Защита прав детей в красноярске

Защита прав и законных интересов несовершеннолетних

Главным следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Красноярскому краю возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 293 УК РФ (халатность).

22 сентября 2017 года в следственном отделе по ЗАТО город Железногорск Главного следственного управлении Следственного комитета Российской Федерации по Красноярскому краю заместителем руководителя Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Красноярскому краю Курочкиным Павлом Васильевичем и уполномоченным по правам ребенка в Красноярском крае Мирошниковой Ириной Юльевной проведен совместный выездной прием граждан по вопросам защиты прав несовершеннолетних.

ГСУ СК России по Красноярскому краю с момента создания в 2007 году органов предварительного следствия СК России уделяется большое внимание вопросам профилактики преступлений против детей.

6 августа 2017 года в следственном отделе по Березовскому району Главного следственного управлении Следственного комитета Российской Федерации по Красноярскому краю заместителем руководителя Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Красноярскому краю Курочкиным Павлом Васильевичем и уполномоченным по правам ребенка в Красноярском крае Мирошниковой Ириной Юльевной проведен совместный выездной прием граждан по вопросам защиты прав несовершеннолетних.

15 марта 2017 года в Главном следственном управлении состоялось очередное заседание консультативного совета ГСУ СК России по Красноярскому краю по вопросам оказания помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в котором приняли участие уполномоченный по правам ребенка в Красноярском крае Мирошникова И.Ю., первый заместитель министра образования Красноярского края Анохина Н.В., сотрудники Главного следственного управления, ГУ МВД России по Красноярскому краю, представители министерств здравоохранения и образования, социальной политики Красноярского края.

9 марта 2017 года в пресс-центре «АиФ на Енисее» прошел круглый стол на тему подростковых суицидов. Участники: представители Следственного комитета, прокуратуры, Роскомнадзора, полиции, депутаты ЗС края, психолог, общественник и папа девушки, которая погибла в прошлом году, пытались разобраться, кто вовлекает детей в группы смерти и как противостоять этому «вирусу самоубийства».

28 октября 2016 года в следственные органы поступило сообщение о безвестном исчезновении 18-летнего жителя города Минусинска, который еще 15 июня 2016 года ушел в неизвестном направлении и пропал. После установления первоначальных обстоятельств произошедшего следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Красноярскому краю возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ (убийство). По подозрению в совершении данного преступления задержан 23-лений знакомый потерпевшего, который под тяжестью предъявленных улик сознался в содеянном и дал признательные показания.

Следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Красноярскому краю по факту причинения ножевых ранений, нанесенных 12-летней школьницей своим одноклассницам, принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела. Это связано тем, что на момент совершения уголовно наказуемого деяния 12-летняя девочка, не достигла возраста уголовной ответственности, что является обязательным признаком элемента состава преступления. Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела будет направлено в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав для решения вопроса о возможности применения к несовершеннолетней, не подлежащей уголовной ответственности, мер воспитательного воздействия или возбуждения перед судом ходатайства о помещении ее в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

14 октября 2016 года в Главном следственном управлении состоялось очередное заседание консультативного совета ГСУ СК России по Красноярскому краю по вопросам оказания помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в котором приняли участие сотрудники Главного следственного управления, представители министерств здравоохранения и образования, социальной политики Красноярского края, уполномоченного по правам ребенка в Красноярском крае.

В производстве ГСУ СК РФ по Красноярскому краю находятся материалы проверок по фактам конфликтных ситуаций с участием учеников 6,7 классов, в результате которых погиб 13-летний подросток и получили ножевые ранения две 12-летние школьницы.

Как сообщалось ранее, 26 августа 2016 в следственные органы поступило сообщение об обнаружении около подъезда жилого многоэтажного дома в поселке Шушенское тела новорожденной девочки. По данному факту Главным следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Красноярскому краю возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 106 УК РФ (убийство матерью новорожденного ребенка).

