Ст 217 тк рф с комментариями 2018

Статья 217. Служба охраны труда в организации

СТ 217 ТК РФ.

В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за
их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность,
численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или
вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или
опыт работы в этой области.

Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает
решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с
учетом специфики своей производственной деятельности.

При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда
их функции осуществляют работодатель — индивидуальный предприниматель (лично), руководитель
организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист,
оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-
правовому договору. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат
обязательной аккредитации, за исключением организаций, проводящих специальную оценку
условий труда, порядок аккредитации которых устанавливается законодательством о специальной
оценке условий труда. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, правила
аккредитации, включающие в себя требования аккредитации, которым должны соответствовать
организации, оказывающие услуги в области охраны труда, порядок проведения контроля за
деятельностью аккредитованных организаций, порядок приостановления или отзыва аккредитации
устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по
выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны
труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной
власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Комментарий к Ст. 217 Трудового кодекса РФ

1. Министерство труда и социального развития РФ Постановлением от 8 февраля 2000 г. N 14 утвердило Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации.

2. Работодатель обязан создать специализированное подразделение (службу охраны труда) или в силу штатного расписания принять на работу соответствующего специалиста по охране труда, если численность его работников превышает 50 человек. Если у работодателя трудятся менее 50 человек, то работодатель или выполняет сам функции данной службы (специалиста), или поручает их исполнение другому работнику, или приглашает специалиста по охране труда, заключая с ним гражданско-правовой договор возмездного оказания услуг.

3. Служба охраны труда является самостоятельным структурным подразделением и подчиняется непосредственно руководителю организации, который и осуществляет управление охраной труда. Структура службы зависит от штатного состава, характера условий труда, степени опасности производства и других факторов с учетом Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях, утв. Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 22 января 2001 г. N 10. В организациях со среднесписочной численностью до 700 работников (при отсутствии рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными и опасными условиями труда работах) функции службы охраны труда могут выполнять специалисты по охране труда. В организациях с большей численностью создаются бюро охраны труда (три — пять специалистов) или отдел охраны труда (от шести специалистов и более). На должность специалиста по охране труда назначаются, как правило, работники, имеющие квалификацию инженера, либо специалисты, имеющие высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника первой категории не менее трех лет либо других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным (техническим) образованием, не менее пяти лет. Данные специалисты должны пройти специальное обучение по охране труда.

4. Специалисты службы имеют право в любое время беспрепятственно посещать и осматривать производственные, служебные и бытовые помещения организации, знакомиться с документацией по вопросам охраны труда. Они имеют право предъявлять руководителям подразделений и другим должностным лицам работодателя обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных при проверках нарушений правил охраны труда и контролировать их выполнение.

Статья 217 ТК РФ. Служба охраны труда в организации

Текст статьи.

Комментарии к статье

Охрана труда на предприятии — пределы ответственности

Право на труд в условиях безопасности и гигиены должно быть гарантировано каждому работнику. Обеспечивать безопасные трудовые условия обязаны работодатели. Для того, чтобы реализовать свои обязанности, руководство должно выполнять целый спектр мероприятий и действий по охране труда. В целом охрана труда представляет собой комплексные меры по сохранению жизни и здоровья сотрудников во время трудовой деятельности.

Как предписывает Трудовой кодекс охрана труда первостепенно обеспечивается путём создания на предприятии специальной службы — службы безопасности (ст 217 ТК РФ). В каждой фирме, число работников которой превышает 50 человек, должна быть создана такая служба. Служба охраны труда (ОТ) также может быть организована и на предприятиях с меньшим числом сотрудников, если того требуют особенности вида деятельности. В таком случае служба безопасности создаётся по решению руководителя.

Служба безопасности может представляться:

  • целым структурным подразделением;
  • штатным инженером по охране труда;
  • руководителем фирмы, уполномоченным сотрудником или предпринимателем лично (при малом количестве работников);
  • сторонней аккредитованной фирмой;
  • специалистом, работающим по гражданско-правовому договору.

Структуру службы по охране труда разрабатывает руководство с учётом рекомендаций Ростуда.

Служба ОТ на большом предприятии обычно представлена целым штатом работников во главе с начальником, которому они непосредственно подчиняются. Работает такая служба в тесном взаимодействии с другими структурными элементами фирмы (профсоюзами, комитетами), а также с местными органами власти и органами контроля и надзора. Обязательно соблюдение всех положений, которые устанавливает Трудовой кодекс, норм. акты в сфере охраны труда, отраслевые соглашения, колл. договор и локальные акты фирмы.

