Статья 64 пункт

Статья 64. Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей

1. Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей.

Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.

2. Родители не вправе представлять интересы своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия. В случае разногласий между родителями и детьми орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей.

Комментарий к Ст. 64 СК РФ

1. Защита прав и интересов детей включает в себя установленные законом формы и способы восстановления нарушенных прав ребенка, а также принятие мер по предотвращению таких нарушений. Родители обязаны защищать не только те права детей, которые предусмотрены семейным законодательством, в частности гл. 11 СК РФ, но и гражданские, административные и др.

Родители выступают в гражданских, административных и других правоотношениях в качестве представителей своих детей и выражают их интересы. Так, в соответствии с п. 5 ст. 286 ТК РФ товары несовершеннолетнего лица в возрасте до 16 лет декларируются одним из родителей, усыновителем, опекуном или попечителем, его сопровождающим.

В гражданском праве родители защищают интересы детей путем совершения сделок и других юридических действий. Так, согласно п. 1 ст. 26 ГК РФ несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет совершают сделки, за исключением названных в п. 2 ст. 26 ГК РФ, с письменного согласия своих законных представителей — родителей, усыновителей или попечителя. В соответствии с п. 1 ст. 28 ГК РФ за несовершеннолетних, не достигших возраста 14 лет (малолетних), сделки, за исключением указанных в п. 2 ст. 28 ГК РФ, могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны.

Статья 1167 ГК РФ определяет особенности защиты наследственных прав несовершеннолетних. При наличии среди наследников несовершеннолетних граждан раздел наследства осуществляется с соблюдением правил ст. 37 ГК РФ. В целях охраны законных интересов указанных наследников о составлении соглашения о разделе наследства (ст. 1165 ГК) и о рассмотрении в суде дела о разделе наследства должен быть уведомлен орган опеки и попечительства. Так, родители не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать или давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества ребенка, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих ребенку прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества ребенка.

Родители, их супруги и близкие родственники не вправе совершать сделки с ребенком, за исключением передачи имущества ребенку в качестве дара или в безвозмездное пользование, а также представлять ребенка при заключении сделок или ведении судебных дел между ребенком и близкими родственниками родителей.

2. О способах защиты семейных прав см. комментарий к ст. 8 СК РФ.

3. Институт защиты прав несовершеннолетних включает в себя не только материальные, но и процессуальные нормы. Так, ст. 37 ГПК РФ определяет, что права, свободы и законные интересы несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет защищают в процессе их законные представители. Однако суд обязан привлекать к участию в таких делах самих несовершеннолетних, а также граждан, ограниченных в дееспособности (ч. 3 ст. 37 ГПК).

В случаях, предусмотренных федеральным законом, по делам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, публичных и иных правоотношений, несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе лично защищать в суде свои права, свободы и законные интересы. Однако суд вправе привлечь к участию в таких делах законных представителей несовершеннолетних. Например, ребенок, достигший возраста 16 лет, может обратиться в суд с заявлением об эмансипации, несовершеннолетняя мать, достигшая возраста 14 лет, вправе подать исковое заявление об установлении отцовства.

Права, свободы и законные интересы несовершеннолетних, не достигших возраста 14 лет, а также граждан, признанных недееспособными, защищают в процессе их законные представители — родители, усыновители, опекуны, попечители или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом (ч. 5 ст. 37 ГПК).

4. Пункт 2 комментируемой статьи запрещает родителям представлять интересы ребенка, если между родителями и детьми имеются противоречия.

По смыслу п. 2 комментируемой статьи в качестве представителя ребенка может выступать назначенный органом опеки и попечительства родственник ребенка, или иное лицо, интересы которого не вступают в противоречие с интересами ребенка, или работник органа опеки и попечительства. Таким представителем в соответствии с письмом Минобразования России от 29 марта 2002 г. N 483/28-5 «Об организации работы по передаче детей на воспитание в семьи, организации работы по осуществлению опеки (попечительства) над детьми» может стать социальный работник, общественный инспектор, утвержденный в установленном порядке и полномочный оказать необходимую помощь.

Как отмечается в письме Минобрнауки России от 10 марта 2009 г. N 06-224 «Об организации в субъектах Российской Федерации работы по профилактике жестокого обращения с детьми» , данная норма может играть важную роль в профилактике насилия над детьми в семье, однако на практике она в настоящее время применяется редко.
———————————
Вестник образования. 2009. N 12.

