202 статья административного кодекса

Статья 202. Порядок обжалования определения суда

Ст. 202 КАС РФ

1. Определение суда первой инстанции может быть обжаловано отдельно от обжалования решения суда, если это предусмотрено настоящим Кодексом либо если определение суда препятствует дальнейшему движению административного дела.

2. Возражения в отношении определения суда, не подлежащего обжалованию отдельно от обжалования решения суда (включая протокольное определение), могут быть изложены при обжаловании решения суда.

Комментарий к Статье 202 Кодекса административного судопроизводства РФ

1. Частная жалоба на определение суда, подлежащее обжалованию, приносится в общем порядке. См. содержание и комментарий к ст. ст. 313, 314 КАС РФ.

2. См. также комментарий к ст. ст. 199, 200 КАС РФ.

202 статья административного кодекса

Статья 202. Порядок рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности

По вопросу о применении части 1 статьи 202 см. Постановление Пленума ВАС РФ от 09.12.2002 N 11.
1. Дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.
2. Производство по делам о привлечении к административной ответственности возбуждается на основании заявлений органов и должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом составлять протоколы об административных правонарушениях (далее в параграфе 1 главы 25 настоящего Кодекса — административные органы) и обратившихся с требованием о привлечении к административной ответственности указанных в части 1 настоящей статьи лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.

Комментарий к статье 202
1. Комментируемая статья устанавливает особенности правового регулирования
рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности и субъектный состав
рассматриваемых правоотношений (лиц, привлекаемых арбитражным судом к административной
ответственности, а также лиц, которые вправе обращаться в суд с требованиями о привлечении

383
лиц к административной ответственности). Под федеральным законом об административных
правонарушениях понимается КоАП. Важное значение для разъяснения отдельных норм
действующего в этой сфере процессуального законодательства имеют Постановления Пленума
ВАС РФ от 27 января 2003 г. N 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», от 2 июня 2004 г. N 10
«О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об
административных правонарушениях» .
———————————
Вестник ВАС РФ. 2004. N 8.
2. К особенностям, установленным КоАП в рассматриваемой сфере, относятся:
— определение подведомственности дел арбитражным судам;
— виды наказаний, которые применяются исключительно судом (возмездное изъятие,
конфискация и др.);
— срок давности привлечения к административной ответственности;
— отдельные принципы производства по делам об административных правонарушениях
(например, принцип гласности);
— состав участников производства по делам об административных правонарушениях;
— специфика доказательств и доказывания по данной категории дел и др.
Данные нормы объединены в основном в разд. IV КоАП «Производство по делам об
административных правонарушениях».
В то же время при определении приоритета применяемого процессуального акта следует
руководствоваться п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 9 декабря 2002 г. N 11 «О некоторых
вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации», согласно которому в случаях, когда в гл. 25 Кодекса содержатся конкретные правила,
то именно они подлежат применению при рассмотрении арбитражным судом дел о привлечении к
административной ответственности (в частности, по результатам рассмотрения дела о
привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение, а не
постановление, как это предусмотрено в ст. 29.9 КоАП).
3. В соответствии с абз. 3 п. 3 ст. 23.1 КоАП судьи арбитражных судов рассматривают дела
об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 6.14, 7.24, 14.1, 14.10 — 14.14, ч.
ч. 1 и 2 ст. 14.16, ч. ч. 1, 3 и 4 ст. 14.17, ст. ст. 14.18, 14.21 — 14.23, 14.27, 15.10, ч. ч. 1 и 2 ст. 19.19
этого же Кодекса, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными
предпринимателями.
Согласно ст. 28.3 КоАП, определяющей должностных лиц, уполномоченных составлять
протоколы об административных правонарушениях, уполномоченные лица должны действовать в
пределах компетенции и рассматривать дела об административных правонарушениях в
соответствии с гл. 23. Кроме того, протоколы об административных правонарушениях вправе
составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений,
структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов в
соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо
нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ.
Относительно права прокурора на обращение в суд с вышеназванным заявлением дается
разъяснение в п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 27 января 2003 г. N 2 «О некоторых
вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях», согласно которому при возбуждении производства по
делам о привлечении к административной ответственности судам необходимо учитывать
положения п. 2 ст. 22 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре
Российской Федерации», предоставляющие прокурору и его заместителю право возбуждать
производство по делу об административном правонарушении, а также положения ст. ст. 28.4 и
28.8 КоАП, определяющие полномочия прокурора по возбуждению дел об административных
правонарушениях и направлению материалов в суды, уполномоченные рассматривать
соответствующие дела. При этом следует иметь в виду, что в силу упомянутых норм такими
правами и полномочиями обладают прокуроры (заместители прокуроров) городов и районов, а
также вышестоящие прокуроры.
В указанных случаях производство по делу о привлечении к административной
ответственности возбуждается судом на основании заявления прокурора, отвечающего
требованиям ст. 204 АПК РФ. К заявлению должно быть приложено постановление прокурора
(вместо протокола об административном правонарушении), вынесенное в соответствии с ч. 2 ст.
28.4 Кодекса, а также иные документы, предусмотренные ч. 2 ст. 204 АПК РФ. При рассмотрении
этих дел судам необходимо исходить из того, что в данном случае в арбитражном процессе
прокурор пользуется правами и несет обязанности органа, которые предусмотрены гл. 25 и иными
нормами АПК РФ.