Основные задачи службы ОТ таковы:

  • построить трудовой процесс так, чтобы всеми сотрудниками выполнялись требования безопасности;
  • контролировать соблюдение сотрудниками законов, актов, колл. договора и ПВР;
  • готовить профилактические мероприятия по предупреждению травм и проф. заболеваний и работу по улучшению трудовых условий;
  • информировать и консультировать всех сотрудников, включая руководство, по вопросам охраны труда;
  • изучать и распространять передовой опыт в сфере трудовой безопасности.

Следует отметить также, что на любом предприятии могут быть созданы, помимо службы безопасности, комиссии или комитеты по охране труда. Образовываются такие комиссии по воле работодателя или работников (их профсоюза), и состоят из их представителей. Комитеты обеспечивают дополнительные совместные действия по проверке трудовых условий.

Представители комитетов следят за тем, как соблюдается Трудовой кодекс. Охрана труда, таким образом, обеспечивается еще более надёжно.

Тем не менее, если на предприятии все же произойдет несчастный случай или будут нарушены какие-либо нормы, не всегда ответственность возлагается на службу ОТ или на конкретного работника. Особым лицом в организации является её руководитель, так как он непосредственно представляет работодателя и управляет трудом от его имени. И большая часть ответственности возлагается именно на руководство. Непосредственным причинителем ущерба или вреда руководитель может не быть, но даже в этом случае его ответственность не исключается. Поскольку именно он управляет предприятием и обеспечивает соблюдение Трудового кодекса и охрану труда. Одна из обязанностей руководителя не допускать нарушений, которые могли бы стать основанием для привлечения к ответственности.

Работодатель или уполномоченный работник проводит трудовой инструктаж для каждого сотрудника при приёме на службу, а также проходит его сам. Поэтому за безопасность работы и обеспечение должного обучения отвечает в первую очередь руководитель (гендиректор) предприятия. Если вдруг сотрудник был допущен к работе без необходимого инструктажа и обучения (или необходимого мед. осмотра) виновно в любом ЧП будет руководство.

Итак, при нарушении норм безопасности, если не будут назначены ответственные лица (сами сотрудники или начальник службы охраны труда), ответственность понесёт руководитель. Она может быть дисциплинарной , материальной, административной, и даже уголовной.

Статья 217. Служба охраны труда в организации

В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.

При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель — индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации, за исключением организаций, проводящих специальную оценку условий труда, порядок аккредитации которых устанавливается законодательством о специальной оценке условий труда. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, правила аккредитации, включающие в себя требования аккредитации, которым должны соответствовать организации, оказывающие услуги в области охраны труда, порядок проведения контроля за деятельностью аккредитованных организаций, порядок приостановления или отзыва аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Комментарий к Ст. 217 ТК РФ

1. В организации работодатель осуществляет управление охраной труда путем создания службы охраны труда или же введения должности специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

2. Создание и деятельность службы охраны труда в организации осуществляются в соответствии с Постановлением Минтруда РФ от 22 января 2001 г. N 10 «Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях» (Бюлл. Минтруда РФ. 2001. N 4), а также Постановлением Минтруда РФ от 8 февраля 2000 г. N 14 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации» (Бюлл. Минтруда РФ. 2000. N 2, 3).

3. При отсутствии в организации службы охраны труда или специалиста по охране труда может быть заключен договор на оказание соответствующих услуг со специалистами или организациями, в установленном ТК порядке оказывающими такие услуги.

Второй комментарий к Статье 217 Трудового кодекса

1. Органами управления охраной труда в отраслевых министерствах и ведомствах РФ являются создаваемые там службы охраны труда. У каждого работодателя (в том числе у индивидуального предпринимателя), осуществляющего производственную деятельность с численностью более 50 работников, создаются службы охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда.

Структура и численность работников службы охраны труда предприятий определяются работодателем с учетом рекомендаций государственного органа управления охраной труда. В организации с численностью 100 работников и менее вопрос этот решает работодатель. Рекомендации по организации службы охраны труда, утвержденные Постановлением Минтруда РФ от 8 февраля 2000 г. N 14, указывают, что на их основе разрабатываются положения службы охраны труда организации (Бюллетень Минтруда РФ. 2000. N 2. С. 252). Структуру службы и численность ее работников определяет работодатель с учетом указанных рекомендаций.