5. Упоминаемая в комментируемой статье категория «интересы ребенка» не определена законодателем. В науке встречаются разные понятия этого термина, в частности: «это то, что следует защищать, обеспечивать, учитывать» .
———————————
Малинова А.Г. Категория «интерес» в семейном праве: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2003. С. 16.

Статья 64. Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей

СТ 64 СК РФ

1. Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей.

Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.

2. Родители не вправе представлять интересы своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия. В случае разногласий между родителями и детьми орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей.

Комментарий к Ст. 64 Семейного кодекса РФ

1. Институт родительских прав невозможно себе представить без прав (и обязанностей) родителей по представительству и защите прав и интересов детей. Родители (лица, их заменяющие, — усыновители, опекуны, попечители, приемные родители) являются законными представителями своих несовершеннолетних детей и вправе представлять и защищать их права и интересы во всех органах и организациях без специальных полномочий в силу одного лишь факта рождения ими либо усыновления ребенка и регистрации указанных лиц в качестве родителей. Понятие «законное представительство» используется не только в семейном законодательстве, но и во всех других отраслях права, где субъектами возникших правоотношений либо участниками судопроизводства выступают несовершеннолетние. Поэтому родители вправе и обязаны представлять и защищать права своих несовершеннолетних детей, возникающие из уголовных, административных и гражданских (в широком смысле) правоотношений. В порядке гражданского судопроизводства помимо семейных споров рассматриваются жилищные, наследственные, налоговые, земельные, трудовые, пенсионные и другие споры.

При осуществлении представительства и защиты прав несовершеннолетнего ребенка родители самостоятельно выбирают способы и порядок защиты, могут вести дела в суде лично или с помощью профессиональных представителей.

2. Становление ребенка как личности довольно часто сопровождается возникновением разного рода конфликтов не только в семье, но и за ее пределами (в школе, внешкольных учреждениях, во дворе, с соседями). Дети различными способами и сообразно своему пониманию отстаивают свои права и интересы (права на сохранение индивидуальности, в том числе права на имя, на внешний облик, семейные связи, общение с родственниками и друзьями, свободу передвижения, честь и достоинство и другие личные, а также имущественные права). Иногда затянувшийся конфликт перерастает в неразрешимые противоречия, преодолеть которые можно лишь с посторонней помощью. Такая помощь может быть оказана педагогом-психологом или иным специалистом в соответствующей области знаний.

Если же в результате возникших противоречий между интересами родителей и детей нарушаются права ребенка или его родителей (либо одновременно права как самого ребенка, так и его родителей), спор может быть разрешен органами опеки и попечительства или в суде. Подобные споры возникают при заключении родителями сделок с жилыми помещениями, права пользования или собственности на которые принадлежат также детям, по поводу наследования имущества, распоряжения имуществом детей и др.

В таком случае представлять интересы ребенка в споре с родителями или с другими лицами родители как законные представители своих несовершеннолетних детей не вправе; органы опеки и попечительства обязаны назначить ребенку другого представителя для защиты его прав и интересов.

3. В соответствии со ст. 56 СК самостоятельно обратиться в суд за защитой своих прав и интересов, нарушаемых родителями, дети могут с 14 лет, а в органы опеки и попечительства — в любом возрасте, с которого ребенок может сформулировать свои претензии к родителям. На практике такие обращения довольно редки, что отнюдь не свидетельствует об отсутствии многочисленных злоупотреблений родительскими правами и нарушений прав детей в семье.

В соответствии с ч. 1 ст. 64 СК РФ защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий (Определение Московского областного суда от 06.03.2005 по делу N 33-2189). См. также: Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, утв. Президиумом ВС РФ 20.07.2011.

Статья 64. Порядок голосования

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ в статью 64 настоящего Федерального закона внесены изменения

Изменения не распространяются на правоотношения, возникшие в связи с проведением выборов, назначенных до дня вступления в силу названного Федерального закона

Статья 64. Порядок голосования

См. комментарии к статье 64 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 9 марта 2016 г. N 66-ФЗ в пункт 1 статьи 64 настоящего Федерального закона внесены изменения, применяющиеся к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после дня вступления в силу названного Федерального закона

