Внесение изменений а план фхд

План финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения

Все государственные и муниципальные бюджетные учреждения обязаны формировать план финансово-хозяйственной деятельности (ПФХД). Требования к составлению такого документа регламентированы Приказом Министерства финансов РФ за номером 81н от 28 июля 2010 года. В него периодически вносятся коррективы. Поэтому каждому заказчику необходимо знать актуальную информацию по этому вопросу.

Что такое ПФХД и кто его должен составлять

Под планом финансово-хозяйственной деятельности понимается документ, который используется в процессе образования расходов и доходов предприятия. Он может составляться только на финансовый год или финансовый год и плановый период. Это будет зависеть от закона о бюджете. Из 7-ФЗ и 174-ФЗ следует, что ПФХД должны быть открытыми для всех граждан России. Для этого документ публикуется на официальном сайте учреждения в сети Интернет.

К ПФХД действующим законодательством предъявляются следующие требования:

  1. План формируется на этапе распределения бюджета на следующий финансовый год.
  2. Составляется с применением кассовой методики в рублях.
  3. Все суммы указываются с точностью двух знаков после запятой.
  4. Документ, составляется по структуре и форме, утвержденной Правительством.

Формировать план финансово-хозяйственной деятельности обязаны все автономные учреждения, а также бюджетные предприятия, которые получают субсидии из федерального бюджета в соответствии с постановлениями органов местного самоуправления.

Цели формирования

Возложение на государственные учреждения обязанности составлять план преследует следующие цели:

  • Грамотное планирование поступлений денежных средств на счета и их последующий рациональный расход.
  • Вычисление финансовых показателей и анализ их сбалансированности.
  • Планирование мероприятий, которые способствуют повышению эффективности расходования средств учреждения.
  • Предотвращение образования просроченной кредиторской задолженности.
  • Эффективное управление расходами и доходами организации.

Правильно составленный документ позволит эффективно управлять всеми финансами. Контролирующие органы при необходимости могут провести проверку и выявить имеющиеся нарушения. Это помогает приостановить разгул коррупции в стране.

Связь ПФХД с проведением госзакупок

Все бюджетные учреждения обязаны проводить закупки необходимых им товаров и услуг по действующему 44-ФЗ. При этом на них возлагается обязанность составлять план закупок, а также план-график. Эти документы выкладываются в открытый доступ и делают работу компании более «прозрачной».

План закупок составляется предприятием на основании плана финансово-хозяйственной деятельности. При этом суммы планируемых закупок в обоих документах должны совпадать. Согласно действующим нормам план закупок формируется и визируется в течение 10 рабочих дней со дня утверждения ПФХД. Такой порядок для заказчиков федерального уровня определен постановлением Правительства за №552 от 05 июня 2015 года. Для муниципальных организаций аналогичные правила предусмотрены Постановлением Правительства за номером 1043 от 21 ноября 2013 г.

Формируемый на основе ПФХД план закупок должен содержать в себе все планируемые траты, информацию о закупке технически сложных товаров, сведения о необходимости организации общественного обсуждения приобретения отдельных товаров или услуг. Составленный документ в электронном виде публикуется в ЕИС.

Что входит в состав ПФХД

Структура ПФХД определена Правительством РФ. Документ должен содержать следующие части:

  1. Залоговочная. Она позволяет описать основные данные компании, а также временной промежуток, единицы измерения и так далее. В ней обязательно должны быть указаны: наименование документа, дата его формирования, реквизиты учреждения, год, на который составляется план.
  2. Содержательная. В ней указываются основные показатели финансово-хозяйственной деятельности компании. Должна состоять из текстовой и табличной области. В документе отражаются цели и виды деятельности компании, перечень оказываемых за плату услуг, общая стоимость недвижимого имущества, находящегося на балансе организации, стоимость движимого имущества и другая информация.
  3. Оформляющая. Позволяет детализировать участников процесса планирования. В ней указываются конкретные должностные лица, на которых возложена обязанность по составлению документа. Именно эти люди и будут нести ответственность за правильность формирования плана.

При составлении плана учитываются средства, предназначенные для выполнения государственных заданий, а также инвестирования в капитальные объекты недвижимости, предоставляемые на конкурентной основе. В плане кроме всего должны быть детализованы расходы на поддержание в нормальном состоянии инфраструктуры, в том числе и проводимые по закупкам в рамках 223-ФЗ.

Внесение изменений в ПФХД

Если в течение года у организации появились незапланированные расходы, то допускается внесение изменений в ПФХД. При этом корректируется план закупок и план-график. Обновленные показатели не должны вступать в противоречие с ранее внесенными данными.

Изменения по доходам вносятся, если поступили выплаты по страховкам КАСКО или ОСАГО после ДТП с участием транспортно средства, принадлежащего учреждению, ущербу, возмещаемому третьими лицами. Корректировки по расходам вносятся при изменении потребности в тех или иных товарах, образованию экономии после реализации государственных заданий.