2. Если в организации отсутствует служба охраны труда или специалист по охране труда, их функции осуществляет работодатель — индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, иной уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору.

3. Все организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, устанавливает перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, а также правила ее проведения.

4. Общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда осуществляют профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы, которые могут создавать в этих целях собственные инспекции.

Дезинформация Касательно Статьи 217 ТК РФ!

Всем привет! Заметка для тех, кто только приступает к пути по тематическому направлению — охрана труда! Черпая информацию из сети Интернет, а точнее из случайных источников, можно дезинформироваться. Крайне нежелательно идти с такой информацией к своему руководителю, т.к. можно представиться не в лучшем свете — некомпетентным специалистом по охране труда.

Данную тему я не из воздуха взял, а из реальной ситуации.

Человек устроился в организацию, численность которой составляет

130 человек. Приняли его в должность, несвязанную с охраной труда, но с возложением обязанностей по ней. Изначально, еще при прохождении собеседования, речь шла исключительно об охране труда и должности ведущего специалиста по охране труда, но по факту, все оказалось не так. Я не буду окунаться в подробности, не в этом суть данной заметки. В общем, человек по ходу дел решил почерпнуть из интернета информацию касательно взаимосвязи штатной численности организации и ввода должности специалиста по охране труда. Набрав в поисковике ключевой слово, связанное с трудовым кодексом и охранной труда, он попал на страничку, где в оглавлении фигурировала ст. 217 ТК РФ Служба охраны труда в организации и по тексту было:

«В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность, с численностью более 100 работников создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
В организации с численностью 100 работников и менее решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда принимается работодателем с учетом специфики деятельности данной организации.
При отсутствии в организации службы охраны труда (специалиста по охране труда) работодатель заключает договор со специалистами или с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда.
Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.»

С этой информацией он пошел к своему руководству, но, должность специалиста по охране труда так и не решились вводить.

Что касается информации о численности >100 и

Комментарии и мнения

Изменения в обложении материальной выгоды

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 212 НК РФ НДФЛ облагается материальная выгода в виде экономии на процентах при использовании заёмных или кредитных средств, полученных от компаний или предпринимателей. С 1 января 2018 года вводятся условия, при соблюдении одного из которых, облагается такая материальная выгода. Таких условий два:

  • cоответствующие заёмные или кредитные средства получены налогоплательщиком от компании или предпринимателя, которые признаны взаимозависимым лицом налогоплательщика, или с которыми налогоплательщик состоит в трудовых отношениях;
  • такая экономия фактически является материальной помощью или формой встречного исполнения компанией или предпринимателем обязательства перед налогоплательщиком, в том числе оплатой за поставленные налогоплательщиком товары, выполненные работы или оказанные услуги.

В свете новаций в пп. 3 п. 1 ст. 212 НК РФ с 27.11.17 не считается доходом налогоплательщика, полученным в виде материальной выгоды, материальная выгода, полученная от приобретения ценных бумаг, указанных в п. 25 ст. 217 НК РФ, в случае их приобретения при первичном размещении эмитентом. Данная поправка распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2017.

Что это за бумаги? А это государственные казначейские обязательства, облигации и другие государственные ценные бумаги бывшего СССР, государств — участников Союзного государства и субъектов РФ, а также по облигации и ценные бумаги, выпущенные по решению представительных органов местного самоуправления. Напомним, что проценты по таким ценным бумагам не облагаются НДФЛ как раз на основании п. 25 ст. 217 НК РФ.

Расширен перечень доходов, не подлежащих обложению НДФЛ

Согласно п. 11 ст. 217 НК РФ стипендии не облагаются НДФЛ. Но с 1 января 2018 года вносятся отдельные изменения. Во-первых, из списка получателей не облагаемых налогом стипендий исключены учащиеся, адьюнкты и докторанты, а добавились ассистенты-стажёры и слушатели подготовительных отделений. Во-вторых, законодатели привели данную норму в соответствии со требованиями Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», заменив понятие «учреждения» на «образовательные организации». При этом из перечня организаций, выплачивающих стипендии, исключены научно-исследовательские учреждения. В-третьих, чтобы не облагались НДФЛ стипендии, учреждаемые федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, они должны быть именными.

