Судебная система и принципы осуществления судебной власти

Судебная система и принципы осуществления судебной власти

48. Конституционные принципы осуществления судебной власти.

1. Понятие и система принципов судебной власти и правосудия.

Принципы осуществления судебной власти (принципы правосудия) — закреплённые законодательством основные, руководящие положения наиболее общего характера, определяющие организацию и деятельность судов. Принципы правосудия взаимосвязаны и образуют единую систему. Важнейшие принципы правосудия закреплены в Конституции РФ (статьи 46-50, 118-124). Конституционные принципы правосудия раскрываются также в Федеральном конституционном законе «О судебной системе РФ» (1996), в других федеральных законах.

2. Осуществление правосудия только судом.

Правосудие осуществляется только судом. Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О судебной системе РФ». Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О судебной системе РФ». Создание чрезвычайных судов не допускается. Присвоение властных полномочий суда преследуется по закону.

3. Принцип законности.

Принцип законности является общеправовым принципом. В соответствии со статьёй 120 Конституции РФ судьи подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону. Применительно к судебной власти принцип законности означает, что суды обязаны осуществлять судебную власть в соответствии с порядком, установленным процессуальными и иными федеральными законами, и при осуществлении судебной власти правильно применять действующие законы. Суды обязаны применять Конституцию РФ, федеральные законы и иные действующие на её территории нормативные правовые акты. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, должностного лица Конституции РФ, федеральному конституционному закону, федеральному закону, общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору РФ, конституции, уставу, закону субъекта РФ, принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу (при несоответствии подзаконного правового акта закону — в соответствии с законом). При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.

4. Самостоятельность судов, независимость судей.

Суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции Российской Федерации и закону. Судьи (а также присяжные, народные и арбитражные заседатели), участвующие в осуществлении правосудия, независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону. Гарантии их независимости устанавливаются Конституцией РФ и федеральным законом, к конституционным гарантиям независимости судов и судей относятся несменяемость судей, неприкосновенность судей, финансирование судов из федерального бюджета. Судьи несменяемы, их полномочия могут быть прекращены или приостановлены соответствующей квалификационной коллегией судей не иначе, как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом. Судьи неприкосновенны, судья не может быть привлечён к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемой федеральным законом. Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом (статья 124). Незаконное воздействие на судей, вмешательство в деятельность суда влечёт ответственность в соответствии с законом.

5. Единоличное и коллегиальное рассмотрение дел, участие граждан в осуществлении правосудия.

Рассмотрение гражданских и уголовных дел в судах осуществляется единолично или коллегиально. Согласно статье 47 Конституции РФ никто не может быть лишён права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьёй, к подсудности которых оно отнесено законом. Законный состав суда по различным делам устанавливается процессуальным законодательством. Коллегиальное рассмотрение гражданских и уголовных дел в судах общей юрисдикции осуществляется коллегией в составе судьи и двух народных заседателей, в составе трёх судей или президиумом суда, а уголовных дел — также коллегией в составе судьи и двенадцати присяжных заседателей.

Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в осуществлении правосудия в порядке, предусмотренном федеральным законом в качестве присяжных, народных и арбитражных заседателей. Участие присяжных, народных и арбитражных заседателей в осуществлении правосудия является гражданским долгом. В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей (статья 123 Конституции РФ). Обвиняемый в совершение преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом (статья 47 Конституции РФ). При назначении исключительной меры наказания — смертной казни, обвиняемому предоставляется право на рассмотрение его дела с участием присяжных заседателей (статья 20 Конституции РФ).

6. Право на судебную защиту.

Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом, государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию. Порядок обжалования действий и решений, нарушающих права и свободы граждан, установлен Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (1992), другими федеральными законами.

7. Состязательность и равноправие сторон.

Все равны перед законом и судом (статья 19 Конституции РФ). Суды не отдают предпочтения каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам по признакам их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно и по другим не предусмотренным федеральным законом основаниям. Стороны судебного процесса, как правило, обладают равными процессуальными правами.

8. Гласность судебного разбирательства.

Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом (например, когда затрагивается государственная, коммерческая тайна, сведения о гражданах конфиденциального характера). Решение суда, принятое как в открытом, так и в закрытом заседании, провозглашается публично. Заочное разбирательство уголовных дел не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.

9. Государственный язык судопроизводства.

Судопроизводство и делопроизводство в Конституционном Суде РФ, Верховном Суде РФ, Высшем Арбитражном Суде РФ, в других арбитражных судах, в военных судах ведутся на государственном языке РФ — русском языке. Судопроизводство и делопроизводство в других федеральных судах общей юрисдикции, в конституционных (уставных) судах субъектов РФ, у мировых судей ведутся на русском языке либо на государственном языке республики, на территории которой расположен суд. Лицам, не владеющим языком судопроизводства, предоставляются право выступать и давать объяснения в суде на родном языке или на любом свободно избранном языке общения, пользоваться услугами переводчика.