10 сентября 2016 года в следственные органы поступило сообщение о том, что в помещении летней кухни одного из частных домовладений поселка Тины Нижнеингашского района обнаружено тело 4-летней девочки с признаками насильственной смерти. По данному факту следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Красноярскому краю возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного п. «в» ч. 2 ст. 105 УК РФ (убийство малолетнего). По подозрению в совершении данного преступления задержан 24-летний мужчина, супруга которого является опекуном девочки.

Следственными органами Следственного комитета России Красноярскому краю завершено расследование уголовного дела в отношении 31-летнего жителя Ачинского района , обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных ч.1, ч.2 ст. 135 (развратные действия), п. «б» ч. 4 ст. 132 (насильственные действия сексуального характера) УК РФ.

12 августа 2016 года в правоохранительные органы поступило сообщение о том, что в подвальном помещении гаража, расположенном в одном из гаражных обществ города Ачинска, обнаружены тела 39-летней женщины и ее 10-летней дочери без внешних признаков насильственной смерти. В автомобиле, припаркованном рядом с гаражом, обнаружен трехмесячный ребенок. По данному факту следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Красноярскому краю проводится проверка.

Следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Красноярскому краю возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного п. «б» ч. 4 ст. 132 УК РФ (насильственные действия сексуального характера, совершенные в отношении лица, не достигшего четырнадцатилетнего возраста).

Защита прав детей в красноярске

2 ноября 2000, четверг

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Закон Красноярского края

Статья 1. Законодательство о защите прав ребенка

1. Отношения в области защиты прав ребенка в крае регулируются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Законом, иными законами края, принимаемыми на его основе.
2. Отношения в области защиты прав ребенка в крае могут регулироваться правовыми актами администрации края, если это предписано законами края или правовыми актами Российской Федерации.
3. Правовые акты администрации края не могут противоречить федеральным законам, настоящему Закону и иным законам края в области защиты прав ребенка.
4. Нормы Конвенции ООН о правах ребенка и другие международные договоры Российской Федерации о правах детей имеют приоритет перед законодательными и иными правовыми актами Красноярского края о защите прав ребенка.

Статья 2. Государственная политика Красноярского края в области защиты прав ребенка

Государственная политика Красноярского края в области защиты прав ребенка основывается на следующих приоритетах:
а) создание экономических, правовых, социальных и экологических условий для развития физически, психически и нравственно здорового ребенка, формирования и реализации личности;
б) воспитание у ребенка патриотизма, гражданственности; приобщение к отечественной и мировой культуре;
в) обеспечение права детей на воспитание в семье, оказание родителям, усыновителям и опекунам надлежащей помощи;
г) выделение из краевого бюджета средств, необходимых для социальной поддержки детей.

Статья 3. Доклад о положении детей в Красноярском крае

1. В Красноярском крае ежегодно готовится и доводится до сведения общественности доклад о положении детей в крае.
2. Доклад представляется в Законодательное Собрание края администрацией края и публикуется в газете «Красноярский рабочий».

Статья 4. Концепция семейной политики, защиты прав и законных интересов детей, поддержки детства

1. Государственная политика края в области защиты прав ребенка осуществляется на основе концепции семейной политики, защиты прав и законных интересов детей, поддержки детства, разрабатываемой на срок не менее 3-х лет.
2. Концепция семейной политики, защиты прав и законных интересов детей, поддержки детства утверждается Законодательным Собранием края по представлению администрации края с учетом заключения краевого общественного совета по защите прав ребенка.
3. Краевые целевые программы в области защиты прав ребенка и семьи разрабатываются в соответствии с указанной концепцией.

Статья 5. Краевой государственный социальный заказ

1. В целях реализации государственной политики в области защиты прав ребенка может формироваться краевой государственный социальный заказ, представляющий собой совокупность контрактов на закупку товаров и оказание услуг для детей.
2. Размещение краевых государственных контрактов на закупку товаров и оказание услуг для детей производится на конкурсной основе, если иное не установлено федеральными и краевыми законами. Порядок и условия проведения конкурса на размещение краевых государственных контрактов устанавливаются администрацией края в соответствии с законом края о государственном заказе.

