Закон кыргызской республики о госслужбе

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 11 августа 2004 года №114

О государственной службе

(В редакции Законов Кыргызской Республики от 28.12.06 г. №221, 27.02.07 г. №27, 09.08.07 г. №140, 11.02.08 г. №9, 20.11.08 г. №242, 01.12.08 г. №248, 11.05.09 г. №152, 19.05.09 г. №165, 25.02.10 г. №35, 20.10.2011 г. №181, 18.11.2011 г. №215, 13.04.2012 г. №33, 08.05.2012 г. №47, 26.05.2012 г. №67, 09.06.2012 г. №78, 10.08.2012 г. №164, 08.05.2013 г. №67, 24.07.2013 г. №158, 03.08.2013 г. №182, 16.04.2014 г. №60, 10.11.2014 г. №150, 03.02.2015 г. №30, 03.03.2015 г. №49, 12.03.2015 г. №55, 28.07.2015 г. №201)

Принят Законодательным собранием Жогорку Кенеша Кыргызской Республики 30 июня 2004 года

По всему тексту Закона слова «Агентство Кыргызской Республики по делам государственной службы» и слово «Агентство» в различных падежных формах заменены словами «уполномоченный государственный орган по делам государственной службы» в соответствующих падежах; слово «директор» в различных падежных формах заменено словом «руководитель» в соответствующих падежах в соответствии с Законом Кыргызской Республики от 09.06.2012 г. №78

Настоящий Закон устанавливает основы организации государственной службы, регулирует правовой статус государственного служащего, условия прохождения государственной службы, систему поощрений и ответственности государственных служащих.

Настоящий Закон направлен на обеспечение преемственности, стабильности и независимости профессиональной государственной службы, привлечения на государственную службу квалифицированных кадров, улучшение эффективности управления государственной службой.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие понятия:

государственная служба — деятельность государственных служащих в государственных органах по осуществлению на профессиональной основе задач, функций и властных полномочий, определенных Конституцией и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики;

государственный служащий — гражданин Кыргызской Республики, занимающий государственную должность в государственном органе и осуществляющий на постоянной основе за денежное вознаграждение за счет государственного бюджета профессиональную деятельность по реализации предоставленных по должности полномочий и несущий ответственность за их исполнение;

государственный орган — организация, учрежденная на постоянной основе в соответствии с Конституцией Кыргызской Республики, конституционными и иными законами Кыргызской Республики, указами Президента Кыргызской Республики, уполномоченная осуществлять функции законодательной, исполнительной или судебной государственной власти, а также Аппарата Президента Кыргызской Республики, принимать обязательные для исполнения решения и обеспечивать их реализацию, финансируемая из государственного бюджета. Термин «государственный орган» означает также любое территориальное подразделение или структурную единицу, осуществляющие функции или часть функций центрального государственного органа;

государственная должность — должность, предусмотренная Конституцией Кыргызской Республики, иными нормативными правовыми актами, либо должность, учрежденная в установленном законодательством порядке как штатная единица государственного органа с определенным для занимающего ее лица кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа. Государственные должности подразделяются на политические государственные должности и административные государственные должности:

— политическая государственная должность — государственная должность, назначение (избрание) и освобождение от которой производится Президентом, Жогорку Кенешем, Премьер-министром Кыргызской Республики в установленном законодательством порядке, предусмотренная реестром политических и специальных государственных должностей Кыргызской Республики и с определением круга полномочий, установленных для них Конституцией, законами Кыргызской Республики, указами Президента, постановлениями Правительства Кыргызской Республики.

— административная государственная должность — должность в аппарате государственного органа законодательной, исполнительной и судебной ветвях государственной власти, а также в Аппарате Президента Кыргызской Республики, с установленным для нее объемом полномочий и ответственности по осуществлению задач и функций государственного органа, установленных Конституцией и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики;

реестр государственных должностей — перечень должностей государственной службы, унифицированных и классифицированных по государственным органам, категориям, группам, а также по иным признакам, утверждаемый Президентом Кыргызской Республики.

(В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законами Кыргызской Республики от 20.11.2008 г. №242, 09.06.2012 г. №78)

Статья 2. Законодательство о государственной службе

Законодательство о государственной службе состоит из Конституции Кыргызской Республики, настоящего Закона, а также принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Кыргызской Республики, Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, Правительства Кыргызской Республики и уполномоченного государственного органа по делам государственной службы.

Если международными договорами и соглашениями, ратифицированными Кыргызской Республикой, предусмотрены иные нормы, касающиеся государственной административной службы, то применяются нормы этих договоров и соглашений.

Если иное не предусмотрено настоящим Законом, на государственных служащих распространяется действие законодательства Кыргызской Республики о труде и социальной защите.

Статья 3. Сфера действия настоящего Закона

Действие настоящего Закона распространяется на государственных служащих, занимающих административные государственные должности.

Действие настоящего Закона также распространяется в отношении государственных служащих аппаратов: судов, Омбудсмена (Акыйкатчы) Кыргызской Республики, органов юстиции, прокуратуры, органов дипломатической службы, а также лиц, имеющих статус сотрудников правоохранительных органов, в той мере, в которой их профессиональная деятельность не урегулирована специальными законами.

Действие настоящего Закона не распространяется:

— на лиц, занимающих государственные политические должности, если иное не установлено настоящим Законом;

— на лиц, претендующих на должность советников, консультантов и помощников политических государственных служащих;

— на муниципальных служащих;

— на служащих, занятых в органах, учреждениях, предприятиях и организациях, находящихся в ведении государственных органов, осуществляющих научно-исследовательскую, творческую, преподавательскую, лечебно-оздоровительную и иную деятельность по обслуживанию населения, не связанную с исполнительно-распорядительными функциями государства, включая руководителей данных учреждений и организаций;

— на лиц технического и обслуживающего персонала, работающих в государственных органах.

(В статью 3 внесены изменения в соответствии с Законами Кыргызской Республики от 16.04.2014 г. №60, 10.11.2014 г. №150)

Статья 4. Основные принципы государственной службы

Государственная служба в Кыргызской Республике основывается и действует на принципах:

1) верховенства Конституции Кыргызской Республики, законов Кыргызской Республики и приоритетности прав и свобод человека и гражданина;

2) преданности государственных служащих народу Кыргызстана;

3) стабильности государственной службы;

4) гласности, доступности для общественности информации о деятельности государственного служащего;

5) профессионализма, компетентности, инициативности и честности;

6) равного права граждан Кыргызской Республики на поступление на государственную службу;

7) дисциплины и персональной ответственности за исполнение служебных обязанностей, обеспечения справедливой и беспристрастной системы дисциплинарной ответственности;

8) подконтрольности и подотчетности государственных служащих, обязательности для исполнения решений, принятых в пределах предоставленных законодательством полномочий вышестоящих государственных органов и должностных лиц;

9) правовой, экономической и социальной защищенности государственных служащих, гарантированности им и их семьям достойного уровня жизни;

10) постоянного совершенствования системы государственной службы;

11) прозрачности и беспристрастного подбора, оценки работы и продвижения кадров на конкурсной основе;

12) исключения политического влияния и неправомерного вмешательства в деятельность государственных служащих.

Глава II. Правовое положение государственного служащего

Статья 5. Функции и полномочия государственного служащего

Государственный служащий осуществляет профессиональную деятельность по реализации целей, задач и функций, установленных законодательством для данного государственного органа, и лицом, занимающим политическую государственную должность.