С 27.11.17 не облагаются НДФЛ суммы оплаты части первоначального взноса в счёт стоимости приобретаемого автомобиля, предоставленные за счёт средств федерального бюджета, при оформлении кредита на приобретение автомобиля в порядке, утверждаемом Правительством РФ. Об этом указано в новом п. 37.3 ст. 217 НК РФ, действие которого распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2017.

С 1 января 2018 года не будут облагаться НДФЛ доходы в виде возмещения за счёт средств компенсационного фонда, формируемого в соответствии с Федеральным законом от 29.07.17 № 218-ФЗ «О публично- правовой компании по защите прав граждан — участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Так записано в новом п. 71 ст. 217 НК РФ.

Социальный вычет на обучение

До 1 января 2018 года возникали проблемы с получением социального налогового вычета по расходам на обучение, если такое обучение происходило у индивидуального предпринимателя. Между тем в соответствии с п. 20 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» по общему правилу к организациям, ведущим образовательную деятельность, приравниваются предприниматели, ведущие образовательную деятельность. На этом основании ФНС и Минфин России давали разъяснения, что и по расходам на обучение у индивидуального предпринимателя налогоплательщик вправе получить социальный вычет. Например, такие разъяснения приведены в письмах ФНС России от 18.11.2015 № БС-4-11/[email protected] и Минфина России от 07.05.2015 № 03-04-05/26529).

С нового года эта проблема устранена. В соответствии с новой редакцией пп. 2 п. 1 ст. 219 НК РФ социальный налоговый вычет по расходам на обучение предоставляется при наличии у организации, осуществляющей образовательную деятельность, индивидуального предпринимателя, (за исключением случаев осуществления им образовательной деятельности непосредственно), лицензии на образовательную деятельность или при наличии у иностранной компании документа, подтверждающего статус организации, ведущей образовательную деятельность, или при условии, что в ЕГРИП содержатся сведения о ведении образовательной деятельности предпринимателем, осуществляющим образовательную деятельность непосредственно, а также представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы за обучение.

Уточнена дата фактического получения дохода

С 27.11.17 в пп. 5 п. 1 ст. 223 НК РФ уточнено, что для целей исчисления НДФЛ датой получения дохода в виде списания безнадёжного долга с баланса компании является дата списания, при условии, что эта компания является взаимозависимой по отношению к налогоплательщику.

Кто сдаёт отчётность

С 1 января 2018 года в новом п. 5 ст. 230 НК РФ будет установлено, кто будет отчитываться по НДФЛ, если реорганизованная компания до момента своего «исчезновения» не успела это сделать. Представлять формы 2-НДФЛ и 6-НДФЛ придётся правопреемнику или правопреемникам. Документы нужно будет сдать в налоговую инспекцию по месту их учёта. Если правопреемников несколько, то вопрос, кто именно займётся указанными вопросами, нужно отразить в передаточном акте или разделительном балансе.

НДФЛ с «азартных» и «лотерейных» выигрышей по-новому

Законодатели решительно «ударили по пороку» — букмекерам, тотализаторам и их клиентуре. (А заодно и по тем, кто получает выигрыши в лотерею). В ст. 214.7 НК РФ с 1 января 2018 года внесены серьёзные изменения.

Для начала отметим, что законодатели «внезапно» обнаружили, что подавляющее большинство игроков не ходят в букмекерские конторы, а делают ставки по Интернету. И в ст. 214.7 НК РФ появилось понятие «интерактивной» ставки.

С нового года налоговая база по доходам, равным или превышающим 15 000 рублей, в виде выигрышей, полученных от участия в азартных играх, определяется налоговым агентом путем уменьшения суммы выигрыша, полученного при наступлении результата азартной игры, на сумму ставки или интерактивной ставки, служащих условием участия в азартной игре. При этом налог нужно исчислять по каждой сумме выигрыша. Аналогичное требование выдвинуто и к организаторам лотерей.

Налог с выигрышей в размере до 15 000 рублей должны уплачивать сами игроки — пп. 5 п. 1 ст. 228 НК РФ. При этом суммы выигрышей в размере до 4000 рублей за налоговый период НДФЛ облагаться не будут — п. 28 ст. 217 НК РФ.

Однако законодатели уточнили, что к суммам выигрышей, полученных участниками азартных игр и участниками лотерей, нельзя будет применить налоговые вычеты, предусмотренные в ст. ст. 218 — 221 НК РФ.

Обсуждение закрыто.