1. Время начала и окончания голосования на выборах, референдуме устанавливается законом. Продолжительность голосования не может составлять менее десяти часов. Законом может быть предусмотрено, что в случае, если при проведении выборов в органы государственной власти, референдума субъекта Российской Федерации на территории избирательного участка, участка референдума расположено место жительства (место пребывания) избирателей, участников референдума, рабочее время которых совпадает с временем голосования (при работе на предприятиях с непрерывным циклом работы или вахтовым методом), по решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации время начала голосования на этом избирательном участке, участке референдума может быть перенесено на более раннее время, но не более чем на два часа. При совмещении дня голосования на выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, на референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме с днем голосования на выборах в федеральные органы государственной власти, Палату Представителей Парламента Союзного государства, на референдуме Российской Федерации время начала и окончания голосования определяется в соответствии с федеральным законом. Лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, доступ в помещения для голосования должен быть обеспечен не менее чем за один час до начала голосования.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 9 марта 2016 г. N 66-ФЗ в пункт 2 статьи 64 настоящего Федерального закона внесены изменения, применяющиеся к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после дня вступления в силу названного Федерального закона

2. О дне, времени и месте голосования территориальные и участковые комиссии обязаны оповестить избирателей, участников референдума не позднее чем за 10 дней до дня голосования через средства массовой информации или иным способом, а при проведении досрочного и повторного голосования — в порядке и сроки, которые предусмотрены законом, но не позднее чем за пять дней до дня голосования.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 9 марта 2016 г. N 66-ФЗ статья 64 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 2.1, применяющимся к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после дня вступления в силу названного Федерального закона

2.1. На избирательных участках, участках референдума, образованных в воинских частях, в труднодоступных или отдаленных местностях, на судах, которые будут находиться в день голосования в плавании, на полярных станциях, участковая комиссия может объявить голосование законченным раньше времени, установленного в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, если проголосовали все избиратели, участники референдума, включенные в список избирателей, участников референдума.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 июня 2017 г. N 104-ФЗ в пункт 3 статьи 64 настоящего Федерального закона внесены изменения

3. В день голосования непосредственно перед наступлением времени голосования председатель участковой комиссии предъявляет к осмотру членам участковой комиссии, присутствующим лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, пустые ящики для голосования (соответствующие отсеки технического средства подсчета голосов — при его использовании), которые вслед за этим опечатываются печатью участковой комиссии (пломбируются), а в случае, если законом предусмотрено, что избиратель, участник референдума, которые будут находиться в день голосования вне места своего жительства, вправе подать в комиссию заявление о включении в список избирателей, участников референдума по месту своего нахождения, — также информирует о числе избирателей, участников референдума, включенных в список избирателей, участников референдума на данном избирательном участке, участке референдума, о числе избирателей, участников референдума, исключенных из списка избирателей, участников референдума в связи с подачей заявления о включении в список избирателей, участников референдума по месту своего нахождения на ином избирательном участке, участке референдума, а также о числе избирателей, участников референдума, подавших заявления о включении в список избирателей, участников референдума по месту своего нахождения на данном избирательном участке, участке референдума.

4. Каждый избиратель, участник референдума голосует лично, голосование за других избирателей, участников референдума не допускается.

5. Бюллетени выдаются избирателям, участникам референдума, включенным в список избирателей, участников референдума, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а если избиратель, участник референдума голосует по открепительному удостоверению, — по предъявлении также открепительного удостоверения.

6. При получении бюллетеня избиратель, участник референдума проставляет в списке избирателей, участников референдума серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. С согласия избирателя, участника референдума либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, могут быть внесены в список избирателей, участников референдума членом участковой комиссии с правом решающего голоса. Избиратель, участник референдума проверяет правильность произведенной записи и расписывается в соответствующей графе списка избирателей, участников референдума в получении бюллетеня. В случае голосования по открепительному удостоверению в списке избирателей, участников референдума делаются дополнительные отметки. В случае проведения голосования одновременно по нескольким бюллетеням избиратель, участник референдума расписывается за каждый бюллетень. Член участковой комиссии, выдавший избирателю, участнику референдума бюллетень (бюллетени), также расписывается в соответствующей графе списка избирателей, участников референдума.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 4 июня 2014 г. N 146-ФЗ пункт 7 статьи 64 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2015 г.

