нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса (ст. 129.2 НК).

Оформляем и рассматриваем

По большому счету оба порядка рассмотрения дел о налоговых правонарушениях достаточно схожи. Тем не менее необходимо учитывать, что правила, установленные статьей 101.4 Налогового кодекса, являются более упрощенными и не так детально регламентированы.

При выявлении вне рамок налоговой проверки обстоятельств, свидетельствующих о предусмотренных Кодексом налоговых правонарушениях инспектор должен составить акт, который подписывается как им самим, так и «провинившимся» лицом. В случае отказа последнего об этом делается соответствующая запись.

В акте должны быть указаны документально подтвержденные факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также выводы и предложения должностного лица по устранению «огрехов» и применению соответствующих санкций. Форма акта и требования к его оформлению утверждены приказом ФНС от 13 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/[email protected]

Согласно пункту 5 Требований документ составляется в двух экземплярах, один из которых остается на хранении в инспекции, а другой вручается представителю компании или ПБОЮЛ. Если у налоговиков есть основания предполагать, что допущенное налоговое нарушение имеет признаки преступления, акт составляется в трех экземплярах. Третий из них приобщается к материалам, направляемым в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Фирме или предпринимателю акт вручается под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения (п. 4 ст. 101.4 НК РФ). Если «провинившийся» уклоняется от получения указанного документа, то с соответствующей отметкой акт направляется ему по почте заказным письмом. Тогда датой вручения документа признается шестой день со дня отправки.

В течение десяти дней с момента получения акта налогоплательщик может представить свои возражения по нему. Впрочем, отсутствие оных не лишает его права давать пояснения при рассмотрении акта и других материалов налогового контроля, на которое отводится десять дней с даты истечения срока на представление возражений (п. 7 ст. 101.4 НК).

По результатам рассмотрения акта и приложенных к нему документов руководитель налогового органа или его зам выносят решение либо о привлечении компании к ответственности, либо об отказе в таковом. На основании первого из них налогоплательщику направляется требование об уплате пеней и штрафа.

«Срочный» пробел

Примечательно, что Налоговым кодексом не установлен срок, в течение которого налоговиками должен быть составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговом правонарушении. Данное обстоятельство, безусловно, невыгодно налогоплательщикам, поскольку нарушение ревизорами данного срока могло бы стать одним из оснований для оспаривания принятого впоследствии контролерами решения. Но, как говорится, нельзя нарушить непредъявленные требования.

К примеру, воспользоваться тем, что в статье 101.4 НК срок на обнаружение и оформление налоговых правонарушений не ограничен, налоговики хотели в деле, арбитром в котором выступил ФАС Волго-Вятского округа (постановление от 22 июля 2008 г. по делу № А43-493/2008-40-10). Правда, в данном случае им это не удалось по той причине, что речь шла о привлечении налогоплательщика к ответственности за непредставление декларации. В связи с этим арбитры посчитали, что рассматриваться данное правонарушение должно было в порядке статьи 101 Налогового кодекса, а следовательно период, когда инспекция могла оштрафовать компанию, уже истек.

Между тем восполнить «срочный» пробел в статье 101.4 НК недавно взялся Минфин. В письме от 22 января 2009 года № 03-02-08-7 эксперты ведомства пришли к выводу: если пунктом 1 статьи 101.4 Кодекса срок составления рассматриваемого акта определен событием обнаружения фактов, говорящих о налоговых правонарушениях, то оформить его ревизоры должны не позднее одного рабочего дня с момента их выявления. Остается надеяться, что налоговики все же возьмут данные разъяснения финансистов на вооружение.

С. Котова,
эксперт «Федерального агентства финансовой информации»

О привлечении к налоговой ответственности при пропуске срока составления акта об обнаружении правонарушения

Пропуск срока составления акта об обнаружении налогового правонарушения не изменяет порядок исчисления сроков для принудительного взыскания налоговых санкций.

На основании выводов Пленума ВАС РФ, содержащихся в пункте 31 Постановления от 30.07.2013 N 57, а также правовой позиции Конституционного Суда РФ, отраженной в Определении от 20.04.2017 N 790-О, отмечено, что несоблюдение налоговым органом в рамках налогового контроля некоторых процедурных сроков не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке. В таком случае сроки совершения процедурных действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами НК РФ.

Таким образом, с момента окончания установленного НК РФ срока на составление акта производится исчисление последующих процессуальных сроков, установленных статьей 101.4 НК РФ (в том числе срока, по истечении которого акт считается врученным, срока представления возражений, рассмотрения акта, выставления требования).

При этом совокупность сроков, определенных статьей 101.4 НК РФ, и их окончание являются одним из основных условий для исчисления срока давности взыскания санкции (статья 115 НК РФ).