Полномочия государственного служащего определяются задачами и функциями государственного органа, объемом прав и обязанностей, выполнение которых вытекает из той или иной должности, в соответствии с Конституцией Кыргызской Республики, настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

Статья 6. Основные требования, предъявляемые к государственным служащим

Государственным служащим не может быть лицо:

— не являющееся гражданином Кыргызской Республики;

— не достигшее 21 года;

— признанное решением суда недееспособным либо которому решением суда запрещено осуществлять деятельность в качестве государственного служащего или занимать определенные должности государственной службы;

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 30 мая 2016 года №75

О государственной гражданской службе и муниципальной службе

(В редакции Закона Кыргызской Республики от 28.07.2017 г. №162)

Принят Жогорку Кенешем Кыргызской Республики 21 апреля 2016 года

Действие настоящего Закона направлено на повышение эффективности государственной гражданской службы и муниципальной службы, обеспечение преемственности, стабильности и независимости профессиональной служебной деятельности граждан Кыргызской Республики в государственных органах и органах местного самоуправления.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие понятия:

1) профессиональная служебная деятельность — трудовая деятельность, осуществляемая гражданами Кыргызской Республики, владеющими специальными знаниями и навыками, в соответствии с квалификационными требованиями, предъявляемыми к соответствующей должности;

2) государственная служба — профессиональная служебная деятельность граждан Кыргызской Республики в государственных органах. Государственная служба включает в себя государственную гражданскую службу, военную службу, правоохранительную службу и дипломатическую службу;

3) государственная гражданская служба (далее — служба) — вид государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан Кыргызской Республики в государственных органах по осуществлению на постоянной основе задач, функций и властных полномочий, определенных Конституцией Кыргызской Республики (далее — Конституция) и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики (далее — нормативные правовые акты);

4) муниципальная служба (далее — служба) — профессиональная служебная деятельность граждан Кыргызской Республики в органах местного самоуправления по осуществлению на постоянной основе задач, функций и властных полномочий, определенных Конституцией и иными нормативными правовыми актами;

5) военная служба — особый вид государственной службы по выполнению гражданами всеобщей воинской обязанности в Вооруженных Силах, других воинских формированиях и государственных органах Кыргызской Республики, в которых законом предусмотрена военная служба;

6) правоохранительная служба — вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Кыргызской Республики на должностях в правоохранительных органах, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина;

7) дипломатическая служба — составная часть государственной службы Кыргызской Республики, включает в себя профессиональную деятельность граждан Кыргызской Республики, являющихся сотрудниками органов дипломатической службы, по представительству, продвижению и защите интересов государства в сфере международных отношений, практическому осуществлению внешней политики Кыргызской Республики;

8) государственный гражданский служащий (далее — служащий) — гражданин Кыргызской Республики, занимающий административную должность в государственном органе, осуществляющий на постоянной основе за денежное вознаграждение из средств республиканского бюджета профессиональную служебную деятельность по реализации предоставленных по должности полномочий и несущий ответственность за их исполнение;

9) муниципальный служащий (далее — служащий) — гражданин Кыргызской Республики, занимающий административную должность в органе местного самоуправления, осуществляющий на постоянной основе за денежное вознаграждение из средств местного бюджета профессиональную служебную деятельность по реализации предоставленных по должности полномочий и несущий ответственность за их исполнение;

10) государственный орган — орган, учрежденный на постоянной основе в соответствии с Конституцией и иными нормативными правовыми актами, уполномоченный осуществлять функции государственной власти, принимать обязательные для исполнения решения и обеспечивать их реализацию, финансируемый из республиканского бюджета;

11) орган местного самоуправления — орган, учрежденный на постоянной основе в соответствии с Конституцией и иными нормативными правовыми актами, уполномоченный осуществлять представительные или исполнительные функции и полномочия в границах соответствующей административно-территориальной единицы, принимать обязательные для исполнения решения по вопросам местного значения, выполнения делегированных государственных полномочий и обеспечивать их реализацию, финансируемый из местного бюджета;

12) государственная должность — должность, предусмотренная Конституцией и иными нормативными правовыми актами, либо должность, учрежденная в установленном законодательством Кыргызской Республики (далее — законодательство) порядке как штатная единица государственного органа с определенным для занимающего ее лица кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа. Государственные должности подразделяются на политические, специальные и административные;

13) политическая государственная должность — должность, в процессе замещения которой лицо осуществляет властные полномочия и принимает политикоопределяющие решения, ориентированные на проведение в жизнь политических программ и проектов, несет ответственность за реализацию поставленных политических целей и задач в рамках полномочий, установленных Конституцией и иными нормативными правовыми актами;

14) специальная государственная должность — должность, в процессе замещения которой лицо осуществляет властные полномочия по принятию решений и производству действий контрольно-надзорного, судебного или иного специального характера, не связанного с принятием политикоопределяющих решений;

15) административная государственная должность (далее — административная должность) — должность, учрежденная как штатная единица государственного органа с установленным объемом полномочий и ответственности, созданная для реализации задач и функций государственного органа;

16) муниципальная должность — должность, предусмотренная Конституцией и иными нормативными правовыми актами, либо должность, учрежденная для органов местного самоуправления в установленном законодательством порядке как штатная единица органа местного самоуправления с определенным для занимающего лица кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа. Муниципальные должности подразделяются на политические и административные;

17) политическая муниципальная должность — должность депутата местного кенеша, главы исполнительного органа местного самоуправления, избираемых путем прямых или косвенных выборов, осуществляющих властные полномочия и принимающих политикоопределяющие решения, ориентированные на проведение в жизнь политических программ и проектов, которые несут ответственность за реализацию поставленных политических целей на соответствующей административно-территориальной единице перед местным сообществом в рамках полномочий, установленных Конституцией и иными нормативными правовыми актами;

18) административная муниципальная должность (далее — административная должность) — должность, учрежденная как штатная единица органа местного самоуправления, с установленным объемом полномочий и ответственности по реализации задач и функций органа местного самоуправления;

19) реестр государственных и муниципальных должностей — перечень политических и специальных, а также административных должностей, которые унифицированы и классифицированы по государственным органам и органам местного самоуправления;

20) карьерное планирование — комплекс действий, направленных на перспективное продвижение по службе, на основе системы оценки деятельности, профессиональных и моральных качеств государственного гражданского и муниципального служащего;

21) патронатная должность — должности консультантов, советников и помощников, учрежденные на срок полномочий лиц, занимающих политические государственные должности, специальные государственные должности и политические муниципальные должности, для содействия в реализации их полномочий. Патронатная должность является особым видом административной должности;

22) переподготовка служащих — обучение, осуществляемое в целях приобретения дополнительных знаний, умений и навыков, изучения отдельных учебных дисциплин, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности, расширения квалификации служащих, обеспечения их адаптации к изменившимся экономическим и социальным условиям;

23) повышение квалификации служащих — обучение, осуществляемое в целях обновления теоретических и практических знаний, умений и навыков в сфере деятельности служащих для эффективного выполнения ими своих должностных обязанностей, освоения дополнительных профессиональных образовательных программ, в том числе с учетом международных требований и стандартов;

24) участник конкурса на замещение вакантной должности — это лицо, подавшее заявление на участие в конкурсе и допущенное к участию в конкурсе.

Статья 2. Законодательство о государственной гражданской службе и муниципальной службе

Законодательство о государственной гражданской службе и муниципальной службе состоит из Конституции, настоящего Закона, иных законов и нормативных правовых актов, а также вступивших в установленном законом порядке в силу международных договоров, участницей которых является Кыргызская Республика.

Если иное не предусмотрено настоящим Законом, на служащих распространяется действие законодательства о труде и социальной защите.

Статья 3. Сфера действия настоящего Закона

1. Действие настоящего Закона распространяется на служащих, занимающих административные должности на государственной гражданской службе и муниципальной службе.

2. Деятельность государственных служащих, занимающих административные должности военной, правоохранительной и дипломатической служб, регулируется настоящим Законом в той мере, в которой их профессиональная деятельность не урегулирована специальными законами.