10. Право на квалифицированную юридическую помощь.

Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, она оказывается бесплатно. Каждый задержанный, заключённый под стражу, обвиняемый имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения. В случаях, установленных статьёй 51 УПК РФ (например, по делам несовершеннолетних), участие защитника в уголовном деле обязательно.

11. Презумпция невиновности.

Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.

12. Другие конституционные принципы уголовного судопроизводства.

Никто не может быть повторно осуждён за одно и то же преступление. Каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания (согласно Уголовному кодексу РФ понятие «помилование» охватывает и смягчение наказания).

Принципы судебной власти

Конституционные принципы судебной власти – это основополагающие идеи, начала, определяющие организацию и деятельность судебной власти.

В юридической литературе зачастую ведется речь не о принципах судебной власти, а о принципах правосудия. Более верным в этом отношении будет все же говорить о принципах судебной власти, так как конституционные предписания относятся не только к осуществлению судом функций правосудия, но и ко всей судебной власти в целом. В литературе отсутствует единая точка зрения относительно количества конституционных принципов судебной власти.

Традиционно в их перечень включены следующие конституционные положения:

1) принадлежность судебной власти только судам;
2) независимость судей и подчинение их только закону;
3) коллегиальное и единоличное рассмотрение дел в судах;
4) гласность рассмотрения дел в судах;
5) Состязательность и равенство сторон в процессе;
6) право граждан на судебную защиту;
7) право граждан на юридическую (адвокатскую) помощь;
8) презумпция невиновности;
9) выборность и назначаемость судей.

Значение конституционных принципов судебной власти состоит в том, что их совокупность является основополагающей базой для развития законодательства о судоустройстве. Во-вторых, они учитывают положительный опыт зарубежных государств и международных сообщений в области судоустройства. В-третьих – конституционные принципы являются гарантом стабильности функционирования судебной власти.

Принцип осуществления судебной власти только судами состоит в том, что это функция предоставлена только судам. Это закреплено в ст.6,26 кодекса «о судоустройстве и статусе судей». Ни один другой орган или должностное лицо не обладает такими полномочиями. Перечень действующих судов.

Образование чрезвычайных судов запрещено. Содержание этого принципа формирует такие свойства судебной власти, как обязательность судебных решений, полнота, исключительность и легитимность судебной власти.

Принцип независимости судей и подчинение их только закону в ст.110 и 112 конституции.

Его содержание включает 2 относительно самостоятельных положения:

1) при рассмотрении дел судьи ограждены от постороннего вмешательства или навязывания им тех или иных решений со стороны госорганов, должностных лиц, граждан и судей вышестоящих судов;
2) судьи рассматривают и разрешают дела в соответствии с конституцией и иными НПА. Ст.25 кодекса «о судоустройстве и статусе судей» устанавливает систему гарантий этого принципа.

Независимость судей и народных заседателей обеспечивается установлением законодательными актами, порядком их назначения, приостановления и прекращения полномочий, неприкосновенностью, процедурой рассмотрения дел и вопросов, тайной совещания при вынесении судебного постановления и запрещения требования ее разглашения, ответственность за неуважение к суду или вмешательство в его деятельность, иными гарантиями, соответствующими статусу судей и народных заседателей, а также создание надлежащих организационно-технических условий для деятельности судов. Воздействие в какой-либо форме на судей и народных заседателей с целью воспрепятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению конкретного дела или добиться выполнения незаконного судебного постановления влечет за собой ответственность, установленную законодательными актами. СМИ не вправе предрекать в своих сообщениях результаты судебного разбирательства по конкретному делу или иным образом воздействовать на судью или народных заседателей. Одной из гарантий является предписание ст.111 конституции о недопустимости осуществления судьями предпринимательской деятельности, выполнения иной оплачиваемой работы, за исключением преподавательской и научно-исследовательской деятельности.

Принцип коллегиального и единоличного рассмотрения дел в судах. Ст.113 конституции устанавливает, что дела рассматриваются коллегиально, а в предусмотренных законом случаях – единолично. В ст.132 УПК уголовные дела в судах 1-ой инстанции рассматриваются единолично, т.е. одни судья, или коллегиально – судья и 2 заседателя. Коллегиально рассматриваются дела о преступлениях, за которые уголовным законом предусмотрено наказание свыше 12 лет лишения свободы или смертная казнь, и о преступлениях несовершеннолетних. Остальные дела только судья. Рассмотрение уголовных дел в вышестоящих инстанциях осуществляется коллегиально в составе не менее 3 судей. Гражданские дела в суде 1 инстанции рассматриваются судьей, за исключением судебной коллегии по патентным делам верховного суда, которая рассматривает дела в составе 3 судей. Рассмотрение гражданских дел в вышестоящих инстанциях осуществляется коллегиально, не менее 3х судей. Дела в хозяйственных судах 1 инстанции рассматриваются единолично судьей, в вышестоящих инстанциях коллегиально, в составе не менее 3 судей. Конституционный суд все дела в коллегиальном составе.

