Значение задачи пересмотра судебных решений судом надзорной инстанции

Понятие и задачи производства в надзорной инстанции

Надзорное производство – исключительная стадия гражданского процесса, на которой компетентный суд по жалобе или представлению уполномоченных на то лиц проверяет законность и обоснованность вступивших в законную силу решений, определений и постановлений судов первой инстанции, а также определений и постановлений, вынесенных судами в кассационном, апелляционном порядке.

Предмет надзорного производства – судебное решение, вступившее в законную силу.

Решения или определения, вступившие в законную силу, по разным причинам могут оказаться неправильными и после пересмотра в кассационном порядке. Возможны также случаи, когда неправильным оказывается вступившее в законную силу судебное решение или определение, своевременно не обжалованное в кассационном порядке.

В зависимости от обстоятельств, вызывающих необходимость исправления судебных решений и определений, вступивших в законную силу, они могут быть пересмотрены в порядке надзора или по вновь открывшимся обстоятельствам.

Надзорное производство возбуждается сторонами и другими лицами, участвующими в деле, которые наделены правом обращения непосредственно в суд надзорной инстанции с жалобой на решения и определения, вступившие в законную силу.

Судебные постановления могут быть обжалованы в суд надзорной инстанции в течение года со дня их вступления в законную силу.

Сущность пересмотра дел в порядке надзора. Управомоченные на то суды проверяют законность вступивших в законную силу решений и определений после предварительной проверки надзорных жалоб лиц, участвующих в деле, в том числе и прокурора, если он участвовал в деле. Различие между жалобой и представлением лишь в том, что обращение прокурора называется представлением. По существу представление прокурора не отличается от жалобы, так как оно возможно лишь при условии, когда прокурор участвовал в деле и проверяется в надзорной инстанции так же, как жалобы сторон и других лиц, участвовавших в деле, до передачи дела в надзорный орган.

На стадии надзора обеспечиваются дополнительная проверка законности судебных постановлений и возможность исправления допущенных судебных ошибок.

Пересмотр решений и определений, вступивших в законную силу, – специфическая стадия гражданского судопроизводства. Она не связана с пересмотром решений в кассационном и апелляционном порядке. Надзорная инстанция может рассмотреть дело с момента вступления решения в законную силу.

Данная стадия является гарантией реализации прав и защиты законных интересов. Институт надзора выполняет ряд задач:

1) проверяя законность судебных актов, вступивших в законную силу, надзорная инстанция устраняет судебные ошибки, тем самым защищая нарушенные права и интересы;

2) после рассмотрения гражданских дел в порядке надзора, обобщая допущенные нижестоящими судами ошибки, суд надзорной инстанции формирует судебную практику с целью единообразного и правильного применения судами материального и процессуального права.

30.1. Понятие, задачи и значение производства в порядке судебного надзора

Производство в порядке судебного надзора является самостоятельной и исключительной стадией уголовного судопроизводства.

Самостоятельный характер этой стадии обусловлен спецификой признаков, присущих всем стадиям уголовного процесса.

В частности, основной, общей и непосредственной задачей этой стадии является проверка законности, обоснованности и справедливости вступивших в законную силу судебных решений в сфере уголовного судопроизводства.

Стадии производства в порядке судебного надзора присущи специфические сроки, которые будут рассмотрены ниже.

Среди субъектов уголовно-процессуальных отношений в порядке надзорного производства находятся различные заявители (жалобщики), а также суды, рассматривающие уголовное дело в порядке судебного надзора.

Между соответствующими участниками уголовного судопроизводства возникают специфические уголовно-процессуальные отношения, например, отношения между заявителем и судьей суда надзорной инстанции; между судьей суда надзорной инстанции и его председателем (или заместителем) и т.д.

Эти правоотношения, а также действия участников уголовного судопроизводства влекут принятие присущих только этой стадии судебных решений, которые оформляются соответствующими документами.

Исключительность стадии судебного надзора проявляется в совокупности признаков, среди которых необходимо выделить следующие.

Во-первых, к предмету исследования этой стадии уголовного судопроизводства относится проверка законности, обоснованности и справедливости судебных решений нижестоящих судов, вступивших в законную силу.

Вступление судебных решений в законную силу означает, что они приобрели силу закона в отношении указанных в них лиц и установленных обстоятельств совершения преступления в силу наличия у них субъективных и объективных пределов.

