Ч 5 ст 290 ук рф наказание

Покушение на получение взятки — статья УК РФ

Покушение на получение взятки несет меньшую опасность для общества, нежели состоявшееся ее получение, но, несомненно, демонстрирует противоправные наклонности субъекта. В предложенном материале рассмотрены особенности этого состава и его квалификации.

Что можно считать покушением на получение взятки

Говоря о покушении на совершение любого преступления, нужно обратиться к ч. 3 ст. 30 УК РФ. Применительно к получению взятки (ст. 290 УК РФ) под покушением понимаются действия или бездействие должностного лица, направленные непосредственно на получение материальных благ или прав в обмен на действия или бездействие в интересах третьих лица в рамках служебных полномочий взяткополучателя, которые не привели к намеченному результату по причинам, не зависящим от фигуранта.

Возможные варианты покушения на получение взятки

На практике можно выделить следующие возможные случаи квалификации действий должностного лица как покушение на получение взятки:

  • Пресечение преступления работниками правоохранительных органов до момента передачи хотя бы части предмета преступления. Принципиально важен в этом контексте момент пресечения преступления, так как получение взятки считается оконченным составом с момента получения хотя бы небольшой части средств. Тем не менее такая ситуация является скорее исключением. Как правило, работники правоохранительных органов, желая провести задержание с поличным, ждут момента передачи вознаграждения.
  • Незавершенность преступления ввиду передачи негодного предмета. Речь идет о передаче пачек бумаги, «кукол», вместо денег, пустого конверта и т. д. В данном случае нельзя говорить об оконченном преступлении, поскольку фактически не был передан предмет преступления, оговоренный в статье УК. Принимая негодный предмет, фигурант демонстрирует преступное намерение и совершает действия, направленные на совершение преступления, но не совершает его, поэтому правильно квалифицировать его поведение как покушение.

Существует убеждение, что пресечение получения взятки при передаче части оговоренной суммы взятки в крупном или особо крупном размере должно квалифицироваться как покушение на получение взятки. Оно представляется ошибочным. Исходя из п. 10 постановления Пленума ВС РФ от 09.07.2013 № 24, получение взятки считается совершенным с момента получения хотя бы части благ, при этом размер этой части значения не имеет.

Является ли вымогательство взятки должностным лицом покушением на взяточничество

П. «б» ч. 5. ст. 290 УК РФ содержит квалифицирующий признак — получение взятки, сопряженное с ее вымогательством. При этом сам УК не содержит разъяснения того, что можно считать вымогательством. На практике этот аспект может быть весьма сложен в доказывании. Желая получить благодарность, мздоимец обычно не выражает своих намерений открытым текстом.

В такой ситуации разъяснения дают судьи Верховного суда в п. 18 постановления Пленума от 09.07.2013 № 24. В соответствии с ним под вымогательством взятки можно понимать:

  • непосредственно требование должностного лица дать взятку в сочетании с угрозой причинения вреда правам и законным интересам гражданина;
  • создание условий, которые могут причинить вред правам и интересам граждан с целью получения взятки.

ВАЖНО! Для квалификации действий должностного лица как вымогательства взятки не имеет значения наличие фактической возможности причинения вреда, достаточно угрозы такого причинения.

Отдельного состава преступления вымогательство взятки не образует, но ч. 3 ст. 30 УК РФ позволяет квалифицировать как покушение на преступление любые действия или бездействие, направленные на достижение преступной цели, при условии незавершенности преступления по причинам, не зависящим от виновников. То есть о покушении на взяточничество речь пойдет только в момент передачи вознаграждения.

Если же имело место вымогательство взятки, а передача/получение ее предмета так и не состоялось, можно говорить только о приготовлении к преступлению, выраженном в виде создания условий для его совершения. Учитывая, что в 290-й статье УК РФ вымогательство взятки расценивается как квалифицирующий признак особо тяжкого преступления, субъекту вполне может грозить уголовная ответственность (ч. 2 ст. 30 УК: ответственность за приготовление возможна только при условии, что речь идет о тяжком или особо тяжком преступлении).

Доказывание покушения на получение взятки

Говоря о покушении на получение взятки, стоит отметить, что львиная доля таких преступлений квалифицируются в качестве неоконченных только благодаря работе сотрудников правоохранительных органов и своевременным обращениям лиц, ставших жертвами вымогательства коррупционеров. Работа антикоррупционного комитета и профильных ведомств становится все более эффективной.