Принцип гласности судебного разбирательства закреплен в ст. 113 конституции и указывает, что разбирательство во всех судах открытое. Открытость судебного разбирательства предоставляет возможность посторонним лицам, достигшим 16 лет и представителям СМИ присутствовать на судебном заседании. Принцип гласности обеспечивает контроль общества и государства за деятельностью судов и правоохранительных органов. Слушание же дела в закрытом судебном заседании допускается лишь в случаях, предусмотренных законодательством. Как правило, закрытое судебное заседание проводиться в целях неразглашения охраняемых законом сведений и для обеспечения безопасности участников судебного процесса и по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними. Разбирательство дел в закрытом судебном заседании осуществляется с соблюдением всех правил судебного производства.

Принцип состязательности и равенства сторон в процессе. В соответствии со ст.115 конституции правосудие осуществляется на основании состязательности и равенства сторон в процессе. Сущность данного принципа заключается в предоставлении сторонам юридического спора возможности активно отстаивать и защищать свои интересы в судебном заседании. Для этого стороны судебного разбирательства наделены по отношению друг к другу равными правами по предоставлению и исследованию доказательств, заявлению ходатайств, высказывания мнения по любому вопросу, имеющему значение для разрешения дела. Суд же сохраняет независимость, объективность и беспристрастность, создает условия для осуществления предоставленных сторонам прав и выполнения ими процессуальных обязанностей.

Принцип обеспечения права граждан на судебную защиту предоставляет лицам возможность обращения в суд за защитой своих прав и интересов. Ст.60 конституции предписывает, что каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным независимым и беспристрастным судом. В текущем законодательстве содержание этого принципа получило более детальную реализацию в ст.10 кодекса «о судоустройстве и статусе судей». При несогласии с решением суда гражданин в целях продолжения судебной защиты своих интересов вправе обжаловать его в вышестоящую судебную инстанцию.

Право граждан на юридическую помощь. Каждый гражданин имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты своих прав и свобод. В частности, лица могут пользоваться помощью корпоративных адвокатов и других представителей в суде, в различных органах и организациях, в отношениях с должностными лицами и гражданами. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается за государственный счет. Юридическую помощь гражданам оказывают в рамках своей компетенции все госорганы и должностные лица, но эта функция возложена на правоохранительные органы, в том числе на нотариат, адвокатуру, юридическую помощь организациям и объединениям.

Презумпция невиновности во всех видах правосудия. Но наиболее полно он действует при осуществлении уголовного судопроизводства. В соответствии с принципом лицо невиновно в совершении преступления до того, пока его вина не доказана в суде. В уголовно-процессуальном законодательстве презумпция невиновности проявляется в ряде дополнительных положений, т.е. органам уголовного преследования запрещено перелагать на обвиняемого обязанность доказывания своей невиновности. Не устраненные сомнения трактуются в пользу невиновности.

Принцип выборности и назначаемости судей. 2 способа формирования судебного корпуса:

1) назначение судей населением и государственными органами власти;
2) назначение высшими должностными лицами государства.

Переменные издержки
Постоянные издержки
Местный бюджет
Мировая торговля
Макроэкономические показатели

Назад | | Вверх

Образовательный портал — все для студента юриста.

I. Судебная власть

1. Принцип разделения властей.

Принцип разделения властей — правовое явление, правовая доктрина, согласно которой признается необходимость в разделении власти на три ветви — законодательную, исполнительную и судебную. Создание системы сдержек и противовесов, при осуществлении властных полномочий.

Характерная черта большинства государств современности реализация ими принципа разделения властей. Согласно установившимся правовым теориям реализация данного принципа неотъемлемый атрибут демократического государства. Принцип разделения властей закреплен ст. 10 Конституции РФ (ссылка на источник)

Базовой идеей для формирования современной теории разделения властей послужили идеи греческого мыслителя Аристотеля — он первым предложил разделять власть в государстве на три составные части: законодательную, должностную и судебную (ссылка на источник). Впоследствии данная идея была развита выдающими деятелями нового времени, в частности: Джоном Локком и Шарлем Луи Монтескьё, которые осуществили детальную проработку и теоретическое обоснование принципа разделения властей. Начиная с этого времени постулаты данного принципа, получил широкое распространение в государственной системе многих стран. Первым правовым актом, где принцип разделения властей получил наибольшее, и логическое распространение стала Конституция США 1787 года (ссылка).