384
4. Определяя подведомственность арбитражному суду дел об административной
ответственности с целью отграничения их от дел, подведомственных судам общей юрисдикции,
необходимо руководствоваться п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 9 декабря 2002 г. N 11 «О
некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации», согласно которому «при применении статьи 29 АПК необходимо обратить
внимание на то, что к подведомственности арбитражных судов относятся дела об оспаривании
нормативных правовых актов и дела об административных правонарушениях, если в соответствии
с федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда». Согласно
п. 2 данного Постановления «при принятии исковых и иных заявлений и рассмотрении дел
необходимо исходить из того, что арбитражным судам подведомственны дела по экономическим
спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической
деятельности, возникающие из гражданских, административных и иных публичных
правоотношений, а также все дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с
осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, с участием
иностранных лиц, дела об оспаривании решений третейских судов и международных
коммерческих арбитражей по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и
иной экономической деятельности, о выдаче исполнительных листов на принудительное
исполнение таких решений, дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных
судов и иностранных арбитражных решений по спорам, возникающим при осуществлении
предпринимательской и иной экономической деятельности».

Статья 202 АПК РФ. Порядок рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности

1. Дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.

2. Производство по делам о привлечении к административной ответственности возбуждается на основании заявлений органов и должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом составлять протоколы об административных правонарушениях (далее в параграфе 1 главы 25 настоящего Кодекса — административные органы) и обратившихся с требованием о привлечении к административной ответственности указанных в части 1 настоящей статьи лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.

Комментарии к ст. 202 АПК РФ

1. Дела об административных правонарушениях представлены многочисленными составами, которые кодифицированы в одном федеральном законе — Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации.

Следует обращать внимание на изменения составов административных правонарушений, признаваемых законодателем своевременными. Например, в последнее время утратили актуальность составы, предусмотренные ст. 14.21 КоАП (ненадлежащее управление юридическим лицом) и ст. 14.22 КоАП (совершение сделок, выходящих за пределы предоставленных руководителю хозяйствующего субъекта полномочий).

Если порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях установлен гл. 25 АПК, вытекает из других его глав и разделов, имеющих иной порядок регламентации процессуальной деятельности арбитражного суда в сравнении с порядком, предусмотренном в КоАПе, то применению подлежит арбитражный процессуальный закон .

См.: п. 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 января 2003 г. N 2.

2. Арбитражный суд возбуждает производство по делу о привлечении к административной ответственности на основании заявлений, поступивших от компетентных органов и уполномоченных на то должностных лиц.

Предъявления в этих целях протокола о совершенном административном правонарушении недостаточно. Заявление, адресованное арбитражному суду, содержит дополнительную информацию о лицах, участвующих в деле, обстоятельствах дела, объяснения по поводу необходимости в составлении протокола об административном правонарушении, а также требование о привлечении участника экономической деятельности к административной ответственности.

  • Главная
  • Статьи
  • Законодательство
  • Федеральные законы
  • Внесение дополнений в Кодекс РСФСР Об административных правонарушениях

26 ноября 1996 года N 137-ФЗ

О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЙ В КОДЕКС РСФСР ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Принят
Государственной Думой
23 октября 1996 года

Статья 1. Внести в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1984, N 27, ст. 909; 1985, N 40, ст. 1398; 1986, N 6, ст. 176; N 23, ст. 638; N 33, ст. 919; 1987, N 27, ст. 961; 1988, N 31, ст. 1005; N 48, ст. 1529; 1989, N 10, ст. 246; N 50, ст. 1477; 1990, N 1, ст. 3; N 10, ст. 287; Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 21, ст. 232; 1991, N 15, ст. 494; N 1992, N 3, ст. 86; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 17, ст. 894; N 1993, N 3, ст. 97; N 32, ст. 1231; N 33, ст. 1313; Российская газета, 1993, 9 сентября, N 174; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 6, ст. 453; N 11, ст. 939; N 18, ст. 1594; N 26, ст. 2397; N 30, ст. 2861, 2865, 2866, 2869; 1996, N 22, ст. 2593; N 25, ст. 2964; N 32, ст. 3843; N 33, ст. 3964) следующие дополнения:

1. Дополнить Кодекс статьей 193.3 следующего содержания:

«Статья 193.3. Неисполнение решений, принятых на местном референдуме, на собраниях (сходах) граждан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления

Неисполнение решений по вопросам местного значения, принятых на местном референдуме, а также на собраниях (сходах) граждан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, принятых в пределах их полномочий, —

влечет наложение штрафа в размере до двадцати минимальных размеров оплаты труда.».

2. В статье 202 слово и цифры «и 171.1 — 171.3» заменить цифрами «, 171.1 — 171.3, 193.3».

Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН Москва, Кремль. 26 ноября 1996 года. N 137-ФЗ

Статья 202 КАС РФ. Порядок обжалования определения суда

1. Определение суда первой инстанции может быть обжаловано отдельно от обжалования решения суда, если это предусмотрено настоящим Кодексом либо если определение суда препятствует дальнейшему движению административного дела.

2. Возражения в отношении определения суда, не подлежащего обжалованию отдельно от обжалования решения суда (включая протокольное определение), могут быть изложены при обжаловании решения суда.

Кодексы РФ

Популярные материалы

Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ

Для пятидневной рабочей недели

Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ

Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ

Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090

Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ

Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ

Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1

Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ

Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ

Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ

Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ

Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1

Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ

Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ

КАС РФ — документы Пленума и Президиума ВС

«О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях»

(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018)

(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018)

КАС РФ — последние изменения и законы

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения»

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации»

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»

«Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»

«О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

«О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.08.2017)

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

«О внесении изменений в статью 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации»

«О внесении изменений в статью 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

«О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» и Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации»

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

«О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации»

«Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»

Обсуждение закрыто.