Во-вторых, в порядке судебного надзора проверяются законность, обоснованность и справедливость не только приговоров суда первой инстанции, но и судебных решений последующих вышестоящих инстанций, в том числе нижестоящего суда надзорной инстанции.

В-третьих, рассмотрение уголовного дела в порядке судебного надзора допускается только при наличии жалобы или представления участников уголовного процесса, указанных в уголовно-процессуальном законе.

В-четвертых, подача надзорных жалобы или представления влечет «автоматическое» появление, возникновение стадии производства по уголовному делу в порядке судебного надзора.

Однако назначение судебного заседания для рассмотрения и разрешения жалобы или представления в порядке судебного надзора зависит от решения соответствующего судьи или председателя либо заместителя суда надзорной инстанции.

В-пятых, для подачи надзорных жалоб и представления с целью улучшения положения осужденного уголовно-процессуальным законом не предусмотрены какие-либо сроки, так как незаконный, необоснованный или несправедливый приговор должен быть приведен (изменен, отменен) в соответствие с требованиями закона.

Таким образом, производство в порядке судебного надзора — исключительная и самостоятельная стадия уголовного процесса, за- і ключающегося в правоотношениях и деятельности его участников j при определяющей роли суда надзорной инстанции по установле- ? нию наличия или отсутствия фактических и юридических основа- і ний для отмены или изменения вступивших в законную силу судеб- ; ных решений нижестоящих судов.

Задачами стадии судебного надзора являются: 1)

обнаружение ошибок, допущенных нижестоящими судами при рассмотрении и разрешении уголовных дел; 2)

принятие предусмотренных уголовно-процессуальным законом мер по устранению выявленных ошибок путем отмены или изменения вступивших в законную силу судебных решений нижестоящих судов.

Значение стадии производства в порядке судебного надзора определяется ее задачами, содержанием уголовно-процессуальных действий и отношений и заключается в следующем:

а) она является важной гарантией против исполнения незаконных, необоснованных и несправедливых судебных решений, вступивших в законную силу.

Вместе с тем эта стадия служит гарантией прав и законных интересов не только осужденного или оправданного, но и других участников уголовного процесса: потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и других лиц;

б) рассматриваемая стадия уголовного процесса, будучи одной из форм судебного контроля над деятельностью и решениями нижестоящих судов, формирует единообразное применение ими норм различных отраслей законодательства на всей территории России;

в) эта стадия, формируя единую судебную (уголовную и уголовно-процессуальную) политику, способствует опосредованно повышению качества досудебной подготовки материалов и тем самым укреплению законности в деятельности органов дознания, дознава- * телей, следователей и прокуроров;

г) стадия судебного надзора обеспечивает реализацию воспита- тельно-предупредительного воздействия на граждан, содействует укреплению правопорядка в государстве, воспитанию граждан в духе законопослушания, т.е. поведения, соответствующего религиозным, нравственным и правовым нормам, функционирующим в российском обществе.

26.1. Значение и задачи надзорного производства

Значение надзорного производства предопределяется тем, что оно дает возможность исправить судебную ошибку даже после вступления в законную силу приговора (определения, постановления) и позволяет вышестоящим судам обеспечить необходимое единство судебной практики.

Задачи стадии аналогичны задачам стадии кассационного производства:

а) предупреждение исполнения неправосудных приговоров, определений и постановлений;

б) исправление судебных ошибок;

в) повышение качества работы нижестоящих судов;

г) направление судебной практики в строгом соответствии с требованиями закона. 26.2.

Понятие и общая характеристика стадии производства в надзорной инстанции 26.2.1.

Понятие и этапы надзорного производства

Надзорное производство — это судебная деятельность, осуществляемая в связи с необходимостью пересмотра приговоров, определений, постановлений суда (судьи, мирового судьи), вступивших в законную силу, по жалобам осужденного, оправданного, их защитников или законных представителей, потерпевшего, его представителя и законного представителя, а также по представлению прокурора. Оно обладает теми же основными чертами, что и кассационное производство за некоторыми исключениями. К примеру, в отличие от кассационного производства дело в порядке надзора может быть рассмотрено неоднократно.

Этапы надзорного производства. 1.

Принесение надзорных жалобы или представления. 2.