Принцип разделения властей зиждиться на следующих началах:

— Принцип разделения властей закреплен в нормативном правовом акте высшей юридического силы — Конституции.

— Существует строгое разделение властных полномочий между ветвями власти.

— В государственной система присутствуют органы, выражающие властные полномочия каждой из ветвей власти.

— Особое положение судебной ветви власти, как ветви гарантирующей соблюдение и охрану прав человека и гражданина.

2. Понятие судебной власти.

Судебная власть — одна из трех ветвей власти, призванная охранять права и свободы человека и гражданина, решать споры между субъектами правоотношений.

Судебной власти посвящена глава 7 Конституции РФ. (ссылка)

3. Признаки судебной власти.

Признаки судебной власти — характерные черты судебной власти, качественно отличающие ее от других ветвей власти.

Признаками судебной власти являются:

— Осуществление судебной власти только уполномоченными на то органами — судами.

— Самостоятельное, особое положение судебной власти в государственной системе.

— Осуществление властных полномочий в форме правосудия.

— Осуществление власти посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

— Особый статус выразителей судебной власти — судей.

4. Принципы осуществления судебной власти в РФ.

Принципы осуществления судебной власти в РФ — это основные характеристика судебной власти, при осуществлении ею собственных властных полномочий.

К принципам осуществления судебной власти в РФ относятся:

— Подчинение Конституции РФ

— Соблюдение прав человека и гражданина.

5. Задачи судебной власти.

Задачи судебной ветви власти — это конкретные социальные явления, ради которых судебная власть осуществляет свои властные полномочий.

К задачам судебной власти РФ можно отнести:

— Формирование режима Законности

— Восстановление прав конкретных субъектов общества.

— Изоляция вне общества конкретных субъектов общества.

6. Понятие правосудия.

Правосудие — вид государственной правоохранительной деятельности, осуществляемой уполномоченными государственными органами, в которой реализуется судебная власть.

7. Признаки правосудия.

К признакам правосудия можно отнести следующие характеристики:

— осуществляет только специально уполномоченным на то органом — судом.

— особый правовой статус лиц осуществляющих правосудие — судей и присяжных заседателей.

— правосудие осуществляется путем рассмотрения конституционных, гражданским, административных и уголовных дел.

— правосудие реализуется через конституционное, гражданское, административное и уголовное судопроизводство.

— общеобязательная сила судебных решений.

8. Понятие судопроизводства.

Судопроизводство — деятельность по рассмотрению дел в суде.

9. Виды судопроизводства.

— Конституционное судопроизводство, связанное с рассмотрением дел отнесенных к компетенции конституционных судов РФ.

— Гражданское судопроизводство, связанное с рассмотрением дел отнесенных к компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов.

— Административное судопроизводство, связанное с рассмотрением дел отнесенных к компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов.

— Уголовное судопроизводство, связанное с рассмотрением дел отнесенных к компетенции судов общей юрисдикции.

10. Соотношение понятий судопроизводство и правосудие.

Понятие правосудие и судопроизводство соотносится как общее с частным. Понятие судопроизводства, как процесса рассмотрения дел судами относится к объему понятия правосудие и является его составной частью.

1. Конституционные принципы осуществления судебной власти

Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом.

Конституция Российской Федерации устанавливает требования, предъявляемые к основной категории работников судов Российской Федерации: судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Вместе с тем федеральные законы устанавливают и дополнительные требования к судьям РФ. Так, в соответствии с Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации» кандидаты на должность судьи должны сдать квалификационный экзамен, не должны допускать порочащих их поступков. Для кандидатов на должность судьи вышестоящих судов увеличивается возраст и профессиональные требования. Так, для судей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда возраст составляет 35 лет и стаж работы по юридической специальности 10 лет; для судей Конституционного Суда эти требования еще выше возраст кандидата на должность судьи Конституционного Суда должен составлять 40 лет и стаж работы по юридической специальности 15 лет. Организация и порядок деятельности органов судебной власти определяются законами Российской Федерации и основываются на следующих конституционных принципах.

1. Осуществление правосудия только судом. Судебная власть в Российской Федерации принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых (в установленных законом случаях) к осуществлению правосудия представителей народа. Никакие другие государственные структуры власти не вправе осуществлять

функции судебных органов. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Правосудие осуществляется в строго определенном законом процессуальном порядке, характерном лишь для судопроизводства.

Признание за судом исключительного права на осуществление правосудия означает, в частности, что только он может вынести как обвинительный, так и оправдательный приговоры, принять решение по рассматриваемому делу от имени государства.

2. Законность. Базовый принцип деятельности судов, как и всех государственных органов, состоит в строгом и неукоснительном соблюдении Конституции Российской Федерации и законов, которыми регламентируются организация и порядок их деятельности.