3. Действие настоящего Закона не распространяется:

1) на лиц, занимающих политические государственные должности, специальные государственные должности и политические муниципальные должности;

2) на служащих, занятых в органах, учреждениях, предприятиях и организациях, находящихся в ведении государственных органов и органов местного самоуправления, осуществляющих научно-исследовательскую, творческую, преподавательскую, лечебно-оздоровительную и иную деятельность по обслуживанию населения, не связанную с исполнительно-распорядительными функциями, включая руководителей данных учреждений и организаций;

3) на лиц технического и обслуживающего персонала, работающих в государственных органах и органах местного самоуправления.

4. Деятельность лиц, занимающих политические должности, регулируется отдельным законом о статусе этих лиц.

Статья 4. Принципы государственной гражданской службы и муниципальной службы

Государственная гражданская служба и муниципальная служба основываются на единстве и целостности системы государственного управления и действуют на принципах:

2) стабильности и преемственности;

3) профессионализма, компетентности и инициативности;

4) равного доступа граждан Кыргызской Республики при поступлении на службу вне зависимости от пола, расы, языка, наличия инвалидности, этнической принадлежности, вероисповедания, политических или иных убеждений, происхождения, имущественного или иного положения;

5) продвижения по службе на основе профессиональных заслуг;

6) дисциплины и персональной ответственности за исполнение служебных обязанностей;

7) правовой, экономической и социальной защищенности служащих, гарантированности им и их семьям достойного уровня жизни;

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Научно-популярный журнал

№ 5-6 (78-79) 2 Мая 2018

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

Муниципалитет — это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

  • Главная страница /
  • Статьи /
  • Новости Законодательства

Новшества Закона Кыргызской Республики «О государственной гражданской службе и муниципальной службе»

За последние годы была проведена большая работа в части дальнейшего совершенствования муниципальной службы, сочетания муниципальной службы с государственной службой, выравнивания статуса муниципальной службы по отношению к государственной службе, исключения разницы между двумя службами в нормативно-правовой сфере, установления одинакового уровня квалификационных требований к государственным и муниципальным должностям, принятия решения о проведении ротации должностных лиц, занимающих должности одинакового уровня, в связи с одинаковыми квалификационными требованиями к обеим службам, обучения муниципальных служащих, повышения их квалификации, введения компьютерного тестирования при поступлении на муниципальную службу и разработки новой одинаковой системы оплаты труда государственных и муниципальных служащих, основанной на системе оценки деятельности служащих.

Закон кыргызской республики о госслужбе

Инициаторы: депутаты Парламентской фракции Жогорку Кенеша Кыргызской Республики «Өнүгүү-Прогресс»

Предложение и замечания просим сообщать по телефону (0312) 63-86-44, [email protected]

Регистрация № 6-20717/16 29.08.16

Пресс-служба Жогорку Кенеша Кыргызской Республики

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

О внесении изменения в Закон Кыргызской Республики «О государственной гражданской службе и муниципальной службе».

Статья 1.

Внести в Закон Кыргызской Республики (газета «Эркин Тоо» от 7 июня 2016 года №49-50) «О государственной гражданской службе и муниципальной службе» следующее изменение:

В части 1 статьи 7 слова «Президентом» заменить словами «Премьер-министром».

Статья 2.

Настоящий Закон вступает в силу со дня официального опубликования.

Президент

Кыргызской Республики

Справка-обоснование

к проекту Закона Кыргызской Республики О внесении изменения в Закон Кыргызской Республики «О государственной гражданской службе и муниципальной службе»

Вносимый на рассмотрение Жогорку Кенеша Кыргызской Республики проект Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О государственной гражданской службе и муниципальной службе» разработан в целях приведения, в соответствие норм действующего Закона Кыргызской Республики «О государственной гражданской службе и муниципальной службе Кыргызской Республики» с нормами Конституции Кыргызской Республики, принятой 27 июня 2010 года Референдумом Кыргызской Республики.

В предыдущей редакции Конституции Президент являлся высшим должностным лицом Кыргызской Республики и определял условия оплаты труда государственных и муниципальных служащих, однако в связи с принятием новой Конституции Президент Кыргызской Республики не обладает теми полномочиями которые определены для него Законом Кыргызской Республики «О Государственной службе Кыргызской Республики». Исходя из норм Конституции данные полномочия по назначению руководителя уполномоченного государственного органа по делам государственной службы, определение единой системы оплаты труда государственных служащих, утверждение реестра и т.д. предлагается передать Премьер-министру Кыргызской Республики.

Законопроект не предусматривает социальных, экономических, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий и не противоречит нормам других законов Кыргызской Республики. Кроме того, законопроект не затрагивает вопросы предпринимательской деятельности, в связи с чем, проведение анализа регулятивного воздействия не требуется, а также принятие данного законопроекта не повлечет за собой дополнительных финансовых затрат из республиканского бюджета.

По результатам проведенного анализа действующих норм национального и международного законодательства установлено, что нормы представленного законопроекта не противоречат действующим нормативным правовым актам.

Депутаты

парламентской фракции

“Өнүгүү — Прогресс”

Сравнительная таблица

к проекту Закона Кыргызской Республики О внесении изменения в Закон Кыргызской Республики «О государственной гражданской службе и муниципальной службе»

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ. О государственной службе

Транскрипт

1 ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ г.бишкек, от 11 августа 2004 года N 114 О государственной службе (В редакции Законов КР от 28 декабря 2006 года N 221, 27 февраля 2007 года N 27, 9 августа 2007 года N 140, 11 февраля 2008 года N 9, 20 ноября 2008 года N 242, 1 декабря 2008 года N 248, 11 мая 2009 года N 152, 19 мая 2009 года N 165, 25 февраля 2010 года N 35, 20 октября 2011 года N 181, 18 ноября 2011 года N 215, 13 апреля 2012 года N 33, 8 мая 2012 года N 47, 26 мая 2012 года N 67, 9 июня 2012 года N 78, 10 августа 2012 года N 164, 8 мая 2013 года N 67, 24 июля 2013 года N 158, 3 августа 2013 года N 182, 16 апреля 2014 года N 60, 10 ноября 2014 года N 150, 3 февраля 2015 года N 30, 3 марта 2015 года N 49, 12 марта 2015 года N 55) См. также: постановление Правительства КР от 27 мая 2013 года N 286 «О некоторых вопросах государственной службы Кыргызской Республики» Настоящий Закон устанавливает основы организации государственной службы, регулирует правовой статус государственного служащего, условия прохождения государственной службы, систему поощрений и ответственности государственных служащих. Настоящий Закон направлен на обеспечение преемственности, стабильности и независимости профессиональной государственной службы, привлечения на государственную службу квалифицированных кадров, улучшение эффективности управления государственной службой. Глава I Общие положения Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе В настоящем Законе используются следующие понятия: государственная служба — деятельность государственных служащих в государственных органах по осуществлению на профессиональной основе задач, функций и властных полномочий, определенных Конституцией и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики; государственный служащий — гражданин Кыргызской Республики, занимающий государственную должность в государственном органе и осуществляющий на постоянной основе за денежное вознаграждение за счет государственного бюджета профессиональную деятельность по реализации предоставленных по должности полномочий и несущий ответственность за их исполнение; государственный орган — организация, учрежденная на постоянной основе в соответствии с Конституцией Кыргызской Республики, конституционными и иными законами Кыргызской Республики, указами Президента Кыргызской Республики, уполномоченная осуществлять функции законодательной, исполнительной или судебной государственной власти, а также Аппарата Президента Кыргызской Республики, принимать обязательные для исполнения решения и обеспечивать их реализацию, финансируемая из государственного бюджета. Термин «государственный орган» означает также любое территориальное подразделение или структурную единицу, осуществляющие функции или часть функций центрального государственного органа; государственная должность — должность, предусмотренная Конституцией Кыргызской Республики, иными нормативными правовыми актами, либо должность, учрежденная в установленном законодательством порядке как штатная единица государственного органа с стр. 1 из 30