За правильность составления ПФХД несет ответственность назначенное должностное лицо. Информация берется на основе данных, полученных от учредителя компании. Часть сведений носит расчетный характер. Только правильно оформленный документ гарантирует исполнение основных целей.

Планирование показателей плана ФХД по расходам

Автор: Сизонова О. А., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Автономные учреждения могут вести свою деятельность в различных сферах: образование, здравоохранение, культура, спорт и в других социально значимых сферах в соответствии с Федеральным законом от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях». Поэтому в каждом учреждении методы планирования расходов могут различаться в зависимости от отрасли. Однако для всех автономных учреждений общим требованием законодательства является составление плана финансово-хозяйственной деятельности (плана ФХД). Что необходимо учесть при планировании показателей по расходам (выплатам)?

Документом, определяющим направления расходов автономного учреждения, является план ФХД, составляемый и утверждаемый в порядке, установленном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя. Общие требования к плану определены Приказом Минфина РФ от 28.07.2010 № 81н (далее – Требования № 81н). В статье мы будем опираться именно на этот документ.

По общему правилу планирование расходов включает в себя следующие этапы:

сбор и анализ информации (определяются источники финансового обеспечения расходов, их объемы, направления и виды расходов в зависимости от их экономического содержания);

подготовка аналитических данных (производятся расчеты прямых, накладных, общехозяйственных и прочих расходов; осуществляется распределение расходов между видами деятельности, составляются расчеты (обоснования));

составление предварительного плана ФХД и предоставление его вместе с расчетами (обоснованиями) учредителю (в порядке, установленном учредителем);

корректировка показателей предварительного плана (при необходимости), утверждение плана ФХД и опубликование его в информационных системах (в порядке, установленном учредителем);

внесение изменений в план ФХД (при необходимости, в установленном учредителем порядке).

Предварительное составление плана ФХД начинается на этапе формирования проекта соответствующего бюджета (закона о бюджете) на очередной финансовый год (на очередной финансовый год и плановый период) на основании информации, полученной от их учредителя в установленном порядке, об объемах субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания, целевых субсидий, бюджетных инвестиций, публичных обязательств. На этом этапе также планируются показатели по приносящей доход деятельности.

После утверждения в установленном порядке закона (решения) о бюджете показатели плана ФХД при необходимости уточняются учреждением, и на основании заключения наблюдательного совета составленный план направляется на утверждение учредителю в установленные им сроки. Уточнение показателей плана, связанных с выполнением государственного (муниципального) задания, осуществляется с учетом показателей утвержденного государственного (муниципального) задания и размера субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания.

В дальнейшем при необходимости в план ФХД могут вноситься изменения. В целях внесения изменений составляется новый план ФХД, показатели которого не должны вступать в противоречие с кассовыми операциями по выплатам, произведенным до внесения изменений, а также с показателями планов закупок.

Детализация расходов

Детализация по источникам финансирования.

Плановые показатели по выплатам (как и по поступлениям) детализируются в плане ФХД в разрезе видов финансового обеспечения:

субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания из федерального бюджета, бюджета субъекта РФ (местного бюджета);

субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания из ФФОМС;

субсидии, предоставляемые в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ (целевые субсидии);

субсидии на осуществление капитальных вложений;

средства обязательного медицинского страхования;

поступления от оказания услуг (выполнения работ) на платной основе и от иной приносящей доход деятельности.

Показатели по расходам (выплатам) определяются исходя из объема планируемых доходов (поступлений) учреждения с учетом остатков средств на начало года по соответствующему источнику финансирования и поступлений от возвратов субсидий прошлых лет (в части целевых субсидий при принятии решения учредителя об использовании их на те же цели).

Необходимо отметить, что при планировании показателей по расходам, связанным с выполнением государственного (муниципального) задания, в соответствии с п. 9, 11 Требований № 81н учреждение по согласованию с учредителем самостоятельно определяет направления расходов в пределах доведенных объемов финансового обеспечения (независимо от расчета нормативных затрат, использованных учредителем при установлении размера субсидии). Эти разъяснения даны в письмах Минфина РФ от 30.12.2014 № 02-07-10/69030, от 13.12.2013 № 02-01-011/54916. В них также говорится, что в случае достижения экономии средств, предусмотренных на осуществление любого из направлений выплат (расходов), сэкономленные средства (их часть) могут быть перераспределены в зависимости от потребности учреждения, в том числе на увеличение заработной платы, с обязательным уточнением плана в установленном учредителем порядке. Главное условие: чтобы расходы были направлены на выполнение государственного (муниципального) задания в срок, в полном объеме и с должным качеством и обоснованы.

В таблице представим порядок формирования показателей по выплатам в зависимости от источника финансирования.

