Законодательный орган управления свердловской области это

Устав Свердловской области (с изменениями и дополнениями) (утратил силу)

Статья 31. Компетенция Законодательного Собрания

Законодательное Собрание Свердловской области:

а) вносит изменения и дополнения в Устав Свердловской области;

б) принимает законы Свердловской области, вносит в них изменения и осуществляет контроль за их соблюдением и исполнением; утверждает заключение и расторжение договоров и соглашений Свердловской области, в том числе соглашений Свердловской области об осуществлении международных и внешнеэкономических связей;

в) принимает решения об изменении границ Свердловской области с учетом мнения населения; устанавливает порядок решения вопросов административно-территориального устройства Свердловской области; образует административно-территориальные единицы и населенные пункты;

Информация об изменениях:

Законом Свердловской области от 22 ноября 2004 г. N 174-ОЗ в подпункт г статьи 31 настоящего Устава внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

г) законодательно регулирует бюджетно-финансовую систему, налогообложение, утверждает областной бюджет и контролирует его исполнение, вносит изменения в бюджет, устанавливает областные налоги и сборы, образует Счетную палату, действующую на основании областного Закона;

Информация об изменениях:

Законом Свердловской области от 19 февраля 2010 г. N 13-ОЗ в подпункт «д» статьи 31 настоящего Устава внесены изменения, вступающие в силу через десять дней после официального опубликования названного Закона

д) устанавливает порядок управления и распоряжения государственной собственностью Свердловской области; законодательно регулирует, организацию управления областным хозяйством и социальной сферой, оплату труда и ценообразование, охрану окружающей среды и использование природных ресурсов; принимает законы в сфере административных, трудовых, семейно-брачных отношений, а также других отношений, подлежащих регулированию законодательством Свердловской области в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Уставом и договорами между органами государственной власти Российской Федерации и Свердловской области;

Информация об изменениях:

Законом Свердловской области от 28 марта 2005 г. N 13-ОЗ в подпункт е статьи 31 настоящего Устава внесены изменения, вступающие в силу в части отнесения к компетенции Законодательного Собрания Свердловской области права принимать решения о наделении гражданина Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации полномочиями Губернатора Свердловской области и о досрочном прекращении полномочий Губернатора Свердловской области по представлению Президента Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральным законом, на следующий день после дня, в который прекращаются, в том числе досрочно, полномочия Губернатора Свердловской области, избранного на выборах Губернатора Свердловской области 21 сентября 2003 года

е) устанавливает основы организации и деятельности областных органов государственной власти, систему исполнительных органов государственной власти Свердловской области, структуру и порядок формирования Правительства Свердловской области; принимает решение о наделении гражданина Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации полномочиями Губернатора Свердловской области; принимает решение о досрочном прекращении полномочий Губернатора Свердловской области по представлению Президента Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральным законом;

Информация об изменениях:

Законом Свердловской области от 10 июня 2010 г. N 39-ОЗ статья 31 настоящего Устава дополнена подпунктом е-1, вступающим в силу через десять дней после официального опубликования названного Закона

е-1) заслушивает ежегодные отчеты Губернатора Свердловской области о результатах деятельности Правительства Свердловской области, в том числе по вопросам, поставленным Областной Думой и Палатой Представителей Законодательного Собрания Свердловской области;

ж) законодательно регулирует вопросы местного самоуправления;

з) учреждает награды, устанавливает почетные и специальные звания, премии и стипендии Свердловской области;

и) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Уставом и законами Свердловской области.

Полномочия Законодательного Собрания

Сведения о полномочиях Законодательного Собрания, перечне законов и иных нормативных правовых актов, определяющих эти полномочия.

Деятельность Законодательного Собрания Свердловской области осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, Уставом и законами Свердловской области, Регламентом Законодательного Собрания Свердловской области и иными правовыми актами Законодательного Собрания.

Базовым федеральным нормативно-правовым актом, определяющим основные полномочия Законодательного Собрания как законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта является Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Статья 5. Основные полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации

1. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации:

а) принимает конституцию субъекта Российской Федерации и поправки к ней, если иное не установлено конституцией субъекта Российской Федерации, принимает устав субъекта Российской Федерации и поправки к нему;

б) осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации;

б.2) заслушивает ежегодные отчеты высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) о результатах деятельности высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в том числе по вопросам, поставленным законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации;

в) осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.