3. Независимость судей и подчинение их только Конституции Российской Федерации и федеральному закону. В соответствии с Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации» независимость судей обеспечивается: предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; запретом (под угрозой ответственности) чьего бы то ни было вмешательства в осуществление правосудия; установленным порядком приостанЪвления и прекращения полномочий судьи, а также другими мерами его правовой защиты, материального и социального обеспечения, предусмотренными законодател ьством.

Закон также устанавливает, что судья не вправе быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям, а также совмещать функции судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.

Независимость судей обеспечивается их неприкосновенностью. В соответствии со ст. 122 Конституции РФ судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.

Гарантия независимости судей предполагает финансирование судов только из федерального бюджета.

Важная конституционная гарантия независимости судей — их несменяемость. В соответствии со ст. 121 Конституции Российской Федерации полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.

4. Коллегиальность. Коллегиальное рассмотрение дел в суде создает реальные условия для их всестороннего, полного и объ

активного судебного разбирательства.

В соответствии со ст. 10 Закона РФ «О судоустройстве Российской Федерации» рассмотрение гражданских и уголовных дел в судах осуществляется коллегиально и единолично; в суде первой инстанции — с участием присяжных заседателей, народных заседателей либо коллегией из трех профессиональных судей или единолично судьей. Перечень дел, которые вправе рассматривать судья единолично, закреплен в уголовно-процессуальном, гражданско-процессуальном п арбитражном процессуальном кодексах РФ. При этом согласно ст. 47 Конституции РФ никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудное™ которых оно отнесено законом.

5. Состязательность и равноправие сторон. Конституция РФ (ст. 123) устанавливает, что судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Все равны перед законом и судом независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Кроме того, ст. 123 Конституции РФ устанавливает, что заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, за исключением случаев, не препятствующих установлению истины по делу (например, когда подсудимый находится вне пределов России и уклоняется от явки в суд).

6. Гласность судебного разбирательства. В соответствии со ст. 123 Конституции РФ разбирательства дел во всех судах открытые. Слушание дела в закрытом заседании допускается лишь в случаях, предусмотренных федеральным законом.

7. Принцип национального языка судопроизводства основывается на конституционном праве каждого на пользование в процессе разбирательства родным языком. По Уголовно-процессуальному кодексу РФ судопроизводство ведется как на русском языке, так и на языках республик, автономной области, автономных округов или большинства населения той или иной местности. Вместе с тем кодекс устанавливает, что участвующим в деле лицам, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, обеспечивается право пользоваться родным языком, а также услугами переводчика.

8. Презумпция невиновности — основополагающее начало уголовного судопроизводства, принцип, гарантирующий права и

свободы человека и гражданина. В соответствии со ст. 49 Конституции РФ каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. При этом обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, а все неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в его пользу.

9. Недопустимость повторного осуждения за одно и то же преступление. Этот принцип отражен в ст. 50 Конституции РФ. Его содержание раскрывает Уголовно-процессуальный кодекс РФ: уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное подлежит прекращению в отношении лица, о котором имеется вступивший в законную силу приговор по тому же обвинению (либо определение или постановление суда о прекращении дела по тому же основанию). Если данные обстоятельства будут выяснены во время судебного разбирательства, то дело подлежит прекращению в судебном заседании.

10. Право на пользование квалифицированной юридической помощью. В соответствии с этим конституционным принципом защитник допускается с момента вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого, с момента возбуждения уголовного дела, с момента фактического задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, а также с момента начала осуществления иных мер процессуального принуждения или иных процессуальных действий.

Право пользования квалифицированной юридической помощью гарантируется также сторонам в конституционном судопроизводстве, при рассмотрении гражданских дел, а также при рассмотрении споров в арбитражном суде, где в качестве представителя стороны может выступать адвокат.

Принципы судебной власти;

Принципы являются основой организации и деятельности судебной власти. Они представляют собой объективные осно­вополагающие начала, отражающие природу судебной власти как самостоятельной ветви государственной власти, идейные основы ее организации и деятельности, прямо закрепленные в Конституции РФ и законов, либо вытекающие из их содержа­ния и правовой природы самой судебной власти.

В российском праве основополагающие принципы судебной власти получили свое юридическое закрепление в Конститу­ции РФ. Это означает, что они имеют верховенство и высшую юридическую силу, прямое действие, их обязаны соблюдать все без исключения — государство и его органы, должностные ли­ца, физические и юридические лица, участники судебного про­цесса, сами судьи.

Принципы судебной власти находят закрепление в универ­сальных международных документах (Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и полити­ческих правах, акты ОБСЕ), в специальных актах, важнейшим из которых являются Основные принципы, касающиеся неза­висимости судебных органов, принятые VII Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонару­шителями в 1985 г.

