Комментарии к ст 1851 ук рф

Статья 348. Утрата военного имущества

Нарушение правил сбережения вверенных для служебного пользования оружия, боеприпасов или предметов военной техники, если это повлекло по неосторожности их утрату, —

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Комментарий к Ст. 348 УК РФ

1. Непосредственным объектом преступления является установленный военно-правовыми нормами порядок сбережения вверенного оружия, боеприпасов или предметов военной техники, обеспечивающий возможность их использования в любой момент.

Преступление относится к преступлениям небольшой тяжести.

О предмете преступления (оружие, боеприпасы или предметы военной техники) см. комментарий к ст. ст. 222, 346 и 349. Предметом преступления оружие, боеприпасы или предметы военной техники могут быть, если они вверены для служебного пользования.

Под служебным пользованием следует понимать использование оружия, боеприпасов, предметов военной техники на учениях, стрельбах, при несении специальных видов военной службы (караул, конвоирование, патрулирование, внутренняя служба), а также для чистки закрепленного за военнослужащими оружия. Для несения специальных видов службы оружие, боеприпасы и предметы военной техники выдаются в установленном порядке под расписку, сведения о закрепленных за военнослужащими оружии или техническом средстве вносятся в военный билет, удостоверение личности (кроме того, военнослужащий расписывается в книге выданного оружия о получении им оружия).

2. Объективная сторона преступления выражается в нарушении правил сбережения вверенных для служебного пользования предметов преступления путем действия или бездействия. Это может быть незаконная передача указанных предметов на время посторонним лицам, в том числе военнослужащим, оставление этих предметов без присмотра или в местах, не обеспечивающих их защиты от попадания на них осадков, химических реактивов, разрушающих оружие, боеприпасы, предметы военной техники.

Обязательный признак преступления — последствие в виде утраты оружия, боеприпасов и предметов военной техники, т.е. их выхода из владения военнослужащего помимо его воли, и причинной связи между нарушением правил сбережения оружия, боеприпасов и предметов военной техники и их утратой.

Утрата оружия, боеприпасов и предметов военной техники — это их выход из владения военнослужащего помимо его воли. Предметы могут быть похищены у него, уничтожены или приведены в состояние, делающее эти предметы непригодными к их восстановлению и использованию по назначению.

Между нарушением правил сбережения оружия, боеприпасов или предметов военной техники и их утратой должна быть установлена причинная связь. Ее установление представляется сложным в случаях, когда, помимо нарушений правил сбережения лицом, которому эти предметы вверены, на предметы преступления воздействовали иные факторы (действия людей, стихийных сил и т.п.).

Преступление считается оконченным с момента утраты предметов преступления, т.е. с того времени, когда предмет вышел из владения военнослужащего, которому он был вверен, и принятыми мерами установить над ним контроль не представилось возможным. Последующее обнаружение и возвращение предмета по принадлежности на квалификацию по комментируемой статье не влияют, но при определенных обстоятельствах могут свидетельствовать о малозначительности совершенного деяния либо учитываться в качестве смягчающего наказание обстоятельства.

Во время несения службы в составе караула сержант М. потерял выданный ему магазин с патронами калибра 5,45 мм к автомату АКС-74.

За указанные действия военным судом Кяхтинского гарнизона М. обоснованно осужден на основании ст. 348 УК.

Ответственность по комментируемой статье за утрату военного имущества могут нести лишь те лица, которым оно было вверено для служебного пользования, т.е. выдано для индивидуального применения в ходе исполнения конкретной служебной функции (несения службы в наряде, выполнения стрельб, сопровождения грузов, выполнения лабораторных работ и т.д.).

Являясь дежурным по части, капитан Б. употребил спиртные напитки, после чего забыл в туалете выданные ему пистолет ПМ и 16 патронов к нему. В результате нарушения названным лицом правил сбережения военного имущества, вверенного для служебного пользования, пистолет и патроны были похищены.

Военным судом Екатеринбургского гарнизона Б. обоснованно осужден по ст. 348 УК.

Данное преступление отличается от уничтожения или повреждения тех же предметов военного имущества (ст. 347 УК). При утрате лицо непосредственно не воздействует на предмет преступления, и она происходит под воздействием на предмет преступления иных граждан, сил природы и иных обстоятельств. При уничтожении или повреждении тех же предметов виновный воздействует непосредственно на военное имущество, являющееся предметом этого преступления.

3. Субъект преступления — специальный: военнослужащие независимо от воинского звания и занимаемой должности, которым вверены для служебного пользования оружие, боеприпасы или предметы военной техники.

4. Субъективная сторона данного преступления выражается в неосторожной форме вины (легкомыслие или небрежность).

Статья 59. Смертная казнь

1. Смертная казнь как исключительная мера наказания может быть установлена только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь.