Вид финансового обеспечения

Показатели по выплатам

Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания

Формируются самостоятельно (по согласованию с учредителем) на основании произведенных расчетов (обоснований) к плану ФХД расходов на оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ, а также расходов на содержание имущества и уплату налогов

Субсидии на иные цели

Указываются в соответствии с нормативным правовым актом, устанавливающим порядок предоставления целевой субсидии из бюджета (в том числе направления их расходования), показатели также отражаются в сведениях об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению (ф. 0501016), которые учреждение составляет и представляет учредителю

Субсидии на осуществление капитальных вложений

Платные услуги (работы) сверх государственного (муниципального) задания в рамках основной деятельности

Формируются самостоятельно на основании прилагаемых к плану расчетов (обоснований) затрат, связанных с осуществлением данной деятельности (в том числе затрат на содержание имущества и уплату налогов), исходя из порядка определения платы, установленного учредителем

Поступления от иной приносящей доход деятельности

Детализация по видам расходов (направлениям расходов).

Показатели по выплатам отражаются в таблице 2 «Показатели по поступлениям и выплатам учреждения (подразделения)» (далее – таблица 2) плана ФХД в разрезе видов расходов по соответствующим кодам, сгруппированных по следующим направлениям:

– 100 «Расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами»;

– 200 «Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд»;

– 300 «Социальное обеспечение и иные выплаты населению»;

– 400 «Капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности»;

– 500 «Межбюджетные трансферты»;

– 600 «Предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям»;

– 700 «Обслуживание государственного (муниципального) долга»;

– 800 «Иные бюджетные ассигнования».

Указанные группировочные коды детализируются кодами по соответствующим элементам расходов.

Для справки: При определении кода ВР следует руководствоваться п. 5 «Виды расходов» разд. III «Классификация расходов бюджетов», приложением 3 «Перечень единых видов расходов (групп, подгрупп, элементов видов расходов)» Указаний по применению бюджетной классификации.

При планировании расходов необходимо учитывать особенности, предусмотренные Указаниями по применению бюджетной классификации, в части:

1) разграничения выплат физическим лицам по форме, в которой они осуществляются (денежной или натуральной), а также по типу получателей (действующие или бывшие работники (служащие), иные категории граждан) между элементами видов расходов:

– 112 «Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда», 122 «Иные выплаты персоналу государственных (муниципальных) органов, за исключением фонда оплаты труда»;

– 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд»;

– 300 «Социальное обеспечение и иные выплаты населению»;

2) разграничения выплат при увольнении работников междуэлементами видов расходов 111 «Фонд оплаты труда» и 112;

3) разграничения расходов по уплате страховых взносовна выплаты физическим лицам в рамках трудовых и гражданско-правовых договоров;

4) отнесения расходов, осуществленных за счет страховых взносов;

5) отнесения расходов на уплату налогов, сборов и иных платежей.

Детализация расходов по статьям, подстатьям КОСГУ осуществляется при составлении расчетов – обоснований расходов к плану ФХД.

КОСГУявляется группировкой операций, осуществляемых в секторе государственного управления, в зависимости от их экономического содержания. КОСГУ, относящиеся к расходам, включают следующие группировочные коды статей:

– 210 «Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда»;

– 220 «Оплата работ, услуг»;

– 230 «Обслуживание государственного (муниципального) долга»;

– 240 «Безвозмездные перечисления организациям»;

– 250 «Безвозмездные перечисления бюджетам»;

– 260 «Социальное обеспечение»;

– 270 «Расходы по операциям с активами»;

– 290 «Прочие расходы»;

– 310 «Увеличение стоимости основных средств»;

– 320 «Увеличение стоимости нематериальных активов»;

– 330 «Увеличение стоимости непроизведенных активов»;

– 340 «Увеличение стоимости материальных запасов»;

– 530 «Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале».

Группировочные статьи КОСГУ детализированы подстатьями по соответствующим элементам расходов.

Особенности определения кода КОСГУ содержатся в разд. V «Классификация операций сектора государственного управления» Указаний о порядке применения бюджетной классификации.

Составление расчетов (обоснований)

Расчеты (обоснования) расходов являются неотъемлемой частью плана ФХД. Рекомендуемые формы расчетов (обоснований) содержатся в составе Требований № 81н (приложение 2). При необходимости эти формы могут быть изменены (с соблюдением структуры, в том числе строк и граф таблицы) и дополнены иными графами, строками, а также дополнительными реквизитами и показателями, в частности кодами показателей по соответствующим классификаторам технико-экономической и социальной информации. Кроме того, учреждение вправе применять дополнительные расчеты (обоснования) показателей согласно самостоятельно разработанным таблицам.

Как уже было указано выше, в плане ФХД показатели по расходам (выплатам) учреждения отражаются в разрезе видов деятельности (источников финансирования) и видов расходов, в расчетах (обоснованиях) – в разрезе видов деятельности, кодов ВР и КОСГУ. Таким образом, на этапе составления расчетов (обоснований) показателей в части общих расходов, которые относятся одновременно к нескольким видам деятельности (расходы на коммунальные услуги, услуги связи и пр.), необходимо осуществлять распределение затрат между источниками финансового обеспечения. Методы распределения общих расходов для этих целей должны быть предусмотрены и закреплены внутренним нормативным актом в учреждения.