Истребование, изучение судьей уголовного дела для разрешения вопроса о возбуждении надзорного производства. 3.

Вынесение решения о возбуждении надзорного производства и передаче надзорных жалобы или представления на рассмотрение суда надзорной инстанции вместе с уголовным делом, если оно было истребовано (вынесение предварительного решения). 4.

Рассмотрение уголовного дела судом надзорной инстанции. 26.2.2.

Средства стадии надзорного производства

Соответственно средства решения задач данной стадии следующие. 1)

судья, рассматривающий надзорные жалобу или представление, вправе в пределах своей компетенции истребовать любое уголовное дело для разрешения надзорных жалобы или представления; 2)

при наличии к тому оснований судья может вынести постановление о возбуждении надзорного производства и передаче надзорных жалобы или представления на рассмотрение суда надзорной инстанции вместе с уголовным делом, если оно было истребовано; 3)

суд заслушивает прокурора; 4)

суд обязан выслушать объяснения осужденного, оправданного, их защитников или законных представителей, потерпевших и их представителей, если они участвуют в судебном заседании.

Ни судья, ни суд следственные действия производить не вправе. Между тем, исходя из содержания ч. 2 ст. 86 УПК РФ, в надзорную инстанцию стороны вправе представлять письменные документы и предметы для приобщения их к уголовному делу в качестве доказательств.

26.3. Основные черты надзорного производства 26.3.1.

Свобода обжалования означает возможность принесения надзорной жалобы широким кругом лиц. Право обжалования приговора (постановления, определения) суда принадлежит осужденному, оправданному, их защитникам или законным представителям, потерпевшему, его представителю и законному представителю. Принести представление на приговор (постановление, определение) суда может и прокурор.

Надзорному обжалованию подлежат приговоры и иные судебные решения, начиная от приговора или постановления мирового судьи до определения Кассационной коллегии Верховного Суда РФ. 26.3.2.

Строго определенная форма повода к началу надзорного производства

Требования к структуре и содержанию надзорной жалобы (представления) аналогичны тем, что предусмотрены применительно кассационной жалобы (представления). Как надзорная жалоба, так и надзорное представление должны содержать: 1)

наименование суда надзорной инстанции, в который подаются жалоба или представление; 2)

данные о лице, подавшем жалобу или представление, с указанием его процессуального положения, места жительства или места нахождения; 3)

указание на приговор или иное решение, которое обжалуется, и наименование суда, его постановившего или вынесшего; 4)

доводы лица, подавшего жалобу или представление, с указанием оснований, предусмотренных ст. 409 УПК РФ; 5)

перечень прилагаемых к жалобе или представлению материалов; 6)

подпись лица, подавшего жалобу или представление.

Кроме того, в ней может быть отражено ходатайство осужденного об участии в рассмотрении уголовного дела судом надзорной инстанции.

К надзорной жалобе (представлению) прилагаются:

а) копия приговора или иного судебного решения, которые обжалуются;

б) копии приговора или определения суда апелляционной инстанции, определения суда кассационной инстанции, постановления суда надзорной инстанции, если они выносились по данному уголовному делу;

в) в необходимых случаях копии иных процессуальных документов, подтверждающих, по мнению заявителя, доводы, изложенные в надзорных жалобе или представлении.

Не соответствующая указанным требованиям жалоба (представление) не порождает начала надзорного производства. Она возвращается судьей лицу, ее подавшему, и назначается срок для пересоставления жалобы (представления). 26.3.3.

Ревизионные начала надзорного производства

Надзорная инстанция не связана доводами надзорной жалобы или представления и вправе проверить все производство по уголовному делу в полном объеме. Если по делу осуждено несколько лиц, а протест принесен

только в отношении одного или части осужденных, суд вправе проверить дело в отношении всех осужденных (ст. 410 УПК РФ).

Остается спорным вопрос о праве компетентного органа приносить один протест сразу на несколько однородных дел. П.Я. Трубников полагает возможным представление для разрешения надзорной инстанцией такого протеста. И.Д. Перлов категорически возражает и совершенно правильно считает необходимым в такой ситуации приносить протест по каждому делу. 26.3.4.