2. Смертная казнь не назначается женщинам, а также лицам, совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора шестидесятипятилетнего возраста.

2.1. Смертная казнь не назначается лицу, выданному Российской Федерации иностранным государством для уголовного преследования в соответствии с международным договором Российской Федерации или на основе принципа взаимности, если в соответствии с законодательством иностранного государства, выдавшего лицо, смертная казнь за совершенное этим лицом преступление не предусмотрена или неприменение смертной казни является условием выдачи либо смертная казнь не может быть ему назначена по иным основаниям.

3. Смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок двадцать пять лет.

Комментарий к Ст. 59 УК РФ

1. Смертная казнь в законе определена как исключительная мера наказания, которая может быть установлена только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь.

Действующее уголовное законодательство предусматривает смертную казнь по пяти составам преступлений: умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 105 УК); посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК); посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (ст. 295 УК); посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317 УК) и геноцид (ст. 357 УК).

3. В соответствии с ч. 2 ст. 20 Конституции смертная казнь является временной мерой наказания и применяется впредь до полной ее отмены.

Российской Федерацией в соответствующих правовых формах выражено согласие с международно-правовыми актами, направленными на отмену смертной казни в мирное время: в частности, подписав 16 апреля 1997 г. Протокол N 6 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, Российская Федерация обязана, как того требует ст. 18 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 г. , воздерживаться от действий, которые лишили бы данный Протокол его объекта и цели, до тех пор, пока не выразит своего намерения не стать его участником. Между тем до настоящего времени Российская Федерация не ратифицировала Протокол N 6, но и не выразила своего намерения не стать его участником.
———————————
Ведомости СССР. 1986. N 37. Ст. 772.

Согласно Постановлению КС РФ от 02.02.1999 N 3-П до введения в действие соответствующего федерального закона, обеспечивающего на всей территории РФ каждому обвиняемому в преступлении, за совершение которого федеральным законом в качестве меры наказания установлена смертная казнь, право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей, наказание в виде смертной казни назначаться не может независимо от того, рассматривается ли дело судом с участием присяжных заседателей, коллегией в составе трех профессиональных судей либо в составе судьи и двух народных заседателей. Федеральным законом от 27.12.2006 N 241-ФЗ внесены изменения в ст. 8 Вводного закона в части определения времени введения суда с участием присяжных заседателей на всей территории РФ, которыми введение данной формы уголовного судопроизводства в Чеченской Республике было отложено до 1 января 2010 г. В настоящее время суды с участием присяжных заседателей введены на всей территории РФ.
———————————
СЗ РФ. 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 4.

Вместе с тем правовая позиция КС РФ, изложенная в Определении от 19.11.2009 N 1344-О-Р, рассматривает Протокол N 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод наряду с вышеуказанным Постановлением от 02.02.1999 N 3-П в качестве оснований недопустимости применения наказания в виде смертной казни, предусмотренного уголовным законодательством.

Постановление от 02.02.1999 N 3-П действует в течение достаточно большого срока и, кроме того, имеет распространение во времени и по кругу лиц, аналогичное нормативным предписаниям, КС РФ при разъяснении данного Постановления исходил из его взаимосвязи с другими правовыми актами, в том числе с действующими в сфере международного права прав человека нормами о неприменении смертной казни как вида наказания и международными договорами РФ, а также из динамики регулирования соответствующих правоотношений и тенденций в мировом сообществе, частью которого осознает себя Российская Федерация.

В Российской Федерации в результате продолжительного по времени действия моратория на применение смертной казни сформировались устойчивые гарантии права не быть подвергнутым смертной казни, сложился легитимный конституционно-правовой режим, в рамках которого — с учетом международно-правовой тенденции и обязательств, взятых на себя Российской Федерацией, — происходит необратимый процесс, направленный на отмену смертной казни как исключительной меры наказания, носящей временный характер. Таким образом, применение смертной казни в качестве меры наказания в настоящее время приостановлено до ратификации Протокола N 6 и внесения соответствующих изменений в уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство, связанных с отменой этой санкции.

3. Федеральным законом от 17.12.2009 N 324-ФЗ «О внесении изменений в статью 59 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» комментируемая статья дополнена ч. 2.1, согласно которой смертная казнь не назначается лицу, выданному Российской Федерации иностранным государством для уголовного преследования в соответствии с международным договором РФ или на основе принципа взаимности, если в соответствии с законодательством иностранного государства, выдавшего лицо, смертная казнь за совершенное этим лицом преступление не предусмотрена, либо неприменение смертной казни является условием выдачи, либо смертная казнь не может быть ему назначена по иным основаниям. Данное требование корреспондирует положениям Европейской конвенции о выдаче от 13 декабря 1957 г. (Конвенция вступила в силу для России 9 марта 2000 г.), согласно ст. 11 которой, если преступление, в связи с которым запрашивается выдача, наказуемо смертной казнью в соответствии с законом запрашивающей стороны и если в отношении такого преступления смертная казнь не предусматривается законом запрашиваемой стороны или обычно не приводится в исполнение, в выдаче может быть отказано, если запрашивающая сторона не предоставит таких гарантий, которые запрашиваемая сторона считает достаточными, о том, что смертный приговор не будет приведен в исполнение.
———————————
СЗ РФ. 2009. N 51. Ст. 6161.