2. Законом субъекта Российской Федерации:

а) утверждаются бюджет субъекта Российской Федерации и отчет о его исполнении, представленные высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);

в) в пределах полномочий, определенных федеральным законом, устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории субъекта Российской Федерации;

г) утверждаются программы социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, представленные высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);

д) устанавливаются налоги и сборы, установление которых отнесено федеральным законом к ведению субъекта Российской Федерации, а также порядок их взимания;

е) утверждаются бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта Российской Федерации и отчеты об их исполнении;

ж) устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью субъекта Российской Федерации, в том числе долями (паями, акциями) субъекта Российской Федерации в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм;

з) утверждаются заключение и расторжение договоров субъекта Российской Федерации;

и) устанавливается порядок назначения и проведения референдума субъекта Российской Федерации;

к) устанавливаются порядок проведения выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок проведения выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо порядок избрания высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и порядок отзыва высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);

л) устанавливается административно-территориальное устройство субъекта Российской Федерации и порядок его изменения;

м) устанавливается система исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации;

н) регулируются иные вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации к ведению и полномочиям субъекта Российской Федерации.

3. Постановлением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации:

а) принимается регламент указанного органа и решаются вопросы внутреннего распорядка его деятельности;

б) назначаются на должность и освобождаются от должности отдельные должностные лица субъекта Российской Федерации, оформляется согласие на их назначение на должность, если такой порядок назначения предусмотрен Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации;

в) назначаются выборы в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, выборы высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо оформляется решение об избрании высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, назначается голосование по отзыву высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);

г) назначается референдум субъекта Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации;

д) оформляется решение о недоверии (доверии) высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), а также решение о недоверии (доверии) руководителям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в назначении которых на должность законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации принимал участие в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации;

е) утверждается соглашение об изменении границ субъектов Российской Федерации;

ж) одобряется проект договора о разграничении полномочий;

з) назначаются на должность судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации;

и) оформляются иные решения по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации к ведению законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

4. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах и формах, установленных конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и законами субъекта Российской Федерации:

а) осуществляет наряду с другими уполномоченными на то органами контроль за соблюдением и исполнением законов субъекта Российской Федерации, исполнением бюджета субъекта Российской Федерации, исполнением бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта Российской Федерации, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью субъекта Российской Федерации;

б) осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.

Базовым нормативно-правовым актом Свердловской области, определяющим основные полномочия Законодательного Собрания Свердловской области является Устав Свердловской области от 23.12.2010 N 105-ОЗ.

Устав Свердловской области от 23.12.2010 N 105-ОЗ.

Статья 31. Полномочия Законодательного Собрания Свердловской области

1. Законодательное Собрание Свердловской области принимает Устав Свердловской области и вносит в него изменения.

2. Законодательное Собрание Свердловской области законами Свердловской области:

1) устанавливает административно-территориальное устройство Свердловской области и порядок его изменения;

2) устанавливает систему исполнительных органов государственной власти Свердловской области;

3) устанавливает структуру Правительства Свердловской области;

4) устанавливает порядок управления и распоряжения государственной собственностью Свердловской области;

5) утверждает программу социально-экономического развития Свердловской области;

6) утверждает областной бюджет, бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов Свердловской области, отчеты об исполнении областного бюджета, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов Свердловской области;

7) устанавливает и вводит в действие на территории Свердловской области региональные налоги;

8) учреждает награды Свердловской области и устанавливает почетные звания Свердловской области;

9) устанавливает особенности государственной гражданской службы Свердловской области;

10) устанавливает порядок подготовки и проведения выборов депутатов Законодательного Собрания Свердловской области;

10-1) устанавливает порядок подготовки и проведения выборов Губернатора Свердловской области и порядок отзыва Губернатора Свердловской области;

11) устанавливает порядок подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области;

12) устанавливает порядок назначения и проведения референдума Свердловской области;

13) устанавливает порядок назначения и проведения местных референдумов в Свердловской области;

14) регулирует вопросы организации местного самоуправления в случаях и порядке, установленных федеральным законом;

15) утверждает заключение и расторжение соглашений Свердловской области об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, соглашений Свердловской области об осуществлении межрегиональных связей;

16) регулирует иные отношения в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и Уставом Свердловской области.

3. Законодательное Собрание Свердловской области:

1) вносит предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации, рассматривает и одобряет законы Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации;

2) вносит в порядке законодательной инициативы проекты федеральных законов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, подготавливает отзывы на проекты федеральных законов по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

3) в пределах и формах, установленных законами Свердловской области, осуществляет контроль за соблюдением и исполнением законов Свердловской области и постановлений Законодательного Собрания Свердловской области, исполнением областного бюджета, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов Свердловской области, соблюдением установленного порядка распоряжения государственной собственностью Свердловской области;

4) назначает выборы депутатов Законодательного Собрания Свердловской области;

4-1) назначает выборы Губернатора Свердловской области;

5) заслушивает бюджетные послания Губернатора Свердловской области;