Во Всеобщей декларации прав человека содержатся положе­ния, провозгласившие равенство всех перед законом (ст. 7); право каждого на эффективную судебную защиту, осуществляе­мую компетентным, созданным на Основе закона судом, или право на доступ к правосудию (ст. 8): право на беспристрастный и гласный публичный суд (ст. 10), а также иные положения, со­держащие дополнительные гарантии прав человека в сфере за­щиты их прав в суде и иных правоохранительных органах (пре­зумпция неприкосновенности личности и ее шмущества, невоз­можность придания обратной силы закону (ст. 9 и Ш)-

Международный пакт о гражданских и политических правах, развивая названные принципы, установил, что в национальной правовой системе должен быть обеспечен доступ к независимо-

§2 Принципы судебной власти609

му и беспристрастному суду. К естественным правам в сфере правосудия отнесены права человека на защиту, на адвоката на пересмотр судебного решения.

Принципы универсальности правосудия и необходимости уведомления о решении- судебной инстанцией, рассматривав­шей жалобу гражданина по его делу с обязательным указанием мотивов такого решения, а также идеи справедливого суда на­шли свое отражение в Документе Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению ОБСЕ 1990 г. (п. 5.5, 5.10—5.21). Принципы судебной власти содержатся в положениях Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Европейской хартии о законе «О статусе судей» 1998 г. и др., а также в решениях Европейского Суда по правам чело­века. Международные принципы и нормы представляют собой правовой ориентир для российского национального законода­тельства, регулирующего организацию и деятельность судебной власти.

Принципы судебной власти делятся на два вида:

1) общие начала организации и деятельности судебной вла­сти как ветви, государственной власти;

2) специальные принципы организации и функционирова­ния судебной власти.

К общим принципам судебной власти относятся принципы конституционности и законности, самостоятельности и незави­симости органов судебной власти, полноты судебной власти, государственного (бюджетного) финансирования, федерализма и единства.

Принцип конституционности и принцип законности судебной власти означает, что организация судебной власти в Россий­ской Федерации и все действия судов основаны на положениях Конституции РФ и федеральных законов.

Самостоятельность и независимость судебной власти предпо­лагает ее внешнюю и внутреннюю автономию с возможностями самодостаточности во всех аспектах ее организации и деятель­ности как ветви государственной власти, что гарантируется наличием собственного круга функций, системы органов, ее осуществляющих, установлением полномочий этих органов, определением статуса судьи как носителя судебной власти, су­ществованием необходимых для судебной деятельности матери­альных ресурсов.

610Глава 26. Конституционный статус судебной власти в России

Полнота судебной власти означает распространение ее на все вопросы жизнедеятельности государства и общества в соответ­ствии с ее конституционными функциями и полномочиями су­дов, на всю территорию государства и на все население без ка­ких-либо исключений и ограничений в вопросах разрешения споров, в том числе касающихся государственной безопасности или терроризма, высших должностных лиц государства, про­верки любых действий и актов органов государственной власти, общественных объединений, юридических лиц и иных субъек­тов.

Принцип государственного (бюджетного) финансирования — важнейшее условие самостоятельности судебной власти. Соглас­но ст. 1.24 Конституции РФ финансирование судов производит­ся только из федерального бюджета и должно обеспечивать воз­можность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

Финансовое обеспечение судебной деятельности является в соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 17 июля 1998 г. № 23-П основой для создания механизма защи­щенности финансирования судебной власти. Конституционный Суд РФ признал не соответствующими Конституции РФ нор­мы, устанавливавшие правомочие исполнительных органов го­сударственной власти сокращать финансирование расходов, предназначенных для обеспечения организации и деятельности судебной власти в Российской Федерации.

Федеральный закон от 10 февраля 1999 г. № 30-ФЗ «О фи­нансировании судов Российской Федерации» регламентирует финансовые основы обеспечения деятельности российских су­дов. Для судов общей юрисдикции в этих целях создан специ­альный орган — Судебный департамент при Верховном Су­де РФ.

Принцип федерализма обусловлен федеративным характером. Российского государства. Он реализуется в возможностях субъ­ектов УФ совместно с Российской Федерацией участвовать в решении вопросов организации и осуществления судебной вла­сти. Согласно п. «л» и «н» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ к со­вместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ от­несены вопросы комплектования кадров еудебньшфрганов и установление общих принципов организации системы органов государственной власти, в тяЦ&т и судебной.

§ 2. Принципы судебной власти 611

Принцип единства судебной власти означает такую ее органи­зацию и деятельность, которая позволяет говорить о наличии в государстве целостного механизма, выполняющего общие функции правосудия и судебного контроля. В соответствии со ст. 3 Закона «О судебной системе Российской Федерации» принцип единства судебной власти достигается путем:

—установления судебной системы Конституцией РФ и на­званным Законом;

— соблюдения всеми федеральными судами и судами субъ­ектов РФ установленных Конституцией РФ и федеральными законами правил судопроизводства;

— применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепри­знанных принципов и норм международного права и междуна­родных договоров Российской Федерации, а также конститу­ций (уставов) и других законов субъектов РФ;

— признания обязательности исполнения на всей террито­рии Российской Федерации судебных постановлений, вступив­ших в законную силу;

— законодательного закрепления единства статуса судей;

— финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Специальные принципы судебной власти включают три основ­ные группы: 1) принципы судоустройства; 2) принципы статуса судьи; 3) принципы судопроизводства.