Изменения не распространяются на правоотношения, возникшие в связи с проведением выборов в органы местного самоуправления, назначенных до дня вступления в силу названного Федерального закона, а также в связи с проведением соответствующих повторных и дополнительных выборов, если основные выборы в органы местного самоуправления были назначены до дня вступления в силу названного Федерального закона

7. Голосование проводится путем внесения избирателем, участником референдума в избирательный бюллетень любого знака в квадрат (квадраты), относящийся (относящиеся) к кандидату (кандидатам) или списку кандидатов, в пользу которого (которых) сделан выбор, либо (на выборах в органы местного самоуправления) к позиции «Против всех кандидатов» («Против всех списков кандидатов»), а в бюллетень для голосования на референдуме или в бюллетень для голосования по одной кандидатуре в соответствии с пунктом 35 статьи 38 настоящего Федерального закона — любого знака в квадрат, относящийся к тому из вариантов волеизъявления, в отношении которого сделан выбор.

8. Бюллетень заполняется избирателем, участником референдума в специально оборудованной кабине, ином специально оборудованном месте, где не допускается присутствие других лиц, за исключением случая, указанного в пункте 10 настоящей статьи.

9. Если избиратель, участник референдума считает, что при заполнении бюллетеня допустил ошибку, он вправе обратиться к члену комиссии, выдавшему бюллетень, с просьбой выдать ему новый бюллетень взамен испорченного. Член комиссии выдает избирателю, участнику референдума новый бюллетень, делая при этом соответствующую отметку в списке избирателей, участников референдума против фамилии данного избирателя, участника референдума. Испорченный бюллетень, на котором член комиссии с правом решающего голоса делает соответствующую запись и заверяет ее своей подписью, заверяется также подписью секретаря участковой комиссии, после чего такой бюллетень незамедлительно погашается.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 9 марта 2016 г. N 66-ФЗ в пункт 10 статьи 64 настоящего Федерального закона внесены изменения, применяющиеся к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после дня вступления в силу названного Федерального закона

10. Избиратель, участник референдума, не имеющие возможности самостоятельно расписаться в получении бюллетеня или заполнить бюллетень, принять участие в электронном голосовании, вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, участника референдума, не являющихся членом комиссии, зарегистрированным кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, членом или уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, доверенным лицом кандидата, избирательного объединения, наблюдателем. В таком случае избиратель, участник референдума устно извещает комиссию о своем намерении воспользоваться помощью для заполнения бюллетеня, участия в электронном голосовании. При этом в соответствующей (соответствующих) графе (графах) списка избирателей, участников референдума указываются фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт, лица, оказывающего помощь избирателю, участнику референдума.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 9 марта 2016 г. N 66-ФЗ в пункт 11 статьи 64 настоящего Федерального закона внесены изменения, применяющиеся к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после дня вступления в силу названного Федерального закона

11. Заполненные бюллетени опускаются избирателями, участниками референдума в опечатанные (опломбированные) ящики для голосования либо в технические средства подсчета голосов при их использовании. Если комиссией, организующей выборы, референдум, в соответствии с пунктом 4 статьи 63 настоящего Федерального закона принято решение об использовании конвертов, избиратель, участник референдума вне кабины или иного специально оборудованного места для тайного голосования помещает заполненный бюллетень (заполненные бюллетени) в конверт, который выдается ему членом участковой комиссии с правом решающего голоса, запечатывает его, после чего опускает этот конверт в ящик для голосования.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 15 февраля 2016 г. N 29-ФЗ статья 64 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 11.1, применяющимся к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после дня вступления в силу названного Федерального закона

11.1. Председатель участковой комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Распоряжения председателя участковой комиссии, отданные в пределах его компетенции, обязательны для всех присутствующих в помещении для голосования. В отсутствие председателя участковой комиссии его полномочия исполняет заместитель председателя участковой комиссии, а в отсутствие заместителя председателя участковой комиссии — секретарь или иной член участковой комиссии с правом решающего голоса, уполномоченный ею.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 15 февраля 2016 г. N 29-ФЗ статья 64 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 11.2, применяющимся к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после дня вступления в силу названного Федерального закона

11.2. При проведении голосования, подсчете голосов избирателей, участников референдума и составлении протокола участковой комиссии об итогах голосования в помещении для голосования, в помещении участковой комиссии вправе находиться лица, указанные в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона. Эти лица вправе осуществлять наблюдение как непрерывно, так и в свободно выбираемые ими промежутки времени в течение всего периода наблюдения, им обеспечивается свободный доступ в помещение (помещения), где проводятся голосование и подсчет голосов избирателей, участников референдума. Список лиц, осуществлявших наблюдение за ходом голосования и подсчетом голосов избирателей, участников референдума, составляется участковой комиссией на основе представленных данными лицами документов.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 июня 2017 г. N 104-ФЗ в пункт 12 статьи 64 настоящего Федерального закона внесены изменения