СЗ РФ. 1999. N 43. Ст. 5129; 2000. N 23. Ст. 2348.

Злостное уклонение от раскрытия или предоставления информации, определенной законодательством Российской Федерации о ценных бумагах (ст. 1851 УК РФ)

Объектом рассматриваемого преступления являются общественные отношения, регламентирующие вопросы обеспечения интересов инвесторов, а также порядок предоставления информации.

В соответствии с законодательством РФ участники рынка ценных бумаг обязаны раскрывать и предоставлять инвесторам, контролирующим органам и другим заинтересованным лицам определенную информацию: об эмитенте, его финансово — хозяйственной деятельности и т.

Объективная сторона может выражаться как в действии, так и в бездействии: заведомом представлении частичной или недостоверной информации, злостном уклонении от представления информации. Обязательный признак объективной стороны — последствия в виде крупного ущерба. Состав преступления материальный, деяние окончено с момента причинения крупного ущерба. В соответствии с примечанием к ст. 185 УК РФ крупным признается ущерб, стоимость которого превышает 1 млн. руб.

Субъективная сторона состава преступления характеризуется виной в виде прямого умысла, поскольку лицо осознает, что своими незаконными действиями предвидит возможность или неизбежность причинения потерпевшему крупного ущерба и желает этого. В качестве обязательного признака субъективной стороны предусмотрена заведо- мость, т. е. виновный заранее знал о предоставлении неполной или ложной информации.

Субъект преступления общий: физическое вменяемое лицо в возрасте 16 лет.

Отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 140 УК РФ)

Ч.2 ст. 24 Конституции РФ гарантирует право человеку на получение информации, которая непосредственно затрагивает его права и свободы.

Объектом преступления являются общественные отношения, регламентирующие вопросы реализации конституционного права граждан на получение информации.

В качестве обязательного признака состава выступает предмет преступления. Предметом данного преступления являются собранные документы и материалы, затрагивающие права и свободы гражданина, либо предоставление неполных или ложных сведений.

Объективная сторона может выражаться в действии или бездействии. Диспозиция ст.140 УК РФ предусматривает выполнение одного из альтернативных действий:

— отказ в предоставлении информации;

— предоставление неполной информации;

— предоставление заведомо ложной информации.

Отказ в предоставлении информации – открытое нежелание предоставить требуемые в законном порядке сведения.

Неполная информация – сведения, содержащие частичную информацию по запрашиваемой теме.

Ложная информация – сведения, которые хотя бы частично не соответствуют действительности. Законодатель установил в диспозиции ст.140 УК РФ признак заведомости к предоставлению ложной информации.

Вышеуказанные действия будут квалифицированы как преступные только при наличии факта неправомерности. Неправомерность заключается в неисполнении действий, установленных законодательством или иными правовыми актами.

Состав преступления материальный, в качестве последствий предусмотрено причинение вреда правам и законным интересам граждан, наступившим вследствие совершения деяния. Законодатель последствия не конкретизировал, но очевидно, что это может быть как материальный или моральный вред, так и иной вред.

Субъективная сторона состава преступления характеризуется умышленной формой вины. Деяние может совершаться как с прямым, так и с косвенным умыслом. Мотив преступления для квалификации значения не имеет. Субъект преступления специальный – должностное лицо, которое обязано, по роду служебной деятельности, предоставлять информацию.

Комментарий к статье 185.1 УК РФ. Злостное уклонение от раскрытия или предоставления информации, определенной законодательством Российской Федерации о ценных бумагах

1. Комментируемая статья содержит описание двух различных преступлений: а) злостное уклонение от раскрытия или предоставления информации, определенной законодательством РФ о ценных бумагах; б) предоставление заведомо неполной или ложной информации.

2. Согласно ст. 23 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» в случае регистрации проспекта ценных бумаг эмитент обязан обеспечить доступ к информации, содержащейся в проспекте ценных бумаг, любым заинтересованным в этом лицам. В случае открытой подписки эмитент обязан опубликовать сообщение о государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг, при этом указав порядок доступа любых заинтересованных лиц к информации, содержащейся в проспекте ценных бумаг, в печатном органе массовой информации с тиражом не менее 10000 экземпляров. В случае закрытой подписки, сопровождающейся регистрацией проспекта ценных бумаг, эмитент обязан опубликовать вышеизложенное и указать порядок доступа потенциальных владельцев эмиссионных ценных бумаг к информации, содержащейся в проспекте ценных бумаг, в печатном органе массовой информации тиражом не менее 1000 экземпляров.