6) заслушивает ежегодные отчеты Губернатора Свердловской области о результатах деятельности Правительства Свердловской области, в том числе по вопросам, поставленным Законодательным Собранием Свердловской области, рассматривает отчеты Губернатора Свердловской области о выполнении программ социально-экономического развития Свердловской области;

7) выражает недоверие (доверие) Губернатору Свердловской области в случаях, установленных федеральными законами, принимает решение о досрочном прекращении полномочий Губернатора Свердловской области в случаях, установленных федеральными законами;

8) дает согласие на назначение первых заместителей Губернатора Свердловской области, руководителей уполномоченных исполнительных органов государственной власти Свердловской области в сферах финансов и социальной защиты населения, основного органа по управлению государственным имуществом Свердловской области;

9) назначает на должность по представлению Губернатора Свердловской области судей Уставного Суда Свердловской области, назначает на должность мировых судей Свердловской области;

10) назначает на должность по предложению Губернатора Свердловской области Уполномоченного по правам человека в Свердловской области, назначает на должность по представлению Губернатора Свердловской области Уполномоченного по правам ребенка в Свердловской области;

11) назначает половину членов Избирательной комиссии Свердловской области с правом решающего голоса;

12) образует орган государственного финансового контроля, действующий на основании закона Свердловской области;

13) наделяет гражданина Российской Федерации полномочиями члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации — представителя от Законодательного Собрания Свердловской области;

14) согласовывает представление Генерального прокурора Российской Федерации о назначении на должность прокурора Свердловской области;

15) назначает представителей общественности в квалификационной коллегии судей Свердловской области;

16) избирает представителей Законодательного Собрания Свердловской области в квалификационной комиссии Адвокатской палаты Свердловской области;

17) утверждает соглашения об изменении границ Свердловской области;

18) одобряет проект договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Свердловской области;

19) обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросами о толковании Конституции Российской Федерации, с запросами о соответствии Конституции Российской Федерации нормативных правовых актов и договоров, определенных Конституцией Российской Федерации, обращается в суды общей юрисдикции, арбитражные суды, Уставный Суд Свердловской области;

20) дает согласие в случаях, предусмотренных законами Свердловской области, на принятие исполнительными органами государственной власти Свердловской области решений о заключении сделок с имуществом;

21) назначает референдум Свердловской области;

22) назначает голосование по отзыву Губернатора Свердловской области;

23) избирает из числа депутатов Законодательного Собрания Свердловской области председателя Законодательного Собрания Свердловской области, его заместителей, образует из числа депутатов Законодательного Собрания Свердловской области Совет Законодательного Собрания Свердловской области, комитеты и комиссии Законодательного Собрания Свердловской области, утверждает председателей и заместителей председателей комитетов Законодательного Собрания Свердловской области, назначает председателей и заместителей председателей комиссий Законодательного Собрания Свердловской области;

24) принимает регламент Законодательного Собрания Свердловской области;

25) утверждает план законопроектной работы Законодательного Собрания Свердловской области на очередной год;

26) учреждает награды Законодательного Собрания Свердловской области;

27) награждает наградами Законодательного Собрания Свердловской области;

28) принимает решение о самороспуске;

29) осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом Свердловской области и законами Свердловской области.

Органы власти Свердловской области

С момента образования Свердловской области и до весны 1990 года ведущую роль в её руководстве занимал Свердловский областной комитет ВКП(б)-КПСС. Состав обкома, включавший несколько десятков-сотен человек, избирался на проводимых раз в несколько лет областных партийных конференциях. На общих собраниях — пленумах обкома, проводившихся несколько раз в год, избиралось бюро обкома и секретари обкома, включая первого и второго (в 1930-е — 1940-е годы — также и третьего). Первый секретарь обкома являлся высшим политическим руководителем области. В 1937—1950 гг. первый секретарь Свердловского обкома по совместительству являлся первым секретарём Свердловского горкома КПСС. Первая областная партконференция состоялась 22 января 1934 г. и избрала первый состав обкома, пленум которого в тот же день избрал первым секретарём И.Д. Кабакова, руководившего до этого Уральским обкомом ВКП(б).

Высшим органом государственной власти Свердловской области являлся Свердловский областной совет народных депутатов (в 1936—1977 г. — Совет депутатов трудящихся), который избирался всенародно: в 1936—1977 гг. сроком на два года, в 1977—1990 гг. — на два с половиной года. Совет собирался в полном составе на сессии, проходившие 2 раза в год. Облсоветом формировался Исполнительный комитет (облисполком) — высший хозяйственный орган власти в области, председатель которого номинально являлся высшим должностным лицом области, а фактически занимал подчинённое положение по отношению к партийному руководству.