Задача по доказыванию вины взяточников сводится к установлению:

  • намерений субъекта относительно получения взятки;
  • факта получения взятки (при оконченном преступлении);
  • причинно-следственной связи между полученным вознаграждением и дальнейшим поведением взяткополучателя в интересах взяткодателя и т. д.

Для этого проводятся:

  • Оперативные мероприятия, направленные на задержание фигуранта при получении взятки. Операция подготавливается заранее в обстановке максимальной секретности от лиц, которые могут проинформировать взяткополучателя.
  • Изъятие и изучение документации и иных вещественных доказательств по делу.
  • Иные мероприятия, способствующие установлению истины по делу.

Ответственность за покушение на получение взятки

Покушение на получение взятки относится к неоконченным составам преступления, однако даже в таком виде может повлечь серьезные меры уголовно-правового воздействия. Для определения пределов ответственности нужно обратиться к ч. 3 ст. 66 УК РФ. В соответствии с ней предельное наказание не может превысить ¾ от максимального срока наиболее сурового вида наказания по соответствующей части ст. 290 УК РФ.

Нужно обратить внимание, что ст. 66 ограничивает только предел по самому строгому виду ответственности, более легкие меры могут применяться в полной мере.

Таким образом, предел наказания за покушение на получение взятки должностным лицом составит 11 лет 3 месяца лишения свободы в сочетании с возможным лишением права занимать должности или вести некоторые виды деятельности, а также штрафом на усмотрение суда.

Вымогательство взятки должностным лицом также относится к неоконченным составам, при условии что вымогатель не получил желаемого результата. При том деяния по ч. 5 ст. 290 УК РФ относятся к категории особо тяжких, а потому уголовная ответственность за такое приготовление к преступлению вполне возможна. Предельный срок наказания по ней, исходя из положений ч. 2 ст. 66 УК РФ, не превысит 6 лет лишения свободы.

Остается сделать вывод, что в большинстве случаев квалификация покушения на получение взятки происходит при вмешательстве в преступление правоохранительных органов и от того, насколько успешной будет такая работа, зависит мера ответственности виновных лиц.

Сайт прокуратуры Хабаровского края

Наказание зависит от суммы взятки.

Федеральным законом от 04.05.2011 года № 97-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и Кодекс РФ об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» внесены существенные изменения в Уголовный кодекс РФ, касающиеся вопроса об ответственности взяточников и взяткодателей.

Законодателем изменены редакции ст. 290 УК РФ – получение взятки, ст. 291 УК РФ – дача взятки, ст. 204 УК РФ — коммерческий подкуп. Также Уголовный кодекс РФ дополнен ст. 291.1 УК РФ, предусматривающей уголовную ответственность за посредничество во взяточничестве. Федеральным законом от 07.12.2011 года № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» санкции ч. 1 ст. 290 УК РФ и ч. 1 ст. 291 УК РФ дополнены таким видом наказания как обязательные работы.

Произошло увеличение диапазона ответственности за данные преступления, как в сторону смягчения, так и в сторону усиления наказания. Существенным новшеством, направленным на усиление уголовно- правового противодействия коррупции являются кратные штрафы. Размер такого вида наказания, как штраф, как в качестве основного наказания, так и в качестве дополнительного в настоящее время напрямую связан с суммой взятки или коммерческого подкупа. Размер штрафа колеблется в границах от 10 — кратной до 100 – кратной суммы взятки. Государство переориентировало ответственность взяточников, заставив их отвечать своими финансами (рублем). Чем больше размер взятки, тем больше размер штрафа. Законодатель дополнил вышеуказанные составы новыми отягчающими обстоятельствами, дифференцировав ответственность в зависимости от размера взятки.

Внесенные изменения уже применяются судами при назначении наказания, так как Федеральный закон от 04.05.2011 года № 97-ФЗ вступил в силу 17 мая 2011 года.

Статья 290 УК РФ в настоящее время имеет 6 частей.