Для справки: При сопоставлении (увязке) кодов видов расходов и КОСГУ необходимо руководствоваться приложением 5 «Таблица соответствия видов расходов классификации расходов бюджетов и статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов» Указаний о порядке применения бюджетной классификации.

Расчеты плановых показателей по расходам (выплатам) формируются с учетом норм трудовых, материальных, технических ресурсов, используемых для оказания учреждением (подразделением) услуг (выполнения работ).

Расчет плановых показателей выплат за счет субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания следует производить с учетом затрат, осуществляемых при обосновании бюджетных ассигнований главными распорядителями бюджетных средств в целях формирования проекта закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год и плановый период, а также с учетом требований, установленных нормативными правовыми актами, в том числе ГОСТ, СНиП, СанПиН, стандартами, порядками и регламентами (паспортами) оказания государственной (муниципальной) услуги.

В Требованиях № 81н даны рекомендации по составлению расчетов (обоснований) по основным видам расходов:

на выплаты персоналу и населению – группировочный код ВР 100 (в расчет таких выплат включаются заработная плата персонала; компенсационные выплаты; пособия, выплачиваемые из фонда оплаты труда; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, на обязательное медицинское страхование);

на закупку товаров, работ, услуг – группировочный код ВР 240 (в расчет таких расходов включаются расходы на оплату услуг связи, транспортных, коммунальных, аренды, на содержание имущества, оплату прочих работ и услуг для обеспечения нужд учреждения (к примеру, по страхованию, в том числе обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, медицинских осмотров, информационных услуг, консультационных услуг, экспертных услуг, типографских работ, научно-исследовательских работ), договоров по приобретению нефинансовых активов);

на уплату налогов и иных платежей в бюджет – группировочный код ВР 850 (расчет (обоснование) налоговых платежей осуществляется исходя из объектов налогообложения, особенностей определения налоговой базы, налоговых льгот, оснований и порядка их применения, а также налоговой ставки, порядка и сроков уплаты каждого налога в соответствии с НК РФ. В расчет прочих платежей включаются(с учетом разъяснений, приведенных в Письме Минфина РФ от 10.08.2017 № 02-05-11/52212):

штрафы (в том числе административные), пени (в том числе за несвоевременную уплату налогов и сборов);

денежная компенсация, предусмотренная ст. 236 ТК РФ, выплачиваемая учреждениями-работодателями, в частности на основании судебных решений;

плата за негативное воздействие на окружающую среду;

платежи в форме паевых, членских и иных взносов (за исключением взносов в международные организации);

платежи в целях возмещения ущерба гражданам и юридическим лицам, понесенного ими в результате отчуждения принадлежащего им имущества;

платежи, связанные с обслуживанием автономными учреждениями их долговых обязательств;

перечисление профсоюзным организациям на культурно-массовую и физкультурную работу;

уплата страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, начисленных на денежную компенсацию работнику, преду­смотренную ст. 236 ТК РФ;

перечисление средств в доход бюджета от приносящей доход деятельности;

возмещение ущерба гражданам и юридическим лицам, понесенного ими в результате отчуждения принадлежащего им имущества (включая животных и продукты животного происхождения), в том числе по решению суда;

расходы на оплату лицензий, разрешений на временный ввоз и вывоз имущества, включая вооружение.

Распределение общих расходов между видами деятельности

При осуществлении нескольких видов деятельности в учреждении должна быть предусмотрена методика планирования и учета затрат учреждения, включающая в себя методы распределения общехозяйственных и накладных расходов. Такой порядок может быть установлен учредителем либо учреждением самостоятельно в учетной политике, исходя из отраслевой специфики деятельности учреждения.

Как правило, при планировании расходов применяются методы распределения общих расходов между видами деятельности, преду­смотренные для целей бухгалтерского учета. При этом целесообразно и для налогового учета использовать аналогичные методы с учетом норм налогового законодательства.

В соответствии с п. 134 Инструкции № 157н в целях бухгалтерского учетараспределение общехозяйственных и накладных расходов производится одним из способов:

пропорционально прямым затратам по оплате труда, материальным затратам, иным прямым затратам;

пропорционально объему выручки от реализации продукции (работ, услуг);

пропорционально иному показателю, характеризующему результаты деятельности учреждения.

В налоговом учете согласно п. 1 ст. 272 НК РФ расходы налогоплательщика, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика. Такой механизм допускается и в части распределения затрат, относящихся к бюджетной деятельности (в рамках субсидии) и к деятельности, приносящей доход (письма Минфина РФ от 02.10.2017 № 03-03-05/64008, от 27.06.2017 № 03-03-06/3/40354).

Как показывает практика, в государственных (муниципальных) учреждениях наиболее распространен метод распределения общих расходов пропорционально доходам (то есть доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов). Как видим, он применяется одновременно в целях бухгалтерского и налогового учета.