2 определенным для занимающего ее лица кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа. Государственные должности подразделяются на политические государственные должности и административные государственные должности: — политическая государственная должность — государственная должность, назначение (избрание) и освобождение от которой производится Президентом, Жогорку Кенешем, Премьерминистром Кыргызской Республики в установленном законодательством порядке, предусмотренная реестром политических и специальных государственных должностей Кыргызской Республики и с определением круга полномочий, установленных для них Конституцией, законами Кыргызской Республики, указами Президента, постановлениями Правительства Кыргызской Республики. — административная государственная должность — должность в аппарате государственного органа законодательной, исполнительной и судебной ветвях государственной власти, а также в Аппарате Президента Кыргызской Республики, с установленным для нее объемом полномочий и ответственности по осуществлению задач и функций государственного органа, установленных Конституцией и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики; реестр государственных должностей — перечень должностей государственной службы, унифицированных и классифицированных по государственным органам, категориям, группам, а также по иным признакам, утверждаемый Президентом Кыргызской Республики. (В редакции Законов КР от 20 ноября 2008 года N 242, 9 июня 2012 года N 78) Статья 2. Законодательство о государственной службе Законодательство о государственной службе состоит из Конституции Кыргызской Республики, настоящего Закона, а также принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Кыргызской Республики, Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, Правительства Кыргызской Республики и уполномоченного государственного органа по делам государственной службы. Если международными договорами и соглашениями, ратифицированными Кыргызской Республикой, предусмотрены иные нормы, касающиеся государственной административной службы, то применяются нормы этих договоров и соглашений. Если иное не предусмотрено настоящим Законом, на государственных служащих распространяется действие законодательства Кыргызской Республики о труде и социальной защите. Статья 3. Сфера действия настоящего Закона Действие настоящего Закона распространяется на государственных служащих, занимающих административные государственные должности. Действие настоящего Закона также распространяется в отношении государственных служащих аппаратов: судов, Омбудсмена (Акыйкатчы) Кыргызской Республики, органов юстиции, прокуратуры, органов дипломатической службы, а также лиц, имеющих статус сотрудников правоохранительных органов, в той мере, в которой их профессиональная деятельность не урегулирована специальными законами. Действие настоящего Закона не распространяется: — на лиц, занимающих государственные политические должности, если иное не установлено настоящим Законом; — на лиц, претендующих на должность советников, консультантов и помощников политических государственных служащих; — на военнослужащих; — на муниципальных служащих; — на служащих, занятых в органах, учреждениях, предприятиях и организациях, находящихся в ведении государственных органов, осуществляющих научно-исследовательскую, творческую, преподавательскую, лечебно-оздоровительную и иную деятельность по обслуживанию населения, стр. 2 из 30

3 не связанную с исполнительно-распорядительными функциями государства, включая руководителей данных учреждений и организаций; — на лиц технического и обслуживающего персонала, работающих в государственных органах. (В редакции Законов КР от 16 апреля 2014 года N 60, 10 ноября 2014 года N 150) Статья 4. Основные принципы государственной службы Государственная служба в Кыргызской Республике основывается и действует на принципах: 1) верховенства Конституции Кыргызской Республики, законов Кыргызской Республики и приоритетности прав и свобод человека и гражданина; 2) преданности государственных служащих народу Кыргызстана; 3) стабильности государственной службы; 4) гласности, доступности для общественности информации о деятельности государственного служащего; 5) профессионализма, компетентности, инициативности и честности; 6) равного права граждан Кыргызской Республики на поступление на государственную службу; 7) дисциплины и персональной ответственности за исполнение служебных обязанностей, обеспечения справедливой и беспристрастной системы дисциплинарной ответственности; 8) подконтрольности и подотчетности государственных служащих, обязательности для исполнения решений, принятых в пределах предоставленных законодательством полномочий вышестоящих государственных органов и должностных лиц; 9) правовой, экономической и социальной защищенности государственных служащих, гарантированности им и их семьям достойного уровня жизни; 10) постоянного совершенствования системы государственной службы; 11) прозрачности и беспристрастного подбора, оценки работы и продвижения кадров на конкурсной основе; 12) исключения политического влияния и неправомерного вмешательства в деятельность государственных служащих. Глава II Правовое положение государственного служащего Статья 5. Функции и полномочия государственного служащего Государственный служащий осуществляет профессиональную деятельность по реализации целей, задач и функций, установленных законодательством для данного государственного органа, и лицом, занимающим политическую государственную должность. Полномочия государственного служащего определяются задачами и функциями государственного органа, объемом прав и обязанностей, выполнение которых вытекает из той или иной должности, в соответствии с Конституцией Кыргызской Республики, настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами Кыргызской Республики. Статья 6. Основные требования, предъявляемые к государственным служащим Государственным служащим не может быть лицо: — не являющееся гражданином Кыргызской Республики; — не достигшее 21 года; — признанное решением суда недееспособным либо которому решением суда запрещено осуществлять деятельность в качестве государственного служащего или занимать определенные должности государственной службы; стр. 3 из 30

4 — имеющее судимость, не снятую или не погашенную в установленном законодательством порядке; — не соответствующее квалификационным требованиям, установленным для данной административной должности законодательством Кыргызской Республики или соответствующим государственным органом, осуществляющим прием на службу. Граждане мужского пола, не прошедшие военную службу в рядах Вооруженных Сил и других воинских формирований Кыргызской Республики либо военную подготовку по программе офицеров запаса или альтернативную (вневойсковую) службу по основаниям, вытекающим из семейного положения, не допускаются на государственную службу в правоохранительных органах и органах прокуратуры. Лицо, имеющее судимость за совершение преступления против государственной власти, не может состоять на государственной службе, независимо от того, погашена или снята судимость. (В редакции Законов КР от 10 августа 2012 года N 164, 3 августа 2013 года N 182) Статья 7. Основные обязанности государственного служащего Государственный служащий обязан: 1) соблюдать Конституцию Кыргызской Республики и законодательство Кыргызской Республики; 2) добросовестно исполнять свои должностные полномочия; 3) соблюдать Кодекс этики государственного служащего государственного органа; 4) исполнять свой служебный долг беспристрастно, руководствуясь в принятии решений Конституцией Кыргызской Республики, законами и нормативными правовыми актами; 5) (утратил силу в соответствии с Законом КР от 26 мая 2012 года N 67) 6) выполнять приказы, распоряжения, указания и иные решения вышестоящих руководителей и соответствующих государственных органов, издаваемые в пределах их полномочий. В случае получения приказа, распоряжения или указания, противоречащего закону, государственный служащий обязан руководствоваться положениями закона; 7) не допускать нарушений прав, свобод и интересов граждан; 8) рассматривать обращения граждан, коммерческих и некоммерческих организаций, органов местного самоуправления и государственных органов, своевременно и объективно принимать по ним решения в соответствии с законодательством; 9) незамедлительно информировать руководство и соответствующие государственные органы о ставших ему известными фактах нарушения законодательства Кыргызской Республики; 10) иметь уровень профессиональной квалификации, необходимый для исполнения своих должностных обязанностей; 11) хранить государственную, служебную и иную охраняемую законом тайну, в том числе и после прекращения государственной службы в течение периода, в установленном законом порядке; 12) сохранять в тайне получаемые при исполнении служебных обязанностей сведения, затрагивающие личную жизнь, честь и достоинство граждан, и не требовать от них представления такой информации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством; 13) обеспечивать бережное отношение и сохранность государственного имущества и собственности; 14) принимать на себя ограничения, связанные с прохождением государственной службы, установленные настоящим Законом. 15) в случае выезда за пределы Кыргызской Республики заблаговременно уведомлять режимно-секретные подразделения соответствующих министерств, ведомств, предприятий, учреждений или организаций, если его работа связана с государственными секретами; 16) представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах стр. 4 из 30