Ч. 1 ст. 290 УК РФ предусматривает ответственность за получение простой взятки. С учетом вышеуказанных изменений, наказание за данный вид преступления предусмотрено в виде штрафа в размере от 20-кратной до 50 кратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет, либо принудительными работами на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до 3 лет со штрафом в размере 20 – кратной суммы взятки.

Ч. 2 ст. 290 УК РФ предусматривает ответственность за получение взятки в значительном размере. Значительным размером признается сумма взятки, превышающая 25 тысяч рублей. Наказание за данное преступление предусмотрено в виде штрафа в размере от 30 -кратной до 60- кратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет либо лишением свободы на срок до 6 лет со штрафом в размере 30- кратной суммы взятки.

Ч. 3 ст. 290 УК РФ предусматривает ответственность за получение
взятки за незаконные действия. Наказание предусмотрено в виде штрафа в размере от 40 -кратной до 70- кратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет либо лишением свободы на срок от 3 до 7 лет со штрафом в размере 40- кратной суммы взятки.

Так, К. инспектор отдела режима следственного изолятора №1 г. Хабаровска УФСИН России по Хабаровскому краю осужден за получение взятки, денег в сумме 2 тысяч рублей за незаконные действия — передачу сотового телефона осужденному. Приговором Кировского районного суда г. Хабаровска К. по ч. 3 ст. 290 УК РФ назначено наказание в виде штрафа в размере 40 — кратной суммы взятки составляющей 2 тысячи рублей, то есть в размере 80 тысяч рублей с лишением права занимать должности в государственных органах и органах местного самоуправления, связанные с осуществлением функции представителя власти сроком на 2 года.

Ч. 5 ст. 290 предусматривает ответственность за получение взятки, если они совершены: а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б) с вымогательством; в) в крупном размере. Крупным признается размер взятки, превышающий 150 тысяч рублей. Наказание за данное преступление предусмотрено в виде штрафа в размере от 70 -кратной до 90- кратной суммы взятки либо лишением свободы на срок от 7 до 12 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет и со штрафом в размере 60- кратной суммы взятки.

Ч. 6 ст. 290 предусматривает ответственность за получение взятки в особо крупном размере. Особо крупным размером является размер взятки, превышающий 1 миллион рублей. Наказание за данное преступление предусмотрено в виде штрафа в размере от 80 -кратного до 100 -кратного размера взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет либо лишением свободы на срок от 8 до 15 лет со штрафом в размере 70- кратной суммы взятки.

Следует отметить, что при назначении в качестве основного наказания штрафа или обязательных работ, обязательным является также назначение дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на определенный срок. При назначении лишения свободы как основного наказания в качестве дополнительного наказания в обязательном порядке предусмотрено назначение дополнительного наказания в виде штрафа.

Назначение взяточнику дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на определенный срок лишает его привычной среды и условий, которые можно использовать для получения взятки.

Так, К. являясь главным инженером — инспектором, а затем начальником «Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники» за взятки в виде денег выдавал удостоверения тракториста – машиниста без прохождения курса подготовки, без документов, подтверждающих получение соответствующей профессии и дающей право на управление самоходными машинами. За незаконные действия он получил деньги в сумме 10 тысяч рублей, 15 тысяч рублей, 10 тысяч рублей и 50 тысяч рублей. Он, также выходя за пределы своих полномочий в нарушении законодательства, изготовил и выдал гражданину удостоверение тракториста – машиниста взамен удостоверения, утратившего силу, внеся в него заведомо ложные сведения. Приговором Центрального районного суда г. Комсомольска на Амуре К. осужден по ст. 290 ч. 2 ( 3 эпизода), 286 ч. 1, 290 ч. 3 УК РФ. На основании ст. 69 ч.3 УК РФ по совокупности преступлений ему назначено наказание в виде 3 лет 2 месяцев лишения свободы условно с испытательным сроком 3 года, со штрафом 2 миллиона рублей (т.е. 40-кратной размер взятки 50 тысяч рублей). Приговор в виде штрафа исполняется самостоятельно.

Аналогичным образом, в зависимости от размера взятки дифференцирована и ответственность взяткодателей по ст. 291 УК РФ – дача взятки. Данная статья в настоящее время имеет 5 частей и предусматривает ответственность за дачу взятки, за дачу взятки в значительном, крупном, особо крупном размере, а также за незаконные действия.