В 1962 году в рамках реформы Хрущёва партийные и государственные организации на местах были разделены на промышленные и сельские. 18 декабря 1962 г. решением пленума обкома были созданы оргбюро Свердловских промышленного и сельского обкомов, 13 января 1963 г. прошёл I пленум Свердловского сельского обкома (1-м секретарём избран А.В. Борисов), а 15 января — промышленного (1-м секретарём избран К.К. Николаев). 24 декабря 1962 г. разделился на две части Свердловский облсовет, в тот же день были утверждены составы промышленного и сельского облисполкомов. Ввиду высокого уровня промышленного развития области большая часть её территорий (районов и городов областного подчинения) подчинялась промышленному обкому и промышленному облисполкому.

После отстранения Хрущёва от власти принцип разделения органов управления был отменён. 21 ноября 1964 г. прошёл объединённый пленум промышленного и сельского обкомов, который сформировал оргбюро Свердловского обкома. Первый (организационный) пленум обкома прошёл 25 декабря 1964 г. и избрал 1-м секретарём обкома К.К. Николаева. Объединение областных советов и формирование объединённого облисполкома (во главе с А.В. Борисовым) прошло на следующий день, 26 декабря.

Содержание

Переходный период (1990—1996)

Начиная с весны 1990 г. политический вес партийных организаций стал уменьшаться, а советов — наоборот расти. После очередных выборов облсовета XXI созыва (в марте 1990 г.) в нём впервые появилась штатная должность председателя, который наряду с председателем облисполкома становился одним из высших должностных лиц области. 28 марта 1990 г., на первой сессии облсовета нового созыва его первым председателем был избран В.М. Власов, который до этого занимал должность председателя облисполкома, а новым председателем облисполкома через несколько дней был избран Э.Э. Россель.

7 апреля 1990 г., впервые за всю историю существования областной парторганизации, были проведены альтернативные выборы первого секретаря обкома. В результате главой обкома был избран А.П. Гусев, занимавший пост председателя Асбестовского горсовета, однако уже через два месяца он объявил о своём уходе.

После августовских событий 1991 года КПСС была запрещена, Свердловский обком в августе прекратил свою деятельность, а 21 ноября 1991 года самоликвидировался (приказом управления делами обкома). Облисполком в соответствии с указом Президента РСФСР № 75 от 22 августа 1991 г. «О некоторых вопросах деятельности органов исполнительной власти с РСФСР» в октябре-ноябре 1991 г. был преобразован в Администрацию Свердловской области, во главе которой остался Э.Э. Россель (назначен 16 октября 1991 г. указом Президента РСФСР).

В декабре 1991 г. в качестве коллегиального совещательного органа при администрации было сформировано Правительство Свердловской области, в состав которого на персональной основе входили заместители главы администрации и руководители некоторых исполнительных органов власти области.

Облсовет, утративший после создания администрации области роль основного центра власти, просуществовал вплоть до октябрьских событий 1993 года, когда система советов всех уровней в России была демонтирована (сохранились только верховные советы республик в составе Российской Федерации). В отличие от советов других краёв и областей России, роспуск Свердловского облсовета был оформлен специальным указом Президента Российской Федерации, что было связано с пресечением попытки изменения статуса Свердловской области и создания Уральской республики.

10 апреля 1994 г. была избрана Свердловская областная дума — первый орган законодательной власти в Свердловской области. В ноябре того же года она приняла Устав Свердловской области, в котором была прописана новая система организации органов областной власти. Так, высшим должностным лицом и главой исполнительной власти становился Губернатор Свердловской области, исполнительным и распорядительным органом — Правительство Свердловской области, а органом законодательной власти — двухпалатное Законодательное собрание Свердловской области. Соответствующие нормы устава вступали в силу постепенно, по мере проведения выборов органов власти.

Действующие органы государственной власти Свердловской области (с 1996 г.)

Нынешняя система органов власти области окончательно сформировалась во II половине 1995 — начале 1996 г. В августе 1995 г. был впервые избран Губернатор Свердловской области — высшее должностное лицо области, возглавляюшее систему органов исполнительной власти области. В сентябре-октябре 1995 г. была упразднена Администрация Свердловской области и сформировано в новом статусе Правительство Свердловской области.

14 апреля 1996 года было избрано двухпалатное Законодательное собрание Свердловской области, заместившее собой Свердловскую областную думу. «Нижняя» палата Законодательного собрания Свердловской области — Областная дума — состоит из 28 депутатов, избираемых по пропорциональной системе на 4 года, каждые 2 года переизбирается половина депутатов. «Верхняя» палата Законодательного собрания Свердловской области — Палата представителей — состоит из 21 депутата, избираемых по мажоритарной системе на 4 года (до 1999 г. — на 2 года).

Система и структура государственных органов в Российской Федерации

Главная > Реферат >Государство и право

Система и структура государственных органов в Российской Федерации.