С учетом изложенного сообщается, что пропуск срока на составление акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства РФ о налогах и сборах, предусмотренного пунктом 1 статьи 101.4 НК РФ, не изменяет порядок исчисления срока на принудительное взыскание налоговых санкций.

Вопрос: О порядке привлечения к налоговой ответственности.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 1 февраля 2018 г. N СА-4-7/[email protected]

Федеральная налоговая служба рассмотрела письмо по вопросу правомерности привлечения налогоплательщиков к ответственности, за исключением правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), в случае истечения срока для составления акта, предусмотренного пунктом 1 статьи 101.4 Кодекса, и срока для принудительного взыскания штрафа, предусмотренного статьями 46 — 48, 70 Кодекса, и сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 113 Кодекса лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового (расчетного) периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности). Исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении всех налоговых правонарушений, кроме предусмотренных статьями 120 и 122 Кодекса.

При применении указанного срока давности в соответствии со статьей 113 Кодекса моментом привлечения лица к налоговой ответственности является дата вынесения руководителем налогового органа (его заместителем) в порядке и сроки, которые установлены Кодексом, решения о привлечении лица к налоговой ответственности.

Из постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.11.2013 N 7473/13 следует, что истекший срок давности привлечения к ответственности восстановлению не подлежит.

Учитывая изложенное, привлечение налогоплательщиков к ответственности, за исключением правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 Кодекса, в случае истечения срока давности применения штрафных санкций является необоснованным.

В отношении случаев, когда срок давности, предусмотренный пунктом 1 статьи 113 Кодекса, не истек, но налоговым органом пропущен срок для составления акта, предусмотренный пунктом 1 статьи 101.4 Кодекса, и срок для принудительного взыскания штрафа, предусмотренный статьями 46 — 48, 70 Кодекса, Федеральная налоговая служба сообщает следующее.

В пункте 31 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» указано, что несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действии в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 100, пунктами 1, 6, 9 статьи 101, пунктами 1, 6, 10 статьи 101.4, пунктом 3 статьи 140 (в случае подачи апелляционной жалобы), статьей 70 Кодекса, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами Кодекса.

Указанная позиция также подтверждается определением Конституционного Суда Российской Федерации от 20.04.2017 N 790-О.

В письме Минфина России от 05.04.2016 N 03-02-07/2/19174 отмечено, что законодательством Российской Федерации о налогах и сборах не предусмотрены основания, при которых указанный в пункте 1 статьи 101.4 Кодекса срок может быть восстановлен.

С момента окончания указанного срока производится исчисление последующих процессуальных сроков, установленных статьей 101.4 Кодекса, в частности, срока, по истечении которого акт считается врученным в случае направления его посредством почтовой связи (пункт 4 статьи 101.4 Кодекса), представления возражений (пункт 5 статьи 101.4 Кодекса), рассмотрения акта, в котором зафиксированы факты нарушения законодательства о налогах и сборах (пункт 6 статьи 101.4 Кодекса), предъявления к исполнению решения посредством оформления и выставления требования (пункт 10 статьи 101.4, пункт 1 статьи 70 Кодекса).

Совокупность сроков, определенных статьей 101.4 Кодекса, и их окончание являются одним из основных условий для исчисления срока давности взыскания санкции (статья 115 Кодекса).

В этой связи пропуск срока на составление акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, предусмотренного пунктом 1 статьи 101.4 Кодекса, не изменяет порядок исчисления срока на принудительное взыскание налоговых санкций.

Вместе с тем срок для обращения в суд с заявлением о взыскании штрафа, пропущенный по уважительной причине, может быть восстановлен судом (пункт 3 статьи 46, пункты 2 и 3 статьи 48, пункт 1 статьи 115 Кодекса).

Налоговое правонарушение есть, но акт составлен с опозданием

При выявлении факта нарушения законодательства о налогах и сборах не в рамках проведения налоговой проверки инспекция должна составить соответствующий акт. Он является отправной точкой для всех последующих действий по привлечению нарушителя к ответственности. На практике встречаются ситуации, когда налоговики нарушают срок, отведенный для составления этого акта. По мнению ФНС России, такая оплошность не должна влиять на установленные процедурные сроки (для вручения акта, подачи возражений, их рассмотрения) и уж тем более на сам факт привлечения налогоплательщика к ответственности. Исключение — случай, когда решение вынесено за пределами срока давности. Такая позиция содержится в письме ФНС России от 01.02.2018 № СА-4-7/[email protected]

Для нарушений (за исключением предусмотренных ст. 120, 122 и 123 НК РФ), обнаруженных в ходе иных мероприятий налогового контроля (не в рамках налоговой проверки), порядок привлечения к ответственности установлен в ст. 101.4 НК РФ. Такой порядок предусмотрен в п. 2 ст. 100.1 НК РФ.