Необходимо отметить, что учреждение при выборе метода распределения расходов между источниками финансового обеспечения должно учитывать свои отраслевые особенности деятельности. Метод распределения общих расходов, который применяется в одних учреждениях, может быть неприемлем для других.

На примере рассмотрим применение при планировании расходов (выплат) метода распределения общехозяйственных расходов пропорционально доходам.

Пример.

В учетной политике автономного учреждения установлено, что общехозяйственные и накладные расходы, которые одновременно относятся к приносящей доход деятельности и к деятельности в рамках госзадания, распределяются пропорционально доходам.

Учреждение планирует в очередном финансовом году получить следующие доходы (данные условны):

План ФХД: внесение изменений

Вопрос-ответ по теме

Можно ли вносить изменения в утвержденный план финансово-хозяйственной деятельности по выполнению государственного задания бюджетного учреждения без письменного согласования с учредителем, например, перенести плановые показатели с подстатьи 226 » Прочие работы, услуги» КОСГУ на статью 310 » Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ?

Требования по составлению плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения (далее – План ФХД) утверждены приказом Минфина России от 28.07.2010 № 81н «О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения» (далее – Приказ № 81н).

Согласно п. 12 Приказа № 81н объемы выплат в пределах общего объема субсидии на выполнение задания могут рассчитываться и отражаться в плане финансово-хозяйственной деятельности с превышением нормативных затрат.

Таким образом, Приказ № 81н не устанавливает требование, что плановые показатели по выплатам в Плане ФХД должны соответствовать по объему и назначениям утвержденным учредителем нормативным затратам, которые были им учтены при расчете субсидии на государственное задание.

Субсидия на выполнение государственного заданияпоступает бюджетному учреждению на лицевой счет, открытый им в территориальном органе Федерального казначейства или в финансовый орган субъекта Российской Федерации (муниципального образования) и расходуется в пределах остатка средств на лицевом счете без представления подтверждающих документов. Об этом сказано в ч. 15 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее – Закон № 83-ФЗ).

Закон № 83-ФЗ не устанавливает запрета на перераспределение экономии средств субсидии на выполнение государственного задания в разрезе выплат.

В соответствии с п. 19 Приказа № 81н при возникновении необходимости внесения изменения в План ФХД нужно составить новый План ФХД, показатели которых не должны вступать в противоречие в части кассовых операций по выплатам, проведенным до внесения изменения в План ФХД.

Следовательно, в случае достижения экономии средств, образовавшейся в результате выполнения государственного задания, средства субсидии могут быть перераспределены в зависимости от потребности учреждения на иные выплаты, но с обязательным уточнением Плана ФХД.

Обращаем ваше внимание, что вышеуказанное перераспределение не должно повлиять на выполнение показателей объема и качества государственных услуг, утвержденных в государственном задании.

Таким образом, бюджетное учреждение при выявлении экономии средств вправе внести изменения в план финансово-хозяйственной деятельности (перераспределить плановые объемы с подстатьи 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ на статью 310 » Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ), но при условии, что такое перераспределение не повлияет на выполнение показателей объема и качества государственных услуг и с обязательным уточнением Плана ФХД.

В соответствии с п. 22 Приказа № 81н План государственного (муниципального) бюджетного учреждения (План с учетом изменений) утверждается органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, при этом, осуществляющий функции и полномочия учредителя, вправе в установленном им порядке предоставить право утверждать План (План с учетом изменений) руководителю государственного (муниципального) бюджетного учреждения.

Ответ на любой рабочий вопрос в ЭС «Экономика ЛПУ» Получить бесплатный демодоступ

План закупок и план ФХД

Статьи по теме

Главными документами для деятельности бюджетных учреждений являются планы финансово-хозяйственной деятельности и закупок товаров, работ, услуг. Мы рассказываем вам о правилах формирования и утверждения этих документов, а также о порядке внесения изменений.

Главными документами для деятельности бюджетных учреждений являются планы финансово-хозяйственной деятельности и закупок товаров, работ, услуг. Мы рассказываем вам о правилах формирования и утверждения этих документов, а также о порядке внесения изменений.

Утверждение плана закупок

В ст.16 закона 44-ФЗ названы два обязательных документа, которые должны быть составлены заказчиками, покупающими товары, работы и услуги для обеспечения нужд РФ, регионов и муниципальных образований:

В первый включаются следующие данные о закупках:

  • код идентификации;
  • цель;
  • наименование объекта;
  • финансовое обеспечение;
  • срок;
  • обоснование.

В плане обязательно отмечается тот факт, что из-за технической сложности предмета закупки к поставщикам, подрядчикам, исполнителям предъявляются особые квалификационные требования. Если закупка по своим параметрам относится к разряду требующих обязательного общественного обсуждения, информация о нем тоже должна быть размещена.