Статья 6. Полномочия Законодательного Собрания края в области защиты прав ребенка

Законодательное Собрание края:
1) принимает законы края в области защиты прав ребенка, семейной политики;
2) утверждает по представлению администрации края краевые целевые программы в области защиты прав детей;
3) утверждает по представлению администрации края увеличение нормативов финансовых затрат на реализацию государственных минимальных социальных стандартов;
4) осуществляет иные полномочия, предусмотренные действующим законодательством.

Статья 7. Полномочия администрации края в области защиты прав ребенка

Администрация края:
1) реализует в крае государственную политику в интересах детей, в том числе в области образования и воспитания, охраны здоровья, социальной защиты, социального обслуживания, содействия социальной адаптации и социальной реабилитации детей, обеспечения их занятости и охраны труда, профилактики безнадзорности и правонарушений, организации детского отдыха и в других областях в соответствии с действующим законодательством;
2) разрабатывает и реализует краевые целевые программы защиты прав детей;
3) ежегодно представляет в Законодательное Собрание края доклад о положении детей в крае;
4) разрабатывает предложения об увеличении нормативов финансовых затрат на реализацию государственных минимальных социальных стандартов;
5) осуществляет финансирование мероприятий по защите прав и законных интересов детей, поддержке детства;
6) осуществляет иные полномочия, предусмотренные действующим законодательством.

Статья 8. Участие органов местного самоуправления в реализации государственной политики в области защиты прав ребенка

Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции принимают решения об осуществлении мероприятий по защите прав и законных интересов детей.
Органы местного самоуправления вправе координировать свои действия с действиями органов государственной власти в части поддержки федеральных и краевых целевых программ защиты прав и законных интересов детей, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, поддержки детства, а также иных мероприятий, осуществляемых в данной области.
Органы местного самоуправления, исходя из собственных финансовых и экономических возможностей, могут вводить дополнительные виды социальной помощи отдельным категориям детей.

Статья 9. Привлечение общественности к решению вопросов государственной политики в области защиты прав ребенка

1. Выработка основных направлений и приоритетов краевой государственной политики в области защиты прав ребенка, подготовка нормативных правовых актов осуществляются гласно с привлечением органов местного самоуправления, правозащитных общественных объединений, а также общественных объединений родителей.
2. Органы государственной власти края оказывают содействие органам местного самоуправления, общественным объединениям, в задачи которых входит защита прав ребенка.

Статья 10. Краевой общественный совет по защите прав ребенка

1. Краевой общественный совет по защите прав ребенка формируется Законодательным Собранием, администрацией края на паритетных началах из числа лиц, представленных органами местного самоуправления, правозащитными общественными объединениями, общественными объединениями родителей и являющихся высококвалифицированными и авторитетными специалистами в области защиты прав ребенка.
2. Краевой общественный совет по защите прав ребенка принимает участие:
— в разработке концепции семейной политики, защиты прав и законных интересов детей, поддержки детства и краевых целевых программ в области защиты прав и законных интересов детей;
— в разработке дополнительных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей;
— в подготовке доклада о положении детей в крае;
— в проведении общественной экспертизы правовых актов, затрагивающих интересы детей в Красноярском крае;
— в работе конкурсных комиссий по размещению краевых государственных контрактов на закупку товаров и оказание услуг для детей.
3. Положение о совете утверждается Законодательным Собранием края.
4. Краевой общественный совет по защите прав ребенка имеет право вносить в органы государственной власти предложения о распределении средств, выделяемых на финансирование мероприятий в области защиты прав и законных интересов ребенка.