5 имущественного характера своего супруга (супруги) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Кыргызской Республики. Государственный служащий может иметь иные обязанности в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. (В редакции Законов КР от 26 мая 2012 года N 67, 10 августа 2012 года N 164) Статья 8. Основные права государственного служащего Государственный служащий имеет право: 1) на уважение личного достоинства, справедливого и уважительного отношения к себе со стороны руководителей, коллег и граждан; 2) получать в установленном порядке информацию, документы и другие материалы, необходимые для исполнения должностных полномочий; 3) посещать при осуществлении должностных полномочий государственные органы, органы местного самоуправления, коммерческие и некоммерческие организации в порядке, установленном законодательством; 4) в объеме делегированных государством полномочий требовать исполнения соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами Конституции Кыргызской Республики, законов и иных нормативных правовых актов Кыргызской Республики, а также решений, принятых государственным служащим в пределах своих должностных полномочий; 5) получать заработную плату, отпуск и соответствующие льготы; 6) на создание безопасных для здоровья условий труда; 7) на обучение для повышения своей профессиональной квалификации; 8) на продвижение по службе с учетом уровня его образования, компетентности, профессиональной квалификации, опыта и результатов служебной деятельности; 9) принимать решения или участвовать в их подготовке и рассмотрении; 10) требовать от руководителя утверждения четко определенных должностных полномочий; 11) защищать свои права и законные интересы, а также обжаловать неправомерные действия должностных лиц в установленном законодательством Кыргызской Республики порядке; 12) требовать проведения служебных расследований с целью снятия безосновательных, по мнению служащего, обвинений или подозрений; 13) на пенсионное обеспечение, социальную и правовую защиту со стороны государства, в том числе в предусмотренных законодательством случаях и членов его семьи; 14) на увольнение по собственному желанию в установленном законодательством Кыргызской Республики порядке; 15) требовать письменного подтверждения устного распоряжения руководителя в случаях возникновения сомнения о законности данного распоряжения; 16) на объединение в профессиональные союзы; 17) на защиту от преследования со стороны руководителя; 18) владеть акциями, иными ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) с передачей их в доверительное управление на время нахождения на государственной службе. Государственные служащие имеют также и иные установленные законодательством Кыргызской Республики права. Руководители и статс-секретари государственных органов обязаны обеспечивать реализацию прав государственного служащего, предусмотренных настоящим Законом. (В редакции Закона КР от 3 февраля 2015 года N 30) Статья 9. Конфликт интересов стр. 5 из 30

6 Конфликт интересов возникает в ситуации, когда решения должностных лиц могут быть подвержены влиянию их личной заинтересованности путем использования преимуществ своих должностных полномочий в продвижении личных интересов. Конфликт интересов приводит к тому, что должностные лица принимают решения, которые не обязательно совпадают с более широкими интересами государства. Государственный служащий, которому известно о конфликте интересов, должен принимать меры, чтобы не допустить возникновения реального или потенциального конфликта интересов. При наличии конфликта интересов государственный служащий обязан незамедлительно сообщить об этом непосредственному руководителю, который обязан принять меры по предотвращению негативных последствий конфликта интересов: — временно отстранить государственного служащего от выполнения обязанностей (реализации функций), в ходе выполнения которых возникает конфликт интересов, либо; — усилить контроль за выполнением государственным служащим обязанностей, в ходе выполнения которых возникает конфликт интересов. Непринятие мер руководителем государственного органа в случае обращения государственного служащего, находящегося в его непосредственном подчинении, по вопросу предотвращения конфликта интересов является основанием для увольнения руководителя в связи с утратой доверия. (В редакции Закона КР от 10 августа 2012 года N 164) Статья 10. Этика государственного служащего Этика государственного служащего — это система норм, устанавливающих и регулирующих правила поведения государственного служащего. Соблюдение этики является обязанностью каждого государственного служащего. Государственный служащий должен соблюдать следующие основные принципы этики: — всегда вести себя так, чтобы формировать, сохранять и укреплять веру граждан в честность, беспристрастность и эффективность деятельности государственных органов, органов местного самоуправления; — быть вежливым, корректным, терпеливым, принципиальным, стремиться глубоко разобраться в существе вопроса, уметь выслушать собеседника и понять его позицию, а также взвешивать и аргументировать принимаемые решения; на высокопрофессиональном уровне выполнять возложенные на него обязанности, повышать свой общеобразовательный и профессиональный уровень; — принимать меры, предусмотренные Кодексом этики государственного служащего, в случае обнаружения фактов нарушения норм этики со стороны других государственных служащих; — не принуждать своего подчиненного принимать неправомерные решения или совершать незаконные действия; — не допускать конфликта интересов в своей деятельности; — уважительно относиться к обычаям и традициям народов; — не допускать незаконного влияния или воздействия со стороны кого-либо, в том числе иных должностных лиц, независимо от занимаемой ими должности и положения, в свою служебную деятельность. Другие принципы и нормы этики государственного служащего устанавливаются специальным законом. Руководитель государственного органа обязан принимать все меры к предотвращению и пресечению нарушений этики со стороны подчиненных государственных служащих. Статс-секретарь государственного органа несет ответственность за создание в коллективе рабочей атмосферы, исключающей нарушения этики со стороны подчиненных государственных служащих. Статья 11. Ограничения, связанные с государственной службой стр. 6 из 30

7 Государственному служащему запрещается: 1) состоять на муниципальной службе; 2) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика, законодательством Кыргызской Республики или договоренностями на взаимной основе органов государственной власти с государственными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями; 3) заниматься лично или через доверенных лиц предпринимательской деятельностью, лично участвовать в управлении хозяйствующими субъектами независимо от их организационноправовых форм, а также использовать свое служебное положение для содействия физическим и юридическим лицам в осуществлении ими предпринимательской деятельности с получением в обмен за это любых прямых или косвенных выгод для государственного служащего или членов его семьи; 4) быть поверенным или иным представителем по делам третьих лиц в органах государственной власти и органах местного самоуправления, если иное не предусмотрено законами Кыргызской Республики; 5) использовать в неслужебных целях информацию, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, служебные автотранспортные средства и другое государственное имущество, предназначенное только для служебной деятельности; 6) получать в связи с выполнением служебных (должностных) обязанностей, не предусмотренные законодательством Кыргызской Республики вознаграждения (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и т.п.) и подарки от физических и юридических лиц. Подарки, полученные в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются собственностью соответственно Кыргызской Республики или органов местного самоуправления и передаются по акту в соответствующий государственный орган или органы местного самоуправления. Лицо, замещавшее государственную должность Кыргызской Республики, замещаемую на постоянной основе, сдавшее подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, со служебной командировкой и с другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Кыргызской Республики; 7) создавать, участвовать или содействовать в какой-либо форме в деятельности политических партий, общественных объединений и религиозных организаций в связи со своей служебной деятельностью и в служебное время; подчинение государственной служебной деятельности партийным программам и решениям запрещается; 8) находиться на государственной службе, связанной с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью лицам, находящимся с ним в близких родственных отношениях (родители, супруг(а), братья, сестры и дети); 9) брать на себя обязательства и давать обещания, связанные с его службой, на которые он не уполномочен; 10) использовать свое служебное положение в целях решения вопросов, которые непосредственно затрагивают личные интересы самого государственного служащего и членов его семьи, а также лиц, являющихся его близкими родственниками; 11) организовывать или участвовать в забастовках, митингах, манифестациях или другими действиями препятствовать функционированию государственных органов; 12) разглашать или использовать в целях, не связанных с выполнением служебных обязанностей, сведения, отнесенные в соответствии с законом Кыргызской Республики к стр. 7 из 30