Так, Р. осужден за покушение на дачу взятки в размере 20 тысяч рублей за незаконное бездействие: несоставление протокола об отстранении от управления, акта освидетельствования на состояние опьянения и не составление протокола об административном правонарушении. Приговором Кировского райсуда г. Хабаровска от 12.07.2011 года ему по ст. 30 ч. 3, 291 ч. 3 УК РФ назначено наказание в виде штрафа в размере тридцатикратной суммы взятки, составляющей 20 тысяч рублей, что составляет 600 тысяч рублей.

С учетом внесенных изменений, суровость наказаний, назначаемых за данные виды преступлений, усилилась. Если в первом полугодии 2011 года размер штрафа, назначенного за данные виды преступлений, колебался в пределах от 15 тысяч рублей до 150 тысяч рублей, то во втором полугодии размер штрафа колеблется уже в пределах от 20 тысяч рублей до 2 миллионов рублей.

Статья 290. Получение взятки

(в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 324-ФЗ)

ч 1. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе —

наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, или в размере от десятикратной до пятидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере от десятикратной до двадцатикратной суммы взятки или без такового.

ч 2. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки в значительном размере —

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до одного миллиона пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от шести месяцев до двух лет, или в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

ч 3. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки за незаконные действия (бездействие) —

наказывается штрафом в размере от пятисот тысяч до двух миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от шести месяцев до двух лет, или в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок от трех до восьми лет со штрафом в размере до сорокакратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

ч 4. Деяния, предусмотренные частями первой — третьей настоящей статьи, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, —

наказываются штрафом в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, или в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет либо лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до пятидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового.

ч 5. Деяния, предусмотренные частями первой, третьей, четвертой настоящей статьи, если они совершены:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) с вымогательством взятки;

в) в крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от двух миллионов до четырех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет, или в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до шестидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового.

ч 6. Деяния, предусмотренные частями первой, третьей, четвертой, пунктами «а» и «б» части пятой настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от трех миллионов до пяти миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет, или в размере от восьмидесятикратной до стократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пятнадцати лет либо лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пятнадцати лет или без такового.

Примечания. 1. Значительным размером взятки в настоящей статье, статьях 291 и 291.1 настоящего Кодекса признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие двадцать пять тысяч рублей, крупным размером взятки — превышающие сто пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером взятки — превышающие один миллион рублей.

ч 2. Под иностранным должностным лицом в настоящей статье, статьях 291, 291.1 и 304 настоящего Кодекса понимается любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия; под должностным лицом публичной международной организации понимается международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени.

Комментарий к ст. 290 УК РФ

1. Получение взятки является одним из самых опасных преступлений против интересов службы. Предметом получения взятки являются деньги, ценные бумаги, иное имущество, в том числе изъятое из оборота или ограниченное в обороте (наркотические средства, психотропные вещества, оружие, боеприпасы и др.). Законом к предмету получения взятки отнесены также услуги имущественного характера (ремонт квартиры, строительство дачи) и имущественные права (право пользования имуществом, право хозяйственного ведения, оперативного управления, сервитут и т.д.).

Определяя предмет преступления в этом варианте, следует руководствоваться п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 N 6, где исходя из смысла закона к предмету взятки наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом предлагается относить выгоды или услуги имущественного характера, подлежащие оплате, но оказываемые безвозмездно (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т.п.). Под выгодами имущественного характера следует понимать, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами. При этом указанные выгоды и услуги имущественного характера должны получить в приговоре денежную оценку. Предметом взятки закон признает и имущественные права (по вопросу о предмете взятки см. также комментарий к ст. 201).

Не являются предметом получения взятки услуги нематериального характера, не влекущие для взяткополучателя имущественной выгоды (например, предоставление возможности приобрести какой-либо редкий товар или услугу, выдача положительной рецензии на работу).

2. Объективная сторона преступления выражается в получении должностным лицом (иным субъектом преступления) лично или через посредника предмета взятки. Часть 1 комментируемой статьи указывает на следующие варианты поведения должностного лица, за которое оно получает взятку:

  • совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий (бездействия), которые входят в служебные полномочия должностного лица;
  • совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий (бездействия), которые не входят в служебные полномочия должностного лица, но оно в силу своего должностного положения может способствовать их совершению другим должностным лицом;
  • общее покровительство по службе;
  • общее попустительство по службе.