Государственная власть в России осуществляется на основе конституционного принципа разделения властей (самостоятельное осуществление и относительную независимость друг от друга трех ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной, а также невмешательство этих властей в оперативную деятельность друг друга). В соответствии с этим система органов государственной власти РФ состоит из органов законодательной, исполнительной и судебной властей (ст. 10 Конституции РФ).

Ключевое место в системе органов государственной власти РФ занимает Президент РФ — глава государства. Президент РФ формально не принадлежит ни к одной из ветвей власти.

Органы законодательной власти включают Федеральное Собрание РФ и законодательные органы субъектов Федерации. Органы законодательной власти одновременно являются представительными органами. Они избираются непосредственно народом и призваны выражать его волю. В соответствии с принципом разделения властей, на органы законодательной власти возложена законодательная деятельность — принятие нормативно-правовых актов, обладающих высшей юридической силой и регулирующих наиболее важные общественные отношения. Органы законодательной власти РФ и органы законодательной власти ее субъектов не образуют единой системы законодательной власти в РФ.

Органы исполнительной власти включают федеральное правительство, другие федеральные органы исполнительной власти, правительства, администрации субъектов Федерации и другие органы исполнительной власти субъектов РФ. Органы исполнительной власти формируются невыборным путем. Так, Правительство РФ образуется Президентом РФ, который назначает с согласия Председателя Правительства РФ и по предложению Председателя Правительства РФ — заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров. Органы исполнительной власти организуют исполнение законов, иных актов законодательных органов, указов Президента РФ и актов глав субъектов Федерации. Свои акты они издают на основании и во исполнение Конституции РФ, конституций и уставов субъектов РФ, указов Президента РФ, нормативных актов глав администраций субъектов, постановлений и распоряжений вышестоящих органов исполнительной власти. В отличие от органов законодательной власти федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов образуют единую систему исполнительной власти в РФ.

Органы судебной власти. К ним относятся Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, Верховный Арбитражный суд РФ, другие федеральные суды, а также суды субъектов РФ. В своей совокупности они составляют судебную систему РФ. Органы судебной власти предназначены для осуществления правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

В РФ существуют органы государственной власти, которые не входят ни в одну из трех властей — законодательную, исполнительную и судебную. К числу таких органов на федеральном уровне следует отнести Прокуратуру РФ, Центральная Избирательная комиссия РФ, Счетная палата РФ, Центральный Банк РФ, Уполномоченного по правам человека в РФ, Академии наук РФ.

Группа депутатов Государственной Думы Федерального собрания РФ в количестве 20 человек решила обратиться в Конституционный Суд РФ с заявлением о неконституционности Федерального закона «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ». По их мнению, закон предусматривает вхождение в Совет Федерации (орган представительной власти) одновременно представителей законодательной и представительной власти субъектов Федерации, подрывает принцип разделения власти (ст. 10 Конституции РФ). Оцените ситуацию.

Решение задачи: Согласно Федеральному закону от 5 августа 2000 г. N 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (с изменениями от 16 декабря 2004 г., 25 июля 2006 г., 21 июля 2007 г., 14 февраля 2009 г., 15 ноября 2010 г.) Кандидатом для избрания (назначения) в качестве представителя в Совете Федерации может быть гражданин Российской Федерации, являющийся депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или депутатом представительного органа муниципального образования, расположенного на территории субъекта Российской Федерации.

От имени муниципального образования выступают уполномоченные органы местного самоуправления (согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ныне действует в редакции от 29 декабря 2006 г.)), а так как органы местного самоуправления (согласно ст.12 Конституции РФ) не входят в систему органов государственной власти, следовательно, Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ» не подрывает принцип разделения государственной власти (который отражен в ст. 10 Конституции РФ).

Решение задачи2: (Согласно ст. 10 Конституции РФ) Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Выделение отдельной ветви власти – представительной власти – не существует.

Считаю вопрос поставленный депутатами некорректным.

Письменно сравните устройство и компетенцию Федерального Собрания Российской Федерации и законодательного (представительного) органа субъекта РФ, к котором Вы официально зарегистрированы по месту проживания.

Двухпалатное законодательное собрание Свердловской области со своим Аппаратом Законодательного собрания и Представителем в Совете Федерации (действующее на основании принятого ими Устава) состоящее из:

Областной Думы и Палаты Представителей.

Областная Дума – 28 депутатов избираемых на 4 года, в течение которых каждые 2 года происходит переизбрание половины состава Областной Думы.

В Областной Думе на сегодняшний день сформировано 4 комитета и 4 комиссии.

Палата представителей – 21 депутат избираемый на 4 года.

В Палате Представителей на сегодняшний день сформировано 4 комитета и 2 комиссии.

Компетенция Законодательного собрания.