8 информации ограниченного доступа, ставшие ему известными в связи с выполнением служебных обязанностей; 13) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Кыргызской Республики их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международными договорами Кыргызской Республики, законодательством Кыргызской Республики или договоренностями на взаимной основе органов государственной власти с государственными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями; 14) выезжать в служебные командировки за пределы Кыргызской Республики за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, по договоренностям государственных органов Кыргызской Республики, органов местного самоуправления с государственными органами или органами местного самоуправления иностранных государств, международными или иностранными организациями; 15) получать гонорары за публикации и выступления в качестве лица, замещающего государственную должность Кыргызской Республики, замещаемую на постоянной основе; 16) публично осуждать действия вышестоящего органа или должностного лица, за исключением доказанных случаев причинения ими ущерба государственным или общественным интересам. Установление факта несоблюдения предусмотренных настоящей статьей ограничений является основанием для применения к государственному служащему мер дисциплинарной ответственности, вплоть до освобождения от занимаемой должности. Государственный служащий после прекращения государственной службы в течение года не может: — в интересах третьих лиц обращаться по месту своей прежней работы по вопросам, которые входили в его компетенцию; — действовать от имени какого бы то ни было физического или юридического лица по делам, находящимся в его ведении в период его нахождения на государственной службе, что дало бы дополнительные преимущества этому физическому или юридическому лицу. Государственные служащие не могут состоять в органах управления коммерческих организаций, за исключением случаев, предусмотренных законами Кыргызской Республики. Государственные служащие, имеющие двойное гражданство, не могут занимать руководящие должности в органах государственной власти. (В редакции Закона КР от 10 августа 2012 года N 164) Глава III Основы организации государственной службы Статья 12. Уполномоченный государственный орган по делам государственной службы В целях осуществления единой государственной политики в сфере государственной службы Президентом Кыргызской Республики образуется уполномоченный государственный орган по делам государственной службы (далее — уполномоченный государственный орган по делам государственной службы). Уполномоченный государственный орган по делам государственной службы является рабочим органом Совета по государственной службе (далее — Совет) и постоянно действующим государственным органом. Совет определяет стратегию развития государственной службы и в этой сфере вырабатывает механизмы для согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти и управления; определяет приоритеты формирования нормативной правовой базы по вопросам государственного управления и государственной службы; вырабатывает политику повышения эффективности деятельности государственных органов и стр. 8 из 30

9 кадрового потенциала государства; принимает решения о представлении кандидатур на должность статс-секретаря государственных органов, дает согласие или отказывает в даче согласия на увольнение статс-секретаря государственных органов; вырабатывает основные принципы реформирования государственного управления и государственной службы, предусматривающие, в том числе, вопросы, связанные с прозрачностью и добросовестностью деятельности государственных органов и государственных служащих, реализацией антикоррупционной политики, решает иные вопросы, вытекающие из настоящего Закона. Совет заслушивает отчеты, доклады и другую информацию руководителя уполномоченного государственного органа по делам государственной службы, связанную с деятельностью уполномоченного государственного органа по делам государственной службы. В состав Совета входят: — один представитель парламентского большинства (заместитель председателя Совета) и один представитель парламентской оппозиции, назначаемые Жогорку Кенешем Кыргызской Республики сроком на один год; — один представитель Президента Кыргызской Республики (заместитель председателя Совета), назначаемый Президентом сроком на один год; — два представителя Правительства Кыргызской Республики, назначаемые Правительством сроком на один год; — один представитель Верховного суда Кыргызской Республики, назначаемый председателем Верховного суда из числа членов Верховного суда сроком на один год; — руководитель уполномоченного государственного органа по делам государственной службы (председатель Совета) на постоянной основе. Представитель профильного комитета Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, а также руководитель государственного органа принимают участие в работе Совета при рассмотрении вопроса, касающегося данного органа (по согласованию). (Часть шестая утратила силу в соответствии с Законом КР от 8 мая 2012 года N 47) (Часть седьмая утратила силу в соответствии с Законом КР от 8 мая 2012 года N 47) (Часть восьмая утратила силу в соответствии с Законом КР от 8 мая 2012 года N 47) Решение Совета принимается коллегиально, большинством от общего числа членов Совета. Заседания Совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца. Деятельность Совета регламентируется положением о Совете, утверждаемом Советом. См.: Положение о Совете по государственной службе (утверждено постановлением Совета по госслужбе от 10 декабря 2004 года N 3) Уполномоченный государственный орган по делам государственной службы возглавляет руководитель, назначаемый на должность Президентом Кыргызской Республики. Структура и Положение об уполномоченном государственном органе по делам государственной службы утверждаются Президентом Кыргызской Республики. См.: Положение о Государственной кадровой службе Кыргызской Республики (утверждено Указом Президента КР от 30 сентября 2013 года N 198) Руководитель уполномоченного государственного органа по делам государственной службы имеет право в установленном порядке участвовать на заседаниях Правительства Кыргызской Республики и других государственных органов. В уполномоченном государственном органе по делам государственной службы учреждается должность статс-секретаря. Действия и решения уполномоченного государственного органа по делам государственной службы могут быть обжалованы в судебном порядке. (В редакции Законов КР от 8 мая 2012 года N 47, 9 июня 2012 года N 78) стр. 9 из 30

10 Статья 13. Функции уполномоченного государственного органа по делам государственной службы Уполномоченный государственный орган по делам государственной службы в соответствии с законодательством о государственной службе и решениями Совета: — разрабатывает и реализует единую государственную политику в сфере государственной службы; — разрабатывает и принимает нормативные акты и единые правила, которые являются обязательными для государственных органов при конкурсном отборе кандидатов на вакантные административные государственные должности, а также при оценке и межведомственной ротации государственных служащих; — отбирает на конкурсной основе в соответствии со статьей 14 настоящего Закона кандидатов на должность статс-секретарей государственных органов, используя прозрачные процедуры; — разрабатывает предложения, касающиеся этики государственного служащего, предусматривающего, в том числе, положения дисциплинарной ответственности государственных служащих за нарушения законодательства о государственной службе, и вносит их на рассмотрение Совета; — устанавливает формат и процедуру заполнения, подачи, регистрации и хранения деклараций о доходах и имуществе государственных служащих; — принимает и рассматривает декларации лиц, занимающих политические и административные государственные должности; — разрабатывает процедуры и правила с целью предотвращения ситуаций конфликта интересов, которые должны реализовываться во всех государственных органах, и предоставляет консультации государственным служащим и их руководителям по вопросам, связанным с конфликтом интересов и способов их устранения; — осуществляет рассмотрение жалоб государственных служащих на решения государственных органов, принятых по итогам служебного расследования; — вносит проекты нормативных правовых актов по вопросам государственной службы на рассмотрение Президента Кыргызской Республики, Правительства Кыргызской Республики; — является единым координирующим органом по вопросам формирования и размещения государственного заказа по государственным программам подготовки, переподготовки, повышения квалификации и стажировок государственных служащих, в том числе за рубежом; — осуществляет мониторинг соблюдения законодательства Кыргызской Республики о государственной службе и вносит предложение Правительству, Жогорку Кенешу Кыргызской Республики и соответствующим государственным органам по улучшению соблюдения законодательства; — анализирует статус и эффективность государственной службы в государственных органах и дает рекомендации по улучшению эффективности; — разрабатывает предложения по совершенствованию системы оплаты труда, социальноправового обеспечения государственных служащих по консультации с Правительством Кыргызской Республики; — ведет Реестр лиц, освобожденных с государственной службы по отрицательным основаниям; — разрабатывает и ведет Реестр административных государственных должностей; вносит предложения о внесении изменений в Реестр административных государственных должностей. Уполномоченный государственный орган по делам государственной службы выполняет иные функции, вытекающие из настоящего Закона. (В редакции Законов КР от 24 июля 2013 года N 158, 10 ноября 2014 года N 150) Статья 14. Статс-секретарь государственного органа стр. 10 из 30