Совершение самих действий (бездействия) в интересах дающего взятку или в интересах представляемых им лиц рассматриваемым составом преступления не охватывается. Поэтому в случае наличия в таких действиях самостоятельного состава преступления требуется дополнительная квалификация данных действий.

Под действиями (бездействием) должностного лица, входящими в служебные полномочия должностного лица, следует понимать действия (бездействие), которые он правомочен совершать в соответствии со своими служебными полномочиями и которые формально соответствуют требованиям закона, иным нормативным и другим правовым актам (п. 10 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2000 N 6). Это законные действия лица, не выходящие за рамки его должностной компетенции, которые становятся преступными именно в связи с тем, что совершаются за взятку.

Следует отметить, что получение вознаграждения за деятельность, не связанную с выполнением должностных обязанностей, нельзя считать взяткой. Должностное лицо может получить взятку не только за совершение им самим определенных действий, входящих в круг его служебных обязанностей, но и за выгодное для взяткополучателя поведение других должностных лиц, которому оно может способствовать в силу своего должностного положения. Под должностным положением, способствующим совершению определенных действий в пользу взяткодателя со стороны других должностных лиц, следует, в частности, понимать значимость и авторитет занимаемой должности, нахождение в подчинении иных должностных лиц, в отношении которых осуществляется руководство со стороны взяткополучателя.

Вместе с тем использование должностным лицом только личных связей и отношений, если они не связаны с занимаемой должностью, не может рассматриваться как использование должностного положения.

Общее покровительство по службе предполагает необоснованное создание взяткодателю или представляемым им лицам различных благоприятных условий подчиненным по службе лицам: их незаслуженное поощрение, внеочередное необоснованное повышение в должности, совершение других действий, не вызываемых служебной необходимостью. Общее попустительство следует рассматривать как непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, нереагирование на его неправомерные действия. При общем покровительстве и попустительстве по службе конкретные действия (бездействие), которые должно будет совершить должностное лицо, могут не оговариваться, но они в обязательном порядке предполагаются.

Время передачи предмета взятки (до или после совершения действия (бездействия) в интересах взяткодателя или представляемых им лиц) на наличие состава преступления и квалификацию содеянного не влияет. Таким образом, можно выделить два вида взяточничества: взятку-подкуп и взятку-благодарность. В первом случае передача предмета взятки обусловливает нужное взяткодателю поведение должностного лица, является необходимым условием совершения им определенных действий (бездействия). В этой ситуации между взяткодателем и взяткополучателем имеется предварительная договоренность о передаче предмета взятки (до или после совершения действий (бездействия)).

Взятка-благодарность имеет место в том случае, когда предмет взятки передается за уже совершенное должностным лицом действие либо бездействие (законное или незаконное), в отсутствие предварительной договоренности. При этом необходимо отличать взятку-благодарность от так называемого обычного подарка. Так, ст. 575 ГК разрешается дарение государственным (муниципальным) служащим обычных подарков, стоимость которых не превышает 3 тыс. руб.

Однако следует учитывать, что данное положение ГК неприменимо к уголовному закону. Статья 575 ГК говорит о договоре дарения, который исключает встречную передачу вещи или права либо встречного обязательства со стороны лица, принимающего подарок. Таким образом, при наличии в совершенном лицом деянии состава получения взятки (будь то взятка-подкуп или взятка-вознаграждение) уголовная ответственность наступает независимо от размера полученного вознаграждения.

Предмет взятки может быть получен как самим должностным лицом (лично либо через посредника), так и предоставлен родным и близким должностного лица с его согласия либо если он не возражал против этого и использовал свои служебные полномочия в пользу взяткодателя.

Действия посредника в получении или даче взятки следует квалифицировать по ст. 291.1 УК как посредничество во взяточничестве.

3. Состав получения взятки является формальным. В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи преступление с объективной стороны может быть совершено только путем получения должностным лицом лично или через посредника предмета взятки. Если в деянии, направленном на получение взятки, отсутствует прежде всего момент вручения или передачи предмета взятки, то это означает, что должностное лицо еще не приступило к выполнению объективной стороны данного преступления. Следовательно, такие действия не могут быть оценены как покушение на получение взятки, так как покушение по общему правилу прерывается только в процессе исполнения состава до момента окончания преступления. При наличии определенных условий действия, направленные на получение взятки, могут быть квалифицированы как приготовление к этому преступлению, которое может быть прервано до начала выполнения его объективной стороны.