Проверка законности и обоснованности приговора

Надзорная инстанция, с одной стороны, должна проверить не только законность приговора, определения или постановления, то есть соблюдение при производстве по делу норм уголовно-процессуального и уголовного права, но и их обоснованность, то есть соответствие выводов суда, изложенных в приговоре, определении или постановлении фактическим обстоятельствам дела и наличие доказательств, подтверждающих выводы нижестоящего суда.

Суд надзорной инстанции вправе проверить законность и обоснованность судебных решений в полном объеме, в отношении всех осужденных, включая и тех, о которых жалоба (представление) не принесена. При этом необходимо тщательно проверять, соблюдены ли в ходе расследования и судебного рассмотрения дела нормы уголовного и уголовно- процессуального закона, нарушение которых является основанием к отмене или изменению судебных решений. Если в отношении осужденных, о которых не было принесено жалобы (представления), таких оснований не установлено, в определении (постановлении) не должно указываться, что дело о них проверено, и что состоявшиеся в отношении их решения оставлены в силе. 26.3.5.

Возможность представления в надзорную инстанцию дополнительных материалов

В главе УПК РФ, посвященной надзорному производству нет упоминания о получении судом надзорной инстанции от сторон дополнительных материалов. Но там не содержится и запрета на представление сторонами таковых. Согласно же ч. 2 ст. 86 УПК РФ обвиняемый, а также потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители вправе собирать и представлять письменные документы и предметы для приобщения их к уголовному делу в качестве доказательств.

Данное обстоятельство позволяет говорить о наличии у сторон указанного права и на стадии надзорного производства.

Производство же следственных действий с целью получения дополнительных материалов, представляемых в надзорную инстанцию, не допускается. Дополнительные материалы подлежат оценке в совокупности со всеми другими доказательствами, имеющимися в деле, и наряду с ними могут быть положены в основу принимаемого решения об отмене приговора и направлении дела на новое расследование или новое судебное рассмотрение.

Исходя из общего подхода к оценке дополнительных материалов на предшествующих судебных стадиях, можно заключить, что изменять приговор и последующие судебные решения или отменять таковые с прекращением дела на основании дополнительных материалов не следует. Исключение составляют случаи, когда достоверность фактов, устанавливаемых дополнительно представленными материалами, не требует проверки, например документ о возрасте осужденного, не позволяющий привлечь его к уголовной ответственности, справка о том, что он не был прежде судим, и т. п. 26.3.6.

Широкие полномочия надзорной инстанции

Рассматривая дело в надзорном порядке, вышестоящий суд вправе при наличии указанных в законе оснований оставить надзорные жалобу или представление без удовлетворения, а обжалуемые судебные решения без изменения; отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и прекратить производство по данному уголовному делу; отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и передать уголовное де- ло на новое судебное рассмотрение; отменить приговор суда апелляционной инстанции и передать уголовное дело на новое апелляционное рассмотрение; отменить определение суда кассационной инстанции и все последующие судебные решения и передать уголовное дело на новое кассационное рассмотрение; внести изменения в приговор, определение или постановление суда (ч. 1 ст. 408 УПК РФ). 26.3.7.

Недопустимость ухудшения положения осужденного в результате рассмотрения его дела надзорной инстанцией

Надзорная инстанция может смягчить назначенное нижестоящим судом наказание или применить закон о менее тяжком преступлении, но не вправе усилить наказание, а равно применить закон о более тяжком преступлении. Изменение обвинения допускается, если при этом не ухудшается положение осужденного и не нарушается его право на защиту. Причем пересмотр в порядке надзора обвинительного приговора, а также определения и постановления суда в связи с необходимостью применения уголовного закона о более тяжком преступлении, ввиду мягкости наказания или по иным основаниям, влекущим за собой ухудшение положения осужденного, а также пересмотр оправдательного приговора либо определения или постановления суда о прекращении уголовного дела ни при каких обстоятельствах не допускаются (ст. ст. 405, 410 УПК РФ). 26.3.8.

Неоднократность надзорного производства

В надзорном порядке может быть подвергнуто проверки любое судебное решение. И хотя по этому вопросу мнения разделились. Бесспорно, что надзорное производство предполагает проверку не только решений, вынесенных по первой инстанции, но и приговоров (постановлений) суда апелляционной инстанции, определений кассационной и даже надзорной инстанции. Таким образом, законность и обоснованность, к примеру, приговора районного суда может сначала проверяться областным судом, а затем Верховным Судом РФ.