При составлении планов закупок нужно руководствоваться:

  1. Для федеральных нужд – ПП 552 от 05.06.2015 года.
  2. Для нужд регионов и муниципальных образований – ПП 1043 от 21.11.2013 года.

Положения этих нормативных документов во многом совпадают.

На какой срок составляют план закупок

Нормативный акт предусматривает утверждение плана закупок на период действия закона о бюджете. В 2018 году действует 362-ФЗ от 05.12.2017 года. Он рассчитан на текущий 2018 год и последующие 2019-2020 годы. На этот период планируются и закупки. Если завершение поставок по контрактам ожидается за пределами трехлетнего срока, в плане делается отметка.

Порядок составления плана закупок

Составляется программа приобретений товаров и услуг в форме, утвержденной в ПП 552 от 05.06.2015 года. Бланк содержит строки, графы и ячейки для внесения следующей информации:

  1. Полное наименование заказчика-юрлица, телефон, почтовый и электронный адрес.
  2. ИНН.
  3. КПП.
  4. ОКОПФ.
  5. Наименование, телефон и адреса учреждения, которому переданы полномочия по ведению закупок.

Далее заполняется таблица, содержащая все данные о закупках.

Скачайте формы плана закупок:

Есть закупки, которые разрешается отражать одной строкой в размере годового финансирования. К ним относятся, например, услуги по направлению работников в командировку, приобретение медикаментов для конкретного пациента по решению врачебной комиссии и прочие, полный перечень есть в ПП 552 и 1043. В приложении к плану обязательно должны быть расчеты-обоснования для каждой закупки.

Полезные статьи и рекомендации экспертов на тему:

Как отражать закупки в учете, если контрактная служба плохо взаимодействует с бухгалтерией

Когда не нужно изменять планы по закупкам

Изменили план ФХД? Не забудьте про графики закупок

Экономите на закупках? Не забывайте отражать это в учете, отчетности и планах

Сроки утверждения плана закупок

Разработанные документы утверждаются в десятидневный срок:

  • казенными учреждениями – с момента доведения ЛБО;
  • бюджетными учреждениями и государственными унитарными предприятиями – со дня утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности;
  • автономными учреждениями – с момента заключения соглашений о субсидиях на приобретение недвижимости в госсобственность или на вложения в капитальное строительство;
  • бюджетными и автономными учреждениями, которым переданы полномочия заказчиков, – с момента поступления на специальный лицевой счет прав на принятие обязательств в денежном выражении.

Автономные учреждения составляют план только на те закупки, которые осуществляют по 44-ФЗ в связи с капитальными вложениями или приобретением недвижимости.

Утверждение плана ФХД

План ФХД формируется на основании приказа Минфина 81н от 08.07.2010 года. С 01.01.2020 года этот нормативный документ перестанет действовать, формировать планы учреждения будут на основании 186н от 31.08.2018 года.

План ФХД состоит из трех частей:

  1. Заголовочная, содержащая наименование учреждения, ИНН, КПП, адрес, номер в реестре участников бюджетного процесса. Здесь указывается финансовый год, на который составлен план, должность и расшифровка подписи утвердившего лица.
  2. Содержательная, в свою очередь состоящая из текстовой и табличной.
  3. Заключительная, содержащая подписи сотрудников, разработавших документ.

Текстовый раздел второй части включает в себя сведения о цели и виде деятельности учреждения, перечне оказываемых услуг, общей балансовой стоимости недвижимого и движимого имущества.

В табличной части четыре таблицы, содержащие:

  • показатели финансового состояния учреждения на последнюю отчетную дату;
  • данные по поступлениям и расходам, в том числе по затратам на закупку товаров, работ и услуг;
  • сведения по средствам, поступающим во временное распоряжение;
  • справочную информацию.

Приказ 81н дает учредителям возможность разработать и утвердить свои правила составления и утверждения планов ФХД, в том числе детализировать период планирования. По общему положению документ составляется либо на один финансовый год, либо на три, включая плановый период. Министерства и ведомства вправе издать свой приказ, в котором закрепляется поквартальное составление плана или детализация таблиц по источникам финансирования.

Изменения в плане закупок и плане ФХД

План финансово хозяйственной деятельности по 44-ФЗ неразрывно связан с программой закупок. Это утверждается в п.8 ст.17. Для того, чтобы внести изменение в план ФХД, предусмотрена только одна возможность: составить новый документ (п.19 81-ФЗ). При этом нельзя изменять расходные показатели, по которым уже произведены кассовые выплаты. В плане ФХД на основании расчетов устанавливается выделение средств на следующие цели:

  • заработная плата;
  • командировочные расходы;
  • социальные пособия;
  • начисления на фонд оплаты труда;
  • безвозмездные перечисления;
  • налоги на имущество, землю;
  • прочие налоги, сборы, госпошлина;
  • прочие расходы;
  • приобретение услуг и работ;
  • приобретение основных средств и материальных запасов.