4. Преступление является оконченным с момента принятия должностным лицом хотя бы части передаваемых ценностей. В случае, когда деньги, являющиеся предметом взятки, перечисляются на счет должностного лица, получение взятки следует считать оконченным с момента поступления их на соответствующий счет.

Если предметом получения взятки является какая-либо услуга либо выгода имущественного характера, то преступление считается оконченным с того момента, как взяткополучатель начал пользоваться такой услугой или выгодой имущественного характера, либо с момента получения соответствующих документов на услугу или выгоду (например, туристической путевки, билета на концерт, документа о прощении денежного долга и т.д.). В случае, когда предметом взятки являются имущественные права, преступление следует считать оконченным с момента их приобретения.

При получении взятки сами действия (бездействие), совершаемые лицом в пользу взяткодателя, не входят в объективную сторону, поэтому для признания данного состава оконченным не имеет значения, было ли в действительности выполнено оговоренное сторонами действие (бездействие) или нет. Взяткополучатель, совершивший в интересах взяткодателя или представляемых им лиц незаконные действия, образующие состав иного преступления, подлежит ответственности по совокупности преступлений — по ч. 2 комментируемой статьи и соответствующей статье УК (например, незаконное освобождение от уголовной ответственности, фальсификация доказательств, служебный подлог и т.п.).

Если обусловленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли взяткодателя и взяткополучателя, содеянное следует квалифицировать как покушение на получение взятки. Покушением, например, следует считать принятие должностным лицом предмета взятки в процессе проведения оперативно-розыскного мероприятия по его разоблачению; неудавшееся вымогательство взятки (п. «б» ч. 5 ст. 290 УК); принятие имитации денежных средств. Вместе с тем не может быть квалифицировано как покушение на получение взятки одно лишь высказанное лицом намерение получить взятку, если никаких конкретных действий для его реализации не предпринималось.

Следует иметь в виду, что принятие предмета взятки посредником для последующей его передачи должностному лицу еще не образует оконченного состава получения взятки, и в случае задержания посредника, не успевшего передать взятку должностному лицу, квалифицируется как покушение на получение взятки по ч. 3 ст. 30 и соответствующей части ст. 290 УК.

Действия посредника квалифицируются при этом как покушение на посредничество во взяточничестве (ч. 3 ст. 30 и соответствующая часть ст. 291.1 УК).

5. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла.

Умысел взяткополучателя должен включать в себя осознание того, что предмет взятки передается за выполнение или невыполнение им в интересах дающего определенных действий, связанных с использованием своих служебных полномочий. Поэтому получение должностным лицом материальных ценностей якобы за совершение действия (бездействия), которое он не может осуществить из-за отсутствия служебных полномочий или невозможности использовать свое служебное положение, следует квалифицировать при наличии умысла на приобретение указанных ценностей как мошенничество по ст. 159 УК. Владелец ценностей в таких случаях несет ответственность за покушение на дачу взятки (ч. 3 ст. 30 и ст. 291 УК), если передача ценностей преследовала цель совершения желаемого для него действия (бездействия) должностным лицом.

В случаях, когда лицо получает от кого-либо деньги или иные ценности якобы для передачи должностному лицу в качестве взятки и, не намереваясь этого делать, присваивает их, содеянное им следует квалифицировать как мошенничество. Действия владельца ценностей в таких случаях подлежат квалификации как покушение на дачу взятки. При этом не имеет значения, называлось ли конкретное должностное лицо, которому предполагалось передать взятку.

Если же должностное лицо, используя свое служебное положение, с целью получения материальных ценностей вводит передающего такие ценности в заблуждение относительно правомерности их передачи, заявляя, например, о необходимости уплаты штрафа или пени, государственной пошлины, содеянное также не образует состава получения взятки и квалифицируется как мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения (ч. 3 ст. 159 УК).