12. Член участковой комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они нарушают законодательство Российской Федерации о выборах и референдумах. Решение об отстранении члена участковой комиссии от участия в работе данной комиссии, об удалении наблюдателя или иного лица из помещения для голосования принимается судом по месту нахождения участковой комиссии. Исполнение соответствующего судебного решения обеспечивают правоохранительные органы. Правоохранительные органы также обеспечивают в соответствии с федеральными законами безопасность граждан и общественный порядок в помещении для голосования и на территории избирательного участка, участка референдума.

13. Зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, доверенным лицам и уполномоченным представителям избирательных объединений, доверенным лицам зарегистрированных кандидатов, членам и уполномоченным представителям инициативной группы по проведению референдума, а также организациям, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами органов управления или органов контроля которых являются указанные лица и организации, иным физическим и юридическим лицам, действующим по просьбе или по поручению указанных лиц и организаций, запрещается предпринимать действия, направленные на обеспечение доставки избирателей, участников референдума для участия в голосовании.

14. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрена возможность голосования избирателей, участников референдума по почте. При этом учитываются голоса избирателей, участников референдума, поступившие в соответствующую комиссию не позднее окончания времени голосования в день голосования. Порядок голосования по почте при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума до урегулирования этого вопроса федеральным законом определяется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 октября 2012 г. N 157-ФЗ в пункт 15 статьи 64 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 ноября 2012 г.

Положения пункта 15 статьи 64 (в редакции Федерального закона от 2 октября 2012 г. N 157-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов и референдумов, назначенных после дня вступления в силу названного Федерального закона

15. При проведении выборов, референдума вместо голосования с использованием бюллетеней, изготовленных на бумажном носителе, может проводиться электронное голосование. Решение о проведении электронного голосования принимается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации или по ее поручению соответствующей избирательной комиссией субъекта Российской Федерации. Порядок электронного голосования, подсчета голосов избирателей, участников референдума и установления итогов голосования на избирательном участке, участке референдума, форма протокола участковой комиссии об итогах голосования, а также особенности установления вышестоящими комиссиями итогов голосования и определения результатов выборов, референдума с учетом итогов электронного голосования устанавливаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Пункт 16 изменен с 3 июля 2018 г. — Федеральный закон от 3 июля 2018 г. N 184-ФЗ

16. При проведении выборов в органы государственной власти, референдума субъекта Российской Федерации избиратель, участник референдума, который будет находиться в день голосования вне места своего жительства, вправе подать в избирательную комиссию, комиссию референдума заявление о включении в список избирателей, участников референдума по месту своего нахождения (далее в настоящем пункте — заявление) в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации (далее в настоящем пункте — порядок). Срок подачи заявления устанавливается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в пределах срока, который начинается не ранее чем за 45 дней до дня голосования и заканчивается в 14 часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования. Заявление может быть подано избирателем, участником референдума только лично по предъявлении паспорта (в период замены паспорта — временного удостоверения личности). Заявление может быть подано с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, если это предусмотрено порядком. Порядком предусматриваются способы защиты заявления от подделок. Порядком может быть предусмотрено использование в целях указанной защиты специального знака (марки), при этом порядок должен содержать требование об учете специальных знаков (марок), в том числе при их передаче комиссиями. Избиратель, участник референдума, подавший заявление, исключается из списка избирателей, участников референдума по месту своего жительства. Избиратель, участник референдума, подавший заявление, может быть включен в список избирателей, участников референдума по месту своего нахождения только на одном избирательном участке, участке референдума. Избиратель, участник референдума, подавший заявление и явившийся в день голосования на избирательный участок, участок референдума по месту своего жительства, может быть включен в список избирателей, участников референдума только по решению участковой комиссии и только после установления факта, свидетельствующего о том, что он не проголосовал на избирательном участке, участке референдума по месту своего нахождения. В случае включения избирателя, участника референдума в список избирателей, участников референдума по месту своего жительства он утрачивает право быть включенным в список избирателей, участников референдума по месту своего нахождения. Информация о подаче заявления избирателем, участником референдума, в том числе об избирательном участке, участке референдума, на котором избиратель, участник референдума, подавший заявление, должен быть в соответствии с порядком включен в список избирателей, участников референдума, обрабатывается и доводится до сведения соответствующих территориальных и участковых комиссий, в том числе с использованием ГАС «Выборы». Информация о числе избирателей, участников референдума, подавших заявления, отдельно по каждому избирательному участку, участку референдума размещается в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с порядком. В этом случае голосование по открепительным удостоверениям и предусмотренное пунктом 2 статьи 65 настоящего Федерального закона досрочное голосование не проводятся. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено, что при проведении выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, референдума субъекта Российской Федерации порядок включения избирателя, участника референдума в список избирателей, участников референдума, установленный настоящим пунктом, не применяется. В этом случае закон субъекта Российской Федерации должен предусматривать голосование по открепительным удостоверениям либо досрочное голосование, предусмотренное пунктом 2 статьи 65 настоящего Федерального закона.