11 Статс-секретарь является государственным служащим, занимающим высшую административную государственную должность в министерствах, государственных комитетах и административных ведомствах Кыргызской Республики. Должность статс-секретаря может быть учреждена и в других органах исполнительной, судебной власти. См.: Указ Президента КР от 3 ноября 2004 года УП N 376 «Об учреждении высшей административной государственной должности статс-секретаря государственного органа» В иных государственных органах, не вошедших в перечень, указанный в части первой настоящей статьи, исполнение положений настоящего Закона возлагается на руководителей аппаратов этих органов, назначаемых руководителями соответствующих государственных органов. Должность статс-секретаря является постоянной, не сменяемой в связи с отставкой или освобождением от должности руководителя государственного органа. Должность статс-секретаря по правовому статусу приравнивается к первому заместителю руководителя государственного органа. Статс-секретарь в государственном органе: — реализует единую государственную политику в сфере государственной службы; — реализует выработанную руководителем государственного органа политику по вопросам, относящимся к компетенции данного государственного органа; — готовит представления на назначение, перемещение, ротацию и освобождение от должности государственных служащих, занимающих административные государственные должности; — подотчетен и ответственен перед руководителем государственного органа в части финансового менеджмента и использования государственных средств в сфере государственной службы. Отбор на замещение вакантной должности статс-секретаря осуществляется Советом на конкурсной основе. Кандидаты рассматриваются и рекомендуются Советом с учетом их профессиональных и личностных качеств, наличия соответствующего стажа и навыков управленческой деятельности с согласия руководителя государственного органа. Статс-секретарь в органах исполнительной власти назначается и освобождается Премьерминистром Кыргызской Республики по рекомендации Совета и согласия руководителя государственного органа. При учреждении должности статс-секретаря в иных органах исполнительной и судебной власти порядок назначения статс-секретаря устанавливается Советом. Статс-секретарь может быть освобожден от занимаемой должности по основаниям, предусмотренным статьями настоящего Закона. Статс-секретарь освобождается от занимаемой должности: — по представлению руководителя государственного органа — с согласия Совета; — по представлению Совета — с согласия руководителя государственного органа. Аттестацию статс-секретаря проводит уполномоченный государственный орган по делам государственной службы в порядке, установленном для иных административных государственных служащих. Иные вопросы деятельности статс-секретаря, не урегулированные настоящим Законом, определяются положением о статс-секретаре, которое разрабатывается уполномоченным государственным органом по делам государственной службы и утверждается Советом. См.: Положение о статс-секретаре государственного органа Кыргызской Республики (утверждено постановлением Совета по госслужбе от 10 декабря 2004 года N 4) Статья 15. Классификация административных должностей стр. 11 из 30

12 Административные государственные должности подразделяются на категории руководителей и специалистов, а также на следующие группы: — высшая должность; — главная должность; — старшая должность; — младшая должность. Состав и соотношение категорий и групп административных государственных должностей определяются Президентом Кыргызской Республики по обоснованному предложению уполномоченного государственного органа по делам государственной службы. Перечень административных государственных должностей, назначаемых (избираемых) Президентом Кыргызской Республики, Жогорку Кенешем Кыргызской Республики, Премьерминистром Кыргызской Республики и иными должностными лицами и государственными органами определяется Конституцией Кыргызской Республики, законами Кыргызской Республики и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Кыргызской Республики. Статья 16. Реестр административных государственных должностей Реестр административных государственных должностей содержит унифицированные наименования должностей, распределенных по государственным органам и категориям, и является частью Реестра государственных должностей, утверждаемого Президентом Кыргызской Республики. См.: Указ Президента КР от 26 июня 2013 года УП N 145 «Об утверждении Реестра государственных должностей Кыргызской Республики и Реестра муниципальных должностей Кыргызской Республики» Порядок формирования, ведения, изменения и дополнения Реестра административных государственных должностей устанавливается Советом. Предложения об учреждении новых административных государственных должностей могут быть внесены по согласованию с Министерством финансов Кыргызской Республики. Статья Реестр лиц, освобожденных с государственной службы по отрицательным основаниям Реестр лиц, освобожденных с государственной службы по отрицательным основаниям, содержит персональные сведения о государственных служащих, освобожденных от ранее занимаемых должностей по основаниям, предусмотренным пунктами «д-з» и «н» статьи 31 настоящего Закона. Порядок формирования, ведения, изменения и дополнения Реестра лиц, освобожденных с государственной службы по отрицательным основаниям, устанавливается Правительством Кыргызской Республики. Реестр лиц, освобожденных с государственной службы по отрицательным основаниям может использоваться при конкурсном отборе на замещение вакантных административных должностей. Данные Реестра не могут служить основанием для отказа в приеме претендента на работу. (В редакции Закона КР от 24 июля 2013 года N 158) Статья 17. Квалификационные требования В квалификационные требования к государственным служащим включаются требования: — к уровню и профилю профессионального образования с учетом категории и группы административных государственных должностей; — к стажу и опыту работы по специальности и соответствующим профессиональным навыкам; стр. 12 из 30

13 — к владению государственным языком в объеме, необходимом для осуществления деятельности государственного служащего в предусмотренных нормативными правовыми актами случаях. К административным государственным должностям устанавливаются следующие квалификационные требования к стажу и опыту работы по специальности: — младшие административные государственные должности — без предъявления требований к стажу работы; — старшие административные государственные должности — стаж государственной службы на младших должностях не менее одного года или стаж работы по специальности не менее трех лет; — главные административные государственные должности — стаж государственной службы на старших должностях не менее трех лет или стаж работы по специальности не менее пяти лет; — высшие административные государственные должности — стаж государственной службы на главных должностях не менее пяти лет или стаж работы по специальности не менее семи лет. (В редакции Законов КР от 20 октября 2011 года N 181, 12 марта 2015 года N 55) Статья 18. Резерв кадров государственной службы Резерв кадров государственной службы (далее — резерв кадров) — это группа специально сформированных кандидатов на замещение административных государственных должностей государственной службы. Резерв кадров государственной службы состоит из национального и внутреннего резерва кадров. Национальный резерв кадров формируется уполномоченным государственным органом по делам государственной службы посредством проведения соответствующих конкурсов среди следующих кандидатов: — лиц, из числа выпускников высших учебных заведений, прошедших национальный конкурс на замещение младших административных государственных должностей; — государственных служащих, претендующих на служебное продвижение по представлению руководителя государственного органа с учетом мнения статс-секретаря государственного органа; — (абзац 4 утратил силу в соответствии с Законом КР от 10 ноября 2014 года N 150); — лиц, не состоящих на службе в качестве государственного служащего, которые были представлены для назначения на должность, но не назначены на должность по не зависящим от них причинам. Внутренний резерв кадров государственного органа формируется: — из государственных служащих, занимающих административные государственные должности в данном государственном органе и рекомендованных на повышение по результатам аттестации; — из лиц, указанных в части 4 статьи 47 настоящего Закона; — из лиц, рекомендованных аттестационно-конкурсной комиссией по итогам конкурса. (В редакции Закона КР от 10 ноября 2014 года N 150) См.: Временное положение о порядке формирования и функционирования внутреннего резерва кадров государственного органа (утверждено постановлением Правительства КР от 29 ноября 2011 года N 741) Статья 19. Личное дело государственного служащего Все сведения, касающиеся трудовых отношений государственного служащего с государственным органом, отражаются в личном деле государственного служащего. Личное дело ведется службой управления персоналом соответствующего государственного органа. При переводе государственного служащего на другую государственную должность его личное дело передается по указанному новому месту государственной службы. Ведение нескольких личных дел на одного государственного служащего не допускается. стр. 13 из 30