Законодательное Собрание Свердловской области:

а) вносит изменения и дополнения в Устав Свердловской области;

б) принимает законы Свердловской области, вносит в них изменения и осуществляет контроль за их соблюдением и исполнением; утверждает заключение и расторжение договоров и соглашений Свердловской области, в том числе соглашений Свердловской области об осуществлении международных и внешнеэкономических связей;

в) принимает решения об изменении границ Свердловской области с учетом мнения населения; устанавливает порядок решения вопросов административно-территориального устройства Свердловской области; образует административно-территориальные единицы и населенные пункты;

г) утверждает областной бюджет и отчет о его исполнении; осуществляет наряду с другими уполномоченными на то органами контроль за исполнением областного бюджета; регулирует отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; образует Счетную палату, действующую на основании областного закона;

д) устанавливает порядок управления и распоряжения государственной собственностью Свердловской области; утверждает долгосрочные государственные целевые программы Свердловской области; законодательно регулирует организацию управления областным хозяйством и социальной сферой, оплату труда и ценообразование, охрану окружающей среды и использование природных ресурсов; принимает законы в сфере административных, трудовых, семейно-брачных отношений, а также других отношений, подлежащих регулированию законодательством Свердловской области в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Уставом и договорами между органами государственной власти Российской Федерации и Свердловской области;

е) устанавливает основы организации и деятельности областных органов государственной власти, систему исполнительных органов государственной власти Свердловской области, структуру и порядок формирования Правительства Свердловской области; принимает решение о наделении гражда-
нина Российской Федерации по представлению Президента Российской
Федерации полномочиями Губернатора Свердловской области; принимает решение о досрочном прекращении полномочий Губернатора Свердловской области по представлению Президента Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральным законом;

ж) законодательно регулирует вопросы местного самоуправления;

з) учреждает награды, устанавливает почетные и специальные звания, премии и стипендии Свердловской области;

и) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Уставом и законами Свердловской области.

Федеральное Собрание состоит из двух палат: Государственной думы (нижней палаты) и Совета Федерации (верхней палаты).

Государственная дума состоит из 450 депутатов, а в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти (в РФ 83 субъекта, следовательно 166 членов Совета Федерации). При этом одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной думы. Государственная дума избирается на конституционно установленный срок — 5 лет, а Совет Федерации установленного срока своей легислатуры не имеет. Но как порядок формирования Совета Федерации, так и порядок выборов депутатов Государственной думы устанавливается федеральными законами. Федеральное собрание является единым парламентским организмом, но это не означает, что его палаты действуют во всех случаях совместно (хотя и заседают они раздельно).

В соответствии с принятым Уставом Областная Дума получила право принимать законы и передавать их для одобрения в Палату Представителей, толковать законы Свердловской области, давать согласие на назначение и освобождение председателя Правительства Свердловской области, решать вопрос о доверии Правительству Свердловской области, согласовывать назначение прокурора Свердловской области, избирать по представлению Губернатора судей Уставного Суда Свердловской области.

В палате представителей 3 комитета Было сформировано 3 комитета: по вопросам законодательства и местного самоуправления; по социальной политике, природопользованию и охране окружающей среды; по экономической политике, бюджету, финансам и налогам.

В компетенцию Палаты Представителей входило одобрение законов, принятых Областной Думой, принятие постановлений об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации по вопросам, относящимся к ведению Законодательного Собрания, назначение выборов Губернатора Свердловской области и отрешение Губернатора от должности, принятие решений о проведении областного референдума, назначение выборов в органы местного самоуправления и иные полномочия в соответствии с Уставом Свердловской области.

Органы власти Свердловской области

После разделении Уральской области в январе 1934 г. именно органы власти (партийной и советской) Свердловской области стали правопреемниками соответствующих органов Уральской. XII Уральская областная конференция ВКП(б), открывшаяся 18 января 1934 г. — на следующий день после подписания постановления президиума ВЦИК «О разделении Уральской области» — в свой последний день работы преобразовалась в I Свердловскую областную конференцию и избрала первый состав Свердловского областного комитета, I пленум которого (22 января 1934 г.) избрал секретарями обкома И.Д. Кабакова и В.А. Строганова, которые и до этого руководили Уралобкомом ВКП(б). Уральский областной исполнительный комитет советов с января 1934 г. стал действовать как Свердловский.

Областной комитет (обком) КПСС вплоть до 1990 года играл ведущую роль в областном руководстве, а его первый секретарь являлся главным политическим руководителем области. Состав обкома избирался на партийных конференциях областной парторганизации, проводившихся, как правило, 1 раз в 2-3 года, а на пленумах обкома, проводившихся раз в несколько месяцев, избирались руководящие работники — секретари, члены бюро, заведующие отделами и секторами обкома. При этом кандидатуры основных сотрудников, особенно первого секретаря, согласовывались либо непосредственно предлагались центральным комитетом партии.