Процедура привлечения к ответственности

В пункте 1 ст. 101.4 НК РФ сказано, что, выявив правонарушение, налоговики в течение десяти дней должны составить соответствующий акт. Этот акт вручается нарушителю. А если он уклоняется от вручения, акт направляется по почте и считается полученным на шестой день со дня его отправки (п. 4 ст. 101.4 НК РФ).

С момента получения акта налогоплательщику отводится один месяц на представление письменных возражений (п. 5 ст. 101.4 НК РФ). По истечении этого срока в течение десяти дней руководитель налогового органа рассматривает акт и возражения нарушителя (п. 6 ст. 101.4 НК РФ). Результатом является вынесение решения либо о привлечении к ответственности, либо об отказе в привлечении к ответственности (п. 8 ст. 101.4 НК РФ). На основании вынесенного решения нарушителю выставляется требование об уплате штрафных санкций (п. 10 ст. 101.4 НК РФ). Оно должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения, если в требовании не указан более продолжительный период(п. 4 ст. 69 НК РФ).

Если требование в установленный срок не исполнено, налоговики осуществляют принудительное взыскание штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика, а при их недостаточности — за счет его имущества (п. 1, 7 ст. 46 НК РФ). При этом решение о взыскании за счет денежных средств может быть принято не позднее двух месяцев после истечения срока, установленного в требовании (п. 31 ст. 46 НК РФ). А решение о взыскании налога за счет имущества — в течение одного года после истечения срока исполнения требования (п. 1 ст. 47 НК РФ).

Нарушение сроков

Допустим, налоговики выявили, что компания совершила правонарушение, но акт об этом составили за пределами десятидневного срока, установленного п. 1 ст. 101.4 НК РФ. Как в этом случае отсчитываются процедурные сроки?

В комментируемом письме специалисты ФНС России пришли к выводу, что не вовремя составленный акт о правонарушении не изменяет сроки на принудительное взыскание налоговых санкций. При этом с момента окончания десяти дней, установленных п. 1 ст. 101.4 НК РФ, производится исчисление последующих процедурных сроков (для вручения акта, подачи возражений, их рассмотрения, принятия решения и выставления требования).

Такой вывод налоговики аргументировали правовой позицией, изложенной Пленумом ВАС РФ в п. 31 постановления от 30.07.2013 № 57. Она заключается в том, что несоблюдение налоговым органом отдельных процедурных сроков, в том числе установленных ст. 101.4 НК РФ, не меняет порядок исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке. В этом случае при применении принудительных мер сроки совершения процедурных действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами Налогового кодекса. Данная правовая позиция подтверждена Определением Конституционного суда РФ от 20.04.2017 № 790-О.

Также специалисты налоговой службы привели разъяснения Минфина России, содержащиеся в письме от 05.04.2016 № 03-02-07/2/19174. В нем финансисты указали, что Налоговым кодексом не предусмотрены основания, при которых указанный в п. 1 ст. 101.4 НК РФ срок может быть восстановлен.

Итак, из сказанного налоговиками следует, что пропуск срока для составления акта о правонарушении не является основанием для освобождения налогоплательщика от штрафных санкций. При этом для решения вопроса о возможности его привлечения к ответственности отсчет процедурных сроков должен вестись не от фактической даты составления акта о выявленном правонарушении, а от даты, когда он должен был быть составлен в соответствии с требованиями НК РФ.

Срок давности

Налоговым кодексом установлен срок давности для привлечения налогоплательщиков к ответственности. Для всех налоговых правонарушений (за исключением установленных ст. 120 и 122 НК РФ) этот срок составляет три года со дня их совершения (п. 1 ст. 113 НК РФ).

На практике возможна ситуация, когда акт о выявленном правонарушении составлен налоговиками незадолго до окончания срока давности. Возможно ли в этом случае применение штрафных санкций?

В комментируемом письме налоговики отметили, что для исчисления срока давности моментом привлечения лица к налоговой ответственности является дата вынесения руководителем налогового органа (его заместителем) в порядке и сроки, которые установлены Кодексом, соответствующего решения. Согласно постановлению Президиума ВАС РФ от 12.11.2013 № 7473/13 истекший срок давности восстановлению не подлежит. Исходя из этого, специалисты ФНС России указали, что в случае истечения срока давности применение штрафных санкций является необоснованным.

Таким образом, при вынесении решения о привлечении к ответственности налоговики должны соблюсти процедурные сроки (для вручения акта, подачи возражений, их рассмотрения), установленные ст. 101.4 НК РФ. И если в результате решение оказалось вынесенным за пределами срока давности, оштрафовать налогоплательщика нельзя.

Обсуждение закрыто.