Статья 11. Гарантии прав ребенка на образование

1. Органы государственной власти и местного самоуправления обеспечивают право детей дошкольного возраста на образование путем создания сети образовательных учреждений и соответствующих социально-экономических условий для подготовки детей к школе.
2. Органы местного самоуправления вправе за счет собственных средств вводить компенсации за содержание детей в муниципальных дошкольных учреждениях.
3. Плата родителей за содержание в краевых государственных дошкольных учреждениях (группах) детей, у которых, по заключению медицинских учреждений, выявлены недостатки в физическом и психическом развитии, а также детей, находящихся в туберкулезных детских дошкольных учреждениях, не взимается.
4. Не допускаются не предусмотренные законодательством ограничения при поступлении ребенка в государственное, муниципальное образовательное учреждение.
5. Результаты тестирования и иные формы проверки знаний и навыков детей, поступающих в первый класс государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, не могут быть основанием для отказа в приеме в общеобразовательные учреждения.
6. Для детей из семей со среднедушевыми доходами ниже прожиточного минимума, установленного в Красноярском крае, обучающихся в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях, дополнительно устанавливается ежемесячная краевая целевая компенсационная выплата на питание в течение учебного года, равная размеру компенсационной выплаты на питание, установленному федеральным законом.
Финансирование расходов на указанные цели осуществляется за счет средств краевого бюджета. Расходы на финансирование указанных выплат для детей, обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях, осуществляются в форме субвенций местным бюджетам на финансирование целевых расходов.
Органы местного самоуправления вправе за счет собственных средств увеличивать расходы на питание на одного обучающегося в муниципальных общеобразовательных учреждениях.

Статья 12. Гарантии прав ребенка на охрану здоровья

1. В Красноярском крае гарантируется бесплатная медицинская помощь ребенку в соответствии с программой государственных гарантий обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
2. Дети первых двух лет жизни, проживающие в семьях со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума, установленного в Красноярском крае, обеспечиваются адаптированными молочными и лечебными смесями, сухими молочными кашами, обогащенными витаминами и микроэлементами.
Обеспечение детей указанными продуктами питания производится муниципальными учреждениями здравоохранения с учетом медицинских показаний и на основании рецептов врачей.
При этом стоимость указанных продуктов не должна превышать 2,5 минимального размера оплаты труда в месяц — для ребенка первого года жизни и 1,5 минимального размера оплаты труда в месяц — для ребенка второго года жизни.
Финансирование указанных расходов осуществляется за счет средств краевого бюджета в форме субвенций местным бюджетам на финансирование целевых расходов.
Размер расходов на эти цели устанавливается ежегодно законом края о краевом бюджете.
Порядок обеспечения детей указанными продуктами определяется администрацией края и органами местного самоуправления.
3. Родителям детей из семей со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума, установленного в Красноярском крае, и нуждающимся в стационарном лечении, которое не может быть осуществлено по месту жительства, производится компенсация расходов, связанных с проездом ребенка и сопровождающего его лица до места лечения и обратно, за счет средств краевого бюджета в размере фактических затрат на проезд автомобильным и железнодорожным транспортом в соответствии с краевой целевой программой поддержки населения, находящегося в трудной жизненной ситуации.
При отсутствии автомобильного и железнодорожного транспорта проезд воздушным транспортом к месту лечения в пределах Красноярского края оплачивается в размере фактических затрат за счет средств краевого бюджета.
При направлении на лечение за пределы Красноярского края компенсация стоимости проездного билета до места лечения и обратно железнодорожным транспортом, а при его отсутствии — авиационным, производится по фактическим затратам в соответствии с краевой целевой программой поддержки населения, находящегося в трудной жизненной ситуации.
Решение о проезде за пределы края воздушным транспортом принимается администрацией края в исключительных случаях.
Выплаты производятся при наличии направлений на лечение, выданных администрацией края.
Порядок направления на лечение за пределы Красноярского края определяется администрацией края.
4. Детям, проживающим в местностях повышенной опасности клещевого энцефалита, определяемых администрацией края, вакцинация от клещевого энцефалита проводится бесплатно. Финансирование расходов на указанные цели осуществляется из краевого бюджета в соответствии с краевой целевой программой.