26.4. Основания к обжалованию и пересмотру судебных решений в порядке надзора

Основаниями к обжалованию и пересмотру приговора, определения либо постановления суда при рассмотрении уголовного дела в порядке надзора являются: 1)

нарушение уголовно-процессуального закона; 2)

неправильное применение уголовного закона;

В соответствии с ч. 2 ст. 409 УПК РФ определение или постановление суда первой инстанции, определение суда кассационной инстанции, определение или постановление суда надзорной инстанции подлежат отмене или изменению, если суд надзорной инстанции признает, что: 1)

определение или постановление суда первой инстанции незаконно или необоснованно; 2)

определение или постановление вышестоящего суда необоснованно оставляет без изменения, отменяет или изменяет предшествующие приговор, определение или постановление по уголовному делу; 3)

определение или постановление вынесено с нарушением требований УПК РФ, которое повлияло или могло повлиять на правильность вынесенного судом определения или постановления. 26.5.

Значение задачи пересмотра судебных решений судом надзорной инстанции

Пересмотр вступивших в законную силу решений, определений, постановлений в порядке надзора — самостоятельная стадия гражданского процесса.

Пересмотр в порядке надзора, как стадии процесса, представляет собой совокупность тесно связанных между собой процессуальных отношений, возникающих в суде надзорной инстанции с целью проверки законности судебных решений, определений, постановлений, вступивших в законную силу, по протестам уполномоченных на это законом должностных лиц суда и прокуратуры.

Необходимость такой стадии обусловлена рядом обстоятельств. Суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность только тех решений и определений, которые были обжалованы лицами, участвующими в деле. Однако на некоторые решения могут быть не поданы по различным причинам кассационные жалобы. Возможна ситуация, когда вступившее в законную силу судебное решение, оказывается незаконным. Наконец, рассмотрение дела судом кассационной инстанции не всегда обеспечивает исправление судебной ошибки. Все это свидетельствует о том, что проверка вступивших в законную силу судебных решений в порядке надзора -дополнительная гарантия защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций.

Кроме того, в качестве задачи суда надзорной инстанции выступает обеспечение единообразия судебной практики.

Как и любая другая стадия, пересмотр вступивших в законную силу судебных решений имеет свои специфические черты, отличающие ее от других стадий процесса, в том числе и от производства в суде кассационной инстанции.

Пересмотр судебных решений в порядке надзора возможен только по протесту управомоченных на это законом должностных лиц суда и прокуратуры. Возбуждение же производства в суде кассационной инстанции осуществляется волеизъявлением сторон и других лиц, участвующих в деле, которым закон предоставил право обжалования (опротестования) решения суда.

Предметом пересмотра в порядке надзора являются такие постановления, которые вступили в законную силу. Ими могут быть не только решения и определения суда первой инстанции, но и определения судов кассационной инстанции, а также определения и постановления судов надзорной инстанции.

Специфичен в этой стадии и субъектный состав правоотношения. Пересмотр вступивших в законную силу решений могут осуществлять только указанные в законе суды надзорной инстанции, которые имеют более широкие полномочия, чем суды кассационной инстанции.

Закон не устанавливает никаких сроков для принесения протеста и пересмотра вступивших в законную силу судебных решений.

Указанные выше особенности пересмотра судебных решений в порядке надзора по сравнению с кассационной инстанцией обусловливают определенные различия в процессуальном порядке деятельности судов надзорной инстанции.

Пересмотр судебных актов в порядке надзора

Цель данной темы – определить особенности данной стадии процесса, изучить порядок производства в надзоре.

Изучив тему 16, студент должен знать:

• круг лиц, имеющих право возбуждать надзорное производство;

• суды, рассматривающие дела; • предмет рассмотрения; • порядок рассмотрения дел на данной стадии.

Следует акцентировать внимание на полномочиях надзорной инстанции, связи ее с кассационным рассмотрением дел, сроках на надзорное обжалование и опротестование, моменте возбуждения надзорного производства.

Гражданское процессуальное право

Сущность и значение стадии пересмотра судебных решений, определений и постановлений в порядке судебного надзора. Основания к пересмотру судебных постановлений в порядке надзора.