В п. 11.1 приказа 81н утверждается, что показатели по приобретению товаров, услуг и работ в плане ФХД подлежат обязательной детализации в плане закупок. Если при составлении нового документа изменились суммы в двух последних позициях перечня, необходимо корректировать и план финансово-хозяйственной деятельности, и план закупок.

Для внесения поправок предусмотрены возможные основания:

  1. Изменение целей закупок, требований к объектам (товарам, работам и услугам), корректировка нормативов, применяемых в расчетах-обоснованиях.
  2. Принятие поправок в законодательство о бюджете.
  3. Реализация нормативных актов, решений, постановлений и поручений госорганов, принятых после утверждения плана.
  4. Изменение соглашений о субсидиях.
  5. Исполнение предписаний органов контроля.
  6. Реализация решения, принятого по итогам общественных слушаний.
  7. Необходимость приобретения товаров, работ или услуг на сумму экономии, полученной в результате проведения аукционов.

Изменения необходимо утвердить в течение 10 дней с момента подписания нового плана ФХД, а затем в трехдневный срок обновить информацию на сайте.

Смотрите подробные инструкции от экспертов Системы Госфинансы по внесению изменений в планы:

Как координировать работу с планом ФХД и планом-графиком

Помимо плана закупок и плана ФХД, в учреждении должен быть утвержден план-график для того, чтобы детально определить сроки выполнения всех этапов и процедур. План- график утверждается вместе с планом закупок, подлежит корректировке при изменении плана ФХД. Это более детализированный документ, помимо сведений о закупке, содержащихся в плане, в графике есть данные:

  • о начальной максимальной цене контракта;
  • о размере аванса;
  • о планируемых платежах;
  • о сроках поставки;
  • о размере обеспечения;
  • о наличии банковского сопровождения;
  • о способах определения поставщика, требованиях к участникам торгов и прочие.

Составляется план-график на основании Постановления Правительства №554 от 05.06.2015 года. На основании ч.4 ст.7.29.3 КоАП санкции для должностных лиц, ответственных за составление и изменение плана-графика за нарушение установленных сроков составляют от 5 до 30 тыс. руб. Если опоздать с размещением сведений в ЕИС на один день, штраф составит 3 тыс. руб. для должностного лица и 10 тыс. руб. для юрлица. За опоздание более, чем на один день придется заплатить: должностному лицу 15 тыс. руб., юридическому – 50 тыс. руб. (ст.7.30 КоАП).

Чтобы избежать применения таких серьезных санкций, необходимо организовать согласованные действия служб, отвечающих за работу с планами ФХД и закупок. Необходимо назначить ответственных лиц:

  • сотрудника бухгалтерии или экономического отдела – за своевременное оформление и утверждение плана ФХД, а также внесение поправок;
  • сотрудника контрактной службы, юридического отдела или отдела снабжения – за своевременное утверждение и размещение в ЕИС (единой информационной системе) плана-графика.

Приказом руководителя следует определить систему документооборота между этими должностными лицами, установить сроки направления утвержденных или измененных планов ФХД, время на разработку или корректировку планов-графиков. Нужно определить способ, которым будет подтверждаться передача документов: ведение журнала учета или проставление принимающей

Изменение плана ФХД

Статьи по теме

Учреждения расходуют средства в соответствии с утвержденным учредителем планом ФХД. А закупки проводят по плану закупок и плану-графику. Если в течение года появились незапланированные расходы, внесите изменения в план финансово-хозяйственной деятельности, план закупок и план-график. О том, как и когда скорректировать планы и как организовать документооборот, – в статье.

Как внести изменения плана ФХД

Чтобы внести изменения в План ФХД, составьте новый план финансово-хозяйственной деятельности. Новые показатели не должны противоречить ранее произведенным кассовым выплатам и показателям плана закупок.

Изменения в показатели по поступлению и выбытию плана ФХД

  • в показатели по доходам, если поступит:

— страховая выплата по ОСАГО или КАСКО в результате ДТП с автомобилем учреждения;

— возмещение расходов, которые учреждение произвело ранее (например, возмещение больничных, пособий на погребение, от военкомата за время военных сборов);

— сумма ущерба, причиненного сотрудником или сторонним лицом;

  • в показатели по расходам, если:

— у учреждения изменились потребности в товарах, работах или услугах. Например, если расходы учреждения увеличились или уменьшились;

— образовалась экономия средств в результате выполнения госзадания. В таком случае указанные средства перераспределите на другие выплаты в зависимости от потребности учреждения.

Изменения в План ФХД вносите, если появились незапланированные доходы или расходы или меняются плановые назначения. К примеру, учреждение запланировало только доходы по коду 131 «Доходы от оказания платных услуг (работ)», а в середине года появились доходы по кодам 143 «Поступления страхового возмещения от страховых организаций» и 189 «Иные доходы».