Статья 13. Гарантии прав ребенка на отдых и оздоровление

Отдых и оздоровление детей осуществляется в соответствии с ежегодной краевой и муниципальными программами детского и семейного отдыха.

Статья 14. Гарантии прав ребенка на труд

1. В Красноярском крае гарантируется квотирование рабочих мест для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Порядок квотирования рабочих мест определяется Законом края «О порядке квотирования рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях края для несовершеннолетних из категории сирот, лиц, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет».

Статья 15. Защита нравственного, физического и духовного здоровья ребенка

1. Нравственное, физическое и духовное здоровье ребенка находится под защитой государства.
2. Защита нравственного и духовного здоровья ребенка в Красноярском крае осуществляется в соответствии с федеральными законами и Законом Красноярского края «Об охране общественной нравственности».

Статья 16. Защита прав и охраняемых законом интересов ребенка при формировании социальной инфраструктуры для детей

1. Изменение формы собственности, служебного назначения имущества, которое относится к объектам социальной инфраструктуры для детей и является краевой государственной или муниципальной собственностью, может осуществляться только при условии предварительного создания (приобретения, изменения назначения) имущества, достаточного для обеспечения системы образования, воспитания, развития детей, оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, социальной защиты и социального обслуживания.
Принятие указанных решений не допускается без предварительного экспертного заключения государственно-общественной комиссии, создаваемой администрацией края, представительным органом местного самоуправления.
2. Порядок проведения экспертной оценки при изменении назначения имущества, сдаче его в аренду определяется администрацией края, представительным органом местного самоуправления.

Статья 17. Гарантии реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и не имеющих жилья

1. Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и не имеющие жилья, после окончания общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, исполнения воинской обязанности обеспечиваются жильем.
2. Средства на приобретение или строительство жилья для целей, указанных в п. 1 настоящей статьи, определяются в краевом бюджете, в соответствии с краевой целевой программой обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и не имеющих жилья. Порядок учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и нуждающихся в жилье, определяется администрацией края.

Статья 18. Социальная реабилитация несовершеннолетних, освобожденных из мест лишения свободы

1. Осуществление социальной реабилитации несовершеннолетних, освободившихся из мест лишения свободы, осуществляется в специализированных учреждениях социальной реабилитации для несовершеннолетних (центрах реабилитации несовершеннолетних), учреждаемых администрацией края.
Основными целями деятельности центров реабилитации несовершеннолетних являются:
— социальная адаптация несовершеннолетних, освобожденных из мест лишения свободы;
— оказание помощи несовершеннолетним, освобожденным из мест лишения свободы, в трудоустройстве;
— оказание помощи указанным несовершеннолетним в реализации их прав на жилье;
— предоставление юридических, психологических и иных консультаций.
2. Положение о центрах реабилитации несовершеннолетних утверждается администрацией края.

Статья 19. Социальная реабилитация детей, страдающих наркозависимостью

1. Профилактика наркозависимости и социальная реабилитация детей, страдающих наркозависимостью, осуществляются в соответствии с краевыми целевыми программами.
2. Координация мероприятий по борьбе с наркоманией и профилактике наркозависимости, осуществляемых органами государственной власти края, органами местного самоуправления, правоохранительными и иными государственными органами, осуществляется администрацией края.

Статья 20. Вступление в силу настоящего Закона

1. Настоящий Закон вступает в силу в день, следующий за днем его официального опубликования в газете «Красноярский рабочий».
2. Пункт 6 статьи 11, пункты 2, 3 статьи 12, статья 18 вступают в силу с 1 января 2001 года.

Статья 21. Приведение нормативных правовых актов органов государственной власти края в соответствие с настоящим Законом

1. Нормативные правовые акты органов государственной власти края должны быть приведены в соответствие с настоящим Законом в течение 6 месяцев с момента вступления его в силу.
2. Нормативные правовые акты органов государственной власти края, изданные до вступления в силу настоящего Закона, применяются в части, не противоречащей настоящему Закону.