Эмитент, а также профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие размещение эмиссионных ценных бумаг, обязаны обеспечить любым потенциальным владельцам возможность доступа к раскрываемой информации до приобретения ценных бумаг. В ст. 30 названного Закона указаны формы раскрытия эмитентом информации о своих ценных бумагах и о своей финансово-хозяйственной деятельности и содержание раскрываемой информации.

Под раскрытием информации понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации по процедуре, гарантирующей ее нахождение и получение. Порядок и сроки раскрытия информации регламентированы Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утв. Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10.10.2006 N 06-117/пз-н .

БНА РФ. 2007. N 4.

Формами раскрытия информации об эмитенте, его ценных бумагах и финансово-хозяйственной деятельности в случае регистрации проспекта ценных бумаг являются: ежеквартальный отчет эмитента эмиссионных ценных бумаг и сообщения о существенных фактах (событиях, действиях), касающихся финансово-хозяйственной деятельности эмитента. Ежеквартальный отчет должен быть подписан лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа эмитента, его главным бухгалтером (иным лицом, выполняющим его функции), подтверждающими тем самым достоверность всей содержащейся в нем информации. Он должен быть представлен в регистрирующий орган не позднее чем через 45 дней со дня окончания отчетного квартала. Этот отчет также предоставляется владельцам эмиссионных ценных бумаг (инвесторам) по их требованию за плату, не превышающую затрат по изготовлению брошюры. Лица, подписавшие ежеквартальный отчет, несут ответственность за полноту и достоверность сообщенных в нем сведений.

Сообщения о существенных фактах, касающихся финансово-хозяйственной деятельности эмитента, в срок не более пяти дней с момента появления факта должны направляться эмитентом в регистрирующий орган, а также публиковаться в печатных средствах массовой информации, распространяемых тиражом, доступным для большинства владельцев ценных бумаг эмитента. В Положении о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг от 10.10.2006 N 06-117/пз-н установлено, что раскрытие информации в форме сообщения о существенном факте должно осуществляться путем опубликования о нем сообщения в следующие сроки с момента наступления существенного факта: в информационном ресурсе, обновляемом в режиме реального времени и предоставляемом информационным агентством и (или) иной организацией, имеющей статус средства массовой информации (ленте новостей) — не позднее одного дня; на странице в сети Интернет — не позднее трех дней; в периодическом печатном издании — не позднее пяти дней (ст. 6.3). Сообщение о существенном факте подписывается лицом, занимающим должность (осуществляющим функции) единоличного исполнительного органа эмитента, или иным уполномоченным лицом эмитента, а в определенных Положением случаях — также лицом, занимающим должность (осуществляющим функции) главного бухгалтера (ст. 6.1.4).

3. Помимо эмитента Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и Федеральный закон от 05.03.99 N 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» возлагают обязанности по раскрытию соответствующей информации и на профессиональных участников рынка ценных бумаг, каковыми являются юридические лица и граждане, зарегистрированные в качестве предпринимателей, которые осуществляют такие виды деятельности, как брокерская, дилерская, депозитарная и др., а также в определенных случаях и на владельцев обыкновенных акций.

СЗ РФ. 1999. N 10. Ст. 1163.

4. Злостность уклонения от предоставления требуемой информации может определяться истечением продолжительного времени после наступления сроков для предоставления информации контролирующему органу, упорным невыполнением этой обязанности, несмотря на неоднократные и настойчивые требования инвестора или контролирующего органа, и т.п.

5. Обязательным условием для наступления уголовной ответственности является причинение деяниями, указанными в комментируемой статье, последствия в виде крупного ущерба гражданам, организациям или государству. Крупный ущерб исчисляется суммой, превышающей 1 млн. руб. (примечание к ст. 185 УК).

6. Субъект преступлений, предусмотренных в ст. 185.1, определен как лицо, обязанное обеспечить инвестора или контролирующий орган информацией, содержащей данные об эмитенте, его финансово-хозяйственной деятельности и ценных бумагах, сделках и иных операциях с ценными бумагами. В случаях предоставления инвестору или контролирующему органу заведомо неполной или ложной информации субъектами преступления будут лица, подписавшие документ, содержащий такую информацию (ежеквартальный отчет, сообщение о существенных фактах и др.).

Преступление совершается умышленно. Мотивы и цели преступной деятельности квалифицирующего значения не имеют.

Обсуждение закрыто.