Принципами судоустройства являются: автономность систе­мы судебных органов и осуществление правосудия только су­дом, «универсальность судебной защиты, доступность правосу­дия, публичность судебной власти, открытость и принцип уча­стия общественности в осуществлении правосудия.

Принцип автономности системы судебных органов и осуществ­ления правосудия только судом развивает общий принцип само­стоятельности и независимости судебной власти. Автономность системы судебных органов означает ее обособление в структуре органов государства. Суды представляют собой отдельную сис­тему органов, не входяших в число представительных, испол­нительных органов государственной власти, органов местного самоуправления. Конституция РФ устпнфивает, что правосу­дие в Российской Федерации осуществляется только судом (ч. 1 ст. 118). Только суд, созданный на основании закона, может исполнять эту государственно-властную функцию. Судебные

612 Глава 26. Конституционный статус судебной власти в России

полномочия не могут быть переданы каким-либо иным орга­нам государственной власти, общественным объединениям. В Конституции РФ этот принцип дополнен запретом создания чрезвычайных судов (ч. 3 ст. 118).

Принцип универсальности судебной защиты означает невоз­можность ее ограничения предписаниями законодателя и дру­гих властных структур, что обусловлено положениями ст. 46 Конституции РФ, гарантирующими судебную защиту для неог­раниченного круга лиц, распространяющими ее на все без ис­ключения права и свободы.

В соответствии с рассматриваемым принципом:

1) допускается учреждение многообразных специализиро­ванных судов для профессионального рассмотрения споров различных по своему характеру;

2) полномочия судов формируются в соответствии с измене­ниями в общественных отношениях и возникновением новых видов правовых коллизий и споров;

3) полномочия судов распространяются на всю правовую сферу общественных отношений (частных и публичных).

Принцип доступности правосудия получил закрепление в ст. 46 Конституции РФ, гарантирующей каждому судебную за­щиту его прав и свобод, и в ст. 52, устанавливающей, что госу­дарство обеспечивает потерпевшим от преступлений и злоупот­реблений властью доступ к правосудию и компенсацию причи­ненного ущерба. В АПК РФ к задачам судопроизводства в арбитражных судах отнесено обеспечение доступности правосу­дия в сфере предпринимательской и иной экономической дея­тельности. Данный принцип обоснован в практике Европей­ского Суда по правам человека, в решениях Конституционного Суда РФ.

Принцип доступности включает в себя требования, недопус­тимости отказа в правосудии, территориальную всеобщность (юрисдикцию суда), отсутствие субъектов права, чьи действия (бездействие) либо решения не могут быть оспорены в судеб­ном порядке, а также эффективность судебного разбирательст­ва, подразумевающую разумные сроки и высокий профессио­нальный уровень судей при рассмотрении дел.

Принцип публичности судебной власти состоит в обеспечении публичного интереса при разрешении всех социальных кон­фликтов в обществе. В большей мере этот принцип проявляет­ся при осуществлении судебного конституционного и админи-

§ 2. Принципы судебной власти613

стративного контроля, является ведущим при рассмотрении дел, возникающих из публичных правоотношений.

Принцип открытости (прозрачности, транспарентности) оз­начает открытость и доступность различного рода информации о работе судебных учреждений, о назначениях судей, порядке приема обращений и назначенных к слушанию общественно значимых процессах, о принимаемых решениях и т. п.

Принцип участия общественности в осуществлении правосу­дия — важное демократическое начало судебной власти. Уча­стие общественности в деятельности судебной власти осущест­вляется прежде всего в форме привлечения граждан к отправле­нию правосудия в качестве заседателей, которые образуют надлежащий состав суда 1 .

Положение ч. 4 ст. 123 Конституции РФ содержит указание на то, что в предусмотренных законом случаях судопроизводст­во осуществляется с участием присяжных заседателей, а в ар­битражных судах — с участием арбитражных заседателей. В ка­честве арбитражных заседателей привлекаются представители предпринимательских структур, специалисты в сфере экономи­ки, бизнеса, финансов, отраслевых производств и т. п. — лица, обладающие специальными познаниями в той сфере, в которой возникли спорные правоотношения участников процесса.