Первый заместитель
Губернатора
Красноярского края
В.В.ОВЧИННИКОВ

Документ опубликован: 08.12.2000, «Красноярский рабочий», № 228

Защита прав детей в красноярске

Ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания

Конвенция о правах ребенка

Ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту

Декларация прав ребенка

Уполномоченный по правам ребенка

Иовщик Ирина Сергеевна

В последнее десятилетие обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных национальных приоритетов нашего государства. В посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации ставились задачи по разработке современной и эффективной государственной политики в области детства.

Принят ряд важнейших законодательных актов, направленных на предупреждение наиболее серьезных угроз осуществлению прав детей. Созданы государственные и общественные институты: учреждена должность Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, в ряде субъектов Российской Федерации создан институт уполномоченного по правам ребенка, учрежден Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В нашей школе защита прав и интересов детей осуществляется Уполномоченным по правам ребенка Ивщик Ириной Сергеевной ( Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. с пометкой «Уполномоченному по правам ребенка») и общественным инспектором по охране прав детства Толстиковой Ириной Владимировной ( Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. с пометкой «Общественному инспектору по охране прав детства» ).

График приема:

понедельник, среда, пятница с 15.00 до 17.00

каб. 2-00

Общественный инспектор
по охране прав детства

Толстикова Ирина Владимировна

Защита прав ребенка

Уполномоченный по правам детей — Ильина Лариса Ивановна, тел.2643245

Педагог — психолог Килина Злата Алексеевна, тел.2643245

Инспектор ОДН Назарова Людмила Николаевна, тел. 2629886

Главное управление образования администарции города Красноярска
Сайт: www.krasobr.admkrsk.ru
Адрес: г. Красноярск, ул. Карла Маркса, 93
Телефон: 226-10-41, 226-15-00
E-mail: [email protected] [email protected]

Телефон доверия «По коррупции в администрации города» — 2-26-10-60
Режим работы: каждый день, кроме сб., вс.
с 9.00 до 18.00
Подробнее

Детские права и недетские проблемы

Уполномоченный по правам красноярских детей рассказала о неприятном

Уполномоченный по правам красноярских детей рассказала о неприятном

На последней сессии Законодательного собрания одним из вопросов значился доклад уполномоченного по правам ребенка в Красноярском крае Альбины Комович. Несмотря на то, что в повестке было больше полусотни вопросов, председатель парламента Александр Усс выделил докладчику целых 20 минут. О чем она успела рассказать — далее.

Комович начала без разведки. По ее словам, 2010 год был наполнен событиями, направленными на защиту интересов и прав ребенка. Причем, одним из инициаторов такого наполнения выступил, подчеркнула она, президент РФ Дмитрий Медведев — именно он этой теме посвятил треть своего прошлогоднего послания Федеральному собранию. Донесла до депутатов Комович и стороннюю оценку своей деятельности: российский уполномоченный по правам ребенка Павел Астахов «в целом дал положительную оценку работе по защите совершеннолетних в Красноярском крае». Причем, сделал это дважды — в феврале 2010-го и июне года нынешнего.

Статистика

С 1 октября 2010 года в Красноярске открыт телефон доверия для детей и подростков. Бесплатный и круглосуточный. За 11 месяцев операторы приняли 28 835 звонков (почти 90 в день), из них более 16 тыс обращений и жалоб поступило именно от детей. Это позволяет, сказала Комович, более эффективно выявлять детей, подвергшихся насилию. В этом направлении работают и представители уполномоченного в территориях, которых на конец 2010 года в крае было уже 53 человека. Для сравнения — годом раньше их насчитывалось лишь 11. Есть такие представители и 800 школах региона.

Впрочем, это не мешает нарушать права детей «в родных и замещающих семьях, в детских садах и школах, в учреждениях семейного воспитания для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Есть примеры, когда права детей нарушают именно те, кто их должен по своим обязанностям, да и по совести, защищать.