Статья 64. Отнесение памятников истории и культуры к объектам культурного наследия соответствующей категории и к выявленным объектам культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом

Статья 64. Отнесение памятников истории и культуры к объектам культурного наследия соответствующей категории и к выявленным объектам культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом

См. комментарии к статье 64 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 октября 2014 г. N 315-ФЗ в пункт 1 статьи 64 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

1. Отнести памятники истории и культуры государственного значения, республиканского значения, принятые на государственную охрану в соответствии с законодательством РСФСР и законодательством Российской Федерации, к объектам культурного наследия федерального значения, включенным в реестр, с последующей регистрацией данных объектов в реестре в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

2. Отнести объекты исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, принятые на государственную охрану в соответствии с законодательством Российской Федерации по состоянию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, к объектам культурного наследия федерального значения, включенным в реестр, с последующей регистрацией данных объектов в реестре в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 октября 2014 г. N 315-ФЗ в пункт 3 статьи 64 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

3. Отнести памятники истории и культуры местного значения, принятые на государственную охрану в соответствии с законодательными и иными правовыми актами СССР и РСФСР, к объектам культурного наследия регионального значения, включенным в реестр, за исключением случаев отнесения указанных памятников истории и культуры к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, с последующей регистрацией данных объектов в реестре в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 245-ФЗ статья 64 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 3.1, вступающим в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

3.1. Отнести памятники археологии местного значения, принятые на государственную охрану в соответствии с законодательством РСФСР, археологические объекты, объявленные памятниками истории и культуры решениями органов местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, к объектам культурного наследия федерального значения, включенным в реестр, с последующей регистрацией данных объектов в реестре в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 октября 2014 г. N 315-ФЗ пункт 4 статьи 64 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

4. Отнести объекты, являющиеся на день вступления в силу настоящего Федерального закона вновь выявленными памятниками истории и культуры на основании законодательных и иных правовых актов СССР и РСФСР, к выявленным объектам культурного наследия.

Статья 64 СК РФ. Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей (действующая редакция)

1. Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей.

Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.

2. Родители не вправе представлять интересы своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия. В случае разногласий между родителями и детьми орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 64 СК РФ

1. Каждому гражданину Российской Федерации гарантируется судебная защита его прав и свобод (ст. 46 Конституции РФ). Это конституционное положение относится ко всем гражданам независимо от их возраста и получило закрепление в семейном законодательстве. Согласно ст. 1, 8, 56 СК РФ, ст. 11 ГК РФ судебная защита гражданских и семейных прав и интересов ребенка является основной юрисдикционной формой защиты.

В п. 1 комментируемой статьи подчеркивается, что в первую очередь именно родители должны осуществлять защиту прав и интересов детей. Родители имеют возможность защищать интересы своих детей во всех сферах общественной жизни, причем независимо от того, на территории какого государства требуется такая защита.

Родители могут осуществлять защиту прав и интересов своих детей в суде без специальных полномочий (т.е. без доверенности). Для этого им достаточно предъявить документ, подтверждающий факт происхождения детей от конкретных родителей (свидетельство о рождении ребенка).

2. Родители должны защищать права и интересы детей, а не свои права и интересы. Если между интересами родителей и детей имеются противоречия, которые установлены органами опеки и попечительства, то родители не вправе представлять интересы детей в отношениях с другими лицами. Понятия «интересы детей» и «интересы родителей» являются оценочными понятиями. В случае, если подобные противоречия будут выявлены, орган опеки и попечительства обязан назначить другого представителя для защиты прав и интересов ребенка, например для защиты прав ребенка в суде.

Обсуждение закрыто.