Возвратные платежи и деньги по агентскому договору при корректировке плана ФХД

Возвратные средства – это деньги, которые учреждение перечисляет для обеспечения своей деятельности с условием их возврата: обеспечение заявки на участие в закупке или обеспечительный взнос по договору аренды. В учете их отразите по аналитическим кодам 610 (выбытие) и 510 (возврат).

Их также нужно отражать в плане финансово-хозяйственной деятельности, так как в нем учитывают все поступления и выбытия учреждения. А возвратные платежи не относят к доходам или расходам учреждения, так как их получают во временное распоряжение, а потом возвращают.

К доходам и расходам не относят и деньги по агентскому договору, которые учреждение-агент получает от граждан или организаций, а потом перечисляет принципалу. Средства отражайте по кодам 510 – поступление и 610 – выбытие и включайте в план ФХД. Но вознаграждение по агентскому договору отражайте как доход.

Как отразить данные в плане ФХД, зависит от его формы. Например, в форме плана ФХД есть графы:

  • увеличение остатков средств (КОСГУ 510);
  • уменьшение остатков средств (КОСГУ 610).

В них отразите возвратные и агентские средства.

Если же в утвержденной форме плана финансово-хозяйственной деятельности нет таких граф, как отразить поступления и выбытия, уточните у учредителя. У него есть право внести изменения в форму: добавить дополнительные графы или установить, что информацию об этих платежах нужно подавать справочно.

Спецвыпуск журнала «Зарплата в учреждении». Доступен для скачивания!
Узнайте сейчас:
☑ Как снизить штраф за СЗВ-М без суда
☑ Когда выгоднее уйти в отпуск в 2018 году
☑ Шпаргалка. Как включать премии в расчет отпускных

Когда внести изменения в план ФХД

Если в течение года появились незапланированные расходы, внесите изменения в план финансово-хозяйственной деятельности, план закупок и план-график.

Общая сумма, которую учреждение планирует потратить на закупки, должна быть расшифрована в таблице 2.1 плана финансово-хозяйственной деятельности.

Расшифровку делают по периодам размещения заказов раздельно на оплату контрактов, которые заключили до начала очередного финансового года, и по году начала закупки (текущему, очередному и т. д.).

Плановые показатели по выплатам на 2019 год в плане ФХД бюджетного учреждения

Кроме того, с 2019 года план финансово-хозяйственной деятельности в части плановых показателей по выплатам детализируют по кодам видов расходов и подтверждают расчетами (обоснованиями).

Расчеты (обоснования) плановых показателей составляют по расходам:

  • на выплаты персоналу (зарплата, командировочные);
  • на выплаты по уходу за ребенком;
  • на страховые взносы;
  • на социальные и иные выплаты населению;
  • на налоги, сборы и другие платежи;
  • на безвозмездные перечисления организациям;
  • на прочие расходы (кроме закупок);
  • на закупки товаров, работ, услуг.

Документы, чтобы обосновать расходы в плане ФХД, смотрите в справочнике Системы Госфинансы.

Изменения в показатели расходной части плана финансово-хозяйственной деятельности

Если нужно внести изменения в показатели расходной части плана ФХД, то учреждение обязан составить новый план (п. 19 приказа Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н).

Это происходит, когда:

  • у учреждения изменились потребности в товарах, работах или услугах. Например, если его расходы увеличились или уменьшились;
  • образовалась экономия средств в результате выполнения госзадания. В таком случае указанные средства перераспределите на другие выплаты в зависимости от потребности учреждения.

Общую сумму расходов бюджетного учреждения на закупки, которая отражена в плане ФХД, надо детализировать в плане закупок для государственных или муниципальных нужд (п. 11.1 приказа № 81н).

Соответственно, если в план ФХД учреждение вносит изменения, нужно скорректировать и расчеты (обоснования), а также план закупок.

Важные материалы для бухгалтеров:

Основные изменения в работе бухгалтера в 2019 году

Учетная политика бюджетного учреждения 2019

Учетная политика казенного учреждения 2019

9 карточек-подсказок, чтобы составить график отпусков на 2019 год

Как провести инвентаризацию по новым правилам

Когда внести изменения в план закупок

Внести изменения в план закупок нужно не позднее 10 рабочих дней после того, как учредитель утвердил план ФХД.

Проверьте, чтобы показатели планов соответствовали друг другу.

Рассмотрим на примере, какие показатели в планах должны соответствовать после того, как учреждение внесло в эти документы исправления.

У колледжа возникла потребность приобрести антивирусную программу. Бухгалтер составил новый план ФХД и отправил его на утверждение учредителю.

Показатели нового плана финансово-хозяйственной деятельности на 2019 год:

7 000 000 руб. – выплаты по расходам в общей сумме, в том числе:
5 406 980 руб. – на закупки всего, в том числе по видам расходов:
– 120 000 руб. – КВР 242;
– 5 286 980 руб. – КВР 244.

После отражения показателей, проверьте соответствие показателей в планах по таблице.

Таблица 1. Соответствие показателей плана ФХД и плана закупок

Комментарии запрещены.