— Жестокость и равнодушие в обращении с детьми превратились, к сожалению, в удручающую реальность нашего времени, — констатировала Комович. — К большому сожалению, зачастую защищать детей приходится от самых близких и родных людей, от людей, которые должны стоять на страже интересов ребенка.

Среди причин, приводящих к такой ситуации, уполномоченный по убывающей важности назвала алкоголизацию населения, наркоманию, падение нравственных ориентиров и трудное материальное положение семей. Пример нищеты был озвучен позже: около 20 % семей в Красноярском крае не имеют возможности приобрести даже самые необходимые продукты питания. За прошлый год лично Альбине Комович поступило 564 обращения, что в полтора раза больше, чем в 2009 году. Из них 126 — жалобы на нарушение жилищных прав детей. Большинство из них связано с тем, что за детьми закрепляют ветхое жилье: отличный способ отвязаться от выросшего детдомовца. При этом увеличение цифр докладчик не связала с ухудшением положения детей и увеличением частоты нарушения их прав. Наоборот, просто общество стало осведомленнее о возможности пожаловаться, вот и пишет-звонит-приходит.

Любопытная статистика была приведена на тему «что делать, если права ребенка нарушены». Так, лишь треть родителей сказали, что обратятся к уполномоченному. Четверть всех опрощенных детей на вопрос о гипотетическом нарушении своих прав ответили, что ничего не будут делать, «будут молчать и терпеть насилие».

Общая картина

Без цифр и просто для информации Комович рассказала, что ей поступает масса анонимных обращений с жалобами на воспитателей детских садов и учителей школ — открыто говорить родители боятся, потому что велика опасность потери места. Жалуются и на поборы за предоставление мест в дошкольных учреждениях.

Рассказала Комович о том, как тяжело детям при бракоразводных процессах родителей, а также привела пример из своей практики, когда у выигравшего суд отца все-таки через два года с помощью уполномоченного забрали ребенка и вернули матери. При этом осталось непонятным, почему Комович априори считает, что при разводе ребенок должен оставаться с мамой.

Еще один тезис — снижение в крае детского населения, начиная с 1992 года. «Если 1998 году было 863 тысячи, то в 2011 году — 591 тысяча детей».

— Основной причиной детской смертности в Красноярском крае, как и в целом по России, является смертность от травм, — рассказала Комович. — Около 50% детей погибает дома в результате несчастных случаев. Но не только от этого, и от случаев жестокого обращения, от убийств. Меня просто шокировал факт в Саянском районе, волосы встают дыбом: мама спокойно нанесла ножевые раны восьмилетней девочке и легла спать. Утром омыла ее и вызвала скорую. Конечно, ребенок погиб. Другая мама восьмимесячного ребенка бросила в печку, и он естественно погиб. Это все является следствием алкоголизации населения.

В завершение доклада Комович привела список основных проблем со здоровьем у детей, живущих в Красноярском крае. На первом месте — заболевания органов дыхания, на втором — пищеварения. Более 20% школьников страдают от недостаточного питания, только 33% детей постоянно употребляют фрукты и соки. После этого докладчик предложила ввести диетическое питание в детских садах и вообще поднять эту тему повыше в повестке дня.

— Преступники, отбывающие наказание в тюрьмах за тяжкие преступления. для них организованы разные столы по диетическому питанию. До шести столов. Почему у нас дети, а не преступники, не обеспечены диетическим питанием? И вообще, может, я не имею права так говорить как уполномоченный: если сравнить проживание детей, совершивших правонарушение, в Канской воспитательной колонии — сегодня у них четырехместные комнаты с телевизором — и проживание детей в школах-интернатах в северных территориях тундры, то я бы их, наоборот, поменяла местами.

После паузы Комович добавила: «Хотя несовершеннолетние в Канской воспитательной колонии тоже должны проживать в достойных условиях». Подстраховалась.

Обсуждение закрыто.