Структура советов на областном уровне по состоянию на 1934 год во многом напоминала партийную. На областных съездах советов избирался областной исполнительный комитет советов (облисполком) численностью несколько десятков человек (членов и кандидатов в члены), который на пленумах, проводившихся несколько раз в год, формировал относительно малочисленный коллективный руководящий орган — президиум облисполкома, избирал председателя облисполкома, его заместителей и ответственного секретаря и утверждал в должности руководящих работников — начальников управлений и заведующих отделами облисполкома. Управления и отделы облисполкома ведали различными отраслями народного хозяйства и культуры.

Съезды советов проводились раз в несколько лет, а их делегаты избирались нижестоящими советами рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Конституцией 1936 г. было введено всеобщее избирательное право, подразумевавшее непосредственное избрание советов всех уровней населением каждые 2 года (кроме верховных советов, переизбиравшихся раз в 4 года). Облисполком теперь формировался на сессиях областного совета, проводившихся дважды в год, и как коллегиальный орган по своей форме напоминал президиум облисполкома в прежней системе советов. Первые выборы Свердловского областного Совета депутатов трудящихся прошли 24 декабря 1939 года, а облисполком по новым правилам был впервые сформирован на первой сессии совета 8-9 января 1940 года.

Во время Великой Отечественной войны и в первые послевоенные годы не проводились ни выборы, ни областные партконференции: первые послевоенные выборы областного совета прошли в декабре 1947 г., областная партконференция — в марте 1948 г.

Сформировавшаяся к 1940 году структура власти мало изменялась вплоть до начала 1990-х. Имевшие место изменения были связаны с реформами Н.С. Хрущёва в 1957—1963 гг. Так, в июне 1957 г. начал работу Свердловский областной Совет народного хозяйства (совнархоз, СНХ), которому перетекла часть полномочий облисполкома по управлению промышленностью и строительством. Наиболее заметная реформа прошла в декабре 1962 — январе 1963 гг.: областные органы власти, как партийные, так и советские, были разделены на промышленные и сельские, соответственно были образованы промышленный и сельский обкомы КПСС, промышленные и сельские советы и облисполкомы. В ведении промышленных органов власти находились территории и организации 29-ти горсоветов и 3-х промышленных районов, сельских органов — 13-ти сельских районов области. После смещения Хрущёва реформы были свёрнуты: в декабре 1964 г. были объединены промышленные и сельские органы власти и управления, а осенью 1965 ликвидированы совнархозы.

В 1977 году советы депутатов трудящихся были переименованы в советы народных депутатов и стали избираться сроком на 2,5 года.

Начиная с весны 1990 года политическая роль партийных органов стала постепенно уменьшаться, а советов — наоборот расти. В соответствии с Законом РСФСР от 27 октября 1989 г. облсовет обрёл статус представительного органа государственной власти области. После очередных выборов облсовета XXI созыва в марте 1990 г. (сроком на 5 лет) в нём впервые появилась штатная должность председателя, который становился высшим должностным лицом области. В качестве коллегиального руководящего органа при совете был сформирован президиум, который в 1991 году был заменён непрерывно действующим малым советом.

После августовских событий 1991 года обком КПСС был ликвидирован, а облисполком в октябре того же года упразднён — вместо него была создана Администрация Свердловской области, которая являлась органом исполнительной власти области до августа 1995 года. Глава администрации Свердловской области назначался на должность Президентом Российской Федерации по согласованию с областным советом. Почти сразу же, в ноябре 1991 г., в качестве коллегиального совещательного органа при администрации было сформировано Правительство Свердловской области, в состав которого на персональной основе входили заместители главы администрации и руководители некоторых исполнительных органов власти области.

После октябрьских событий 1993 года система советов всех уровней была демонтирована (сохранились только верховные советы республик в составе Российской Федерации). В отличие от советов других краёв и областей России, роспуск Свердловского облсовета был оформлен специальным указом Президента Российской Федерации [1] , что было связано с пресечением попытки изменения статуса Свердловской области и создания Уральской Республики.

10 апреля 1994 года была избрана Свердловская областная Дума — первый орган законодательной власти в Свердловской области. В ноябре того же года она приняла Устав Свердловской области, в котором была прописана новая система организации органов областной власти. Так, высшим должностным лицом и главой исполнительной власти становился Губернатор Свердловской области, исполнительным и распорядительным органом — Правительство Свердловской области, а органом законодательной власти — двухпалатное Законодательное Собрание Свердловской области. Соответствующие нормы устава вступали в силу постепенно, по мере проведения выборов органов власти. Так, в августе 1995 года был впервые избран Губернатор Свердловской области, после чего к нему перешли полномочия Администрации Свердловской области. В октябре 1995 года было окончательно сформировано и заработало в новом статусе Правительство Свердловской области.