Еще одной формой участия общественности в деятельности судебной власти является представительство общественности в органах судейского сообщества — в составе квалификационных коллегий судей, экзаменационных комиссий по приему экзаме­нов у кандидатов в судьи. В соответствии со ст. 11 Федерально­го закона от 14 марта 2002 г. № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» в состав Высшей квали­фикационной коллегии судей РФ входит 10 представителей об­щественности при общей ее численности 29 членов, в состав квалификационных коллегий судей субъектов РФ — по семь представителей. Представителем общественности может быть гражданин РФ, достигший 35 лет, имеющий высшее юридиче­ское образование, не совершивший порочащих его поступков, не замещающий государственные или муниципальные должно­сти, должности государственной или муниципальной службы, не являющийся руководителем организации и учреждения не-

1 Подробнее об этом см.: Клеандров М Ш Статус граждан, участвующих в осуществлении правосудия. М., 1999.

614Глава 26. Конституционный статус судебной власти в России

зависимо от ее организационно-правовой формы и формы соб­ственности, адвокатом и нотариусом. Очевидно, что участие граждан в работе данных органов связано с необходимостью обеспечения связей судейского сообщества с общественными структурами, возможность внутреннего контроля при решении кадровых и иных вопросов судебной власти.

К принципам статуса судьи относятся несменяемость, неза­висимость и неприкосновенность.

Принципы судопроизводства определяют основы деятельно­сти суда по разрешению конкретных дел и включает принципы состязательности и равноправия сторон, гласности судопроиз­водства.

Принципу состязательности и равноправия сторон традици­онно уделяется большое внимание в международно-правовом регулировании, где он рассматривается в качестве основопола­гающего условия справедливого правосудия (п. 1 ст. 14 Меж­дународного пакта о гражданских и политических правах; п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод). Как указал Европейский Суд по правам человека в решении от 22 февраля 1996 г. по делу «Будут (Вишг) против Австрии», со­гласно принципу состязательности сторон каждой стороне должна быть предоставлена разумная возможность представить свое дело в условиях не худших, чем ее оппонент.

В соответствии со ст. 19 Конституции РФ все равны перед законом и судом. Принцип состязательности и равноправия сторон означает недопустимость установления в судопроиз­водстве каких-либо различий, ограничений или предпочтений по признаку пола, расы, национальности, языка, происхожде­ния, имущественного или должностного положения, места жи­тельства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также к другим обстоятельст­вам, которые приводят к нарушению равенства сторон при осу­ществлении правосудия.

Установление равного положения участников процесса пе­ред законом и судом призвано обеспечить их равноправие в каждой из процедур судопроизводства и создать им возмож­ность на основе состязательности представить все доказательст­ва, имеющиеся у них, в подтверждение своих доводов и пози­ции по делу.

Состязательность судебного процесса означает также, что функция суда по разрешению дела отделена от функции обви-

§ 2. Принципы судебной власти 615

нения и функции защиты. Однако это не означает полную пассивность суда в процессе рассмотрения дела. Суд не может быть лишен в случаях, когда он считает необходимым, права истребовать доказательства и оценивать их. Конституционный Суд РФ в определении от 6 марта 2003 г. № 104-О высказал правовую позицию о том, что в ходе судебного следствия устанавливаются обстоятельства, необходимые для справедливого и беспристрастного разрешения дела по существу, следовательно собирание доказательств не только является прерогативой сто­рон, но и входит в число полномочий суда.

Согласно принципу гласности, закрепленному в ст. 123 Кон­ституции РФ, разбирательство дел во всех судах открытое. Слу­шание дел в закрытом судебном заседании допускается в случа­ях, предусмотренных федеральным законом.

Любой гражданин, желающий присутствовать на слушании дела, может находиться в зале судебного заседания без допол­нительного специального разрешения судьи, прокурора, секре­таря, судебного пристава или иного должностного лица, а так­же участников процесса. В зал судебного заседания допускают­ся публика и пресса.

Право на публичное разбирательство закреплено в ст. 10 Всеобщей декларации прав человека, ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах и ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Европейский Суд по правам человека отметил, что открытость судебного разби­рательства направлена на защиту от тайного правосудия, не подпадающего под контроль общественности, и что она являет­ся одним из средств сохранения доверия в судах всех уровней 1 .

Ограничения принципа открытости судебного заседания мо­гут быть установлены лишь для лиц моложе 16 лет, если они не являются участниками процесса или свидетелями, а также в случаях необходимости зашиты государственной и коммерче­ской тайны, конституционных прав граждан на неприкосно­венность частной жизни, личную, семейную тайну я др. ь за­крытое судебное заседание не допускаются публика и пресса. но судопроизводство ведется в строгом соответствии с процессуальными нормами, включая публичность провозглашения итогового постановления суда.

1 См.: Досье по правам человека,№3. Русская версия. Страсбург, 1994 *

616Глава 26. Конституционный статус судебной власти в России

Обсуждение закрыто.