Процедура истребования дела и возбуждения производства в порядке надзора. Суды, в компетенцию которых входит пересмотр дел в порядке надзора. Процессуальный порядок и сроки рассмотрения дел в порядке надзора. Пределы рассмотрения дела судом надзорной инстанции. Порядок и сроки рассмотрения дел. Полномочия суда надзорной инстанции.

Отличия судебно-надзорной проверки решений и определений от кассационной и апелляционной проверки.

План (вопросы) семинара:

1. Назначение стадии надзорного производства, ее место в системе ГПК.

2. Предмет пересмотра в порядке надзора. 3. Порядок возбуждения надзорного производства. 4. Процесс рассмотрения дел в надзорной инстанции. 5. Полномочия надзорной инстанции.

1. ГПК (ст. 376–391). 2. Учебник (стр. 523–536).

Надзорное производство – это предусмотренный нормами гражданского процессуального права порядок обжалования вступивших в законную силу судебных решений и определений.

Возможность обжалования акта суда в порядке надзора является дополнительной гарантией избежания судебной ошибки. Дополнительная гарантия законности.

Предмет рассмотрения в порядке надзора – акты суда (решения, определения), как рассматривающиеся ранее в

Тема 16. Пересмотр судебных актов в порядке надзора

кассационном, апелляционном порядке, так и не рассматривающиеся, но вступившие в законную силу.

Срок на возбуждение надзорного производства составляет 1 год (ст. 376 ГПК).

Возбудить надзорное производство могут как лица, участвующие в деле, так и граждане, организации, не участвующие в деле, при условии нарушения их прав и интересов обжалуемым решением суда.

ГПК определяет порядок подачи жалобы с учетом суда надзорной инстанции, который компетентен рассматривать дело в порядке надзора (ст. 377 ГПК). Дело рассматривается непосредственно тремя и более судьями-профессионалами.

В порядке надзора могут быть рассмотрены решения, определения, судебные приказы судов всех уровней, т.е. акты судов, которые могут быть не могут быть предметом кассационного рассмотрения (решение мирового судьи).

Сам процесс возникновения надзорного производства еще не означает необоснованность и незаконность принятого решения, но допускает эту возможность, так как решение о возбуждении принимают все-таки юристы: прокуроры, судьи.

Жалоба в порядке надзора должна отвечать требованиям ст. 378 ГПК.

Подача жалобы в порядке надзора, в отличие от обращения с кассационной жалобой, не является основанием для возбуждения надзорного производства в суде. Возбуждение надзорного производства начинается вынесением определения о передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции (ст. 384 ГПК).

По итогам рассмотрения жалобы (представления) судья выносит определение либо об отказе в истребовании дела, либо об истребовании дела.

В дальнейшем по результатам рассмотрения и жалобы, и истребованного дела выносится определение об отказе в передаче дела в суд надзорной инстанции для рассмотрения по существу, либо о передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции.

Гражданское процессуальное право

Порядок рассмотрения дела в суде надзорной инстанции регламентирован ст. 386 ГПК.

Срок рассмотрения надзорной жалобы – месяц, а если дело рассматривает Верховный Суд – не более двух месяцев.

Сроки рассмотрения истребованных дел – не более двух месяцев, в Верховном Суде – не более четырех месяцев (может быть продлен до шести месяцев).

Срок рассмотрения дела в надзорной инстанции по существу жалобы в судебном заседании – не более месяца, в Верховном суде – не более двух месяцев.

Основания для отмены судебного акта – это существенные нарушения норм материального или процессуального права, неправильное применение или толкование норм материального права (ст. 387 ГПК).

Безусловные основания к отмене решения при нарушении процессуального права изложены в части 2 ст. 364 ГПК. Поэтому обязательно должно быть указано, какая норма права нарушена, в чем состоит нарушение закона.

Решение в порядке надзора также подлежит отмене, если суд неправильно применил или истолковал нормы материального права. Например, по делу о возмещении ущерба от увечья суд руководствовался не ГК РФ, а правилами возмещения ущерба 1995 г., а сам ущерб был причинен в 1992 г.

Значит, в постановлении суда надзорной инстанции указывается не только норма права, которая нарушена, и обоснование – вывод суда, почему это нарушение повлекло или могло повлечь неправильное разрешение дела.

Как и в кассации, суд надзорной инстанции рассматривает дело в пределах доводов жалобы, представления, но может выйти и за эти пределы, если того требуют интересы законности и единообразия правоприменительной судебной практики.