В апреле 1996 года было избрано Законодательное Собрание Свердловской области — Областная Дума и Палата Представителей. Свердловская областная Дума прекратила свою работу, передав полномочия заксобранию, а половина её депутатов стали депутатами Областной думы Законодательного собрания Свердловской области. Областная Дума Законодательного Собрания Свердловской области состояла из 28 депутатов, избираемых по пропорциональной системе сроком на 4 года, каждые 2 года переизбирались 14 депутатов (т.н. «ротация»). В 1996—2010 годах выборы проходили в марте-апреле каждого чётного года, за исключением 2006 года, когда выборы прошли в октябре. Палата Представителей Законодательного собрания Свердловской области состояла из 21 депутата и избиралась по мажоритарной системе сроком на 4 года (до 1999 г. — на 2 года). Выборы проходили в 1996, 1998, 2000, 2004 и 2008 гг. В отличие от Областной Думы, депутаты Палаты Представителей могли осуществлять свои полномочия на неосвобождённой основе, однако с 2004 года вступил в силу запрет на совмещение работы в Палате Представителей с государственной и муниципальной службой, что сделало невозможным избрание в её состав действующих глав муниципальных образований.

В 2010 году был принят новый устав области, в соответствии с которым с декабря 2011 года Законодательное Собрание стало однопалатным.

Действующие органы государственной власти Свердловской области Править

Губернатор Свердловской области Править

Высшее должностное лицо Свердловской области с 1995 г., возглавляет систему органов исполнительной власти области. В 2012-2013 гг. также существовала должность вице-губернатора Свердловской области. Впервые избран 20 августа 1995 г., вступил в должность 23 августа 1995 года. В 1995—2005 годах избирался всенародно населением Свердловской области (выборы проходили в 1995, 1999 и 2003 годах). С 2005 года наделяется полномочиями Законодательным Собранием Свердловской области по представлению Президента Российской Федерации. В последний раз процедура наделения полномочиями проходила в мае 2012 года. С 14 мая 2012 года Губернатором Свердловской области является Куйвашев Евгений Владимирович.

Правительство Свердловской области Править

Высший исполнительный орган государственной власти Свердловской области. Нынешний статус имеет с 1995 года. Возглавляется Председателем Правительства Свердловской области, формируется Губернатором Свердловской области, причём председатель и 3 члена правительства (министры финансов, социального обеспечения и по управлению государственным имуществом) дополнительно утверждаются в должности Законодательным собранием. В состав правительства входят исполнительные органы государственной власти Свердловской области — министерства, департаменты, управления, комитеты, комиссии и прочие государственные учреждения. С 20 июня 2012 года председателем Правительства Свердловской области является Паслер Денис Владимирович.

Законодательное Собрание Свердловской области Править

Состоит из 50 депутатов, половина которых избирается на мажоритарной основе по одномандатным избирательным округам, а другая половина — на пропорциональной основе (по партийным спискам) в общеобластном избирательном округе. Срок полномочий собрания — 5 лет. Первые выборы заксобрания в новой его конфигурации прошли 4 декабря 2011 года. С декабря 2011 года председателем Законодательного Собрания Свердловской области является Л.В. Бабушкина.

Другие органы государственной власти Править

В соответствии с областными законами могут создаваться и другие органы государственной власти и управления Свердловской области, например в 1996-1997 гг. были созданы и функционируют по настоящее время администрации управленческих округов Свердловской области, являющиеся территориальными межотраслевыми исполнительными органами государственной власти Свердловской области. Управляющие округами до 2012 года были по должности членами Правительства Свердловской области.

Федеральные органы государственной власти Править

На территории Свердловской области действуют территориальные управления (главные управления, отделы и т.п.) федеральных органов государственной власти, к важнейшим из которых можно отнести Главное управление МВД России по Свердловской области, Управление ФСБ России по Свердловской области, Прокуратуру Свердловской области, Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Свердловской области, Главное управление Центрального банка Российской Федерации по Свердловской области и др.

Координация деятельности федеральных органов государственной власти (в основном исполнительной) в 1991—2000 гг. осуществлялась Полномочным представителем Президента Российской Федерации в Свердловской области. С 2000 года эти функции осуществляет аппарат Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе, в котором имеется должность Главного федерального инспектора по Свердловской области.

К федеральным судебным органам, действующим в Свердловской области, относятся Свердловский областной суд и 59 районных и городских судов; федеральный арбитражный суд Уральского округа, 17-й арбитражный апелляционный суд, Арбитражный суд Свердловской области, Уральский окружной военный суд и 2 гарнизонных военных суда.

Обсуждение закрыто.