14 Сбор и внесение в личные дела сведений о политических и религиозных взглядах государственных служащих, о его частной жизни запрещаются. Порядок ведения личных дел государственных служащих, перечень сведений и документов, подлежащих включению в личные дела, а также порядок доступа к ним, иные вопросы учета прохождения государственной службы разрабатываются уполномоченным государственным органом по делам государственной службы и утверждаются Советом. Сотрудникам службы управления персоналом запрещается разглашать сведения, содержащиеся в личном деле государственного служащего. Государственный служащий вправе ознакамливаться с материалами, содержащимися в его личном деле. Статья 20. Аттестация государственных служащих В целях определения соответствия профессиональных знаний и навыков работы государственного служащего его занимаемой должности и перспектив служебного роста проводится аттестация. Аттестация является формой выявления профессиональных знаний и навыков работы государственного служащего и стимулирует его профессиональное развитие, определяет результативность его деятельности в государственном органе. Общими принципами аттестации государственных служащих являются: — объективность — беспристрастное, непредвзятое отношение к аттестуемому государственному служащему и его деятельности в государственном органе; — единообразие — установленный по единому образцу перечень оценочных показателей и критериев при оценке государственных служащих на основе констатации фактов; — прозрачность — открытая процедура аттестации государственных служащих, результаты которой сообщаются всем государственным служащим государственного органа с разъяснением всех причин и мотивов их принятия; — регулярность — периодически, в установленные сроки организуемая процедура аттестации государственных служащих. Для проведения аттестации формируется аттестационно-конкурсная комиссия (далее — комиссия) государственного органа. Аттестация государственных служащих может проводиться в следующих видах: — аттестация по истечении испытательного срока — проводится после истечения испытательного срока для определения уровня соответствия государственного служащего занимаемой должности, выработки предложений по дальнейшему повышению квалификации государственного служащего; — аттестация для оценки соответствия занимаемой должности и продвижения по службе (далее — очередная аттестация) — проводится на регулярной основе для оценки деятельности государственных служащих, а также для присвоения классного чина; основа аттестации — краткий отчет о проделанной работе и достигнутых результатах по утвержденной аттестационноконкурсной комиссией структуре, оценка уровня профессиональных знаний и выявление потенциальных возможностей государственного служащего, а также уровня его профессиональной подготовки для занятия более высокой должности. Государственный служащий подлежит аттестации не чаще 1 раза в три года. Очередной аттестации не подлежат государственные служащие: — замещающие государственную должность соответствующей категории менее одного года, если они сами не выразили такого желания; — беременные женщины, если они сами не выразили такого желания; — находящиеся в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком, если они сами не выразили такого желания. Очередная аттестация указанных государственных служащих проводится не ранее чем через год после выхода из вышеуказанных социальных отпусков. стр. 14 из 30

15 Государственный служащий, находящийся в отпуске, командировке, а также те, которые временно не могут работать, должны пройти аттестацию через месяц после выхода на работу. В результате аттестации государственному служащему дается одна из следующих оценок: — соответствует замещаемой государственной должности; — соответствует замещаемой государственной должности при условии выполнения рекомендаций аттестационной комиссии по его служебной деятельности с повторной аттестацией через 6 месяцев; — не соответствует замещаемой государственной должности; — рекомендуется на повышение. Лист о временной нетрудоспособности государственного служащего, добровольно прошедшего аттестацию и не заявившего письменно о своей временной нетрудоспособности до начала аттестации, не может быть юридическим основанием для отмены решения аттестационноконкурсной комиссии. Проведение внеочередных аттестаций не допускается. Положение об аттестации государственных служащих вносится уполномоченным государственным органом по делам государственной службы и утверждается Президентом Кыргызской Республики. (В редакции Законов КР от 13 апреля 2012 года N 33, 9 июня 2012 года N 78) См.: Временное положение о порядке проведения аттестации государственных служащих Кыргызской Республики (утверждено Указом Президента КР от 24 октября 2005 года N 485); постановление Правительства КР от 29 ноября 2011 года N 741 «О вопросах прохождения государственной службы Кыргызской Республики» Статья 21. Обучение государственного служащего Обучение государственного служащего проводится в целях повышения его квалификации, развития потенциала соответствующего государственного органа, проведения реформ с внедрением новых правил, процедур и систем, улучшения эффективности и действенности государственной службы, а также на основании результатов аттестации государственного служащего, в случае изменения должностных обязанностей по данной штатной должности. Обучение проводится по инициативе государственного служащего, руководителя или статссекретаря государственного органа. Государственный служащий, находившийся в отпуске по беременности и родам или по уходу за ребенком, имеет приоритетное право на обучение. Уполномоченный государственный орган по делам государственной службы в качестве единого заказчика осуществляет отбор обучающих программ и образовательных учреждений на основе конкурса. Для проведения обучения государственных служащих выделяются финансовые средства из бюджета из расчета не менее одного процента средств, предусмотренных для финансирования деятельности государственных органов. Обучение может проводиться также за счет других средств, не запрещенных законодательством Кыргызской Республики. Статья 22. Классные чины государственных служащих Классные чины государственных служащих указывают на соответствие уровня их подготовки квалификационным требованиям, предъявляемым к соответствующим государственным должностям. Государственным служащим могут быть присвоены следующие классные чины: 1) младший инспектор государственной службы; 2) инспектор государственной службы 3 класса; 3) инспектор государственной службы 2 класса; стр. 15 из 30

16 4) инспектор государственной службы 1 класса; 5) советник государственной службы 3 класса; 6) советник государственной службы 2 класса; 7) советник государственной службы 1 класса; 8) государственный советник государственной службы. Статья 23. Порядок присвоения классных чинов Классный чин младшего инспектора государственной службы, а также классный чин инспектора государственной службы 3 класса присваивается государственным служащим, занимающим младшие должности государственной службы. Классный чин инспектора государственной службы 3, 2 и 1 класса, а также классный чин советника государственной службы 3 класса присваивается государственным служащим, занимающим старшие должности государственной службы. Классный чин советника государственной службы 3, 2 и 1 класса присваивается государственным служащим, занимающим главные должности государственной службы. Классный чин государственного советника государственной службы присваивается государственным служащим, занимающим высшие должности государственной службы. Присвоение, лишение, понижение классных чинов младшего инспектора государственной службы, инспектора государственной службы 3, 2 и 1 класса производится руководителем государственного органа по представлению статс-секретаря государственного органа по итогам аттестации государственного служащего. Присвоение, лишение, понижение классных чинов советника государственной службы 3, 2 и 1 класса производится руководителем государственного органа по представлению статс-секретаря соответствующего государственного органа. Присвоение, лишение, понижение классного чина государственного советника государственной службы производится Президентом Кыргызской Республики по совместному представлению руководителя соответствующего государственного органа и уполномоченного государственного органа по делам государственной службы. Присвоенный классный чин указывается в служебном удостоверении государственного служащего, а при присвоении классного чина государственного советника государственной службы либо советника государственной службы — выдается соответствующее свидетельство. Классный чин младшего инспектора государственной службы присваивается вновь поступившему государственному служащему по окончании шестимесячного срока службы, включая испытательный срок. Иные вопросы присвоения классных чинов государственным служащим устанавливаются Президентом Кыргызской Республики. При переходе государственного служащего из одного государственного органа, для сотрудников которого предусмотрено присвоение воинских званий, специальных классных чинов и специальных званий, дипломатических рангов, в другой государственный орган, для сотрудников которого предусмотрено присвоение классных чинов в соответствии с настоящим Законом, за ним сохраняется имеющееся воинское звание, специальный классный чин, специальное звание, дипломатический ранг. В этих случаях очередное воинское звание, специальный классный чин, специальное звание, дипломатический ранг может быть присвоен государственным служащим, чьи функциональные полномочия сходны профилю ранее занимаемой в предыдущем государственном органе должности. Присвоение очередного воинского звания, специального классного чина, специального звания, дипломатического ранга, кроме высших, производит руководитель государственного органа, где государственному служащему было присвоено последнее воинское звание, специальный классный чин, специальное звание, дипломатический ранг по представлению. В остальных случаях государственным служащим, имеющим воинское звание, специальный классный чин, специальное звание, дипломатический ранг, присваивается очередной стр. 16 из 30

Обсуждение закрыто.