Однако правильность применения судами норм права суд надзорной инстанции проверяет только по имеющимся в деле материалам, следовательно, новые доказательства представлять нельзя.

Тема 16. Пересмотр судебных актов в порядке надзора

Но стороны в жалобах могут сослаться на то, что нижестоящий суд незаконно отказал в исследовании представленных доказательств, т.е. допустил нарушение норм права. В таком случае жалобщик должен указать, какие это доказательства, какое они имеют значение для дела, чем подтверждается, что они просили суд его исследовать (подавали ходатайство, письменно, в судебном заседании), а также обосновать, почему неисследованные судом доказательства привели или могли привести к неправильному разрешению дела. Если эти доводы о существенном нарушении судом норм процессуального права подтверждаются материалами дела, то они являются основанием к отмене состоявшихся по делу решений в порядке надзора.

Если стороны на представляемые в суд надзорной инстанции доказательства ранее не ссылались, то они не могут учитываться при решении вопроса о пересмотре судебных актов.

Следовательно, надзорная инстанция учитывает новые доказательства лишь в свете законности действий суда по отказу в их исследовании, т.е. проверяет, представлялись ли они сторонами, просили ли их истребовать, являются ли эти доказательства относимыми и допустимыми, влечет ли их неисследование неправильное разрешение дела.

Необоснованность судебного решения не является самостоятельным основанием к его отмене.

Полномочия суда, рассматривающего дело (ст. 390 ГПК), являются теми же, что и в кассации, но следует учитывать, что надзорный суд проверяет все решения по делу, т.е. может одно оставить, а другое отменить (ст. 388 ГПК).

Решения надзорной инстанции при разрешении в порядке надзора дела по существу выносятся в виде постановлений Президиума, а Судебная коллегия по гражданским делам и Военная коллегия Верховного Суда РФ выносит определения.

При этом нельзя предрешать исход дела, решать вопросы о достоверности доказательств, о преимуществах одних перед другими, о выводах, которые должен сделать суд.

Гражданское процессуальное право

Содержание акта надзорной инстанции аналогично решению суда (требования ст. 388 ГПК). Он вступает в силу со дня его принятия. Далее не обжалуется в кассационном порядке, данное решение надзорной инстанции надзора можно обжаловать лишь в порядке.

Годичный срок обжалования может быть восстановлен судом первой инстанции (ч. 4 ст. 112 ГПК). Ходатайство о восстановлении срока подается вместе с надзорной жалобой.

1. Какие определения не могут быть обжалованы в порядке надзора?

2. Можно ли обжаловать в порядке надзора дело, если решение было предметом кассационного рассмотрения?

3. Когда можно подавать жалобу в порядке надзора? 4. Какие действия совершает прокурор при поступлении к нему жалобы?

5. Каким образом извещаются лица, участвующие в деле?

• Составьте надзорное представление на решение суда. • Составьте определение об отказе в передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции.

• Составьте постановление надзорной инстанции об отмене решения суда.

Сторона по делу обратилась в Верховный суд с жалобой в порядке надзора на решение суда, которое вступило в за-

Тема 16. Пересмотр судебных актов в порядке надзора

конную силу. Верховный суд отказал в принятии жалобы, так как дело не рассматривалось в кассационной инстанции.

Прав ли Верховный Суд?

Гражданин обратился в суд с надзорной жалобой. Однако в принятии жалобы и истребовании дела было отказано, так как пропущен годичный срок подачи жалоб в порядке надзора. Гражданин подал жалобу в Конституционный Суд РФ и указал, что его права на обжалование судебных решений нарушены.

Правомерен ли отказ надзорной инстанции? Как должен поступить Конституционный Суд РФ?

Гражданин обжалует решение суда о наследстве в порядке надзора и указывает, что ранее завещание в его пользу было признано судом недействительным, но по новому наследственному кодексу он наследник пятой очереди, поэтому просит суд пересмотреть решение, так как все имущество досталось наследнику по завещанию.

Как должна поступить надзорная инстанция, какие произвести действия?

Гражданское процессуальное право

1. Пересмотр возможен, если:

а) не прошел срок обжалования;

б) дело не рассматривалось в кассационной инстанции;

Комментарии запрещены.