6. Мотивом получения взятки является корысть. Поэтому если должностное лицо принимает незаконное вознаграждение с целью обратить его в пользу государственного (муниципального) органа или учреждения, в котором он работает, потратить на какие-либо общественные или государственные нужды, состав данного преступления отсутствует.

7. Субъект преступления — специальный — должностное лицо, иностранное должностное лицо либо должностное лицо публичной международной организации. В соответствии с примечанием 2 к комментируемой статье под иностранным должностным лицом в ст. ст. 290, 291 и 291.1 УК понимается любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия.

Должностным лицом публичной международной организации является международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени.

8. Часть 2 комментируемой статьи содержит квалифицированный состав преступления — получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки в значительном размере. В соответствии с примечанием 1 к комментируемой статье значительным размером взятки в ст. ст. 290, 291 и 291.1 УК признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие 25 тыс. руб.

9. В ч. 3 комментируемой статьи установлена ответственность за получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки за незаконные действия (бездействие). Под незаконными действиями (бездействием) должностного лица следует понимать совершенные с использованием служебных полномочий неправомерные действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, а также действия (бездействие), содержащие признаки преступления либо иного правонарушения (фальсификация доказательств по уголовному делу, несоставление протокола об административном правонарушении, когда это обязательно по закону, принятие решения на основании заведомо подложных документов, внесение в документы сведений, не соответствующих действительности, и т.п.) (п. 10 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2000 N 6).

10. Часть 4 комментируемой статьи предусматривает более строгую ответственность за деяния, предусмотренные ч. ч. 1, 2 или 3 комментируемой статьи, совершенные лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления.

Особо квалифицированным составом преступления (ч. 5 комментируемой статьи) является совершение деяний, предусмотренных ч. ч. 1, 3 или 4 комментируемой статьи:

  • группой лиц по предварительному сговору (см. ч. 2 ст. 35 УК) или организованной группой (см. ч. 3 ст. 35 УК);
  • с вымогательством взятки;
  • в крупном размере.

Группа лиц по предварительному сговору будет иметь место только в случае, если в преступлении принимали участие два или более должностных лица, которые заранее договорились о совместном совершении преступления с использованием своего служебного положения. При этом не имеет значения, какая сумма получена каждым из должностных лиц.

В соответствии с ч. 3 ст. 35 УК организованная группа характеризуется устойчивостью, более высокой степенью организованности, распределением ролей, наличием организатора и руководителя. Исходя из этого в организованную группу могут входить лица, не являющиеся должностными, которые заранее объединились для совершения одного или нескольких преступлений. При наличии к тому оснований они несут ответственность согласно ч. 4 ст. 34 УК как организаторы, подстрекатели либо пособники, т.е. со ссылкой на ст. 33 УК.

В обоих случаях группового получения взятки преступление признается оконченным с момента принятия взятки (либо ее части) хотя бы одним из должностных лиц.

Вымогательство взятки — это требование должностного лица дать взятку под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина (например, под угрозой незаконного привлечения к ответственности) либо поставить его в такие условия, при которых он вынужден дать взятку с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов (например, незаконное затягивание должностным лицом процесса выдачи лицензии). Если взяткодатель заинтересован в неправомерном поведении должностного лица, стремится обойти закон, установленную процедуру решения того или иного вопроса, добиться удовлетворения своих незаконных интересов, уйти от заслуженной ответственности и т.п., вымогательство как квалифицирующий признак получения взятки отсутствует. Не может рассматриваться как вымогательство угроза со стороны взяткополучателя совершить в отношении взяткодателя законные действия, хотя и затрагивающие его интересы.

Согласно примечанию 1 к комментируемой статье в этой статье, а также в ст. ст. 291 и 291.1 УК крупным размером взятки признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие 150 тыс. руб.

Ответственность за получение взятки в особо крупном размере (свыше 1 млн. руб.) установлена ч. 6 комментируемой статьи.

Анализ действующей редакции комментируемой статьи позволяет обратить внимание на то, что квалифицирующие признаки, предусмотренные ч. 5 этой статьи, формально не могут быть вменены при совершении преступления субъектами, указанными в ч. 4 этой же статьи, признак особо крупного размера не распространяется на ситуации, указанные в ч. 5. Данное положение, на наш взгляд, является пробелом законодательства и подлежит устранению.

Обсуждение закрыто.